Jump to content

Шараваджи

Сады совершенной яркости ( юань мин юань ) в Старом летнем дворце представляли натуралистический стиль, о котором сообщали западные посетители Китая. иногда называли шаравадги . С конца 17 века этот стиль в Европе

Шараваджи или шараваджи — это стиль ландшафтного садоводства или архитектуры, в котором избегают жестких линий и симметрии, чтобы придать сцене органичный, натуралистический вид. Предположительно, это была концепция китайского сада , и, начиная с сэра Уильяма Темпла эссе «О садах Эпикура» , возможно, она оказала влияние на английское ландшафтное садоводство в 18 веке (на самом деле Темпл никогда не посещал Китай). К этому добавились сообщения из Китая миссионера-иезуита отца Аттирета . Сэр Уильям Темпл впервые использовал слово «шаравадги», обсуждая китайскую идею красоты без порядка в дизайне сада, в отличие от прямых линий, регулярности и симметрии, популярных тогда в формальных садах Европы в стиле барокко, во главе которых стоял французский формальный сад. . [1] [2] Стиль указывает на определенную нерегулярность дизайна.

На самом деле этот термин, похоже, произошел от версии японского слова, хотя много научных усилий было посвящено попыткам найти его китайское происхождение. Неправильная, негеометрическая планировка является сильной стороной дизайна многих типов китайских и даже японских садов , хотя и в меньшей степени в других, таких как сады великого императорского дворца.

В 1980-х годах Шараваджи определяли как «хитрое нарушение правил в садовом дизайне, а в последнее время и в городском планировании». [3] Это слово вдохновило композитора Клода Шриера на создание термина « эффект шараваджи », который используется по отношению к музыке и опыту прослушивания. [4]

Этимология

[ редактировать ]

Термин шараваги (чаще пишется шараваджи) обычно относится к принципу запланированной естественности внешнего вида в садовом дизайне. Впервые его использовал сэр Уильям Темпл (1628–1699) в эссе «В садах Эпикура», написанном в 1685 году, но опубликованном в 1692 году. [1] [5] Темпл, возможно, позаимствовал этот термин у голландца, который когда-то жил в Ост-Индии . [6] Хорас Уолпол связывает этот термин с неправильностью, асимметрией и свободой от жестких условностей классического дизайна; к тому времени, когда его использовал Уолпол, он стал обычным термином в лексиконе эстетической теории восемнадцатого века. [7] [8]

Однако оригинальное слово шараваджи было предметом споров. Некоторые пытались реконструировать возможное китайское происхождение этого слова, например, « са луо гуй ци » (洒落瑰琦), что означает «качество впечатлять или удивлять посредством небрежной или беспорядочной грации». [9] [10] другой предложил сан луань (散亂) или шу ло (疏落), оба означают «разбросанный и беспорядочный», в сочетании с вэй чжи (位置, положение и расположение), что означает «пространство, со вкусом оживляемое беспорядком». [11] Однако, рассмотрев предложения, Сьюзи Ланг и Николаус Певснер пришли к выводу, что это слово не может быть твердо установлено как китайский термин. [10] Майкл Салливан предположил, что это искажение персидского слова, тогда как ряд других ученых предположили японское происхождение. [6] [12] [13] Э. В. Гатенби и Кьяран Мюррей полагали, что оно произошло от японского термина сороваджи (揃わじ), что означает асимметрию , неравномерность . [13] Однако утверждается, что это предположение основано только на возможном значении и сходстве звучания, без каких-либо других подтверждений. [14] [6] Ученый-садовод Вайбе Куитерт предположил, что оно происходит от японского термина шарааджи или шареаджи ( 洒落 味、しゃれ味), который может использоваться для описания декоративных мотивов в произведениях прикладного искусства. Хотя нет никаких подтверждений использования шарааджи в период Эдо , когда этот термин был впервые заимствован в английский язык, Куитерт утверждал, что оба его компонента шара и аджи были важными эстетическими концепциями той эпохи и использовались в тандеме мастерами период. Термин «шарааджи» затем распространился вместе с таким экспортом среди клиентов, эстетической элиты Европы, и стал писаться на английском языке как «шаравадги» . [15] В Японии это слово также несколько раз использовалось в литературной критике в более поздние периоды и до сих пор широко используется для оценки эстетики мотивов одежды кимоно . [6]

Пагода в Кью-Гарденс в Лондоне , построенная сэром Уильямом Чемберсом в 1761 году. Садовые постройки в китайском стиле стали популярными вместе с идеей шараваджи в ландшафтном садоводстве.

Купцы из Голландской Ост-Индской компании, возможно, привезли этот термин в Европу в конце семнадцатого века вместе с японскими лаковыми изделиями периода Эдо, такими как шкафы и ширмы, которые они импортировали из Японии. [16] Шараваджи как термин в письменном дискурсе был введен в Англии сэром Уильямом Темплом в его эссе «О садах Эпикура» (1685 г., впервые напечатано в 1690 г.). [17] Темпл был английским послом в Гааге .

Темпл описывает концепцию Шараваджи в следующем отрывке:

У нас красота строительства и посадки заключается главным образом в некоторых пропорциях, симметриях и единообразиях; наши прогулки и наши деревья располагались так, чтобы отвечать друг другу, и на точных расстояниях. Китайцы презирают этот способ посадки и говорят, что мальчик, который может назвать сотню, может сажать ряды деревьев прямыми линиями, друг против друга, и в той длине и степени, которые ему нравятся. Но наибольший размах их воображения приходится на создание фигур, красота которых должна быть велика и бросаться в глаза, но без какого-либо порядка или расположения частей, которые можно было бы легко или легко наблюдать. И хотя мы почти не имеем понятия об этом виде красоты, тем не менее у них есть особое слово для ее выражения; и там, где они обнаруживают, что это бросается в глаза с первого взгляда, они говорят, что Шараваджи прекрасен или достоин восхищения, или любое подобное выражение уважения. И всякий, кто наблюдает за работой над лучшими индийскими платьями или за росписью их лучших экранов и перселланов, обнаружит, что вся их красота именно такого рода, (то есть) без порядка. Но я вряд ли стал бы советовать нам какую-либо из этих попыток создания фигуры сада; это приключения, слишком трудные для обычных рук; и хотя Чести может быть больше, если они преуспеют, но если они потерпят неудачу, будет больше Позора, и это будет двадцать к одному; тогда как в обычных фигурах трудно допустить какие-либо крупные и заметные ошибки. [18]

Он считал, что экзотические, несимметричные пейзажи, изображенные на таких импортных произведениях искусства, подтверждают его личное предпочтение нестандартных пейзажных пейзажей. Возможно, он видел подобную неравномерность в голландских садах, где шла речь о естественности ландшафтов, запланированных или нет. [19] В результате введения термина шаравадги Темпл считается одним из тех, кто представил основные идеи, которые привели к развитию английского движения ландшафтных садов . [20]

Джозеф Аддисон (1712) ссылается на эссе Темпла, но опускает само слово шараваджи . В Англии этот термин вновь появляется у Горация Уолпола (1750 г.), который цитирует отрывок из Темпла. [21] В 20 веке термин Шараваджи был впервые возрожден садовым дизайнером Кристофером Таннардом в статье в The Architectural Review за январь 1938 года. [22] Его снова подхватил Николаус Певснер , который привнес шараваджи в область градостроительства.

Другие значения

[ редактировать ]
Эффект Шараваджи в музыке

Вдохновленный оригинальной идеей более органичного, естественного садового ландшафтного дизайна, эффект Шараваджи (пишется через aj, а не ag) был использован в музыке, используя более естественные, эмбиентные звуковые ландшафты для создания более богатых, более всеобъемлющих и более реалистичных «звуковых ландшафтов». ". [23] Информация о происхождении эффекта Шараваджи в музыке не является широко доступной, но ученые, похоже, согласны с определением, что шараваджи — это «эстетический эффект, характеризующий чувство полноты, которое иногда создается при созерцании звукового мотива или сложного мотива». звуковой ландшафт необъяснимой красоты». [24] Когда китайцы посещают сад, который прекрасен своей органичностью (другими словами, очевидным отсутствием организованного дизайна), часто говорят, что его «шараваджи» достоин восхищения. Точно так же в музыкальном произведении используется эффект Шараваджи, если оно имеет менее четкое структурное качество и в целом более естественное окружающее звучание.

Кимоно мода

В современной Японии шареаджи - это термин, используемый в моде на кимоно, где он относится к вкусу мотивов дизайна, представленных в платье-кимоно, и координации пояса- оби с поясом кимоно, а также к случаю их ношения. [6]

См. также

[ редактировать ]
Цитаты
  1. ^ Jump up to: а б Темпл, Уильям (1908). О садах Эпикура и других садовых очерках XVII века . Чатто и Виндус. стр. 33–34.
  2. ^ Лю, Ю (01 января 2008 г.). Семена другого рая: идеи китайского садоводства и новый эстетический идеал Англии . Университет Южной Каролины Press. п. 7. ISBN  9781570037696 .
  3. ^ Джон Флеминг, Хью Хонор, Николаус Певснер. Архитектурный словарь Penguin . 1980, с. 296
  4. ^ Дэвид Ротенберг; Марта Ульвеус, ред. (2009). Книга музыки и природы: антология звуков, слов, мыслей (второе изд.). Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 123–129. ISBN  9780819569356 .
  5. ^ Ю Лю (2008). Семена другого рая: идеи китайского садоводства и новый английский эстетический идеал . Издательство Университета Южной Каролины. п. 12. ISBN  9781570037696 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Куитерт, Вайб (2014). «Японское искусство, эстетика и европейский дискурс: разгадка Шараваджи» . Обзор Японии . 27 : 77–101. Онлайн в формате PDF
  7. ^ Мюррей, Кьяран (1998). Шараваджи: романтическое возвращение к природе . Роуман и Литтлфилд. ISBN  9781573093293 .
  8. ^ Портер, Дэвид (1999). «От китайцев к готам: Уолпол и готический отказ от шинуазри» . Жизнь восемнадцатого века . 23 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 46–58.
  9. ^ Ю. З. Чанг (1930). «Записка о Шараваджи». Заметки о современном языке . 45 (4): 221–224. дои : 10.2307/2913248 . JSTOR   2913248 .
  10. ^ Jump up to: а б Сьюзи Ланг и Николаус Певснер (декабрь 1948 г.). «Сэр Уильям Темпл и Шараваджи». Архитектурное обозрение . 106 : 391–392.
  11. ^ Цянь Чжуншу (錢鍾書) (1940). «Китай в английской литературе семнадцатого века». Ежеквартальный бюллетень китайской библиографии . 1 : 351–384.
  12. ^ Ю Лю (2008). Семена другого рая: идеи китайского садоводства и новый английский эстетический идеал . Издательство Университета Южной Каролины. п. 18. ISBN  9781570037696 .
  13. ^ Jump up to: а б Мюррей, Кьяран (1998). «Шараваджи решена». История сада . 26 (2). Общество истории садов: 208–213. дои : 10.2307/1587204 . JSTOR   1587204 .
  14. ^ Киаран Мюррей и Вайб Куитерт (2014). «Письма в редакцию». Журнал истории сада . 42 (1): 128–130.
  15. ^ КУЙТЕРТ, Вайб (2019). «Японская эстетика и европейские сады: в поисках Шараваджи» . Японские исследования . 59 : 7–35. дои : 10.15055/00007324 . Онлайн в формате PDF
  16. ^ См. Вайбе Куитерт «Японское искусство, эстетика и европейский дискурс – разгадка Шараваджи», Japan Review, 2014 ISSN 0915-0986 (том 27).
  17. ^ Уильям Темпл. «О садах Эпикура, или О садоводстве в 1685 году». В «Разном» , часть вторая, в четырех очерках. Симпсон, 1690 г.
  18. ^ «В садах Эпикура», изд. 1720 г., стр. 186
  19. ^ см. Wybe Kuitert «Японские одежды, Шараваджи и пейзажный дискурс сэра Уильяма Темпла и Константина Гюйгенса» Garden History , 41, 2: (2013), стр. 157–176, листы II – VI ISSN 0307-1243.
  20. ^ См.: Джеффри Джеллико (ред.) Оксфордский спутник садов , Oxford University Press, 1986, стр. 513
  21. ^ Уолпол (1785 г., переиздано в 1804 г.). Очерк современного садоводства , с. 45.
  22. ^ Стивен Кайт (2022). Формирование поверхности: материальность и история британской архитектуры 1840–2000 гг ., стр. 128–129.
  23. ^ Ротенбург, Дэвид (2001). Книга музыки и природы . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 58–68. ISBN  0-8195-6407-9 .
  24. ^ Пикард, Франсуа (2014). «Извлечение звука, слышание звука, реакция на звук: реакции Запада и Китая (1600-1780)» . Архивы HAL . Пикард ЧАЙМ Орхус . Проверено 27 сентября 2016 г.
Источники
  • Куитерт, Вайб (2014), «Японское искусство, эстетика и европейский дискурс – разгадка Шаравадги» , публикации.nichibun.ac.jp/en/item /jare/2014-08-29/pub, Japan Review (2014) Том . 27, стр. 77–101.
  • Куитерт, Вайбе (2013), Японские одежды, Шараваджи и ландшафтный дискурс сэра Уильяма Темпла и Константина Гюйгенса , Garden History Vol. 41/2: стр. 157–176, листы II–VI.
  • Мюррей, Кьяран (1998), Шараваджи: романтическое возвращение к природе , Роуман и Литтлфилд , ISBN  9781573093293
  • Ю Лю (2008), Семена другого рая: китайские идеи садоводства и новый английский эстетический идеал , University of South Carolina Press , ISBN  9781570037696
  • Дэвид Портер (1999), От китайцев к готам: Уолпол и готический отказ от шинуазри , Жизнь восемнадцатого века 23.1 (1999) 46-58, Издательство Университета Джонса Хопкинса
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd395aced2c5b9d56e4d253ee0ebf1e1__1687611960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/e1/dd395aced2c5b9d56e4d253ee0ebf1e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sharawadgi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)