Сад Тюильри
Сад Тюильри | |
---|---|
Тип | Городской парк |
Расположение | Париж , Франция |
Сад Тюильри ( фр . Jardin des Tuileries , IPA: [ʒaʁdɛ̃ de tɥilʁi] ) — сквер между Лувром и площадью Согласия в 1-м округе Парижа , Франция . Созданный Екатериной Медичи как сад дворца Тюильри в 1564 году, он был открыт для публики в 1667 году и стал общественным парком после Французской революции . С 19 века это было место для парижан, где они праздновали, встречались, гуляли и отдыхали. [1]
История
[ редактировать ]Итальянский сад Екатерины Медичи (16 век).
[ редактировать ]- План дворца и садов Жака I Андруэ дю Серсо , 1576–1579 гг.
- План сада Тюильри примерно 1589 года. Справа — Лувр.
В июле 1559 года, после случайной смерти мужа Генриха II , королева Екатерина Медичи решила покинуть свою резиденцию Отель де Турнель в восточной части Парижа, недалеко от Бастилии . Вместе с сыном, новым королем Франции Франциском II , другими детьми и королевским двором она переехала в Лувр . Пять лет спустя, в 1564 году, она решила построить новую резиденцию с большим пространством для сада. Для этой цели Екатерина купила землю к западу от Парижа, недалеко от городской стены Карла V. На юге он граничил с Сеной , а на севере с предместьем Сент-Оноре , сельской дорогой, продолжающей улицу Сент-Оноре . С 13 века на этой территории располагались фабрики по производству плитки, называемые Тюильри (от французского tuile , что означает «плитка»). Новая резиденция получила название Дворца Тюильри. [2] [ отсутствует длинная цитата ]
Екатерина поручила ландшафтному архитектору из Флоренции Бернару де Карнессу создать сад итальянского Возрождения для дворца . Новый сад представлял собой огороженное пространство длиной пятьсот метров и шириной триста метров, отделенное от нового дворца переулком. Он был разделен на прямоугольные отсеки шестью аллеями, и участки были засажены лужайками, цветочными клумбами и небольшими группами из пяти деревьев, называемых кинконсами ; и, что более практично, с огородами и виноградниками. [3] Далее он был украшен фонтанами, лабиринтом , гротом и фаянсовыми изображениями растений и животных, выполненными Бернаром Палисси , которому Екатерина поручила открыть секрет китайского фарфора .
Развитие сада было прервано гражданской войной. В 1588 году Генриху III пришлось бежать через сад, чтобы избежать плена Католической лиги в День баррикад французских религиозных войн , и он не вернулся. Сады были разграблены. Однако новый король Генрих IV вернулся в 1595 году и вместе со своим главным ландшафтным садовником Клодом Молле восстановил и украсил сады. Генрих построил ромашку, или крытую беседку, вдоль всего сада. Еще одна аллея была засажена тутовыми деревьями, где он надеялся выращивать тутовых шелкопрядов и начать шелковую промышленность во Франции. [3] Он также построил прямоугольное декоративное озеро размером 65 на 45 метров с фонтаном, снабжаемым водой с помощью нового насоса под названием La Samaritaine , который был построен в 1608 году на Pont Neuf . Территория между дворцом и бывшим рвом Карла V была превращена в «Новый сад» (Jardin Neuf) с большим фонтаном в центре. Хотя Генрих IV никогда не жил во дворце Тюильри, который постоянно находился на реконструкции, он все же использовал сады для отдыха и физических упражнений. [2]
Сад Людовика XIII и Людовика XIV – Французский формальный сад (17 век).
[ редактировать ]- Сад Людовика XIII в 1649–51 гг.
- Сад Тюильри в Ленотре в 17 веке, вид на запад, в сторону будущих Елисейских полей, гравюра Габриэля Переля.
- План сада Тюильри Ленотра, гравюра Исраэля Сильвестра , 1671 г.
- Карусель 5–6 июня 1662 года в Тюильри в честь рождения сына и наследника Людовика XIV.
В 1610 году, после убийства своего отца, Людовик XIII девятилетний стал новым владельцем сада Тюильри. Это стало его огромной игровой площадкой: он использовал ее для охоты и держал небольшой зоопарк экзотических животных. На северной стороне садов его мать и регент Мария Медичи построили конюшни и школу верховой езды Манеж , которая просуществовала до Французской революции, когда она использовалась в качестве зала заседаний революционного парламента.
Сад был полностью огорожен и использовался исключительно королевской семьей, когда она находилась в резиденции, но когда король и двор отсутствовали в Париже, сады превратились в место отдыха для знати. В 1630 году партер в западной части сада, между Лувром и дворцом Тюильри, где раньше находился ров старых городских стен, был превращен в партер из цветочных клумб и дорожек. Этот партер превратился в своего рода игровую площадку для аристократии. Дочь Гастона, герцога Орлеанского и племянница Людовика XIII, известная как Великая мадемуазель , держала здесь двор, и он стал известен как «Партер мадемуазель». Однако в 1652 году «Великая мадемуазель» была изгнана из дворца и сада за поддержку восстания Фронды против своего кузена, молодого Людовика XIV . Людовик XIV приказал превратить это пространство в большой плац. Когда 5-6 июня 1662 года родился его первый ребенок, партер стал местом для впечатляющей круговой прогулки верхом на лошадях, медленно кружившей по партеру. Это стало известно как « Карусель », и дал название этой части сада. [4]
Людовик XIV быстро навел порядок в саду Тюильри. Его архитекторы Луи Ле Вау и Франсуа д'Орбе наконец завершили строительство дворца Тюильри, превратив его в настоящую королевскую резиденцию. В 1664 году Кольбер , королевский управляющий зданиями , поручил ландшафтному архитектору Андре Ленотру перепроектировать весь сад. Ленотр был внуком Пьера Ленотра, одного из садовников Екатерины Медичи, а его отец Жан также был садовником в Тюильри. Он немедленно начал преобразовывать Тюильри в формальный французский сад — стиль, который он впервые разработал в Во-ле-Виконт и усовершенствовал в Версале , основанный на симметрии, порядке и дальних перспективах.
Сады Ленотра были спроектированы так, чтобы их можно было увидеть сверху, со здания или террасы. Он устранил улицу, разделявшую дворец и сад, и заменил ее террасой с видом на клумбы, обрамленные низкой живой изгородью из самшита и украшенные узорами из цветов. В центре клумб он разместил три декоративных озера с фонтанами. Перед центром первого фонтана он проложил Большую аллею длиной 350 метров. Он построил еще две аллеи, обсаженные каштанами по обе стороны. Он пересек эти три главных переулка небольшими переулками, чтобы создать отсеки, засаженные разнообразными деревьями, кустарниками и цветами.
На южной стороне парка, рядом с Сеной , он построил длинную террасу под названием Terrasse du bord-de-l'eau, засаженную деревьями, с видом на реку. Он построил вторую террасу на северной стороне с видом на сад, названную Terrasse des Feuillants.
На западной стороне сада, рядом с нынешней площадью Согласия, он построил два пандуса в форме подковы Фер-Шеваль и две террасы с видом на восьмиугольное озеро Бассен-Восьмиугольное диаметром 60 м (200 футов) и соответственно 70 м. (230 футов) от угла до угла, с одним фонтаном в центре с водометом высотой 12 м (39 футов), дополнительными мощными водометами от каждого угла к центру. Террасы обрамляют западный вход в сад и обеспечивают еще одну точку обзора, откуда можно увидеть сад сверху.
Ленотр хотел, чтобы его грандиозная перспектива от дворца до западного конца сада продолжалась за пределами сада. В 1667 году он разработал план проспекта с двумя рядами деревьев по обе стороны, который должен был продолжаться на запад до нынешнего Ронд-Пойнт-де-Елисейские поля. [5]
Ленотр и сотни его каменщиков, садовников и землеройщиков работали над садами с 1666 по 1672 год. Однако в 1682 году король, разгневанный парижанами за сопротивление его власти, покинул Париж и переехал в Версаль.
В 1667 году по просьбе знаменитого автора « Спящей красавицы» и других сказок Шарля Перро сад Тюильри был открыт для публики, за исключением нищих, «лакеев» и солдат. Это был первый королевский сад, открытый для публики. [6]
Людовик XV и Людовик XVI – полеты на воздушном шаре, вторжение и революционные церемонии.
[ редактировать ]- Первый полет наполненного водородом воздушного шара из сада 1 декабря 1783 года.
- Бои в саду Тюильри и резня швейцарской гвардии, 10 августа 1792 г.
- Людовик XVI выступает с просьбой на суде в зале Манеж , или школе верховой езды в саду, 26 декабря 1792 года.
- Церемония культа Высшего Существа в Национальном саду (Тюильри), 1794 г.
После смерти Людовика XIV пятилетний Людовик XV стал владельцем сада Тюильри. В 1719 году две большие конные скульптурные группы, La Renommée и Mercure , работы скульптора Антуана Койсевокса , были привезены из королевской резиденции в Марли и размещены у западного входа в сад. Другие статуи Николя Кусту и Гийома Кусту Старшего , Корнеля Ван Клева , Себастьяна Слодца , Тома Регнодена и Койсевокса были установлены вдоль Гранд-Алле. [7] В западном конце над рвом был установлен разводной мост, чтобы облегчить доступ в сад. Создание площади Людовика XV (ныне площадь Согласия ) создало большой вестибюль в сад, хотя вход в северную сторону сада до строительства улицы Сент-Оноре Наполеоном был затруднен жилыми домами и монастырями. и частные сады.
Некоторые праздники, такие как 25 августа, праздник Святого Людовика , отмечались в парке концертами и фейерверками. В парке были расставлены небольшие ларьки с едой, а за небольшую плату можно было арендовать стулья. [8] Общественные туалеты были добавлены в 1780 году. [9]
Знаменитый ранний подъем на воздушном шаре, первый свободный полет пилотируемого водородного воздушного шара, был совершен из сада 1 декабря 1783 года Жаком Александром Сезаром Шарлем и Николя Луи Робером . Король наблюдал за полетом с башни дворца. На первом испытании воздушного шара присутствовал первый американский посол в Париже Бенджамин Франклин . Воздушный шар и пассажиры благополучно приземлились в Нель-ла-Валле , в тридцати одной миле от Парижа. [10]
6 октября 1789 года, когда началась Французская революция , король Людовик XVI и его семья были против его воли доставлены во дворец Тюильри. Утром сад был зарезервирован исключительно для королевской семьи, а во второй половине дня открыт для публики. Королеве Марии-Антуанетте и дофину была предоставлена часть сада в ее личное пользование, сначала в западном конце набережной Бор-д'О, затем на краю площади Людовика XV. [11]
После неудачной попытки короля бежать из Франции 21 июня 1791 года король и его семья были помещены под домашний арест во дворце. Королевской семье разрешили прогуляться по парку вечером 18 сентября 1791 года, во время фестиваля, организованного в честь новой французской конституции , когда аллеи парка были освещены пирамидами и рядами фонарей. [12] Но когда революция приняла более радикальный оборот. 10 августа 1792 года толпа ворвалась во дворец, король был заключен в тюрьму, а королевская швейцарская гвардия отступила через сады, где их убили. [13]
Новое революционное правительство, Национальное собрание , собралось в зале Манеж , бывшей академии верховой езды в северо-западном углу садов, который был самым большим залом для собраний в городе. Людовик XVI предстал перед судом Национального собрания в Манеже и был приговорен к смертной казни. Впоследствии Тюильри стал Национальным садом (Национальным садом) новой Французской Республики . Конвент распорядился статуи из бывших королевских садов Марли, Версаля и Фонтенбло привезти в Париж и установить в Национальном саду . Оригиналы сейчас находятся в Лувре, а копии заняли свое место в садах. [13]
Сад также использовался для проведения революционных праздников и фестивалей. серию мероприятий в честь Культа Высшего Существа организовал в Париже 8 июня 1794 года Робеспьер с декорациями и костюмами, разработанными Жаком-Луи Давидом . Торжественное открытие состоялось в Тюильри. После написанного по этому случаю гимна Робеспьер поджег манекены, символизирующие атеизм, амбиции, эгоизм и ложную простоту, обнажив статую Мудрости. Затем церемония перешла на более масштабное мероприятие на Марсовом поле . Однако через два месяца Робеспьера обвинили в чрезмерном честолюбии, арестовали и отправили на гильотину. [14]
Во время штурма сады были сильно повреждены, многие здания подожжены. Национальное собрание поручило восстановление садов художнику Жаку-Луи Давиду и его зятю, архитектору Огюсту Шевалю де Сен-Юберу. Они задумали сад, украшенный римскими портиками, монументальными крыльцами, колоннами и другими классическими украшениями. Проект Давида и Сен-Юбера так и не был завершен. Все, что осталось сегодня, — это две экседры , полукруглые низкие стены, увенчанные статуями у двух прудов в центре сада. [15] [14]
Начало 19 века – сад Наполеона и Реставрация.
[ редактировать ]- Императорский смотр у новой Триумфальной арки Каррусели, построенной Наполеоном, 1810 год.
Наполеон Бонапарт переехал во дворец Тюильри 19 февраля 1800 года в качестве первого консула и начал вносить улучшения, чтобы он подходил для консульского здания, которое вскоре должно было стать императорской резиденцией. Его главным дополнением к дворцово-садовому комплексу была Триумфальная арка Каррусели в большом дворе между дворцом Тюильри и Лувром. Она была построена по образцу триумфальной арки Септимия Севера в Риме и предназначалась для церемониального входа в дворец. его дворец. Он также стал центральным элементом большого плаца, где Людовик XIV провел свое шествие «Карусель».
В 1801 году Наполеон приказал построить новую улицу вдоль северной окраины сада Тюильри на пространстве, которое раньше занимали школа верховой езды и конюшни, построенные Марией Медичи, а также частные сады аристократов, монастыри и религиозные ордена, которые был закрыт во время революции. Эта новая улица также стала частью Террасы Фейян, на которой раньше располагались кафе и рестораны. Новая улица с аркадами на северной стороне была названа улицей Риволи в честь победы Наполеона в 1797 году. [13]
Наполеон внес некоторые изменения в интерьер сада. Он продолжал использовать сад для военных парадов и празднования особых событий, в том числе прохождения его собственной свадебной процессии 2 апреля 1810 года, когда он женился на эрцгерцогине Марии-Луизе Австрийской . [16]
После падения Наполеона русские и прусские войска разбили лагерь в саду, а восстановленные монархи переехали во дворец Тюильри. Во время Июльской революции 1830 года сад снова стал полем боя, штурмуемым противниками монархии. На смену королю Карлу X пришел конституционный король Луи-Филипп . Луи-Филипп, не желавший, чтобы посетители сада ходили у его окна, построил большой цветник, защищенный рвом, созданным, чтобы изолировать его резиденцию во дворце от популярных пешеходных дорожек. Это сделало его непопулярным среди парижан и способствовало его падению в 1848 году . [17]
Концерты и прогулки - сад Луи-Наполеона и Третьей республики
[ редактировать ]- Эдуард Мане , «Музыка в Тюильри» , 1862 год.
- Камиль Писсарро , Сад Тюильри весенним утром , 1899 год.
- Остатки дворца Тюильри в саду Тюильри
- Сообщение для Автомобильного салона 1893 года в саду.
В 1852 году, после очередной революции и недолговечной Второй республики император Наполеон III , владельцем сада стал и внес серьезные изменения. Он расширил королевский заповедник в саду дальше на запад до аллеи с севера на юг, пересекавшей большой круглый бассейн. Он украсил сады клумбами из экзотических растений и цветов и новыми статуями. В 1859 году он превратил Террасу Бор-де-Л'О в игровую площадку для своего сына Луи-Наполеона, принца Императорского . Он также построил павильоны-близнецы. Садовые украшения, добавленные Наполеоном III, включали крытую площадку для гандбола, игру Jeu de Paume и оранжерею . Он построил новую каменную балюстраду у западного входа. Когда императора не было в Париже, обычно с мая по ноябрь, весь сад, включая его частный сад и игровую площадку, был открыт для публики. [18]
В 1870 году Наполеон III потерпел поражение и был взят в плен пруссаками , а Париж стал ареной восстания Парижской Коммуны . Над дворцом развевался красный флаг, и его можно было посетить за пятьдесят сантимов. Когда армия прибыла и сражалась за возвращение города, коммунары намеренно сожгли дворец Тюильри, а также попытались сжечь Лувр. Руины, выгоревшие внутри, но сохранившие практически целые стены, были снесены в 1883 году. Пустой участок дворца, между двумя павильонами Лувра, стал частью сада.
В сад были добавлены десятки статуй. Он также служил местом проведения крупных гражданских мероприятий, таких как банкет, устроенный во время Всемирной выставки в Париже 22 сентября 1900 года в честь двадцати двух тысяч мэров Франции, который проходил под большими палатками. Сад Тюильри был полон развлечений для публики; акробаты, кукольные театры, киоски с лимонадом, маленькие лодки на озерах, катание на ослах и киоски с игрушками. Это была встреча для крупных коммерческих мероприятий, таких как первый Парижский автосалон в 1898 году. На летних Олимпийских играх 1900 года в Садах проходили соревнования по фехтованию . [19]
20 и 21 век – реставрация и обновление
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны (1914–1918) садовников призвали в армию, а уход за садом был сведен к минимуму. Статуи были окружены мешками с песком. В 1918 году в сад угодили два немецких снаряда дальнобойной артиллерии. [20]
В годы между двумя мировыми войнами теннисный корт «Же де Паум» был превращен в галерею современного искусства. Оранжерея « , первоначально использовавшаяся для хранения цитрусовых деревьев зимой, также была превращена в галерею, а восточное крыло было посвящено показу восьми картин Водяные лилии из серии Клода Моне » . Они были установлены там в 1927 году, вскоре после смерти Моне. [21]
Во время Второй мировой войны Jeu de Paume использовалась немцами как склад произведений искусства, которые они украли или конфисковали . В Оранжерее прошла выставка работ немецкого скульптора Арно Брекера , любимца Гитлера. Освобождение Парижа в 1944 году стало свидетелем ожесточенных боев между немцами и французским сопротивлением. Картины Моне были повреждены во время боевых действий. [22] В 1946 году, после окончания Второй мировой войны, многие шедевры из частных коллекций были восстановлены в Германии Французской комиссией по восстановлению произведений искусства и мужчинами-памятниками и привезены в Оранжерею в рамках программы по возвращению их владельцам или выжившим семьям. члены. [23]
До 1960-х годов большая часть скульптур в саду была датирована 18 или 19 веком. В 1964–65 годах Андре Мальро , министр культуры президента Шарля де Голля , снял статуи XIX века, окружавшие площадь Карусель, и заменил их современными скульптурами Аристида Майоля .
В 1994 году в рамках проекта Большого Лувра , начатого президентом Франсуа Миттераном , бельгийский ландшафтный архитектор Жак Виртц переделал сад Карусели, добавив лабиринты и веер невысоких живых изгородей, расходящихся от Триумфальной арки Карусели на площади .
В 1998 году при президенте Жаке Шираке произведения современной скульптуры Жана Дюбюффе , Анри Лорана , Этьена Мартена , Генри Мура , Жермен Ришье , Огюста Родена и Дэвида Смита в саду были размещены . В 2000 году добавлены работы ныне живущих художников; в их число входили работы Магдалены Абаканович , Луизы Буржуа , Тони Крэгга , Роя Лихтенштейна , Франсуа Морелле , Джузеппе Пеноне , Анны Рошетт и Лоуренса Вайнера . еще один ансамбль из трех работ Даниэля Дезеза , Эрика Дитмана и Эжена Доденя , названный Prière Toucher (англ.: Please Touch). Тогда же был добавлен [24] В начале XXI века французские ландшафтные архитекторы Паскаль Крибье и Луи Бенек работали над восстановлением некоторых ранних особенностей сада Андре Ленотра. [25]
девяносто два вяза , чтобы воссоздать ее исторический облик. Начиная с ноября 2021 года на Гранд-аллее будут высажены [26]
С начала 2020 года также готовится проект возведения большого национального мемориала, в последнем будет указан список имен 200 тысяч рабов, освобожденных в результате французской отмены рабства в 1848 году. [27]
План
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Начиная с восточной части, ближайшей к Лувру, это некоторые из основных особенностей сада.
Карусельный сад
[ редактировать ]- Площадь и Жарден дю Карусель.
- Триумфальная арка Карусель (1809 г.), построенная императором Наполеоном в честь его побед.
- Прогулки в саду Тюильри летом 2022 года.
Эта часть сада, также известная как площадь Карусель , раньше была окружена двумя крыльями Лувра и дворцом Тюильри . В 18 веке он использовался как плац для кавалерии и других праздников. Центральной особенностью является Триумфальная арка Каррусели , построенная в честь побед Наполеона, с барельефами его сражений работы Жана-Жозефа Эсперсье . Первоначально его увенчивали лошади Святого Марка из базилики Святого Марка в Венеции , захваченной в 1798 году Наполеоном . В 1815 году, после битвы при Ватерлоо и реставрации Бурбонов , лошадей отправили обратно в Венецию и заменили в 1826 году новой группой скульптур, выбранной Карлом X , изображающей триумф мира. [28]
Возвышенная терраса между Каруселью и остальной частью сада раньше находилась перед дворцом Тюильри. После того, как дворец сгорел в 1870 году, по нему проложили дорогу, которую в 1877 году проложили под землю. Террасу украшают две большие вазы, которые раньше стояли в садах Версаля, и две статуи Аристида Майоля ; Памятник Сезанна на севере и Памятник смерти Порт-Вандра на юге.
Ров Карла V — это остаток первоначальных укреплений средневекового замка Лувр , который тогда находился на окраине города. Он был перестроен французским королем Карлом V в 14 веке. Две лестницы, параллельные Триумфальной арке Карусели, ведут ко рву. На западной стороне рва находятся следы, оставленные боями во время неудачной осады Парижа Генрихом IV в 1590 году во время французских религиозных войн . [29]
С 1994 года ров украшают статуи с фасада старого дворца Тюильри и барельефы, выполненные в XIX веке во время Реставрации . Первоначально они предназначались для замены наполеоновских барельефов на Триумфальной арке Каррусели, но так и не были установлены на место. [29]
Гран Карре
[ редактировать ]- Гранд-Бассен, или круглый пруд, первоначально являвшийся частью частного королевского сада.
- Гранд Карре с тремя прудами. На заднем плане Музей Орсе.
Гран Карре (Большая площадь) — это восточная открытая часть сада Тюильри, расположенная недалеко от Лувра, которая до сих пор соответствует формальному плану французского сада, созданному Андре Ленотром в 17 веке.
Восточная часть Гран-Карре, окружающая круглый пруд, была частным садом короля при Луи-Филиппе и Наполеоне III , отделенном от остальной части Тюильри забором. Большинство статуй Гран-Карре были установлены в 19 веке.
- Нимфа (1866 г.) и Диана Шассересс ( Диана-Охотница ) (1869 г.) Огюста Левека , которые отмечают начало центральной аллеи, идущей с востока на запад через парк.
- Tigre terrassant un crocodile (Тигр, подавляющий крокодила) (1873 г.) и Tigresse portant un paon à ses petits (Тигрица, приносящая павлина своему детенышу) (1873 г.), обе работы Огюста Каена , у двух небольших круглых прудов.
Большой круглый пруд окружен статуями на темы античности, аллегорий и античной мифологии. Статуи в жестоких позах чередуются со статуями в безмятежных позах. На южной стороне, начиная с восточного входа в большой круглый пруд, расположены:
- «Страдание» Жана -Батиста Юга (1905)
- Перикл вручает короны художникам Жан , Батист Жозеф Де Бэй отец (1835)
- Добрый самаритянин ( Франсуа ) -Леона Сикара 1896
- Александр Комбатант ( Александр Боевой ) Шарля Нантёя (1836)
- Цинциннат ( Дени Фойатье 1834 г.)
- Медея Поля Гаска (1896)
С северной стороны, начиная с западного входа в пруд, расположены:
- Le Serment de Spartacus ( Клятва Спартака ) Луи-Эрнеста Барриаса (1869)
- Комедия Жюльена Туссена Ру (1874)
- Le Centaur Nessus enlevant Dėjanire ( Кентавр Несс, уносящий Деянир ) Лорана Маркеста (1892)
- Минотавром , сражающийся с Тезей , Этьен -Жюль Рэми (1821)
- Кассандра встает под защиту Паллады , Эме Миллер (1877).
- Каин, убивший своего брата Авеля ( Каин после убийства своего брата Авеля ) Анри Видаля (1896)
Гранд Алле и Гран Кувер
[ редактировать ]- Гран Кувер, засаженная деревьями центральная часть сада с видом на Лувр.
Гранд-Кувер — это центральная, покрытая деревьями часть сада. Его разделяет Гранд Алле, широкая дорога, ведущая от Круглого пруда к воротам площади Согласия. Большинство деревьев появились сравнительно недавно, и лишь небольшое их количество датируется началом 19 века или ранее. В 1990-х годах Куверт был тщательно засажен, и с 1997 года было добавлено восемьсот деревьев. Циклон Лотар в 1999 году нанес значительный ущерб и повалил ряд самых старых деревьев. [30]
Два уличных кафе в Гран-Кувере названы в честь двух известных кафе, когда-то располагавшихся в саду; кафе Very, находившееся на террасе Фейян в XVIII–XIX веках; и кафе Renard, которое в 18 веке было популярным местом встреч на западной террасе.
Улочки Куверта украшены двумя экседрами — невысокими изогнутыми стенами, построенными для демонстрации статуй, установленных во время Французской революции. Они были завершены в 1799 году Жаном-Шарлем-Александром Моро и являются единственными сохранившимися элементами предложенного более крупного плана сада художника Жака-Луи Давида , созданного в 1794 году. Теперь они украшены гипсовыми слепками лепнины на мифологические темы из парка. Людовика XIV в Марли . [30]
Quercus robur , или английский дуб, был посажен в 1992 году на Эспланаде Фейян в ознаменование 200-летия Французской Республики. Это напоминание о символе « Дерева Свободы », который впервые появился в Америке перед Американской революцией . Затем их посадили в саду и по всей Франции во время Французской революции , а позже, во время Французской революции 1848 года , Людовик XVI сам посадил первое дерево свободы в саду Тюильри, но оно было срублено после его казни. Стилизованное изображение Дерева Свободы украшает французские монеты достоинством один и два евро. [31]
Эспланада Фейян
[ редактировать ]- Эспланада Фейян на улице Риволи зимой.
Терраса и Эспланада Фейян представляют собой параллельные широкие дорожки, проходящие вдоль улицы Риволи на северной стороне сада. Терраса была первоначально создана в 17 веке Андре Ленотром для Людовика XIV; затем он отделил сад от ряда монастырей, граничащих с садом. Название эспланаде дал монастырь Фейянтов , орден монахинь. Во время революции монастырь был закрыт и превращен в клуб революционной фракции Фейянтов. Широкая эспланада рядом с ней первоначально была засажена тутовыми деревьями королем Франции Генрихом IV , а после Французской революции - апельсиновыми деревьями. Сейчас эспланаду оставляют открытой и используют для крупных мероприятий на открытом воздухе или временных павильонов. Здесь представлено множество статуй и памятников 19 и начала 20 веков. [32]
Восьмиугольный бассейн и вход с площади Согласия.
[ редактировать ]- Западные ворота в сад по проекту Анж-Жака Габриэля.
- Восьмиугольный бассейн и Большой Кувер с видом на Лувр.
- У восьмиугольного бассейна, вид на площадь Согласия.
План сада в западном конце, примыкающем к площади Согласия, аналогичен первоначальному плану Ле Нотра. Центральным элементом является большая восьмиугольная раковина, популярная среди обедающих парижских офисных работников и детей с миниатюрными парусниками. Два пандуса в форме подковы ведут на террасы с видом на площадь Согласия. Во время периода Французской Реставрации в начале 19 века он стал известен как «Маленький Прованс» из-за солдат-пенсионеров, которые проводили там часы на солнце. [32]
Архитектура и богато украшенная решетка ворот в сад были созданы в 1757 году Анж-Жаком Габриэлем , королевским архитектором Людовика XV и проектировщиком площади Согласия, ее фонтанов, обелиска и окружающих зданий. [32]
Восьмиугольный бассейн окружен группой статуй, установленных здесь в 18 веке. Они включают аллегорические произведения, изображающие четыре времени года, чередующиеся с героическими фигурами Древнего Рима, в том числе Юлием Цезарем , Ганнибалом и Агриппиной -Плотиной. Это копии; оригиналы находятся в Лувре.
Оранжереи, Же-де-Пом и Западная терраса Тюильри.
[ редактировать ]- Меркурий верхом на Пегасе (1701–02), картина Антуана Койсевокса (1640–1720). Первоначально находился в Марли, в 1719 году был перенесен в Тюильри и помещен у западных ворот сада. В 1986 году оригинал из мрамора был перевезен в Лувр и заменен копией.
- Musée de l'Orangerie — оранжерея, превращенная в галерею «Водяных лилий» Моне.
- «Ева» , Огюст Роден , 1881–1899 гг., рядом с Оранжереей.
- Национальная галерея Же-де-Пом , теннисный корт, превращенный в художественную галерею.
Две западные террасы сада выходят на площадь Согласия и разделены формальным входом и центральной осью сада.Терраса у Сены находится недалеко от старых западных ворот Парижа, Порт-де-ла-Конференция, которые были построены французским королем Генрихом III в 16 веке и просуществовали до 1720 года. В 17 веке террасу занимала знаменитое кабаре «Гаренна де Ренар». Сейчас здесь находится Музей Оранжери , который был впервые построен в 1852 году при Наполеоне III архитектором Фирмином Буржуа для укрытия цитрусовых деревьев на зиму. С 1927 года его главной достопримечательностью является серия из восьми « » Клода Моне Водяных лилий . Здесь также представлена коллекция живописи импрессионистов Вальтера-Гийома. [33]
На террасе Оранжереи представлены четыре скульптурные работы Огюста Родена : «Поцелуй» (1881–1898); Ева (1881 г.), La Grande Ombre (1880 г.) и La Meditation avec bras (1881–1905). Здесь также есть современная работа «Grand Commandement blanc» (1986) Алена Кирили .
На севере сада, рядом с улицей Риволи , находится Национальная галерея игры Jeu de Paume . Первоначально это была площадка для игры в « Jeu de paume » — разновидность тенниса в помещении. Он был построен в 1861 году при Наполеоне III и расширен в 1878 году. Он стал пристройкой Люксембургского музея, посвященной современному искусству за пределами Франции. Здесь хранилась большая коллекция импрессионистского искусства с 1947 по 1986 год, когда эти работы были переданы в новый Музей Орсе . В 1927 году он стал пристройкой Люксембургского музея для демонстрации современного искусства. [33]
На террасе перед Jeu de Paume выставлено выдающееся произведение современной скульптуры Le Belle Constumé художника 20-го века Жана Дюбюффе .
Искусство и скульптура
[ редактировать ]Со времени появления первого сада Марии Медичи в 17 веке Тюильри использовался для демонстрации произведений искусства и скульптуры. Самым известным примером является серия «Кувшинки» Клода Моне в Музее Оранжери на террасе у площади Согласия. Национальная галерея дю Же-де-Пом , расположенная в северо-западном углу террасы ближе к улице Риволи, представляет меняющиеся экспонаты современного искусства, включая фотографии и другие медиа. Галерея на верхнем этаже освещена естественным светом.
В парке также представлено большое разнообразие садовой скульптуры периода Людовика XIV. Многие из нынешних классических произведений являются копиями, а оригиналы находятся в Лувре.
Рисование
[ редактировать ]- Деталь одной из восьми «Нимфеев» (Водяных лилий) Клода Моне , помещенных в Оранжери в 1927 году.
- Зал водяных лилий Музея Оранжери
Скульптура 17–18 веков.
[ редактировать ]- Тибр ( Пьера Бурдикта 1685–1690)
- Нил Лоренцо Оттони (1687–1692), съезд к Оранжерее.
- Лето , недалеко от Большого восьмиугольного бассейна. Копия работы Франсуа Баруа (оригинал находится в Лувре)
В 1719 году у подножия пандусов, ведущих к Оранжерее и Же-де-Пом, были установлены четыре монументальные скульптуры. Все четыре являются аллегорическими изображениями рек; Два — оригиналы конца 17 века; Они представляют собой «Тибр» (Пьера Бурдикта (1685–1690 гг.)); «Нил» Лоренцо Оттони (1687–1692); Два других изображают «Сену и морской пехоту» , «Луару и Луаре» и являются копиями произведений XVIII века.
Скульптура 19 века.
[ редактировать ]- Нимфа Огюста Левека (1866). В Гран Карре, в начале Гранд Алле.
- Тесей и Минотавр (1826) Жюля Рэми в Гран-Карре
- Клятва Спартака (1871 г.) Луи-Эрнеста Барриаса (1841–1905)
- Огюст Роден , 1881–1904, L'Ombre (Тень) , бронза (Западная терраса)
- Огюст Роден, 1881–1905, Медитация с оружием , бронза.
- «Поцелуй» Огюста Родена (отливка мраморного оригинала 1934 года), Западная терраса
- Луций Квинкций Цинциннат, автор Дени Фойатье (1793–1863).
- Иль де Франс Аристида Майоля в Саду Карусель
- крокодилом Тигр, сражающийся с , Огюст Каин (1873 г.)
- напал на носорога двух тигров Огюст Каин . Бронза, (1882 г.)
- Два льва спорят с кабаном , Огюст Каин. Бронза, (1882 г.)
Скульптура 20 века.
[ редактировать ]В 1964 году министр культуры Франции Андре Мальро представил в саду современную скульптуру, удалив ряд работ XIX века и заменив их работами Аристида Майоля . [34]
Во второй половине 20-го века Гран-Кувер был отремонтирован произведениями современной скульптуры мировых художников, в том числе:
- Шахматная доска, большая (1959) Жермен Ришье
- Великий музыкант (1937) Анри Лоренса
- Персонажи III (1967) Этьена Мартена
- Primo Piano II (1962) Дэвида Смита
- Уверенность (2000) Даниэля Дезеза
- Сила и нежность (1996) Эжена Доденя
- Ничей друг (1999) Эрика Дитмана
- Manus Ultimus (1997) Магдалены Абаканович
- Дерево гласных , (2000) Джузеппе Пеноне
- Обнаженная мазок кисти (1993) Роя Лихтенштейна
- Один, два, три, мы (2000) Анны Рошетт
- Жанетт (около 1933), Поль Бельмондо
- Аполлон , (около 1933), Поль Бельмондо
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Ив-Мари и Жанин Кристиани, Искусство садов в Европе , Citadelles et Mazenod, Париж, 2006.
- Хэзлхерст, Ф. Гамильтон, Сады иллюзий: гений Андре Ле Ностра , издательство Vanderbilt University Press, 1980. ( ISBN 9780826512093 )
- Импеллусо, Лючия, Сады, огороды и лабиринты , Хазан, Париж, 2007.
- Жакен, Эммануэль (2000). Тюильри, от Лувра до Конкорда . Париж: Editions du Patrimoine, Centres des Monuments Nationaux. ISBN 978-2-85822-296-4 .
- Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , Париграмма, Париж, 2007. ( ISBN 978-2-84096-476-6 )
- Прево, Филипп, История садов , Editions Sud Ouest, 2006.
- Венцлер, Клод, Садовая архитектура , Editions Ouest-France, 2003.
Источники и цитаты
[ редактировать ]- ^ Эммануэль Жакен, Тюильри от Лувра до Конкорда .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жакен (2016) , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жакен (2016) , с. 6.
- ^ Жакен 2000 , с. 15.
- ^ Жаррассе, Грамматика парижских садов , с. 51.
- ^ Жаррассе, с. 47
- ^ Статуи в парке сейчас являются копиями; оригиналы находятся в Лувре.
- ↑ До 1970 года стулья все еще арендовали за небольшую сумму.
- ^ Жакен, с. 24.
- ^ Жакен, с. 22
- ^ Жакен 2000 , с. 24.
- ^ Жакен, с. 25
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жакен 2000 , с. 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жакен 2000 , стр. 26–27.
- ↑ Два экседра были отреставрированы с использованием гипсовых копий оригинальных статуй.
- ^ Жакен 2000 , с. 31.
- ^ Жакен 2000 , с. 34.
- ^ Жакен 2000 , стр. 34–35.
- ^ Официальный отчет летних Олимпийских игр 1900 года. п. 16. По состоянию на 14 ноября 2010 г. (на французском языке).
- ^ Жакен 2000 , с. 40.
- ^ Жакен 2000 , стр. 38–41.
- ^ Жакен, с. 41
- ^ «Здание от Второй империи до кувшинок». Здание от Второй империи до кувшинок | Musée De L'Orangerie , 2019, www.musee-orangerie.fr/en/article/building- Second-empire-water-lilies.
- ^ Жакен, с. 42–43
- ^ Жаррассе, с. 49
- ^ «2020 - Обзор года», Пресс-релиз Лувра, 8 января 2021 г.
- ^ Манифест проекта ЕС: https://www.projectmanifest.eu/the-march-of-23-may-1998-paris-france-en-fr/
- ^ Жакен 2000 , с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жакен 2000 , с. 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жакен 2000 , с. 52.
- ^ Жакен 2000 , с. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жакен 2000 , с. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жакен 2000 , с. 62.
- ^ Жакен 2000 , с. 41.
48 ° 51'50 "N 2 ° 19'34" E / 48,86389 ° N 2,32611 ° E
- Места проведения летних Олимпийских игр 1900 года.
- Олимпийские площадки по фехтованию
- Сады в Париже
- Парки и открытые пространства Парижа
- Сады эпохи Возрождения
- Городские общественные парки
- Сады скульптур, тропы и парки во Франции
- 1564 заведения во Франции
- Объекты летних Олимпийских игр 2024 года.
- Наполеон