Восточноазиатская чайная церемония
Восточноазиатская чайная церемония | |||
---|---|---|---|
![]() Японская хозяйка проводит чайную церемонию. | |||
Китайское имя | |||
китайский | чайная церемония | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | чайное искусство | ||
Упрощенный китайский | чайное искусство | ||
| |||
Второе альтернативное китайское имя | |||
Традиционный китайский | чайная церемония | ||
Упрощенный китайский | чайная церемония | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | чайная церемония | ||
Китайские иероглифы | чайная церемония | ||
Корейское имя | |||
хангыль | чайная церемония | ||
Ханджа | чайная церемония | ||
| |||
Альтернативное корейское имя | |||
хангыль | чайная церемония | ||
Ханджа | чайная церемония | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | чайная церемония | ||
|
Чайная церемония — это ритуальная практика приготовления и подачи чая (茶 cha ) в Восточной Азии, практикуемая в синосфере . [1] Оригинальный термин из Китая ( китайский : 茶道 или 茶禮 или 茶艺 ), буквально переводится как « способ чая ». [2] « этикет чаепития или чайный обряд », [3] или « искусство чая » [4] среди языков Синосферы — это культурная деятельность, включающая церемониальное приготовление и подачу чая. Корейская, вьетнамская и японская чайная культура была вдохновлена китайской чайной культурой в древние и средневековые времена, особенно после успешной пересадки чайного растения из Танского Китая в Корею, Вьетнам и Японию странствующими буддийскими монахами и учеными в 8 веке и позже. [5]
можно также отнести весь набор ритуалов, инструментов, жестов и т.п., используемых в таких церемониях К чайной культуре . Во всех этих чайных церемониях и ритуалах есть «поклонение прекрасному среди грязных фактов повседневной жизни», а также утонченность, внутреннее духовное содержание, смирение, сдержанность и простота, «как и все искусства, причастные необыкновенному, художественной искусственности. , абстрактность, символизм и формализм» в той или иной степени. [6]
На самом элементарном уровне восточноазиатские чайные церемонии представляют собой формализованный способ приготовления чая, усовершенствованный для достижения наилучшего вкуса. Историческая классика по этой теме включает китайскую монографию VIII века « Классика чая» ( 茶经 Chájīng ) и китайскую книгу XII века «Трактат о чае» ( 大观茶论 Dàguān Chálùn ).
В Восточной Азии
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]В Китае чайный дом (茶室 cháshì , 茶館 cháguăn или 茶屋 cháwū ) традиционно похож на кофейню , хотя и предлагает чай, а не кофе . Люди собираются в чайных домах, чтобы поболтать, пообщаться, поиграть в сянци или го ( вэйци ) и насладиться чаем. [7] а молодые люди часто встречаются в чайных на свиданиях.
Япония
[ редактировать ]В японской традиции под чайным домом обычно понимают частное строение, называемое тясицу ( 茶室 ), предназначенное для проведения японских чайных церемоний. Это сооружение и, в частности, комната в нем, где происходит чайная церемония, называется тясицу ( 茶室 , буквально «чайная комната»), а вход в нее называется родзи (露地). Архитектурное пространство под названием тясицу было создано для эстетического и интеллектуального удовлетворения. В Японии чайная церемония представляет собой смесь двух принципов: саби (寂) и ваби (侘). «Ваби» представляет собой внутренний или духовный опыт человеческой жизни. Его первоначальное значение указывало на тихую или трезвую утонченность или приглушенный вкус, «характеризующийся смирением, сдержанностью, простотой, натурализмом , глубиной, несовершенством и асимметрией» и «подчеркивающий простые, неукрашенные предметы и архитектурное пространство, и прославляющий спокойную красоту, которую время и забота передать материалам». [8] «Саби», с другой стороны, представляет внешнее или материальное несовершенство жизни, а также изначальную природу вещей. Дзен-буддизм оказал влияние на развитие чайной церемонии. Элементами японской чайной церемонии являются гармония природы, самосовершенствование и наслаждение чаем в формальной и неформальной обстановке. Японская чайная церемония развивалась как «преобразующая практика» и начала формировать собственную эстетику , в частности, принципы « саби » и « ваби » . Понимание пустоты считалось наиболее эффективным средством духовного пробуждения, в то время как принятие несовершенства почиталось как здоровое напоминание о необходимости беречь свое неотшлифованное «я» здесь и сейчас, такими, какие мы есть, – это первый шаг к « Сатори » или Просветлению. [9] Чаепитие используется как вспомогательное средство для медитации , для гадания , для церемониальных целей и для проявления искусств .
Японский чайный сад был создан в периоды Муромати (1333–1573) и Момояма (1573–1600) как место проведения японской чайной церемонии , или чадо (茶道). Стиль сада получил свое название от родзи , или дороги к чайному домику, которая должна вдохновлять посетителя на медитацию, чтобы подготовить его к церемонии. Есть внешний сад с воротами и крытой беседкой, где гости ждут приглашения войти. Затем они проходят через ворота во внутренний сад, где моют руки и полоскают рот, как они делают это перед входом в синтоистский храм , прежде чем войти в сам чайный домик. Тропа всегда поддерживается влажной и зеленой, поэтому она будет выглядеть как отдаленная горная тропа, и здесь нет ярких цветов, которые могли бы отвлечь посетителя от медитации. [10] В первых чайных домиках не было окон, но в более поздних чайных домиках появилась стена, которую можно открыть, чтобы увидеть сад.
Корея
[ редактировать ]В Корее традиционная корейская чайная церемония или Дарье (다례; 茶禮), которая занимает центральное место в корейском подходе к чаю, развивалась по мере того, как корейцы выращивали, очищали и пили чай на протяжении тысячелетий. [11] Самая старая сохранившаяся официальная запись датируется 8 веком и подробно описывает монархов и королевских семей Конфедерации Шилла и Гая, проводящих чайные церемонии во дворцах и храмах. Эта практика продолжалась и процветала во времена Корё и была усовершенствована во времена династии Чосон. [12]
Упадок Чосон и колониальное правление Кореи способствовали подавлению традиционной чайной церемонии и даже ее вытеснению японской чайной церемонией. Более того, после освобождения от японского правления корейская чайная церемония еще больше пострадала от разрушительных последствий Корейской войны. [13]
Тем не менее, различные фермеры, ремесленники, предприниматели, учёные, учёные и общественные лидеры Кореи старались и упорно поддерживали корейский способ приготовления чая в те крайне нестабильные времена и после них. [14]
Современный дарье более прямолинеен и раскован по сравнению с китайскими и японскими аналогами. Искренняя внимательность со стороны хозяина в целях максимального комфорта гостя считается первостепенной задачей. [15]
Корейские чайные церемонии сегодня проводятся в чайных домиках или Давоне (다원) и включают в себя не только разнообразные чаи, но и травяные настои. Они, как правило, гибки и адаптивны в выборе и дизайне используемой чайной посуды, минималистичны в проводимых процедурах, а чай может сопровождаться традиционными закусками и сладостями или дасик (다식) и дагва (다과).
Галерея
[ редактировать ]- Восточноазиатские чайные
- Интерьер чайного дома Лао Ше в Пекине , Китай
- Японский чайный домик, построенный в период Эдо.
- Гёкусенен в Канадзаве , префектура Исикава , Япония.
За пределами Восточной Азии
[ редактировать ]Соответствующие привычки чаепития можно найти во всем мире. В Соединенном Королевстве , включая в викторианскую эпоху ритуал послеобеденного чая или чаепития , это было общественное мероприятие, где ритуал наличия соответствующего оборудования, манер и круга общения был так же важен, как и сам напиток. [16] [17] На чай викторианской эпохи также повлияла индийская чайная культура , что касается выбора сортов чая.
В США американская чайная культура [18] имеет корни, уходящие корнями в голландскую колонизацию Америки . В колониях чай подавали в серебряных ситечках, в изящных фарфоровых чашках и горшках, а также в изысканных чайницах . [19] В последние годы в Соединенных Штатах наблюдается возрождение интереса к изысканным чаям, в основном из-за снятия китайского запрета на экспорт в 1971 году. С 1920-х по 1971 год американцы не могли получать много китайского чая, а индийского чая продавалось очень мало. импортированный. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История японской чайной церемонии» . Японская чайная церемония . 25 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 г.
- ^ «История чайной церемонии» . www.teaceeremonykyoto.com. Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 г.
- ^ Хейсс, Мэри Лу и Хейсс, Роберт Дж. «История чая: история культуры и руководство по питью». Беркли: Ten Speed Press, 2007, стр.197-8.
- ^ Кэ, Цюсянь (1 сентября 2003 г.) Чайные книги: Чайное искусство, чайная церемония, чайная классика, чтения чайного шалфея China Building Materials Industry Press). (на китайском языке, ISBN 9787801594105 .
- ^ «차(коричневый)» .
- ^ Варли, Пол; Кумакура, Исао (1989). Чай в Японии: Очерки истории Чаноюй . Издательство Гавайского университета. п. 4 . ISBN 0-8248-1218-2 .
искусственность.
- ^ «Польза чая матча для здоровья» . Реди Органическая Матча. Архивировано из оригинала 16 января 2017 г. Проверено 15 января 2017 г.
- ^ «Чадо, путь чая» . Фонд Урасенке из Сиэтла. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 г. Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Таро Голд (2004). Жизнь ваби-саби: истинная красота вашей жизни . Канзас-Сити, Миссури: Издательство Эндрюс МакМил . стр. 19−21. ISBN 0-7407-3960-3 .
- ^ Янг, Искусство японского сада , стр. 118-119.
- ^ Хейсс, Мэри Лу и Хейсс, Роберт Дж. «История чая: история культуры и руководство по питью». Беркли: Ten Speed Press, 2007, стр.197-8.
- ^ http://ea-tea.co.kr/
- ^ «Корейская ассоциация чайной культуры» .
- ^ «Ясный дух» обслуживания и уважения, серия из 60 корейских производителей чая» . 7 мая 2012 г.
- ^ «Корейский чай с глубокими традициями» . 11 декабря 1975 года.
- ^ Милтон, Джоанна «Хорошая чашка чая: Английский чайный ритуал» в книге Дика Райли и др. [Редакторы] Прикроватная тумбочка, ванна и кресло-компаньон Агаты Кристи [Второе издание] (Continuum International Publishing Group, 2001), стр. 18-21
- ^ Орсер, Чарльз Э. [ред.] «Чай / Чайная церемония» в Энциклопедии исторической археологии (Routledge, 2002), стр.604
- ^ «Об американской чайной культуре» . Бон Тивант Медиа . 30 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Гриффитс, Джон (2011). Чай: история напитка, изменившего мир . Лондон: Издательская группа Carlton .
- ^ «Американская чайная церемония – американские чайные мастера» . Teamasters.org . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с восточноазиатской чайной церемонией , на Викискладе?