Наполеоновское разграбление произведений искусства в Испании
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Грабеж произведений искусства, осуществленный наполеоновскими войсками и правительством Жозефа Бонапарта , навязанный его братом Наполеоном , во время полуостровной войны (1808–1814 гг.), Был самым важным культурным грабежом, от которого пострадала Испания. [ 1 ]
Контекст
[ редактировать ]Наполеон начал грабить художественное наследие Бельгии и Нидерландов в 1794 году. [ 2 ] [ ненадежный источник? ] с рациональностью создания Музея Наполеона, синтеза мирового искусства, символа власти и культуры, который позже стал Лувром . Разграбление продолжалось в Италии в 1796 году, а во время своих походов в Египет с 1798 по 1801 годы Наполеон добыл, например, Розеттский камень . Наполеон был первым, кто систематически воровал произведения искусства в наше время. Он хотел присвоить себе это величие и приумножить фонды Лувра, который в то время уже был одним из лучших в мире. Процесс, использованный Наполеоном, его чиновниками и генералами, был:
- Мародерство под угрозой смерти, возглавляемое армейскими генералами.
- Официальный арест под предлогом создания Национального музея.
- Выбор работ специализированных дилеров, таких как Жан-Батист-Пьер Лебрен .
- Переезд избранных работ в Париж.
- Включение работ в Лувр или продажа другим коллекционерам.
Художественное наследие считалось «общественной пользой», культурным вкладом, который должен был служить государству, посредством чего произведения должны были транслироваться во Францию, как доминирующее государство в Европе.
Грабежи в Испании
[ редактировать ]Когда Наполеон и его армия прибыли в Испанию, они грабили Европу уже десять лет. Королевский указ от 18 июля 1809 года запретил мужские религиозные ордена, и все их активы были конфискованы государством, включая произведения искусства. Захватчики также конфисковали художественные коллекции аристократии.
Разграбление произведений искусства осуществлялось несколькими способами. Первым и самым важным было создание большого национального музея Museo Josefino во дворце Буэнависта по образу Лувра. [ 3 ] Музей послужил поводом для реквизиции картин. По мере накопления картины пострадали от влажности и плохого хранения, но многие из них также исчезли от рук военных и французских хранителей. Так было с Фредериком Кийе и его группой Меньеном, Наполи и англичанином Г. А. Уоллисом , которым было поручено искать и реквизировать необходимые картины, что привело к такой большой коррупции, что в 1810 году он был освобожден от должности. Позже была назначена экспертная комиссия во главе с Деноном . [ 4 ] директор Лувра. Денон выбрал себе на 250 картин больше, чем планировалось изначально, в качестве «компенсации за военную кампанию Испании».
Из Мадрида и его окрестностей они вывезли более 1500 картин, а из Севильи около 1000. Около 300 из этих картин — хотя и не из лучших — и «Сокровища дельфина» были отправлены в Париж в мае 1813 года. Жозеф Бонапарт использовал огромную количество произведений искусства, накопленных в качестве подарков для его друзей, действующих генералов на Пиренейском полуострове, в том числе Дарманьяка , Коленкура , Эбле , Фавье, Себастьяни и Десоль .
Некоторые дилеры также очень активно занимались награбленными произведениями искусства, особенно французский Quiilliet. Другие, такие как Лебрен, Менен, британцы Натан и Уоллис и голландец Кусвельт, специализировались на следовании по следам французских войск. Также существовали тайные операции, такие как мошенническая продажа зеркала Венеры Квиллиетом Уоллису .
Особенно сильному разграблению подверглись предметы искусства из серебра: предметы малого и среднего размера, которые легко транспортировать и которые можно плавить в слитках, не оставляя следов. Примером может служить город Сарагос. Есть исследования по случаям Наварры, Калаорры, Гипускоа или Сеговии.
Маршал Сульт
[ редактировать ]Жан-де-Дье Сульт сделал стремительную военную карьеру; к 25 годам сделал его генералом и в 1804 г. произвёл ему клаву маршала. С 1810 г. действовал в Испании сначала как командующий 2-м корпусом Большой армии в Испании и Португалии, а с 1810 г. как военный губернатор Андалусии. За это время собралась впечатляющая коллекция из более чем 180 картин. [ 5 ]
Унижение Сульта дошло до такой степени, что Наполеон утверждал: «Мне придется подать пример и приказать Сульту, старшему сакеадору между ними [маршалами]».
На смерть Сульта сборник, [ 6 ] снискавший значительную известность, был продан на аукционе. Настоящие дома и музеи всего мира бросились делать ставки, благодаря чему картины из коллекции остались доставленными с четырех континентов.
Конец грабежа
[ редактировать ]После поражения французов в битве при Арапиле, 18 июля 1812 года, Хосе Бонапарт решил покинуть Мадрид и направиться во Францию в огромном караване из более чем 2000 автомобилей, знаменитом «багаже короля Жозефа», к которому присоединился Бенито Перес Гальдос. посвятил один из своих « Episodios Nacionales » (Национальные эпизоды) тому же названию. Битва при Витории помешала свите добраться до Франции, и Жозефу Бонапарту пришлось бежать верхом на лошади, оставив за собой весь свой багаж. Многие британские солдаты свернули, чтобы разграбить брошенные французские фургоны, содержащие «добычу королевства». По оценкам, было конфисковано более 1 миллиона фунтов добычи (вероятно, 100 миллионов фунтов стерлингов в современном эквиваленте), но грубое нарушение дисциплины заставило разъяренного Веллингтона написать в депеше графу Батерсту : «У нас на службе есть отбросы. земли как простые солдаты». Более крупные картины и скульптуры были спасены от разграбления благодаря тому, что генерал Мокун опередил королевский караван на двенадцать часов, и предметы смогли без происшествий добраться до Парижа. Эти картины войдут в число тех, которые впоследствии удастся вернуть благодаря действиям О.
Веллингтон немедленно отправил 300 найденных работ своему брату Генри Уэлсли в Англию. По возвращении в Великобританию Веллингтон решил самостоятельно вернуть картины, поэтому его брат Генрих, в то время посол в Мадриде, в 1814 году отправил письмо Фердинанду VII, сообщая ему, что он владеет художественным сокровищем. . Не получив ответа, он повторил попытку в сентябре 1816 года в письме Фернану Нуньесу, испанскому послу в Лондоне.
Он получает следующее письмо:
Достопочтенный. Господин. Дорогой герцог, я сопровождал вас официальным ответом, который я получил от двора, и из него я делаю вывод, что Его Величество, тронутый вашей деликатностью, не желает лишать вас того, что перешло в ваше владение, столь же справедливыми способами. поскольку они благородны. Таково мое мнение по этому поводу, и поэтому я считаю, что вам следует оставить дело как есть и больше не упоминать о нем... преданный друг и ласковый двоюродный брат его, который приветствует вас. Фернан Нуньес
Таким образом, Фердинанд VII окончательно оставил в руках Веллингтона картины «Испанский дар». [ 7 ] который повесил их в своем доме, Эпсли-Хаус , который стал музеем, принадлежащим английскому наследию . [ 8 ]
Восстановление некоторых картин
[ редактировать ]генералу Алаве поручило Правительство Фердинанда VII вернуть картины, украденные французскими генералами. После различных писем с просьбой о картинах в беседе с королем Людовиком XVIII он получил ответ: «Я их не даю и не против». [ нужны разъяснения ] На следующий день, 23 сентября, Николас Минуссир, помощник Алавы, вместе с художником Франсиско Лакомой и 200 вооруженными английскими пехотинцами отправился в Лувр с намерением вернуть картины. Было сильное сопротивление со стороны директора музея Вивана Денона, который категорически отказался передать какие-либо картины, и даже со стороны жителей Парижа, что привело к напряженной ситуации, но двенадцать картин удалось вывезти. На следующий день они пошли пораньше, чтобы избежать проблем, и сумели вывезти еще 284 картины и 108 различных предметов. Объекты хранились в посольстве Испании в Париже для отправки в Брюссель, а затем на корабле из Антверпена в Кадис, чтобы избежать транспортировки по суше через Францию и риска инцидентов с французами. Они прибыли в Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде 30 июня 1816 года.
10 марта 1816 года Лавалле подтвердил, что всего было возвращено 2065 картин, из которых Саксония (Дрезден) вернула 421, Австрия 323, Испания 284 (помимо 108 разных предметов), Брауншвейг 230, Нидерланды 210, Шверин 190, Пруссия 119 (помимо 268 бронз и 463 камей); Тоскана 57, Сардиния 59, Модена 24, Венеция 15, Верона 6 и Милан 7. Восемь испанских картин остались в Лувре. По оценкам, примерно половина украденных произведений не вернулась на свои места; подавляющее большинство осталось во Франции. [ 9 ]
Окончательная дисперсия
[ редактировать ]Начиная с 1820-х годов во Франции стали продавать награбленные картины. С одной стороны, всегда существовала вероятность того, что Испания потребует вернуть картины, с другой, украшать украденными картинами было настолько социально неловко. Наследники часто предпочитали деньги искусству.
Испанское правительство пыталось вернуть некоторые картины, даже выкупив их, но во многих случаях это было невозможно. Например, Сульт наотрез отказался продавать что-либо не по астрономическим ценам, а тем более доставлять, поэтому думали обратиться через суд, чтобы потребовать квитанции о продажах, но Сульт был защищен как министр обороны, а затем и в качестве председателя Совета министров короля Луи-Филиппа I. Даже король Луи-Филипп не смог продать свою коллекцию французскому государству по разумной цене. Только после его смерти в 1851 году его сыновья решили продать коллекцию: 163 картины, из которых 110 были испанскими. Основными покупателями были Лувр , Национальная галерея и царь Николай I.
Аукционные дома, такие как Erard, Boursault, Frainays или Huard, а также частные лица продолжали регулярно продавать картины из Испании. коллекция генерала д'Арманьяка В 1857 году была продана , а в 1868 году - Лежена . Эти картины в основном оказались в Лувре, Национальной галерее в Лондоне, Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Музее изящных искусств в Будапеште. Несколько других попали в коллекцию Уоллеса , Художественную галерею Уокера в Ливерпуле, Палаццо Бьянко в Генуе и национальные галереи в Вашингтоне и Оттаве.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грегуар, Анри (1794). Отчет о разрушениях, вызванных вандализмом, и о средствах его подавления (на французском языке). [Париж]: Из Imprimerie nationale.
- ^ Селин, Шеннон (19 апреля 2019 г.). «Украденное искусство Наполеона» . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Йорик, Карлос (11 февраля 2020 г.). «Испанское искусство, разграбленное Бонапартами» . Ла Вангардия (на испанском языке) . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Вешер, Пол (сентябрь 1964 г.). «Виван Денон и музей Наполеона». Аполлон: Международный журнал искусств . 31 : 178–186.
- ^ Хемпель Липшуц, Ильза (1961). «Разграбление произведений искусства в Испании во время войны за независимость» (PDF) . Испанское искусство. Журнал Испанского общества друзей искусства (на испанском языке). XXIII . Мадрид: 215–274.
- ^ Кано Риверо, Игнасио (2016). Севильская живопись и французское вторжение: собрание маршала Сульта. Кандидатская диссертация [ Севильская живопись и французское вторжение: коллекция маршала Сульта ] (на испанском языке). Университет Севильи. hdl : 11441/36224 .
- ^ Дженкинс, Сьюзен (2007). «Испанский подарок» в Эпсли-Хаусе. Исторический обзор английского наследия . 2 (1): 116–131. дои : 10.1179/175201607797644086 .
- ^ Кауфманн, CF (1982). Каталог картин в Веллингтонском музее . Лондон: ISBN HMSO 9780112903734 .
- ^ Прети-Хамард, Моника (2009). «Разрушение музея стало историческим памятником». Реституция произведений искусства с точки зрения сотрудников Лувра (1814-1815)». В Бергвельте, Эллинор; Мейерс, Дебора Дж.; Тиббе, Лиске; ван Везель, Эльза (ред.). Наследие Наполеона: появление национальных музеев в Европе, 1794-1830 гг . Берлин: G + H Verlag. стр. 137–144. ISBN 978-3-940939-11-1 .