Фриц Грюнбаум
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2018 г. ) |
Фриц Грюнбаум | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Франц Фридрих Грюнбаум 7 апреля 1880 г. |
Умер | 14 января 1941 г. | (60 лет)
Род занятий | Артист кабаре, автор оперетт и песен, режиссер, актер и конферансье. |

Франц Фридрих « Фриц » Грюнбаум (7 апреля 1880 – 14 января 1941) был австрийским еврейским артистом кабаре , автором оперетт и популярных песен , актером и конферансье , чья коллекция произведений искусства была разграблена нацистами перед тем, как он был убит во время Холокоста . [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Грюнбаум родился и вырос в Брюнне , тогдашней столице Маркграфства Моравии (ныне Брно, Чехия ). [ 2 ] [ 3 ] Позже он заявил, что его отец был «торговцем произведениями искусства». С 4 октября 1899 года по 31 июля 1903 года он учился на юридическом факультете Венского университета , проживая во 2-м округе, как и большинство еврейских мигрантов в Вену. Он не получил докторскую степень в области права, поэтому не мог практиковать, но ушел с эквивалентом степени магистра . [ 2 ] Еще будучи студентом, он работал журналистом и юрисконсультом в финансовом отделе и полиции Брюнна и основал там литературное объединение Neue Akademische Vereinigung für Kunst und Literatur, которое привлекло в город многих современных писателей. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1906 году он вернулся в Вену и стал конферансье в новом кабаре в подвале Театра ан дер Вин под названием Die Hölle (Ад); он открылся 7 октября 1906 года «Фриной» , первой опереттой, для которой он написал либретто (с Робертом Боданцки ). [ 2 ] В 1907 году, когда он выступал на сцене кабаре, офицер сделал антисемитское резкое замечание; Грюнбаум ударил его по ушам, а затем дрался с ним в дуэли на саблях и пистолетах и был ранен. [ 2 ]
С 1907 по 1910 год он уехал из Вены в Берлин по контракту конферансье с Рудольфом Нельсоном после первого выступления в кабаре Нельсона «Чат Нуар» («Черная кошка»). [ 2 ] [ 4 ] Затем он вернулся в Вену, где еще два года работал в Die Hölle, а затем в Simplicissimus (ныне кабаре Simpl ). Теперь он был хорошо известен своими рифмованными монологами, либретто и текстами песен. [ 2 ]
Его карьера была прервана в 1915 году из-за службы добровольцем во время Первой мировой войны , но его работа продолжала выполняться, и он продолжал писать, в том числе пацифистские стихи, опубликованные только после окончания войны. [ 2 ] Грюнбаум также часто выступал в качестве конферансье в Берлине. [ 2 ]
В 1920-е годы он часто переезжал между Веной и Берлином, где в 1921 году встретил Карла Фаркаса ; в 1922 году они начали сотрудничать в качестве церемониймейстеров, оба импровизируя рифму, - так называемую Doppelconférence , благодаря которой они прославились. В конце 1924 года он начал сотрудничество с Куртом Робичеком и Полом Морганом Kabarett der Komiker (Кабаре комедиантов) или Кадеко в Берлине, а также писал для своего информационного бюллетеня Die Frechheit (Щека). Он также получил признание в немецких городах Франкфурт, Лейпциг и Мюнхен, а также за его пределами в Карловых Варах , Мариенбаде и Праге, выступал в Берлинском народном театре и венском Камершпиле и снялся более чем в десяти фильмах. [ 2 ]
Он также стал более политически активным. В сентябре 1925 года он начал еженедельную колонку стихотворных комментариев в венской газете Neue 8 Uhr-Blatt , а в апреле 1927 года стал одним из подписантов Kundgebung für ein geistiges Wien , призывающего гарантировать интеллектуальную свободу. [ 2 ] Когда во время выступления отключилось электричество, он однажды пошутил: «Я ничего не вижу, ни одной вещи; должно быть, я наткнулся на национал-социалистическую культуру». [ 2 ] [ 5 ]
После захвата власти нацистами в 1933 году еврейским артистам было запрещено выступать в Германии. [ 6 ] и многие переехали в Вену. Грюнбаум стал темой статьи в Der Stürmer В следующем году . Последнее ревю его и Фаркаса, Metro Grünbaum – Farkas tönende Wochenschau , премьера которого состоялась 29 февраля 1938 года; 12 марта нацисты вошли в Австрию , и шоу закрылось через две недели. [ 2 ]
Нацистские преследования и убийства
[ редактировать ]
Грюнбаум и его жена Лилли попытались бежать в Чехословакию , но были пойманы. Первоначально он был интернирован в Вене как политически нежелательный человек, а не как еврей; 24 мая 1938 года вместе с Морганом, Фрицем Лёнер-Бедой и Германом Леопольди был депортирован в концентрационный лагерь Дахау. Оттуда его перевезли в Бухенвальд 23 сентября 1938 г., а 4 октября 1940 г. обратно в Дахау. Он продолжал шутить, например, размышляя об эффективности голодания как лекарства от диабета и в ответ на то, что охранник отказывал ему в мыле, говоря, что тем, у кого не хватает денег на мыло, нечего управлять концентрационным лагерем. [ 2 ] [ 7 ] После последнего выступления в канун Нового года перед сокамерниками он умер 14 января 1941 года. [ 2 ]
Ему была посвящена звезда на Аллее славы кабаре в Майнце , Германия. Похоронен на Центральном кладбище Вены , Старая израильская часть, ворота 1.

Браки
[ редактировать ]Фриц Грюнбаум был женат трижды. 1 августа 1908 года он женился на Карли Нагельмюллер , коллеге-кабаретистке, с которой он познакомился в «Шат Нуар»; они развелись в декабре 1914 года, и она умерла в 1930 году. [ 8 ] Затем он женился на певице Миззи Дрессл. [ 9 ] 10 ноября 1919 года он женился в последний раз на Элизабет «Лилли» Герцль. [ 10 ] Ее выселили из их квартиры в Вене 15 июля 1938 года, и она переехала к подруге Эльзе Клаубер; после нескольких насильственных переселений они оба были депортированы 5 октября 1942 года в лагерь смерти Малый Тростенец , где она умерла 9 октября. [ 2 ]
Коллекция произведений искусства
[ редактировать ]
Начиная с 1920-х годов Грюнбаум собрал известную коллекцию произведений искусства, особенно австрийского модернистского искусства , работы из которых были представлены в каталогах и на выставках. Коллекция насчитывала более 400 произведений, в том числе 80 работ Эгона Шиле . Коллекция исчезла в период нацизма. В начале 1950-х годов примерно 25% появилось на арт-рынке через швейцарского арт-дилера Эберхарда Корнфельда . Судьба остальных неизвестна. [ 11 ]
Наследники Грюнбаума боролись за владение произведениями, которые когда-то были частью его коллекции. В 2005 году попытка вернуть себе « Сидящую женщину с согнутой левой ногой (туловищем)» Шиле была сорвана, поскольку суд счел, что прошло слишком много времени, чтобы предъявить права на нее. наследникам [ 1 ]
Свою первую победу наследники одержали в 2014 году, когда акварель Шиле « Город на Голубой реке » была продана аукционным домом Christie's с признанием того, что Грюнбаум был предыдущим владельцем, а часть выручки зарезервирована для его наследников. Последнее дело, которое рассматривалось в судах с 2015 года, принесло еще большую победу. В 2019 году суд первой инстанции Нью-Йорка вынес решение в пользу наследников и против лондонского арт-дилера Ричарда Надя, который претендовал на право собственности. Затем, в 2022 году, Апелляционный суд Нью-Йорка оставил в силе решение суда низшей инстанции со счетом 5:0. Судья Анил Сингх написал: «Мы отвергаем представление о том, что можно сказать, что человек, подписавший доверенность в лагере смерти, оформил документ добровольно. ... Любая последующая передача произведений искусства не передает юридического права». [ 12 ]
Семья Грюнбаум также обратилась к Музею Леопольда с просьбой вернуть им акварель Шиле «Tote Stadt III» (1911), которая, по их словам, была разграблена нацистами. [ 13 ]
В сентябре 2023 года три произведения австрийского экспрессиониста Эгона Шиле , которые, как предполагалось, были украдены из Грюнбаума, были конфискованы правоохранительными органами Нью-Йорка у Чикагского института искусств , Музеев Карнеги в Питтсбурге и Мемориального художественного музея Аллена в Оберлин-колледже в Огайо. , заявив разумные основания полагать, что три произведения искусства являются украденной собственностью. эти части также являются объектом гражданского судопроизводства от имени его наследников. [ 14 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]- Die Dollarprinzessin (Оперетта Лео Фаля , 1907, с А. М. Виллнером )
- Долларовая принцесса (Оперетта Лео Фолла, 1909, с А. М. Уиллнером, английская адаптация Бэзила Худа )
- Любовный вальс (Оперетта Карла Михаэля Цирера , 1908, с Робертом Боданцки )
- Der Zigeunerprimas (Оперетта Эммериха Кальмана , 1912, с Юлиусом Вильгельмом )
- Штурмидилл (комедия, 1914, с Вильгельмом Стерком )
- Фаворитка (Оперетта Роберта Штольца с Вильгельмом Стерком, 1916)
- Die Csikós Baroness (Оперетта Георга Ярно , 1920)
- Дорин и Шанс (Музыкальная комедия Жана Жильбера , 1922, с Вильгельмом Стерком)
- Traumexpress (Оперетта Роберта Катчера , 1931, с Карлом Фаркасом )
- Сотворение (Кабаре)
- Ад на небесах (Кабаре)
- «Сотворение» и другие пьесы кабаре , Вена/Мюнхен: Löcker Verlag, 1984, ISBN 3-85409-071-4
- Тихий мудрец. Стихи и монологи из репертуара , изд. Ганса Вейгля, Вена, 1992, ISBN 3-218-00552-3
- Привет, здесь Грюнбаум! , Вена/Мюнхен: Löcker Verlag, 2001, ISBN 3-85409-330-6
Тексты песен
[ редактировать ]- «В Шенбрунне»
- «Я видел, как мисс Хелен купалась»
Фильмография
[ редактировать ]- Богатые, молодые и красивые , режиссёр Фриц Фрейслер (1928, по мотивам музыкальной комедии Dorine und der Zufall )
- «Цыганский вождь» , режиссёр Карл Вильгельм (1929, по мотивам оперетты Der Zigeunerprimas )
- Die Csikósbaroness , режиссёры Якоб Флек и Луиза Флек (1930, по мотивам оперетты Die Csikósbaroness )
Сценарист
[ редактировать ]- «Все просят Эрику» , режиссёр Фредерик Зельник (1931)
- Liebeskommando , режиссер Геза фон Болвари (1931)
- Песня, поцелуй, девушка , режиссёр Геза фон Болвари (1932)
Актер
[ редактировать ]- Кража Моны Лизы (1931)
- Моя жена, самозванка (1931), как Зильберманн
- Добродетельный грешник (1931), как Калапка
- Бедный как церковная мышь (1931), как Шюнцль
- Однажды я не хочу иметь никаких забот (1932)
- Песня, поцелуй, девушка (1932), как Адольф Мюнцер
- Человек без имени (1932), как Эрвин Габлинки
- Дела уже идут лучше (1932), как Юстизрат Фелдакер
- Девушки, выходящие замуж (1932), как Сигурд Бернштейн
Источники
[ редактировать ]- Кристоф Вагнер-Тренквиц и Мари-Терес Арнбом, привет! Фриц Грюнбаум 1880–1941 , Брандштеттер, 2005 г., ISBN 3-85498-393-X
- Виктор Ротталер, «Весна для Гитлера. Исторические образцы для подражания Дани Леви», Frankfurter Rundschau , 13 января 2007 г., стр. 15
- Кабаре - моя гибель - 2 компакт-диска (CD1: Шансоны, конференции и тексты Фрица Грюнбаума (и с его участием). CD2: Очерк Фолькера Кюна о Фрице Грюнбауме), под ред. Mnemosyne, Neckargemünd/Вена: издательство Old Hats & New Media, февраль 2005 г., ISBN 3-934012-23-Х
- Ханс Вейгль, «Проекты памятника Грюнбауму. Фриц Грюнбаум и венское кабаре», Грац/Вена: ÖKA, 2001, ISBN 3-9501427-0-3
- Эрнст Федерн, «60-летие Фрица Грюнбаума в концентрационном лагере», в: Роланд Кауфхольд, изд., Эксперименты по психологии террора , Гиссен: Psychosocial-Verlag, 1999, стр. 95–97.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фельдман, Элла (24 октября 2022 г.). «Нацисты украли две картины у звезды еврейского кабаре. Теперь их наследники продают их» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский институт . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Арнбом, Мари-Терес (13 апреля 2005 г.). « Приветствуй меня, Боже!» » (на немецком языке). Координационный комитет христианско-еврейского сотрудничества. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года.
- ^ «Грюнбаум, Фриц» . Австрия-Форум (на немецком языке) . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Карин Плуг (2015). ...Когда по нотам научились играть...Часть 2 История и рассказы популярной музыки до 1945 года - Композиторы - Либреттисты - Авторы текстов (на немецком языке). Нордерштедт. ISBN 978-3-7386-7287-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ули Юнг (1997). «Грюнбаум, Фриц». В Уолтере Фрице (ред.). Я познаю мир в кино: 100 лет кино и кино в Австрии (на немецком языке). Мюнхен. п. 146.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Антисемитское законодательство 1933–1939» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Буклеты Dachauer (на немецком языке). Издательство Дахауэр Хефте. 2007. с. 91.
- ^ Моника Корнбергер (18 октября 2019 г.). «Нагельмюллер, Карли (Карли, она же Каролина)» . Австрийский музыкальный лексикон (на немецком языке) . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Сюжет, стр. 309.
- ^ Моника Корнбергер (2021). «Однажды любовь спела нам песню»: немецкие хиты межвоенного периода в Вене и их главные герои: справочник (на немецком языке). Вена. п. 106. ИСБН 9783990128251 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Поиск в коллекции Грюнбаума» . Коллекция Грюнбаума . Раймонд Дж. Дауд . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ «Правила суда для семьи коллекционера произведений искусства, убитого нацистами» . 28 июля 2022 г.
- ^ «Музей Леопольда защищается от исков о реституции» . Новости Артнета . 5 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2020 г. . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Произведения искусства Шиле, предположительно украденные во время Холокоста, изъяты из музеев США» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 15 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Фрица Грюнбаума или о нем в Интернет-архиве
- Блог о разграбленной коллекции произведений искусства Фрица Грюнбаума
- В Интернет-базе данных о потерянных произведениях искусства, заархивированной 19 февраля 2012 года в Wayback Machine Координационного бюро по утрате культурных ценностей, перечислены произведения искусства, которые, как известно, являются частью коллекции Грюнбаума.
- 1880 рождений
- 1941 смертей
- Актеры из Брно
- Артисты еврейского кабаре
- Люди из Маркграфства Моравии
- Австрийские евреи, погибшие во время Холокоста
- Кабаретисты
- Австрийские писатели-мужчины
- Австрийские комики-мужчины
- Австрийские эмигранты в Германии
- Веймарское кабаре
- Ведущие церемонии
- Еврейские австрийские актеры-мужчины
- Австрийские мирные жители погибли во Второй мировой войне
- Австрийцы, погибшие в концлагере Дахау
- Еврейские австрийские писатели
- Еврейские музыканты
- комики 20-го века
- Писатели из Брно
- Коллекционеры еврейского искусства
- Моравские евреи
- Искусство, украденное нацистами