Jump to content

История чая

Чайная плантация в Чивидее, Бандунг , Индонезия.

История чая охватывает множество культур на протяжении тысячелетий. Чайное растение Camellia sinensis родом из Восточной Азии и, вероятно, возникло на границе юго-западного Китая и северной Мьянмы . [1] [2] [3] Одно из самых ранних упоминаний о чаепитии относится ко временам китайской династии Шан , когда чай употреблялся как лечебный напиток. [4] Ранние достоверные упоминания о чаепитии относятся к III веку нашей эры и содержатся в медицинском тексте, написанном китайским врачом Хуа То . [5] Впервые он стал известен западному миру через португальских священников и купцов в Китае в начале 16 века. [6] Употребление чая стало популярным в Британии в 17 веке. Британцы ввели коммерческое производство чая в Британской Индии , чтобы конкурировать с китайской монополией на чай, воруя листья зеленого чая из Китая, транспортируя их поездом или автомобильным транспортом, в результате чего они ферментируются и думают, что ферментированный чай - это чай, который пьют в Китае. . Следовательно, чай, который пьют на Западе, в основном ферментированный, а не свежий зеленый чай. [7]

Географическое происхождение

[ редактировать ]
Чай из Юньнани

Camellia sinensis возникла именно на пересечении 29° северной широты и 98° восточной долготы , в месте слияния земель юго-западного Китая, Тибета, северной Мьянмы и северо-восточной Индии. Из этого центра происхождения растение было завезено более чем в 52 страны. [8]

Что касается морфологических различий между сортами Ассам и китайскими, ботаники уже давно утверждают о двойном ботаническом происхождении чая; однако статистический кластерный анализ , одинаковое число хромосом (2n=30), легкая гибридизация и различные типы промежуточных гибридов и спонтанных полиплоидов, по-видимому, демонстрируют единое место происхождения Camellia sinensis — территорию, включающую Юньнань и Сычуань провинции . Китай и северная часть Мьянмы . [1]

Провинцию Юньнань также называют «родиной чая… первой областью, где люди поняли, что есть чайные листья или заваривать чашку чая может быть приятно». [9] Уезд Фэнцин в префектуре города Линьцан провинции Юньнань в Китае считается домом для старейшего в мире культивируемого чайного дерева, возрастом около 3200 лет. [10] [11]

Согласно «Истории чая» , чаепитие, вероятно, началось в провинции Юньнань во 2-м тысячелетии до нашей эры как лечебный напиток. [4] Оттуда напиток распространился в Сычуань, и считается, что там «впервые люди начали варить чайный лист для употребления в концентрированную жидкость без добавления других листьев или трав, тем самым используя чай как горький, но стимулирующий напиток». пить, а не как лекарственную смесь». [4]

Мифы о происхождении

[ редактировать ]
Японская картина с изображением Шэннуна .

В китайской легенде император Шэннун пил чашу только что вскипевшей воды из-за указа, согласно которому его подданные должны кипятить воду, прежде чем пить ее. [12] Где-то около 2737 года до нашей эры в воду с соседнего дерева упало несколько листьев, изменивших цвет и вкус. Император сделал глоток настоя и был приятно удивлен его вкусом и восстанавливающими свойствами. Вариант легенды гласит, что император испытал на себе лечебные свойства различных трав, некоторые из которых были ядовитыми, и обнаружил, что чай действует как противоядие. [13] Шэннун также упоминается в знаменитой ранней работе Лу Юя на эту тему « Классика чая» . [14] Похожая китайская легенда гласит, что Шэннун жевал листья, стебли и корни различных растений, чтобы найти лекарственные травы. Если он употреблял ядовитое растение, он жевал чайные листья, чтобы нейтрализовать яд.

Легенда восходит к династии Тан . По легенде, Бодхидхарма , основатель чань-буддизма , случайно уснул после 9 лет медитации перед стеной. Он проснулся в таком отвращении к своей слабости, что отрезал себе веки. Они упали на землю и укоренились, превратившись в чайные кусты. [15] В другой версии истории стоит Гаутама Будда . вместо Бодхидхармы [16]

Ранняя история

[ редактировать ]
Лу Юя Статуя в Сиане

Китайцы употребляли чай на протяжении тысячелетий. Самые ранние вещественные доказательства, известные на сегодняшний день, найденные в 2016 году, происходят из мавзолея императора Цзина Хань в Сиане , что указывает на то, что чай пили императоры династии Хань еще во II веке до нашей эры. [17] Образцы были идентифицированы как чай из рода Camellia, в частности, с помощью масс-спектрометрии . [17] [18] и письменные записи предполагают, что его могли выпить раньше. Люди династии Хань использовали чай как лекарство (хотя неизвестно, когда впервые чай использовался в качестве стимулирующего средства). Считается, что в Китае находятся самые ранние записи о потреблении чая. [19] [20] с возможными записями, относящимися к 10 веку до нашей эры. [19] [20] Обратите внимание, однако, что нынешнее слово, обозначающее чай в китайском языке, вошло в употребление только в 8 веке нашей эры, поэтому есть неясности относительно того, совпадают ли старые используемые слова с словом «чай». Слово ту появляется в Шицзин и других древних текстах для обозначения своего рода «горького овоща» (苦菜), и вполне возможно, что оно относилось к нескольким различным растениям, таким как осот , цикорий или сорняк , включая чай. [21] [22] В Хрониках Хуаяна записано, что народ Ба в Сычуани подарил ту царю Чжоу . Государство Ба и его сосед Шу позже были завоеваны Цинь , и, по словам ученого 17-го века Гу Яньу , который писал в «Жи Чжи Лу» (日知錄): «Именно после того, как Цинь захватили Шу, они научились пить чай». [23]

Первое известное упоминание о кипячении чая произошло из произведения династии Хань «Контракт для молодежи», написанного Ван Бао , где среди задач, перечисленных для выполнения юношей, «он должен вскипятить чай и наполнить посуду» и «он куплю чай в Уяне». [23] Первые упоминания о выращивании чая также датируются этим периодом (эпоха Ганьлу императора Сюань Хань ), когда чай выращивали на горе Мэн (蒙山) недалеко от Чэнду . Начиная с династий Тан и до Цин , каждую весну собирали первые 360 листьев выращенного здесь чая и преподносили императору. Даже сегодня зеленые и желтые чаи, такие как чай Мэндин Ганлу , по-прежнему пользуются спросом. [24]

Раннее достоверное упоминание о чаепитии датируется 220 годом нашей эры в медицинском тексте « Ши Лунь» (食论) Хуа То , который заявил: «Пить горький чай постоянно заставляет человека думать лучше». [25] Еще одно возможное раннее упоминание о чае можно найти в письме генерала династии Цинь Лю Куня. [5] Однако до династии Тан в середине VIII века чаепитие было преимущественно южнокитайской практикой. [21] Он стал широко популярен во времена династии Тан, когда распространился в Корее, Японии и Вьетнаме. Во времена династии Тан в Китае чай готовили иначе, чем сегодня. Вместо того, чтобы заваривать чайные листья в горячей воде, чай варили с различными ингредиентами, такими как имбирь, лук и специи, чтобы получился пикантный бульон. Лишь во времена династии Сун практика заваривания чайных листьев в горячей воде стала популярной. [12]

Говорят, что Лао-цзы , классический китайский философ, описывал чай как «пену жидкого нефрита» и называл его незаменимым ингредиентом эликсира жизни . [26] Легенда гласит, что господин Лао был опечален моральным разложением общества и, почувствовав, что конец династии близок, отправился на запад, на необжитые территории, и его больше никогда не видели. Проходя через национальную границу, он встретил и предложил чай таможенному инспектору по имени Инь Си. Инь Си призвал его объединить свои учения в одну книгу, чтобы будущие поколения могли извлечь пользу из его мудрости. Это стало известно как Дао Дэ Цзин , сборник высказываний Лао-цзы. [25]

Писатель династии Тан Лу Юй ( упрощенный китайский : 陆羽 ; традиционный китайский : 陸羽 ; пиньинь : lùyٔ ) Ча Цзин ( «Классика чая» ) ( упрощенный китайский : 茶经 ; традиционный китайский : 茶經 ; пиньинь : chá jīng ) — это ранняя работа над этой темой. По словам Ча Цзин, чаепитие было широко распространено. В книге описывается, как выращивали чайные растения, обрабатывали листья и готовили чай как напиток. Также описывается, как оценивался чай. В книге также рассказывается о том, где производятся лучшие чайные листья. Чай, производимый в этот период, представлял собой в основном чайные кирпичи , которые часто использовались в качестве валюты, особенно вдали от центра империи, где монеты теряли свою ценность. Их изготавливали путем прессования чайных листьев до плотной круглой формы, которую было легко транспортировать и хранить. Торты оценивались по их весу, и их можно было обменять на другие товары или использовать для уплаты налогов. [27]

Картина династии Мин художника Вэнь Чжэнмина, изображающая приветствие ученых на чаепитии.

Во времена династии Сун производство и приготовление чая изменилось. Чай включал в себя множество сортов листового чая (чтобы сохранить деликатный характер, предпочитаемый придворным обществом), и это источник сегодняшних рассыпных чаев и практики заваривания чая. Появилась также порошкообразная форма чая. Пропаривание чайных листьев было основным процессом, который веками использовался при приготовлении чая. После перехода от прессованного чая к порошкообразному виду производство чая для торговли и распространения снова изменилось.

Иллюстрация легенды об обезьянах, собирающих чай

Китайцы научились обрабатывать чай по-другому в середине 13 века. Чайные листья обжаривали, а затем крошили, а не готовили на пару. Во времена династий Юань и Мин неферментированные чайные листья сначала обжаривали на сковороде, затем скручивали и сушили. Это останавливает процесс окисления, в результате которого листья темнеют, а чай остается зеленым. В 15 веке был разработан чай улун , в котором чайным листьям давали частично ферментироваться перед обжариванием на сковороде. [28] Однако западные вкусы отдавали предпочтение полностью окисленному черному чаю , и листьям давали возможность ферментироваться дальше. Желтый чай был случайным открытием в производстве зеленого чая во времена династии Мин, когда явно небрежные методы привели к тому, что листья пожелтели, что в результате привело к другому вкусу. [29]

Производство чая в Китае исторически было трудоемким процессом, проводившимся в отдаленных и зачастую труднодоступных регионах. Это привело к появлению множества апокрифических историй и легенд, связанных с процессом сбора урожая. Например, уже много лет рассказывают историю о деревне, где обезьяны собирают чай. Согласно этой легенде, жители деревни стоят под обезьянами и насмехаются над ними. Обезьяны, в свою очередь, злятся, хватают пригоршни чайных листьев и бросают их в жителей деревни. [30] Сегодня продаются продукты, утверждающие, что они были собраны таким способом, но ни один надежный комментатор не наблюдал этого воочию, и большинство сомневается, что это вообще произошло. [31] На протяжении многих сотен лет коммерчески используемое чайное дерево по форме напоминало скорее куст, чем дерево. [32] «Чай, собранный обезьяной» — это скорее название определенного сорта, чем описание того, как он был получен. [33]

В 1391 году император Хуну издал указ, согласно которому в качестве « дани » будет приниматься только рассыпной чай. [21] В результате производство чая перешло от кексового чая к листовому чаю, а технологии обработки усовершенствовались, что привело к появлению более энергоэффективных методов обжига и сушки на солнце, которые были популярны в Цзяннани и Фуцзянь соответственно. Последней группой, принявшей листовой чай, были литераторы , которые не хотели отказываться от своей изысканной культуры взбивания чая до изобретения чая улун. [34] [35] К концу 16 века листовой чай полностью заменил прежнюю традицию изготовления тортов и порошкообразного чая. [36]

Древние чайные урны, которые торговцы использовали для хранения чая.
Японская чайная церемония

Во времена династии Суй в Китае чай был завезен в Японию буддийскими монахами. Использование чая распространилось в VI веке нашей эры. [37] Чай стал напитком религиозных кругов Японии, когда японские священники и посланники, отправленные в Китай для изучения его культуры, привезли чай в Японию. Древние записи показывают, что первую партию семян чая принес священник по имени Сайтё ( 最澄 ) в 805 году, а затем другой по имени Кукай ( 空海 ) в 806 году. Он стал напитком королевских сословий, когда император Сага ( 嵯峨天皇 ) поощрял рост чайных растений. Семена были импортированы из Китая, и началось выращивание в Японии.

В 1191 году дзэнский священник Эйсай ( 栄西 ) привез в Киото семена чая . Часть чайных семян была передана священнику Мё Сёнину и стала основой чая Удзи . Самая старая книга о чае в Японии, «Кисса Ёдзёки» ( 喫茶養生記 , «Как оставаться здоровым, употребляя чай ») , была написана Эйсаем. Двухтомник был написан в 1211 году после его второго и последнего визита в Китай. В первом предложении говорится: «Чай является лучшим психическим и медицинским средством, способным сделать жизнь человека более полной и полноценной». Эйсай также сыграл важную роль в приобщении к употреблению чая класса воинов, который приобрел политическую известность после периода Хэйан .

Зеленый чай стал основным продуктом питания среди культурных людей в Японии — напиток, которым пользовались как дворяне, так и буддийские духовенства . Производство росло, и чай становился все более доступным, хотя по-прежнему привилегией, которой пользовались в основном высшие классы. Чайная церемония в Японии была завезена из Китая в 15 веке буддистами как полурелигиозный социальный обычай. Современная чайная церемония развивалась на протяжении нескольких столетий дзен-буддийскими монахами под первоначальным руководством монаха Сэн-но Рикю ( 千 利休 ) . Фактически, и напиток, и церемония вокруг него играли заметную роль в феодальной дипломатии.

В 1738 году Соен Нагатани разработал японскую сенчу ( 煎茶 ) , буквально «кипящий чай» , который представляет собой неферментированную форму зеленого чая. Сегодня это самая популярная форма чая в Японии. Название может сбить с толку, потому что сенча больше не варится на медленном огне. Хотя в настоящее время сенчу готовят путем замачивания листьев в горячей воде, так было не всегда. Первоначально сенчу готовили, бросая листья в котел и недолго варя. [38] Затем жидкость разливали по тарелкам и подавали. В 1835 году Кахэй Ямамото разработал гёкуро ( 玉露 ) , буквально «драгоценную росу» , путем затенения чайных деревьев в течение нескольких недель, предшествующих сбору урожая. К 20 веку было внедрено машинное производство зеленого чая, которое начало заменять чай ручной работы.

Дарье , корейская чайная церемония

Первая историческая запись, документирующая подношение чая древнему богу, описывает обряд 661 года нашей эры, в ходе которого было сделано подношение чая духу короля Суро , основателя королевства Кымгван Кая . Записи династии Корё (918–1392) показывают, что в буддийских храмах делались подношения чая духам почитаемых монахов. Во времена династии Чосон (1392–1910) королевская семья И и аристократия использовали чай для простых обрядов. «Дневной чайный обряд» был обычной дневной церемонией, тогда как «Особый чайный обряд» предназначался для особых случаев. К концу династии Чосон простолюдины присоединились к этой тенденции и использовали чай для обрядов предков, следуя китайскому примеру, основанному на тексте Чжу Си о семейных формальностях.

Керамическая посуда была распространена, чаще керамическая, в основном изготавливавшаяся в провинциальных печах, фарфор был редким, а императорский фарфор с драконами - самым редким. Самыми ранними видами чая, используемыми в чайных церемониях, были сильно спрессованные лепешки черного чая, эквивалент выдержанного чая пуэр в Китае. Однако ввоз чайных растений буддийскими монахами принес в Корею более деликатную серию чая и чайную церемонию . Чаще всего подают зеленый чай «Чаксол (작설, 雀舌)» или «Чунгно (죽로, 竹露)». Однако другие чаи, такие как «Пёксорён (벽소령, 碧宵嶺)», «Чхонхачун» (천하춘, 天下春), Уджон (우전, 雨前), Окчхон (옥천, 玉泉), а также местный чай из хризантемы , хурмы чай из листьев , или чай из полыни можно подавать в разное время года.

Глобальная экспансия

[ редактировать ]
Посеребренный самовар в форме конической урны, используемый для кипячения воды для чая в России и некоторых странах Ближнего Востока.

Говорят, что самое раннее упоминание о чае в западной письменности можно найти в заявлении арабского путешественника о том, что после 879 года основными источниками доходов в Кантоне были пошлины на соль и чай. Марко Поло записывает смещение китайского министра финансов в 1285 году за произвольное увеличение налогов на чай. В 1557 году Португалия открыла торговый порт в Макао , и слухи о китайском напитке «ча» быстро распространились, но нет никаких упоминаний о том, что они привозили какие-либо образцы домой. В начале 17 века корабль голландской Ост-Индской компании первые листья зеленого чая привез в Амстердам из Китая . Во Франции чай был известен с 1636 года. Недолгое время он пользовался популярностью в Париже примерно в 1648 году. История чая в России также восходит к 17 веку. Впервые чай был предложен Китаем в подарок царю Михаилу I в 1618 году. Напиток попробовал русский посол; его это не волновало, и он отклонил это предложение, отложив появление чая в России на пятьдесят лет. К 1689 году чай регулярно импортировался из Китая в Россию караваном из сотен верблюдов, совершавшим путешествие длиной в год, что делало его ценным товаром в то время. Чай появился на немецком языке аптекарей к 1657 году, но никогда не пользовались большим уважением, за исключением прибрежных районов, таких как Остфрисландия . [39] Чай впервые появился публично в Англии в 1650-х годах, где он был представлен через кофейни . Оттуда он был завезен в британские колонии в Америке и других странах.

Португалия и Италия

[ редактировать ]

Чай был впервые завезен в Европу итальянским путешественником Джованни Баттиста Рамузио , который в 1555 году опубликовал «Путешествия и путешествия» , содержащие первое европейское упоминание о чае, которое он назвал «Чай Катай»; его отчеты были основаны на сообщениях из вторых рук в государствах Аденского залива; Йемен и Сомали. [ нужна ссылка ]

Португальские священники и купцы в 16 веке впервые познакомились с чаем в Китае, тогда он назывался ча . [6] Первые португальские корабли достигли Китая в 1516 году, а в 1560 году португальский миссионер Гаспар да Круз опубликовал первое португальское описание китайского чая; В 1565 году португальский миссионер Луи Алмейда опубликовал первое европейское описание чая в Японии. [40]

Вид на чайные плантации в Муннаре , Керала , Индия.
Чайный сад в Ассаме, Индия

Коммерческое производство чая было впервые введено в Индию британцами в попытке сломать китайскую монополию на чай. [7] Британцы, используя китайские семена, а также китайские технологии посадки и выращивания, запустили чайную промышленность, предложив землю в Ассаме любому европейцу, согласившемуся выращивать чай на экспорт. [7] Первоначально чай употребляли только англизированные индейцы; Лишь в 1950-х годах чай стал широко популярен в Индии благодаря успешной рекламной кампании Индийского чайного совета. [41]

До британцев растение могло использоваться в лечебных целях. Некоторые называют растение Сандживани первым зарегистрированным упоминанием об употреблении чая в Индии. Однако научные исследования показали, что растение Сандживани на самом деле является другим растением и не имеет отношения к чаю. [42] Племя Сингфо и племя Кхамти подтверждают, что они употребляют чай с 12 века. Однако коммерческое производство чая в Индии не началось до прихода Британской Ост-Индской компании , после чего большие участки земли были преобразованы для массового производства чая.

Китайский сорт используется для чая Сикким, Дарджилинг и чай Кангра , в то время как сорт Ассам , клон уроженца Ассама , использовался повсюду. Британцы открыли коммерческие чайные плантации в Индии и на Цейлоне:«В 1824 году чайные растения были обнаружены на холмах вдоль границы между Бирмой и Ассамом. Британцы завезли чайную культуру в Индию в 1836 году и на Цейлон (Шри-Ланка) в 1867 году. Сначала они использовали семена из Китая, но позже семена из были использованы клональные растения Ассам». [43] До последних десятилетий в основном в Индии производился только черный чай, за исключением Кангры (современный Химачал-Прадеш), где производился зеленый чай для экспорта в Центральную Азию, Афганистан и соседние страны. [44]

Чайные сады в Кангре
Кангра, чаеводческий регион в Индии, известный производством зеленого чая.

Индия была ведущим производителем чая на протяжении почти столетия, но в 21 веке ее вытеснил Китай с позиции ведущего производителя чая. [45] Индийские чайные компании приобрели ряд знаковых зарубежных чайных предприятий, в том числе британские бренды Lipton , Tetley , Twinings и Typhoo . [45] Большинство владельцев индийских чайных плантаций сосредоточились на экспорте на такие рынки, как Европа и Россия, и лишь немногие сосредоточились на создании собственных брендов, таких как Makaibari, Dharmsala Tea Company и некоторых других. Хотя Индия является крупнейшим потребителем чая в мире, потребление чая на душу населения в Индии остается скромным — 750 граммов на человека в год. [45] В последнее время потребление зеленого чая резко возросло в городах, а такие регионы, как Кангра , которые исторически были известны своим производством зеленого чая, стали свидетелями возрождения зеленого чая на внутреннем рынке.

Панорамный вид на чайные плантации в Муннаре , Керала , Индия.
Сбор чая в Лахиджане, Иран.

Гилян на севере Ирана является основным центром производства иранского чая. Исторически Лахиджан — первый город в Иране, где есть чайные плантации. Благодаря мягкой погоде, качеству почвы и пресной родниковой воде Лахиджан имеет самую большую площадь выращивания чая в Иране. «Весенний чай Лахиджан» — чай самого высокого качества, производимый в стране. Чай выращивают и в других городах Гилана, например в Фумане и Роудсаре .

Чайная плантация на Тайване

Тайвань славится производством улуна и зеленого чая, а также многих чаев западного образца. Пузырьковый чай или «Чжэнь Чжу Най Ча» (мандаринский диалект: 珍珠奶茶) — это черный чай, смешанный с подслащенным сгущенным молоком и тапиокой. Поскольку на протяжении многих веков остров был известен жителям Запада как Формоза — сокращение от португальского Ilha Formosa , или «красивый остров», — чай, выращенный на Тайване, часто идентифицируется под этим названием.

Великобритания

[ редактировать ]
Чайная плантация в Кэмерон Хайлендс , Малайзия.

Первое упоминание о чае на английском языке появилось в письме, написанном Ричардом Уикхемом, который управлял офисом Ост-Индской компании в Японии, в 1615 году он написал торговцу в Макао с просьбой «самый лучший сорт чаю». Питер Манди , путешественник и торговец встретивший чай в Фудзи в 1637 году, писал: « Чаа — всего лишь вода с кипящей в ней какой-то травой». [46] В 1657 году Томас Гарвей, «табачник и кофеман», первым начал продавать чай в Лондоне в своем доме на Биржевом переулке по цене от 16 до 50 шиллингов за фунт. [47] В том же году чай был включен в прейскурант лондонской кофейни, а первая реклама чая появилась в 1658 году. [46] В 1660 году Сэмюэл Пипс записал в своем дневнике: «Я послал за чашкой чая (китайского напитка), которого я никогда раньше не пил». [48] Вполне вероятно, что ранний импорт осуществлялся контрабандой через Амстердам или через моряков, прибывавших на восточных лодках. [49] Женитьба короля Карла II в 1662 году на португальской принцессе Екатерине Брагансской привела к тому, что привычка к чаепитию пришлась ко двору. Официальная торговля чаем началась в 1664 году с импорта всего лишь двух фунтов двух унций для представления королю. [50] который к 1801 году вырос до 24 миллионов фунтов в год. [49]

В Кантоне (ныне Гуанчжоу) началась регулярная торговля. [49] где ее контролировали две монополии: китайская «Кохонг» (торговые компании) и британская Ост-Индская компания. [49] Кохонг . приобретал чай у «чайников», у которых была сложная цепочка поставок в горы и провинции, где выращивался чай [49] Ост-Индская компания привезла обратно множество продуктов, среди которых чай был лишь одним из них, который оказался одним из самых успешных. [49] Первоначально он рекламировался как лечебный или тонизирующий напиток. [49] но к концу 17 века его стали воспринимать как универсальный напиток, хотя и в основном среди элиты, так как он был дорогим. [49] К 18 веку чай продавался в значительных объемах, когда чай продавался в бакалейных лавках и чайных магазинах Лондона. [51] К 1720-м годам черный чай обогнал по популярности зеленый чай, поскольку цена упала, и рано утром британские любители чая начали добавлять в чай ​​сахар и молоко - практика, которой не было в Китае. [49] К 1720-м годам в морской торговле Европы с Китаем преобладал обмен серебра на чай. [51] Поскольку цены продолжали падать, чай становился все более популярным и к 1750 году стал национальным напитком Великобритании. [49] Грибок сократил производство кофе на Цейлоне на 95% в 19 веке, что укрепило популярность чая. [52] Рост импорта и продаж чая в период с 1690 по 1750 годы тесно связан с увеличением импорта и продаж тростникового сахара : британцы пили не просто чай, а сладкий чай. [49] Таким образом, два британских торговых треугольника сошлись: сахар, добываемый из британского торгового треугольника, включающего Великобританию, Африку и Вест-Индию, и чай из треугольника, включающего Великобританию, Индию и Китай. [49]

В Китае император Цяньлун из династии Цин написал королю Георгу III в ответ на просьбу миссии Макартни о торговле в 1793 году: «Наша Поднебесная обладает всем в изобилии и не испытывает недостатка ни в одном продукте в пределах своих границ. импортировать продукцию иностранных варваров в обмен на нашу собственную продукцию». [53] За чай приходилось платить серебряными слитками, и критики чайной торговли в то время указывали на ущерб, нанесенный богатству Великобритании этой потерей слитков. [49] Чтобы получить серебро, необходимое для оплаты чая, Великобритания начала экспортировать опиум из традиционных выращивающих регионов Британской Индии (на территории современного Пакистана и Афганистана) в Китай. Хотя употребление опиума в Китае имело долгую историю, в период с 1821 по 1837 год импорт опиума в Британию увеличился в пять раз, а употребление этого наркотика стало более распространенным в китайском обществе. Отношение правительства Цин к опиуму, которое часто было двойственным, ужесточилось из-за социальных проблем, вызванных употреблением наркотиков, и приняло серьезные меры по ограничению импорта опиума в 1838–39. [54] Чай стал важным источником налоговых поступлений для Британской империи, а запрет на торговлю опиумом и, таким образом, создание проблем с финансированием для импортеров чая, был одной из основных причин Первой опиумной войны . [55] [56]

Хотя ведение войны с Китаем было одной из тактик Британии, она также начала использовать Индию для выращивания чая. После того, как чайные растения были вывезены контрабандой из Китая, плантации были созданы в таких районах, как Дарджилинг, Ассам и Цейлон. [57] Пытаясь обойти свою зависимость от китайского чая, Ост-Индская компания отправила шотландского ботаника Роберта Фортьюна в Китай для закупки и вывоза из Китая чайных растений, которые затем были доставлены в Индию. За исключением нескольких растений, сохранившихся в индийских садах, большинство китайских чайных растений, завезенных Фортуной в северо-западные провинции Индии, погибли. Из-за предпочтений британцев и моды на крепкий темный чай, который, как выяснилось, лучше всего готовить из местных сортов чайного растения подвида Ассам в Индии ( Camellia sinensis var. assamica ), он оказался более важным для развития производства там. . Однако технологии и знания, привезенные из Китая, сыграли важную роль в дальнейшем расцвете индийской чайной промышленности в Ассаме и Шри-Ланке . [58] [59] С 1940 по 1952 год чай был нормирован, а кофе освобожден от налога. [60]

Чай оставался очень важным в мировой торговле Великобритании, отчасти способствуя мировому доминированию Великобритании к концу 18 века. По сей день чай рассматривается во всем мире как символ «британскости», но также для некоторых и как символ старого британского колониализма . [49]

На употребление чая в Соединенных Штатах во многом повлияло принятие Закона о чае и последующий протест во время Американской революции . Потребление чая резко сократилось в Америке во время и после революции, когда многие американцы перешли от чая к употреблению кофе, считая чаепитие непатриотичным. [61] [62] [63] [64] [65] [66] Американский рынок деликатесного чая увеличился в четыре раза за период с 1993 по 2008 год и сейчас составляет 6,8 миллиарда долларов в год. [67] В этот период также начали появляться специализированные чайные дома и магазины розничной торговли. [68]

Канадцы были большими любителями чая со времен британской колонизации до Второй мировой войны, когда они начали пить больше кофе, как их американские соседи на юге. В 1990-е годы канадцы стали покупать больше фирменного чая вместо кофе. [69] [70]

В Южной Америке производство чая в Бразилии имеет прочные корни из-за происхождения страны в Португалии, большого присутствия японских иммигрантов и влияния аргентинской культуры йерба-мате . До 1980-х годов в Бразилии было большое производство чая, но в последние десятилетия оно ослабло.

Австралия

[ редактировать ]

пили Австралийские аборигены настой из растения вида лептоспермум . Достигнув Австралии, капитан Кук заметил, что аборигены пьют его, и назвал его чаем. Сегодня растение называют «деревом ти».

Благодаря колонизации британцами чай был завезен в Австралию. Фактически, чай был на борту Первого флота в 1788 году. В 1884 году братья Каттен основали первую коммерческую чайную плантацию в Австралии в заливе Бингил в северном Квинсленде . Чай Нерада . [71] В 1883 году Альфред Бушелл открыл первый чайный магазин в Австралии в Квинсленде. В 1899 году сыновья Бушелла перенесли предприятие в Сидней и начали коммерческую продажу чая, основав первого в Австралии коммерческого продавца чая Bushell's Company . [72]

В 2000 году Австралия потребляла 14 000 тонн чая ежегодно. [73] Производство чая в Австралии остается очень небольшим и сосредоточено в основном в северной части Нового Южного Уэльса и Квинсленда . Большая часть чая, производимого в Австралии, представляет собой черный чай, хотя небольшое количество зеленого чая производится в Альпийских долин регионе штата Виктория . [74]

Шри-Ланка

[ редактировать ]
Чайный сад в Шри-Ланке

Шри-Ланка известна своим высококачественным чаем и является четвертой по величине страной-производителем чая в мире после Китая, Индии и Кении, а ее доля производства в международной сфере составляет 9%. Общая площадь земель, занятых выращиванием чая, оценивается примерно в 187 309 га. [75] Плантации, созданные британцами, первоначально были переданы правительству в 1960-х годах, но были приватизированы и теперь управляются плантаторскими компаниями, каждая из которых владеет несколькими поместьями или чайными плантациями. Цейлонский чай делится на 3 группы: чай Upcountry, Mid Country и Low Country, в зависимости от географии земли, на которой он выращивается. [75]

Сомалийская Аджуранская империя , которая установила двусторонние торговые связи с Китаем династии Мин в 13 веке, привезла с собой множество товаров, включая чай. В последние десятилетия в Африке значительно возросло производство чая, большая часть которого идет на экспорт в Европу и Северную Америку соответственно, и производится на крупных поместьях, часто принадлежащих чайным компаниям с экспортных рынков. Почти вся продукция представляет собой базовые чаи массового спроса, обработанные методом раздавливания, разрывания и скручивания .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ямамото, Ким и Джунджа 1997 , с. 4 «В течение долгого времени ботаники утверждали двойственность происхождения чая, основываясь на своих наблюдениях о том, что существуют явные различия в морфологических характеристиках между ассамскими сортами и китайскими сортами. Хасимото и Симура сообщают, что различия в морфологических характеристиках чайных растений не являются очевидными. Обязательно подтверждение гипотезы дуализма в исследованиях с использованием метода статистического кластерного анализа. В недавних исследованиях также выяснилось, что обе разновидности имеют одинаковое число хромосом (2n=30) и могут легко гибридизоваться друг с другом. Кроме того, различные типы промежуточных гибридов или спонтанных полиплоидов чайных растений были обнаружены на обширной территории, простирающейся в упомянутых выше регионах. Эти факты могут доказывать, что местом происхождения Camellia sinensis является территория, включающая районы Юньнань и Сычуань. Китай и северная часть Бирмы».
  2. ^ Мэри Лу Хейсс; Роберт Дж. Хейсс. История чая: история культуры и руководство по питью . Camellia sinensis возникла в Юго-Восточной Азии, в частности, в районе пересечения 29-й параллели и 98-го меридиана, точки слияния земель юго-западного Китая и Тибета , северной Мьянмы и северо-восточной Индии, цитируя Мондала (2007), с. 519
  3. ^ Heiss & Heiss 2007 , стр. 6–7.
  4. ^ Jump up to: а б с Мэри Лу Хейсс; Роберт Дж. Хейсс (23 марта 2011 г.). История чая: история культуры и руководство по питью . Случайный дом. п. 31. ISBN  978-1-60774-172-5 . Ко времени династии Шан (1766–1050 до н. э.) в провинции Юньнань чай употребляли из-за его лечебных свойств.
  5. ^ Jump up to: а б Мартин , с. 29: «Начиная с третьего века нашей эры упоминания о чае кажутся более правдоподобными, особенно те, которые относятся ко времени Хуа То, весьма уважаемого врача и хирурга»
  6. ^ Jump up to: а б Беннетт Алан Вайнберг; Бонни К. Билер (2001). Мир кофеина: наука и культура самого популярного в мире наркотика . Психология Пресс. п. 63. ИСБН  978-0-415-92722-2 . Португальские торговцы и португальские священники-иезуиты, которые, как иезуиты всех наций, занимались делами кофеина, часто и благосклонно писали соотечественникам в Европе о чае.
  7. ^ Jump up to: а б с Коллин Тейлор Сен (2004). Культура питания в Индии . Издательская группа Гринвуд. п. 26. ISBN  978-0-313-32487-1 .
  8. ^ Мэри Лу Хейсс; Роберт Дж. Хейсс. История чая: история культуры и руководство по питью . цитируя Мондала (2007), с. 519
  9. ^ Фуллер, Томас (21 апреля 2008 г.). «Чай из джунглей обогащает спокойную деревню» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. п. А8.
  10. ^ Самое старое чайное дерево на Земле (Куньмин, 2006).
  11. ^ «Новости Гуандуна, дельта Жемчужной реки, Кантонская ярмарка — Newsgd.com, NewsGD» . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 8 января 2017 г.
  12. ^ Jump up to: а б Сабери, Хелен (15 октября 2010 г.). Чай: глобальная история . Книги реакции. п. 10. ISBN  978-1-86189-892-0 .
  13. ^ Чоу, стр. 19-20 (чешское издание); также Арчимовичова стр.9, Эванс стр.2 и другие
  14. ^ Лу, стр. 29-30 (чешское издание)
  15. ^ Чоу, стр. 20-21.
  16. ^ Эванс с. 3
  17. ^ Jump up to: а б Хоуюань Лу; и др. (7 января 2016 г.). «Самый ранний чай как свидетельство существования одной из ветвей Шелкового пути через Тибетское нагорье» . Природа . 6 : 18955. Бибкод : 2016NatSR...618955L . дои : 10.1038/srep18955 . ПМК   4704058 . ПМИД   26738699 .
  18. ^ «Археологи обнаружили древнейший в мире чай, захороненный вместе с древним китайским императором» . Независимый . 10 января 2015 года . Проверено 11 января 2015 г.
  19. ^ Jump up to: а б "Чай" . Энкарта . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 г. Проверено 23 июля 2008 г.
  20. ^ Jump up to: а б "Чай" . Колумбийская энциклопедия, шестое издание. 2001–07 . Проверено 23 июля 2008 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Джеймс А. Бенн (23 апреля 2015 г.). Чай в Китае: история религии и культуры . Издательство Гонконгского университета. п. 173. ИСБН  978-988-8208-73-9 .
  22. ^ Майр и Хо, 2009 , стр. 264–265.
  23. ^ Jump up to: а б Майр и Хо, 2009 , стр. 29–30.
  24. ^ Mair & Hoh 2009 , стр. 30–31.
  25. ^ Jump up to: а б Беннетт Алан Вайнберг; Бонни К. Билер (2001). Мир кофеина: наука и культура самого популярного в мире наркотика . Рутледж. п. 28. ISBN  978-0-415-92722-2 .
  26. ^ Петтигрю, Джейн (2009). «Открытие чая». послеобеденный чай . ПИТКИН. п. 10. ISBN  978-1-84165-143-9 . Известный как «Эликсир жизни».
  27. ^ Mair & Hoh 2009 , стр. 39–41.
  28. ^ Джеймс А. Бенн (23 апреля 2015 г.). Чай в Китае: история религии и культуры . Издательство Гонконгского университета. п. 42. ИСБН  978-988-8208-73-9 .
  29. ^ Майр и Хо, 2009 , стр. 118.
  30. ^ Джордж Стонтон (1797). Исторический отчет о посольстве к императору Китая, предпринятом по приказу короля Великобритании; Включая нравы и обычаи жителей; и ему предшествует отчет о причинах посольства и путешествия в Китай . Дж. Стокдейл. п. 452 . Китайцы, заметив у обезьян эти склонности, воспользовались склонностями животного и обратили их к жизни в домашнем состоянии, которые в естественном состоянии вызывали у них раздражение.
  31. ^ Роберт Форчун (1852). Путешествие в чайные страны Китая; включая Сунг-Ло и холмы Бохеа . Дж. Мюррей. п. 237 . Мне не хотелось бы утверждать, что на этих холмах чай не собирается с помощью цепей и обезьян, но я думаю, можно с уверенностью утверждать, что его количество невелико.
  32. ^ Констанс Фредерика Гордон Камминг (1886). Странствия по Китаю . У. Блэквуд и сыновья. п. 318 .
  33. ^ Лаура К. Мартин (2007). Чай: напиток, изменивший мир . Издательство Таттл. п. 133. ИСБН  978-0-8048-3724-8 .
  34. ^ Нгуй, Эндрю (2019). Повесть о двух чаях: рост популярности листового чая в Китае и Японии . Клермонт, Калифорния: Колледж Помона. п. 41.
  35. ^ г.) Ту, Лонг ( 1887 Китай: Шаньинь сонши, стр. 212.
  36. ^ Нгуй, Эндрю (2019). Повесть о двух чаях: рост популярности листового чая в Китае и Японии . Клермонт, Калифорния: Колледж Помона. п. 42.
  37. ^ * Кипл, Кеннет Ф.; Орнелас, Кримхильд (2000). Кембриджская всемирная история еды . Том. 2. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN  0-521-40216-6 . Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года.
  38. ^ Кумакура, Исао (1976). «Сэнчаси дзёко: Нихон избранному . к »
  39. ^ Книга чая Какудзо Окакура (стр. 5–6). Опубликовано в 1964 году. Courier Dover Publications. Социология. 94 страницы. ISBN   0-486-20070-1
  40. ^ Укерс, Уильям Харрисон (1 января 1935 г.). Всё о чае . Журнал о торговле чаем и кофе Компания. п. 24 . Проверено 8 января 2017 г. - из Интернет-архива.
  41. ^ Сен, Коллин Тейлор. п. 26. «По иронии судьбы, именно британцы познакомили Индию с чаепитием, первоначально среди англизированных индийцев. Чай не стал массовым напитком в Индии до 1950-х годов, когда Индийский чайный совет, столкнувшись с избытком низкосортного чая, запустил рекламную кампанию по популяризации чая на Севере, где любимым напитком было молоко».
  42. ^ «В поисках Сандживани» (PDF) . Проверено 17 ноября 2010 г.
  43. ^ чай. (2008). Британская энциклопедия. Британская энциклопедия 2008 Ultimate Reference Suite. Чикаго: Британская энциклопедия.
  44. ^ Ахуджа, PS; Гулати, А.; Сингх, РД; Суд, РК; Боруа, RC (01 января 2013 г.). Наука технологии чая . Научные издательства. ISBN  978-93-87741-08-9 .
  45. ^ Jump up to: а б с * Саньял, С (2008). «Чайный туризм: концепция, которая становится все более популярной». Индуистский бизнес .
  46. ^ Jump up to: а б Пол Кристал (17 октября 2014 г.). Чай: очень британский напиток . Эмберли Паблишинг Лимитед. ISBN  978-1-4456-3360-2 .
  47. ^ Брэдли, Роуз М. (1912). Английская домохозяйка в семнадцатом и восемнадцатом веках . Э. Арнольд. п. 176 .
  48. ^ «Дневник Сэмюэля Пеписа» . Проверено 11 мая 2009 г.
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н "Чай" . В наше время . 29 апреля 2004 г. Радио Би-би-си 4 .
  50. ^ Ежемесячный посетитель Дачника . Том. ХХ. 1842. с. 128.
  51. ^ Jump up to: а б Петерсон, Уиллард Дж. (7 апреля 2016 г.). Кембриджская история Китая: Том 9, Династия Цин до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-316-44504-4 . Проверено 8 января 2017 г. - через Google Книги.
  52. ^ Йонг, Эд. «Муравьиная ферма» . Журнал Эон . Проверено 30 июля 2013 г.
  53. ^ «Письмо Цяньлуна Георгу III (1792 г.)» . Калифорнийский университет, Санта-Барбара.
  54. ^ Кипл 2007 , с. 176: «Поскольку китайцы объявили торговлю опиумом незаконной, британцы были вынуждены прибегнуть к уловке… Эти драгоценные металлы затем использовались для покупки китайского чая».
  55. ^ Передвижные праздники, Сара Мюррей, 2007, стр. 161.
  56. ^ Кипл 2007 , с. 177: «Англия вступает в войну за принцип свободной торговли — в данном случае за право продавать опиум — и от имени «свободной торговли» полна решимости увидеть Китай «открытым» для Запада».
  57. ^ Передвижные праздники, Сара Мюррей, 2007, стр. 164.
  58. ^ Фань, Фа-ти (2004), Британские натуралисты в Цинском Китае: наука, империя и культурная встреча , Кембридж: издательство Гарвардского университета, стр. 82–3 .
  59. ^ Кокс, Э.М. (1945), Охота на растения в Китае: История ботанических исследований в Китае и Тибетских маршах , Лондон: Гильдия научной книги, стр. 89 .
  60. ^ «Удивительная история кофе в Великобритании» . Подключить Вендинг . 05.09.2022 . Проверено 22 октября 2023 г.
  61. ^ Адамс, Джон (6 июля 1774 г.). «Джон Адамс Эбигейл Адамс» . Документы Адамса: цифровые издания: переписка семьи Адамса, том 1 . Массачусетское историческое общество . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
  62. ^ Стоун, Уильям Л. (1867). «Продолжение приключений госпожи генерала Ридезель» . Г-жа генерал Ридезель: Письма и журналы, касающиеся войны за независимость и захвата войск в Саратоге (перевод с оригинального немецкого языка) . Олбани: Джоэл Манселл. п. 147.
  63. ^ Хейсс, Мэри Лу; Хейсс, Роберт Дж. (2007). «История чая: Бостонское чаепитие» . История чая: история культуры и руководство по питью . стр. 21–24. ISBN  978-1-60774-172-5 .
  64. ^ Зурав, Лидия (24 апреля 2013 г.). «Как кофе повлиял на ход истории» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
  65. ^ ДеРупо, Джозеф (3 июля 2013 г.). «Американская революция: звезды, полосы и бобы» . Национальная ассоциация кофе . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
  66. ^ Латтинджер, Нина; Дикум, Грегори (2006). Кофейная книга: анатомия отрасли от урожая до последней капли . Новая Пресса. п. 33. ISBN  978-1-59558-724-4 .
  67. ^ «Чай наконец-то произвел фурор в Америке». Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine Times Online. Проверено 17 февраля 2008 г.
  68. Кэмпбелл, Полли (26 апреля 2006 г.). «Подходит к чаю». Цинциннати Инкуайрер.
  69. ^ «Рост продаж чая увеличивает прибыль сетей по производству напитков; чаепитие в Канаде вне дома растет с распространением чая DavidsTea, Teavana» . Новости ЦБК . 12 ноября 2013 г.
  70. ^ «Листовой чай» . Четверг, 20 мая 2021 г.
  71. ^ «Чай Нерада» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 января 2017 г.
  72. ^ чай, Бушеллс. «О Бушелле - Чай Бушеллс» . Проверено 8 января 2017 г.
  73. ^ "Чай" . Проверено 8 января 2017 г.
  74. ^ «NRIA | Новая сельская промышленность Австралии» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 г. Проверено 28 ноября 2012 г.
  75. ^ Jump up to: а б «Чайный совет Шри-Ланки» . Pureceylontea.com. Архивировано из оригинала 27 июня 2010 г. Проверено 18 июня 2010 г.
[ редактировать ]
  • Чай , дискуссия на BBC Radio 4 с Хью Боуэном, Джеймсом Уолвином и Амандой Викери ( «В наше время» , 29 апреля 2004 г.)
  • История чая и влияние на мир: [1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8222018b24abf261815318b1ab15f5f5__1720509780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/f5/8222018b24abf261815318b1ab15f5f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of tea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)