Наполеон и евреи
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Первые законы об эмансипации евреев во Франции были приняты во время Французской революции , устанавливая их как граждан, равных другим французам. В странах, которые Наполеона Бонапарта последующее консульство и Французская империя завоевали во время наполеоновских войн , он освободил евреев и представил другие идеи свободы. Он отменил старые законы, ограничивающие евреям проживание в гетто , отменил принудительную идентификацию евреев по ношению Звезды Давида . На Мальте он положил конец порабощению евреев и разрешил строительство там синагоги. Он также отменил законы, ограничивавшие права евреев на собственность, отправление культа и некоторые занятия. [1] В ожидании победы на Святой Земле он написал опубликованную в апреле 1799 года прокламацию о создании там еврейской родины. неудавшейся [2]
Однако, стремясь способствовать интеграции евреев во французское общество, Наполеон также реализовал несколько мер, которые подрывали еврейскую обособленность. Он ограничил практику предоставления евреям денег в долг в Указе о евреях и ростовщичестве (1806 г.), ограничил регионы, в которые евреям было разрешено мигрировать, и потребовал от евреев принять официальные имена. Он также создал ряд консисторий , которые служили эффективным каналом, используемым французским правительством для регулирования еврейской религиозной жизни.
Историки разошлись во мнениях относительно намерений Наполеона в этих действиях, а также его личных и политических чувств по отношению к еврейской общине. Некоторый [ ВОЗ? ] сказал, что у него были политические причины, но он не симпатизировал евреям. Его действиям в целом воспротивились лидеры монархий других стран. После его поражения от коалиции против Франции контрреволюция охватила многие из этих стран и восстановила дискриминационные меры против евреев.
Законы Наполеона и евреи
[ редактировать ]Французская революция отменила религиозные преследования, существовавшие при монархии. 1789 года Декларация прав человека и гражданина гарантировала свободу религии и свободное отправление культа при условии, что это не противоречит общественному порядку. В то время большинство других европейских стран приняли меры по религиозному преследованию религиозных меньшинств. Многие католические страны были нетерпимы и создали религиозные инквизиции , подвергавшие санкциям евреев и протестантов. В толерантной Голландской республике , управляемой протестантами , евреи и католики не имели равных прав, пока она не попала под власть Франции.
В начале 19 века посредством своих завоеваний в Европе Наполеон распространил модернистские либеральные идеи революционной Франции: равенство перед законом и верховенство закона . Отношение Наполеона к евреям историки интерпретировали по-разному. Он делал заявления как в поддержку, так и против евреев как группы, и ситуация изменилась. В 1990 году ортодоксальный раввин Берл Вейн заявил, что Наполеон был заинтересован прежде всего в том, чтобы евреи ассимилировались , а не процветали как отдельная община: «Внешняя толерантность и справедливость Наполеона по отношению к евреям на самом деле были основаны на его грандиозном плане заставить их полностью исчезнуть посредством полная ассимиляция, смешанные браки и обращение». [3]
Наполеон был обеспокоен ролью евреев как ростовщиков и хотел положить этому конец. Обращение с евреями Эльзаса и их должниками было поднято в Императорском совете 30 апреля 1806 года. [ нужна ссылка ] Его освобождение еврейских общин в Италии (особенно в Анконе в Папской области ) и его настойчивое требование интеграции евреев на равных во французском и итальянском обществах демонстрируют, что он проводил различие между ростовщиками (евреями или нет), которых он сравнивал с саранчой. и тех евреев, которые принимали неевреев как равных.
В письме Жану-Батисту Номпэру де Шампаньи , министру внутренних дел , от 29 ноября 1806 года Наполеон писал:
- [Необходимо] уменьшить, если не уничтожить, склонность еврейского народа практиковать очень большое количество видов деятельности, наносящих вред цивилизации и общественному порядку в обществе во всех странах мира. Необходимо остановить вред, предотвратив его; чтобы предотвратить это, необходимо изменить евреев. [...] Как только часть их молодежи займет свое место в наших армиях, они перестанут иметь еврейские интересы и чувства; их интересы и чувства будут французскими. [4]
Настаивая на примате гражданского права над военным, Наполеон сохранял глубокое уважение и привязанность к военной профессии. Он часто нанимал бывших солдат на гражданские должности. Некоторые французские евреи служили в армии.
Благодаря своей политике в целом Наполеон значительно улучшил положение евреев во Франции и Европе. Начиная с 1806 года Наполеон принял ряд мер, улучшающих положение евреев во Французской империи. [ нужна ссылка ] . Он принял представительную группу, избранную еврейской общиной, Большой синедрион , в качестве своих представителей во французском правительстве.
В завоеванных странах он отменил законы, запрещавшие евреям жить в гетто. В 1807 году он назвал иудаизм одной из официальных религий Франции наряду с католицизмом (давно являвшимся государственной религией), лютеранством и кальвинистским протестантизмом (гугеноты, последователи последнего, в конце XVII века подвергались жестоким гонениям со стороны монархии). и 18 века) [ нужна ссылка ] .
В 1808 году Наполеон отменил ряд реформ (в соответствии с так называемым décret infâme , или Позорным указом от 17 марта 1808 года), объявив все долги евреям аннулированными, уменьшенными или отсроченными. Печально известный указ наложил десятилетний запрет на любую еврейскую ростовщическую деятельность. Точно так же евреи, находившиеся на подчиненных должностях, например, еврейский слуга, военный офицер или жена, не могли участвовать в какой-либо деятельности по кредитованию без явного согласия своего начальства. Целью Наполеона при осуществлении печально известного указа 1808 года была интеграция еврейской культуры и обычаев во Францию. Ограничивая ростовщическую деятельность, евреи будут вынуждены заниматься другими видами деятельности, чтобы зарабатывать на жизнь. Точно так же, чтобы даже заниматься ростовщической деятельностью, декрет требовал от евреев подачи заявления на получение ежегодной лицензии, выдаваемой только по рекомендации местной еврейской консистории и при гарантии честности евреев. [5] Это привело к таким большим финансовым потерям, что еврейская община едва не распалась.
С другой стороны, «Печально известный указ» также наложил жесткие ограничения на способность евреев мигрировать. Указ запрещал евреям переселяться в регионы Эльзаса и требовал, чтобы евреи, желающие переехать в другие регионы Франции, владели или покупали землю для ведения сельского хозяйства. Он также требовал от них воздерживаться от любого рода ростовщической деятельности (в конечном итоге закон наложил эти ограничения только на евреев северо-востока). Аналогичным образом, указ требовал, чтобы евреи служили во французской армии без какой-либо возможности предоставить замену. [5]
Последний компонент Позорного указа, принятого в июле 1808 года, требовал от евреев принятия официальных имен , под которыми к ним будут обращаться (раньше евреев часто называли «Иосифом, сыном Вениамина»). Им также не разрешили выбирать названия городов или имена в еврейской Библии . Наполеон стремился более полно интегрировать еврейский народ во французское общество, установив правила, которым они должны были следовать при выборе имен. [5] Наполеон снял эти ограничения к 1811 году.
Историк Бен Вейдер утверждал, что Наполеон должен был быть чрезвычайно осторожным в защите угнетенных меньшинств, таких как евреи, из-за сохранения баланса с другими политическими интересами, но говорит, что лидер ясно видел политическую выгоду для своей Империи в долгосрочной перспективе в их поддержке. Наполеон надеялся использовать равенство как способ получить преимущество от дискриминируемых групп, таких как евреи или протестанты.
Оба аспекта его мышления можно увидеть в ответе 1818 года врачу Барри О'Мира , его врачу во время его изгнания на острове Святой Елены , на вопрос, почему он настаивал на эмансипации евреев:
- Я хотел заставить их отказаться от ростовщичества и стать такими же, как другие люди... ставя их на равенство с католиками, протестантами и другими, я надеялся заставить их стать хорошими гражданами и вести себя как другие члены общества. ... как объяснили им их раввины, что им не следует заниматься ростовщичеством со своими племенами, но им разрешено делать это с христианами и другими людьми, поэтому, поскольку я вернул им все их привилегии... они были не разрешалось заниматься ростовщичеством со мной или с ними, но обращаться с нами, как если бы мы были из колена Иуды. Кроме того, я мог бы привлечь во Францию большое богатство, поскольку евреи очень многочисленны и стекались бы в страну, где они пользовались такими высшими привилегиями. Более того, я хотел установить всеобщую свободу совести. [6]
Однако в частном письме своему брату Жерому от 6 марта 1808 года Наполеон написал следующее:
- Я взялся реформировать евреев, но не пытался привлечь больше их в свое царство. Более того, я избегал делать что-либо, что могло бы продемонстрировать хоть какое-то уважение к самым презренным представителям человечества. [7] [ нужен неосновной источник ]
Обращение Наполеона к евреям Африки и Азии.
[ редактировать ]Наполеоном Во время осады Акры в 1799 году Gazette Nationale , главная французская газета во время Французской революции, опубликовала в 3 Prairial ( 7-й год французского республиканского календаря , что эквивалентно 22 мая 1799 года) короткое заявление, в котором говорилось:
«Бонапарт опубликовал прокламацию, в которой он предлагает всем евреям Азии и Африки собраться под его флагом, чтобы восстановить древний Иерусалим . Он уже дал оружие большому числу людей, и их батальоны угрожают Алеппо ». [8]
Французская кампания в Египте и Сирии в конечном итоге была разбита объединенными англо-османскими силами, и он так и не осуществил свой предполагаемый план. Историк Натан Шур в книге «Наполеон и Святая Земля » (2006) считает, что Наполеон намеревался провозгласить это заявление для пропаганды и заручиться поддержкой своей кампании среди евреев в этих регионах. Рональд Шехтер считает, что газета распространила слух, поскольку нет никаких документов о том, что Наполеон планировал такую политику. [9] Прокламация могла быть направлена на то, чтобы заручиться поддержкой Хаима Фархи , еврейского советника Ахмеда аль-Джаззара , мусульманского правителя Акры , и привлечь его на сторону Наполеона. Фархи командовал обороной Акры на поле боя. [ нужна ссылка ]
Сама идея, возможно, возникла у Томаса Корбета (1773–1804), англо-ирландского протестантского эмигранта, который, будучи членом Общества объединенных ирландцев , был союзником республиканского режима, участвуя в революционной деятельности против администрации Дублинского замка. и служил во французской армии . [10] [11] Его брат Уильям Корбет также служил генералом французской армии. В феврале 1799 года он написал письмо французской Директории , находившейся тогда под руководством покровителя Наполеона Поля Барраса . [10] В письме он заявил: «Я рекомендую вам, Наполеон, призвать еврейский народ присоединиться к вашему завоеванию на Востоке, к вашей миссии по завоеванию земли Израиля», сказав: «Их богатство не утешает их в их невзгодах. с нетерпением ждут эпохи своего восстановления как нации». [11] Доктор Милка Леви-Рубин, куратор Национальной библиотеки Израиля , объяснила мотивацию Корберта протестантским сионизмом, основанным на премилленаристских темах. [10] Неизвестно, каким был прямой ответ Наполеона на это письмо, но три месяца спустя он сделал собственное заявление.
В 1940 году историк Франц Коблер заявил, что нашел подробную версию прокламации в немецком переводе. [12] Заявление Коблера было опубликовано в «Новой Иудее», официальном периодическом издании Всемирной сионистской организации . [13] Версия Коблера предполагает, что Наполеон приглашал евреев со всего Ближнего Востока и Северной Африки создать еврейскую родину . [14] Он включает в себя такие фразы, как «Законные наследники Палестины !» и «ваше политическое существование как нации среди наций». Эти концепции чаще ассоциировались с сионистским движением, развившимся в конце 19 века. [14]
Такие историки, как Генри Лоуренс, Рональд Шехтер и Джереми Попкин, считают, что немецкий документ, который так и не был найден, был подделкой, как утверждал Саймон Шварцфукс в своей книге 1979 года. [15] [16] [17] [18] [19]
Раввин Аарон Бен-Леви из Иерусалима также присоединился к прокламации, призвав евреев вступить в армию Наполеона, «чтобы вернуться в Сион, как во дни Ездры и Неемии », и восстановить Храм . По словам Мордехая Гишона , военного историка и археолога из Тель-Авивского университета , подведшего итог 40-летних исследований по этому вопросу, у Наполеона была идея создать национальный дом для евреев на Земле Израиля : «Наполеон верил, что евреи отплатят свою благосклонность, служа французским интересам в регионе", - заявил Жишон. «После возвращения во Францию все, что его интересовало, когда дело касалось евреев, — это то, как использовать их для укрепления французской нации», — говорит Жишон. «Поэтому он пытался скрыть сионистскую главу своего прошлого». С другой стороны, Зеев Штернхелл считает, что вся эта история — не более чем странность. «На самом деле большой вклад Наполеона заключался в содействии включению евреев во французское общество». [20]
Реакция крупнейших европейских держав
[ редактировать ]Российский император Александр I возражал против эмансипации евреев Наполеоном и создания Большого синедриона. Он яростно осудил свободы, данные евреям, и потребовал, чтобы Русская Православная Церковь выразила протест против толерантной религиозной политики Наполеона. В своем прокламации он назвал императора «Антихристом» и «Врагом Божьим». Священный Синод Москвы провозгласил: «Чтобы разрушить основы церквей христианского мира, император Франции пригласил в свою столицу все иудейские синагоги и, кроме того, намерен основать новый еврейский синедрион — тот самый совет, который Христианская Библия утверждает, что приговорен к смерти (путем распятия) почитаемый человек, Иисус из Назарета». [ нужна ссылка ] Александр убедил Наполеона подписать указ от 17 марта 1808 года, ограничивающий свободы, предоставленные евреям. Наполеон ожидал взамен, что царь поможет убедить британцев искать мира с Францией. В отсутствие этого три месяца спустя Наполеон фактически отменил указ, позволив местным властям реализовать свои предыдущие реформы. Более половины французских департаментов восстановили евреям гарантированные гражданские свободы. [ нужна ссылка ]
В Австрии канцлер Клеменс фон Меттерних писал: «Я боюсь, что евреи поверят (Наполеону) в своего обещанного Мессию». [ нужна ссылка ]
В Пруссии руководители лютеранской церкви крайне враждебно отнеслись к действиям Наполеона. Итальянские королевства с подозрением отнеслись к его действиям, хотя и выражали менее резкое сопротивление. [ нужна ссылка ]
Британское правительство, находившееся в состоянии войны с Наполеоном, отвергло принцип и доктрину Синедриона. Лайонел Ротшильд избирался членом парламента, трижды прежде чем смог занять свое место в парламенте в 1858 году. [21]
Наследие Наполеона
[ редактировать ]Наполеон имел большее влияние на евреев в Европе, чем указано в его указах. Разбивая феодальные касты Центральной Европы и вводя равенство Французской революции, он добился большего для еврейской эмансипации, чем было достигнуто в течение трех предыдущих столетий. В рамках признания еврейской общины он основал национальную израильскую консисторию во Франции. Он должен был служить централизующим органом еврейской религиозной и общественной жизни. Наполеон также создал несколько других региональных консисторий по всей Французской империи, при этом Израильская консистория выступала в качестве ведущей консистории; на него возлагалась ответственность за надзор за различными региональными консисториями. Региональные консистории, в свою очередь, курировали экономические и религиозные аспекты еврейской жизни. Региональные консистории состояли из совета из пяти человек, обычно занимаемого одним (или в некоторых случаях двумя) раввинами, а остальные миряне жили в округах, над которыми консистория имела юрисдикцию. Израильская консистория во Франции состояла из трех раввинов и двух мирян. За израильскую консисторию (и систему консисторий в целом) отвечал совет из 25 членов. Члены правления, все евреи, назначались префектом, что позволяло французскому правительству регулировать систему консисторий и, в свою очередь, различные аспекты еврейской жизни. [5] Подобным же образом он учредил Королевскую Вестфальскую консисторию израильтян . Это служило образцом для других немецких государств вплоть до падения Наполеона. Наполеон навсегда улучшил положение евреев в прусских прирейнских провинциях своим правлением на этой территории.
Генрих Гейне и Людвиг Бёрне оба выразили чувство приверженности принципам действия Наполеона. [22] Немецкие евреи, в частности, исторически считали Наполеона главным предшественником еврейской эмансипации в Германии. Когда правительство потребовало от евреев выбирать фамилии в соответствии с общепринятой моделью, некоторые, как говорят, взяли имя Шонтхайль, что является переводом слова «Бонапарт». [22] В еврейских гетто ходили легенды о действиях Наполеона. [22] Итальянский писатель двадцатого века Примо Леви писал, что итальянские евреи часто выбирали Наполеон и Бонапарт в качестве своих имен, чтобы признать своего исторического освободителя. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робертс, Эндрю. Наполеон: Жизнь . Нью-Йорк: Penguin Books, 2015, 403.
- ^ Дарвиш, Махмуд Ахмед и Худа Абдель Рахим Абдель Кадир. «Декларация Наполеона Бонапарта о создании национального дома для евреев в Палестине». Международный журнал культурного наследия и социальных наук ISSN: 2632-7597 3.6 (2021): 1-30.
- ^ Вейн, Берель (1990). Триумф выживания: история евреев в современную эпоху, 1650–1990 гг . Еврейская история, трилогия, 3. Бруклин, Нью-Йорк: Шаар Пресс. п. 71. ИСБН 978-1-4226-1514-0 . OCLC 933777867 .
- ^ Попытка Наполеона уничтожить евреев, дата обращения 19 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хайман, Паула (1998). Евреи современной Франции . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520919297 . OCLC 44955842 .
- ^ О'Мира, Барри Эдвард (1822). «Наполеон в изгнании» . Интернет-архив . Лондон . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Наполеон I (1898). «Новые письма Наполеона I» . Интернет-архив . Лондон, В. Хайнеманн . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Вейдер, Бен (1997). «Наполеон и евреи» (PDF) . Конгресс Международного наполеоновского общества, Александрия, Италия; 21–26 июня 1997 г. (на французском языке). Наполеоновское общество . Проверено 23 января 2011 г.
Бонапарт, главнокомандующий армиями Французской Республики в Африке и Азии, законным наследникам Палестины
- ^ Шехтер, Рональд (2003). Упрямые евреи: Представления евреев во Франции, 1715–1815 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520235571 .
- ^ Jump up to: а б с «Новая выставка демонстрирует письмо с рекомендациями еврейского государства в Израиле» . Новости Инета . 3 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Опасности религиозного мистицизма» . Ирландский демократ . 29 декабря 2002 г.
- ^ Коблер, Франц (1940). Наполеон и возвращение евреев в Палестину . Новая Иудея.
- ^ «Журнал Менора». Межвузовская ассоциация меноры . 37 . Нью-Йорк: 388. 1949.
- ^ Jump up to: а б Шварцфукс, Саймон (1979). «Наполеон, евреи и синедрион» . Рутледж .
- ^ Шварцфукс, Саймон (1979). Наполеон, евреи и Синедрион . Рутледж. стр. 24–26.
- ^ Лоуренс, Генри , Orientales I, Вокруг египетской экспедиции , стр. 123–143, CNRS Éd (2004), ISBN 2-271-06193-8
- ^ Шехтер, Рональд (14 апреля 2003 г.). Упрямые евреи: Представления евреев во Франции, 1715-1815 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-92935-7 .
- ^ Муфтий Аамир Р. (10 января 2009 г.). Просвещение в колонии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400827664 .
- ^ Джереми Д. Попкин (1981). «Сионизм и Просвещение: «Письмо еврея своим братьям» ». Еврейские социальные исследования . 43 : 113–120.
Предполагаемый оригинал немецкой рукописи так и не появился, и подлинность этого текста в лучшем случае сомнительна. ... Французская пресса того периода полна ложных сообщений о полетах...
- ^ «Герцль намекнул на сионистское прошлое Наполеона » . Ежедневная газета «Гаарец» . Апрель 2004 года.
- ^ Робертс, Наполеон: Жизнь , с. 403
- ^ Jump up to: а б с Джейкобс, Джозеф. «НАПОЛЕОН БОНАПАРТ» . Еврейская энциклопедия . Фанк и Вагналлс. Архивировано из оригинала 4 января 2019 года . Проверено 20 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берковиц, Джей Р. «Наполеоновский синедрион: галахические основы и раввинское наследие». ЖУРНАЛ CCAR 54.1 (2007): 11.
- Бреннер, Майкл, Вики Кэрон и Ури Р. Кауфман, ред. Пересмотр эмансипации евреев, 2003 г.
- Купер, Леви. «Наполеоновская свобода вероисповедания в праве и искусстве». Журнал права и религии 34.1 (2019): 3-41.
- Дарвиш, Махмуд Ахмед и Худа Абдель Рахим Абдель Кадир. «Декларация Наполеона Бонапарта о создании национального дома для евреев в Палестине». Международный журнал культурного наследия и социальных наук ISSN: 2632-7597 3.6 (2021): 1-30.
- Гудман, Марк. «Наполеон, цари и эмансипация еврейства в континентальной Европе». Международный журнал российских исследований 10.2 (2021).
- Кон, Ганс. «Наполеон и эпоха национализма». Журнал современной истории 22.1 (1950): 21–37.
- Ньюман, Обри. «Наполеон и евреи». Европейский иудаизм: журнал для новой Европы 2.2 (1967): 25-32.
- Ренар, Нильс. «Быть еврейским солдатом в Великой армии: мемуары Якоба Мейера во время наполеоновских войн (1808–1813)». Зутот 19.1 (2022): 55-69.
- Шварцфукс, Саймон. Наполеон, евреи и Синедрион . Филадельфия, 1979 год.
- Тайеб, Жюльен. «От Маймонида до Наполеона: истинное и нормативное». Глобальный юрист 7.1 (2007).
- Тоцци, Кристофер. «Евреи, солдаты и гражданство в революционной и наполеоновской Франции». Журнал современной истории 86.2 (2014): 233–257.
- Тригано, Шмуэль. «Французская революция и евреи». Современный иудаизм (1990): 171-190.
- Вейдер, Бен. «Наполеон и евреи». Журнал Международного наполеоновского общества 1.2 (1998).
- Вульф, Стюарт. «Французская цивилизация и этническая принадлежность в Наполеоновской империи». Прошлое и настоящее 124 (1989): 96–120.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наполеон и евреи
- Лабиринт. Междисциплинарный семинар (журнал на французском языке) опубликовал в 2007 году специальный выпуск на тему: « Евреи против эмансипации». От Вавилона до Бенни Леви .