Сады Древнего Египта
Сады Древнего Египта, вероятно, начинались как простые фруктовые сады и огороды, орошаемые водой из Нила . Постепенно, по мере того как страна становилась богаче, они превратились в сады развлечений с цветами, прудами и долинами с фруктовыми деревьями и тенистыми деревьями . Храмы, дворцы и частные резиденции имели свои собственные сады, а модели садов иногда помещали в гробницы, чтобы их владельцы могли наслаждаться ими в загробной жизни. [1]
История
[ редактировать ]История и характер садов в Древнем Египте , как и все аспекты египетской жизни, зависели от Нила и сети каналов, черпавших из него воду. Воду поднимали из Нила в кожаных ведрах и несли на плечах в сады, а позже, примерно с 14 века до нашей эры, поднимали из колодцев подъемниками с уравновешивающими грузами, называемыми шадуф по-арабски . Самые ранние сады представляли собой грядки, разделенные на квадраты земляными стенами, чтобы вода могла впитываться в почву, а не теряться.Сады принадлежали храмам или резиденциям. Светские сады располагались вблизи рек или каналов и использовались в основном для выращивания овощей. Начиная с Нового царства, сады были пристроены к более роскошным резиденциям и иногда огорожены стенами. Храмовые сады использовались для выращивания определенных овощей для церемоний.
Дворцовые сады
[ редактировать ]Дворцовые сады впервые появились в Египте незадолго до Среднего царства (2040–1782 гг.). Эти сады были очень большими по размеру и располагались в виде геометрических узоров. Пруды дворцовых садов были огромны и многочисленны. В третьем тысячелетии до нашей эры садовый пруд царя Снеферу был достаточно велик для лодок, на которых гребли двадцать гребцов.
Правители Древнего Египта, такие как царица Хатшепсут (1503–1482 до н. э.) и Рамзес III (1198–1166 до н. э.), использовали горшки, чтобы привезти в Египет новые виды деревьев и цветов, обнаруженные во время их завоеваний в Ливии , Сирии и Кирении. . [2]
Сады удовольствий
[ редактировать ]Начиная со времен Нового царства, сады для развлечений стали обычным явлением в роскошных резиденциях. Судя по росписям в гробницах Фив XVIII династии (1552–1296 гг. до н. э.), сады того времени имели стандартную конструкцию. В центре у них был пруд, обычно прямоугольной формы, наполненный разноцветными рыбками, с цветущими лотосами в воде и цветами по краям. Вокруг пруда чередовались ряды деревьев, в том числе платанов, пальм и гранатов, с цветочными клумбами. Края резервуаров с водой были покатыми, с одной стороны имелась лестница, по которой садовники могли набирать воду для полива. [3]
Пруд часто окружали стенами или колоннами, поддерживающими виноградные лозы. Стены и колонны были украшены красочными изображениями людей, животных и растений, таких как мак и роза .
Храмовые сады
[ редактировать ]Храмы часто имели обширные сады. Храм Амона в Карнаке имел двадцать шесть огородов, а также очень ранний ботанический сад, который, согласно надписи, содержал «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, встречающихся на божественной земле, завоеванной Его Величеством». " [4] Гимны, написанные на стенах гробниц, показывают, что религиозные церемонии были сосредоточены на циклах природы и смене времен года. В храмовых садах часто росли ряды фиговых деревьев и платанов (дерево, посвященное богине Хатхор), тамарисков, ив или пальм. Ряды деревьев иногда тянулись на несколько километров, соединяя несколько храмов. У самих храмов были эспланады, засаженные деревьями. Когда ряды деревьев были посажены далеко от реки, приходилось рыть колодцы глубиной десять метров, чтобы достать воду для орошения. Во времена Аменофиса III некоторые храмы были посвящены богине в форме дерева со стволом вместо тела и ветвями вместо рук. Считалось, что эта богиня несет мертвым воду, чтобы утолить их жажду. [5] Храмовые сады часто были домом для животных, посвященных богам, таких как ибисы и бабуины . Цветы были частью всех религиозных церемоний во времена бога Амона.В этих садах также выращивали лекарственные травы и специи, такие как тмин , майоран , анис и кориандр . [6]
Похоронные сады
[ редактировать ]Погребальные сады представляли собой миниатюрные версии домашних садов, размещавшихся в гробницах. Обычно у них был небольшой квадратный дом или павильон с деревянными колоннами, окруженный стеной. Внутри стены находился бассейн, окруженный рядом деревьев. Дом напоминал беседки в саду, где хозяин играл в шашки или отдыхал. Мертвых традиционно окружали предметы, которыми они могли бы наслаждаться при жизни, и ожидалось, что они продолжат наслаждаться своими садами и в загробной жизни . [7] Надпись на одной из гробниц гласила: «Ты спокойно прогуливаешься по прекрасному берегу твоего пруда; твое сердце радуется от твоих деревьев и освежается под твоими платанами; твое сердце насыщается водой из твоих колодцев, которые ты сделал так, что они будет длиться вечно». [8]
Деревья и растения в египетском саду
[ редактировать ]Деревья использовались в садах для выращивания фруктов и создания тени. Девятнадцать различных видов деревьев были найдены в садах Инени , архитектора фараона Тутмоса I (1504–1492 до н. э.). с розовыми цветками Тамариск , акация и ивы были обычным явлением в садах. Платан ( Ficus sycomorus ) и тамариск иногда сажали перед храмами, как это было в храме Небхепетры с 11 века до нашей эры.
Древние египтяне культивировали Ficus sycomorus с додинастических времен, а в больших количествах — с начала третьего тысячелетия до нашей эры. Считалось, что это древнеегипетское Древо Жизни , посаженное на пороге между жизнью и смертью. [9] Зохари и Хопф отмечают, что «плоды и древесина, а иногда даже ветки богато представлены в гробницах раннего, среднего и позднего царств Египта». [10] Некоторые шкатулки с мумиями в Египте сделаны из древесины этого дерева.
Наиболее распространенными фруктовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы дум ( Hyphaene thebaica ). Дерево персея считалось священным и встречалось как в храмовых садах, так и в жилых садах. Гранатовое . дерево было завезено во времена Нового царства и ценилось за свой аромат и цвет Другими фруктами, выращиваемыми в садах, были мармелад , оливки и персики . Овощи выращивали для еды или для церемоний. Салат Кос считался священным и был связан с Мином , божеством размножения, и считался мощным афродизиаком. Из винограда делали изюм и вино. На рисунках гробниц видно, что виноградные лозы иногда высаживали на беседках, чтобы обеспечить тень саду. Цветы выращивали в садах для создания декоративных букетов и использования в религиозных церемониях. Обычными садовыми цветами были мандрагора и маргаритка , хризантема , анемона , мак, жасмин и роза.
Египетские пруды и бассейны часто украшались белым и синим лотосом ( Nymphaea caerulea ) и папирусом .
- Финиковая пальма , использовавшаяся древними египтянами как в пищу, так и для изготовления вина. Египтяне научились опылять деревья вручную.
- Дерево Persea indica из того же семейства, что и авокадо , когда-то распространенное в Египте, там исчезло, но его все еще можно найти на Азорских и Канарских островах .
- Платан ( Ficus sycomorus ) часто сажали в тени. Его также часто сажали при храмах, а из его древесины делали гробы для мумий.
- Тамариск , используемый для тени
- Плоды гранатового дерева, завезенные во времена Нового царства , использовались как лекарство против различных инфекций, вызванных ленточными червями. [11]
- Голубой египетский лотос , найденный в садовых прудах.
- Папирус Cyperus использовался как письменный материал , для изготовления лодок и даже употреблялся в пищу.
Пруды и бассейны
[ редактировать ]Пруды и бассейны были обычным явлением в жилых садах богатых и влиятельных людей Древнего Египта и изображены на ряде гробниц. Иногда, как в саду погребального храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри , пруд имел форму буквы Т, причем одна часть буквы Т соединялась с рекой или каналом. Воду в пруд обычно поднимали из реки вручную или с помощью шадуфа . В прудах выращивали рыбу для еды и украшения. Они также были домом для мигрирующих водоплавающих птиц.
В прудах для украшения и церемоний выращивали такие цветы, как белый и синий лотос, а в Дейр-эль-Бахри, как известно, рос папирус. [12] Позже, во время персидской оккупации Египта, розовый лотос был завезен.
Оттенок, цвет и аромат
[ редактировать ]Тень была важной особенностью сада, обеспечиваемая деревьями и виноградными лозами, поддерживаемыми между колоннами. Описывая эти сады, Шоу и Николсон писали: «Общий эффект был бы прохладной тенью, наполненной ароматом цветов и деревьев. Таким образом, сады являются одним из наиболее частых мест действия египетских романтических сказок». [12]
Садоводство в Древнем Египте
[ редактировать ]Садоводство в Древнем Египте было очень тяжелым трудом; сады требовали постоянного орошения, воды приносили или поднимали вручную, прополки и ухода, включая искусственное размножение финиковых пальм , что требовало большого мастерства. Также потребовались большие усилия, чтобы птицы не поедали урожай. Для ловли вторгшихся птиц были расставлены хитроумные ловушки. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баридон, Сады , стр. 103
- ^ Галерея IM, Сад Древнего Египта, статья в Д. Шмандт-Бессерате, Бессмертный Египет. Публикации Ундены, 1978, стр. 47.
- ^ Декрош-Ноблькур, Египетское искусство, стр. 113
- ^ Цитируется в Баридоне, стр. 97.
- ^ Баридон, Сады , стр. 102.
- ^ Баридон, стр. 102
- ^ Г. Масперо, Исследования по археологии и египетской мифологии, Париж, egyptologique Bibliotheque, 1890, том 2, страница 221.
- ^ Гюгоно, стр. 170
- ^ «Смерть и спасение в древнем Египте», Ян Ассманн, Дэвид Лортон, перевод Дэвида Лортона, стр. 171, Cornell University Press, 2005, ISBN 0801442419
- ^ Зохари и Хопф, стр. 165
- ^ Лечебные свойства граната описаны в Папирусе Эберса , медицинском тексте примерно 1550 г. до н.э.
- ^ Jump up to: а б Шоу и Николсон, Словарь Британского музея Древнего Египта.
- ^ Баридон, стр. 97.
Библиография
[ редактировать ]- Ян Шоу и Пол Николсон, Словарь Британского музея Древнего Египта , British Museum Press, 1995.
- Мишель Баридон, Les Jardins – Ландшафтные дизайнеры – Садовники – Поэты . Издания Роберта Лафонта, 1998 год. ( ISBN 2-221-06707-X )
- Ян Ассманн, Дэвид Лортон, «Смерть и спасение в древнем Египте», перевод Дэвида Лортона, стр. 171, Cornell University Press, 2005, ISBN 0801442419
- Дэниел Зохари и Мария Хопф, Одомашнивание растений в Старом Свете , третье издание (Оксфорд: University Press, 2000).
- К. Дерош-Ноблькур, Египетское искусство , PUF, Париж, 1962.
- Дж. К. Гюгоно, Сад в Древнем Египте , Питер Ланг, Париж, 1989.