Луиза Флек
Луиза Флек , также известная как Луиза Кольм или Луиза Кольм-Флек , урожденная Луиза или Луиза Вельте (1 августа 1873–15 марта 1950), была австрийским кинорежиссером и считалась второй женщиной-режиссером художественного кино в мире. после Алисы Ги-Блаше . Ее сын, Вальтер Кольм-Велте , также был известным кинорежиссером. Однако хронологически второй женщиной-режиссером художественного кино в мире после Алисы Ги-Блаше была Эбба Линдквист , дебютировавшая в качестве режиссера за год до Луизы Флек.
Жизнь
[ редактировать ]Австрия, венский художественный фильм и Вита-Фильм: до 1926 г.
[ редактировать ]Луиза родилась в Вене, дочери Луи Вельте, владельца городского паноптикума , происходила из семьи выходцев из Лиона , поселившихся в Австрии в начале 19 века. Ее братом был Клавдий Вельте , также позже известный как кинорежиссер.
Еще в детстве она помогала отцу в его бизнесе, работая на кассе. В январе 1910 года она и ее первый муж Антон Кольм вместе с оператором Якобом Флеком и ее братом Клавдием основали Erste österreichische Kinofilms-Industrie , первую значительную кинокомпанию в Австрии, при финансовой поддержке из ряда источников. , включая отца Луизы. Через год она была переименована в Österreichisch-Ungarische Kinoindustrie GmbH , а в конце 1911 года, после крупной финансовой реконструкции, была переименована в Wiener Kunstfilm-Industrie .
Первыми постановками компании были короткие документальные фильмы, снятые в Вене и других частях Австро-Венгерской империи . Конкуренция была жесткой, поскольку новой компании пришлось противостоять очень крупным международным французским кинокомпаниям, которые в то время доминировали на австрийском рынке.
Французские компании были изгнаны из Австрии в начале Первой мировой войны, но появилась новая конкуренция в виде чрезвычайно богатой компании «Саша-Фильм» , также австрийской. Во время войны обе компании боролись за доминирование на рынках кинохроники и пропаганды, но превосходные финансовые ресурсы Sascha-Film позволили им прочно занять лидирующие позиции к 1918 году и помогли им пережить экономический и политический крах Австрии сразу после окончания войны. войны. Wiener Kunstfilm пришлось распустить, но Антон Кольм смог реструктурировать его финансы и в 1919 году перезапустить компанию под названием Vita-Film .
Сразу же началась работа над престижными новыми киностудиями в Розенхюгеле в Мауэре . [ 1 ] но в 1922 году из-за серьезных разногласий со своими финансовыми покровителями Антон и Луиза Кольм и Якоб Флек разорвали связь с «Вита-Фильм». [ 2 ] Антон умер позже в том же году. Луиза и Флек поженились в 1924 году и уехали в Берлин в 1926 году. [ 3 ]
Германия 1926–33; Австрия 1933-40
[ редактировать ]В Германии Луиза и ее муж работали в берлинских продюсерских компаниях, в частности в Liddy Hegewald и UFA . За этот период они сняли от 30 до 40 фильмов, иногда до девяти за год. Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, они вернулись в Вену, поскольку Якоб был евреем, но продолжали продюсировать для «Hegewald-Film» в Вене и Праге , в то время как сын Луизы Вальтер Кольм-Велте, получивший квалификацию звукорежиссера в Тобис-Фильме, Тонбильд-Синдикат номинально отвечал за руководство.
Когда в 1938 году национал-социалисты также пришли к власти в Австрии в результате аншлюса и контроль над австрийской киноиндустрией практически в одночасье перешел в руки Рейхскультуркамеры , для них больше не было работы.
Ссылка 1940-47 гг.
[ редактировать ]Якоб Флек был интернирован в 1938 году в концентрационный лагерь Дахау , но был освобожден в 1940 году, когда он и Луиза отправились в ссылку в Шанхай . Они сотрудничали с китайским режиссером Фэй Му в совместной режиссуре фильма Söhne und Töchter der Welt («Сыновья и дочери мира»), который до создания Китайской Народной Республики был единственным сотрудничеством между китайскими и зарубежные кинематографисты. Его премьера состоялась 4 октября 1941 года в театре Инь Ду в Шанхае.
Возвращение в Австрию 1947–50 гг.
[ редактировать ]В 1947 году, в том же году, когда открылась первая послевоенная киностудия Австрии. [ 4 ] Флекки вернулись в Вену, чтобы спланировать свое возвращение, которое, однако, так и не осуществилось, хотя несколько фильмов было снято под названием возрожденного Neuer Wiener-Kunstfilm . Луиза Флек умерла в 1950 году, Якоб Флек — три года спустя.
Работает
[ редактировать ]В 1911 году была выпущена ее первая работа в качестве сорежиссера: Die Glückspuppe («Кукла удачи»). В том же году последовали и другие драмы: Der Dorftrottel («Деревенский идиот»), Tragödie eines Fabriksmädels («Трагедия фабричной девушки») и Nur ein Armer Knecht («Просто бедный парень»). В 1913 году состоялись премьеры ее режиссёрских и продюсерских работ «Der Psychiater» («Психиатр») и Das Proletarierherz («Пролетарское сердце»). [ 5 ]
Во время Первой мировой войны она поставила прогабсбургские пропагандистские драмы Mit Herz und Hand fürs Vaterland («Рукой и сердцем за отечество») (1915) и Mit Gott für Kaiser und Reich («С Богом за Кайзера и Рейха»). (1916). В 1918 году появился Der Doppelselbstmord («Двойное самоубийство»).
Она также использовала австрийскую литературу в «Die Ahnfrau» («Прародительница») по одноименной пьесе Франца Грильпарцера и «Лумпазивагабундус » , написанных в 1919 году. С 1911 по 1922 год, год смерти ее мужа Антона, Известно, что Луиза сняла более 45 фильмов, и их число, возможно, было значительно выше. [ 6 ]
Луиза Кольм, как ее тогда называли, была основной ответственной за производство на студии социально-критических драм, в которых затрагивались вопросы классового конфликта и идеологические вопросы, в отличие от стандартных постановок других киностудий того времени. Актер Эдуард Секлер, работавший в Wiener Kunstfilm, описывал ее так: «Луиза Кольм была блестящим разносторонним талантом, а ее муж Кольм только присматривал за деньгами — она все делала, резала и склеивала фильмы, писала сценарии. субтитров и помогала своему брату в лаборатории. Без ее энтузиазма и инициативы сомнительно, что фирма смогла бы существовать». [ 7 ]
Дальнейшими ее работами стали экранизация буржуазной Артура Шницлера « трагедии Флирт» в 1927 году и «Когда солдаты» в 1931 году. «Священник из Кирхфельда» появился в кинотеатрах в 1937 году. Это был первый звуковой фильм, поставленный Луизой и Якобом Флеками о колодце. — известная антиклерикальная пьеса 1870 года Людвига Анценгрубера , по мотивам двух немых фильмов 1914 и 1926 годов . Он был задуман как антинацистская и прокатолическая «австрийская пропаганда», но не был воспринят как таковой критиками, которые неверно истолковали и обесценили ее.
Всего Луиза Флек написала не менее 18 сценариев, сняла 53 фильма и продюсировала 129 фильмов. Некоторые источники предполагают гораздо более высокие цифры, из-за чего ее работы часто не указаны в титрах. [ 6 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Счастливая кукла (1911)
- Свадьба Валени (1914)
- Священник из Кирхфельда (1914)
- Сердцем и рукой за Отечество (1915)
- На высотах (1916)
- Трагедия замка Роттерсхайм (1916)
- Бродяги (1916)
- Летняя идиллия (1916)
- С Богом за Императора и Империю (1916)
- Пятно позора (1917)
- Волны жизни (1917)
- Черная рука (1917)
- При исполнении служебных обязанностей (1917)
- Расточитель (1917)
- Риголетто (1918)
- Двойное самоубийство (1918)
- Дон Сезар, граф Ирун (1918)
- Прародительница (1919)
- Хозяин жизни (1920)
- Ева, Грех (1920)
- Пусть малыши приходят ко мне (1920)
- Доктор Руланд (1920)
- Транс (1920), он же Анита
- Танцующая смерть (1920)
- Голос совести (1920)
- Весеннее пробуждение (1924)
- Священник из Кирхфельда (1926)
- Орлов (1927)
- Девушка из народа (1927)
- Дитя принца (1927)
- Флирт (1927)
- Нищий студент (1927)
- Веселый виноградник (1927)
- Доктор Шефер (1928)
- Возлюбленная Его Высочества (1928)
- Яхта семи грехов (1928 г.)
- Маленький раб (1928)
- Самая красивая женщина Парижа (1928)
- Лейтенант Его Величества (1929)
- Счастливые бродяги (1929)
- Цесаревич (1929)
- Распятая девушка (1929)
- Право на любовь (1930)
- Цитадель Варшавы (1930)
- Когда солдаты (1931) [ 8 ]
- Авто и нет денег (1932)
- Наш император (1933)
- Священник из Кирхфельда (1937)
Примечания
[ редактировать ]- ^ возможно, на месте студии Wiener Kunstfilm, точное местонахождение в Мауэре так и не было полностью установлено; Киностудия Розенхюгель работает до сих пор.
- ^ Вита-Фильм обанкротился в 1925 году.
- ^ «Кинопортал Луизы Флек» . Filmportal.de . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Belvedere-Film , созданный Августом Дигласом, Эммерихом Ханусом и Эльфи фон Дассановски ,
- ^ неясно, являются ли это двумя отдельными фильмами, показанными вместе, или названием и подзаголовком одного фильма.
- ^ Jump up to: а б Непф, 1991 г.
- ^ «Кинорассказы из Австрии» (серия 2, ORF, 1970)
- ^ «Луиза Флек на Filmportal.de» . Кинопортал . Проверено 16 марта 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Непф, Маркус. Новаторская работа Антона Кольма, Луизы Вельте/Кольм/Флек и Якоба Флека вплоть до начала Первой мировой войны . Диссертация. Вена, 1991, 200 стр. (ÖFA Вена).
- Дэн; Гоцян. Точка схода Шанхай . Луиза и Якоб Флек в Китае, 1939–1946 гг. В: Film-Exile SDK (4/1994)
- Дассановский, Роберт фон. Женские видения: четыре женщины-пионера австрийского кино . В: Современная австрийская литература. Том. 32, № 1, 1999 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Луиза Флек на IMDb
- https://www.filmportal.de/person/luise-fleck_7abc98f3fb8049f0bed0cc45443351d3
- «Луиза Флек-Кольм о проекте женщин-пионеров кино» . Проект «Пионеры женского кино» . Проверено 16 марта 2020 г.