Мурата Джуко
Мурата Джуко | |
---|---|
Мурата перламутровый | |
Мурата Джуко | |
Рожденный | 1423 |
Умер | 1502 г. (78–79 лет) |
Национальность | японский |
Другие имена | Мурата Шуко |
Известный | развитие японской чайной церемонии |
Заметная работа | Письмо Сердца |
Мурата Дзюко ( 村田珠光 , 1423–1502) известен в истории японской культуры как основатель японской чайной церемонии . [ 1 ] тем, что он был одним из первых, кто разработал стиль наслаждения чаем ваби-ча с использованием местных японских инструментов. [ 2 ] Его имя также может произноситься Мурата Сюко .
Биография
[ редактировать ]Он родился в Наре ; в некоторых источниках его отец упоминается как слепой игрок в бива , [ 3 ] хотя принято считать, что он принадлежал к купеческому сословию. [ 4 ] В раннем возрасте он стал служителем Сёмёдзи, буддийского храма секты Дзёдо в Наре. В юности Джуко сталкивался с шумными точа сборищами ценителей чая ; хотя это его не привлекало, он заинтересовался чаем как стимулятором, помогающим ему уснуть во время учебы. [ 5 ] [ 6 ] Его интерес к чаю привел его в Киото , где он узнал об аристократической практике чайной церемонии от Ноами . записано В « Записях Ямануэ Содзи» , что Дзюко был нанят сёгуном Асикага Ёсимаса в качестве чайного мастера в Гинкаку-дзи ; однако это вряд ли соответствует действительности. [ 3 ] Дзюко также изучал дзэн у священника Иккю Соджуна . [ 7 ] Именно учение Иккю о том, что « дхарма Будды также находится на пути чая», вдохновило Джуко на создание чайной церемонии. [ 6 ] Иккю подарил Дзюко образец каллиграфии Юань Ву (известного китайского мастера дзэн ) в качестве свидетельства о его просветлении. [ 3 ]
Философия
[ редактировать ]Дзюко изложил большинство своих ключевых теорий о чайной церемонии в письме своему ученику Фуруичи Тёину примерно в 1488 году, документе, ныне известном как Кокоро-но фуми ( 心の文 , «Письмо сердца») . Он перешел во владение семьи Мацуя и был сохранен для потомков; Сен-но Рикю высоко оценил это. [ 8 ] не только представляет собой демонстрацию практики, но и Кокоро-но фуми рассматривается как попытка создать торговый класс Японии в области чая, подчеркивая использование японской керамики наряду с импортированной китайской керамикой. [ 3 ] Дзюко широко использовал японскую чайную посуду , особенно питая неглазурованную керамическую посуду школ Бидзэн и Сигараки . [ 9 ] Однако его стиль не запрещал использование ранее входившей в моду китайской посуды; [ 6 ] На самом деле « Кокоро-но фуми» содержит несколько предписаний «гармонизировать японские и китайские вкусы». [ 8 ] Для Дзюко чрезмерная озабоченность несовершенством и деревенской эстетикой японской посуды была так же плоха, как и озабоченность правильными формами и идеальной глазурью китайской керамики. [ 10 ] Он утверждал, что новичкам в чайной церемонии следует начинать с приобретения китайских изделий, чтобы в полной мере оценить последующие японские покупки. [ 3 ]
Джуко подчеркивал в своей чайной церемонии четыре ценности: кин , форма смиренного почтения; кей , уважение к еде и питью; сэй , чистота тела и духа; и джаку , буддийское понятие, обозначающее спокойствие и свободу от желаний. [ 6 ] Он разработал ёдзёхан (чайный домик на четыре с половиной циновки), который позже стал стандартным дизайном при Рикю, изменив токонома и создав более духовную атмосферу для церемонии. [ 6 ] При этом он попытался включить эстетические концепции хиэ (холод) и каре (увядание) из поэзии ренга в чайную церемонию ; Джуко был мастером литературной формы ренга . [ 6 ] Он чувствовал, что эти качества были выражены в японских мисках и кувшинах, которые он использовал. [ 9 ]
Такэно Дзё учился у учеников Дзюко и продолжил тенденцию к простоте и минимализму в чайной церемонии. [ 5 ] Дзё был учителем Сен-но Рикю . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Genshoku Chadō Daijiten Японская энциклопедия чаною, статья о Мурате Дзюко.
- ^ Словарь Чаною (Танкоша, 2007), с. 254 Краткий очерк основных событий истории Чаноюй.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Морган Пителка (16 октября 2013 г.). Японская чайная культура: искусство, история и практика . Рутледж. стр. 42–43. ISBN 978-1-134-53531-6 .
- ^ Х. Пол Варлей (январь 2000 г.). Японская культура . Издательство Гавайского университета. п. 129. ИСБН 978-0-8248-2152-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Лаура Мартин (11 апреля 2011 г.). Чай: напиток, изменивший мир . Издательство Таттл. п. 64. ИСБН 978-1-4629-0013-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дженнифер Леа Андерсон (1 января 1991 г.). Введение в японский чайный ритуал . СУНИ Пресс. стр. 29–30. ISBN 978-0-7914-9484-4 .
- ^ Геншоку Чадо Дайдзитэн .
- ^ Перейти обратно: а б Х. Пол Варли; Исао Кумакура (январь 1989 г.). Чай в Японии: Очерки истории Чаноюй . Издательство Гавайского университета. стр. 21, 59. ISBN. 978-0-8248-1717-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Руперт Фолкнер (1995). Японские мастерские ремесел: традиции и авангард . Издательство Пенсильванского университета. п. 28. ISBN 0-8122-3335-2 .
- ^ Вм. Теодор де Бари; Дональд Кин; Джордж Танабе (13 августа 2013 г.). Источники японской традиции: Том 1: С древнейших времен до 1600 года . Издательство Колумбийского университета. п. 395. ИСБН 978-0-231-51805-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Японский способ приготовления чая . Гавайский университет Press, 1998.