История чая в Японии
История чая в Японии началась еще в VIII веке, когда в японских записях были сделаны первые известные упоминания. Чай стал напитком религиозных кругов Японии, когда японские священники и посланники, отправленные в Китай, чтобы узнать о его культуре, привезли чай в Японию. Буддийские возможно монахи Кукай и Сайтё, , были первыми, кто привез семена чая в Японию. Первой формой чая, привезенной из Китая, вероятно, был кирпичный чай . Чай стал напитком королевских сословий, когда император Сага поощрял выращивание чайных растений. Семена были импортированы из Китая, и началось выращивание в Японии.
Употребление чая стало популярным среди дворян Хэйан в XII веке, после публикации « » Эйсая Кисса Ёдзёки . Удзи , имеющий стратегическое расположение недалеко от столицы Киото , стал первым крупным регионом Японии по производству чая в этот период . Начиная с 13-го и 14-го веков японская чайная культура приобрела отличительные черты, благодаря которым она известна сегодня, и японская чайная церемония стала ключевым компонентом этой культуры.
В последующие столетия производство увеличилось, и чай стал основным продуктом питания широкой публики. Развитие сенчи в 18 веке привело к созданию новых самобытных сортов зеленого чая, которые сейчас доминируют в потреблении чая в Японии. В XIX и XX веках индустриализация и автоматизация превратили японскую чайную промышленность в высокоэффективное предприятие, способное производить большое количество чая, несмотря на ограниченную площадь пахотных земель Японии.
Ранняя история
[ редактировать ]Первый контакт японцев с чаем, скорее всего, произошел в VIII веке в период Нара , когда Япония отправила несколько дипломатических миссий в Чанъань , столицу китайской династии Тан . Эти первые делегации привезли с собой знания о китайской культуре и обычаях, а также картины, литературу и другие артефакты. [1] В Чакё Сёсэцу указывается, что император Сёму подал порошкообразный чай сотне монахов в 729 году, но существует некоторая неуверенность в отношении достоверности текста. [2]
В 804 году буддийские монахи Кукай и Сайтё прибыли в Китай для изучения религии в рамках спонсируемой правительством миссии в период Хэйан . В «Сёрёсю», написанном в 814 году, упоминается, что Кукай пил чай во время своего пребывания в Китае. Он вернулся в Японию в 806 году. [2] Кукай также первым использовал термин чаною ( 茶の湯 ) , который позже стал относиться конкретно к японской чайной церемонии. [3] По возвращении в Японию Кукай и Сайтё основали Сингон и Тэндай школы буддизма соответственно. Считается, что один или оба из них привезли первые семена чая в Японию во время этой поездки. [1] Сайтё, вернувшемуся в 805 году, часто называют первым, кто посадил семена чая в Японии, хотя документальные свидетельства сомнительны. [3]
В книге Куйку Кокуси записано, что в 815 году буддийский настоятель подал чай императору Саге. Это самое раннее достоверное упоминание о чаепитии в Японии. Сообщается, что впоследствии император приказал основать пять чайных плантаций недалеко от столицы. [4] [5] Правление императора Саги характеризовалось его синофилией , включавшей страсть к чаю. Он любил китайскую поэзию , большая часть которой восхваляла пользу чая. В поэзии императора Саги и других членов его императорского двора также упоминается употребление чая. [6] [7]
Последующие записи периода Хэйан указывают на то, что чай выращивался и потреблялся в небольших количествах буддийскими монахами как часть их религиозной практики, а также что императорская семья и представители знати также пили чай. Однако эта практика еще не была популярна за пределами этих кругов. [1] Через три столетия после смерти императора Саги интерес к китайской культуре Тан снизился, как и практика питья чая. [8] Записи этого периода продолжали признавать его ценность как лекарственного напитка и стимулятора. [9] и есть упоминания о том, что его употребляли с молоком - практика, которая впоследствии вымерла. [5]
Форма чая, потребляемого в Японии в то время, скорее всего, представляла собой кирпичный чай ( 団茶 , данча ) , который был стандартной формой чая в Китае во времена династии Тан. [10] Первая в мире монография о чае, Лу Юя » «Классика чая , была написана за несколько десятилетий до времен Кукая и Сайто. В нем Лу Юй описывает процесс пропаривания, обжарки и прессования чая в кирпичики, а также процесс измельчения чая в порошок и перемешивания его до образования пены в горячей воде перед употреблением. [11] Считается, что эта процедура превратилась в метод приготовления порошкообразного матча , который позже появился в Японии. [12]
Эйсай и популяризация чая
[ редактировать ]Дзен - монаху Эйсаю , основателю буддийской школы Риндзай , приписывают популяризацию чая в Японии. [1] В 1191 году Эйсай вернулся из путешествия по Китаю и привез семена чая, которые посадил на острове Хирадо и в горах Кюсю . [8] Он также дал немного семян монаху Мёэ , настоятелю храма Кодзан-дзи в Киото. Мёэ посадил эти семена в Тоганоо ( 栂尾 ) и Удзи, которые стали местами первого крупномасштабного выращивания чая в Японии. Поначалу чай Тогану считался лучшим в Японии и назывался «настоящим чаем» ( 本茶 , хонча ) , в отличие от «нечая» ( 非茶 , хитя ), производимого в других местах Японии. Однако к 15 веку чай Удзи превзошел чай Тогану, и термины хонча и хича стали обозначать чай Удзи и чай, не принадлежащий Удзи, соответственно. [8] [13]
В 1211 году Эйсай написал первое издание « Кисса Ёдзёки» ( 喫茶養生記 , «Пейте чай и продлевайте жизнь ») , первого японского трактата о чае. [1] [14] Кисса Ёдзёки пропагандирует употребление чая в целях здоровья. Он открывается утверждением, что «Чай — самое чудесное лекарство для поддержания здоровья; это секрет долгой жизни». В предисловии описывается, как употребление чая может оказать положительное влияние на пять жизненно важных органов (концепция традиционной китайской медицины ). Эйсай придерживался теории, согласно которой каждый из пяти органов предпочитает пищу с разными вкусами, и пришел к выводу, что, поскольку чай горький, а «сердце любит горькое», он принесет особую пользу сердцу. [14] Эйсай продолжает перечислять многие предполагаемые эффекты чая на здоровье , в том числе излечивает усталость, волчанку, расстройство желудка, болезнь бери-бери , болезни сердца и так далее, а также утоляет жажду. [15] «Кисса Ёдзёки» также объясняет формы чайных растений, чайных цветов и чайных листьев, а также рассказывает, как выращивать чайные растения и обрабатывать чайные листья. [ нужна ссылка ] В трактате мало говорится о употреблении чая ради удовольствия, однако вместо этого основное внимание уделяется его лечебной ценности. [16]
Эйсай сыграл важную роль в приобщении к употреблению чая среди самураев . [1] он представил версию своего «Кисса Ёдзёки» В 1214 году сёгуну Минамото-но Санэтомо , который страдал от похмелья после того, как выпил слишком много сакэ . Эйсай также подал чай молодому сёгуну. [8] [14] Дзен-буддизм, пропагандируемый Эйсаем и другими, также стал популярным в этот период, особенно среди класса воинов. [15] Дзэнский монах Догэн обнародовал свод правил для буддийских храмов, основанный на «Правилах чистоты для Чань» монастырей , китайском тексте 1103 года. Текст Догэна включал примечания по этикету подачи чая в буддийских ритуалах. [8] Чай считался центральным для практиков дзен-буддизма. Мусо Сосэки зашел так далеко, что заявил, что «чай и дзэн - одно целое». [17]
Вскоре зеленый чай стал основным продуктом питания среди культурных людей Японии — напитком, которым пользовались как дворяне, так и буддийские духовенства. Производство росло, и чай становился все более доступным, хотя по-прежнему привилегией, которой пользовались в основном высшие классы.
Средневековая чайная культура
[ редактировать ]Чайные конкурсы
[ редактировать ]В 14 веке чайные соревнования ( 闘茶 , точа ) стали популярным развлечением. В отличие от чайных соревнований в Китае, целью тока было различать чай, выращенный в разных регионах, в частности, между хонча и хича . [18] Эти события были известны своими экстравагантными ставками. Самурай Сасаки Дойо особенно прославился тем, что проводил такие соревнования с роскошным оформлением, большим количеством еды и сакэ , а также танцами. Эта склонность к экстравагантному и вульгарному была известна как басара ( 婆娑羅 ) и была причиной некоторого морального возмущения среди писателей того времени. [19] Также в этот период было популярно увлечение китайскими предметами ( 唐もの , карамоно ) , такими как картины, керамика и каллиграфия. [20]
Чайные комнаты и раннее чаною
[ редактировать ]В 15 веке Сёгун Асикага Ёсимаса построил первую чайную комнату в стиле сёин чаною (чайная церемония в зале для приёмов). Эта простая комната на его вилле для престарелых в Гинкаку-дзи позволяла сёгуну демонстрировать свои предметы карамоно во время чайных церемоний. [20] Комната в стиле сёин возникла из комнат для занятий монахов дзэн. от стены до стены татами В отличие от более ранних простых деревянных полов они были покрыты сёин , а в стену был встроен стол (письменный стол). Эти комнаты были предшественниками современных японских гостиных. [21] Считается , что строгость этого нового стиля чайной комнаты ( 茶室 , тясицу ) была шагом к формальной чаною , которая возникла позже. чайной церемонии [22]
Говорят, что чайным мастером Ёсимасы был Мурата Сюко , также известный как Мурата Дзюко. [20] Сюко приписывают разработку приглушенных, «холодных и увядших» мотивов японской чайной церемонии. Он выступал за объединение импортных китайских товаров с грубой керамикой, произведенной в Японии, чтобы «гармонизировать японский и китайский вкусы». Такое намеренное использование простой или дефектной посуды с эстетикой ваби стало называться вабича . [23] Сюко, однако, не принял идею полностью ваби -подхода к чаною . [24] Напротив, Такено Дзё , который учился у одного из учеников Сюко, посвятил себя разработке стиля ваби в чайной посуде, а также декору чайной комнаты.
Японская чайная церемония
[ редактировать ]Сен-но Рикю
[ редактировать ]Исторической фигурой, считающейся наиболее влиятельной в развитии японской чайной церемонии, был Сэн-но Рикю . Рикю служил чайным мастером у даймё Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси . Он жил во время потрясений периода Сэнгоку , когда политические и социальные структуры были радикально преобразованы. Рикю вырос в Сакаи , где богатый купеческий класс смог утвердиться в качестве культурной и экономической силы, способной сформировать японскую чайную культуру. [25] Рикю, сын торговца рыбой Сакаи, изучал чай под руководством Такено Дзё. Как и Дзё, он был сторонником ваби . чая [26]
В это время чайная церемония играла заметную роль в политике и дипломатии. Нобунага дошел до того, что запретил практиковать это кому-либо, кроме своих ближайших союзников. [26] Строгий стиль вабича , который пропагандировал Рикю, был менее популярен на этих политических собраниях, чем более роскошный мейнстримовый стиль. После смерти Нобунаги Сэн-но Рикю поступил на службу к Хидэёси и построил простую ваби чайную хижину под названием Тайан , которая стала одной из любимых чайных комнат Хидэёси. [27] В отличие от черепичной крыши, которую предпочитал Сюко, Рикю выбрал соломенную крышу. [28] Эта комната, названная «Северным полюсом японской эстетики», является примером деревенского стиля ваби , который стал доминировать в японской чайной культуре. [25] Помимо деревенской чайной комнаты, Рикю установил этикет современной чайной церемонии, а также установленную процедуру и выбор используемой посуды. [29] Он также разработал идею нидзиригучи — небольшого входа, через который гости должны проползти, чтобы попасть в чайную комнату. [27] [30]
Хотя Хидэёси вынудил Рикю совершить сэппуку в 1591 году, потомкам Рикю было разрешено продолжить свою профессию. Три основные школы традиционной японской чайной церемонии сегодня — Омотэсэнкэ , Урасэнкэ и Мушакодзисэнкэ — были основаны детьми Сэн-но Сотана , внука Рикю. [25]
Чайная посуда
[ редактировать ]Развитие японской чайной церемонии в период Сэнгоку стимулировало появление новых тенденций в японской чайной посуде. Ученик Рикю Фурута Орибэ служил чайным мастером Хидэёси после смерти Рикю. Предпочтение Орибе зеленой и черной глазури и неправильных форм привело к созданию нового стиля керамики под названием « Посуда Орибе» . [29] Рикю также повлиял на вкусы японцев в керамике, отказавшись от гладкой регулярности посуды тенмоку , созданной под влиянием Китая , в пользу неровных чаш для риса, изготовленных этническими корейскими гончарами в Японии. Этот стиль чайной чаши или чаван назывался раку посудой по имени корейского гончара, который изготовил первые изделия для чайных церемоний Рикю, и известен своим соответствующим ваби . внешним видом, [29]
Матча
[ редактировать ]Современный японский матча производится путем измельчения сухих чайных листьев (вместо измельчения чайных кубиков, первоначально привезенных из династии Сун) в порошок. Сладкий вкус матча и темно-зеленый цвет создаются путем затенения чайных листьев от солнца в последние недели перед сбором, увеличения хлорофилла и уменьшения содержания танинов в листьях. [31] Эта техника возникла в 16 веке среди производителей чая Удзи. [32] Его также используют для производства гёкуро .
Или точка
[ редактировать ]При сёгунате Токугава в Японии периода Эдо (1603–1868) возникли новые формы чая, сопровождавшиеся новым развитием чайной культуры. Под влиянием китайской династии Мин заваренный листовой чай стал альтернативой порошкообразному чаю, что привело к развитию сенчи .
Сенча
[ редактировать ]К 14 веку практика употребления порошкообразного кирпичного чая в Китае вышла из моды. Вместо этого большую часть чая обжигали вручную на сухом воке, чтобы остановить процесс окисления, и покупали его в виде отдельных листьев, а не прессованных кирпичей. [33] Сначала отдельные листья измельчали в порошок и смешивали с горячей водой для получения готового напитка. Однако к концу 16 века ценители чая замачивали листья в чайниках с горячей водой и разливали чай по чашкам. [34] Этот новый способ производства и употребления чая появился в Японии в 17 веке. [34] Его сторонники, в первую очередь монах Байсао , выступали против строгих ритуалов традиционной японской чайной церемонии, основанной на более старых практиках приготовления порошкообразного чая. Вместо этого они пропагандировали беззаботный, неформальный подход к чаю, вдохновленный древними китайскими мудрецами и традициями ученых-отшельников. [35] [36]
Метод замачивания листьев чая в горячей воде стал известен как «вареный чай» ( 煎茶 , сенча ) , и вскоре он привел к новому способу производства зеленого чая, который хорошо сочетался с этой техникой. В 1737 году производитель чая из Удзи по имени Нагатани Соен разработал стандартный процесс приготовления листового чая в Японии: чайные листья сначала пропаривают, затем скатывают в узкие иголки и сушат в духовке. [37] [38] Этот процесс придает листу яркий изумрудный цвет, а также «чистый», иногда сладкий вкус. [39] Чай Нагатани привлек внимание Байсао. [37] становится синонимом сенча метода заваривания чая . После этого он стал известен под тем же названием. Популярность сенчи со временем росла, и сейчас это самая популярная форма чая в Японии, на которую приходится 80 процентов всего чая, производимого каждый год. [40]
Автоматизация
[ редактировать ]В конце эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) было внедрено машинное производство зеленого чая, которое начало заменять чай ручной работы. Машины взяли на себя процессы первичной сушки, прокатки чая, вторичной сушки, окончательной прокатки и пропаривания.
В 20 веке автоматизация способствовала повышению качества и сокращению трудозатрат. В автоматизацию машин были внедрены сенсорные и компьютерные средства управления, чтобы неквалифицированные рабочие могли производить чай превосходного качества без ущерба для качества.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хейсс и Хейсс 2007 , стр. 164–168.
- ^ Перейти обратно: а б Сен 1998 , стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Элисон и Смит 1981 , с. 191.
- ^ Чоу и Крамер 1990 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Кин 2006 , с. 141.
- ^ Элисон и Смит 1981 , с. 192.
- ^ Сен 1998 , стр. 48–52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Майр и Хо, 2009 , стр. 85–86.
- ^ Элисон и Смит 1981 , с. 193.
- ^ Сабери 2010 , с. 46.
- ^ Бенн 2015 , с. 112.
- ^ Элисон и Смит 1981 , стр. 190–191.
- ^ Элисон и Смит 1981 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б с Кин 2006 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 1991 , стр. 24–25.
- ^ Кин 2006 , с. 144.
- ^ Андерсон 1991 , с. 27.
- ^ Мурай 1989 , с. 11–12.
- ^ Варлей 1977 , стр. 187–188.
- ^ Перейти обратно: а б с Майр и Хо, 2009 , стр. 91–92.
- ^ Варлей 1977 , стр. 126–127.
- ^ Кин 2006 , с. 145.
- ^ Варлей 1977 , стр. 128–129.
- ^ Элисон и Смит 1981 , стр. 206–208.
- ^ Перейти обратно: а б с Сен 1998 г. , стр. vii–ix.
- ^ Перейти обратно: а б Майр и Хо, 2009 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б Майр и Хо, 2009 , стр. 99–101.
- ^ Элисон и Смит 1981 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б с Хейсс и Хейсс 2007 , стр. 315–317.
- ^ Сен 1998 , стр. 168.
- ^ Heiss & Heiss 2007 , стр. 182–183.
- ^ Уилсон и Клиффорд 2012 , с. 414.
- ^ Майр и Хо, 2009 , стр. 110–111.
- ^ Перейти обратно: а б Грэм, 1998 год .
- ^ Майр и Хо, 2009 , стр. 108–109.
- ^ Heiss & Heiss 2007 , стр. 318–319.
- ^ Перейти обратно: а б Уодделл 2009 , стр. 50–52.
- ^ Харни 2008 , с. 54.
- ^ Heiss & Heiss 2007 , с. 169.
- ^ Heiss & Heiss 2007 , с. 182.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Дженнифер Ли (1991). Введение в японский чайный ритуал . СУНИ Пресс . ISBN 978-0-7914-0749-3 .
- Бенн, Джеймс А. (2015). Чай в Китае: история религии и культуры . Издательство Гонконгского университета . ISBN 978-988-8208-73-9 .
- Чоу, Кит Бой; Крамер, Ионе (1990). Весь чай в Китае . Китайские книги . ISBN 978-0-8351-2194-1 .
- Грэм, Патрисия Джейн (1998), Чай мудрецов: Искусство сенчи , Гавайский университет Press , ISBN 9780824820879
- Харни, Майкл (2008). Путеводитель по чаю Harney & Sons . Пингвин . ISBN 978-1440642036 .
- Хейсс, Мэри Лу; Хейсс, Роберт Дж. (2007). История чая: история культуры и руководство по питью . Десятискоростной пресс . ISBN 978-1-58008-745-2 .
- Элисон, Джордж; Смит, Бардуэлл Л., ред. (1981). Военачальники, художники и простолюдины: Япония в шестнадцатом веке . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-1109-9 .
- Майр, Виктор Х .; Хо, Эрлинг (2009). Подлинная история чая . Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-25146-1 .
- Кин, Дональд (2006). Ёсимаса и Серебряный павильон: Создание души Японии . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-13057-8 .
- Сабери, Хелен (2010). Чай: глобальная история . Книги реакции . ISBN 978-1-86189-892-0 .
- Сен Сосицу XV (1998). Японский способ приготовления чая: от истоков в Китае до Сен Рикю . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-1990-3 .
- Варли, Х. Пол (1977). Холл, Джон Уитни ; Тойода Такеши (ред.). Япония в эпоху Муромати . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-02888-3 .
- Уилсон, КК; Клиффорд, Миннесота (2012). Чай: от выращивания до потребления . Springer Science+Business Media . ISBN 978-94-011-2326-6 .
- Мурай Ясухико (1989). «Развитие Чаноюй ». В Варлее, Х. Пол ; Взросление Исао (ред.). Чай в Японии: Очерки истории Чаноюй . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-1717-6 .
- Уодделл, Норман (2009). Старый продавец чая: жизнь и поэзия дзен в Киото XVIII века . Контрапункт . ISBN 978-1-58243-976-1 .
См. также
[ редактировать ]- Чайная культура в Японии , о чае в Японии
- Японская чайная церемония