Роджи
Родзи ( 露地 ) , букв. «Росистая земля» — японский термин, обозначающий сад , через который проходят к тясицу для чайной церемонии . Родзи действует как переходное пространство , ведущее от входных ворот к чайному домику, и обычно создает атмосферу простоты и чистоты . [1]
Разработка
[ редактировать ]Родзи (1573–1603 гг.) , появился в эпоху Момояма когда чайная церемония утвердилась в Японии. [2] Сен-но Рикю сыграл важную роль в развитии родзи . В его чайном доме Тай-ан «рукавная сосна» получила свое название из-за миниатюрных размеров сада. [3] Для своего чайного дома в Сакаи он посадил живую изгородь, чтобы скрыть вид на Внутреннее море , и только когда гость наклонялся над цукубаем , он мог видеть этот вид. Рикю объяснил свой замысел, процитировав стих Соги . [4] [5] Кобори Эншу также был ведущим практикующим. [6]
Функции
[ редактировать ]Родзи ( обычно разделен на внешний и внутренний сад с мачиай беседкой для ожидания). характерно использование камня как в качестве декоративного, так и функционального элемента Для родзи . [7] Типичные особенности включают цукубай (тазик для омовения), торо (фонарь), тоби иши (ступеньки) и калитку . [8] [9] [10] Обычно избегают показных насаждений, отдавая предпочтение мху , папоротникам и вечнозеленым растениям , хотя умэ и японский клен . можно использовать [11]
Роль в чайной церемонии
[ редактировать ]Сад действует как переходное пространство между внешним миром и ритуальным уединением церемонии. [12] Гости покидают внешний мир и готовятся к эстетическому и духовному измерению церемонии, проходя через сад. [13] Родзи в также дает участникам возможность очиститься перед входом в чайный домик, вымыв руки и рот водой цукубай .
Перед началом церемонии ведущий тщательно убирает сад. Таким образом, подготовка хозяина к церемонии является продолжением ритуала церемонии. Подготовка сада призвана очистить и привести в порядок разум хозяина. [14] Во время чаепития родзи трижды опрыскивают водой в качестве повторного очищения: один раз перед приходом гостей, один раз во время накадачи (перерыва в церемонии) и один раз перед тем, как гости покинут чайный домик. [15]
Влияние
[ редактировать ]Сэдлер утверждает, что родзи с его небольшим размером, гармоничными пропорциями и «простой выразительностью» послужил образцом для внутренних японских садов во дворах. [16] Тоби иши , изначально предназначенный для защиты садового мха, со временем приобрел эстетический характер. Камни были размещены так, чтобы замедлить посетителей на пути к чайному домику и побудить к созерцанию повседневной жизни, что является неизменной особенностью японских садов. Кроме того, торо , первоначально использовавшийся для освещения пути во время ночных церемоний, вскоре стал использоваться в качестве украшения для других типов садов, и эта практика продолжается. [17]
Буракумин
[ редактировать ]В произведениях японского писателя Накагами Кэндзи родзи в значении «переулок» также можно понимать как эвфемизм гетто бураку , где буракумин . раньше жили люди [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нонака, Нацумэ (2008). «Японский сад: искусство закрепки камней» . SiteLINES: Журнал места . 4 (1): 3 . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Нонака, Нацумэ (2008). «Японский сад: искусство закрепки камней» . SiteLINES: Журнал места . 4 (1): 3 . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Кук, Лорейн (1968). Мир японского сада . Уэзерхилл . п. 195ф.
- ^ Сэдлер, Ал. (1962). Ча-но-Ю: Японская чайная церемония . Таттл . п. 19. ISBN 978-0-8048-1224-5 .
- ^ Кук, Лорейн (1968). Мир японского сада . Уэзерхилл . п. 196ф.
- ^ Хаякава, Масао (1973). Садовое искусство Японии . Уэзерхилл . стр. 132 и далее . ISBN 978-0-8348-1014-3 .
- ^ Нонака, Нацумэ (2008). «Японский сад: искусство закрепки камней» . SiteLINES: Журнал места . 4 (1): 3 . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ «Роджи» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ «Чанива» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ «Кошикаке матиай» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ Кук, Лорейн (1968). Мир японского сада . Уэзерхилл . стр. 198ф.
- ^ Кумакура, Исао (2023). Японская чайная культура: сердце и форма Чаноюй . Японский фонд культуры издательской индустрии. стр. 42–77.
- ^ Окакура, Какудзо (2010). Книга чая . Нью-Йорк: Классика Пингвинов. п. 51. ИСБН 9780141191843 .
- ^ Андерсон, Дженнифер Л. (сентябрь 1987 г.). «Японский чайный ритуал: религия на практике» . Мужчина . 22 (3): 475–498 . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Кумакура, Исао (2023). Японская чайная культура: сердце и форма Чаноюй . Японский фонд культуры издательской индустрии. стр. 42–77.
- ^ Сэдлер, Ал. (1962). Ча-но-Ю: Японская чайная церемония . Таттл . п. 21. ISBN 978-0-8048-1224-5 .
- ^ Нонака, Нацумэ (2008). «Японский сад: искусство закрепки камней» . SiteLINES: Журнал места . 4 (1): 3 . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Корнец, Нина (1999). Опасные женщины, смертельные слова. Фаллическая фантазия и современность у трёх японских писателей . Издательство Стэнфордского университета. п. 215.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Роджи, на Викискладе?