Jump to content

Наполеоновское разграбление искусства

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Наполеоновское разграбление искусства
Часть французских революционных войн и наполеоновских войн.

Лошади Святого Марка по пути во Францию ​​из Венеции, Жан Дюплесси-Берто , 1797 год.
Дата 1797–1815
Расположение

Наполеоновское разграбление произведений искусства ( французское : Spoliations napoléoniennes ) — серия конфискаций произведений искусства и ценных предметов, осуществленных французской армией или французскими чиновниками на завоеванных территориях Французской Республики и Империи , включая Итальянский полуостров , Испанию , Португалию , Нидерланды Европа и Центральная . Разграбление началось примерно в 1794 году и продолжалось во время правления Наполеона I во Франции, пока Венский конгресс в 1815 году не приказал вернуть произведения. [1] : 113 

В эпоху Наполеона неизвестное, но огромное количество произведений искусства было приобретено, уничтожено или потеряно в результате договоров, публичных аукционов и несанкционированных конфискаций. Монеты и предметы из драгоценных металлов, такие как « Жемчужина Виченцы» и « букентавр» , венецианская государственная баржа, были переплавлены для облегчения продажи и транспортировки для финансирования заработной платы французских военных. В суматохе многие произведения искусства и рукописи были потеряны при транспортировке или разбиты на части, которые часто так и не были воссоединены, как это произошло с мраморными колоннами Аахенского собора .

Французские чиновники оправдывали изъятие произведений искусства и других ценных объектов как правом завоевания , так и продвижением государственного образования, энциклопедизма и идеалов Просвещения . Эти захваты заново определили право завоевания в Европе и вызвали всплеск интереса к искусству и его консервации.

Реконструкция семьи Гонзага в Поклонении Святой Троице , разрубленной французскими солдатами

На Венском конгрессе Австрия , Испания , немецкие государства и Великобритания распорядились вернуть все удаленные произведения искусства. Многие были возвращены, но другие остались во Франции из-за сопротивления французской администрации, высоких затрат на транспортировку или риска повреждения хрупких произведений. Поскольку не все произведения искусства были возвращены, эта кампания французских грабежей продолжает влиять на европейскую политику, музеологию и национальную культурную самобытность и сегодня.

Анри Грегуар

После Французской революции новому правительству пришлось решать, национализировать ли и каким образом произведения искусства из церквей, беглой знати старого режима и королевских коллекций. [2] В некоторых случаях французские иконоборцы уничтожали произведения искусства, особенно те, которые представляли королевскую власть или феодализм. [3] : 25,32  Другие работы были выставлены на публичные торги для пополнения опустевшей республиканской казны, раскуплены и перевезены в другие европейские коллекции. [3] : 30–31 

С вмешательством аббата Анри Грегуара в 1794 году французское революционное правительство приняло меры, чтобы остановить вандализм и уничтожение произведений искусства, объявив их источником национального наследия. [3] : 32  [4] По всей Франции произведения были помещены на хранение или для показа в музеях, таких как Лувр , и были предприняты попытки провести огромную инвентаризацию конфискованных произведений. [3] : 33  Региональные французские музеи сопротивлялись попыткам централизованного контроля над своими коллекциями, но недавно созданная Французская Директория создала комиссии для поощрения соблюдения требований. Во многих случаях это спасало произведения средневекового или готического искусства от разрушения, часто благодаря вмешательству таких экспертов, как архитектор Александр Ленуар , аббат Николя Берже и художник Луи Жозеф Ватто . [3] : 33–34 

С начала XVIII века французы требовали увеличения количества публичных выставок, создавая потребность в новых произведениях искусства и их демонстрации. [5] : 677  А возросшие коллекции нуждались в новых учреждениях для управления ими. Musée des Monuments Français , коллекция которого позже будет передана в Лувр, и Музей изящных искусств Лиона — два ярких примера художественных музеев. Были также основаны научные музеи, в том числе Национальная консерватория искусств и ремесел и Национальный музей естественной истории . [6] : 25 

Виван Денон работает в комнате Дианы в Лувре , картина Бенджамина Зикса, 1811 год.

Ранее неорганизованная коллекция Лувра была каталогизирована и структурирована благодаря работам ученых Эннио Квирино Висконти и Александра Ленуара. [3] : 100,107  В ноябре 1802 года первый консул Наполеон Бонапарт назначил Вивана Денона директором Лувра, музеев Версаля и коллекций королевского замка в связи с его успехами в египетской кампании . [3] : 107,112  Денон, известный как «Глаз Наполеона». [7] : 33  продолжал путешествовать с французскими военными экспедициями в Италию, Германию, Австрию и Испанию, чтобы отобрать произведения искусства для Франции. [8] : 183  Он также улучшил планировку и освещение Лувра, чтобы стимулировать целостное сравнение разграбленных произведений искусства, отражая новые идеи в музеологии и опровергая возражения о том, что произведениям искусства не хватает значимого контекста во Франции. [1] : 133  Денон «использовал лесть и двуличность», чтобы добиться дальнейших приобретений, даже вопреки желанию Наполеона. [1] : 132  В результате Указа Шапталя 1801 года произведения большего достоинства были отобраны для Лувра, в то время как менее важные произведения были распределены между новыми французскими провинциальными музеями, такими как музеи в Лионе или Марселе , а затем в более мелкие музеи, такие как в Реймсе , Туре , или Арль . [5] : 679  В то же время некоторые итальянские академии изящных искусств были преобразованы в публичные музеи, такие как Пинакотека Брера в Милане. [9]

Приток картин также совпал с возобновлением интереса к методам реставрации произведений искусства под влиянием реставраторов Робера Пико и Франсуа-Туссена Акена . Многие из сооружений никогда не чистились и нуждались в ремонте после транспортировки. [3] : 106  Некоторые картины были отреставрированы или изменены, например, «Мадонна из Фолиньо » Рафаэля , которая была перенесена с оригинальной панели на подставку для холста в ок. 1800 . В 1798 году Лувр действительно выставил картину Пьетро Перуджино , которая была отреставрирована лишь наполовину, чтобы продемонстрировать публике ремонт. [3] : 106  Эти новые методы сохранения культуры затем использовались для оправдания конфискации и изменения иностранных культурных ценностей. [1] : 117 

Удаление фресок и фресок французской армией было связано с традицией французских реставраторов переносить картины на новые опоры. Они считали, что снятие настенных росписей ничем не отличается от перемещения деревянного алтаря с места. [10] Некоторые из радикальных методов лечения было трудно провести успешно. В 1800 году французские власти попытались убрать « Депонирование» работы Даниэле да Вольтерра из часовни Орсини римской церкви Тринита деи Монти . Штукатурка в технике масселло , в результате которой была удалена часть гипсовой опоры фрески, подорвала стены часовни, и удаление пришлось остановить, чтобы предотвратить обрушение часовни. [10] Саму фреску пришлось тщательно реставрировать Пьетро Пальмароли , и она так и не была отправлена ​​в Париж. [10]

Оправдания изъятий

[ редактировать ]

Французское правительство планировало увеличить музейные коллекции за счет конфискации иностранных произведений искусства в качестве демонстрации национальной силы. [2] Поначалу ассигнования были неизбирательными, но к 1794 году французское правительство разработало структурированные программы приобретения произведений искусства посредством войн. [11] С помощью своей «ученой» системы, примером которой является Комиссия наук и искусств , эксперты выбирали, какие работы следует брать - система пыталась примирить имперскую дань с французскими ценностями энциклопедизма и государственного образования. [6] : 21,27  Его работа поддерживалась мирными договорами, призванными узаконить их приобретения: некоторые положения договоров требовали доставки произведений искусства, [12] : 134  и другие налагали приобретение произведений искусства как дань от иностранной знати. [3] : 92–93  [1] : 132 

В европейской истории разграбление произведений искусства было обычным и общепринятым способом завоевателей продемонстрировать власть над своими новыми подданными. [1] : 115–116  Однако в конце 18 века усиление национального контроля над произведениями искусства привело к принятию правил, ограничивающих перемещение и продажу произведений искусства; а идеалы просвещенных монархов не поощряли относиться к искусству как к простому грабежу. [1] : 116 

Наполеон демонстрирует группу Аполлона Бельведерского и Лаокоона, французская акватинта , 1797 год.

Тем не менее, французы оправдывали свои захваты, апеллируя к праву завоевания и республиканским идеалам художественного признания. [1] : 124  а также развитие научных знаний и «научный космополитизм» Республики литературы . [6] : 20  Нор Жак-Люк Барбье-Вальбонн , гусарский лейтенант, заявил перед Национальным собранием, что произведения оставались «слишком запятнанными рабством» и что «эти бессмертные произведения больше не находятся на чужой земле. Они привезены на родину искусства и гения – родине свободы и священного равенства: Французской Республике». [3] : 38  Епископ Анри Грегуар заявил перед Конвентом в 1794 году: «Если наши победоносные армии вошли в Италию, то удаление Аполлона Бельведерского и Фарнезского Геркулеса должно было бы быть самым блестящим завоеванием. Именно Греция украсила Рим: зачем шедеврам греческого искусства Республика украшает страну рабов? Французская Республика должна стать их последним пристанищем». [13] Эта риторика противопоставляла республиканские ценности революционной Франции европейским монархиям, которые опирались на крепостное право, феодализм и эксплуататорский колониализм, утверждая, что другие страны неспособны должным образом заботиться о своей собственной культуре. [1] :  119 Французская Республика все еще считала Гаити рабской колонией . (Хотя в то время [14] ).

Один из трактатов Катремера де Квинси об этике художественной экспозиции, 1815 г.

Катремер де Квинси , ученик Иоганна Иоахима Винкельмана и ему подобных, считал, что произведения искусства не следует вырывать из их первоначального контекста. Начиная с 1796 года, Катремер выступал против присвоения произведений искусства. По его словам, чтобы заново открыть искусство прошлого, необходимо «обратиться к руинам Прованса , исследовать руины Арля, Оранжа и восстановить прекрасный амфитеатр Нима », вместо того, чтобы грабить Рим. Хотя Катремер поддерживал централизацию культурных знаний, [1] : 128  он считал, что выкорчевывание искусства из его первоначального контекста, как это делали французские чиновники, безнадежно скомпрометирует его подлинное значение, создавая вместо этого новые значения. [10]

Взгляды Катремера во Франции были в меньшинстве, но завоеванные страны обращались с призывами в том же духе. В оккупированной Бельгии прошли народные протесты против экспроприации произведений искусства, а Центральная и Высшая администрация Бельгии пыталась заблокировать французские приобретения. Администрация утверждала, что с бельгийцами следует обращаться не как с побежденными подданными, а как с «детьми республики». [1] : 125  Во Флоренции директор Уффици утверждал , что коллекция галереи уже принадлежала народу Тосканы , а не великому герцогу, подписавшему договор с французами. Эти призывы иногда поддерживались французскими чиновниками. Например, Шарль Николя Лакретель утверждал, что чрезмерное использование итальянского искусства подтолкнет итальянцев к поддержке правления Габсбургов . [1] : 127 

Нидерланды и Рейнская область

[ редактировать ]

Во время и после успешной войны против Первой коалиции (1792–1797 гг.) французские армии разрушали памятники, поддерживали иконоборчество и проводили аукционы произведений искусства с конфискованной собственностью в Нидерландах северо-западной Европы. [3] : 40–41  Французские армии начали требовать собственности внутри недавно образованной Батавской республики . [1] : 125  в том числе из коллекции Дома Оранских в Гааге . Их усилия возглавил гусарский лейтенант Норд Жак-Люк Барбье-Вальбонн по совету художника и коллекционера Жана-Батиста Викара . [15] В 1794 году три картины Питера Пауля Рубенса и около 5000 книг из Левенского университета были отправлены из Антверпена в Париж. [16] : 440  и первая партия прибыла в сентябре того же года. [5] : 678  Лувр получил около 200 картин фламандских старых мастеров: среди них 55 картин Рубенса и 18 Рембрандта , а также саркофаг Прозерпины и несколько мраморных колонн из Аахенского собора. [16] : 443  Несмотря на антиклерикализм Франции того времени, парижские власти приветствовали фламандские произведения искусства на религиозные темы. [3] : 46 

В начале 1795 года Франция завоевала Голландию, и одна из «ученых» комиссий, в которую входили ботаник Андре Туэн , геолог Бартелеми Фожас де Сен-Фон, антиквар Мишель Ле Блон и архитектор Шарль де Вайи, получила доступ к коллекции штатгальтера Вильгельма V , который сбежал. [6] : 21–22  Однако статус Батавской республики как « братской республики » Франции затруднял оправдание приобретений. В марте 1795 года французские власти освободили всю частную собственность Батавии от конфискации, за исключением собственности штатгальтера, поскольку он был очень непопулярен. [6] : 24  Поскольку коллекция штатгальтера была признана частной собственностью и имела право на присвоение, в конце весны 1795 года в Париж были отправлены четыре партии артефактов естествознания (минералы, чучела животных, книги и т. д.) и 24 картины. [6] : 23 

Как описал Туэн, этот отбор действует одновременно как дань уважения и как способ усилить культурную зависимость от Франции:

Эта дань побежденной державы будет во многом способствовать увековечиванию славы победителей и сделает соседние державы данниками Франции, заставив ее подданных черпать у Франции полезные знания. Это, несомненно, самая дешевая дань, которую можно получить от побежденных, самая достойная для великих людей, которые ее навязывают, самая плодотворная для добра человечества, цель, которую любое хорошее правительство никогда не должно упускать из виду. [6] : 26 

Процесс комиссии установил образец для будущих систематических ассигнований. [11] Использование французами экспертов объясняет, как они могли выбирать важные произведения старых мастеров и отличать их от копий и произведений, сделанных в мастерских художников. [3] : 46,60  Первые французские выставки произведений искусства Нижней страны состоялись в 1799 году и включали 56 работ Рубенса, 18 Рембрандта, Яна ван Эйка и Гентский алтарь 12 портретов Ганса Гольбейна Младшего . [8] : 180  С 1801 года французские чиновники, отвечающие за новые бельгийские художественные учреждения, пытались воспрепятствовать дальнейшему экспорту произведений искусства. [3] : 50–51 

Италия в 1796 году

В Италии практика использования специальных комиссий по отбору произведений искусства для присвоения была расширена и стала более систематической. [3] : 61  Библиотекари Национальной библиотеки составили обширные списки желаемых итальянских книг. В состав комиссии входили учёные Клод Луи Бертолле , Пьер Клод Франсуа Дону , Гаспар Монж ; и художники Жак-Пьер Тине , Жан-Батист Викар, Андреа Аппиани и Жан-Батист Муатт. [3] : 64  В Ломбардии , Венето и Эмилии-Романье члены комиссий имели право выбирать и приобретать произведения по своему усмотрению. [11] 7 мая 1796 года французская дирекция приказала Наполеону переправить товары с оккупированных территорий Италии во Францию:

Гражданин, исполнительная дирекция убеждена, что слава искусства и слава армии под вашим командованием неразделимы. Италия обязана искусству большей частью своего богатства и славы, но пришло время французского правления, чтобы укрепить и украсить королевство свободы. Национальный музей должен хранить все знаменитые памятники искусства, и вы обязательно обогатите его тем, что ждет его от вооруженного завоевания Италии, и тем, что еще ждет в будущем. Эта славная кампания, а также возможность Республике предложить мир своим врагам, должна исправить разрушительный вандализм, добавив к великолепию военных побед очарование утешительного и полезного искусства. [17]

«Захват итальянских реликвий» , карикатура Джорджа Крукшенка , 1815 год.

Сам Наполеон имел тесные связи с Италией, что вдохновляло как его имперские амбиции, так и высокую оценку ее искусства. Французское правление также приветствовалось больше, чем в Нидерландах, особенно среди итальянских интеллектуалов, что дало ассигнованиям некоторую общественную поддержку. [3] : 62–63  Регионы, которые либо были благосклонны к французскому правлению, например те, которые в конечном итоге образовали Цизальпинскую республику , [18] : 408  — или были географически труднодоступны, из них было изъято меньше произведений искусства. Регионы, которые активно боролись с французами, такие как Парма и Венеция , требовали передачи произведений искусства в качестве условия их капитуляции. [11] Французские армии также по ходу дела распускали монастыри и монастыри, часто забирая произведения искусства, которые были брошены или проданы в спешке. [8] : 180 

Последняя страница Кампо-Формиоского договора 1797 года с подписями.

С весны 1796 года первая наполеоновская кампания в Италии удалила все виды предметов искусства, что было санкционировано положениями Леобенского договора , Кераско , Болонского перемирия и Толентино , кульминацией которых стали положения 1797 года Договор Кампо-Формио , по которому произведения искусства были переданы из Австрии и бывшей Венецианской республики . [3] : 63  Только в 1796 году во Францию ​​было привезено более 110 произведений искусства. Первые ассигнования были организованы Жаном-Батистом Викаром. Опираясь на свой опыт каталогизации коллекций произведений искусства итальянских герцогств, Викар выбрал, какие картины будут отправлены в Париж с 1797 по 1800 год. [19] Его дело позже продолжил Вивант Денон. [20] : 692  Местные дворяне, такие как Джованни Баттиста Соммарива , использовали волнения, чтобы обогатить свои личные коллекции. [20] : 692 

Во время оккупации наполеоновские чиновники продолжали грабить произведения искусства сверх того, что было оговорено в договорах - комиссия имела разрешение изменить согласованное количество произведений искусства. [11] Сопротивление этим ассигнованиям было децентрализованным, а иногда и отсутствовало, поскольку Италия еще не существовала как единая нация. [18] : 409 

Королевство Сардиния

[ редактировать ]

После перемирия в Кераско в мае 1796 года более 67 итальянских и фламандских произведений искусства перешли во Францию. Турин стал частью французской территории, и переговоры были особенно сердечными. [21] : 133  Меньше работ было вывезено из Сардинии (которая в то время управлялась Савойским домом из Турина), хотя внимание французов обратилось к документам, кодексам Королевского архива и фламандским картинам в Галерее Сабауда . [3] : 93 

Австрийская Ломбардия

[ редактировать ]
Внешний вид Библиотеки Амброзиана

Французы вошли в Милан в 1796 году в рамках первой итальянской кампании Наполеона в Ломбардии. еще шли бои В мае 1796 года, когда в Кастелло Сфорцеско , Тинет отправился в Библиотеку Амброзиана в качестве члена французской комиссии. Там Тинет взял фрески подготовительные рисунки Рафаэля для «Афинская школа» в Ватикане ; 12 рисунков и Атлантический кодекс Леонардо да Винчи ; драгоценные рукописи « Буколики Богородицы » с иллюстрациями Симоне Мартини ; и пять пейзажей Яна Брейгеля для Карло Борромео , которые были помещены в миланскую Амброзиану в 1673 году. [22] «Терновая коронация» , выполненная последователем Тициана между 1542 и 1543 годами по заказу монахов церкви Санта-Мария-делле-Грасес, была отправлена ​​в Лувр. Многие работы были также взяты из Пинакотеки Брера и собора Мантуи . Из мантуанской церкви Санта-Тринита в Париж были перевезены три работы Рубенса: «Крещение Христа» , «Троица Гонзага » и «Преображение» . [3] : 73–74 

в Атлантический Кодекс конечном итоге был возвращен. [23] по частям, в Библиотеку Амброзиана. Фактически, многие листы Кодекса хранятся в Нанте и Базилее , тогда как все остальные тетради и сочинения Леонардо находятся в Национальной библиотеке Франции , в Париже. [24]

Перемирие между Наполеоном и герцогом Модены было подписано в мае 1796 года в Милане Сан-Романо Федерико д'Эсте, представителем герцога Эрколе III . Франция потребовала 20 картин из коллекции Эсте и денежную сумму, втрое превышающую сумму Пармского перемирия. [16] : 440  Первую партию отправил Джузеппе Мария Соли , директор Академии изящных искусств [ it ] . [25]

14 октября 1796 года Наполеон вошел в Модену с двумя новыми комиссарами, Пьером-Ансельмом Гарро и Антуаном Кристофом Саличети , чтобы просмотреть галереи медалей Модены и герцогский дворец в поисках коллекций камей и гравированных полудрагоценных камней. [26] 17 октября, забрав множество рукописей и старинных книг из герцогской библиотеки, они отправили 1213 предметов: 900 бронзовых императорских римских монет, 124 монеты из римских колоний, 10 серебряных монет, 31 фигурную медаль, 44 монеты из греческих городов и 103 монеты. Папские монеты. Всех отправили в Национальную библиотеку Парижа, где они проживают до сих пор.

В феврале 1797 года жена Наполеона Жозефина поселилась во дворце герцогов Модены и пожелала увидеть коллекцию камей и драгоценных камней. Она взяла около 200 из них, помимо тех, что забрал ее муж. Французские чиновники также отправили в Лувр 1300 рисунков, найденных в коллекции Эсте. [27] а также 16 агатовых камей, 51 драгоценный камень и множество хрустальных ваз. [28]

Парма, Пьяченца и Гуасталла.

[ редактировать ]
Внешний вид Палаццо Фарнезе , в котором сейчас находится посольство Франции.

По перемирию от 9 мая 1796 года герцог Пармы, Пьяченцы и Гуасталлы был вынужден прислать 20 картин. [16] : 440  позже их число сократилось до 16, выбранных французскими чиновниками. В Пьяченце чиновники выбрали два полотна из пармского собора «Похороны Богородицы» и «Апостолы у гроба Богородицы» для отправки в Лувр работы Людовико Карраччи. В 1803 году по распоряжению администратора Моро де Сен-Мери были сняты резьба и украшения Палаццо Фарнезе , а также картина «Испанская коронация ». были взяты две картины Из собора изображающие : Джованни Ланфранко, святых Алессио и Коррадо. Этторе Рота опубликовал таблицы всех изъятых произведений искусства: 55 работ герцога Пармского, Пьяченцы и Гуасталлы и 8 бронзовых предметов из Велехи, из которых 30 работ и 8 бронзовых изделий в конечном итоге были возвращены. [29] «Святой Коррадо» Ланфранко и «Испанская коронация» остаются во Франции, где выставлены на обозрение. Остальные работы отсутствуют. [29]

В Парме, после приказов 1803 года и создания департамента французского Таро в 1808 году, из герцогского археологического музея были изъяты более ценные предметы, такие как Tabula Alimentaria Traianea и Lex Rubria de Gallia Cisalpina [ it ] . Один префект департамента после ухода Вивана Денона жаловался, что «не осталось ничего, что могло бы служить образцом для школ живописи в Парме». [1] : 134 

Венецианская Республика

[ редактировать ]

Французские поиски венецианских произведений искусства возглавили Монж, Бертолле, художник Жан-Симон Бертелеми и Тине, который ранее побывал в Модене. После поражения Венецианской республики произошло несколько восстаний против оккупационных французских армий. [3] : 78  Последовавшие за этим репрессии и конфискации были особенно жестокими. Золотые и серебряные изделия из Венецианской Зекки и базилики Сан-Марко были переплавлены и отправлены во Францию ​​или использованы для выплаты жалованья солдатам. [30] Религиозные ордена были упразднены, около 70 церквей снесены. Около 30 000 произведений искусства были проданы или пропали без вести. [31]

Бучинторо , венецианская государственная баржа, была разобрана вместе со всеми ее скульптурами, большая часть которых затем была сожжена на острове Сан-Джорджо Маджоре, чтобы извлечь из них сусальное золото; был Венецианский арсенал разобран, а самое красивое оружие, доспехи и огнестрельное оружие отправлено во Францию, а остальное (в том числе более 5000 пушек) переплавлено. [32] [33] Оружие, отправленное во Францию, в основном было помещено в коллекцию Музея Армии , включая бронзовую пушку, созданную в честь союза между Венецианской Республикой и Датско-Норвежским союзом . [33]

«Свадьба в Кане» , снятая из бенедиктинской трапезной на острове Сан-Джорджо Маджоре, сейчас находится в Лувре.

«Свадьба в Кане Картина Паоло Веронезе » была разрезана на две части и отправлена ​​в Лувр (где и остается). Алтарь Сан-Дзено работы Андреа Мантенья был разрезан на части и также отправлен. Его платформы остались в Лувре, а основное панно вернули в Верону, что нарушило целостность произведения. Знаменитая коллекция окаменелостей Джованни Баттисты Газолы с горы Болька была конфискована в мае 1797 года и передана в Музей естественной истории в Париже в сентябре того же года. Газола ретроспективно получил компенсацию в виде ренты с 1797 года и пенсии с 1803 года. [34] Он создал вторую коллекцию окаменелостей, которые также были конфискованы и привезены в Париж в 1806 году. [35]

В апреле 1797 года французы увезли Льва Святого Марка и знаменитых бронзовых Коней Святого Марка . Когда Наполеон решил отметить свои победы 1805 и 1807 годов , он приказал построить Триумфальную арку Каррусели и разместить на ней лошадей в качестве единственного украшения. [16] : 441 

Рим и Папская область

[ редактировать ]

После Болонского перемирия Папская область отправила во Францию ​​более 500 рукописей и 100 произведений искусства при условии, что французская армия не будет оккупировать Рим. [11] Папе . пришлось оплатить расходы по транспортировке рукописей и произведений искусства в Париж Член комиссии Жак-Пьер Тине взял алтари Рафаэля, переданные по перемирию, а также еще 31 картину, некоторые из которых были написаны Рафаэлем и Перуджино. [11]

Напряженность между французами и римлянами нарастала. В августе 1796 года римские бунтовщики напали на французских комиссаров в знак протеста против ассигнований. [16] : 441  и французский легат был убит. [3] : 83  Сам Папа пытался подорвать положения мирного договора и задержать фактическую отправку произведений. Когда 8 сентября 1797 года французское правительство направило ему ультиматум, Папа объявил договор и Болонское перемирие недействительными. [3] : 74  Когда папская армия потерпела поражение, римские эмиссары согласились на более суровые условия Толентинского договора. Французские чиновники конфисковали коллекции произведений искусства в Равенне , Римини , Пезаро , Анконе и Перудже . [3] : 76  [16] : 441 

Французская армия прибывает в Рим в 1798 году.

После того, как французский генерал Матюрен-Леонар Дюфо был случайно застрелен возле французского посольства в декабре 1797 года, французские армии оккупировали Рим, изгнали Папу Пия VI и установили недолговечную Римскую республику . [3] : 83–84  Хотя общественность была уверена, что их памятники не будут взяты, французские власти начали систематически разграбить город после составления описи сокровищ Ватикана. [3] : 84 

Чиновники открыли покои Папы и сплавили золотые и серебряные медали Ватикана для облегчения транспортировки. Ватикана Они пытались придумать способ убрать фрески из Залов Рафаэля . Произведения искусства выбрал Жозеф де ла Порт дю Тейль, французский интеллектуал, хорошо знавший библиотеку Ватикана. Он взял, среди прочего, Фонс Регина, библиотеку шведской королевы Кристины . Изъятия также имели место в Библиотеке Ватикана , Biblioteca Estense Модены, библиотеках Болоньи , Монцы , Павии и Бреры . Частная библиотека Папы Пия VI была конфискована Пьером Клодом Франсуа Дону после того, как она была выставлена ​​на продажу. [16] : 445 

Генерал Поммерёль планировал вывезти Колонну Траяна из Рима и отправить ее во Францию, вероятно, по частям. [10] Однако это предложение не было реализовано из-за стоимости транспортировки и административных препятствий, созданных Церковью для замедления процесса. [10]

За свою антифранцузскую пропаганду у кардиналов Джузеппе Альбани и Ромоальдо Браски-Онести были конфискованы коллекции на вилле Альбани и в Палаццо Браски соответственно. [8] : 87  В мае Дауну написал, что классические скульптуры с виллы Альбани заполнили более 280 ящиков, и все они должны быть отправлены в Париж. [8] : 180  Швейцарский скульптор Генрих Келлер описал хаотическую сцену в Риме:

Разрушения здесь ужасны; самые красивые картины продаются за бесценок [...] Чем святее тема, тем ниже цена. Вчера я был в Капитолии, там ситуация ужасная. Марк Антоний стоит на кухне, одетый в тяжелый деревянный шейный платок и соломенные перчатки; Умирающий Галл до пят закутан в солому и мешковину; прекрасная Венера Медичи похоронена по грудь в сене; а Флора ждет, похороненная в деревянном ящике. [8] : 180 

В 1809 году коллекции мрамора были проданы Наполеону принцем Камилло Боргезе , который находился в тяжелом финансовом положении из-за высоких налогов, введенных французами. Князь не получил обещанную сумму, но получил оплату землей, реквизированной у церкви, и правами на добычу полезных ископаемых в Лацио . (После Венского конгресса принцу пришлось вернуть все подобные компенсации их законным владельцам.) [36]

Святой Франциск Ассизский получает стигматы работы Джотто из Пизы, сейчас находятся в Лувре.

С марта 1799 года, после того как Флоренция была оккупирована французскими войсками, Жан-Батист Викар выбирал, какие картины будут вывезены из Палаццо Питти и отправлены в Париж. [19] : 120  Всего 63 картины и 25 произведений pietre dure . из Флоренции было вывезено [3] : 96  В 1803 году Венера Медичи была вывезена во Францию ​​по специальному приказу Наполеона. [37]

Позднее разграбление Великого Герцогства Тосканы возглавил сам директор Лувра Виван Денон. Летом и зимой 1811 года, после того как Королевство Этрурия было аннексировано Французской империей, Денон забирал произведения искусства из распущенных церквей и монастырей в Генуе , Массе , Карраре , Пизе , Вольтерре и Флоренции. [8] : 185  В Ареццо Денон взял «Благовещение Богородицы » Джорджо Вазари из церкви Санта-Мария-Новелла д'Ареццо. Его выбор этих «примитивных» итальянских произведений искусства был странным для того времени: работы «примитивных», или готических итальянских художников ок. 1180–1400 гг. Широко не нравились. [3] : 152  [38]

Во Флоренции Денон обыскал монастырь Святой Екатерины, церкви Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци и Санто-Спирито , а также Академию изящных искусств Флоренции и отправил обратно в Лувр работы, такие как Фра Филиппо Липпи «Алтарь Барбадори» из Святой Дух, [39] Чимабуэ Маэста , [3] : 151  а гробницы незаконченные скульптуры Микеланджело для Папы Юлия II были отправлены в Лувр. [8] : 185  .

Аллегория Неаполитанской Республики, созданная Наполеоном как государство-сателлит.

В январе 1799 года, после оккупации Неаполя, генерал Жан-Этьен Шаммонне начал конфисковывать и переправлять произведения искусства в Неаполитанское королевство . В послании, которое он отправил 25 февраля, он сказал:

Я с удовольствием сообщаю вам, что мы нашли сокровища, которые считали потерянными. Кроме Гесси из Эрколано, находящихся в Портичи, есть для вас две конные статуи Нония, отца и сына, из мрамора; Венера Каллипига не поедет одна в Париж, потому что мы нашли в фарфоровой мануфактуре великолепную Агриппину , ожидающую смерти; мраморные статуи Калигулы, Марка Аврелия в натуральную величину и прекрасный Меркурий в бронзе, а также древние мраморные бюсты большой ценности, среди которых один из Гомера. Конвой отправится через несколько дней. [40]

Картины, скульптуры, книги и золото были захвачены французами во время правления недолговечной Неаполитанской Республики . В прошлом году, опасаясь худшего, король Обеих Сицилий Фердинанд I перевез в Палермо 14 шедевров , но французские солдаты разграбили многие произведения из близлежащих коллекций, таких как Галерея Каподимонте и Дворец Каподимонте . [3] : 96 

Каталог Кановы

[ редактировать ]

Будучи папским дипломатом, скульптор Антонио Канова составил список итальянских картин, отправленных во Францию. [41] Ниже приводится список, сообщенный французскими источниками, в котором также указано, сколько произведений было впоследствии репатриировано или утеряно. Канова в первую очередь интересовался фигуративными произведениями и скульптурами, опуская второстепенные или просто декоративные произведения искусства. [42]

Место происхождения и время взятия Работы приняты Работы вернулись в 1815 году. Работы остались во Франции Работы потеряны
Милан, май 1796 г. 19 6 11 2
Кремона, июнь 1796 г. 6 2 4
Модена, июнь 1796 г. 20 10 10
Парма, июнь 1796 г. 15 12 3
Болонья, июль 1796 г. 31 15 16
Ченто, июль 1796 г. 1 0 1
Модена, октябрь 1796 г. 30 11 19
Лорето, февраль 1797 г. 3 1 2
Перуджа, февраль 1797 г. 3 1 2
Мантова, февраль 1797 г. 4 0 4
Фолиньо, февраль 1797 г. 1 1 0
Пезаро, 1797 г. 7 3 4
Изображение, 1797 г. 3 0 3
Рим, 1797 г. 13 12 1
Верона, май 1797 г. 14 7 7
Венеция, сентябрь 1797 г. 18 14 4
Итого 1796–1797 гг. 227 110 115 2
Рим, 1798 г. 14 0 14
Турин, 1799 г. 66 46 20
Флоренция, 1799 г. 63 56 0 7
Турин, 1801 г. 3 0 3
Неаполь, 1802 г. 7 0 7
Рим (Сент-Луис Французский) 26 0 26
Парма, 1803 г. 27 14 13
Итого 1798–1803 гг. 206 116 83 7
Савона, 1811 г. 6 3 3
Генуя, 1811 г. 9 6 3
Кьявари, 1811 г. 2 1 1
Я поднимаюсь, 1811 г. 1 1 0
Ла Сапиенца, 1811 г. 1 1 0
Пиза, 1811 г. 9 1 8
Флоренция, 1811 г. 9 0 9
Парма, 1811 г. 5 2 3
Фолиньо, 1811 г. 1 1 0
Тоди, 1811 3 2 1
Перуджа, 1811 г. 10 5 5
Милан (Брера), 1812 г. 5 0 5
Флоренция, 1813 г. 12 0 12
Итого 1811–1813 гг. 73 23 50
Общий итог 506 249 248 9

Празднование победы 1798 года.

[ редактировать ]
Тележки с произведениями искусства, украденные Наполеоном, прибывают на Марсово поле в Париже перед Военной школой после первой итальянской кампании 27 и 28 июля 1798 года. [43] [1]

27 и 28 июля 1798 года состоялось грандиозное празднование военных побед Франции. [16] : 437  что совпало с прибытием в Париж третьего конвоя с произведениями искусства из Рима и Венеции. [1] : 124  Триумфальный парад был запланирован на несколько месяцев вперед. Как видно на памятных гравюрах, его девизом было: La Grèce les ceda; Рим пропал; leur sortchangea deux fois, il nechangera plus (Греция пала; Рим потерян; их удача изменилась дважды, она больше не изменится). [16] : 438 

В процессии присутствовали Кони Святого Марка, Аполлон Бельведерский , Венера Медичи , Дискобол , группа Лаокоона и шестьдесят других произведений, среди которых были девять Рафаэлей, два Корреджо, коллекции антиквариата и минералов, экзотических животных и Рукописи Ватикана. [44] Внимание общественности было также привлечено к экзотическим животным и Черной Мадонне базилики делла Санта-Каса , которая, как полагают, была работой святого Луки . [45]

Египет и Сирия

[ редактировать ]

После Италии французская армия начала свою кампанию в Османском Египте и Османской Сирии находились под властью Османской империи (обе в то время ). Армия привела с собой отряд из 167 ученых, в том числе Денона, Монжа и математика Жозефа Фурье . [3] : 90  [46] Их научная экспедиция провела раскопки и научные исследования для изучения египетских пирамид, храмов и статуй фараонов. [16] : 442  как гробница Аменхотепа III . [47] Грабежи этого района не считались европейцами нарушением международных норм из-за влияния ориентализма и напряженных отношений европейских стран с Османской империей. [1] : 124  Большинство предметов, захваченных французской армией, были потеряны британцами, в том числе саркофаг Нектанебо II и Розеттский камень , после битвы на Ниле в 1798 году, и вместо этого были отправлены в Британский музей . [48] Исследования французских ученых завершились созданием « Мемуаров о Египте» и монументальной энциклопедии «Описание Египта» , завершенной в 1822 году. [46]

Центральная Европа

[ редактировать ]

После Люневильского договора между Францией и Священной Римской империей в 1801 году рукописи, кодексы и картины начали поступать из Северной и Центральной Европы в Париж. [16] : 442  В Баварии работы отбирал парижский профессор Невё. Неве передал список конфискованных произведений искусства правительству Баварии, которое позже позволило им подать запросы на реквизицию. [3] : 101  Однако императорские коллекции Священной Римской империи остались по большей части нетронутыми. [3] : 117 

После Пресбургского мира в декабре 1805 года и битвы при Йене-Ауэрштедте вскоре после этого Денон и его помощники граф Дарю и Стендаль начали систематически присваивать искусство из регионов Священной Римской империи, Вестфалии и Пруссии . [3] : 118  Прочесав Берлин , Шарлоттенбург и Сан-Суси , Денон освободил галерею Касселя от 48 картин. По пути картины были отправлены в Майнц , где их увидела императрица Жозефина и убедила Наполеона отправить их в Мальмезон в качестве подарка ей. [16] : 444  В конце концов Денон отобрал более 299 картин из коллекции Касселя. [8] : 184  было отобрано около 78 картин Кроме того, у герцога Брауншвейгского , а Стендхолл собрал более 500 иллюстрированных рукописей. [3] : 126  и знаменитая коллекция произведений искусства покойного кардинала Мазарини . [16] : 442 

Всего из городов Германии и Австрии, в том числе из Берлина, Вены , Нюрнберга и Потсдама , было вывезено более тысячи картин — только из Вены прибыло 400 предметов искусства. [49] Как и в Италии, многие работы были переплавлены для облегчения транспортировки и продажи, а в 1804 и 1811 годах были проведены два крупных аукциона для финансирования дальнейших французских военных экспедиций. [16] : 445 

Бегство короля Жозефа Бонапарта из Виттории , 1865 год.

Во время и после Пиренейской войны сотни произведений искусства были конфискованы из Испании , продолжавшаяся до первого отречения Наполеона в 1814 году. [16] : 443  Денон снова отобрал работы, в том числе работы Бартоломе Эстебана Мурильо , Франсиско де Сурбарана и Диего Веласкеса , для отправки в Париж для выставки. [3] : 133 

Когда Жозеф Бонапарт занял трон в Испании, большая часть работ поступила из испанской королевской коллекции и хранилась в музее Прадо в Мадриде, хотя испанская администрация смогла отложить их отправку до 1813 года. [8] : 186  Из Эль-Эскориал дворца генерал Орас Себастьяни и маршал Жан-де-Дьё Сульт забрали множество испанских картин, особенно Мурильо, а генерал Жан Бартелеми Дарманьяк забрал в основном голландские произведения из коллекции. [3] : 135  » Лувра . его коллекция в конечном итоге составила значительную часть « испанской галереи Сульт забрал себе так много испанских картин, что после его смерти [3] : 138 

В 1812 году французский контроль над Испанией начал рушиться после битвы при Саламанке . Король Жозеф попытался бежать, и его первая попытка побега включала в себя огромный обоз с награбленными предметами из испанской королевской коллекции. [3] : 139–140  После битвы при Витории в 1813 году Джозеф бросил произведения искусства и бежал со своей армией. Британские войска захватили почти 250 брошенных картин и провели публичный аукцион по рассеиванию части захваченных произведений искусства. [50] Сам герцог Веллингтон отправил в Англию около 165 человек. [3] : 140  Герцог, очевидно, предлагал вернуть картины королю Фердинанду VII после войны. Фердинанд отклонил предложение и в благодарность позволил герцогу оставить себе картины, большая часть которых сейчас выставлена ​​в Эпсли-Хаусе . [3] : 142 

Возвраты

[ редактировать ]

Первоначальные переговоры

[ редактировать ]

Во время Первой реставрации династии Бурбонов во Франции при Людовике XVIII (1814–1815) страны Шестой коалиции изначально не оговаривали возврат произведений искусства из Франции. С ними должны были обращаться как с «неотчуждаемой собственностью Короны». [49] Однако 8 мая 1814 года Людовик заявил, что произведения, еще не выставленные во французских музеях, будут возвращены, что привело к возвращению многих испанских произведений. [16] : 446  Рукописи были возвращены в Австрию и Пруссию к концу 1814 года, и Пруссия вернула себе все свои статуи, а также 10 картин Лукаса Кранаха и 3 Антонио да Корреджо . Герцог Брауншвейгский обнаружил 85 картин, 174 лиможских фарфора и 980 ваз из майолики . [16] : 449  Однако большая часть работ осталась во Франции.

Наполеона После второго отречения в июне 1815 года, за которым последовала еще одна реставрация Людовика XVIII, возвращение искусства стало частью переговоров, хотя отсутствие исторического прецедента сделало это дело запутанным. [48] [1] : 137  [51]

Некоторые страны не стали ждать согласия Венского конгресса, чтобы действовать. В июле 1815 года пруссаки начали требовать реституций. Король Пруссии Фридрих-Вильгельм III поручил дипломату фон Риббентроппу, искусствоведу Якоби и офицеру запаса Эберхарду де Грооту разобраться с возвратами. [16] : 450  8 июля они потребовали от Денона вернуть все прусские сокровища; но он отказался, заявив, что возврат не был санкционирован Людовиком XVIII. [3] : 162  Затем фон Риббентропп пригрозил, что прусские солдаты захватят завод, посадят в тюрьму и экстрадируют Денона в Пруссию. К 13 июля все ключевые прусские произведения были вывезены из Лувра и отправлены в дорогу. [52]

Когда голландский консул прибыл в Лувр с аналогичной просьбой, Денон отказал ему в доступе и написал Шарлю Морису де Талейран-Перигору и Венскому конгрессу:

Если мы откажемся от всех просьб Нидерландов и Бельгии, мы откажем музею в одном из важнейших достояний, фламандцах... Россия не против, Австрия только что получила все, и практически также Пруссия. Есть только Англия, которой нечего просить у музея, но которая с тех пор украла Элджинские мраморы из Парфенона и теперь думает составить конкуренцию Лувру и желает ограбить этот музей, чтобы собрать крошки. [53]

Камея Гонзаги , изображающая Птолемея II и Арсиною II, сейчас находится в Эрмитаже.

Сотрудники французских музеев пытались сохранить любые конфискованные предметы, утверждая, что сохранение произведений искусства во Франции является жестом щедрости по отношению к странам их происхождения и данью их культурному или научному значению. В 1815 году, например, Французский национальный музей естественной истории отказался вернуть артефакты в Нидерланды , заявив, что это обязательно приведет к разрушению полных коллекций музея. Естествоиспытатели предложили вместо этого отобрать и прислать «эквивалентную» коллекцию. [6] : 28–29  В конце концов, с помощью пруссаков делегаты из Нидерландов стали настолько нетерпеливыми, что силой забрали свои работы. [8] : 186 

20 сентября 1815 года Австрия, Великобритания и Пруссия согласились вернуть оставшиеся произведения искусства и подтвердили, что не существует принципа завоевания, который позволил бы Франции сохранить свою добычу. В качестве исключения, египетские трофеи Наполеона, которые были переданы Великобритании несколькими годами ранее, не были частью переговоров. [54] Российский император Александр I не участвовал в этом соглашении и предпочел пойти на компромисс с французским правительством. [16] : 451  только что приобрел для Эрмитажа 38 произведений искусства, проданных потомками Жозефины Богарне в счет погашения ее долгов. Незадолго до ее смерти в 1814 году царь также получил от нее подарок — камею Гонзаги из Ватикана. [55] После заключения Венского соглашения оккупационные силы Парижа продолжали вывозить и отправлять произведения искусства в Испанию, Нидерланды, Бельгию, Австрию и некоторые итальянские города. [16] : 452 

Представители Франции опротестовали возвращение и заявили, что оно незаконно, поскольку не имеет силы договора. Рассказывая о доставке картин в Милан, Стендаль сказал: «Союзники забрали 150 картин. Я надеюсь, что мне будет разрешено засвидетельствовать, что мы вывезли их по Толентинскому договору. Союзники забрали наши картины без договора». [56] Что касается репатриации картины Джулио Романо « Побивание камнями святого Стефана Геную » в , Денон утверждал, что эта работа «была предложена как дань французскому правительству городским советом Генуи» и что транспортировка поставит работу под угрозу из-за его хрупкость. [57]

Автопортрет Антонио Кановы , ок. 1792 г.

По сравнению с другими странами, итальянские города были дезорганизованы и не имели поддержки национальной армии или дипломатического корпуса для подачи официальных запросов. Антонио Канова был отправлен Ватиканом с дипломатической миссией на мирную конференцию по второму Парижскому договору в августе 1815 года. [16] : 455  Канова разослал письма с просьбой Вильгельму фон Гумбольдту и лорду Каслри поддержать возвращение итальянских произведений искусства и аннулировать условия Толентинского договора. В сентябре Канова также встретился с Людовиком XVIII, и эта аудитория уменьшила сопротивление французов репатриации. [48] К октябрю Австрия, Пруссия и Великобритания согласились поддержать усилия Кановы, что привело к возвращению многих статуй и других скульптур. Ватиканские рукописи были восстановлены Марино Марини, племянником ватиканского библиотекаря, а также свинцовым шрифтом, изъятым у Конгрегации по евангелизации народов . [16] : 455 

Британское общественное мнение в целом было против французов. [16] : 446–447  и герцог Веллингтон написал лорду Каслри с просьбой вмешаться от имени Нидерландов. Неудовлетворенный, он послал свои войска присоединиться к пруссакам в Лувре, чтобы убрать со стен фламандские и голландские картины. [3] : 167  Как описывал это «Курьер» в октябре 1815 года:

Герцог Веллингтон прибыл на дипломатическую конференцию с запиской в ​​руке, в которой он прямо требовал, чтобы все произведения искусства были возвращены их владельцам. Это привлекло большое внимание, и бельгийцы, которым до сих пор упорно отказывали в предъявлении огромных претензий, не стали ждать, пока им скажут, что они могут начать возвращать то, что принадлежало им. ...Отважные бельгийцы уже сейчас собираются вернуть своих Поттеров и своих Рубенсов. [16] : 448 

Договорные соглашения и поставки

[ редактировать ]

Условия Парижского договора 1815 года, подписанного в ноябре, требовали, чтобы любые возвращаемые произведения искусства были должным образом идентифицированы и возвращены странам, из которых они были произведены. Эти условия затрудняли определение того, куда следует отправить часть картин. Например, некоторые фламандские картины были по ошибке возвращены в Нидерланды, а не в Бельгию. [5] : 681  Договор также требовал усилий со стороны завоеванных народов для возвращения их искусства. Ситуация разрешилась лишь частично, когда британцы предложили профинансировать расходы на репатриацию некоторых произведений искусства в Италию. [48] с предложением Папе Пию VII 200 000 лир. [8] : 186 

По разным причинам, в том числе из-за отсутствия денег, знания о краже или оценки стоимости взятых произведений, [8] : 186  восстановленные союзные правительства не всегда добивались возвращения присвоенных картин. Австрийский губернатор Ломбардии не запрашивал ломбардские произведения искусства, взятые из церквей, такие как «Терновое венчание» Тициана. Фердинанд VII Испанский отказался вернуть несколько картин старых мастеров, когда их предложил герцог Веллингтон. Вместо этого их отвезли в Лондон . [58] Тосканское правительство под руководством Габсбургов-Лотарингии не запрашивало такие работы, как « Святой Франциск, принимающий стигматы» , Джотто « Маэста» Чимабуэ или « Коронация Богородицы» Фра Анджелико . Росписи потолка герцогского дворца в Венеции никогда не заказывали, хотя «Мученичество святого Петра» Тициана просили. [3] : 170  Канова никогда не просил разослать 23 картины по французским провинциальным музеям в качестве жеста доброй воли. [3] : 171 

Лошади Святого Марка были возвращены в Венецию (а не в Константинополь , откуда их первоначально вывезли венецианцы) в 1815 году, после того как рабочим потребовалось больше недели, чтобы вывезти их из Триумфальной арки Карусели ; улицы вокруг Арки были заблокированы австрийскими драгунами, чтобы предотвратить любое вмешательство в процесс вывоза. [48] Лев Святого Марка упал и сломался, когда его выносили с Эспланады Инвалидов, а затем вернули на первоначальную площадь. [16] : 452,456 

24 октября 1815 года во время переговоров о договоре был организован конвой из 41 кареты, который в сопровождении прусских солдат направился в Милан. Оттуда произведения искусства были распространены среди их законных владельцев по всей Европе. [49] В ноябре французский генерал Атенас Лавалле сообщила, что Испания получила 248 картин, Австрия — 325, а Пруссия — 258 бронзовых наград. [3] : 173 

Наследие

[ редактировать ]

Между 1814 и 1815 годами Музей Наполеона (тогдашнее название Лувра) был распущен. С момента его открытия в 1793 году художники и ученые стекались в музей, чтобы увидеть его обширные и исчерпывающие коллекции. [8] включая Чарльза Локка Истлейка , Генри Фузели , Бенджамина Уэста , Марию Косуэй и Дж. М. В. Тернера . [3] : 104  Один английский художник, Томас Лоуренс , выразил сожаление по поводу его распада, несмотря на несправедливость, которая привела к его созданию. [58] : 144  Тем не менее, влияние музея осталось:

Великий музей Наполеона не закончился с распылением своих материалов и шедевров. Его пример пережил его, внося решающий вклад в формирование всех европейских музеев. Лувр, национальный музей Франции, впервые продемонстрировал, что произведения искусства прошлого, даже если они были собраны принцами, принадлежат их народу. И этот принцип (за исключением британской королевской коллекции) вдохновил великие общественные музеи 1800-х годов. [59]

Пол Весчер

Вешер также отметил, что «[возвращение украденных произведений искусства] способствовало повышению осведомленности о национальном художественном наследии, осознанию, которого не существовало в 1700-х годах». [59] Распространение произведений искусства в эпоху Наполеона фактически увеличило известность художников, которые в противном случае были неизвестны на международном уровне. [18] Точно так же аристократы, такие как Шарль-Франсуа Лебрен, создавали огромные частные коллекции , скупая или реквизируя произведения искусства, которые были пущены в обращение французскими армиями. [3] : 138 

После 1815 года европейские музеи перестали быть просто сокровищницами экспонатов и стали выражением политической и культурной власти. [2] Прадо в Мадриде, Государственный музей в Амстердаме и Национальная галерея в Лондоне были основаны по примеру Лувра. [8] : 186  Условия Парижского договора 1815 года создали националистический прецедент для будущих репатриаций в Европе, такой как нацистские грабежи в 20 веке. [5] : 681  [60]

Репатриация заняла много времени и была неполной; почти половина награбленных произведений искусства осталась во Франции. [5] : 682  Условием возврата произведений искусства было то, что многие работы должны были быть выставлены в публичной галерее и не обязательно были возвращены на прежнее место. Например, Алтарь Децемвири Перуджино не был переустановлен в часовне в Перудже до октября 2019 года и остается незавершенным. [11] Длительное время, необходимое для возврата некоторых присвоенных произведений, в свою очередь, стало аргументом против их реституции, особенно после принятия музеями «политики сохранения» в XIX веке. [2]

Туристы осматривают Розеттский камень в Британском музее

Однако попытки повторного приобретения продолжались вплоть до сегодняшнего дня. Во время франко-прусской войны Пруссия потребовала от Франции вернуть произведения искусства, удерживаемые со времени разграбления, но так и не репатриированные. [ нужна ссылка ] . Винченцо Перуджа описал кражу Моны Лизы в 1911 году как попытку вернуть картину в Италию, ошибочно утверждая, что картина была украдена Наполеоном. [7] : 83 

В 1994 году тогдашний генеральный директор Министерства культуры Италии Франческо Сизинни считал , что условия созданы для возвращения «Свадьбы в Кане Веронезе». В 2010 году историк и официальный представитель Венето Эсторе Беджатто написал письмо супруге президента Франции Карле Бруни , призывая вернуть картину; картина до сих пор находится в Лувре. [61]

Египет потребовал репатриации Розеттского камня, который был обнаружен французскими солдатами в 1799 году во время их кампании в Египте, а два года спустя захвачен британскими войсками; затем его перевезли в Британский музей, где он и остается. [62] Кроме того, Захи Хавасс , тогдашний министр древностей Египта, в 2019 году начал кампанию за возвращение Дендерского зодиака в Египет. Он был вывезен в 1822 году из храмового комплекса Дендеры Себастьяном Луи Солнье после того, как его опознал Виван Денон в 1799 году, и выставлен в Лувре. [63]

Работы приняты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Гилкс, Дэвид (2013). «Отношение к перемещению культурных ценностей в войнах Французской революции и Наполеона» . Исторический журнал . 56 (1): 113–143. дои : 10.1017/S0018246X12000453 . ISSN   0018-246X . JSTOR   23352218 . S2CID   146537855 . Проверено 27 января 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Приер, Синтия. «Присвоение местного искусства во Франции: исследование добычи в Лувре» . СмартИстория . Проверено 3 февраля 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо Вешер, Пол (1988). Кражи произведений искусства Наполеоном и рождение Лувра (на итальянском языке). Перевод Куниберто, Флавио. Турин: Эйнауди. ISBN  9788806114084 . OCLC   635869605 .
  4. ^ Грегуар, Анри (1794). Отчет о разрушениях, вызванных вандализмом, и о средствах его подавления (на французском языке). [Париж]: Из Imprimerie nationale.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Гудвин, Пейдж С. (декабрь 2008 г.). «Картирование границ репатриируемого культурного наследия: пример украденного фламандского искусства во французских музеях» . Обзор права Пенсильванского университета . 157 (2): 673–705. JSTOR   40380251 . Проверено 3 февраля 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Липковиц, Элиза С. (март 2014 г.). «Изъятые коллекции естествознания и новое определение научного космополитизма в эпоху Французской революции» . Британский журнал истории науки . 47 (1): 15–41. дои : 10.1017/S0007087413000010 . ISSN   0007-0874 . JSTOR   43820952 . S2CID   145050752 . Проверено 27 января 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б Хоупт, Саймон (2006). Музей пропавших без вести: история кражи произведений искусства . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Стерлинг. стр. 32–34. ISBN  9781402728297 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Вешер, Пол (сентябрь 1964 г.). «Виван Денон и Музей Наполеона». Аполлон: Международный журнал искусств (31): 178–186.
  9. ^ «История Пинакотеки» . pinacotecabrera.org . Пинакотека Брера . Проверено 26 мая 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Хёнигер, Кэтлин (11 апреля 2012 г.). «Реквизиции произведений искусства французами при Наполеоне и отряд фресок в Риме с акцентом на Рафаэля» . ЦеРОАрт (HS). дои : 10.4000/ceroart.2367 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Приер, Синтия. «Присвоение Наполеоном итальянских культурных сокровищ» . СмартИстория . Проверено 3 февраля 2021 г.
  12. ^ Руди, Кэтрин М. (2019). Изображение, нож и клеевой котел: ранняя сборка в рукописи и печати . Кембридж: Издатели открытых книг. ISBN  978-1-78374-518-0 .
  13. ^ Грегуар, Анри. «Отчет о разрушениях, причиненных вандализмом, и средствах его подавления» . www2.assemblee-nationale.fr (на французском языке) . Проверено 29 января 2021 г.
  14. ^ Джеймс, CLR (1963). Черные якобинцы; Туссен Л'Увертюр и революция Сан-Доминго (2-е изд.). Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN  978-0-679-72467-4 .
  15. ^ Саймон, Робин (2015). « ' Джотто Conviene Far Ritorno': Часовня Арены, британцы, футурист и репутация Джотто (около 1267–1337)» . Британский художественный журнал . 16 (2): 3–19. ISSN   1467-2006 . JSTOR   24913960 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Куинн, Дороти Маккей (апрель 1945 г.). «Конфискации произведений искусства наполеоновских войн». Американский исторический обзор . 50 (3): 437–460. дои : 10.2307/1843116 . JSTOR   1843116 .
  17. ^ Фюре, Франсуа; Рише, Дени (2004). Французская революция . Коррьере делла Сера. п. 439.
  18. ^ Jump up to: а б с Грю, Рэймонд (1999). «В поисках социального капитала: Французская революция в Италии» . Журнал междисциплинарной истории . 29 (3): 407–433. дои : 10.1162/002219598551760 . ISSN   0022-1953 . JSTOR   207135 . S2CID   143094454 . Проверено 27 января 2021 г.
  19. ^ Jump up to: а б Шеллер, RW (1973). «Дело об украденных рисунках Рафаэля» . Мастер-рисунки . 11 (2): 119–137. ISSN   0025-5025 . JSTOR   1553176 . Проверено 11 февраля 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Хаскелл, Фрэнсис (1972). «Подробнее о Соммариве» . Журнал Берлингтон . 114 (835): 691–695. ISSN   0007-6287 . JSTOR   877095 . Проверено 26 мая 2021 г.
  21. ^ Ли, Генри (1837). Жизнь Наполеона Бонапарта: вплоть до Толентинского мира и завершения его первой кампании в Италии . Т. и У. Бун . Проверено 5 февраля 2021 г.
  22. ^ Тосони, Валентина (17 сентября 2013 г.). «От грабителей гробниц до Наполеона в Перудже: искусство кражи произведений искусства» . la Repubblica (на итальянском языке).
  23. ^ Уоллес, Роберт (1966). Мир Леонардо: 1452-1519 гг . [Место публикации не указано]: Литтл, Браун. ISBN  978-0316509206 .
  24. ^ Фриджерио, Лука (21 февраля 2019 г.). «Чудеса Атлантического кодекса в Амброзиане» . Миланская церковь (на итальянском языке) . Проверено 29 января 2021 г.
  25. ^ Бентини, Ядранка, изд. (1987). Галерея Эстенсе в Модене: Иллюстрированный путеводитель (на итальянском языке). Болонья: редакционная статья Nuova Alfa. стр. 201–202. ISBN  8877790245 .
  26. ^ Кассиу, Стивен (2015). Galleria Estense в Модене: краткий путеводитель . Модена: сэндвичи Франко Козимо. пп. 7–11, 13, 16–26, 80, 94. ISBN.  978-88-570-0997-1 .
  27. ^ Фенини, Рита (26 февраля 2018 г.). «От Корреджо до Гверчино: Работы на бумаге выставлены в Модене» . Панорама (на итальянском языке).
  28. ^ Луппи, Стефано (февраль 2018 г.). «Ценные листы герцогов Эсте» . Иль Джорнале дель Арте (383).
  29. ^ Jump up to: а б Пассерини, Ренато (24 февраля 2018 г.). «В 1816 году Франция вернула Парме два больших полотна, вывезенных из нашего собора» . Пьяченца (на итальянском языке) . Проверено 22 декабря 2020 г.
  30. ^ «История Венеции: Венция, отлитая из золота и серебра в 1797 году» (PDF) . Проверено 23 декабря 2020 г.
  31. ^ Морозини, IC (2017–2018 гг.). «Исчезнувшие и подавленные церкви в Венеции: в эпоху Наполеона» (PDF) (на итальянском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2019 г. Проверено 23 декабря 2020 г.
  32. ^ Бельтрам, Карло (январь 2014 г.). Венеции: Артиллерия Светлейшего из крепостей и затонувших кораблей Пушки . Борго Сан Лоренцо, Италия: Во имя лилии. ISBN  978-88-7814-588-7 .
  33. ^ Jump up to: а б Боз, Майло (7 декабря 2016 г.). «Наполеоновские грабежи и пушка все еще «пленница» в Париже» . От Венето до мира . Проверено 23 декабря 2020 г.
  34. ^ Бриньон, Арно (25 января 2019 г.). «Условия приобретения коллекции ископаемых рыб Газолы из Монте-Больки (Эоцен, Италия) в Национальном музее естественной истории» [Условия приобретения коллекции ископаемых рыб Газолы из Монте-Больки (Эоцен, Италия) Национальным музеем естественной истории] (PDF) . Geodiversitas (на французском языке). 41 (2). Национальный музей естественной истории, Франция : 11. doi : 10.5252/geodiversitas2019v41a2 . S2CID   134520355 . Проверено 28 ноября 2022 г.
  35. ^ «600 окаменелостей для Наполеона» . Веронский музей естественной истории (на итальянском языке). 7 августа 2014 года . Проверено 23 декабря 2020 г.
  36. ^ Стивенс, Х. Морс; Лабори, Л. Де Ланзак Де (январь 1898 г.). «Сувениры истории Наполеона». Американский исторический обзор . 3 (2): 360. дои : 10.2307/1832517 . JSTOR   1832517 .
  37. ^ «Венера Медичи» . Галереи Уффициwww.uffizi.it . Проверено 5 февраля 2021 г.
  38. ^ Хёнигер, Кэтлин (1999). «Реставрация ранних итальянских «примитивов» в ХХ веке: оценка искусства и его последствий» . Журнал Американского института охраны природы . 38 (2): 144–161. дои : 10.2307/3180043 . ISSN   0197-1360 . JSTOR   3180043 .
  39. ^ «Рестауро Филиппо Липпи» (на итальянском языке). 18 июня 2011 г. Архивировано из оригинала г. 18 июня 2011 Проверено 5 февраля 2021 г.
  40. ^ Маччиокки, Мария-Антуанетта. «Наполеон: ограбление Италии» . archive.corriere.it . Проверено 25 декабря 2020 г.
  41. ^ Готтери, Николь (1995). Вывоз и реституция картин из галереи королей Сардинии (1798-1816) . в Библиотеке школы чартеров. стр. 459–481.
  42. ^ Таблица озаглавлена ​​«Уведомление о таблицах, отправленное из Италии во Францию ​​комиссарами французского правительства». де Бросс, Шарль. Историко-критические письма об Италии . Париж: в Понтье. стр. 387–411.
  43. ^ Обер (1802 г.). Полное собрание исторических картин Французской революции . Париж: Пьер Дидо старший. стр. пл. 136.
  44. ^ Джордан, Тристан (2011). «Дело Эдмона де Гонкура в архиве префектуры полиции Парижа». Записные книжки Эдмона и Жюля Гонкуров . 1 (18): 155–158. дои : 10.3406/cejdg.2011.1061 .
  45. ^ Прево (1777 г.). Всеобщая история путешествий, или Новое собрание всех отчетов о морских и сухопутных путешествиях, изданных до сих пор на разных языках всех народов, содержащих все самое замечательное, самое полезное и лучше доказанное в странах, где путешественники проникли, влияя на их положение, их протяженность, их пределы...: с обычаями и (на французском языке). У Э. ван Харревельта и DJ Changuion. дои : 10.5962/bhl.title.46698 . ISBN  0665359136 .
  46. ^ Jump up to: а б Молинеро, Мигель Анхель (15 января 2021 г.). «Военное поражение Наполеона в Египте стало победой истории» . Нэшнл Географик . Проверено 26 мая 2021 г.
  47. ^ «Аменхетеп III» . Картографический проект Фивы . Проверено 27 мая 2021 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д и Юстас, Кэтрин (1 июня 2015 г.). «Плоды войны: как разграбленное Наполеоном искусство нашло путь домой» . Художественная газета . Проверено 25 декабря 2020 г.
  49. ^ Jump up to: а б с Брукс, Питер (19 ноября 2009 г.). «Глаз Наполеона» . Нью-Йоркское обозрение . 56 (18). ISSN   0028-7504 . Проверено 4 февраля 2021 г.
  50. ^ Форбс, Арчибальд; Хенти, Джорджия (Джордж Альфред); Гриффитс, Артур (1896). Битвы девятнадцатого века . Лондон: Касселл. стр. 618–619 . Проверено 8 марта 2021 г.
  51. ^ Романо, Серджио (27 июля 2014 г.). «Возвращение утраченного искусства. Канова в Париже в 1815 году» . Коррьере делла Сера.
  52. ^ Сонье, Жан де; Сонье, Гаспар де (1734). Совершенное знание лошадей: их анатомия, их хорошие и плохие качества, их болезни и средства от них [ Совершенное знание лошадей: их анатомия, их хорошие и плохие качества, их болезни и лекарства от них ] (на французском языке). Гаага: Адриен Моэтженс. дои : 10.5962/bhl.title.155833 . Проверено 28 ноября 2022 г.
  53. ^ 8 Денон Талейрану, цитируется по Сонье, с. 114; Мюнц, в Nouvelle Rev., CVII, 2OI.
  54. ^ Тити, Катарина (2023). Мраморы Парфенона и международное право . дои : 10.1007/978-3-031-26357-6 . ISBN  978-3-031-26356-9 . S2CID   258846977 .
  55. ^ Скарисбрик, Диана (5 ноября 2007 г.). «Жизнь в Мальмезоне» . Журнал «Аполлон» . Архивировано из оригинала 30 мая 2009 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
  56. ^ Де Клементи, Андреина (2011). Пол, женщины, история в Европе: Франция, Италия, Испания, Австрия . [Нантер]: Presss Universitaire de Paris Ouest. стр. 297–312. ISBN  978-2-84016-100-4 .
  57. ^ Джонс, Кристофер М.С. (1998). Антонио Канова и политика патронажа в революционной и наполеоновской Европе . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-21201-5 .
  58. ^ Jump up to: а б Сигел, Иона (2010). «Владение искусством после Наполеона: судьба или пункт назначения при рождении музея» . ПМЛА . 125 (1): 142–151. дои : 10.1632/pmla.2010.125.1.142 . ISSN   0030-8129 . JSTOR   25614443 . S2CID   162344535 . Проверено 5 февраля 2021 г.
  59. ^ Jump up to: а б Вешер, Пол (1978). Кража произведений искусства при Наполеоне (на немецком языке). Берлин: Мужик.
  60. ^ Хук, Хольгер (2010). « Борьба с вульгарными предрассудками»: Патриотизм и коллекционирование британского искусства на рубеже девятнадцатого века» . Журнал британских исследований . 49 (3): 566–591. дои : 10.1086/652004 . ISSN   0021-9371 . JSTOR   23265379 . Проверено 4 февраля 2021 г.
  61. ^ «15 важных произведений искусства, найденных за рубежом, которые Италия хотела бы вернуть» . Окна в искусстве (на итальянском языке). 5 января 2019 г.
  62. ^ Эдвардс, Шарлотта; Милнер, Кэтрин (20 июля 2003 г.). «Египет требует возвращения Розеттского камня» . Телеграф . Проверено 29 января 2021 г.
  63. ^ Бейли, Мартин (6 декабря 2019 г.). «Археолог объявляет частную заявку на возвращение бесценных египетских сокровищ из европейских музеев» . Художественная газета . Проверено 5 февраля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d70dbbc4978bf5633b99eb34f4844a7c__1717709760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/7c/d70dbbc4978bf5633b99eb34f4844a7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Napoleonic looting of art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)