Шветцингенский дворец


Шветцингенский дворец — замок в немецкой земле Баден -Вюртемберг . Шветцинген был летней резиденцией пфальцграфов Карла III Филиппа и Карла IV Теодора (из дома Виттельсбахов ). Он расположен в Шветцингене , примерно на равном расстоянии от мест избирателей в Гейдельберге и Мангейме , и наиболее известен своими просторными и богато украшенными садами. Помимо этих исключительно хорошо сохранившихся садов и самого дворца, на территории комплекса также находится Шлосстеатр Шветцинген , основное место проведения ежегодного Шветцингенского фестиваля .
История
[ редактировать ]

Дворец Шветцинген впервые упоминается в 1350 году как форт. Он принял форму обычного средневекового водного замка . В 1427 году он перешёл во владение курфюрста Людовика III . В последующий период он несколько раз ремонтировался, служил охотничьим домиком и был разрушен к концу Тридцатилетней войны . Курфюрст Карл I Людовик приказал перестроить его для своей жены Марии Луизы фон Дегенфельд . Во время визита в августе 1656 года он уже приказал жителям Шветцингена расчистить все руины, чтобы его подданные могли использовать камень, дерево и старые железные изделия из обломков. Во время Войны за Палатинское наследство дворец был еще раз разрушен, но фундамент остался на месте.
Свой нынешний вид дворец получил по приказу курфюрста Джона Уильяма (1690–1716), правившего из Дюссельдорфа . Джон Уильям приказал его перестроить под руководством графа Маттео Альберти , который также руководил строительством замка Бенсберг , и гейдельбергского архитектора Иоганна Адама Бройнига и расширить его двумя крыльями. Строительство проходило в несколько этапов, начиная с 1697 года. Для Джона Уильяма дворец еще не должен был стать официальной летней резиденцией, а простым охотничьим домиком. Однако в то же время был заложен богато украшенный, хотя и сравнительно скромный по размерам первый сад, который сохранил и украсил Карл III Филипп (1716-1742).
При Карле IV Теодоре (1742-1799) Шветцинген был летним дворцом двор перемещался из Мангеймского дворца : в теплые месяцы в Шветцинген. Простота резиденции курфюрста и его жены была, наряду с большей неформальностью двора в Шветцингене, выражением якобы более простой и безмятежной «любви к земле». Все художники, работавшие при дворе соседнего Мангейма, участвовали в художественном оформлении дворца и его сада. В их число входили Алессандро Галли да Бибиена и Питер Антон фон Вершаффельт . Придворный садовник Иоганн Людвиг Петри из Цвайбрюккена посадил главный партер и круг французского сада. Впоследствии лотарингец Николя де Пижаж был управляющим садами и фонтанами, а также самым значительным архитектором этого периода истории дворца. В 1752 году Пигедж расширил сад до площади 70 гектаров и перепроектировал его по моде того времени. В том же году был открыт Дворцовый театр. Когда начали формироваться новые, значительно расширенные сады Шарля Теодора, де Пигажу был заказан проект нового дворца, который по своим размерам не уступал бы его окрестностям. Однако в основном за счет параллельных проектов, выкачивающих средства (завершение гигантского нового жилой дворец в Мангейме и реконструкция дворца Бенрат ), из этих планов ничего не вышло. В результате скромное здание в том виде, в котором оно стоит сегодня, полностью подавляется размерами и великолепием сада. Поэтому правильнее было бы называть его «садами и дворцом Шветцингена», а не наоборот. Хотя дворец перестал использоваться после того, как курфюрст Карл IV Теодор в 1778 году перенес свою резиденцию из Мангейма в Мюнхен , впоследствии сад был переработан.
Пигейдж купил в 1775 году для Карла Теодора фаэтон , которым управлял лакей из Лондона. На этом транспортном средстве избиратель мог ездить по парку, не загрязняя садовые дорожки навозом лошадей. Чтобы этому транспортному средству было легче передвигаться по саду, все основные маршруты были выровнены, а доисторический могильный холм убран. Транспортное средство, которое сейчас находится во дворце Нимфенберг, вдохновило гейдельбергского студента Карла Драйса на изобретение велосипеда (предшественника велосипеда). [ 1 ]
Третий придворный садовник, Иоганн Вильгельм Скелл был крупным сотрудником Пигеджа. Его сын, Фридрих Людвиг фон Скелл, был вызван в Мюнхен в 1804 году, где он заложил Английский сад . Первым директором садов под Баденом был Иоганн Михаэль Зейхер , который завез сирень в Шветцинген.
Сегодня Шветцингенский дворец является государственным памятником наследия, находящимся под опекой учреждения Государственных дворцов и садов Баден-Вюртемберга . Сад доступен для публики, а экскурсии проводятся по дворцу и театру.
Дворец
[ редактировать ]Шветцингенский дворец и сады
Ось дворца расположена на линии, идущей от Кенигштуля (над Гейдельбергом ) до Кальмита в Пфальцском лесу . Первоначально по этой линии шла дорога из Гейдельберга, следы которой до сих пор видны с воздуха, но по земле они не проходимы постоянно. Ворота дворца расположены на Шветцингер Шлоссплац. Внутри ворот находится двор ( Эрехоф ). В сторожках, обрамляющих вход во дворец, сейчас расположены музейный магазин и кафе. На западной стороне двора находится главное здание — corps de logis , жилая часть дворца. Главное здание заменяет охотничий домик 17-го века, построенный на фундаменте более старого замка, обнесенного рвом , от которого также сохранились некоторые фундаменты и стены (отсюда и слегка неправильная планировка). Северную и южную стороны двора окружают крылья, в которых расположены бывшие мастерские. С 1953 года южное крыло было занято юридической школой Шветцингена .
Интерьер
[ редактировать ]Большая часть оригинального внутреннего убранства и мебели сохранилась. После масштабной реставрации, проводившейся в период с 1975 по 1991 год, несколько избирательных и герцогских квартир были отремонтированы и оснащены подлинной мебелью 18 века. Эти комнаты, возможно, не обладают тем величайшим великолепием, которое можно найти в других немецких княжеских жилищах, но они передают особенно яркий образ повседневной жизни двора. В фортепьяно-нобиле находятся общие комнаты, резиденции избирателей и жен избирателей. Сейчас это музей, рассказывающий о функционировании дворца во времена Карла Теодора. Комнаты резиденции графини Луизы Каролины Хохберг на втором этаже, которые были реконструированы после 1803 года, имеют особое значение благодаря сохранившимся обоям с ручной печатью, изготовленным Zuber & Cie в 1804 году.
Круглые здания
[ редактировать ]

Главный корпус был слишком мал для размещения приемных залов, необходимых для проведения придворных светских мероприятий (пиров, игр, концертов, балов). Таким образом, два больших зала и театр вместо этого были включены в две симметричные изогнутые хозяйственные постройки ( Циркельбаутен ) со стороны сада, которые изначально предназначались только для использования в качестве оранжереи . Циркельбаутен — это одноэтажные каменные постройки с высокими окнами, которые одновременно служат дверями и обеспечивают прямой выход в сад. Они образуют рукава полумесяца, охватывающие восточную половину круглого садового партера. Северный Циркельбау был построен в 1748/9 году Алессандро Галли да Бибиена ; южный - в 1753 году учеником Бибиены Францем Вильгельмом Рабалиатти . Сегодня Циркельбаутен используется как ресторан, кафе и фойе театра, а также для проведения концертов и выставок.
Театр
[ редактировать ]
Как и сады, театр во многом представляет собой синтез противоречивых стилей. Первоначально построенный в 1753 году по плану Николя де Пигажа (1723–1796), за очень короткое время его можно было считать творением чистого рококо . В ходе более поздней реконструкции это смешалось с ранними неоклассическими тенденциями. В своем первоначальном состоянии театр, по примеру французских придворных театров того времени, не имел лож (они были основным продуктом «итальянских» театров). Чтобы увеличить его, заднюю стену зала пробили рядом аркад, что создало более «коробчатое» впечатление. В результате театр можно, по крайней мере визуально, также считать комбинацией привычных «французской» и «итальянской» планировок, даже если корректировка в данном случае была сделана главным образом из практических соображений. Как и в случае с садом, общий эффект очень однородный и эстетически приятный. Даже в XX веке в театре сохранилась первоначальная сценическая техника. Затем оно было утрачено и заменено современными помещениями, сначала в 1950-х, а затем в 1970-х годах, когда также было расширено закулисное пространство.
Сады
[ редактировать ]
Во второй половине 18 века, когда был создан нынешний Шветцингенский сад, «французский» формальный сад постепенно вытеснялся «английским» ландшафтным садом как преобладающий стиль садоводства. Многочисленные княжеские поместья в Священной Римской империи быстро подхватили изменения, часто перестраивая старые сады в соответствии с новым вкусом. Сад Шветцинген, возможно, уникальным образом отражает это фундаментальное изменение отношения, поскольку его создатели фактически стремились примирить два конфликтующих стиля. Соответственно, хотя самые старые части носят строго формальный характер, в более новые впоследствии были добавлены более «естественные» черты. Однако большое внимание было уделено тому, чтобы законченная работа по-прежнему представляла собой единое целое. В результате Шветцинген иногда описывается как главный сохранившийся пример промежуточного стиля, «англо-китайского» сада, но в своем разнообразии он фактически выходит за пределы этого конкретного – и недолговечного – стиля.
Первый план, разработанный садовником Петри из Цвайбрюккена , включал один весьма необычный мотив, а именно расположение главного партера в виде полного круга. Это остается неизменным и является характерной особенностью, отличающей Шветцинген от большинства современных творений. В остальном первая конструкция носила довольно традиционный, даже несколько устаревший характер. Судя по всему, он в значительной степени опирался на французского теоретика Дезалье д'Аржанвиля влиятельный учебник «Теория и практика садоводства» .
Под эгидой Николя де Пигажа план сада был обновлен и расширен, сохранив при этом большую часть своих первоначальных черт. В отличие от своего предшественника, Пигейдж был знаком с последними тенденциями в области стиля. Большинство проектов, которые он подготовил для Шветцингена, были прогрессивными и современными. Однако не все из них были реализованы, и со временем нежелание принца (а, возможно, и архитектора) полностью перейти к «английскому» стилю вызвало презрение критиков (особенно со стороны теоретика садового дизайна Кристиана Кэя). Лоренц Хиршфельд [ 2 ] ). Только фабрики , построенные Пигеджем в различных частях сада, были освобождены от критики Хиршфельда. Выдающееся архитектурное качество этих небольших, но тщательно продуманных зданий было общепризнано (на самом деле Хиршфельд возражал главным образом против их количества – он предпочел бы их меньше). Над новыми, более развитыми ландшафтными участками Пигедж тесно сотрудничал с многообещающим садовым дизайнером Фридрихом Людвигом фон Скеллом .
Скульптуры по всему саду имеют различное качество, включая, среди прочего, некоторые известные работы Габриэля Групелло и Питера Антона фон Вершаффельта . Скульптура Пана, сидящего на вершине скалы и играющего на флейте работы мангеймского скульптора Петера Симона Ламина, в свое время пользовалась большим уважением. [ когда? ] Это работа. Похожая статуя работы того же скульптора была открыта примерно двадцать лет спустя. [ когда? ] во дворце Нимфенбург . Большая часть скульптур внутри партера и некоторые произведения, разбросанные по другим местам, были приобретены на аукционе в 1760-х годах. Большая часть из них — работы тогдашнего знаменитого французского художника Бартелеми Гибаля , ранее украшавшие Люневильский дворец свергнутого польского короля Станислава Лещинского . Большинство скульптур теперь заменены современными копиями, чтобы избежать дальнейшего разрушения под воздействием стихии. Оригиналы выставлены в здании «Новой оранжереи».
Французский сад
[ редактировать ]
Французский формальный сад выстроен в строгих геометрических формах. Наиболее важными элементами являются главная ось, поперечная ось и окружающая окружность. Передняя часть сада состоит из партеров и боскетов . На террасах дворца расположены щиты, изображающие четыре века мира (золотой, серебряный, героический и железный). Кроме того, есть две позолоченные статуи Аталанты , происходящие из более раннего сада. Уникальной особенностью французского сада является круглая планировка, в центре которой находится фонтан Арион, называемый круговым партером. Фонтан Арион, выполненный Гибалем, изображает древнегреческого музыканта Ариона верхом на дельфине, который, согласно легенде, спас его после того, как команда везшего его корабля сбросила его в море. Есть также изображение охоты на оленей работы Питера Антона фон Вершаффельта и скульптуры Четырех Элементов .
Английский сад
[ редактировать ]Западная и северо-западная части сада были заложены в виде английского пейзажного сада . В отличие от французского сада, дорожки и береговая линия в этой части сада слегка неровные. Лесные части сада остались практически без изменений.
Озеро
[ редактировать ]Большое озеро в дальнем конце сада видно от входа во дворец. Первоначально озеро представляло собой обнесенный стеной бассейн, который великий герцог Людовик Баденский расширил в 1823 году по предложению Зейхера, превратив его в озеро с естественной береговой линией. Копии двух скульптур Вершаффельта лежат на длинной стороне озера, обращенной к дворцу, по обе стороны от главной оси: речных богов Рейна и Дуная . Оригинальные скульптуры теперь выставлены в оранжерее.
Озеро и все другие водные объекты снабжались водой из двух гидротехнических сооружений со времен Пигеджа, которые использовали реку Леймбах для привода водяных колес, приводящих в действие набор насосов. Река Леймбах уже окружала на этом месте средневековый замок и течет от Крайхгау в направлении Рейна. Для фонтанов чистая грунтовая вода используется . Насосы расположены в северном крыле дворца («верхний водопровод» с надземным резервуаром в современном здании Министерства финансов). Второй насос и надземный резервуар, обеспечивающий постоянное давление воды, были спрятаны в конце парка за акведуком («нижний водопровод»).

Здания
[ редактировать ]В саду есть несколько построек. Программа строительства содержит философские и архитектурные отсылки к классической античности , а в случае комплекса мечети — к исламу и « восточной мудрости ». Недавние исследования выявили в саду дизайн, заимствованный масонством , который сочетался с христианской идеологией. [ 3 ] Садовые постройки, дорожки, ворота и мостики не просто делят сад на отдельные части, но и работают вместе на целостном уровне. Баня, когда-то доступная только с разрешения курфюрста, образует отдельный небольшой комплекс со своим увеселительным садом и «перспективой».
По словам Рихарда Бенца , встреча с «искусственными руинами» в Шветцингене вдохновила поэтов 18 века заняться настоящими руинами Гейдельбергского замка и, таким образом, привела к литературному «повторному открытию» Гейдельберга в конце 18 века. [ 4 ]
Храм Минервы
[ редактировать ]Римская богиня Минерва изображена в нескольких местах садов. Храм Минервы был спроектирован Пигаджем и завершен в 1769 году. Это четырехстильный коринфский храм по римскому образцу, входное здание в Портик Октавии . Изменение отношения между портиком и целлой уникально: целла не закрыта стеной, а открыта воздуху, и внешние колонны продолжаются внутри нее.
У задней стены стоит статуя Минервы, богини мудрости. Это переработанная версия произведения Габриэля Групелло . Она также была богиней мирных искусств и знаний, особенно садоводства, о чем напоминает рельеф фронтона. Стены целлы окружены мраморными скамейками; это пространство предоставляет посетителям сада место для отдыха, но его также можно понимать как воображаемое место встречи обладателей мудрости.
Под храмом находится прямоугольное помещение с нишами и круглыми окнами. В эту комнату можно попасть с задней стороны храма, и она по всем признакам является тайным местом встреч. На него доминирует Пан , бог паники и дикой природы, как указывает маска над дверью. Таким образом, храм Минервы, стоящий над этим иррациональным пространством, является памятником человеческому разуму и цивилизации.
Планировалось, что храм Купидона будет стоять напротив храма Минервы и симметрично ему, но это так и не было реализовано.
Мечеть
[ редактировать ]
«Мечеть» (нем. moschee ) в садовом комплексе является самым ранним зданием в стиле мечети в Германии. Он был построен в 1779–1791 годах французским архитектором для курфюрста Пфальца. Построенный в то время, когда в Германии был моден «турецкий» стиль, он никогда не предназначался для молитв, но позже в разное время служил религиозным целям. [ 5 ] [ 6 ]
После многих лет реставрации и больших затрат мечеть полностью восстановлена и открыта для посещения.
Храм Меркурия
[ редактировать ]
Уже в 1784 году планировалось установить «памятник» напротив мечети в « диких партиях », юго-западной ландшафтной части сада Шветцингера. Искусственные руины были построены Пигеджем в 1787 и 1788 годах, которые впервые упоминаются как храм. для римского бога Меркурия в 1791 году. Его фундамент, похожий на подвал, построен из больших блоков песчаника и, по-видимому, является остатками более раннего предшественника. Храм трехэтажный и увенчан башней. Он изготовлен из камня туфа . План этажа состоит из шестиугольного основного этажа, мансардного этажа наверху и фонаря наверху. Над входами трех одинаковых фасадов расположены мраморные рельефы с изображением Меркурия.
Основная интерпретация этой структуры заключается в том, что это послание о преодолении мистицизма посредством разума. В этой интерпретации отмечается, что храм имеет форму римского мавзолея. Он связывает три рельефа, на которых изображены исключительно негативные эпизоды из жизни Меркурия, с древним Гермесом Трисмегистом — формой Меркурия, считавшейся символом магии . Тогда это здание станет могилой суеверий, похороненной в собственном храме. В этой связи также может быть важным то, что храм стоит напротив озера от мечети, которая считается символом мудрости. С другой стороны, новая масонская интерпретация видит в храме скрытые ссылки на Храм Соломона и его архитектора Хирама Абиффа . [ 7 ]
Фактически храм функционирует как глориетта , с верхнего уровня которого открывается прямой вид на озеро и мечеть.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ханс-Эрхард Лессинг: Два колеса вместо четырех копыт - Карл Драйс Г.Браун-Верлаг, Карлсруэ, 2010 г.
- ^ Вольфганг Шеперс, «Теория садового искусства CCL Хиршфельда (I779-85) и вопрос о« немецком саду »», в книге « Парк и сад» в 18 веке, 1976.
- ^ Грим, Надин; Гриппо, Джованни; Шолль-Фрей, Моника; Шлегель, Маркус Г. (2021). Масонское содержание сада замка в Шветцингене (Часть II) - Коллоквиум в Шветцингене 13 июня 2021 г. (на немецком языке). Общество Вольфштиг. ISBN 978-3-942187-43-5 .
- ^ Рихард Бенц : Гейдельберг. Судьба и дух , Ян Торбеке Верлаг Зигмаринген, 2-е издание 1975 г., ISBN 3-7995-4008-3, стр. 296.
- ^ Багет, Фридхельм (19 июня 2007 г.). «Архитектура и миграция: Германия» . Стартовый сайт ghs-mh.de . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Мечеть» . schloss-schwetzingen.de . Официальный сайт дворца Шветцинген.
- ^ Грим, Надин; Гриппо, Джованни; Шолль-Фрей, Моника; Шлегель, Маркус Г. (2021). Масонское содержание сада замка в Шветцингене (Часть II) - Коллоквиум в Шветцингене 13 июня 2021 г. (на немецком языке). Общество Вольфштиг. ISBN 978-3-942187-43-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- Фукс, Карл Людвиг; Райзингер, Клаус (2001). Дворец и сад Шветцинген (на немецком языке). Черви: Вернерше Влгсг. ISBN 3-88462-164-5 . OCLC 46966854 .
- Зенкнер, Освальд (2002). Schwetzinger Schlossgarten [путеводитель по французскому садовому партеру и английскому ландшафтному саду; с информацией о замке и театре в стиле рококо, а также о достопримечательностях] (на немецком языке). Шветцинген. ISBN 978-3-87742-170-3 . OCLC 76338553 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вильтруд Хебер (1986). Работы Николя де Пигажа в бывших резиденциях Избирательного Пфальца в Мангейме и Шветцингене. Часть 1 (на немецком языке). Черви. ISBN 978-3-88462-909-3 . OCLC 159888649 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Деннерляйн, Ингрид (1981). Садовое искусство эпохи Режанса и рококо во Франции (на немецком языке). Вормс: Werner'sche Verlagsgesellschaft. ISBN 3-88462-009-6 . OCLC 9446723 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Информация о театре и фотографии
- (на немецком языке) Домашняя страница (на английском языке) Веб-сайт с растущей коллекцией изображений о дворце Шветцинген.