Барочный сад
Сад в стиле барокко был стилем сада, основанным на симметрии и принципе наведения порядка в природе. Стиль зародился в конце 16 века в Италии, в садах Ватикана и садах Виллы Боргезе в Риме и в садах Виллы д'Эсте в Тиволи , а затем распространился во Францию, где стал известен как jardin à la française или французский формальный сад . Самый грандиозный пример находится в Версальских садах, спроектированных в 17 веке ландшафтным архитектором Андре Ле Нотром для Людовика XIV . В 18 веке, подражая Версалю, очень богато украшенные сады в стиле барокко были построены в других частях Европы, включая Германию, Австрию, Испанию и Санкт-Петербург, Россия. В середине 18 века на смену этому стилю пришел менее геометрический и более естественный английский пейзажный сад .
Характеристики
[ редактировать ]Сады в стиле барокко были призваны иллюстрировать господство человека над природой. Их часто предназначали для того, чтобы их можно было увидеть сверху и с небольшого расстояния, обычно из салонов или террас замка. Они были расположены, как комнаты в доме, в геометрических узорах, разделенных гравийными аллеями или переулками, причем места пересечения переулков часто отмечались фонтанами или статуями. Цветочные клумбы были оформлены в виде гобеленов с полосами кустарников и цветов, образующими узоры. Более крупным кустам и деревьям придавали коническую или куполообразную форму, а деревья группировались в боскеты или упорядоченные группы. Вода обычно присутствовала в виде длинных прямоугольных прудов, выровненных по террасам дома, или круглых прудов с фонтанами. Сады обычно включали еще один небольшой павильон , где посетители могли укрыться от солнца или дождя.
Со временем стиль развивался и становился более естественным. Появились гроты и «тайные сады», окруженные деревьями, чтобы иллюстрировать литературные идеалы Аркадии и другие популярные истории того времени; их обычно размещали во внешних углах сада, чтобы было подходящее место для тихого чтения или беседы. [1]
Происхождение в Италии
[ редактировать ]Идеи, вдохновившие сад в стиле барокко, как и идеи архитектуры барокко, впервые появились в Италии в эпоху позднего Возрождения. В конце 15 века архитектор, художник и писатель Леон Баттиста Альберти предложил, чтобы дом и сад были убежищем от суеты внешнего мира и что они оба должны быть спроектированы с использованием архитектурных форм, геометрических комнат и коридоров. В очень популярном аллегорическом рассказе «Hypnerotomachia Poliphili» ( «Песня о Полифиле ») (1499), одном из первых печатных романов, доминиканский священник и писатель Франческо Колонна описал сад, состоящий из тщательно продуманных декоративных клумб и рядов деревьев геометрической формы. . [2]
Cortile del Belvedere или двор Бельведера в Ватикане в Риме был одним из первых садов в Европе, принявших эти геометрические принципы, и послужил образцом для многих более поздних садов в стиле барокко. Он был начат в 1506 году и построен для Папы Юлия II , чтобы объединить его резиденцию на близлежащем склоне холма с Ватиканом. Сад имел длину триста метров, был заполнен аккуратными клумбами и садами, геометрически разделенными аллеями и живыми изгородями, с фонтанами на пересечениях дорожек. Он был закончен в 1565 году Пирро Лигорио . Первоначальный сад был радикально изменен в результате более позднего добавления Библиотеки Ватикана .
Тот же архитектор, который завершил строительство Кортиле дель Бельведер, Пирро Лигорио, в том же году получил заказ на проект еще более амбициозного сада, Виллы д'Эсте , для кардинала Ипполито II д'Эсте (1509–1572). Этот сад был спроектирован на крутом склоне холма, который можно было увидеть с виллы наверху. Сад состоял из пяти террас, искусно засаженных растениями геометрической формы и соединенных пандусами и лестницами. Как и многие сады в стиле барокко, его лучше всего рассматривать сверху и издалека, чтобы получить полный эффект. [3]
не построил в Риме сады виллы Боргезе Эта архитектурная форма садов продолжала доминировать в Италии до тех пор, пока кардинал Сципионе Боргезе в 1605 году . сад асимметричных форм, а также ряд «тайных садов», небольших святилищ деревьев и цветов, засаженных цветами и фруктовыми деревьями, окруженных рядами дубов, лавров и кипарисов и населенных птицами и животными. Этот сад положил начало переходу к более естественному ландшафтному саду, основанному на романтическом видении воображаемой Аркадии . [4]
Все эти сады претерпели обширную реконструкцию в 18 веке, превратив их в более естественные ландшафтные сады. За исключением нескольких сохранившихся дорожек и клумб, сейчас трудно представить их в первозданном виде.
- Сады Кортиле дель Бельведер видны слева от гравюры Ватикана 1652 года.
- Сады виллы д'Эсте , гравюра Этьена Дюпарака (1573 г.)
- Остатки оригинального сада в стиле барокко на вилле Боргезе.
Французский сад
[ редактировать ]В конце 15 века король Франции Карл VIII пригласил итальянских архитекторов и садовых дизайнеров во Францию, чтобы создать итальянский сад для своего замка Амбуаз . В 16 веке развитие сада в стиле барокко во Франции ускорили Генрих IV Французский и его флорентийская жена Мария Медичи . Их первым крупным проектом в этом стиле стал сад замка Сен-Жермен-ан-Ле , недалеко от Парижа. Новый сад, расположенный на утесе над Сеной , представлял собой обширную бельведер с пандусами и лестницами, усеянными множеством павильонов, гротов и театров. После убийства короля его вдова построила собственный дворец и сад, который теперь называется Люксембургским садом . Она насадила рощи взрослых деревьев и устроила партеры , аллеи и фонтаны по образцу садов родной Флоренции. [5]
Французский сад в стиле барокко достиг своего апогея при Людовике XIV благодаря его садовому дизайнеру Андре Ленотру . Первым крупномасштабным проектом Ленотра был замок Во-ле-Виконт , замок королевского суперинтенданта финансов , Николя Фуке построенный между 1656 и 1661 годами. Центральной особенностью этого сада была главная ось, спускающаяся от замка, состоящая из серия террас, украшенных партерами из невысоких живых изгородей с орнаментальным орнаментом. Большие бассейны с играми были расположены вдоль центральной оси, а сад располагался между рядами подстриженных деревьев слева и справа, чтобы направить взгляд в долгосрочной перспективе к последнему фонтану и гроту внизу. Сад должен был быть виден из замка, который возвышался над ним, как ложи театра. [6]
Молодой Людовик XIV заключил Фуке в тюрьму за его расточительность, но очень восхищался созданным им садом. Он поручил Ленотру спроектировать аналогичный, но гораздо больший сад для своего собственного проекта Версальского дворца .
Самыми известными садами в стиле барокко были Версальские сады, созданные Ле Нотром между 1662 и 1666 годами. Он был построен вокруг первоначального небольшого квадратного парка площадью девяносто три гектара до того, как замок был построен для Людовика XIII Жаком Бойсо в 1638 году. В 1662 году после Модель Во-ле-Виконт, Ленотр увеличил парк в десять раз, сосредоточив его на большом канале, доходящем до горизонта. Новый парк был разделен на сложную сетку клумб, дорожек и аллей, украшенных фонтанами и скульптурами. Третье расширение расширило парк еще на шесть тысяч пятьсот гектаров, включая охотничьи леса и несколько близлежащих деревень, окруженных стеной длиной в сорок три километра с двадцатью двумя воротами. [7]
Центральным элементом сада был фонтан Аполлона , символ Людовика XIV, самого короля-солнца, окруженный сетью дорожек, бассейнов, колоннад, театров и памятников. Сам король разработал маршрут, по которому должны следовать посетители, с двадцатью пятью различными мифологическими сценами, станциями и панорамами. Сад превратился в театр под открытым небом для представлений, прогулок, театральных представлений и фейерверков. Самым большим недостатком было недостаточное количество воды для всех фонтанов; одновременно могли работать лишь несколько фонтанов; они включались только тогда, когда к ним приближался король. [8]
Между 1676 и 1686 годами Людовик XIV построил уменьшенную версию Версальских садов в замке Марли , расположенном в более спокойной долине, где он мог укрыться от толпы Версаля. После его смерти в 1715 году части Версальских садов были постепенно преобразованы в новый стиль английского ландшафтного сада: деревья не были подстрижены и посажены в более естественных рощах, извилистых тропинках и копиях греческих храмов и даже в живописной образцовой деревне для развлечение Марии-Антуанетты . Сады Версаля посещали многие королевские особы, в том числе Петр Великий из России, и многие его особенности были имитированы в других европейских дворцовых садах. [9]
- Вид на сад Во-ле-Виконт из замка (1656–1661 гг.)
- Вид на садовый фасад Версальского дворца в 1680-х годах.
- План сада Тюильри (около 1671 г.)
- Сады замка Марли (1724 г.)
Германия
[ редактировать ]Стиль сада в стиле барокко был впервые представлен в Германии в 1614 году Фридрихом V Пфальцским , который пригласил французского ландшафтного архитектора Саломона де Кауса и начал строить сад под названием Hortus Palatinus в своем замке в Гейдельберге . Расположение на вершине холма с видом на Рейн ограничивало размеры и представляло собой сложную местность, но де Каусу удалось построить серию партеров с концентрическими кругами зелени, круглым фонтаном и боскетом из лавровых деревьев, искусно соединенных лестницами и пандусами. [10]
Вскоре этот стиль появился в замках других немецких князей, в том числе в Херренхаузене в Ганновере , построенном в конце 17 века. Его дизайнер, Мартин Шарбонье, был французом, и он включил классические элементы Версаля, в том числе центральную ось, выровненную по замку, круглый пруд на дальнем конце оси, букеты деревьев и «тайные сады», небольшие огороженные сады. у деревьев, места для чтения или тихой беседы, по краям сада. Он также позаимствовал некоторые черты голландских садов , которые посетил в ходе своих исследований, в том числе канал, окружающий сад, и клиновидные партеры, окруженные невысокими живыми изгородями. [11]
Еще одним известным садом в стиле барокко в Германии является Дворцовый парк Брюля (1728 г.), спроектированный Домиником Жираром , который был учеником Ленотра в Версале. Как и Версаль, он имеет центральную ось, окруженную декоративными партерами и круглыми бассейнами с фонтанами, окруженными аллеями и геометрически подстриженными рядами деревьев.
Другие известные сады в стиле барокко в Германии включают Большой сад в Дрездене , Бергпарк Вильгельмсхёэ недалеко от Касселя , сад замка Вайкерсхайм (1707–1725) и сады дворца Нимфенбург (1715–1720), которые соперничали с садами Версаля по размеру . Эпоха барокко в немецких садах подошла к концу со строительством сада Шветцингенского дворца , выполненного в 1753–58 для пфальцграфа Карла Теодора архитектором Николя де Пигажем и садовником Иоганном Людвигом Петри. Этот сад был наполнен искусственными римскими руинами, китайским мостом, мечетью и другими живописными достопримечательностями; это ознаменовало дебют романтического английского пейзажного сада в Германии. [12]
- Hortus Palatinus в Гейдельберге с видом на реку Неккар и долину Рейна (начало 1614 г.)
- Херренхаузен в Ганновере (конец 17 века)
- Партеры Шлосспарка, Брюль, работа Доминика Жирара (1728 г.)
Австрия и Нидерланды
[ редактировать ]Ученики Ленотра пользовались спросом по всей Европе, воссоздавая каналы и партеры французских садов для других европейских монархов. Одним из самых плодовитых и успешных дизайнеров был Доминик Жирар , который разработал элегантные завитки партеров дворца Бельведер в Вене для принца Евгения Савойского . Этот сад находился под сильным влиянием Ленотра, а также более современных идей Антуана-Жозефа Дезалье д'Аржанвиля , чья книга «Трактат о практике и теории садоводства» (1709 г.) стала самым влиятельным руководством по ландшафтному дизайну в начале 18 век. [13]
Созданный в 1717 году сад соединил два дворца князя. Верхний дворец и сад использовались для торжественных церемоний, а нижний сад при его резиденции был устроен рощами деревьев и прорезан тропинками. Большой водный бассейн на верхней террасе соединялся лестницами и каскадами, наполненными статуями нимф и богинь, с нижним садом. Партеры были разрушены и заменены травой в восемнадцатом веке, но недавно им был восстановлен первоначальный вид. [14]
Часть Нидерландов , Соединенные Провинции , завоевала независимость от Испанских Нидерландов , и в 1684–1686 годах их правитель Вильгельм III , будущий король Англии, построил дворец Хет Лоо с великолепным садом в стиле барокко. Сад был спроектирован Клодом Дего , племянником Ленотра; ранее он переработал дизайн Люксембургского сада и спроектировал сад Тюильри в Париже. Верхний сад Хет Лоо был в первую очередь вдохновлен Версалем, с дорожками, расходящимися от центральной аллеи, в то время как нижний сад перед дворцом демонстрировал голландское влияние, разделенный на независимые части, каждая из которых отличалась друг от друга, и разделенный аллеями, обсаженными характерные живые изгороди и деревья голландской сельской местности. [15]
- Сад в стиле барокко в замке Хоф
- Восстановленные партеры дворца Бельведер сегодня.
- Дворец Хет Лоо в Нидерландах
- Дворец Хет Лоо в Нидерландах
Испания и Неаполь
[ редактировать ]Филипп V Испанский , внук Людовика XIV, который провел свое детство в Версале, был ответственным за представление сада в стиле барокко в Испании. В начале 18 века он создал сад по образцу Версаля в Королевском дворце Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо , недалеко от Сеговии . Неровный ландшафт высотой в тысячу метров затруднял создание обширных партеров, но обеспечивал обилие воды. [16] Дизайнером сада был Рене Карлье, работавший под руководством Роберта де Котта , одного из ведущих французских королевских архитекторов. [17] Он использовал естественный уклон участка при проектировании территории дворца, чтобы улучшить осевую визуальную перспективу и обеспечить достаточный напор воды, чтобы она выливалась из двадцати шести скульптурных фонтанов в официальных садах и более позднем ландшафтном парке .
Преемник Филиппа, Карл III Испанский , также создал знаменитый сад в стиле барокко в Неаполитанском королевстве , которым он правил. Он находился в Казерте , недалеко от Неаполя. Как и в Гранхе, сад был окружен холмами, а дворец — каналами, фонтанами и геометрическими партерами, украшенными невысокими живыми изгородями в стиле барокко. [18]
- Каскад и аллеи Королевского дворца Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо
- Скульптура фонтана в садах Королевского дворца Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо.
- Каскады в королевском парке дворца Казерта
Швеция
[ редактировать ]Французский садовый дизайнер Андре Молле приехал в Швецию в конце 1640-х годов, и его пребывание продлилось пять лет, в течение которых он познакомил Швецию с французскими партерами и вышивкой, выполненными в стиле барочного текстиля. Он модернизировал существующие сады, связанные со Стокгольмским дворцом , и разбил новый сад на окраине Стокгольма на месте бывшего хмельника Хумлегорден . Внедрение садового стиля барокко в Швеции датируется этим десятилетием при поддержке прогрессивных франкофилов архитекторов- , таких как Никодим Тессен Старший и Жан де ла Валле , с которыми Молле работал в Голландии, а также при активной поддержке шведских дворян, которые Молле полученный. Результаты задокументированы в Эрика Дальберга топографической книге Suecia Antiqua et Hodierna . Хотя Молле покинул Швецию в 1653 году, его сын Жан Молле остался в Швеции до конца своей жизни, а Медар Ге, один из первых французских помощников Андре Молле, взял на себя независимую роль в шведском садоводстве. Никодим Тессин Старший разбил сады на Замок Экольсунд в стиле нового барокко 1660-х годов, в основном основанный на Андре Ленотра работе в Во-ле-Виконт .
Сын Никодима Тессина Старшего, Никодим Тессин Младший , также стал архитектором и в 1670-х годах провел время в Италии, Франции и Англии. Во время своего визита во Францию в 1677–1678 годах он провел много времени с Ле Нотром, который оказал длительное влияние на садовые проекты Тессена. Он снова посетил Францию в 1680-х годах. Сады дворца Дротнингхольм были разбиты им в стиле барокко.
- План садов Экольсунда работы Тессина Старшего (1660-е гг.)
- Сады в Экольсунде в 1690-е годы
- Сады дворца Дротнингхольм в 1692 году.
- Сад в стиле барокко во дворце Дротнингхольм в 2011 году.
- Фонтан Геракла во дворце Дротнингхольм.
Россия
[ редактировать ]Петр Великий посетил Версальский дворец и дворец Фонтенбло в 1717 году во время своего европейского турне, а по возвращении в Россию начал строительство сада в Петергофском дворце , начатое в 1714 году, в версальском стиле. Он привез в Санкт-Петербург французского архитектора Жана-Батиста Александра Леблона, чтобы тот спроектировал сады для своей новой столицы и нового дворца. Оно было завершено в 1728 году. [19]
Петергоф располагался на склоне крутого склона, выходящего на Финский залив . Новые планы предусматривали создание формального сада на верхней террасе и большого каскада, спускающегося со склона холма от дворца к каналу с фонтанами, ведущему к заливу. Большой каскад был построен по образцу Шато де Марли , меньшего дворца и убежища Людовика XIV недалеко от Версаля. Сады были разбиты на боскеты и аллеи деревьев симметрично, подобно Версалю.
Менее известный сад в стиле барокко в Петербурге — парк Ораниенбаума (1710–27), подаренный Петром одному из виднейших его дворян Александру Даниловичу Меншикову .
Сады в стиле русского барокко были сильно изменены в конце 18 века в сторону более естественного стиля английского ландшафтного сада ; деревья и клумбы не были подстрижены, а на смену первоначальным партерам пришли более естественные клумбы и извилистые дорожки. В последние годы некоторым партерам был восстановлен первоначальный вид в стиле барокко.
- Верхние сады и партеры Петергофа, теперь выросшие и более естественные, чем их первоначальный вид в стиле барокко.
- Сады Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме (1710–1727).
- Большой каскад и фонтаны Петергофского дворца с видом на Финский залив (1714–28).
Упадок сада в стиле барокко
[ редактировать ]Строительство и содержание садов в стиле барокко было чрезвычайно дорогим; они требовали большого количества садовников, постоянной обрезки и ухода, а также сложных систем орошения для обеспечения водой. Временами большая часть французской армии была занята рытьем каналов и строительством систем для подачи воды в сады Версаля.
Описания английских садов были впервые привезены во Францию Жаном-Бернаром, аббатом Лебланом , который опубликовал отчеты о своем путешествии в 1745 и 1751 годах. Трактат об английском саду « Наблюдения за современным садоводством» , написанный Томасом Уэйтли и опубликованный в Лондоне в 1770 г., был переведен на французский язык в 1771 г. После окончания Семилетней войны в 1763 г. французские дворяне смогли отправиться в Англию и увидеть сады своими глазами, и этот стиль начал адаптироваться во французских садах. Новый стиль также имел то преимущество, что требовал меньше садовников, и его было легче поддерживать, чем французский сад. [20]
Один из первых английских садов на континенте находился в Эрменонвиле во Франции, он был построен маркизом Рене Луи де Жирарденом с 1763 по 1776 год и основан на идеалах Жан-Жака Руссо , который был похоронен в парке. Руссо и основатель сада посетили Стоу несколькими годами ранее. Другими ранними примерами были Дезерт де Рец , Ивелин (1774–1782); Сады замка Багатель в Булонском лесу , к западу от Парижа (1777–1784);Фоли Сен-Джеймс в Нейи-сюр-Сен (1777–1780); и Замок Меревиль в департаменте Эссон (1784–1786). Даже в Версале, где находится самый классический из всех французских садов, небольшой английский ландшафтный парк с римским храмом был построен Малым Трианоном , а также была создана имитация деревни Хамо де ла Рейн в Версале (1783–1789). для Марии Антуанетты .
Новый стиль распространился и в Германии. Центральные английские земли Верлиц в княжестве Ангальт были заложены между 1769 и 1773 годами Леопольдом III на основе моделей ландшафтных садов Клермонта , Стоурхеда и Стоу. Другим примечательным примером был Английский сад в Мюнхене , Германия , созданный в 1789 году сэром Бенджамином Томпсоном (1753–1814). Они ознаменовали переход и вскоре конец сада в стиле барокко в Европе.
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Клюкерт, «Сады в стиле барокко», в « Искусство барокко – Архитектура-Скульптура-Живопись» (2015), стр. 152
- ^ Клюкерт, «Сады в стиле барокко», в « Искусство барокко – Архитектура-Скульптура-Живопись» (2015), стр. 152
- ^ Клюкерт (2015), с. 152
- ^ Клюкерт (2015), с. 152
- ^ Клюкерт, «Сады в стиле барокко», в « Искусство барокко – Архитектура-Скульптура-Живопись» (2015), стр. 153
- ^ Клюкерт, «Сады в стиле барокко», в « Искусство барокко – Архитектура-Скульптура-Живопись» (2015), стр. 154–155
- ^ Клюкерт (2015), с. 154
- ^ Клюкерт (2015), стр. 154–155.
- ^ Клюкерт (2015), стр. 154–155.
- ^ Клюкерт (2015), стр. 158–159.
- ^ Клюкерт (2015), стр. 158–159.
- ^ Ингрид Деннерляйн: Французское садовое искусство эпохи Режанса и рококо , Вормс 198x На немецком языке
- ^ Клюкерт (2015), с. 160
- ^ Клюкерт (2015), с. 160
- ^ Клюкерт (2015), с. 160
- ^ Patrimonio Nacional: Сады Королевского дворца Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо. Архивировано 27 января 2016 г. на Wayback Machine , вкладка «История».
- ↑ Карлье умер в 1722 году, изложив основные конструктивные особенности, его место продолжил Эстебан Бутелу. Жанна Дигар, Сады Ла Гранха и декоративная скульптура (Париж), 1934 год.
- ^ Клюкерт (2015), с. 161
- ^ «Вторая Северная война | Европа [1700–1721]» . Британская энциклопедия . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Аллен и Кристиани, стр. 316–318.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Ив-Мари и Кристиани, Жанин Искусство садов в Европе , Цитадели и Мазено, Париж, 2006 г.
- Эттли, Хелена. Итальянские сады - история культуры , издательство Francisco Lincoln Limited, 2006 г.
- Люсия Импеллусо, Сады, огороды и лабиринты , Хазан, Париж, 2007.
- Клод Венцлер, Садовая архитектура , Editions Ouest-France, 2003 г.
- Клюкерт, Эренфрид, Раздел о садах в стиле барокко в L'Art Baroque – Architecture – Sculpture – Peinture (французский перевод с немецкого), HF Ulmann, Кельн, 2015. ( ISBN 978-3-8480-0856-8 )
- Филипп Прево, История садов , Editions Sud Ouest, 2006 г.
- Импеллузо, Люсия. Сады, огороды и лабиринты , Editions Hazan, Париж, 2007 г.
- Медведкова, Ольга, Жан-Батист Александр Ле Блон, архитектор 1679–1719 – От Парижа до Санкт-Петербурга, Париж, Ален Бодри и Си, 2007, ISBN 978-2-9528617-0-0