Jump to content

Фриц Грюнбаум

Фриц Грюнбаум
Рожденный
Франц Фридрих Грюнбаум

( 1880-04-07 ) 7 апреля 1880 г.
Умер 14 января 1941 г. ( 1941-01-14 ) (60 лет)
Род занятий Артист кабаре, автор оперетт и песен, режиссер, актер и конферансье.
Грюнбаум (2-й слева) перед кабаре Die Hölle, гр. 1908 год

Франц Фридрих « Фриц » Грюнбаум (7 апреля 1880 – 14 января 1941) был австрийским еврейским артистом кабаре , автором оперетт и популярных песен , актером и конферансье , чья коллекция произведений искусства была разграблена нацистами перед тем, как он был убит во время Холокоста . [ 1 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Грюнбаум родился и вырос в Брюнне , тогдашней столице Маркграфства Моравии (ныне Брно, Чехия ). [ 2 ] [ 3 ] Позже он заявил, что его отец был «торговцем произведениями искусства». С 4 октября 1899 года по 31 июля 1903 года он учился на юридическом факультете Венского университета , проживая во 2-м округе, как и большинство еврейских мигрантов в Вену. Он не получил докторскую степень в области права, поэтому не мог практиковать, но ушел с эквивалентом степени магистра . [ 2 ] Еще будучи студентом, он работал журналистом и юрисконсультом в финансовом отделе и полиции Брюнна и основал там литературное объединение Neue Akademische Vereinigung für Kunst und Literatur, которое привлекло в город многих современных писателей. [ 2 ]

В 1906 году он вернулся в Вену и стал конферансье в новом кабаре в подвале Театра ан дер Вин под названием Die Hölle [ de ] (Ад); он открылся 7 октября 1906 года «Фриной» , первой опереттой, для которой он написал либретто (с Робертом Боданцки ). [ 2 ] В 1907 году, когда он выступал на сцене кабаре, офицер сделал антисемитское резкое замечание; Грюнбаум ударил его по ушам, а затем дрался с ним в дуэли на саблях и пистолетах и ​​был ранен. [ 2 ]

С 1907 по 1910 год он уехал из Вены в Берлин по контракту конферансье с Рудольфом Нельсоном после первого выступления в кабаре Нельсона «Чат Нуар» («Черная кошка»). [ 2 ] [ 4 ] Затем он вернулся в Вену, где еще два года работал в Die Hölle, а затем в Simplicissimus (ныне кабаре Simpl [ de ] ). Теперь он был хорошо известен своими рифмованными монологами, либретто и текстами песен. [ 2 ]

Его карьера была прервана в 1915 году из-за службы добровольцем во время Первой мировой войны , но его работа продолжала выполняться, и он продолжал писать, в том числе пацифистские стихи, опубликованные только после окончания войны. [ 2 ] Грюнбаум также часто выступал в качестве конферансье в Берлине. [ 2 ]

В 1920-е годы он часто переезжал между Веной и Берлином, где в 1921 году встретил Карла Фаркаса ; в 1922 году они начали сотрудничать в качестве церемониймейстеров, оба импровизируя рифму, - так называемую Doppelconférence , благодаря которой они прославились. В конце 1924 года он начал сотрудничество с Куртом Робичеком [ де ] и Полом Морганом Kabarett der Komiker [ de ] (Кабаре комедиантов) или Кадеко в Берлине, а также писал для своего информационного бюллетеня Die Frechheit (Щека). Он также получил признание в немецких городах Франкфурт, Лейпциг и Мюнхен, а также за его пределами в Карловых Варах , Мариенбаде и Праге, выступал в Берлинском народном театре и венском Камершпиле [ де ] и снялся более чем в десяти фильмах. [ 2 ]

Он также стал более политически активным. В сентябре 1925 года он начал еженедельную колонку стихотворных комментариев в венской газете Neue 8 Uhr-Blatt , а в апреле 1927 года стал одним из подписантов Kundgebung für ein geistiges Wien , призывающего гарантировать интеллектуальную свободу. [ 2 ] Когда во время выступления отключилось электричество, он однажды пошутил: «Я ничего не вижу, ни одной вещи; должно быть, я наткнулся на национал-социалистическую культуру». [ 2 ] [ 5 ]

После захвата власти нацистами в 1933 году еврейским артистам было запрещено выступать в Германии. [ 6 ] и многие переехали в Вену. Грюнбаум стал темой статьи в Der Stürmer В следующем году . Последнее ревю его и Фаркаса, Metro Grünbaum – Farkas tönende Wochenschau , премьера которого состоялась 29 февраля 1938 года; 12 марта нацисты вошли в Австрию , и шоу закрылось через две недели. [ 2 ]

Нацистские преследования и убийства

[ редактировать ]
Регистрационная карточка Грюнбаума в концентрационном лагере Дахау

Грюнбаум и его жена Лилли попытались бежать в Чехословакию , но были пойманы. Первоначально он был интернирован в Вене как политически нежелательный человек, а не как еврей; 24 мая 1938 года вместе с Морганом, Фрицем Лёнер-Бедой и Германом Леопольди был депортирован в концентрационный лагерь Дахау. Оттуда его перевезли в Бухенвальд 23 сентября 1938 г., а 4 октября 1940 г. обратно в Дахау. Он продолжал шутить, например, размышляя об эффективности голодания как лекарства от диабета и в ответ на то, что охранник отказывал ему в мыле, говоря, что тем, у кого не хватает денег на мыло, нечего управлять концентрационным лагерем. [ 2 ] [ 7 ] После последнего выступления в канун Нового года перед сокамерниками он умер 14 января 1941 года. [ 2 ]

Ему была посвящена звезда на Аллее славы кабаре в Майнце , Германия. Похоронен на Центральном кладбище Вены , Старая израильская часть, ворота 1.

Могила Грюнбаума на Центральном кладбище Вены с памятником его жене Лилли.

Фриц Грюнбаум был женат трижды. 1 августа 1908 года он женился на Карли Нагельмюллер [ де ] , коллеге-кабаретистке, с которой он познакомился в «Шат Нуар»; они развелись в декабре 1914 года, и она умерла в 1930 году. [ 8 ] Затем он женился на певице Миззи Дрессл. [ 9 ] 10 ноября 1919 года он женился в последний раз на Элизабет «Лилли» Герцль. [ 10 ] Ее выселили из их квартиры в Вене 15 июля 1938 года, и она переехала к подруге Эльзе Клаубер; после нескольких насильственных переселений они оба были депортированы 5 октября 1942 года в лагерь смерти Малый Тростенец , где она умерла 9 октября. [ 2 ]

Коллекция произведений искусства

[ редактировать ]
Шиле «Женщина в черном переднике» (1911)

Начиная с 1920-х годов Грюнбаум собрал известную коллекцию произведений искусства, особенно австрийского модернистского искусства , работы из которых были представлены в каталогах и на выставках. Коллекция насчитывала более 400 произведений, в том числе 80 работ Эгона Шиле . Коллекция исчезла в период нацизма. В начале 1950-х годов примерно 25% появилось на арт-рынке через швейцарского арт-дилера Эберхарда Корнфельда . Судьба остальных неизвестна. [ 11 ]

Наследники Грюнбаума боролись за владение произведениями, которые когда-то были частью его коллекции. В 2005 году попытка вернуть себе « Сидящую женщину с согнутой левой ногой (туловищем)» Шиле была сорвана, поскольку суд счел, что прошло слишком много времени, чтобы предъявить права на нее. наследникам [ 1 ]

Свою первую победу наследники одержали в 2014 году, когда акварель Шиле « Город на Голубой реке » была продана аукционным домом Christie's с признанием того, что Грюнбаум был предыдущим владельцем, а часть выручки зарезервирована для его наследников. Последнее дело, которое рассматривалось в судах с 2015 года, принесло еще большую победу. В 2019 году суд первой инстанции Нью-Йорка вынес решение в пользу наследников и против лондонского арт-дилера Ричарда Надя, который претендовал на право собственности. Затем, в 2022 году, Апелляционный суд Нью-Йорка оставил в силе решение суда низшей инстанции со счетом 5:0. Судья Анил Сингх написал: «Мы отвергаем представление о том, что можно сказать, что человек, подписавший доверенность в лагере смерти, оформил документ добровольно. ... Любая последующая передача произведений искусства не передает юридического права». [ 12 ]

Семья Грюнбаум также обратилась к Музею Леопольда с просьбой вернуть им акварель Шиле «Tote Stadt III» (1911), которая, по их словам, была разграблена нацистами. [ 13 ]

В сентябре 2023 года три произведения австрийского экспрессиониста Эгона Шиле , которые, как предполагалось, были украдены из Грюнбаума, были конфискованы правоохранительными органами Нью-Йорка у Чикагского института искусств , Музеев Карнеги в Питтсбурге и Мемориального художественного музея Аллена в Оберлин-колледже в Огайо. , заявив разумные основания полагать, что три произведения искусства являются украденной собственностью. эти части также являются объектом гражданского судопроизводства от имени его наследников. [ 14 ]

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Die Dollarprinzessin (Оперетта Лео Фаля , 1907, с А. М. Виллнером )
  • Любовный вальс (Оперетта Карла Михаэля Цирера , 1908, с Робертом Боданцки )
  • Der Zigeunerprimas (Оперетта Эммериха Кальмана , 1912, с Юлиусом Вильгельмом [ де ] )
  • Штурмидилл (комедия, 1914, с Вильгельмом Стерком [ де ] )
  • Фаворитка (Оперетта Роберта Штольца с Вильгельмом Стерком, 1916)
  • Die Csikós Baroness (Оперетта Георга Ярно , 1920)
  • Дорин и Шанс (Музыкальная комедия Жана Жильбера , 1922, с Вильгельмом Стерком)
  • Traumexpress (Оперетта Роберта Катчера [ де ] , 1931, с Карлом Фаркасом )
  • Сотворение (Кабаре)
  • Ад на небесах (Кабаре)
  • «Сотворение» и другие пьесы кабаре , Вена/Мюнхен: Löcker Verlag, 1984, ISBN   3-85409-071-4
  • Тихий мудрец. Стихи и монологи из репертуара , изд. Ганса Вейгля, Вена, 1992, ISBN   3-218-00552-3
  • Привет, здесь Грюнбаум! , Вена/Мюнхен: Löcker Verlag, 2001, ISBN   3-85409-330-6

Тексты песен

[ редактировать ]
  • «В Шенбрунне»
  • «Я видел, как мисс Хелен купалась»

Фильмография

[ редактировать ]

Сценарист

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Кристоф Вагнер-Тренквиц и Мари-Терес Арнбом, привет! Фриц Грюнбаум 1880–1941 , Брандштеттер, 2005 г., ISBN   3-85498-393-X
  • Виктор Ротталер, «Весна для Гитлера. Исторические образцы для подражания Дани Леви», Frankfurter Rundschau , 13 января 2007 г., стр. 15
  • Кабаре - моя гибель - 2 компакт-диска (CD1: Шансоны, конференции и тексты Фрица Грюнбаума (и с его участием). CD2: Очерк Фолькера Кюна о Фрице Грюнбауме), под ред. Mnemosyne, Neckargemünd/Вена: издательство Old Hats & New Media, февраль 2005 г., ISBN   3-934012-23-Х
  • Ханс Вейгль, «Проекты памятника Грюнбауму. Фриц Грюнбаум и венское кабаре», Грац/Вена: ÖKA, 2001, ISBN   3-9501427-0-3
  • Эрнст Федерн, «60-летие Фрица Грюнбаума в концентрационном лагере», в: Роланд Кауфхольд, изд., Эксперименты по психологии террора , Гиссен: Psychosocial-Verlag, 1999, стр. 95–97.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Фельдман, Элла (24 октября 2022 г.). «Нацисты украли две картины у звезды еврейского кабаре. Теперь их наследники продают их» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский институт . Проверено 25 октября 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Арнбом, Мари-Терес (13 апреля 2005 г.). « Приветствуй меня, Боже!» » (на немецком языке). Координационный комитет христианско-еврейского сотрудничества. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года.
  3. ^ «Грюнбаум, Фриц» . Австрия-Форум (на немецком языке) . Проверено 13 апреля 2021 г.
  4. ^ Карин Плуг (2015). ...Когда по нотам научились играть...Часть 2 История и рассказы популярной музыки до 1945 года - Композиторы - Либреттисты - Авторы текстов (на немецком языке). Нордерштедт. ISBN  978-3-7386-7287-9 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Ули Юнг (1997). «Грюнбаум, Фриц». В Уолтере Фрице (ред.). Я познаю мир в кино: 100 лет кино и кино в Австрии (на немецком языке). Мюнхен. п. 146. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ «Антисемитское законодательство 1933–1939» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 10 апреля 2021 г.
  7. ^ Буклеты Dachauer (на немецком языке). Издательство Дахауэр Хефте. 2007. с. 91.
  8. ^ Моника Корнбергер (18 октября 2019 г.). «Нагельмюллер, Карли (Карли, она же Каролина)» . Австрийский музыкальный лексикон (на немецком языке) . Проверено 16 апреля 2021 г.
  9. ^ Сюжет, стр. 309.
  10. ^ Моника Корнбергер (2021). «Однажды любовь спела нам песню»: немецкие хиты межвоенного периода в Вене и их главные герои: справочник (на немецком языке). Вена. п. 106. ИСБН  9783990128251 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ «Поиск в коллекции Грюнбаума» . Коллекция Грюнбаума . Раймонд Дж. Дауд . Проверено 28 апреля 2020 г.
  12. ^ «Правила суда для семьи коллекционера произведений искусства, убитого нацистами» . 28 июля 2022 г.
  13. ^ «Музей Леопольда защищается от исков о реституции» . Новости Артнета . 5 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2020 г. . Проверено 10 апреля 2021 г.
  14. ^ «Произведения искусства Шиле, предположительно украденные во время Холокоста, изъяты из музеев США» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 15 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b7e553210ac65db03af59045d7ef74d__1724265060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/4d/5b7e553210ac65db03af59045d7ef74d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fritz Grünbaum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)