Jump to content

Ян ван Делен

Каритас

Ян ван Делен (1635/1636, Брюссель - 12 марта 1703 г., [ 1 ] Брюссель) — фламандский скульптор, известный главным образом своими церковными скульптурами в стиле барокко , аллегорическими сценами, погребальными памятниками и портретами. [ 2 ] В основном он действовал в Брюсселе, где популяризировал стиль фламандского барокко в скульптуре. [ 3 ]

Подробностей о его жизни мало. В документе городского архива Брюсселя от 19 июня 1664 года сообщается, что ван Делен заявляет, что его отец более 25 лет был сокольничим на службе губернаторов Испанских Нидерландов, с юных лет и уже в течение около 20 лет практиковал искусство скульптуры в Брюсселе, Голландской республике , Германии и, в течение самого длительного периода, в Италии, а также в других местах. В документе также указано, что Ян ван Делен родился в Брюсселе в семье Хендрика. [ 4 ] Таким образом, документ доказывает, что он родился в Брюсселе. [ 5 ] Время его рождения не совсем ясно, но, вероятно, это была середина 1630-х годов, если предположить, что он начал свое ученичество, когда ему было около 10 лет. [ 2 ] В заявлении также указывается, что он не обучался у мастера и не был учеником в Брюсселе. В 1664 году Ян бесплатно получил бедтершап (гражданство) Брюсселя в обмен на выполнение определенных неуказанных услуг. [ 6 ]

Мавзолей Шарля д'Овина , часовня Богоматери, Брюссель.

Историки искусства в прошлом предполагали, что ван Делен был учеником Лукаса Файдербе , выдающегося скульптора и архитектора из Мехелена, который обучался в мастерской Рубенса, а также работал по заказам в Брюсселе. [ 3 ] Никаких документов, подтверждающих такое ученичество, не существует. [ 5 ] Позже Ван Делен сотрудничал с Файдербом и, возможно, именно таким образом он познакомился со стилем фламандского барокко, популяризированным Рубенсом. [ 3 ] В 1664 году он был принят мастером в гильдию Vier Gekroonden , брюссельскую гильдию каменщиков, скульпторов, каменщиков и сланцевых каменщиков. [ 7 ] 24 июня 1666 года он женился в соборе Святого Румбольда в Мехелене на Анне Барбаре Файдербе, дочери Лукаса Файдербе. Пара обосновалась в приходе Святого Гаугерика в Брюсселе. [ 6 ] У них было 14 детей, и все они были крещены в местной приходской церкви. [ 5 ]

Фрагмент погребального памятника

В 1651 году Файдерб получил заказ на создание памятника в погребальной часовне герцога Ламораля Торн-энд-Таксиса (в церкви Богоматери Завеля в Брюсселе). Хотя Файдерб был уволен со своей должности в 1653 году, работу над часовней продолжал придворный архитектор Винсент Энтони до ее завершения в 1676 году. В результате получилась богато украшенная восьмиугольная часовня, украшенная черным мрамором. Ван Делен вместе с Жеромом Дюкенуа Младшим , Габриэлем Групелло и Маттеусом ван Бевереном работали над выполнением скульптурного проекта примерно с 1673 по 1678 год. [ 8 ] [ 9 ] Ван Делен предоставил две мраморные статуи, одна из которых представляет Милосердие. [ 3 ] Король Испании Карл II , тогдашний правитель Южных Нидерландов, пожаловал ему звание придворного скульптора патентной грамотой от 4 сентября 1675 года. [ 1 ]

Известный военный преступник герцог Виллеруа приказал французской армии провести с 13 по 15 августа 1695 года полномасштабную бомбардировку незащищенного города Брюсселя, превратив тем самым треть зданий в руины и полностью разрушив центральную городскую площадь, Гран -Плас . В 1698 году Галантерейная корпорация, располагавшаяся на Гран-Плас, поручила ван Делену и Марку де Восу помочь в восстановлении их здания под названием Ин ден Вос («Лис») на Гран-Плас. Ван Делен создал скульптуры в конференц-зале, а де Вос отвечал за оформление фасада. [ 9 ]

Он работал в основном в Брюсселе, где у него было несколько учеников. [ 6 ] Один известный ученик, Ян Майклс, продолжал работать в стиле барокко. Он умер 10 или 12 марта 1703 года в Брюсселе, где был похоронен в церкви Святого Гаугерика в Брюсселе, которая была снесена в период с 1798 по 1801 год во время французской оккупации Южных Нидерландов. [ 2 ]

Ван Делен создавал церковные скульптуры, аллегорические сцены, погребальные памятники и портреты. [ 2 ] В настоящее время ему приписывают около 15 произведений, из которых сохранилось 8. Он работал в основном в местных церквях и религиозных учреждениях в Брюсселе и его окрестностях. Большинство его известных работ выполнены из мрамора и в меньшей степени из дерева. Он работал в стиле фламандского барокко, которым овладел благодаря сотрудничеству с Файдербом, который, в свою очередь, развил его во время обучения в мастерской Рубенса в Антверпене. [ 3 ]

Портрет Филиппа-Франсуа д'Эннетьера

Его единственная подписанная и датированная работа - это надгробный памятник семье д'Эннетьер в соборе Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе. Он состоит из двух наложенных друг на друга памятников, посвященных двум людям одной и той же линии, построенных в разное время. [ 10 ] [ 11 ] Эпитафия Жаку д'Эннетьеру, находящаяся в верхней части памятника, задокументирована контрактом, включающим модель от 27 апреля 1675 года. В центре этой эпитафии находится мраморная плита с надгробной надписью, окруженная лепной позолоченной деревянной рамой. , с восемью гербами дворянских семей. По обеим сторонам мраморной плиты расположены две аллегорические фигуры: Бдительность и Благоразумие, представленные в идеализированной форме. Бдительность слева держит в руках ладонь, а у ее ног стоит петух. Справа — Пруденс, которая изначально держала в левой руке зеркало, которое теперь исчезло. На вершине сооружения в нише стоит бюст Жака д'Эннетьера. Он изображен с обеспокоенным видом, морщинами в уголках глаз, впалым носом и волнистыми волосами средней длины, ниспадающими на плечи. Мемориал его сына Филиппа-Франсуа д'Эннетьера, казненный в 1690 году, имеет подпись ван Делена на левой стороне основания саркофага. Он имеет форму триумфальной арки, ограниченной по бокам большими пилястрами. В центре сооружения эпитафия усопшего из белого мрамора обрамлена черным мрамором и рядом из шестнадцати гербов. Надпись увенчана самим фронтоном, увенчанным гербом саркофага покойного и его жены Мари Обер. Все это поддерживается двумя собаками. Под эпитафией установлен бюст Филиппа-Франсуа д'Эннетьера. барельеф , вставленный в медальон, созданный в золоченой деревянной рамке, украшенной лавровыми листьями. Он изображен повернутым на три четверти вправо, в парике с ниспадающими на плечи локонами, рубахе с ажурным кружевным жабо и пальто. Верхняя часть медальона покрыта белым листом двойной фольги, поддерживаемым двумя ангелами. [ 10 ]

Аллегория Веритас (Истина)

Поскольку погребальный памятник семье д'Эннетьер можно твердо отнести к Ван Делену, он использовался для дальнейших атрибуций. Ему приписывают и другие работы на основании современных документов. Одна важная особенность его творчества, которую можно узнать по надгробию семьи д'Эннетьер, заключается в том, что оно предназначено для рассмотрения под определенным углом. Если смотреть под углом, отличным от предполагаемого, фигуры могут выглядеть деформированными. [ 5 ]

Еще один погребальный памятник работы ван Делена - мавзолей Шарля д'Овина, выполненный в 1671 году (основание добавлено в 1840 году) для часовни церкви в Брюсселе. Шарль д'Овин был президентом Тайного совета Габсбургских Нидерландов . Мавзолей выполнен из белого и черного мрамора. Статуи из белого мрамора олицетворяют Справедливость, Стойкость, Благоразумие и Силу. Наверху находится бюст Шарля д'Овина. [ 12 ] [ 13 ]

Примерно с 1673 по 1678 год Ван Делен участвовал в декоративном проекте погребальной часовни герцога Ламораля Торн-энд-Таксиса (в церкви Богоматери Завельской в ​​Брюсселе). Первоначально этим декоративным проектом руководил его тесть Файдерб. Он создал две аллегорические фигуры, изображающие Милосердие (Caritas) и Истину (Veritas), которые были помещены в ниши часовни вместе с двумя другими аллегорическими скульптурами Надежды и Веры, выполненными Габриэлем Групелло . [ 6 ] и Скульптуры «Милосердие Вера » (Фидес) были украдены в конце XVIII века во время одной из оккупаций Южных Нидерландов французами. Благотворительность была заново открыта во французской частной коллекции два столетия спустя и вернулась в Бельгию после продажи на Christie's в 2012 году. [ 8 ] Группа статуй изображает благотворительность, олицетворяемую сидящей молодой женщиной, у которой на коленях лежит один путто, и которая смотрит на другого путто, стоящего перед ней и поднимающего руку. Фигуры объединены движениями и выражают самоотверженность материнской любви. Частично открытая грудь женщины указывает на дар материнского молока, источника жизни для следующего поколения. Это изображение очень напоминает религиозные изображения лактанов Девы , в которых Дева Мария кормит грудью младенца Иисуса . Гроздь винограда в руках одного из путти символизирует кровь Христа, которая по католической вере была пролита, чтобы спасти человечество от греха. Группа статуй Истины (Веритас) работы ван Делена помещена в нишу утраченной группы статуй Веры (Фидес). [ 6 ]

  1. ^ Jump up to: а б Эдмон Маршаль, Скульптура и шедевры бельгийского ювелирного дела , Брюссель, 1895, с. 551 (на французском языке)
  2. ^ Jump up to: а б с д Ян ван Делен в Нидерландском институте истории искусств
  3. ^ Jump up to: а б с д и Синтия Лоуренс. «Делен, Ян ван». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 25 февраля 2021 г.
  4. Заявление цитируется в книге Jan Caluwaerts, Poorters van Brussel, vol. II, 1601-1695 , Левен, 2005, с. 85: «Ян ван Делен, родившийся в Брюсселе, фр. Хендрик. Он утверждает, что его отец Хендрик ван Делен находился на службе у Т'Хоффа в течение двадцати пяти лет в качестве валкенера губернаторов этих стран, служа подозреваемый под ним с юных лет. Сейчас, когда ему за двадцать, он всегда тренировался в Консте Белдтснийдерие. а также в этом городе Брюсселе, Голландии, Дуйтсландте и большей части его в Италии, как и в других местах». (на голландском языке)
  5. ^ Jump up to: а б с д Венди Фрер, Открытие малоизвестного брюссельского скульптора: Ян Ван Делен (ок. 1635–1703) , Бюллетень Королевского института художественного наследия, Бюллетень van het Koninklijk Instituut voor het Kunstpatrimonium (2013–2015), 2016 (на английском языке)
  6. ^ Jump up to: а б с д и Леон Лок, Каритас, Ян ван Делен. Архивировано 17 апреля 2021 года в Wayback Machine Фондом Эрфгода Конинга Бодуэна - Patrimoine Fondation Roi Baudouin, 2013 (на голландском языке).
  7. ^ Вестник исторических наук, искусства и библиографии Бельгии , Гент, 1854 год: «Архивы искусств, наук и литературы, скульпторов и скульптур. Имена скульпторов, которые были частью профессии Катр-Куронне в Брюсселе, с 1621 по 1716» (на французском языке)
  8. ^ Jump up to: а б Ян ван Делен, Каритас на Christie's
  9. ^ Jump up to: а б Биографические подробности в Biography Nationale de Belgique, том 5, стр. 381–382 (на французском языке)
  10. ^ Jump up to: а б Венди Фрер и Жеральдин Патиньи, Ян Ван Делен (ок. 1635–1703). Резонне каталога , исследовательский проект, KIK-IRPA, 2014–2015 гг. (на французском языке)
  11. ^ Графтомбе записи семьи Эннетьер в KIK-IRPA (на голландском языке)
  12. ^ Анналы Королевского археологического общества Брюсселя, том 56, 1979, стр. 93-94 (на французском языке)
  13. ^ На нем есть надпись на латыни, которая гласит: «ДОМ, этот человек - Каролус д'Овин Католика Ма(иеста)ти из советов штата и в более святом государстве, в то время как предок, умирающий в благочестии, живет с выдающимся документом о смерти все по своей природе равны забвению или славе среди потомков, пусть вы отличитесь тем, кто воспользовался похвалой за редкое благоразумие и мужество среди процветания и невзгод своей страны, кто стоял непоколебимо честностью и справедливостью против различных опасностей человеческих дел. , может еще раз покоиться с миром 13 апреля 1671 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1dd9fded3194239e549977c3a35a019__1712814240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/19/b1dd9fded3194239e549977c3a35a019.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan van Delen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)