Байсао
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2023 г. ) |
Байсао ( японский : 売茶翁 , Хепберн : Байсао ) (1675–1763) был японским буддийским монахом буддизма Обаку школы дзэн - , который прославился путешествиями по Киото, продавая чай . Почитание Байсао во время и после его жизни помогло популяризировать чай сенча и привело к созданию Сенчадо .
Имена
[ редактировать ]При жизни Байсао носил много имен, как это было принято в то время. В детстве он был известен как Сибаяма Кикусен. Когда он стал монахом, его звали дзен-священником Геккай Геншо. Байсао, прозвище, под которым он широко известен, означает «старый продавец чая». Это имя он получил благодаря завариванию чая в районе Киото. Позже в своей жизни он отказался от своего священства и принял мирское имя Ко Югай. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Байсао родился в городе Хасуике на территории тогдашней провинции Хидзэн . Его отец умер, когда ему было девять лет. Байсао стал дзен-буддийским монахом в Рюсиндзи, храме Обаку. Его учитель, Керин Дорио, получал инструкции непосредственно от Ингена , основателя школы Обаку. Начиная с 1696 года, Байсао в течение нескольких лет много путешествовал, чтобы учиться в различных храмах Японии. Затем Байсао вернулся в свой храм и служил его управляющим до 1723 года, когда его настоятелем стал Дайчо Гэнко. Его мать также умерла в том же году. В 1724 году, когда Байсао было 49 лет, он покинул монастырь и отправился в Киото, где и прожил остаток своей жизни. Получив рекомендательные письма от Дайчо, Байсао быстро завоевал дружбу со многими ведущими художниками, монахами и литераторами Киото. [ 1 ]
Чай
[ редактировать ]Примерно в 1735 году Байсао начал продавать чай в различных живописных местах Киото. [ 2 ] В это время он еще официально не отказался от своего священства. Байсао никогда не продавал свой чай по фиксированной цене. Вместо этого он нес бамбуковую трубку, с помощью которой собирал пожертвования. Несмотря на длительную дружбу со знаменитыми людьми, он вел аскетический образ жизни и использовал скудные пожертвования от торговли чаем, чтобы прокормить себя. Что касается чайных принадлежностей, то все это он носил в плетеной бамбуковой корзине, которую называл Сенька («логово мудрецов») и таскал ее на палке через плечо.
Метод приготовления чая Байсао назывался сенча, или «кипящий чай». В этом методе целые чайные листья бросают в кастрюлю с кипящей водой и варят на медленном огне в течение короткого периода времени. Этот чай отличался от матча , самого распространенного чая в Японии того времени, который состоял из чайных листьев, измельченных в мелкий порошок. Метод заваривания чая путем его измельчения в порошок и взбивания его с горячей водой был популярен в Китае во времена династии Сун , во времена которой дзен -буддийские монахи впервые принесли эту практику в Японию. Напротив, школа дзэн Обаку специализировалась на заваривании листового зеленого чая, стиль, который постепенно стал популярным в Китае во времена династии Мин . Сторонники Сенча того времени выступали против жесткого и тщательно продуманного формализма традиционной чайной церемонии чаною , в которой используется матча. Сравнительная простота добавления чайных листьев в воду привлекла многих японских монахов и интеллектуалов (в том числе Байсао и большую часть его круга общения), которые восхищались беззаботным отношением, пропагандируемым древними китайскими мудрецами. [ 2 ] Сам Байсао видел в чае путь к духовному просветлению, и это он неоднократно подчеркивал в своих стихах.
Неизвестно, откуда Байсао первоначально получил свои чайные листья, но к 1738 году метод заваривания чая сенча стал настолько популярным, что один из его знакомых, производитель чая из Удзи , разработал новые методы производства, чтобы создать тип чая, названный после способа заваривания. [ 1 ] Этот чай сенча готовился из целых молодых листьев, которые пропаривались , а затем сушились. Этот метод отличается от типичного китайского метода производства листового чая, который не требует пропаривания. Сам Байсао высоко оценил чай, и термин сенча стал относиться в первую очередь к чайным листьям, полученным этим методом, а не к методу их заваривания.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1745 году, в возрасте семидесяти лет, Байсао отрекся от монашества, сменив имя на Ко Югай. Он прекратил продавать чай в 1755 году. Осознавая свою известность и надеясь избежать создания ритуальной традиции сенча, столь же удушающей, как официальная церемония чаною, которую он так часто осуждал, Байсао незадолго до своей смерти сжег большую часть своей чайной посуды. Он сделал это в открытое пренебрежение традицией чаною почитания посуды, используемой знаменитыми чайными мастерами. [ 1 ] [ 2 ]
Сочинения
[ редактировать ]Поэзия и каллиграфия Байсао считаются важными в истории дзэн Японии, особенно в Киото, где Байсао был хорошо известен. Его поэзия высоко ценилась художниками Киото XVIII века, который был более «либеральным», чем столица Эдо (современный Токио). Сохранилось более 100 его стихотворений. Некоторые из сочинений Байсао были опубликованы в 1748 году под названием «Сборник чайных документов со Сливовой горы» ( Байсаньшу чафу ряку ). В этом тексте Байсао доказывал философское превосходство сенча над чаноюй и писал, что жрецы, проводившие чайную церемонию чаноюй, были так же далеки от примера древних мудрецов, как небо от земли. [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]После смерти Байсао, несмотря на символическое уничтожение его чайной посуды, вскоре возникла систематизированная чайная церемония сенча, основанная на его методах. Его друг Кимура Кенкадо опубликовал подробные описания и иллюстрации своей чайной посуды. [ 2 ] Кимура также поручил мастерам сделать копии некоторой сгоревшей посуды. Он и другие пропагандировали почитание Байсао и написали подробные инструкции по завариванию листового чая. Священник Дайтен Кендзё в своем комментарии к японскому изданию китайского текста « Секреты заваривания чая » описал два метода заваривания листового чая. Один из них, который он назвал сенча , был методом, использованным Байсао. Другой метод, который он назвал хоча , представляет собой широко используемый сегодня метод, при котором чайные листья в сосуде поливают горячей водой. Дайтэн также выступал за использование чайной посуды, аналогичной той, которую использовал лично Байсао. [ 1 ] Сегодня Байсао считается одним из первых мастеров сенча. После его смерти популярность сенчи продолжала расти, постепенно вытесняя матча как самый популярный вид чая в Японии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Грэм, 1998 год .
- ^ Jump up to: а б с д Майр и Хо, 2009 , с. 107.
Ссылки
[ редактировать ]- Грэм, Патрисия Джейн (1998), Чай мудрецов: Искусство сенчи , Гавайский университет Press , ISBN 9780824820879
- Майр, Виктор Х.; Хо, Эрлинг (2009), Истинная история чая , Темза и Гудзон , ISBN 978-0-500-25146-1
- Уодделл, Норман. (2010) Байсао - Старый продавец чая - Жизнь и поэзия дзен в Киото XVIII века . Контрапункт Пресс. ISBN 978-1-58243-482-7
- Байсао, переводы Роджера Пулверса (2019), СТИХИ БАЙСАО , NAHOKO PRESS, ISBN 978-4-9908385-1-5
- «СТИХИ БАЙСАО» . НАХОКО ПРЕСС . Проверено 7 апреля 2022 г.