Габриэль Групелло
Габриэль Групелло | |
---|---|
![]() Автопортрет, гр. 1700 | |
Рожденный | |
Умер | 20 июня 1730 г. | (86 лет)
Занятие | скульптор |
Габриэль Групелло (также Габриэль де Групелло или Габриэль Реппели ; 22 мая 1644 — 20 июня 1730) — фламандский скульптор в стиле барокко , создавший религиозные и мифологические скульптуры, портреты и общественные скульптуры. Он работал во Фландрии, Франции и Германии. Он был скульптором-виртуозом, пользовавшимся покровительством нескольких европейских правителей.
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Групелло родился в семье Бернардо Рупелли, итальянского кавалерийского капитана на испанской службе, и его фламандской жены Корнелии Делинк. [ 1 ] Его отец, умерший в молодом возрасте, принадлежал к высшему неаристократическому классу общества. Позже Групелло называл себя шевалье де Групелло, но благородного происхождения не было продемонстрировано.

В 14 лет он начал пятилетнее обучение на скульптора в антверпенской мастерской ведущего скульптора эпохи барокко Артуса Квеллина Старшего . [ 2 ] После учебы в Италии, где он работал в мастерской своего соотечественника Франсуа Дюкенуа , Квеллинус вернулся в Антверпен в 1640 году. Он привез с собой новое видение роли скульптора. Скульптору предстояло больше не быть орнаменталистом, а творцом целостного произведения искусства, в котором архитектурные компоненты были заменены скульптурами. Церковную мебель, которую ему поручили изготовить, он рассматривал как повод для создания масштабных композиций, включенных в церковный интерьер. [ 3 ] Начиная с 1650 года, Квеллин в течение пятнадцати лет работал над новой ратушей в Амстердаме вместе с ведущим архитектором Якобом ван Кампеном . Этот строительный проект, который теперь называется Королевским дворцом на дамбе , и, в частности, мраморные украшения, которые производили Квеллин и его мастерская, стали примером для других зданий в Амстердаме. Квеллинус пригласил многих скульпторов из своего родного Антверпена, чтобы помочь ему в реализации этого проекта, многие из которых, такие как его двоюродный брат Артус Квеллинус II , Ромбоут Верхюльст и Бартоломеус Эггерс, сами по себе станут ведущими скульпторами. [ 4 ] Групелло, возможно, помогал Квеллину со скульптурными украшениями в этом проекте. [ 2 ] Его точный вклад не может быть установлен, поскольку это была совместная работа. Скульптурные украшения в мэрии Амстердама создали международную репутацию Квеллинуса и его мастерской и привели к увеличению количества заказов на мастерскую Квеллинуса из-за границы, в том числе в Германии, Дании и Англии. Это способствовало дальнейшему распространению идиомы фламандского барокко в Европе. [ 3 ] [ 5 ]
Он завершил еще два года обучения в Париже и Версале , где познакомился со своими соотечественниками Филиппом де Буйстером , Жераром ван Опсталем и Мартином Дежарденом и изучил технику бронзового литья. Впоследствии он два года работал у скульптора Йохана Ларсона в Гааге . [ 1 ]

В Брюсселе
[ редактировать ]Он вернулся во Фландрию в 1671 году и два года спустя стал магистром Брюссельской гильдии. Он открыл мастерскую в Брюсселе, которая стала очень успешной и наняла много помощников. Он пользовался покровительством города, а также различных европейских правителей, в том числе испанского короля Карла II , Вильгельма II Оранского и Фридриха III, курфюрста Бранденбурга . [ 2 ]
Примерно с 1673 по 1678 год Групелло участвовал в декоративном проекте погребальной часовни герцога Ламораля Торн-энд-Таксиса (в церкви Богоматери Завеля в Брюсселе). Первоначально этот декоративный проект находился под руководством Лукаса Файдербе , известного скульптора из Мехелена. Групелло создал две аллегорические фигуры, изображающие Надежду (Spes) и Веру (Fides), которые были размещены в нишах капеллы вместе с двумя другими аллегорическими скульптурами Милосердия (Caritas) и Истины (Veritas), выполненными Яном ван Деленом . [ 6 ] и Скульптуры «Милосердие Вера » (Фидес) были украдены в конце XVIII века во время одной из оккупаций Южных Нидерландов французами. Благотворительность была заново открыта во французской частной коллекции два столетия спустя и вернулась в Бельгию после продажи на Christie's в 2012 году. [ 7 ] Группа статуй « Надежда » (Spes) работы Групелло изображает сидящую женщину, олицетворяющую надежду, с якорем и ребенком, который может быть символом следующего поколения. Другими словами, ребенок мог представлять собой сына герцога Ламорала, который после ранней смерти отца должен был продолжить фамилию и бизнес. Книга выше «Надежда» относится к генеалогии семьи Ламораль, подготовленной Жюлем Шиффле , которая раскрыла правду о семье и дала прочное основание для претензий семьи на свое высокое положение. [ 6 ]
Во время своего пребывания в Брюсселе у него также родились сын (1671 г.р.) и дочь (1674 г.р.) от своей любовницы Джоанны Луизы Кебо (Тебу). [ 1 ]
В Германии
[ редактировать ]В 1695 году курфюрст Иоганн Вильгельм назначил Групелло своим официальным придворным скульптором, и затем Групелло переехал жить и работать в Дюссельдорф . Он создал многочисленные скульптуры королевской четы из мрамора и бронзы и отвечал за надзор за мастерами, работавшими над дворцами курфюрста. Групелло также спроектировал фонтан, известный как пирамида Групелло, для площади Галериплац в Дюссельдорфе (ныне Мангейм ).

Групелло женился на Анне Марии Даутценберг, дочери адвоката курфюрста, в 1698 году. От этого брака родилось пятеро детей. [ 1 ] В 1708 году курфюрст подарил Групелло дом в центре города. [ 8 ] Считается, что дом, который до сих пор называют Grupello-Haus или «Дом Групелло», был спроектирован итальянским архитектором Маттео Альберти . Групелло провел важную реконструкцию здания и использовал его как жилое помещение своей семьи, а также частично как студию. два бюста, изображающие греческих богинь Артемиду и Афродиту Первоначально над порталом дома были помещены , предположительно работы Групелло. Оригинальные бронзовые статуи сейчас находятся в местном Stadtmuseum Landesauptstadt Düsseldorf и были заменены двумя отлитыми из бетона копиями. [ 9 ]

Со смертью курфюрста Иоганна Вильгельма в 1716 году работа скульптора при дворе подошла к концу. Преемник курфюрста Иоганна Вильгельма, курфюрст Карл Филипп, ввел меры жесткой экономии и уволил чиновников и деятелей искусства. Групелло продолжал жить в Дюссельдорфе, и в 1619 году император Священной Римской империи Карл VI назначил его императорским скульптором.
В 1725 году Групелло и его жена переехали в покои в замке Эренштейн в Керкраде (ныне Нидерланды ) своей дочери, которая была замужем за императорским чиновником. Он умер там в 1730 году в возрасте 86 лет. [ 1 ]
Работа
[ редактировать ]Групелло был разносторонним художником как по тематике своих скульптур, так и по материалам, с которыми он работал. Он выполнял работы из мрамора, слоновой кости и дерева и был редкостью среди современных ему скульпторов фламандского барокко, поскольку он также делал бронзовые статуи. Ярким примером является бронзовая конная статуя курфюрста Иоганна Вильгельма.
Его ранние работы демонстрируют классицистическую тенденцию, что может быть связано с периодом его обучения во Франции. В Брюсселе его работы находились под влиянием фламандского барокко и, в частности, Питера Пауля Рубенса , и превратились в полноценный стиль барокко. [ 1 ] Главным произведением, созданным Групелло в этом стиле в Брюсселе, является мраморный настенный фонтан, предназначенный для главного бального зала гильдии оптовых торговцев рыбой. Именно этот стиль барокко он привез в Дюссельдорф, когда переехал туда. В более поздней жизни он больше обратился к религиозному искусству и создавал распятия, мадонны и статуи святых. [ 1 ] [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г CJA Genders, Габриэль Групелло , в: Национальный биографический словарь, том 6, стр. 392–404, Брюссель, Дворец Академии, 1964 (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Кай Бадде. «Групелло, Габриэль». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 6 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хелена Бюссерс, Скульптура в стиле барокко и барокко. Архивировано 10 апреля 2021 года в Wayback Machine в Public Art Property Flanders (на голландском языке).
- ^ Халсема-Кубес, В. «Бюсты императора и императрицы Бартоломеуса Эггерса для курфюрста Фридриха Вильгельма Бранденбургского». Бюллетень Рейксмузеума, том. 36, № 1, 1988, с. 44–53, 6 июня 2021 г.
- ^ Джеффри Бирд. «Гиббонс, Гринлинг». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. По состоянию на 6 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Леон Лок, Каритас, Ян ван Делен. Архивировано 17 апреля 2021 года в Wayback Machine Фондом Эрфгода Конинга Бодуэна - Patrimoine Fondation Roi Baudouin, 2013 (на голландском языке).
- ^ Ян ван Делен, Каритас на Christie's
- ↑ Grupellohaus. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ↑ Два бюста снова завершают портал в доме Групелло. Архивировано 28 февраля 2014 года в Wayback Machine (на немецком языке).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Руди Дорш: Пирамида Групелло в новом великолепии . Мангейм 1993.
- Удо Культерманн: Габриэль Групелло . Берлин, 1968 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Габриэлем Групелло, на Викискладе?