Джейкоб Франкварт

Якоб Франкарт или Якоб Франкарт Младший [1] (1582/83 – 6 января 1651 (похоронен)) был фламандским архитектором, художником, гравёром, рисовальщиком, военным инженером и поэтом. [2] Он известен своими алтарями и публикациями по современной итальянской архитектуре. Он работал при дворе эрцгерцогов Альберта и Изабеллы в Брюсселе художником и архитектором. Он отвечал за дизайн эфемерных украшений и структуры для важных событий при дворе, таких как похороны. Как архитектор и декоратор он привнес барокко в постройки Габсбургских Нидерландов . [3] Его стиль иногда называют итало-фламандским стилем, и он стал очень популярен во Фландрии в 17 веке. [4] Ему приписывают лишь несколько картин. [5]
Жизнь
[ редактировать ]Франквар родился в Антверпене или, возможно, Брюсселе в семье Якоба Франкарта Старшего и Микаэлы дель Тронко. [6] Дата его рождения достоверно не известна. Вероятно, он родился в 1582 или 1583 году. Его отец был художником и рисовальщиком, известным своими религиозными сюжетами, пейзажами и архитектурными сценами, который стал мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1571 году. Сестрой Якова Младшего по имени Сюзанна была родился около 1584 года. Якоб Старший до сих пор упоминается в Антверпене в 1585 году. Его отец увез свою семью через Париж в Италию в 1591 году. В Неаполе Якоб Старший начал сотрудничество с Вацласом Кобергером , фламандским художником, который обучался в Антверпене у Мартена. де Вос . Они выполнили несколько картин для городских церквей. [6]

Якоб Старший переехал со своей семьей в Рим в 1594 году. К ним присоединился Кобергер, и два художника продолжили сотрудничество. Через четыре месяца после смерти своей первой жены Кобергер женился на Сюзанне Франкарт, дочери своего соратника, в Риме, 20 ноября 1599 года. В то время семья Франкваров была зарегистрирована в реестре прихода Сан-Лоренцо в Риме. В марте 1601 года семья была зарегистрирована в брачной книге прихода Сан-Лоренцо в Риме. [6] Трудно усмотреть в этих работах вклад того или иного художника. [6] Джейкоб начал учиться живописи, вероятно, вместе со своим отцом. В Риме у него была возможность изучать античную и ренессансную архитектуру. [3] Особенно он восхищался работами Микеланджело, Джакомо делла Порта , Джакомо Бароцци да Виньола и Карло Мадерно . [4]
Оба родителя Джейкоба умерли к сентябрю 1601 года, после чего он жил со своей сестрой Сюзанной и ее мужем Кобергером. В это время эрцгерцоги Альберт и Изабелла пригласили Кобергера работать на них при дворе в Брюсселе, в результате чего он покинул Италию со своей семьей. Иаков остался в Риме. В какой-то момент он ввязался в судебный процесс по поводу украденных драгоценных камней. Камни были обнаружены еще до окончания суда. [6] В 1607 и 1608 годах он жил недалеко от церкви Санта-Мария-делла-Паче в Риме. [2] Франквар вернулся на родину по окончании процесса и до лета 1611 года. [6]

Некоторые авторы заявляли, что Франквар работал в мастерской Рубенса в Антверпене и что они были старыми друзьями. Документальных подтверждений этому нет. Не исключено, что два художника познакомились во время проживания в Италии. Более поздняя покупка Рубенсом книги Франкара Premier Livre d'Architecture... (Первая книга по архитектуре), опубликованной в 1616 году, возможно, была знаком его уважения к Франквару. Рубенс также мог приобрести книгу исключительно из практических соображений, поскольку в то время он проводил ремонт в своем недавно купленном доме в Антверпене. [6]
Через месяц после публикации «Премьерной книги архитектуры» Франкара ( Premier livre d'architecture de Iaques Francart : contenant diuerses inuentions de portes seruiables à tous ceux qui désirent bastir et pour скульпторы, Tailleurs de pieres, escriniers, Massons et autres: en trois языки , на английском языке Первая книга по архитектуре Жака Франкара: содержащая различные изобретения дверей, полезных для всех, кто хочет строить, а также для скульпторов, камнерезов, производителей корпусов, каменщиков и других: на трех языках ), его попросили завершить иезуитская церковь в Брюсселе (разрушена в 1812 г.). Строительство церкви началось в 1606 году под руководством Хендрика Хоймакера. Участие Франкара в этом проекте положило начало его карьере архитектора. В 1620 году ему было поручено строительство храма августинцев в Брюсселе. В июне 1621 года он оформил похоронную процессию эрцгерцога Альберта. В 1629 году ему было поручено спроектировать церковь Бегинаж в Мехелене. Франквар также перестроил церковь Богоматери у Дийле в Мехелене, добавив хоровую капеллу и две боковые часовни как продолжение хора 16 века. После смерти Кобергера в 1632 году Франквар был назначен инженером испанского короля. [4] свою племянницу Анну Франциску де Брюинс . Франквар научил рисовать [7] ведущий брюссельский скульптор Жером Дюкенуа (II) . Его помощником был назначен [8]

Он так и не был женат и умер в Брюсселе, где и был похоронен 6 января 1651 года. [2]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Франквар был плодовитым художником, работавшим архитектором, художником, полиграфистом, рисовальщиком, военным инженером и поэтом. [2] Его наиболее важным вкладом являются публикации о современной итальянской архитектуре и внедрении стиля барокко в архитектуру Габсбургских Нидерландов. Он работал при дворе эрцгерцогов Альберта и Изабеллы в Брюсселе в качестве художника и архитектора. Он отвечал за дизайн эфемерных украшений и структуры для важных событий при дворе, таких как похороны. Как архитектор и декоратор он привнес раннее барокко в постройки Габсбургских Нидерландов. Ему приписывают лишь несколько картин. Далее он работал гражданским и военным инженером. [4]
Публикации
[ редактировать ]Франкара «Премьерная книга архитектуры» была опубликована в 1617 году и посвящена эрцгерцогу Альберту. Планировалось четыре тома, но был опубликован только один. В этом трактате представлено введение и 18 проектов дверей для гражданской архитектуры. Конструкции проиллюстрированы в масштабе, на фасадах и в профиле с добавлением нескольких размеров. На трех иллюстрациях показаны дополнительные детали. Гравюры выполнил Мишель Ласне . Текст был на трех языках: латыни, французском и голландском. Книга отражает традицию книг образцов Ганса Фредемана де Фриза . Оно также отражает влияние ван Себастьяно Серлио » «Extraordinario Libro . Все конструкции дверей основаны на проектах Микеланджело и более поздних архитекторов-маньеристов. В книге представлены два типа моделей: для изысканных дверей и для дверей в деревенском стиле. Важность дизайна дверей в то время заключалась в том, что двери, как правило, были единственным современным элементом, добавленным к гражданским зданиям, дизайн которых в остальном оставался традиционным. [9] Книга знакомит с принципом декоративного богатства барокко, а также с некоторыми повторяющимися темами, такими как картуш, рог богатства, три наложенных друг на друга стручка. [10] Как и неопубликованный трактат Кобергера, книга Франквара внесла значительный вклад в знание итальянской традиции в Южных Нидерландах. [11]
В 1622 году он опубликовал в Брюсселе Cent tabletes et escussons d'armes или Hondert schryftafelkens ende wapeschilden (Сто мемориальных досок и гербов). В книге было 27 страниц и пластин. Это была книга-модель, в которой были включены примеры конструкций порталов и ворот, которые нужно было реализовать и адаптировать. Подзаголовок книги был pour скульпторов, peintres et orfebvres, pour s'en servir aux ornemens d'inscriptions, Emblemes et Armes (для скульпторов, художников и ювелиров, для надписей, эмблем и гербов), показывая, что Целью книги было служить руководством для художников, скульпторов и ювелиров. [10]
Архитектурные проекты
[ редактировать ]
Через месяц после публикации его «Премьерной книги по архитектуре » ему было поручено завершить строительство иезуитской церкви в Брюсселе (разрушенной в 1812 году). Строительство церкви было начато в 1606 году под руководством Хендрика Хоймакера. Его первый проект здания имел большое значение как для его собственной карьеры, так и для его влияния на современников. Его иезуитская церковь сыграла ключевую роль в развитии фламандского раннего барокко даже в большей степени, чем современная церковь Св. Карла Борромео в Антверпене, спроектированная Франциском Агилониусом и Питером Гюйссенсом. Его церковь в стиле барокко демонстрирует влияние его римских моделей. [4] Основные римские модели включают церковь Св. Сусанны Карло Мадерно , проекты Джакомо Бароцци да Виньола для иезуитской церкви , которые не были выполнены, и фасад иезуитской церкви, построенный Джакомо делла Порта в 1577 году. Единственный оригинал Франквара. вкладом в эти модели является добавление чердака ( этажа над карнизом фасада), который придает фасаду дополнительное измерение, но не полностью нарушает горизонтальность архитектуры эпохи Возрождения. [12] Иезуитская церковь Франквара также вобрала в себя местные традиции, поскольку за фасадом скрывалось фламандское здание поздней готики (частично унаследованное от оригинального проекта Хоймейкера), характеризующееся вертикальностью и внутренними ребристыми сводами. Тосканские колонны несли ребристые своды, украшенные в центре накладками - обработка нефа, которую поддержали многие, в том числе Гюйссенс в церкви Св. Вальбурги в Брюгге. [4]

В 1620 году Франквар спроектировал Храм августинцев , который стоял на современной площади Брукер/Де Брукереплейн в центре Брюсселя, с момента его завершения в 1642 году до его сноса в 1893–94 годах. Реконструированный фасад здания теперь является частью церкви Святой Троицы на Парвис-де-ла-Трините / Дриевульдигейдсворплейн в брюссельском муниципалитете Иксель . [13] Различные элементы его дизайна, в том числе использование последовательных двойных колонн, ломаных фронтонов и смело украшенных световых проемов различной формы, создали новый архитектурный стиль, который стал известен как Брабантское барокко . Он использовал аналогичный дизайн для фасада церкви Бегинаж в Мехелене, строительство которого началось в 1629 году и завершилось около 1645 года архитектором Лукасом Файдербом. Передний фасад, который он скопировал в церкви Святой Троицы в Брюсселе, похож на церковь иезуитов и церковь Августина Кобергера в Антверпене. Файдерб также был вдохновлен этим фасадом в своем проекте базилики Богоматери Гансвейкской в Мехелене. Интерьер которого характеризуется круглыми арочными аркадами с коринфскими пилястрами, поддерживающими антаблемент, как в церкви Богоматери Святого Петра в Генте, спроектированной Гюйссенсом. Франквар внес свой вклад в расширение церкви Богоматери у Дийле в Мехелене, добавив хоровую капеллу и две боковые капеллы как продолжение хора 16 века (выполненного с 1642 по 1652 год). Благодаря этим проектам Франквар вместе с Кобергером, Агилониусом и Гюйсенсом стал одним из выдающихся церковных архитекторов в Южных Нидерландах в начале 17 века, став пионером внедрения и распространения римского стиля раннего барокко. Его стиль, иногда называемый итало-фламандским стилем, стал очень популярен во Фландрии в 17 веке. [4]
Эфемерные конструкции
[ редактировать ]Франквару, как ведущему придворному художнику, часто поручали проектировать эфемерные украшения и конструкции для важных событий при дворе. Он спроектировал различные украшения, а также монументальную, эфемерную архитектуру и сооружения для похорон эрцгерцога Альберта, состоявшихся в церкви Св. Гудулы в Брюсселе 12 марта 1622 года. [14]
Франквар спроектировал катафалк, под которым было положено тело эрцгерцогини Изабеллы Клары в церкви Св. Иакова на Куденберге в Брюсселе во время ее похорон 3 марта 1634 года. На отпечатке катафалки, сделанном Корнелисом Галле Старшим, показано тело Эрцгерцогиня в наряде Бедных Клэр лежала на кровати с балдахином, ее корона лежала рядом на подушке. Катафалк богато украшен зажженными свечами и флагами с монограммой Изабеллы. [15]
Франквар также спроектировал праздничную архитектуру в честь радостного въезда в Гент 26 января 1635 года губернатора Габсбургских Нидерландов кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского . Его пригласили сделать это местные магистраты Гента. Само мероприятие было организовано Иезуитским колледжем, который провел исследование эмблем, аллегорий и классического гуманизма, чтобы построить образ кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского и связать его с императором Карлом V, родившимся в Генте. С учетом этих исследований Франкар спроектировал две триумфальные арки соответственно императора Карла V и кардинала-инфанта Фердинанда. Арки были возведены на Пятничном рынке. Арки были построены не под руководством Франквара, а под руководством инженера Мельхиора де Сомера и мастера Питера Плюмиона. Радостный вход подробно описан в книге Serenissimi Principis Ferdinandi Hispaniarum Infantis SRE Cardinalis Triumphalis introitus in Flandriae Metropolim Gandavum. написанный иезуитом Виллемом ван дер Беке (Guilielmus Becanus). Он был напечатан в Антверпене в 1636 году типографией Яна ван Мерса. [16]
Печать дизайнов
[ редактировать ]
Франквар оформил иллюстрации к книге, посвященной отпеванию эрцгерцога Альберта, состоявшемуся в церкви Санкт-Петербурга. Гудула в Брюсселе 12 марта 1622 года. Название книги: Pompa funebris optimi potentissimiq [ue] принц Альберти Пий, эрцгерцог Австрии, герцогиня Бург. Бюстгальтер. и т. д. [17] Хотя работа была опубликована в Брюсселе в издательстве Jan Mommaert , гравюры на меди были вырезаны выдающимся антверпенским гравером Корнелисом Галле Старшим . Поэтому его обычно считают одним из выдающихся произведений золотого века Антверпена гравюры на меди . Текст был в основном заимствован из книги Phoenix Principum..., написанной голландским писателем и историком Эрикиусом Путеаном и опубликованной в Левене в 1622 году. На гравюрах используется таблица штриховки геральдических настоек , которая является самой ранней системой штриховки в геральдике после Зангриуса . По мнению некоторых авторов, это послужило источником вдохновения для создания более поздней системы штриховки де ла Коломбьера . Гравюры в книге представляют похоронную процессию 1621 года на 64 столах. Общая длина отпечатка около 1 метра. На нем изображено более 700 разных людей со знаменами своих стран. Здесь также есть изображения монументальной, эфемерной архитектуры, спроектированной для похорон самим Франкваром. Этот том представляет собой важный отчет о роли эфемерной архитектуры в придворных церемониях в этот период в Европе. [14]
Он сотрудничал над сборником биографий выдающихся членов ордена августинцев, опубликованным антверпенским типографом Джоаннесом Кноббертом под названием Virorum illustrium ex ordine eremitarum D. Augustini elogia: cum Singulorvm expressis ad viuum iconibus . Написанный монахом-августинцем Корнелисом Курцием, он содержал биографии и краткие списки произведений выдающихся августинцев. Он был проиллюстрирован 30 полностраничными портретами, выгравированными Корнелиусом Галле по эскизам Франквара. [18] Рамы, в которых изображены портреты Августинов, представляют собой дальнейшее развитие дизайна дверей, мемориальных досок и щитов из его дизайнерских публикаций. [10]
Картины
[ редактировать ]В 1611 году Франквар получил свой первый заказ на картину для монастыря босых кармелитов в Брюсселе. Картина утеряна. В 1613 году Франквар был назначен придворным художником при дворе Брюсселя. В 1620-х годах эрцгерцоги Альберт и Изабелла поручили Франквару, Рубенсу, Кобергеру, Саломону де Клаусу и Жерому Дюкенуа (II) украсить свой дворец в Брюсселе. [6] Франквар в основном работал над старой и новой ораториями эрцгерцогини, а также над отделкой и детализацией дворца. Между 1612 и 1614 годами он создал росписи потолка в первой часовне, а также восстановил старые сцены. Он также отвечал за другие декоративные комиссии при дворе. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варианты имени: Жак Франкар, Франкарт, Франккар, Жак Франкар, Жак Франккар, Франкуарт, Монограмма: IFS
- ^ Jump up to: а б с д Жак Франкерт (II) в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ Jump up to: а б Брижит де Патуль, Жак Франкар II в: Словаре бельгийских художников (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ж.-П. Эстер, Франкар (Франкарт; Франккар), Жак (Якоб) (род. Антверпен, 1583 г.; умер в Брюсселе, похоронен 6 января 1651 г.) в Oxford Art Online
- ^ Огюст Шой, История итальянского влияния на архитектуру в Нидерландах , 1879, Брюссель, Ф. Хайез, стр. 245-262 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Аннеми де Вос, Жак Франкар, Premier livre d'architecture (1617 г.): исследование образцовой книги Южных Нидерландов со сторожками , КАВЛСК, 1998 г. (на голландском языке)
- ^ Анна Франциска де Брюинс из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Матиас Депоортер, Жером Дюкенуа II в стиле барокко в Южных Нидерландах
- ^ Криста Де Йонге и Аннеми Де Вос, Франкар, Жак, Мишель Ласне (гравер), «Первая книга архитектуры»...
- ^ Jump up to: а б с Ральф Деконинк и Кэролайн Хиринг «Постоянное и эфемерное». Архитектурные украшения и исполнительское искусство , в: Т. КОРТЕМБОС и М.-КЛАС (реж.), От Сен-Игнаса до Сен-Лу. Четыре века драгоценности в стиле барокко в Намюре, Намюр, Археологическое общество Намюра (Коллекция Намюра. История и наследие), 2021 г.
- ^ Влиге, Фламандское искусство и архитектура, 1585–1700, 261–262.
- ^ Рутгер Тийс, Архитектура эпохи Возрождения и барокко в Бельгии: наследие Витрувия и развитие архитектуры в Южных Нидерландах от Возрождения до барокко , Lannoo Uitgeverij, 1999, стр. 144-146
- ^ Адольф Сире, Жак Франкар в: Biography Nationale Belge , Том 7, стр. 272–274 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Зои Кук, Эфемерная архитектура, увековеченная в печати: документация похоронной процессии эрцгерцога Австрии Альберта VII, 1622 г. , 11 августа 2021 г.
- ^ Корнелис Галле (I) по проекту Якоба Франкерта (II), Катафалк эрцгерцогини Изабеллы Клары в Рейксмузеуме.
- ^ Льорет, Изабель (2018). «Кардинал-инфант Фердинанд Австрийский, триумфальный въезд в Гент. Triumphalis Introitus Ferdinandus» . Журнал Potestas Европейской группы исторических исследований Религия, власть и монархия . 13 (13): 77–100. дои : 10.6035/POTESTAS.2018.13.3 . hdl : 10234/182900 . S2CID 192261561 .
- ^ Якоб Франкварт, Эрикий Путеан, Pompa fvnebris могущественнейшего принца Альберта Пия, эрцгерцога Австрии, герцога Бургундского, Брабантийского и др., Писец Эрикий Пвтеано, советник и историк Брюссель: ( Ян Моммарт ), 1623 г.
Издание на французском языке было опубликовано в 1729 году под названием « Похороны очень благочестивого и очень могущественного принца Альберта, эрцгерцога Австрийского, герцога Бургундского, Брабантского и т. д.». Брюссель, 1729 г. - ^ Корнелис Курций, Похвальная речь выдающихся мужей из ордена отшельников Д. Августина: каждый из них выражен живым иконам.
- ^ Энтони Блант, Рубенс и архитектура , The Burlington Magazine, Том 119, № 894, стр. 620-629+631+645
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Джейкобом Франкваром, на Викискладе?