Лукас Файдерб
Лукас Файдерб | |
---|---|
Рожденный | 19 января 1617 г. |
Умер | 31 декабря 1697 г. | (80 лет)
Национальность | фламандский |
Известный | Скульптура, архитектура |
Движение | Барокко |
Лукас Файдерб (также пишется Лукас Файдерб ; он подписывался как Лукас Файдерб ) ( Мехелен , 19 января 1617 г. - Мехелен, 31 декабря 1697 г.) [ 1 ] был фламандским скульптором и архитектором , сыгравшим важную роль в развитии высокого барокко в Южных Нидерландах.
Жизнь
[ редактировать ]Лукас Файдерб был первым сыном Хендрика Файдербе и его второй жены Корнелии Франшойс. Его мать происходила из семьи художников: ее отец был успешным художником Лукасом Франсуа Старшим , а ее братья Лукас и Питер также были опытными художниками. Сестра его отца Мария Файдербе была признана талантливым скульптором. Отец Файдерба руководил мастерской декоративной скульптуры и резьбы по алебастру. Здесь Лукас познал основы скульптуры. Его отец умер, когда Лукасу было двенадцать лет. Год спустя его мать снова вышла замуж за скульптора Максимилиана Лаббе. Лукас продолжил обучение под руководством Лаббе. [ 2 ]
Когда ему было девятнадцать лет, его приняли учеником в мастерскую Питера Пауля Рубенса в Антверпене , что было огромной привилегией, предоставленной сотням претендентов на ограниченное количество мест. [ 3 ] Через три года он неожиданно покинул мастерскую Рубенса, чтобы жениться на Марии Снейерс, ожидавшей от него ребенка. Он также был вынужден отказаться от своих планов поехать в Италию. Файдерб вернулся в родной город Мехелен, где благодаря заступничеству Рубенса был быстро принят мастером в местную Гильдию Святого Луки . Базируясь в Мехелене, он также работал в Брюсселе , Антверпене и Ауденарде .
Его семья увеличилась до двенадцати детей. Его сын Ян-Лукас, как и его отец, стал скульптором и помогал ему в различных заказах. Его дочь Анна Барбара вышла замуж 24 июня 1666 года за брюссельского скульптора Яна ван Делена . [ 4 ] Проблемы с местной гильдией Святого Луки превратили его в одного из самых ярых сторонников создания художественной академии в Мехелене по примеру Брюсселя и Антверпена. Однако его попытки не увенчались успехом.
Файдерб часто сотрудничал с другими скульпторами при выполнении масштабных религиозных проектов. Например, в различных проектах, которые он реализовал в соборе Святого Румбольда в Мехелене, Ромбаут Паувелс помогал ему с надгробным памятником архиепископа Андреаса Кройзена (1660 г.) и алтарем (1660–1665 гг.), а Маттеус ван Беверен помогал ему с росписью по дереву и каменный главный алтарь. [ 5 ] [ 6 ]
Жена Файдерба умерла в 1693 году, а сам он через три года после этого. [ 7 ]
Среди его учеников были Франс Лангеманс , Ян Франс Бёкштюнс и Николас ван дер Векен . [ 2 ] [ 8 ]
Работа
[ редактировать ]Скульптура
[ редактировать ]Файдерб начал свою карьеру в решающий момент в истории фламандской скульптуры. Прежде всего, это был религиозный контекст. Церкви во Фландрии были лишены украшений иконоборцами в 16 веке, а римско-католическая контрреформация требовала, чтобы художники создавали картины и скульптуры в церковном контексте, которые обращались бы к неграмотным, а не к хорошо информированным. Контрареформация подчеркнула определенные моменты религиозной доктрины, в результате чего определенная церковная мебель, например исповедальня, приобрела повышенное значение. Эти события вызвали резкий рост спроса на религиозную скульптуру. [ 9 ] Во-вторых, скульпторы Жером Дюкенуа Младший и Артус Квеллинус Старший , работавшие в Риме в мастерской Франсуа Дюкенуа, вернулись на работу во Фландрию в 1640-х годах и реализовали множество проектов, которые представили классифицирующий стиль барокко, разработанный Франсуа Дюкенуа. Они произвели революцию в роли скульптора, превратив его из орнаменталиста в независимого создателя произведений искусства, заменив отдельные архитектурные элементы произведением искусства, объединившим скульптуру и живопись в гармоничный ансамбль. [ 7 ] Рубенс, ведущий художник эпохи барокко во Фландрии, также придерживался идеи единства искусств скульптуры и живописи, и это является причиной его связи с такими скульпторами, как Йоханнес ван Мильдерт , Георг Петель и Файдербе. [ 10 ]
Благодаря обучению у Рубенса Файдербе научился ассимилировать и воплощать стиль Рубенса в скульптуре. [ 11 ]
Ранние работы Файдербе после его возвращения в Мехелен в 1640 году показали сильное влияние Рубенса. В этот ранний период он создал несколько больших скульптур для церквей в Мехелене и Брюсселе. Статуям свойственна несколько торжественная монументальность: тяжелые драпировки с несколькими, но большими складками, полностью скрывающими тело, с небольшим количеством деталей и почти без дифференциации в изображении различных веществ. Типичный пример — статуя Святого Андрея в Брюссельском соборе . [ 7 ]
Файдерб быстро стал востребованным художником и работал над многими заказами. Во время второго периода своего стиля (примерно между 1645 и 1655 годами) он приобрел более личное выражение. Его работы стали более пластичными, отличались более богатым и изысканным замыслом, повышенной выразительностью. Его работам в этот период удалось изобразить людей в более гуманной и психологически чувствительной манере. В этот период он создавал в основном скульптуры мужчин и создал репрезентативный тип, который характеризуется широкой и мощной концепцией, но не становится очень монументальным.
На заключительном стилистическом этапе Файдерба, начавшемся примерно в 1655 году, его таланты достигли своего пика. Это выразилось, среди прочего, в создании им двух новых типов статуй и в проникновенном изображении мужской фигуры. В соборе Св. Румбольда в Мехелене каждый тип демонстрируется в надгробном памятнике архиепископа Крузена. Справа находится Христос, красивая статуя, которая до сих пор буквально отсылает к Рубенсу, а слева находится статуя Хроноса, или Времени (имеется в виду Смерть), которая является очень личным творением Файдерба. Хронос изображен в виде старика, одежда которого плотно облегает тело, что подчеркивает вертикальность статуи. Голова слегка повернута и создает особенно выразительное напряжение, при этом художнику не приходится полагаться на широкие жесты или мимику. Эта статуя Хроноса демонстрирует характерный аспект стиля Файдерба, который больше опирался на вертикальность в отличие от широких и объемных форм, связанных со стилем Рубенса. Этот тип старика использовался Файдербом неоднократно.
Второй тип статуй, созданных Файдербом в последний период его жизни, иллюстрируется статуей Мадонны с младенцем Иисусом ок. 1675 г., в Рококсхаусе в Антверпене. Статуя движется плавно, а выражения лиц очень естественны и человечны, как будто она представляет реальную мать, наслаждающуюся компанией своего ребенка. [ 7 ] Эта статуя имеет много общего со статуей Марии и младенца Иисуса перед Святым Игнатием в соборе Святого Румбольда в Мехелене. [ 12 ]
Алтари
[ редактировать ]Между 1648 и 1654 годами Файдербу было поручено построить восемь алтарей в стиле барокко, а в 1660-х и 1680-х годах он получил еще пять заказов. Алтари демонстрируют эволюцию, которая полностью соответствует развитию его скульптуры: возрастающая строгость, более простая вертикальность, более ясный и геометрический язык и уменьшенное использование капризных спиральных декоративных элементов. [ 7 ]
Рельефы
[ редактировать ]Файдерб создал ряд рельефов. Он выполнил два рельефа «Поклонение пастухов» и «Несение креста» для купола базилики Богоматери Гансвейкской в Мехелене. Они визуализируют в повествовательной манере важные религиозные события, интегрируя их в конкретный мир верующего. Еще один рельеф помещен на фасаде церкви Бегинаж в Мехелене. [ 7 ]
Памятники-гробницы
[ редактировать ]Файдерб сделал несколько надгробных памятников, в том числе уже упомянутую гробницу архиепископа Крузена, гробницу Жана де Маршена и его первой жены Жанны де ла Во-Ренар в церкви Сен-Мартен в Модаве и гробницу Жиля Отона и его второй жены Жаклин де Лаланг в церкви Св. Мартина в Тразенье . [ 13 ] Гробницы демонстрируют способность Файдерба создавать реалистичные и точные портреты.
Терракоты
[ редактировать ]Творчество Файдерба включает ряд терракотовых произведений, включающих восемь бюстов мифологических персонажей, один портретный бюст Гаспара де Крайера (сейчас находится в Рейксмузеум ), рельефы с изображением мифологических сцен и две скульптурные группы с путти на дельфинах. [ 7 ]
слоновая кость
[ редактировать ]Самые ранние известные работы Файдербе — это скульптуры из слоновой кости, которые он создал под руководством Рубенса, такие как «Леда и лебедь» (сейчас находится в Лувре). Эти работы получили высокую оценку за точность и виртуозную технику.
Архитектура
[ редактировать ]Лукас Файдерб начал работать архитектором в конце своей карьеры, не имея формального образования. К тому времени он приобрел практический опыт на различных стройках, где работал скульптором. Так было в церкви Бегинажа в Мехелене, роль архитектора которой ему часто ошибочно приписывают. Он продолжил работу над интерьером этой церкви после того, как архитектору Якобу Франквару пришлось отказаться от проекта по состоянию здоровья в 1645 году. Ему приписывают рельеф Бога-Отца (1646-1647) на фронтоне. Другими проектами, в которых он приобрел важный опыт архитектора, являются проектирование часовни Святой Урсулы в церкви Богоматери Завельской в Брюсселе, мавзолея семьи Турн и Таксис в той же церкви, а также в качестве консультанта по структурным проблемам. в переходе церкви Святого Михаила в Левене . [ 14 ]
Файдерб в своем архитектурном дизайне, как и в своей скульптуре, оставался верным преобладающему барокко, а не следовал тенденции к классицизму , возникшей позже в этом веке.
Церкви
[ редактировать ]Двумя основными архитектурными проектами, реализованными Файдербом в Мехелене, являются церкви Лелиендал и Хансвейк .
Церковь Богоматери Лелиендальской
Файдерб взялся за проект церкви Богоматери Лелиендальской в 1662 году. Это был первый крупный проектный заказ, который он выполнил самостоятельно. Проектом предусматривалась простая сплошная кладка наружных стен из кирпича с полосами белого камня. Лишь фасад с восточной стороны должен был иметь какое-либо украшение в виде фигуративной скульптуры и архитектурных элементов.
Строительные работы столкнулись с различными проблемами, а также с клиентом возникло множество споров по вопросам качества и дизайна. Этот скрытый конфликт достиг своего апогея в мае 1664 года, когда было установлено, что фасад наклонен. Хотя архитектор формулировал различные предложения, чтобы замаскировать это, заказчик распорядился о немедленном сносе. Растущие расходы и взаимное недоверие стали причиной задержек в работах, в результате чего строительство церкви в конечном итоге затянулось на пять лет, чем ожидалось. Несмотря на недостаток технических и финансовых знаний, Лукасу Файдербу удалось создать в этой церкви новый архитектурный язык, который сильно контрастировал с современным «напыщенным» барокко. [ 7 ]
Базилика Богоматери Гансвейкской
В своем проекте базилики Богоматери Гансвейкской Файдербе внес важное нововведение. Он был одним из первых фламандских архитекторов, отказавшихся от базилики традиционного в его время проекта для церквей. Вместо этого он принял концепцию церкви центрального плана с куполом.
В проекте этой церкви было много просчетов, из-за чего вес купола оказался слишком велик для столбов. Подложка представляла собой две изогнутые дуговые галереи, по одной с каждой стороны продольной оси. Для решения проблем с весом использовались различные якоря и железные ленты. Из пяти дорических колонн только средняя сохранила свой первоначальный вид. Остальные четыре попарно соединялись друг с другом тремя стальными стержнями, которые были приклепаны хомутами вокруг валов колонн. Чтобы скрыть эти конструктивные вмешательства, арочные проемы этих ниш были частично заполнены лепниной и декоративной скульптурой. Поскольку первоначальный план пришлось несколько раз корректировать, чтобы исправить ошибки, пропорции церкви не идеальны. [ 7 ]
Церковь Иоанна Крестителя в Бегинаже
Файдерб является предполагаемым проектировщиком церкви Святого Иоанна Крестителя в Бегинаже в Брюсселе. Эта церковь отличается очень пышным фасадом.
Таунхаусы
[ редактировать ]Файдерб считается опытным дизайнером таунхаусов. Его проекты оказали важное влияние на оформление фасадов городских домов Мехелена второй половины 17 века. Дом Святого Иосифа в Мехелене – образец его творчества, сохранившийся до наших дней. [ 15 ]
Известные работы
[ редактировать ]Скульптура
[ редактировать ]- Погребальный памятник архиепископу Андреасу Кройзену в церкви Св. Собор Румбольда, Мехелен
- Главный алтарь собора Святого Румбольда, Мехелен
- Главный алтарь церкви Вознесения Богоматери, Уотервлит, Восточная Фландрия
- Mater Dolorosa в погребальной часовне Рубенса в церкви Святого Иакова, Антверпен. [ 16 ]
Архитектура
[ редактировать ]- Базилика Богоматери Гансвейкской , Мехелен, сочетание круглой церкви с центральной планировкой и продольным нефом. [ 17 ] [ 18 ]
- Церковь Богоматери Лелиендальской, Мехелен
- Церковь Богоматери богатых клер (Нотр-Дам богатых клар), Брюссель
- Часовня Святой Урсулы в церкви Богоматери Саблонской , Брюссель
- Церковь Святого Иоанна Крестителя в Бегинаже , Брюссель (приписывается) [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Опись недвижимого наследия: Лукас Файдерб (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Биографические данные в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Арнут Балис, «Рубенс и его студия: определение проблемы», в: Йост вандер Аувера, Рубенс: гений в действии: пересмотр работ Питера Пауля Рубенса в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , Издательство Lannoo, 2007 г. , с. 35
- ^ Леон Лок, Каритас, Ян ван Делен. Архивировано 17 апреля 2021 года в Wayback Machine Фондом Эрфгода Конинга Бодуэна - Patrimoine Fondation Roi Baudouin, 2013 (на голландском языке).
- ^ Ромбо Пауэлс в Мехелене Mapt (на голландском языке)
- ^ Синтия Лоуренс. «Беверен, Маттеус ван». Гроув Арт Онлайн. Оксфорд АртОнлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 17 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хелена Бюссерс, скульптура в стиле барокко и барокко в Public Art Property Flanders (на голландском языке)
- Хайди Де Нейн и Патрик Де Гриф, Лукас Файдерб 1617–1697 (на голландском языке)
- ^ Синтия Лоуренс. «Бекштюнс, Ян-Франс». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 18 марта 2014 г.
- ^ «Валери Эрреманс, скульптура в стиле барокко в южных низменностях » . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ Фиона Хили, рецензия на книгу «Рубенс и Нидерланды / Rubens en de Nederlanden. Под ред. Яна де Йонга, Барта Рамакера, Фрица Шолтена, Мариет Вестерманн и Джоанны Вуддалл (Нидерландский ежегодник по истории искусства / Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek, том 55) , 2004). Зволле: Ваандерс, 2006.
- ^ Ирис Кокельберг. «Файдерб, Лукас». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 13 марта 2014 г.
- ^ «Мадонна с младенцем Иисусом» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ Памятник-гробница Жана де Маршена и его первой жены Жанны де ла Во-Ренар в церкви Модаве.
- ^ Синтия Лоуренс, Фламандское и немецкое искусство семнадцатого века - май 2000 г.
- ^ Дом Святого Иосифа на Flickr
- ^ «История - Часовня-усыпальница Рубенса» . Jacobus-antverpiae.be (на голландском языке). Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Ван дер Лаан, Шанталь. «Церковь Богоматери Гансвейкской» . Architectenweb.nl (на голландском языке) . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ «Базилика Богоматери Гансвейкской» . Kerkeninvlaanderen.be (на голландском языке) . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ «Барокко / Barok – Parcours, стр. 15: Церковь Иоанна Крестителя в Бегинаже, 1657-1672» . Город Брюссель . Проверено 17 июля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Библиография
- Де Йонге, Криста (2000). Bellissimi ingegni, grandissimo splendore: исследования религиозной архитектуры в Южных Нидерландах в 17 веке (на голландском языке). Левен: унив. Нажмите Левен. ISBN 978-90-5867-014-4 .
- де Нейн, Хайди (1997). Лукас Файдерб: скульптор и архитектор Мехелена: 1617–1697; [выставка Faydherbe '97 в Стеделийк-музее Хоф ван Буслейден в Мехелене, с 13 сентября по 16 ноября 1997 г.] (на голландском языке). Мехелен: Муниципальные музеи Мехелена. ISBN 90-76099-01-4 .
- Де Сейн, Эжен (1935). Биографический словарь наук, литературы и искусства Бельгии, том I (на французском языке). Брюссель.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Либертиус, М. (1938). Лукас Файдерб: скульптор и архитектор 1617–1697 (на голландском языке). Серп.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Лукасом Файдербом, на Викискладе?