Jump to content

История чая в Японии

Рабочие собирают чай на японской плантации в конце 19 века.

История чая в Японии началась еще в VIII веке, когда в японских записях были сделаны первые известные упоминания. Чай стал напитком религиозных кругов Японии, когда японские священники и посланники, отправленные в Китай, чтобы узнать о его культуре, привезли чай в Японию. Буддийские возможно монахи Кукай и Сайтё, , были первыми, кто привез семена чая в Японию. Первой формой чая, привезенной из Китая, вероятно, был кирпичный чай . Чай стал напитком королевских сословий, когда император Сага поощрял выращивание чайных растений. Семена были импортированы из Китая, и началось выращивание в Японии.

Употребление чая стало популярным среди дворян Хэйан в XII веке, после публикации « » Эйсая Кисса Ёдзёки . Удзи , имеющий стратегическое расположение недалеко от столицы Киото , стал первым крупным регионом Японии по производству чая в этот период . Начиная с 13-го и 14-го веков японская чайная культура приобрела отличительные черты, благодаря которым она известна сегодня, и японская чайная церемония стала ключевым компонентом этой культуры.

В последующие столетия производство увеличилось, и чай стал основным продуктом питания широкой публики. Развитие сенчи в 18 веке привело к созданию новых самобытных сортов зеленого чая, которые сейчас доминируют в потреблении чая в Японии. В XIX и XX веках индустриализация и автоматизация превратили японскую чайную промышленность в высокоэффективное предприятие, способное производить большое количество чая, несмотря на ограниченную площадь пахотных земель Японии.

Ранняя история

[ редактировать ]
Император Сага (786–842; годы правления 809–823)

Первый контакт японцев с чаем, скорее всего, произошел в VIII веке в период Нара , когда Япония отправила несколько дипломатических миссий в Чанъань , столицу китайской династии Тан . Эти первые делегации привезли с собой знания о китайской культуре и обычаях, а также картины, литературу и другие артефакты. [1] В Чакё Сёсэцу указывается, что император Сёму подал порошкообразный чай сотне монахов в 729 году, но существует некоторая неуверенность в отношении достоверности текста. [2]

В 804 году буддийские монахи Кукай и Сайтё прибыли в Китай для изучения религии в рамках спонсируемой правительством миссии в период Хэйан . В «Сёрёсю», написанном в 814 году, упоминается, что Кукай пил чай во время своего пребывания в Китае. Он вернулся в Японию в 806 году. [2] Кукай также первым использовал термин чаною ( 茶の湯 ) , который позже стал относиться конкретно к японской чайной церемонии. [3] По возвращении в Японию Кукай и Сайтё основали Сингон и Тэндай школы буддизма соответственно. Считается, что один или оба из них привезли первые семена чая в Японию во время этой поездки. [1] Сайтё, вернувшемуся в 805 году, часто называют первым, кто посадил семена чая в Японии, хотя документальные свидетельства сомнительны. [3]

В книге Куйку Кокуси записано, что в 815 году буддийский настоятель подал чай императору Саге. Это самое раннее достоверное упоминание о чаепитии в Японии. Сообщается, что впоследствии император приказал основать пять чайных плантаций недалеко от столицы. [4] [5] Правление императора Саги характеризовалось его синофилией , включавшей страсть к чаю. Он любил китайскую поэзию , большая часть которой восхваляла пользу чая. В поэзии императора Саги и других членов его императорского двора также упоминается употребление чая. [6] [7]

Последующие записи периода Хэйан указывают на то, что чай выращивался и потреблялся в небольших количествах буддийскими монахами как часть их религиозной практики, а также что императорская семья и представители знати также пили чай. Однако эта практика еще не была популярна за пределами этих кругов. [1] Через три столетия после смерти императора Саги интерес к китайской культуре Тан снизился, как и практика питья чая. [8] Записи этого периода продолжали признавать его ценность как лекарственного напитка и стимулятора. [9] и есть упоминания о том, что его употребляли с молоком - практика, которая впоследствии вымерла. [5]

Форма чая, потребляемого в Японии в то время, скорее всего, представляла собой кирпичный чай ( 団茶 , данча ) , который был стандартной формой чая в Китае во времена династии Тан. [10] Первая в мире монография о чае, Лу Юя » «Классика чая , была написана за несколько десятилетий до времен Кукая и Сайто. В нем Лу Юй описывает процесс пропаривания, обжарки и прессования чая в кирпичики, а также процесс измельчения чая в порошок и перемешивания его до образования пены в горячей воде перед употреблением. [11] Считается, что эта процедура превратилась в метод приготовления порошкообразного матча , который позже появился в Японии. [12]

Эйсай и популяризация чая

[ редактировать ]

Дзен - монаху Эйсаю , основателю буддийской школы Риндзай , приписывают популяризацию чая в Японии. [1] В 1191 году Эйсай вернулся из путешествия по Китаю и привез семена чая, которые посадил на острове Хирадо и в горах Кюсю . [8] Он также дал немного семян монаху Мёэ , настоятелю храма Кодзан-дзи в Киото. Мёэ посадил эти семена в Тоганоо ( 栂尾 ) и Удзи, которые стали местами первого крупномасштабного выращивания чая в Японии. Поначалу чай Тогану считался лучшим в Японии и назывался «настоящим чаем» ( 本茶 , хонча ) , в отличие от «нечая» ( 非茶 , хитя ), производимого в других местах Японии. Однако к 15 веку чай Удзи превзошел чай Тогану, и термины хонча и хича стали обозначать чай Удзи и чай, не принадлежащий Удзи, соответственно. [8] [13]

В 1211 году Эйсай написал первое издание « Кисса Ёдзёки» ( 喫茶養生記 , «Пейте чай и продлевайте жизнь ») , первого японского трактата о чае. [1] [14] Кисса Ёдзёки пропагандирует употребление чая в целях здоровья. Он открывается утверждением, что «Чай — самое чудесное лекарство для поддержания здоровья; это секрет долгой жизни». В предисловии описывается, как употребление чая может оказать положительное влияние на пять жизненно важных органов (концепция традиционной китайской медицины ). Эйсай придерживался теории, согласно которой каждый из пяти органов предпочитает пищу с разными вкусами, и пришел к выводу, что, поскольку чай горький, а «сердце любит горькое», он принесет особую пользу сердцу. [14] Эйсай продолжает перечислять многие предполагаемые эффекты чая на здоровье , в том числе излечивает усталость, волчанку, расстройство желудка, болезнь бери-бери , болезни сердца и так далее, а также утоляет жажду. [15] «Кисса Ёдзёки» также объясняет формы чайных растений, чайных цветов и чайных листьев, а также рассказывает, как выращивать чайные растения и обрабатывать чайные листья. [ нужна ссылка ] В трактате мало говорится о употреблении чая ради удовольствия, однако вместо этого основное внимание уделяется его лечебной ценности. [16]

Эйсай сыграл важную роль в приобщении к употреблению чая среди самураев . [1] он представил версию своего «Кисса Ёдзёки» В 1214 году сёгуну Минамото-но Санэтомо , который страдал от похмелья после того, как выпил слишком много сакэ . Эйсай также подал чай молодому сёгуну. [8] [14] Дзен-буддизм, пропагандируемый Эйсаем и другими, также стал популярным в этот период, особенно среди класса воинов. [15] Дзэнский монах Догэн обнародовал свод правил для буддийских храмов, основанный на «Правилах чистоты для Чань» монастырей , китайском тексте 1103 года. Текст Догэна включал примечания по этикету подачи чая в буддийских ритуалах. [8] Чай считался центральным для практиков дзен-буддизма. Мусо Сосэки зашел так далеко, что заявил, что «чай и дзэн - одно целое». [17]

Вскоре зеленый чай стал основным продуктом питания среди культурных людей Японии — напитком, которым пользовались как дворяне, так и буддийские духовенства. Производство росло, и чай становился все более доступным, хотя по-прежнему привилегией, которой пользовались в основном высшие классы.

Средневековая чайная культура

[ редактировать ]

Чайные конкурсы

[ редактировать ]

В 14 веке чайные соревнования ( 闘茶 , точа ) стали популярным развлечением. В отличие от чайных соревнований в Китае, целью тока было различать чай, выращенный в разных регионах, в частности, между хонча и хича . [18] Эти события были известны своими экстравагантными ставками. Самурай Сасаки Дойо особенно прославился тем, что проводил такие соревнования с роскошным оформлением, большим количеством еды и сакэ , а также танцами. Эта склонность к экстравагантному и вульгарному была известна как басара ( 婆娑羅 ) и была причиной некоторого морального возмущения среди писателей того времени. [19] Также в этот период было популярно увлечение китайскими предметами ( 唐もの , карамоно ) , такими как картины, керамика и каллиграфия. [20]

Чайные комнаты и раннее чаною

[ редактировать ]

В 15 веке Сёгун Асикага Ёсимаса построил первую чайную комнату в стиле сёин чаною (чайная церемония в зале для приёмов). Эта простая комната на его вилле для престарелых в Гинкаку-дзи позволяла сёгуну демонстрировать свои предметы карамоно во время чайных церемоний. [20] Комната в стиле сёин возникла из комнат для занятий монахов дзэн. от стены до стены татами В отличие от более ранних простых деревянных полов они были покрыты сёин , а в стену был встроен стол (письменный стол). Эти комнаты были предшественниками современных японских гостиных. [21] Считается , что строгость этого нового стиля чайной комнаты ( 茶室 , тясицу ) была шагом к формальной чаною , которая возникла позже. чайной церемонии [22]

Говорят, что чайным мастером Ёсимасы был Мурата Сюко , также известный как Мурата Дзюко. [20] Сюко приписывают разработку приглушенных, «холодных и увядших» мотивов японской чайной церемонии. Он выступал за объединение импортных китайских товаров с грубой керамикой, произведенной в Японии, чтобы «гармонизировать японский и китайский вкусы». Такое намеренное использование простой или дефектной посуды с эстетикой ваби стало называться вабича . [23] Сюко, однако, не принял идею полностью ваби -подхода к чаною . [24] Напротив, Такено Дзё , который учился у одного из учеников Сюко, посвятил себя разработке стиля ваби в чайной посуде, а также декору чайной комнаты.

Японская чайная церемония

[ редактировать ]
Японская чайная церемония

Сен-но Рикю

[ редактировать ]

Исторической фигурой, считающейся наиболее влиятельной в развитии японской чайной церемонии, был Сэн-но Рикю . Рикю служил чайным мастером у даймё Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси . Он жил во время потрясений периода Сэнгоку , когда политические и социальные структуры были радикально преобразованы. Рикю вырос в Сакаи , где богатый купеческий класс смог утвердиться в качестве культурной и экономической силы, способной сформировать японскую чайную культуру. [25] Рикю, сын торговца рыбой Сакаи, изучал чай под руководством Такено Дзё. Как и Дзё, он был сторонником ваби . чая [26]

В это время чайная церемония играла заметную роль в политике и дипломатии. Нобунага дошел до того, что запретил практиковать это кому-либо, кроме своих ближайших союзников. [26] Строгий стиль вабича , который пропагандировал Рикю, был менее популярен на этих политических собраниях, чем более роскошный мейнстримовый стиль. После смерти Нобунаги Сэн-но Рикю поступил на службу к Хидэёси и построил простую ваби чайную хижину под названием Тайан , которая стала одной из любимых чайных комнат Хидэёси. [27] В отличие от черепичной крыши, которую предпочитал Сюко, Рикю выбрал соломенную крышу. [28] Эта комната, названная «Северным полюсом японской эстетики», является примером деревенского стиля ваби , который стал доминировать в японской чайной культуре. [25] Помимо деревенской чайной комнаты, Рикю установил этикет современной чайной церемонии, а также установленную процедуру и выбор используемой посуды. [29] Он также разработал идею нидзиригучи небольшого входа, через который гости должны проползти, чтобы попасть в чайную комнату. [27] [30]

Хотя Хидэёси вынудил Рикю совершить сэппуку в 1591 году, потомкам Рикю было разрешено продолжить свою профессию. Три основные школы традиционной японской чайной церемонии сегодня — Омотэсэнкэ , Урасэнкэ и Мушакодзисэнкэ — были основаны детьми Сэн-но Сотана , внука Рикю. [25]

Порошок чая Матча

Чайная посуда

[ редактировать ]

Развитие японской чайной церемонии в период Сэнгоку стимулировало появление новых тенденций в японской чайной посуде. Ученик Рикю Фурута Орибэ служил чайным мастером Хидэёси после смерти Рикю. Предпочтение Орибе зеленой и черной глазури и неправильных форм привело к созданию нового стиля керамики под названием « Посуда Орибе» . [29] Рикю также повлиял на вкусы японцев в керамике, отказавшись от гладкой регулярности посуды тенмоку , созданной под влиянием Китая , в пользу неровных чаш для риса, изготовленных этническими корейскими гончарами в Японии. Этот стиль чайной чаши или чаван назывался раку посудой по имени корейского гончара, который изготовил первые изделия для чайных церемоний Рикю, и известен своим соответствующим ваби . внешним видом, [29]

Современный японский матча производится путем измельчения сухих чайных листьев (вместо измельчения чайных кубиков, первоначально привезенных из династии Сун) в порошок. Сладкий вкус матча и темно-зеленый цвет создаются путем затенения чайных листьев от солнца в последние недели перед сбором, увеличения хлорофилла и уменьшения содержания танинов в листьях. [31] Эта техника возникла в 16 веке среди производителей чая Удзи. [32] Его также используют для производства гёкуро .

Или точка

[ редактировать ]
Листья чая Сенча

При сёгунате Токугава в Японии периода Эдо (1603–1868) возникли новые формы чая, сопровождавшиеся новым развитием чайной культуры. Под влиянием китайской династии Мин заваренный листовой чай стал альтернативой порошкообразному чаю, что привело к развитию сенчи .

К 14 веку практика употребления порошкообразного кирпичного чая в Китае вышла из моды. Вместо этого большую часть чая обжигали вручную на сухом воке, чтобы остановить процесс окисления, и покупали его в виде отдельных листьев, а не прессованных кирпичей. [33] Сначала отдельные листья измельчали ​​в порошок и смешивали с горячей водой для получения готового напитка. Однако к концу 16 века ценители чая замачивали листья в чайниках с горячей водой и разливали чай по чашкам. [34] Этот новый способ производства и употребления чая появился в Японии в 17 веке. [34] Его сторонники, в первую очередь монах Байсао , выступали против строгих ритуалов традиционной японской чайной церемонии, основанной на более старых практиках приготовления порошкообразного чая. Вместо этого они пропагандировали беззаботный, неформальный подход к чаю, вдохновленный древними китайскими мудрецами и традициями ученых-отшельников. [35] [36]

Метод замачивания листьев чая в горячей воде стал известен как «вареный чай» ( 煎茶 , сенча ) , и вскоре он привел к новому способу производства зеленого чая, который хорошо сочетался с этой техникой. В 1737 году производитель чая из Удзи по имени Нагатани Соен разработал стандартный процесс приготовления листового чая в Японии: чайные листья сначала пропаривают, затем скатывают в узкие иголки и сушат в духовке. [37] [38] Этот процесс придает листу яркий изумрудный цвет, а также «чистый», иногда сладкий вкус. [39] Чай Нагатани привлек внимание Байсао. [37] становится синонимом сенча метода заваривания чая . После этого он стал известен под тем же названием. Популярность сенчи со временем росла, и сейчас это самая популярная форма чая в Японии, на которую приходится 80 процентов всего чая, производимого каждый год. [40]

Автоматизация

[ редактировать ]

В конце эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) было внедрено машинное производство зеленого чая, которое начало заменять чай ручной работы. Машины взяли на себя процессы первичной сушки, прокатки чая, вторичной сушки, окончательной прокатки и пропаривания.

В 20 веке автоматизация способствовала повышению качества и сокращению трудозатрат. В автоматизацию машин были внедрены сенсорные и компьютерные средства управления, чтобы неквалифицированные рабочие могли производить чай превосходного качества без ущерба для качества.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хейсс и Хейсс 2007 , стр. 164–168.
  2. ^ Перейти обратно: а б Сен 1998 , стр. 47–48.
  3. ^ Перейти обратно: а б Элисон и Смит 1981 , с. 191.
  4. ^ Чоу и Крамер 1990 , с. 13.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кин 2006 , с. 141.
  6. ^ Элисон и Смит 1981 , с. 192.
  7. ^ Сен 1998 , стр. 48–52.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Майр и Хо, 2009 , стр. 85–86.
  9. ^ Элисон и Смит 1981 , с. 193.
  10. ^ Сабери 2010 , с. 46.
  11. ^ Бенн 2015 , с. 112.
  12. ^ Элисон и Смит 1981 , стр. 190–191.
  13. ^ Элисон и Смит 1981 , с. 199.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Кин 2006 , с. 143.
  15. ^ Перейти обратно: а б Андерсон 1991 , стр. 24–25.
  16. ^ Кин 2006 , с. 144.
  17. ^ Андерсон 1991 , с. 27.
  18. ^ Мурай 1989 , с. 11–12.
  19. ^ Варлей 1977 , стр. 187–188.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Майр и Хо, 2009 , стр. 91–92.
  21. ^ Варлей 1977 , стр. 126–127.
  22. ^ Кин 2006 , с. 145.
  23. ^ Варлей 1977 , стр. 128–129.
  24. ^ Элисон и Смит 1981 , стр. 206–208.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Сен 1998 г. , стр. vii–ix.
  26. ^ Перейти обратно: а б Майр и Хо, 2009 , стр. 96–97.
  27. ^ Перейти обратно: а б Майр и Хо, 2009 , стр. 99–101.
  28. ^ Элисон и Смит 1981 , с. 207.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Хейсс и Хейсс 2007 , стр. 315–317.
  30. ^ Сен 1998 , стр. 168.
  31. ^ Heiss & Heiss 2007 , стр. 182–183.
  32. ^ Уилсон и Клиффорд 2012 , с. 414.
  33. ^ Майр и Хо, 2009 , стр. 110–111.
  34. ^ Перейти обратно: а б Грэм, 1998 год .
  35. ^ Майр и Хо, 2009 , стр. 108–109.
  36. ^ Heiss & Heiss 2007 , стр. 318–319.
  37. ^ Перейти обратно: а б Уодделл 2009 , стр. 50–52.
  38. ^ Харни 2008 , с. 54.
  39. ^ Heiss & Heiss 2007 , с. 169.
  40. ^ Heiss & Heiss 2007 , с. 182.

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86fc7e4443a33dc7f57ec409daac5ad0__1720238280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/d0/86fc7e4443a33dc7f57ec409daac5ad0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of tea in Japan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)