Jump to content

Барочный сад

Терраса Оранжереи , Версальский дворец (1684 г.)

Сад в стиле барокко был стилем сада, основанным на симметрии и принципе наведения порядка в природе. Стиль зародился в конце 16 века в Италии, в садах Ватикана и садах Виллы Боргезе в Риме и в садах Виллы д'Эсте в Тиволи , а затем распространился во Францию, где стал известен как jardin à la française или французский формальный сад . Самый грандиозный пример находится в Версальских садах, спроектированных в 17 веке ландшафтным архитектором Андре Ле Нотром для Людовика XIV . В 18 веке, подражая Версалю, очень богато украшенные сады в стиле барокко были построены в других частях Европы, включая Германию, Австрию, Испанию и Санкт-Петербург, Россия. В середине 18 века на смену этому стилю пришел менее геометрический и более естественный английский пейзажный сад .

Характеристики

[ редактировать ]
Сад в стиле барокко во дворце Дротнингхольм в Швеции

Сады в стиле барокко были призваны иллюстрировать господство человека над природой. Их часто предназначали для того, чтобы их можно было увидеть сверху и с небольшого расстояния, обычно из салонов или террас замка. Они были расположены, как комнаты в доме, в геометрических узорах, разделенных гравийными аллеями или переулками, причем места пересечения переулков часто отмечались фонтанами или статуями. Цветочные клумбы были оформлены в виде гобеленов с полосами кустарников и цветов, образующими узоры. Более крупным кустам и деревьям придавали коническую или куполообразную форму, а деревья группировались в боскеты или упорядоченные группы. Вода обычно присутствовала в виде длинных прямоугольных прудов, выровненных по террасам дома, или круглых прудов с фонтанами. Сады обычно включали еще один небольшой павильон , где посетители могли укрыться от солнца или дождя.

Со временем стиль развивался и становился более естественным. Появились гроты и «тайные сады», окруженные деревьями, чтобы иллюстрировать литературные идеалы Аркадии и другие популярные истории того времени; их обычно размещали во внешних углах сада, чтобы было подходящее место для тихого чтения или беседы. [1]

Происхождение в Италии

[ редактировать ]

Идеи, вдохновившие сад в стиле барокко, как и идеи архитектуры барокко, впервые появились в Италии в эпоху позднего Возрождения. В конце 15 века архитектор, художник и писатель Леон Баттиста Альберти предложил, чтобы дом и сад были убежищем от суеты внешнего мира и что они оба должны быть спроектированы с использованием архитектурных форм, геометрических комнат и коридоров. В очень популярном аллегорическом рассказе «Hypnerotomachia Poliphili» ( «Песня о Полифиле ») (1499), одном из первых печатных романов, доминиканский священник и писатель Франческо Колонна описал сад, состоящий из тщательно продуманных декоративных клумб и рядов деревьев геометрической формы. . [2]

Cortile del Belvedere или двор Бельведера в Ватикане в Риме был одним из первых садов в Европе, принявших эти геометрические принципы, и послужил образцом для многих более поздних садов в стиле барокко. Он был начат в 1506 году и построен для Папы Юлия II , чтобы объединить его резиденцию на близлежащем склоне холма с Ватиканом. Сад имел длину триста метров, был заполнен аккуратными клумбами и садами, геометрически разделенными аллеями и живыми изгородями, с фонтанами на пересечениях дорожек. Он был закончен в 1565 году Пирро Лигорио . Первоначальный сад был радикально изменен в результате более позднего добавления Библиотеки Ватикана .

Тот же архитектор, который завершил строительство Кортиле дель Бельведер, Пирро Лигорио, в том же году получил заказ на проект еще более амбициозного сада, Виллы д'Эсте , для кардинала Ипполито II д'Эсте (1509–1572). Этот сад был спроектирован на крутом склоне холма, который можно было увидеть с виллы наверху. Сад состоял из пяти террас, искусно засаженных растениями геометрической формы и соединенных пандусами и лестницами. Как и многие сады в стиле барокко, его лучше всего рассматривать сверху и издалека, чтобы получить полный эффект. [3]

не построил в Риме сады виллы Боргезе Эта архитектурная форма садов продолжала доминировать в Италии до тех пор, пока кардинал Сципионе Боргезе в 1605 году . сад асимметричных форм, а также ряд «тайных садов», небольших святилищ деревьев и цветов, засаженных цветами и фруктовыми деревьями, окруженных рядами дубов, лавров и кипарисов и населенных птицами и животными. Этот сад положил начало переходу к более естественному ландшафтному саду, основанному на романтическом видении воображаемой Аркадии . [4]

Все эти сады претерпели обширную реконструкцию в 18 веке, превратив их в более естественные ландшафтные сады. За исключением нескольких сохранившихся дорожек и клумб, сейчас трудно представить их в первозданном виде.

Французский сад

[ редактировать ]

В конце 15 века король Франции Карл VIII пригласил итальянских архитекторов и садовых дизайнеров во Францию, чтобы создать итальянский сад для своего замка Амбуаз . В 16 веке развитие сада в стиле барокко во Франции ускорили Генрих IV Французский и его флорентийская жена Мария Медичи . Их первым крупным проектом в этом стиле стал сад замка Сен-Жермен-ан-Ле , недалеко от Парижа. Новый сад, расположенный на утесе над Сеной , представлял собой обширную бельведер с пандусами и лестницами, усеянными множеством павильонов, гротов и театров. После убийства короля его вдова построила собственный дворец и сад, который теперь называется Люксембургским садом . Она насадила рощи взрослых деревьев и устроила партеры , аллеи и фонтаны по образцу садов родной Флоренции. [5]

Французский сад в стиле барокко достиг своего апогея при Людовике XIV благодаря его садовому дизайнеру Андре Ленотру . Первым крупномасштабным проектом Ленотра был замок Во-ле-Виконт , замок королевского суперинтенданта финансов , Николя Фуке построенный между 1656 и 1661 годами. Центральной особенностью этого сада была главная ось, спускающаяся от замка, состоящая из серия террас, украшенных партерами из невысоких живых изгородей с орнаментальным орнаментом. Большие бассейны с играми были расположены вдоль центральной оси, а сад располагался между рядами подстриженных деревьев слева и справа, чтобы направить взгляд в долгосрочной перспективе к последнему фонтану и гроту внизу. Сад должен был быть виден из замка, который возвышался над ним, как ложи театра. [6]

Молодой Людовик XIV заключил Фуке в тюрьму за его расточительность, но очень восхищался созданным им садом. Он поручил Ленотру спроектировать аналогичный, но гораздо больший сад для своего собственного проекта Версальского дворца .

Самыми известными садами в стиле барокко были Версальские сады, созданные Ле Нотром между 1662 и 1666 годами. Он был построен вокруг первоначального небольшого квадратного парка площадью девяносто три гектара до того, как замок был построен для Людовика XIII Жаком Бойсо в 1638 году. В 1662 году после Модель Во-ле-Виконт, Ленотр увеличил парк в десять раз, сосредоточив его на большом канале, доходящем до горизонта. Новый парк был разделен на сложную сетку клумб, дорожек и аллей, украшенных фонтанами и скульптурами. Третье расширение расширило парк еще на шесть тысяч пятьсот гектаров, включая охотничьи леса и несколько близлежащих деревень, окруженных стеной длиной в сорок три километра с двадцатью двумя воротами. [7]

Центральным элементом сада был фонтан Аполлона , символ Людовика XIV, самого короля-солнца, окруженный сетью дорожек, бассейнов, колоннад, театров и памятников. Сам король разработал маршрут, по которому должны следовать посетители, с двадцатью пятью различными мифологическими сценами, станциями и панорамами. Сад превратился в театр под открытым небом для представлений, прогулок, театральных представлений и фейерверков. Самым большим недостатком было недостаточное количество воды для всех фонтанов; одновременно могли работать лишь несколько фонтанов; они включались только тогда, когда к ним приближался король. [8]

Между 1676 и 1686 годами Людовик XIV построил уменьшенную версию Версальских садов в замке Марли , расположенном в более спокойной долине, где он мог укрыться от толпы Версаля. После его смерти в 1715 году части Версальских садов были постепенно преобразованы в новый стиль английского ландшафтного сада: деревья не были подстрижены и посажены в более естественных рощах, извилистых тропинках и копиях греческих храмов и даже в живописной образцовой деревне для развлечение Марии-Антуанетты . Сады Версаля посещали многие королевские особы, в том числе Петр Великий из России, и многие его особенности были имитированы в других европейских дворцовых садах. [9]

Германия

[ редактировать ]

Стиль сада в стиле барокко был впервые представлен в Германии в 1614 году Фридрихом V Пфальцским , который пригласил французского ландшафтного архитектора Саломона де Кауса и начал строить сад под названием Hortus Palatinus в своем замке в Гейдельберге . Расположение на вершине холма с видом на Рейн ограничивало размеры и представляло собой сложную местность, но де Каусу удалось построить серию партеров с концентрическими кругами зелени, круглым фонтаном и боскетом из лавровых деревьев, искусно соединенных лестницами и пандусами. [10]

Вскоре этот стиль появился в замках других немецких князей, в том числе в Херренхаузене в Ганновере , построенном в конце 17 века. Его дизайнер, Мартин Шарбонье, был французом, и он включил классические элементы Версаля, в том числе центральную ось, выровненную по замку, круглый пруд на дальнем конце оси, букеты деревьев и «тайные сады», небольшие огороженные сады. у деревьев, места для чтения или тихой беседы, по краям сада. Он также позаимствовал некоторые черты голландских садов , которые посетил в ходе своих исследований, в том числе канал, окружающий сад, и клиновидные партеры, окруженные невысокими живыми изгородями. [11]

Еще одним известным садом в стиле барокко в Германии является Дворцовый парк Брюля (1728 г.), спроектированный Домиником Жираром , который был учеником Ленотра в Версале. Как и Версаль, он имеет центральную ось, окруженную декоративными партерами и круглыми бассейнами с фонтанами, окруженными аллеями и геометрически подстриженными рядами деревьев.

Другие известные сады в стиле барокко в Германии включают Большой сад в Дрездене , Бергпарк Вильгельмсхёэ недалеко от Касселя , сад замка Вайкерсхайм (1707–1725) и сады дворца Нимфенбург (1715–1720), которые соперничали с садами Версаля по размеру . Эпоха барокко в немецких садах подошла к концу со строительством сада Шветцингенского дворца , выполненного в 1753–58 для пфальцграфа Карла Теодора архитектором Николя де Пигажем и садовником Иоганном Людвигом Петри. Этот сад был наполнен искусственными римскими руинами, китайским мостом, мечетью и другими живописными достопримечательностями; это ознаменовало дебют романтического английского пейзажного сада в Германии. [12]

Австрия и Нидерланды

[ редактировать ]

Ученики Ленотра пользовались спросом по всей Европе, воссоздавая каналы и партеры французских садов для других европейских монархов. Одним из самых плодовитых и успешных дизайнеров был Доминик Жирар , который разработал элегантные завитки партеров дворца Бельведер в Вене для принца Евгения Савойского . Этот сад находился под сильным влиянием Ленотра, а также более современных идей Антуана-Жозефа Дезалье д'Аржанвиля , чья книга «Трактат о практике и теории садоводства» (1709 г.) стала самым влиятельным руководством по ландшафтному дизайну в начале 18 век. [13]

Созданный в 1717 году сад соединил два дворца князя. Верхний дворец и сад использовались для торжественных церемоний, а нижний сад при его резиденции был устроен рощами деревьев и прорезан тропинками. Большой водный бассейн на верхней террасе соединялся лестницами и каскадами, наполненными статуями нимф и богинь, с нижним садом. Партеры были разрушены и заменены травой в восемнадцатом веке, но недавно им был восстановлен первоначальный вид. [14]

Часть Нидерландов , Соединенные Провинции , завоевала независимость от Испанских Нидерландов , и в 1684–1686 годах их правитель Вильгельм III , будущий король Англии, построил дворец Хет Лоо с великолепным садом в стиле барокко. Сад был спроектирован Клодом Дего , племянником Ленотра; ранее он переработал дизайн Люксембургского сада и спроектировал сад Тюильри в Париже. Верхний сад Хет Лоо был в первую очередь вдохновлен Версалем, с дорожками, расходящимися от центральной аллеи, в то время как нижний сад перед дворцом демонстрировал голландское влияние, разделенный на независимые части, каждая из которых отличалась друг от друга, и разделенный аллеями, обсаженными характерные живые изгороди и деревья голландской сельской местности. [15]

Испания и Неаполь

[ редактировать ]

Филипп V Испанский , внук Людовика XIV, который провел свое детство в Версале, был ответственным за представление сада в стиле барокко в Испании. В начале 18 века он создал сад по образцу Версаля в Королевском дворце Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо , недалеко от Сеговии . Неровный ландшафт высотой в тысячу метров затруднял создание обширных партеров, но обеспечивал обилие воды. [16] Дизайнером сада был Рене Карлье, работавший под руководством Роберта де Котта , одного из ведущих французских королевских архитекторов. [17] Он использовал естественный уклон участка при проектировании территории дворца, чтобы улучшить осевую визуальную перспективу и обеспечить достаточный напор воды, чтобы она выливалась из двадцати шести скульптурных фонтанов в официальных садах и более позднем ландшафтном парке .

Преемник Филиппа, Карл III Испанский , также создал знаменитый сад в стиле барокко в Неаполитанском королевстве , которым он правил. Он находился в Казерте , недалеко от Неаполя. Как и в Гранхе, сад был окружен холмами, а дворец — каналами, фонтанами и геометрическими партерами, украшенными невысокими живыми изгородями в стиле барокко. [18]

Французский садовый дизайнер Андре Молле приехал в Швецию в конце 1640-х годов, и его пребывание продлилось пять лет, в течение которых он познакомил Швецию с французскими партерами и вышивкой, выполненными в стиле барочного текстиля. Он модернизировал существующие сады, связанные со Стокгольмским дворцом , и разбил новый сад на окраине Стокгольма на месте бывшего хмельника Хумлегорден . Внедрение садового стиля барокко в Швеции датируется этим десятилетием при поддержке прогрессивных франкофилов архитекторов- , таких как Никодим Тессен Старший и Жан де ла Валле , с которыми Молле работал в Голландии, а также при активной поддержке шведских дворян, которые Молле полученный. Результаты задокументированы в Эрика Дальберга топографической книге Suecia Antiqua et Hodierna . Хотя Молле покинул Швецию в 1653 году, его сын Жан Молле остался в Швеции до конца своей жизни, а Медар Ге, один из первых французских помощников Андре Молле, взял на себя независимую роль в шведском садоводстве. Никодим Тессин Старший разбил сады на Замок Экольсунд в стиле нового барокко 1660-х годов, в основном основанный на Андре Ленотра работе в Во-ле-Виконт .

Сын Никодима Тессина Старшего, Никодим Тессин Младший , также стал архитектором и в 1670-х годах провел время в Италии, Франции и Англии. Во время своего визита во Францию ​​в 1677–1678 годах он провел много времени с Ле Нотром, который оказал длительное влияние на садовые проекты Тессена. Он снова посетил Францию ​​в 1680-х годах. Сады дворца Дротнингхольм были разбиты им в стиле барокко.

Петр Великий посетил Версальский дворец и дворец Фонтенбло в 1717 году во время своего европейского турне, а по возвращении в Россию начал строительство сада в Петергофском дворце , начатое в 1714 году, в версальском стиле. Он привез в Санкт-Петербург французского архитектора Жана-Батиста Александра Леблона, чтобы тот спроектировал сады для своей новой столицы и нового дворца. Оно было завершено в 1728 году. [19]

Петергоф располагался на склоне крутого склона, выходящего на Финский залив . Новые планы предусматривали создание формального сада на верхней террасе и большого каскада, спускающегося со склона холма от дворца к каналу с фонтанами, ведущему к заливу. Большой каскад был построен по образцу Шато де Марли , меньшего дворца и убежища Людовика XIV недалеко от Версаля. Сады были разбиты на боскеты и аллеи деревьев симметрично, подобно Версалю.

Менее известный сад в стиле барокко в Петербурге — парк Ораниенбаума (1710–27), подаренный Петром одному из виднейших его дворян Александру Даниловичу Меншикову .

Сады в стиле русского барокко были сильно изменены в конце 18 века в сторону более естественного стиля английского ландшафтного сада ; деревья и клумбы не были подстрижены, а на смену первоначальным партерам пришли более естественные клумбы и извилистые дорожки. В последние годы некоторым партерам был восстановлен первоначальный вид в стиле барокко.

Упадок сада в стиле барокко

[ редактировать ]

Строительство и содержание садов в стиле барокко было чрезвычайно дорогим; они требовали большого количества садовников, постоянной обрезки и ухода, а также сложных систем орошения для обеспечения водой. Временами большая часть французской армии была занята рытьем каналов и строительством систем для подачи воды в сады Версаля.

Описания английских садов были впервые привезены во Францию ​​Жаном-Бернаром, аббатом Лебланом , который опубликовал отчеты о своем путешествии в 1745 и 1751 годах. Трактат об английском саду « Наблюдения за современным садоводством» , написанный Томасом Уэйтли и опубликованный в Лондоне в 1770 г., был переведен на французский язык в 1771 г. После окончания Семилетней войны в 1763 г. французские дворяне смогли отправиться в Англию и увидеть сады своими глазами, и этот стиль начал адаптироваться во французских садах. Новый стиль также имел то преимущество, что требовал меньше садовников, и его было легче поддерживать, чем французский сад. [20]

Один из первых английских садов на континенте находился в Эрменонвиле во Франции, он был построен маркизом Рене Луи де Жирарденом с 1763 по 1776 год и основан на идеалах Жан-Жака Руссо , который был похоронен в парке. Руссо и основатель сада посетили Стоу несколькими годами ранее. Другими ранними примерами были Дезерт де Рец , Ивелин (1774–1782); Сады замка Багатель в Булонском лесу , к западу от Парижа (1777–1784);Фоли Сен-Джеймс в Нейи-сюр-Сен (1777–1780); и Замок Меревиль в департаменте Эссон (1784–1786). Даже в Версале, где находится самый классический из всех французских садов, небольшой английский ландшафтный парк с римским храмом был построен Малым Трианоном , а также была создана имитация деревни Хамо де ла Рейн в Версале (1783–1789). для Марии Антуанетты .

Новый стиль распространился и в Германии. Центральные английские земли Верлиц в княжестве Ангальт были заложены между 1769 и 1773 годами Леопольдом III на основе моделей ландшафтных садов Клермонта , Стоурхеда и Стоу. Другим примечательным примером был Английский сад в Мюнхене , Германия , созданный в 1789 году сэром Бенджамином Томпсоном (1753–1814). Они ознаменовали переход и вскоре конец сада в стиле барокко в Европе.

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Клюкерт, «Сады в стиле барокко», в « Искусство барокко – Архитектура-Скульптура-Живопись» (2015), стр. 152
  2. ^ Клюкерт, «Сады в стиле барокко», в « Искусство барокко – Архитектура-Скульптура-Живопись» (2015), стр. 152
  3. ^ Клюкерт (2015), с. 152
  4. ^ Клюкерт (2015), с. 152
  5. ^ Клюкерт, «Сады в стиле барокко», в « Искусство барокко – Архитектура-Скульптура-Живопись» (2015), стр. 153
  6. ^ Клюкерт, «Сады в стиле барокко», в « Искусство барокко – Архитектура-Скульптура-Живопись» (2015), стр. 154–155
  7. ^ Клюкерт (2015), с. 154
  8. ^ Клюкерт (2015), стр. 154–155.
  9. ^ Клюкерт (2015), стр. 154–155.
  10. ^ Клюкерт (2015), стр. 158–159.
  11. ^ Клюкерт (2015), стр. 158–159.
  12. ^ Ингрид Деннерляйн: Французское садовое искусство эпохи Режанса и рококо , Вормс 198x На немецком языке
  13. ^ Клюкерт (2015), с. 160
  14. ^ Клюкерт (2015), с. 160
  15. ^ Клюкерт (2015), с. 160
  16. ^ Patrimonio Nacional: Сады Королевского дворца Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо. Архивировано 27 января 2016 г. на Wayback Machine , вкладка «История».
  17. Карлье умер в 1722 году, изложив основные конструктивные особенности, его место продолжил Эстебан Бутелу. Жанна Дигар, Сады Ла Гранха и декоративная скульптура (Париж), 1934 год.
  18. ^ Клюкерт (2015), с. 161
  19. ^ «Вторая Северная война | Европа [1700–1721]» . Британская энциклопедия . Проверено 20 ноября 2018 г.
  20. ^ Аллен и Кристиани, стр. 316–318.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Ив-Мари и Кристиани, Жанин Искусство садов в Европе , Цитадели и Мазено, Париж, 2006 г.
  • Эттли, Хелена. Итальянские сады - история культуры , издательство Francisco Lincoln Limited, 2006 г.
  • Люсия Импеллусо, Сады, огороды и лабиринты , Хазан, Париж, 2007.
  • Клод Венцлер, Садовая архитектура , Editions Ouest-France, 2003 г.
  • Клюкерт, Эренфрид, Раздел о садах в стиле барокко в L'Art Baroque – Architecture – Sculpture – Peinture (французский перевод с немецкого), HF Ulmann, Кельн, 2015. ( ISBN   978-3-8480-0856-8 )
  • Филипп Прево, История садов , Editions Sud Ouest, 2006 г.
  • Импеллузо, Люсия. Сады, огороды и лабиринты , Editions Hazan, Париж, 2007 г.
  • Медведкова, Ольга, Жан-Батист Александр Ле Блон, архитектор 1679–1719 – От Парижа до Санкт-Петербурга, Париж, Ален Бодри и Си, 2007, ISBN   978-2-9528617-0-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce347c2ce913ab411d14ee92b7796530__1722667020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/30/ce347c2ce913ab411d14ee92b7796530.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baroque garden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)