История чая
История чая охватывает множество культур на протяжении тысячелетий. Чайное растение Camellia sinensis родом из Восточной Азии и, вероятно, возникло на границе юго-западного Китая и северной Мьянмы . [1] [2] [3] Одно из самых ранних упоминаний о чаепитии относится ко временам китайской династии Шан , когда чай употреблялся как лечебный напиток. [4] Ранние достоверные упоминания о чаепитии относятся к III веку нашей эры и содержатся в медицинском тексте, написанном китайским врачом Хуа То . [5] Впервые он стал известен западному миру через португальских священников и купцов в Китае в начале 16 века. [6] Употребление чая стало популярным в Британии в 17 веке. Британцы ввели коммерческое производство чая в Британской Индии , чтобы конкурировать с китайской монополией на чай, воруя листья зеленого чая из Китая, транспортируя их поездом или автомобильным транспортом, в результате чего они ферментируются и думают, что ферментированный чай - это чай, который пьют в Китае. . Следовательно, чай, который пьют на Западе, в основном ферментированный, а не свежий зеленый чай. [7]
Географическое происхождение
[ редактировать ]Camellia sinensis возникла именно на пересечении 29° северной широты и 98° восточной долготы , в месте слияния земель юго-западного Китая, Тибета, северной Мьянмы и северо-восточной Индии. Из этого центра происхождения растение было завезено более чем в 52 страны. [8]
Что касается морфологических различий между сортами Ассам и китайскими, ботаники уже давно утверждают о двойном ботаническом происхождении чая; однако статистический кластерный анализ , одинаковое число хромосом (2n=30), легкая гибридизация и различные типы промежуточных гибридов и спонтанных полиплоидов, по-видимому, демонстрируют единое место происхождения Camellia sinensis — территорию, включающую Юньнань и Сычуань провинции . Китай и северная часть Мьянмы . [1]
Провинцию Юньнань также называют «родиной чая… первой областью, где люди поняли, что есть чайные листья или заваривать чашку чая может быть приятно». [9] Уезд Фэнцин в префектуре города Линьцан провинции Юньнань в Китае считается домом для старейшего в мире культивируемого чайного дерева, возрастом около 3200 лет. [10] [11]
Согласно «Истории чая» , чаепитие, вероятно, началось в провинции Юньнань во 2-м тысячелетии до нашей эры как лечебный напиток. [4] Оттуда напиток распространился в Сычуань, и считается, что там «впервые люди начали варить чайный лист для употребления в концентрированную жидкость без добавления других листьев или трав, тем самым используя чай как горький, но стимулирующий напиток». пить, а не как лекарственную смесь». [4]
Мифы о происхождении
[ редактировать ]В китайской легенде император Шэннун пил чашу только что вскипевшей воды из-за указа, согласно которому его подданные должны кипятить воду, прежде чем пить ее. [12] Где-то около 2737 года до нашей эры в воду с соседнего дерева упало несколько листьев, изменивших цвет и вкус. Император сделал глоток настоя и был приятно удивлен его вкусом и восстанавливающими свойствами. Вариант легенды гласит, что император испытал на себе лечебные свойства различных трав, некоторые из которых были ядовитыми, и обнаружил, что чай действует как противоядие. [13] Шэннун также упоминается в знаменитой ранней работе Лу Юя на эту тему « Классика чая» . [14] Похожая китайская легенда гласит, что Шэннун жевал листья, стебли и корни различных растений, чтобы найти лекарственные травы. Если он употреблял ядовитое растение, он жевал чайные листья, чтобы нейтрализовать яд.
Легенда восходит к династии Тан . По легенде, Бодхидхарма , основатель чань-буддизма , случайно уснул после 9 лет медитации перед стеной. Он проснулся в таком отвращении к своей слабости, что отрезал себе веки. Они упали на землю и укоренились, превратившись в чайные кусты. [15] В другой версии истории стоит Гаутама Будда . вместо Бодхидхармы [16]
Ранняя история
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Китайцы употребляли чай на протяжении тысячелетий. Самые ранние вещественные доказательства, известные на сегодняшний день, найденные в 2016 году, происходят из мавзолея императора Цзина Хань в Сиане , что указывает на то, что чай пили императоры династии Хань еще во II веке до нашей эры. [17] Образцы были идентифицированы как чай из рода Camellia, в частности, с помощью масс-спектрометрии . [17] [18] и письменные записи предполагают, что его могли выпить раньше. Люди династии Хань использовали чай как лекарство (хотя неизвестно, когда впервые чай использовался в качестве стимулирующего средства). Считается, что в Китае находятся самые ранние записи о потреблении чая. [19] [20] с возможными записями, относящимися к 10 веку до нашей эры. [19] [20] Обратите внимание, однако, что нынешнее слово, обозначающее чай в китайском языке, вошло в употребление только в 8 веке нашей эры, поэтому есть неясности относительно того, совпадают ли старые используемые слова с словом «чай». Слово ту 荼 появляется в Шицзин и других древних текстах для обозначения своего рода «горького овоща» (苦菜), и вполне возможно, что оно относилось к нескольким различным растениям, таким как осот , цикорий или сорняк , включая чай. [21] [22] В Хрониках Хуаяна записано, что народ Ба в Сычуани подарил ту царю Чжоу . Государство Ба и его сосед Шу позже были завоеваны Цинь , и, по словам ученого 17-го века Гу Яньу , который писал в «Жи Чжи Лу» (日知錄): «Именно после того, как Цинь захватили Шу, они научились пить чай». [23]
Первое известное упоминание о кипячении чая произошло из произведения династии Хань «Контракт для молодежи», написанного Ван Бао , где среди задач, перечисленных для выполнения юношей, «он должен вскипятить чай и наполнить посуду» и «он куплю чай в Уяне». [23] Первые упоминания о выращивании чая также датируются этим периодом (эпоха Ганьлу императора Сюань Хань ), когда чай выращивали на горе Мэн (蒙山) недалеко от Чэнду . Начиная с династий Тан и до Цин , каждую весну собирали первые 360 листьев выращенного здесь чая и преподносили императору. Даже сегодня зеленые и желтые чаи, такие как чай Мэндин Ганлу , по-прежнему пользуются спросом. [24]
Раннее достоверное упоминание о чаепитии датируется 220 годом нашей эры в медицинском тексте « Ши Лунь» (食论) Хуа То , который заявил: «Пить горький чай постоянно заставляет человека думать лучше». [25] Еще одно возможное раннее упоминание о чае можно найти в письме генерала династии Цинь Лю Куня. [5] Однако до династии Тан в середине VIII века чаепитие было преимущественно южнокитайской практикой. [21] Он стал широко популярен во времена династии Тан, когда распространился в Корее, Японии и Вьетнаме. Во времена династии Тан в Китае чай готовили иначе, чем сегодня. Вместо того, чтобы заваривать чайные листья в горячей воде, чай варили с различными ингредиентами, такими как имбирь, лук и специи, чтобы получился пикантный бульон. Лишь во времена династии Сун практика заваривания чайных листьев в горячей воде стала популярной. [12]
Говорят, что Лао-цзы , классический китайский философ, описывал чай как «пену жидкого нефрита» и называл его незаменимым ингредиентом эликсира жизни . [26] Легенда гласит, что господин Лао был опечален моральным разложением общества и, почувствовав, что конец династии близок, отправился на запад, на необжитые территории, и его больше никогда не видели. Проходя через национальную границу, он встретил и предложил чай таможенному инспектору по имени Инь Си. Инь Си призвал его объединить свои учения в одну книгу, чтобы будущие поколения могли извлечь пользу из его мудрости. Это стало известно как Дао Дэ Цзин , сборник высказываний Лао-цзы. [25]
Писатель династии Тан Лу Юй ( упрощенный китайский : 陆羽 ; традиционный китайский : 陸羽 ; пиньинь : lùyٔ ) Ча Цзин ( «Классика чая» ) ( упрощенный китайский : 茶经 ; традиционный китайский : 茶經 ; пиньинь : chá jīng ) — это ранняя работа над этой темой. По словам Ча Цзин, чаепитие было широко распространено. В книге описывается, как выращивали чайные растения, обрабатывали листья и готовили чай как напиток. Также описывается, как оценивался чай. В книге также рассказывается о том, где производятся лучшие чайные листья. Чай, производимый в этот период, представлял собой в основном чайные кирпичи , которые часто использовались в качестве валюты, особенно вдали от центра империи, где монеты теряли свою ценность. Их изготавливали путем прессования чайных листьев до плотной круглой формы, которую было легко транспортировать и хранить. Торты оценивались по их весу, и их можно было обменять на другие товары или использовать для уплаты налогов. [27]
Во времена династии Сун производство и приготовление чая изменилось. Чай включал в себя множество сортов листового чая (чтобы сохранить деликатный характер, предпочитаемый придворным обществом), и это источник сегодняшних рассыпных чаев и практики заваривания чая. Появилась также порошкообразная форма чая. Пропаривание чайных листьев было основным процессом, который веками использовался при приготовлении чая. После перехода от прессованного чая к порошкообразному виду производство чая для торговли и распространения снова изменилось.
Китайцы научились обрабатывать чай по-другому в середине 13 века. Чайные листья обжаривали, а затем крошили, а не готовили на пару. Во времена династий Юань и Мин неферментированные чайные листья сначала обжаривали на сковороде, затем скручивали и сушили. Это останавливает процесс окисления, в результате которого листья темнеют, а чай остается зеленым. В 15 веке был разработан чай улун , в котором чайным листьям давали частично ферментироваться перед обжариванием на сковороде. [28] Однако западные вкусы отдавали предпочтение полностью окисленному черному чаю , и листьям давали возможность ферментироваться дальше. Желтый чай был случайным открытием в производстве зеленого чая во времена династии Мин, когда явно небрежные методы привели к тому, что листья пожелтели, что в результате привело к другому вкусу. [29]
Производство чая в Китае исторически было трудоемким процессом, проводившимся в отдаленных и зачастую труднодоступных регионах. Это привело к появлению множества апокрифических историй и легенд, связанных с процессом сбора урожая. Например, уже много лет рассказывают историю о деревне, где обезьяны собирают чай. Согласно этой легенде, жители деревни стоят под обезьянами и насмехаются над ними. Обезьяны, в свою очередь, злятся, хватают пригоршни чайных листьев и бросают их в жителей деревни. [30] Сегодня продаются продукты, утверждающие, что они были собраны таким способом, но ни один надежный комментатор не наблюдал этого воочию, и большинство сомневается, что это вообще произошло. [31] На протяжении многих сотен лет коммерчески используемое чайное дерево по форме напоминало скорее куст, чем дерево. [32] «Чай, собранный обезьяной» — это скорее название определенного сорта, чем описание того, как он был получен. [33]
В 1391 году император Хуну издал указ, согласно которому в качестве « дани » будет приниматься только рассыпной чай. [21] В результате производство чая перешло от кексового чая к листовому чаю, а технологии обработки усовершенствовались, что привело к появлению более энергоэффективных методов обжига и сушки на солнце, которые были популярны в Цзяннани и Фуцзянь соответственно. Последней группой, принявшей листовой чай, были литераторы , которые не хотели отказываться от своей изысканной культуры взбивания чая до изобретения чая улун. [34] [35] К концу 16 века листовой чай полностью заменил прежнюю традицию изготовления тортов и порошкообразного чая. [36]
Япония
[ редактировать ]Во времена династии Суй в Китае чай был завезен в Японию буддийскими монахами. Использование чая распространилось в VI веке нашей эры. [37] Чай стал напитком религиозных кругов Японии, когда японские священники и посланники, отправленные в Китай для изучения его культуры, привезли чай в Японию. Древние записи показывают, что первую партию семян чая принес священник по имени Сайтё ( 最澄 ) в 805 году, а затем другой по имени Кукай ( 空海 ) в 806 году. Он стал напитком королевских сословий, когда император Сага ( 嵯峨天皇 ) поощрял рост чайных растений. Семена были импортированы из Китая, и началось выращивание в Японии.
В 1191 году дзэнский священник Эйсай ( 栄西 ) привез в Киото семена чая . Часть чайных семян была передана священнику Мё Сёнину и стала основой чая Удзи . Самая старая книга о чае в Японии, «Кисса Ёдзёки» ( 喫茶養生記 , «Как оставаться здоровым, употребляя чай ») , была написана Эйсаем. Двухтомник был написан в 1211 году после его второго и последнего визита в Китай. В первом предложении говорится: «Чай является лучшим психическим и медицинским средством, способным сделать жизнь человека более полной и полноценной». Эйсай также сыграл важную роль в приобщении к употреблению чая класса воинов, который приобрел политическую известность после периода Хэйан .
Зеленый чай стал основным продуктом питания среди культурных людей в Японии — напиток, которым пользовались как дворяне, так и буддийские духовенства . Производство росло, и чай становился все более доступным, хотя по-прежнему привилегией, которой пользовались в основном высшие классы. Чайная церемония в Японии была завезена из Китая в 15 веке буддистами как полурелигиозный социальный обычай. Современная чайная церемония развивалась на протяжении нескольких столетий дзен-буддийскими монахами под первоначальным руководством монаха Сэн-но Рикю ( 千 利休 ) . Фактически, и напиток, и церемония вокруг него играли заметную роль в феодальной дипломатии.
В 1738 году Соен Нагатани разработал японскую сенчу ( 煎茶 ) , буквально «кипящий чай» , который представляет собой неферментированную форму зеленого чая. Сегодня это самая популярная форма чая в Японии. Название может сбить с толку, потому что сенча больше не варится на медленном огне. Хотя в настоящее время сенчу готовят путем замачивания листьев в горячей воде, так было не всегда. Первоначально сенчу готовили, бросая листья в котел и недолго варя. [38] Затем жидкость разливали по тарелкам и подавали. В 1835 году Кахэй Ямамото разработал гёкуро ( 玉露 ) , буквально «драгоценную росу» , путем затенения чайных деревьев в течение нескольких недель, предшествующих сбору урожая. К 20 веку было внедрено машинное производство зеленого чая, которое начало заменять чай ручной работы.
Корея
[ редактировать ]Первая историческая запись, документирующая подношение чая древнему богу, описывает обряд 661 года нашей эры, в ходе которого было сделано подношение чая духу короля Суро , основателя королевства Кымгван Кая . Записи династии Корё (918–1392) показывают, что в буддийских храмах делались подношения чая духам почитаемых монахов. Во времена династии Чосон (1392–1910) королевская семья И и аристократия использовали чай для простых обрядов. «Дневной чайный обряд» был обычной дневной церемонией, тогда как «Особый чайный обряд» предназначался для особых случаев. К концу династии Чосон простолюдины присоединились к этой тенденции и использовали чай для обрядов предков, следуя китайскому примеру, основанному на тексте Чжу Си о семейных формальностях.
Керамическая посуда была распространена, чаще керамическая, в основном изготавливавшаяся в провинциальных печах, фарфор был редким, а императорский фарфор с драконами - самым редким. Самыми ранними видами чая, используемыми в чайных церемониях, были сильно спрессованные лепешки черного чая, эквивалент выдержанного чая пуэр в Китае. Однако ввоз чайных растений буддийскими монахами принес в Корею более деликатную серию чая и чайную церемонию . Чаще всего подают зеленый чай «Чаксол (작설, 雀舌)» или «Чунгно (죽로, 竹露)». Однако другие чаи, такие как «Пёксорён (벽소령, 碧宵嶺)», «Чхонхачун» (천하춘, 天下春), Уджон (우전, 雨前), Окчхон (옥천, 玉泉), а также местный чай из хризантемы , хурмы чай из листьев , или чай из полыни можно подавать в разное время года.
Глобальная экспансия
[ редактировать ]Говорят, что самое раннее упоминание о чае в западной письменности можно найти в заявлении арабского путешественника о том, что после 879 года основными источниками доходов в Кантоне были пошлины на соль и чай. Марко Поло записывает смещение китайского министра финансов в 1285 году за произвольное увеличение налогов на чай. В 1557 году Португалия открыла торговый порт в Макао , и слухи о китайском напитке «ча» быстро распространились, но нет никаких упоминаний о том, что они привозили какие-либо образцы домой. В начале 17 века корабль голландской Ост-Индской компании первые листья зеленого чая привез в Амстердам из Китая . Во Франции чай был известен с 1636 года. Недолгое время он пользовался популярностью в Париже примерно в 1648 году. История чая в России также восходит к 17 веку. Впервые чай был предложен Китаем в подарок царю Михаилу I в 1618 году. Напиток попробовал русский посол; его это не волновало, и он отклонил это предложение, отложив появление чая в России на пятьдесят лет. К 1689 году чай регулярно импортировался из Китая в Россию караваном из сотен верблюдов, совершавшим путешествие длиной в год, что делало его ценным товаром в то время. Чай появился на немецком языке аптекарей к 1657 году, но никогда не пользовались большим уважением, за исключением прибрежных районов, таких как Остфрисландия . [39] Чай впервые появился публично в Англии в 1650-х годах, где он был представлен через кофейни . Оттуда он был завезен в британские колонии в Америке и других странах.
Португалия и Италия
[ редактировать ]Чай был впервые завезен в Европу итальянским путешественником Джованни Баттиста Рамузио , который в 1555 году опубликовал «Путешествия и путешествия» , содержащие первое европейское упоминание о чае, которое он назвал «Чай Катай»; его отчеты были основаны на сообщениях из вторых рук в государствах Аденского залива; Йемен и Сомали. [ нужна ссылка ]
Португальские священники и купцы в 16 веке впервые познакомились с чаем в Китае, тогда он назывался ча . [6] Первые португальские корабли достигли Китая в 1516 году, а в 1560 году португальский миссионер Гаспар да Круз опубликовал первое португальское описание китайского чая; В 1565 году португальский миссионер Луи Алмейда опубликовал первое европейское описание чая в Японии. [40]
Индия
[ редактировать ]Коммерческое производство чая было впервые введено в Индию британцами в попытке сломать китайскую монополию на чай. [7] Британцы, используя китайские семена, а также китайские технологии посадки и выращивания, запустили чайную промышленность, предложив землю в Ассаме любому европейцу, согласившемуся выращивать чай на экспорт. [7] Первоначально чай употребляли только англизированные индейцы; Лишь в 1950-х годах чай стал широко популярен в Индии благодаря успешной рекламной кампании Индийского чайного совета. [41]
До британцев растение могло использоваться в лечебных целях. Некоторые называют растение Сандживани первым зарегистрированным упоминанием об употреблении чая в Индии. Однако научные исследования показали, что растение Сандживани на самом деле является другим растением и не имеет отношения к чаю. [42] Племя Сингфо и племя Кхамти подтверждают, что они употребляют чай с 12 века. Однако коммерческое производство чая в Индии не началось до прихода Британской Ост-Индской компании , после чего большие участки земли были преобразованы для массового производства чая.
Китайский сорт используется для чая Сикким, Дарджилинг и чай Кангра , в то время как сорт Ассам , клон уроженца Ассама , использовался повсюду. Британцы открыли коммерческие чайные плантации в Индии и на Цейлоне:«В 1824 году чайные растения были обнаружены на холмах вдоль границы между Бирмой и Ассамом. Британцы завезли чайную культуру в Индию в 1836 году и на Цейлон (Шри-Ланка) в 1867 году. Сначала они использовали семена из Китая, но позже семена из были использованы клональные растения Ассам». [43] До последних десятилетий в основном в Индии производился только черный чай, за исключением Кангры (современный Химачал-Прадеш), где производился зеленый чай для экспорта в Центральную Азию, Афганистан и соседние страны. [44]
Индия была ведущим производителем чая на протяжении почти столетия, но в 21 веке ее вытеснил Китай с позиции ведущего производителя чая. [45] Индийские чайные компании приобрели ряд знаковых зарубежных чайных предприятий, в том числе британские бренды Lipton , Tetley , Twinings и Typhoo . [45] Большинство владельцев индийских чайных плантаций сосредоточились на экспорте на такие рынки, как Европа и Россия, и лишь немногие сосредоточились на создании собственных брендов, таких как Makaibari, Dharmsala Tea Company и некоторых других. Хотя Индия является крупнейшим потребителем чая в мире, потребление чая на душу населения в Индии остается скромным — 750 граммов на человека в год. [45] В последнее время потребление зеленого чая резко возросло в городах, а такие регионы, как Кангра , которые исторически были известны своим производством зеленого чая, стали свидетелями возрождения зеленого чая на внутреннем рынке.
Иран
[ редактировать ]Гилян на севере Ирана является основным центром производства иранского чая. Исторически Лахиджан — первый город в Иране, где есть чайные плантации. Благодаря мягкой погоде, качеству почвы и пресной родниковой воде Лахиджан имеет самую большую площадь выращивания чая в Иране. «Весенний чай Лахиджан» — чай самого высокого качества, производимый в стране. Чай выращивают и в других городах Гилана, например в Фумане и Роудсаре .
Тайвань
[ редактировать ]Тайвань славится производством улуна и зеленого чая, а также многих чаев западного образца. Пузырьковый чай или «Чжэнь Чжу Най Ча» (мандаринский диалект: 珍珠奶茶) — это черный чай, смешанный с подслащенным сгущенным молоком и тапиокой. Поскольку на протяжении многих веков остров был известен жителям Запада как Формоза — сокращение от португальского Ilha Formosa , или «красивый остров», — чай, выращенный на Тайване, часто идентифицируется под этим названием.
Великобритания
[ редактировать ]Первое упоминание о чае на английском языке появилось в письме, написанном Ричардом Уикхемом, который управлял офисом Ост-Индской компании в Японии, в 1615 году он написал торговцу в Макао с просьбой «самый лучший сорт чаю». Питер Манди , путешественник и торговец встретивший чай в Фудзи в 1637 году, писал: « Чаа — всего лишь вода с кипящей в ней какой-то травой». [46] В 1657 году Томас Гарвей, «табачник и кофеман», первым начал продавать чай в Лондоне в своем доме на Биржевом переулке по цене от 16 до 50 шиллингов за фунт. [47] В том же году чай был включен в прейскурант лондонской кофейни, а первая реклама чая появилась в 1658 году. [46] В 1660 году Сэмюэл Пипс записал в своем дневнике: «Я послал за чашкой чая (китайского напитка), которого я никогда раньше не пил». [48] Вполне вероятно, что ранний импорт осуществлялся контрабандой через Амстердам или через моряков, прибывавших на восточных лодках. [49] Женитьба короля Карла II в 1662 году на португальской принцессе Екатерине Брагансской привела к тому, что привычка к чаепитию пришлась ко двору. Официальная торговля чаем началась в 1664 году с импорта всего лишь двух фунтов двух унций для представления королю. [50] который к 1801 году вырос до 24 миллионов фунтов в год. [49]
В Кантоне (ныне Гуанчжоу) началась регулярная торговля. [49] где ее контролировали две монополии: китайская «Кохонг» (торговые компании) и британская Ост-Индская компания. [49] Кохонг . приобретал чай у «чайников», у которых была сложная цепочка поставок в горы и провинции, где выращивался чай [49] Ост-Индская компания привезла обратно множество продуктов, среди которых чай был лишь одним из них, который оказался одним из самых успешных. [49] Первоначально он рекламировался как лечебный или тонизирующий напиток. [49] но к концу 17 века его стали воспринимать как универсальный напиток, хотя и в основном среди элиты, так как он был дорогим. [49] К 18 веку чай продавался в значительных объемах, когда чай продавался в бакалейных лавках и чайных магазинах Лондона. [51] К 1720-м годам черный чай обогнал по популярности зеленый чай, поскольку цена упала, и рано утром британские любители чая начали добавлять в чай сахар и молоко - практика, которой не было в Китае. [49] К 1720-м годам в морской торговле Европы с Китаем преобладал обмен серебра на чай. [51] Поскольку цены продолжали падать, чай становился все более популярным и к 1750 году стал национальным напитком Великобритании. [49] Грибок сократил производство кофе на Цейлоне на 95% в 19 веке, что укрепило популярность чая. [52] Рост импорта и продаж чая в период с 1690 по 1750 годы тесно связан с увеличением импорта и продаж тростникового сахара : британцы пили не просто чай, а сладкий чай. [49] Таким образом, два британских торговых треугольника сошлись: сахар, добываемый из британского торгового треугольника, включающего Великобританию, Африку и Вест-Индию, и чай из треугольника, включающего Великобританию, Индию и Китай. [49]
В Китае император Цяньлун из династии Цин написал королю Георгу III в ответ на просьбу миссии Макартни о торговле в 1793 году: «Наша Поднебесная обладает всем в изобилии и не испытывает недостатка ни в одном продукте в пределах своих границ. импортировать продукцию иностранных варваров в обмен на нашу собственную продукцию». [53] За чай приходилось платить серебряными слитками, и критики чайной торговли в то время указывали на ущерб, нанесенный богатству Великобритании этой потерей слитков. [49] Чтобы получить серебро, необходимое для оплаты чая, Великобритания начала экспортировать опиум из традиционных выращивающих регионов Британской Индии (на территории современного Пакистана и Афганистана) в Китай. Хотя употребление опиума в Китае имело долгую историю, в период с 1821 по 1837 год импорт опиума в Британию увеличился в пять раз, а употребление этого наркотика стало более распространенным в китайском обществе. Отношение правительства Цин к опиуму, которое часто было двойственным, ужесточилось из-за социальных проблем, вызванных употреблением наркотиков, и приняло серьезные меры по ограничению импорта опиума в 1838–39. [54] Чай стал важным источником налоговых поступлений для Британской империи, а запрет на торговлю опиумом и, таким образом, создание проблем с финансированием для импортеров чая, был одной из основных причин Первой опиумной войны . [55] [56]
Хотя ведение войны с Китаем было одной из тактик Британии, она также начала использовать Индию для выращивания чая. После того, как чайные растения были вывезены контрабандой из Китая, плантации были созданы в таких районах, как Дарджилинг, Ассам и Цейлон. [57] Пытаясь обойти свою зависимость от китайского чая, Ост-Индская компания отправила шотландского ботаника Роберта Фортьюна в Китай для закупки и вывоза из Китая чайных растений, которые затем были доставлены в Индию. За исключением нескольких растений, сохранившихся в индийских садах, большинство китайских чайных растений, завезенных Фортуной в северо-западные провинции Индии, погибли. Из-за предпочтений британцев и моды на крепкий темный чай, который, как выяснилось, лучше всего готовить из местных сортов чайного растения подвида Ассам в Индии ( Camellia sinensis var. assamica ), он оказался более важным для развития производства там. . Однако технологии и знания, привезенные из Китая, сыграли важную роль в дальнейшем расцвете индийской чайной промышленности в Ассаме и Шри-Ланке . [58] [59] С 1940 по 1952 год чай был нормирован, а кофе освобожден от налога. [60]
Чай оставался очень важным в мировой торговле Великобритании, отчасти способствуя мировому доминированию Великобритании к концу 18 века. По сей день чай рассматривается во всем мире как символ «британскости», но также для некоторых и как символ старого британского колониализма . [49]
Америка
[ редактировать ]На употребление чая в Соединенных Штатах во многом повлияло принятие Закона о чае и последующий протест во время Американской революции . Потребление чая резко сократилось в Америке во время и после революции, когда многие американцы перешли от чая к употреблению кофе, считая чаепитие непатриотичным. [61] [62] [63] [64] [65] [66] Американский рынок деликатесного чая увеличился в четыре раза за период с 1993 по 2008 год и сейчас составляет 6,8 миллиарда долларов в год. [67] В этот период также начали появляться специализированные чайные дома и магазины розничной торговли. [68]
Канадцы были большими любителями чая со времен британской колонизации до Второй мировой войны, когда они начали пить больше кофе, как их американские соседи на юге. В 1990-е годы канадцы стали покупать больше фирменного чая вместо кофе. [69] [70]
В Южной Америке производство чая в Бразилии имеет прочные корни из-за происхождения страны в Португалии, большого присутствия японских иммигрантов и влияния аргентинской культуры йерба-мате . До 1980-х годов в Бразилии было большое производство чая, но в последние десятилетия оно ослабло.
Австралия
[ редактировать ]пили Австралийские аборигены настой из растения вида лептоспермум . Достигнув Австралии, капитан Кук заметил, что аборигены пьют его, и назвал его чаем. Сегодня растение называют «деревом ти».
Благодаря колонизации британцами чай был завезен в Австралию. Фактически, чай был на борту Первого флота в 1788 году. В 1884 году братья Каттен основали первую коммерческую чайную плантацию в Австралии в заливе Бингил в северном Квинсленде . Чай Нерада . [71] В 1883 году Альфред Бушелл открыл первый чайный магазин в Австралии в Квинсленде. В 1899 году сыновья Бушелла перенесли предприятие в Сидней и начали коммерческую продажу чая, основав первого в Австралии коммерческого продавца чая Bushell's Company . [72]
В 2000 году Австралия потребляла 14 000 тонн чая ежегодно. [73] Производство чая в Австралии остается очень небольшим и сосредоточено в основном в северной части Нового Южного Уэльса и Квинсленда . Большая часть чая, производимого в Австралии, представляет собой черный чай, хотя небольшое количество зеленого чая производится в Альпийских долин регионе штата Виктория . [74]
Шри-Ланка
[ редактировать ]Шри-Ланка известна своим высококачественным чаем и является четвертой по величине страной-производителем чая в мире после Китая, Индии и Кении, а ее доля производства в международной сфере составляет 9%. Общая площадь земель, занятых выращиванием чая, оценивается примерно в 187 309 га. [75] Плантации, созданные британцами, первоначально были переданы правительству в 1960-х годах, но были приватизированы и теперь управляются плантаторскими компаниями, каждая из которых владеет несколькими поместьями или чайными плантациями. Цейлонский чай делится на 3 группы: чай Upcountry, Mid Country и Low Country, в зависимости от географии земли, на которой он выращивается. [75]
Африка
[ редактировать ]Сомалийская Аджуранская империя , которая установила двусторонние торговые связи с Китаем династии Мин в 13 веке, привезла с собой множество товаров, включая чай. В последние десятилетия в Африке значительно возросло производство чая, большая часть которого идет на экспорт в Европу и Северную Америку соответственно, и производится на крупных поместьях, часто принадлежащих чайным компаниям с экспортных рынков. Почти вся продукция представляет собой базовые чаи массового спроса, обработанные методом раздавливания, разрывания и скручивания .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ямамото, Ким и Джунджа 1997 , с. 4 «В течение долгого времени ботаники утверждали двойственность происхождения чая, основываясь на своих наблюдениях о том, что существуют явные различия в морфологических характеристиках между ассамскими сортами и китайскими сортами. Хасимото и Симура сообщают, что различия в морфологических характеристиках чайных растений не являются очевидными. Обязательно подтверждение гипотезы дуализма в исследованиях с использованием метода статистического кластерного анализа. В недавних исследованиях также выяснилось, что обе разновидности имеют одинаковое число хромосом (2n=30) и могут легко гибридизоваться друг с другом. Кроме того, различные типы промежуточных гибридов или спонтанных полиплоидов чайных растений были обнаружены на обширной территории, простирающейся в упомянутых выше регионах. Эти факты могут доказывать, что местом происхождения Camellia sinensis является территория, включающая районы Юньнань и Сычуань. Китай и северная часть Бирмы».
- ^ Мэри Лу Хейсс; Роберт Дж. Хейсс. История чая: история культуры и руководство по питью .
Camellia sinensis возникла в Юго-Восточной Азии, в частности, в районе пересечения 29-й параллели и 98-го меридиана, точки слияния земель юго-западного Китая и Тибета
, северной Мьянмы и северо-восточной Индии, цитируя Мондала (2007), с. 519 - ^ Heiss & Heiss 2007 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с Мэри Лу Хейсс; Роберт Дж. Хейсс (23 марта 2011 г.). История чая: история культуры и руководство по питью . Случайный дом. п. 31. ISBN 978-1-60774-172-5 .
Ко времени династии Шан (1766–1050 до н. э.) в провинции Юньнань чай употребляли из-за его лечебных свойств.
- ^ Jump up to: а б Мартин , с. 29: «Начиная с третьего века нашей эры упоминания о чае кажутся более правдоподобными, особенно те, которые относятся ко времени Хуа То, весьма уважаемого врача и хирурга»
- ^ Jump up to: а б Беннетт Алан Вайнберг; Бонни К. Билер (2001). Мир кофеина: наука и культура самого популярного в мире наркотика . Психология Пресс. п. 63. ИСБН 978-0-415-92722-2 .
Португальские торговцы и португальские священники-иезуиты, которые, как иезуиты всех наций, занимались делами кофеина, часто и благосклонно писали соотечественникам в Европе о чае.
- ^ Jump up to: а б с Коллин Тейлор Сен (2004). Культура питания в Индии . Издательская группа Гринвуд. п. 26. ISBN 978-0-313-32487-1 .
- ^ Мэри Лу Хейсс; Роберт Дж. Хейсс. История чая: история культуры и руководство по питью . цитируя Мондала (2007), с. 519
- ^ Фуллер, Томас (21 апреля 2008 г.). «Чай из джунглей обогащает спокойную деревню» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. п. А8.
- ^ Самое старое чайное дерево на Земле (Куньмин, 2006).
- ^ «Новости Гуандуна, дельта Жемчужной реки, Кантонская ярмарка — Newsgd.com, NewsGD» . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Сабери, Хелен (15 октября 2010 г.). Чай: глобальная история . Книги реакции. п. 10. ISBN 978-1-86189-892-0 .
- ^ Чоу, стр. 19-20 (чешское издание); также Арчимовичова стр.9, Эванс стр.2 и другие
- ^ Лу, стр. 29-30 (чешское издание)
- ^ Чоу, стр. 20-21.
- ^ Эванс с. 3
- ^ Jump up to: а б Хоуюань Лу; и др. (7 января 2016 г.). «Самый ранний чай как свидетельство существования одной из ветвей Шелкового пути через Тибетское нагорье» . Природа . 6 : 18955. Бибкод : 2016NatSR...618955L . дои : 10.1038/srep18955 . ПМК 4704058 . ПМИД 26738699 .
- ^ «Археологи обнаружили древнейший в мире чай, захороненный вместе с древним китайским императором» . Независимый . 10 января 2015 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б "Чай" . Энкарта . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 г. Проверено 23 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б "Чай" . Колумбийская энциклопедия, шестое издание. 2001–07 . Проверено 23 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс А. Бенн (23 апреля 2015 г.). Чай в Китае: история религии и культуры . Издательство Гонконгского университета. п. 173. ИСБН 978-988-8208-73-9 .
- ^ Майр и Хо, 2009 , стр. 264–265.
- ^ Jump up to: а б Майр и Хо, 2009 , стр. 29–30.
- ^ Mair & Hoh 2009 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б Беннетт Алан Вайнберг; Бонни К. Билер (2001). Мир кофеина: наука и культура самого популярного в мире наркотика . Рутледж. п. 28. ISBN 978-0-415-92722-2 .
- ^ Петтигрю, Джейн (2009). «Открытие чая». послеобеденный чай . ПИТКИН. п. 10. ISBN 978-1-84165-143-9 .
Известный как «Эликсир жизни».
- ^ Mair & Hoh 2009 , стр. 39–41.
- ^ Джеймс А. Бенн (23 апреля 2015 г.). Чай в Китае: история религии и культуры . Издательство Гонконгского университета. п. 42. ИСБН 978-988-8208-73-9 .
- ^ Майр и Хо, 2009 , стр. 118.
- ^ Джордж Стонтон (1797). Исторический отчет о посольстве к императору Китая, предпринятом по приказу короля Великобритании; Включая нравы и обычаи жителей; и ему предшествует отчет о причинах посольства и путешествия в Китай . Дж. Стокдейл. п. 452 .
Китайцы, заметив у обезьян эти склонности, воспользовались склонностями животного и обратили их к жизни в домашнем состоянии, которые в естественном состоянии вызывали у них раздражение.
- ^ Роберт Форчун (1852). Путешествие в чайные страны Китая; включая Сунг-Ло и холмы Бохеа . Дж. Мюррей. п. 237 .
Мне не хотелось бы утверждать, что на этих холмах чай не собирается с помощью цепей и обезьян, но я думаю, можно с уверенностью утверждать, что его количество невелико.
- ^ Констанс Фредерика Гордон Камминг (1886). Странствия по Китаю . У. Блэквуд и сыновья. п. 318 .
- ^ Лаура К. Мартин (2007). Чай: напиток, изменивший мир . Издательство Таттл. п. 133. ИСБН 978-0-8048-3724-8 .
- ^ Нгуй, Эндрю (2019). Повесть о двух чаях: рост популярности листового чая в Китае и Японии . Клермонт, Калифорния: Колледж Помона. п. 41.
- ^ г.) Ту, Лонг ( 1887 Китай: Шаньинь сонши, стр. 212.
- ^ Нгуй, Эндрю (2019). Повесть о двух чаях: рост популярности листового чая в Китае и Японии . Клермонт, Калифорния: Колледж Помона. п. 42.
- ^ * Кипл, Кеннет Ф.; Орнелас, Кримхильд (2000). Кембриджская всемирная история еды . Том. 2. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 0-521-40216-6 . Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года.
- ^ Кумакура, Исао (1976). «Сэнчаси дзёко: Нихон избранному . к »
- ^ Книга чая Какудзо Окакура (стр. 5–6). Опубликовано в 1964 году. Courier Dover Publications. Социология. 94 страницы. ISBN 0-486-20070-1
- ^ Укерс, Уильям Харрисон (1 января 1935 г.). Всё о чае . Журнал о торговле чаем и кофе Компания. п. 24 . Проверено 8 января 2017 г. - из Интернет-архива.
- ^ Сен, Коллин Тейлор. п. 26. «По иронии судьбы, именно британцы познакомили Индию с чаепитием, первоначально среди англизированных индийцев. Чай не стал массовым напитком в Индии до 1950-х годов, когда Индийский чайный совет, столкнувшись с избытком низкосортного чая, запустил рекламную кампанию по популяризации чая на Севере, где любимым напитком было молоко».
- ^ «В поисках Сандживани» (PDF) . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ чай. (2008). Британская энциклопедия. Британская энциклопедия 2008 Ultimate Reference Suite. Чикаго: Британская энциклопедия.
- ^ Ахуджа, PS; Гулати, А.; Сингх, РД; Суд, РК; Боруа, RC (01 января 2013 г.). Наука технологии чая . Научные издательства. ISBN 978-93-87741-08-9 .
- ^ Jump up to: а б с * Саньял, С (2008). «Чайный туризм: концепция, которая становится все более популярной». Индуистский бизнес .
- ^ Jump up to: а б Пол Кристал (17 октября 2014 г.). Чай: очень британский напиток . Эмберли Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-4456-3360-2 .
- ^ Брэдли, Роуз М. (1912). Английская домохозяйка в семнадцатом и восемнадцатом веках . Э. Арнольд. п. 176 .
- ^ «Дневник Сэмюэля Пеписа» . Проверено 11 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н "Чай" . В наше время . 29 апреля 2004 г. Радио Би-би-си 4 .
- ^ Ежемесячный посетитель Дачника . Том. ХХ. 1842. с. 128.
- ^ Jump up to: а б Петерсон, Уиллард Дж. (7 апреля 2016 г.). Кембриджская история Китая: Том 9, Династия Цин до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-44504-4 . Проверено 8 января 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Йонг, Эд. «Муравьиная ферма» . Журнал Эон . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ «Письмо Цяньлуна Георгу III (1792 г.)» . Калифорнийский университет, Санта-Барбара.
- ^ Кипл 2007 , с. 176: «Поскольку китайцы объявили торговлю опиумом незаконной, британцы были вынуждены прибегнуть к уловке… Эти драгоценные металлы затем использовались для покупки китайского чая».
- ^ Передвижные праздники, Сара Мюррей, 2007, стр. 161.
- ^ Кипл 2007 , с. 177: «Англия вступает в войну за принцип свободной торговли — в данном случае за право продавать опиум — и от имени «свободной торговли» полна решимости увидеть Китай «открытым» для Запада».
- ^ Передвижные праздники, Сара Мюррей, 2007, стр. 164.
- ^ Фань, Фа-ти (2004), Британские натуралисты в Цинском Китае: наука, империя и культурная встреча , Кембридж: издательство Гарвардского университета, стр. 82–3 .
- ^ Кокс, Э.М. (1945), Охота на растения в Китае: История ботанических исследований в Китае и Тибетских маршах , Лондон: Гильдия научной книги, стр. 89 .
- ^ «Удивительная история кофе в Великобритании» . Подключить Вендинг . 05.09.2022 . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Адамс, Джон (6 июля 1774 г.). «Джон Адамс Эбигейл Адамс» . Документы Адамса: цифровые издания: переписка семьи Адамса, том 1 . Массачусетское историческое общество . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ Стоун, Уильям Л. (1867). «Продолжение приключений госпожи генерала Ридезель» . Г-жа генерал Ридезель: Письма и журналы, касающиеся войны за независимость и захвата войск в Саратоге (перевод с оригинального немецкого языка) . Олбани: Джоэл Манселл. п. 147.
- ^ Хейсс, Мэри Лу; Хейсс, Роберт Дж. (2007). «История чая: Бостонское чаепитие» . История чая: история культуры и руководство по питью . стр. 21–24. ISBN 978-1-60774-172-5 .
- ^ Зурав, Лидия (24 апреля 2013 г.). «Как кофе повлиял на ход истории» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ ДеРупо, Джозеф (3 июля 2013 г.). «Американская революция: звезды, полосы и бобы» . Национальная ассоциация кофе . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ Латтинджер, Нина; Дикум, Грегори (2006). Кофейная книга: анатомия отрасли от урожая до последней капли . Новая Пресса. п. 33. ISBN 978-1-59558-724-4 .
- ^ «Чай наконец-то произвел фурор в Америке». Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine Times Online. Проверено 17 февраля 2008 г.
- ↑ Кэмпбелл, Полли (26 апреля 2006 г.). «Подходит к чаю». Цинциннати Инкуайрер.
- ^ «Рост продаж чая увеличивает прибыль сетей по производству напитков; чаепитие в Канаде вне дома растет с распространением чая DavidsTea, Teavana» . Новости ЦБК . 12 ноября 2013 г.
- ^ «Листовой чай» . Четверг, 20 мая 2021 г.
- ^ «Чай Нерада» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ чай, Бушеллс. «О Бушелле - Чай Бушеллс» . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ "Чай" . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ «NRIA | Новая сельская промышленность Австралии» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 г. Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Чайный совет Шри-Ланки» . Pureceylontea.com. Архивировано из оригинала 27 июня 2010 г. Проверено 18 июня 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кипл, Кеннет Ф. (2007). Подвижный праздник: десять тысячелетий продовольственной глобализации . дои : 10.1017/CBO9780511512148 . ISBN 978-0-521-79353-7 . ОЛ 5367545W . Викиданные Q111679724 .
- Майр, Виктор Х.; Хо, Эрлинг (2009). Подлинная история чая . Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-25146-1 .
- Мондал, ТК (2007). Пуа, ЕС; Дэйви, MR (ред.). "Чай". Биотехнология в сельском и лесном хозяйстве . Трансгенные культуры В. (60). Берлин: Шпрингер.
- Моксхэм, Рой (2003). Чай: зависимость, эксплуатация и империя . Констебля и компании ISBN 978-1-84119-569-8 .
- Уэзерстоун, Джон (1986). Пионеры: ранние британские плантаторы чая и кофе и их образ жизни, 1825-1900 гг . Квиллер. ISBN 978-0-90762-168-3 .
- Ямамото, Т.; Ким, М.; Джунея, ЛР (1997). Химия и применение зеленого чая . ЦРК Пресс. ISBN 0-8493-4006-3 .