Ян ван Делен

Ян ван Делен (1635/1636, Брюссель - 12 марта 1703 г., [ 1 ] Брюссель) — фламандский скульптор, известный главным образом своими церковными скульптурами в стиле барокко , аллегорическими сценами, погребальными памятниками и портретами. [ 2 ] В основном он действовал в Брюсселе, где популяризировал стиль фламандского барокко в скульптуре. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Подробностей о его жизни мало. В документе городского архива Брюсселя от 19 июня 1664 года сообщается, что ван Делен заявляет, что его отец более 25 лет был сокольничим на службе губернаторов Испанских Нидерландов, с юных лет и уже в течение около 20 лет практиковал искусство скульптуры в Брюсселе, Голландской республике , Германии и, в течение самого длительного периода, в Италии, а также в других местах. В документе также указано, что Ян ван Делен родился в Брюсселе в семье Хендрика. [ 4 ] Таким образом, документ доказывает, что он родился в Брюсселе. [ 5 ] Время его рождения не совсем ясно, но, вероятно, это была середина 1630-х годов, если предположить, что он начал свое ученичество, когда ему было около 10 лет. [ 2 ] В заявлении также указывается, что он не обучался у мастера и не был учеником в Брюсселе. В 1664 году Ян бесплатно получил бедтершап (гражданство) Брюсселя в обмен на выполнение определенных неуказанных услуг. [ 6 ]

Историки искусства в прошлом предполагали, что ван Делен был учеником Лукаса Файдербе , выдающегося скульптора и архитектора из Мехелена, который обучался в мастерской Рубенса, а также работал по заказам в Брюсселе. [ 3 ] Никаких документов, подтверждающих такое ученичество, не существует. [ 5 ] Позже Ван Делен сотрудничал с Файдербом и, возможно, именно таким образом он познакомился со стилем фламандского барокко, популяризированным Рубенсом. [ 3 ] В 1664 году он был принят мастером в гильдию Vier Gekroonden , брюссельскую гильдию каменщиков, скульпторов, каменщиков и сланцевых каменщиков. [ 7 ] 24 июня 1666 года он женился в соборе Святого Румбольда в Мехелене на Анне Барбаре Файдербе, дочери Лукаса Файдербе. Пара обосновалась в приходе Святого Гаугерика в Брюсселе. [ 6 ] У них было 14 детей, и все они были крещены в местной приходской церкви. [ 5 ]
В 1651 году Файдерб получил заказ на создание памятника в погребальной часовне герцога Ламораля Торн-энд-Таксиса (в церкви Богоматери Завеля в Брюсселе). Хотя Файдерб был уволен со своей должности в 1653 году, работу над часовней продолжал придворный архитектор Винсент Энтони до ее завершения в 1676 году. В результате получилась богато украшенная восьмиугольная часовня, украшенная черным мрамором. Ван Делен вместе с Жеромом Дюкенуа Младшим , Габриэлем Групелло и Маттеусом ван Бевереном работали над выполнением скульптурного проекта примерно с 1673 по 1678 год. [ 8 ] [ 9 ] Ван Делен предоставил две мраморные статуи, одна из которых представляет Милосердие. [ 3 ] Король Испании Карл II , тогдашний правитель Южных Нидерландов, пожаловал ему звание придворного скульптора патентной грамотой от 4 сентября 1675 года. [ 1 ]
Известный военный преступник герцог Виллеруа приказал французской армии провести с 13 по 15 августа 1695 года полномасштабную бомбардировку незащищенного города Брюсселя, превратив тем самым треть зданий в руины и полностью разрушив центральную городскую площадь, Гран -Плас . В 1698 году Галантерейная корпорация, располагавшаяся на Гран-Плас, поручила ван Делену и Марку де Восу помочь в восстановлении их здания под названием Ин ден Вос («Лис») на Гран-Плас. Ван Делен создал скульптуры в конференц-зале, а де Вос отвечал за оформление фасада. [ 9 ]
Он работал в основном в Брюсселе, где у него было несколько учеников. [ 6 ] Один известный ученик, Ян Майклс, продолжал работать в стиле барокко. Он умер 10 или 12 марта 1703 года в Брюсселе, где был похоронен в церкви Святого Гаугерика в Брюсселе, которая была снесена в период с 1798 по 1801 год во время французской оккупации Южных Нидерландов. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]Ван Делен создавал церковные скульптуры, аллегорические сцены, погребальные памятники и портреты. [ 2 ] В настоящее время ему приписывают около 15 произведений, из которых сохранилось 8. Он работал в основном в местных церквях и религиозных учреждениях в Брюсселе и его окрестностях. Большинство его известных работ выполнены из мрамора и в меньшей степени из дерева. Он работал в стиле фламандского барокко, которым овладел благодаря сотрудничеству с Файдербом, который, в свою очередь, развил его во время обучения в мастерской Рубенса в Антверпене. [ 3 ]

Его единственная подписанная и датированная работа - это надгробный памятник семье д'Эннетьер в соборе Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе. Он состоит из двух наложенных друг на друга памятников, посвященных двум людям одной и той же линии, построенных в разное время. [ 10 ] [ 11 ] Эпитафия Жаку д'Эннетьеру, находящаяся в верхней части памятника, задокументирована контрактом, включающим модель от 27 апреля 1675 года. В центре этой эпитафии находится мраморная плита с надгробной надписью, окруженная лепной позолоченной деревянной рамой. , с восемью гербами дворянских семей. По обеим сторонам мраморной плиты расположены две аллегорические фигуры: Бдительность и Благоразумие, представленные в идеализированной форме. Бдительность слева держит в руках ладонь, а у ее ног стоит петух. Справа — Пруденс, которая изначально держала в левой руке зеркало, которое теперь исчезло. На вершине сооружения в нише стоит бюст Жака д'Эннетьера. Он изображен с обеспокоенным видом, морщинами в уголках глаз, впалым носом и волнистыми волосами средней длины, ниспадающими на плечи. Мемориал его сына Филиппа-Франсуа д'Эннетьера, казненный в 1690 году, имеет подпись ван Делена на левой стороне основания саркофага. Он имеет форму триумфальной арки, ограниченной по бокам большими пилястрами. В центре сооружения эпитафия усопшего из белого мрамора обрамлена черным мрамором и рядом из шестнадцати гербов. Надпись увенчана самим фронтоном, увенчанным гербом саркофага покойного и его жены Мари Обер. Все это поддерживается двумя собаками. Под эпитафией установлен бюст Филиппа-Франсуа д'Эннетьера. барельеф , вставленный в медальон, созданный в золоченой деревянной рамке, украшенной лавровыми листьями. Он изображен повернутым на три четверти вправо, в парике с ниспадающими на плечи локонами, рубахе с ажурным кружевным жабо и пальто. Верхняя часть медальона покрыта белым листом двойной фольги, поддерживаемым двумя ангелами. [ 10 ]

Поскольку погребальный памятник семье д'Эннетьер можно твердо отнести к Ван Делену, он использовался для дальнейших атрибуций. Ему приписывают и другие работы на основании современных документов. Одна важная особенность его творчества, которую можно узнать по надгробию семьи д'Эннетьер, заключается в том, что оно предназначено для рассмотрения под определенным углом. Если смотреть под углом, отличным от предполагаемого, фигуры могут выглядеть деформированными. [ 5 ]
Еще один погребальный памятник работы ван Делена - мавзолей Шарля д'Овина, выполненный в 1671 году (основание добавлено в 1840 году) для часовни церкви в Брюсселе. Шарль д'Овин был президентом Тайного совета Габсбургских Нидерландов . Мавзолей выполнен из белого и черного мрамора. Статуи из белого мрамора олицетворяют Справедливость, Стойкость, Благоразумие и Силу. Наверху находится бюст Шарля д'Овина. [ 12 ] [ 13 ]
Примерно с 1673 по 1678 год Ван Делен участвовал в декоративном проекте погребальной часовни герцога Ламораля Торн-энд-Таксиса (в церкви Богоматери Завельской в Брюсселе). Первоначально этим декоративным проектом руководил его тесть Файдерб. Он создал две аллегорические фигуры, изображающие Милосердие (Caritas) и Истину (Veritas), которые были помещены в ниши часовни вместе с двумя другими аллегорическими скульптурами Надежды и Веры, выполненными Габриэлем Групелло . [ 6 ] и Скульптуры «Милосердие Вера » (Фидес) были украдены в конце XVIII века во время одной из оккупаций Южных Нидерландов французами. Благотворительность была заново открыта во французской частной коллекции два столетия спустя и вернулась в Бельгию после продажи на Christie's в 2012 году. [ 8 ] Группа статуй изображает благотворительность, олицетворяемую сидящей молодой женщиной, у которой на коленях лежит один путто, и которая смотрит на другого путто, стоящего перед ней и поднимающего руку. Фигуры объединены движениями и выражают самоотверженность материнской любви. Частично открытая грудь женщины указывает на дар материнского молока, источника жизни для следующего поколения. Это изображение очень напоминает религиозные изображения лактанов Девы , в которых Дева Мария кормит грудью младенца Иисуса . Гроздь винограда в руках одного из путти символизирует кровь Христа, которая по католической вере была пролита, чтобы спасти человечество от греха. Группа статуй Истины (Веритас) работы ван Делена помещена в нишу утраченной группы статуй Веры (Фидес). [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эдмон Маршаль, Скульптура и шедевры бельгийского ювелирного дела , Брюссель, 1895, с. 551 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Ян ван Делен в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Jump up to: а б с д и Синтия Лоуренс. «Делен, Ян ван». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 25 февраля 2021 г.
- ↑ Заявление цитируется в книге Jan Caluwaerts, Poorters van Brussel, vol. II, 1601-1695 , Левен, 2005, с. 85: «Ян ван Делен, родившийся в Брюсселе, фр. Хендрик. Он утверждает, что его отец Хендрик ван Делен находился на службе у Т'Хоффа в течение двадцати пяти лет в качестве валкенера губернаторов этих стран, служа подозреваемый под ним с юных лет. Сейчас, когда ему за двадцать, он всегда тренировался в Консте Белдтснийдерие. а также в этом городе Брюсселе, Голландии, Дуйтсландте и большей части его в Италии, как и в других местах». (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Венди Фрер, Открытие малоизвестного брюссельского скульптора: Ян Ван Делен (ок. 1635–1703) , Бюллетень Королевского института художественного наследия, Бюллетень van het Koninklijk Instituut voor het Kunstpatrimonium (2013–2015), 2016 (на английском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Леон Лок, Каритас, Ян ван Делен. Архивировано 17 апреля 2021 года в Wayback Machine Фондом Эрфгода Конинга Бодуэна - Patrimoine Fondation Roi Baudouin, 2013 (на голландском языке).
- ^ Вестник исторических наук, искусства и библиографии Бельгии , Гент, 1854 год: «Архивы искусств, наук и литературы, скульпторов и скульптур. Имена скульпторов, которые были частью профессии Катр-Куронне в Брюсселе, с 1621 по 1716» (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Ян ван Делен, Каритас на Christie's
- ^ Jump up to: а б Биографические подробности в Biography Nationale de Belgique, том 5, стр. 381–382 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Венди Фрер и Жеральдин Патиньи, Ян Ван Делен (ок. 1635–1703). Резонне каталога , исследовательский проект, KIK-IRPA, 2014–2015 гг. (на французском языке)
- ^ Графтомбе записи семьи Эннетьер в KIK-IRPA (на голландском языке)
- ^ Анналы Королевского археологического общества Брюсселя, том 56, 1979, стр. 93-94 (на французском языке)
- ^ На нем есть надпись на латыни, которая гласит: «ДОМ, этот человек - Каролус д'Овин Католика Ма(иеста)ти из советов штата и в более святом государстве, в то время как предок, умирающий в благочестии, живет с выдающимся документом о смерти все по своей природе равны забвению или славе среди потомков, пусть вы отличитесь тем, кто воспользовался похвалой за редкое благоразумие и мужество среди процветания и невзгод своей страны, кто стоял непоколебимо честностью и справедливостью против различных опасностей человеческих дел. , может еще раз покоиться с миром 13 апреля 1671 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Яном ван Деленом, на Викискладе?