Jump to content

Уничтожение произведений искусства в Афганистане

Афганистан является уникальным местом пересечения культур на протяжении всей своей истории благодаря своему географическому положению в Южной Азии. Расположение Афганистана создает проницаемые границы для торговых путей между Востоком и Западом, в то время как Шелковый путь, являющийся вектором для буддизма и эллинистической культуры и даже египетского влияния с запада, обеспечивает слияние культуры и искусства. Постоянное вторжение и конфликты создали циклический континуум возрождения и разрушения искусства и культуры в Афганистане.

Историчность искусства Афганистана

[ редактировать ]

Как прекрасно, что люди проявляют интерес к нашему прошлому, а значит, есть надежда на будущее.

афганский беженец в Пешваре, 1994 г. [1]

Большая часть искусства Афганистана восходит к временам вторжений, оккупаций и династий, которые так часто опустошали страну. Афганистан был перекрестком культур, которые составляют красочную, прочную и динамичную основу афганского искусства. Эти цивилизации включают, помимо прочего, империи и королевства, которые составляют политическое происхождение Афганистана как современного государства. Более известные и крупные региональные империи включают Империю Ахеменидов , Македонскую империю , Индийскую Империю Маурьев , Исламскую Империю и Империю Сасанидов . Как и империи, Афганистану помогали переходные и кочевые царства и династии, пришедшие к власти (см. Греко-Бактрийцы , Кушаны , Эфталиты , Тюрк-шахи , Саффариды , Саманиды , Газневиды , Гуриды , Картиды , Тимуриды , Великие Моголов , династия Хотаки и династия Дуррани ). формируют развитие афганского искусства, а также его сохранение и уничтожение.

Советское вторжение/оккупация

[ редактировать ]

Советский Союз вторгся в Афганистан в 1979 году и потребовал жесткой интерпретации искусства, которая подавляла творчество в 1980-х годах во время поддерживаемого Советским Союзом режима в Афганистане в 1979-1989 годах. [2] [3] За это время тысячи произведений искусства были разграблены, разграблены или загадочным образом исчезли во время десятилетней оккупации. [3] [4] В советскую эпоху, с 1979 по 1992 год, и во время первоначального подъема Талибана, в Кабуле проводилась только одна археологическая раскопка в Тепе Маранджане . [4]

Уничтожение древних археологических памятников

[ редактировать ]

Хадда и ступа-монастырский комплекс Тепе Шортор

[ редактировать ]

В первые годы советской оккупации несколько древних памятников, ранее исследованных французскими и афганскими археологами, были разграблены пророссийским правительством и обездоленными сельскими жителями. Древними объектами грабежей и грабежей, которые в конечном итоге продолжались до и после режима Талибана, были ступы-монастырские комплексы Тепе Шортор, Хадда, Ай Ханум, Бактр и Тепе Маранджан. [5]

Археологический памятник Хадда, известный своими замысловатыми греко-буддийскими скульптурами и рельефами, находится в Гандхаре, древнем государстве на территории нынешнего северо-восточного Афганистана, в 10 километрах от нынешнего города Джелалабад (рядом с Хайберским перевалом). [4] На этом месте проводились раскопки в 1930-х и 1970-х годах, где было найдено около 23 000 глиняных и гипсовых скульптур. Эти находки иллюстрировали элементы буддизма и эллинизма в почти идеальном традиционном эллинистическом стиле, сравнимом со скульптурами, найденными в храме Аполлона в Бассах, Греция . Говорят, что Хадда понес значительный ущерб во время гражданской войны в Афганистане и был полностью разрушен в 1980 году. [4]

Тепе Шортор — это буддийский монастырь и комплекс ступ, расположенный в Хадде, который был раскопан в период с 1974 по 1979 год афганскими, а затем и французскими археологами. Он расположен посередине главной дороги, ведущей из Кабула в Кандагар. Это место представляло собой целый древний город, многочисленные буддийские ступы и пещеры, украшенные искусными лепными фигурами, датируемыми вторым веком нашей эры. Мародеры и грабители систематически разрушали это место, а также проводили незаконные тайные раскопки. Те статуи, которые были слишком велики, чтобы их можно было убрать, были разбиты, а маленькие статуи были отправлены на пакистанские базары для продажи. Остатки над плато, где расположено это место, представляют собой буддийские храмы, в том числе Тапа-Калан, Тапа-и-Кафариха, Баг-гай, Чахил-и-Гунди, Дех-Гунди и Гар-Нао. [6] [7]

Ай Ханум

[ редактировать ]

Считается, что древним местом Ай-Ханума является историческая Александрия на Оксе, основанная в четвертом веке до нашей эры в результате завоеваний Александра Македонского. [8] Греко-бактрийский поселок располагался на левом берегу реки Окс, в месте ее слияния с притоком Кокча, что делало его стратегически расположенным военным форпостом для контроля над восточными территориями древней Бактрии Александра Македонского. [8] Топографическое мастерство городского комплекса обеспечило естественный акрополь, возвышающийся на 60 метров над окружающими территориями, а две реки, протекающие с запада и юга, обеспечивали защиту. [8] И вот уже 20 лет всемирно известное место на севере Афганистана становится объектом систематических незаконных раскопок. [4] [8]

Некоторые из наиболее значительных вкладов в понимание греческого присутствия в Бактрии были внесены открытиями, сделанными в Ай-Хануме, и, как утверждают некоторые, продемонстрировали, как греческие художники Ай-Ханума не только были близки к греческим традициям, но и увековечили классический стиль. [8] Медленное опустошение Ай-Ханума началось с того, что спекулянты сокровищами привезли в страну металлодетекторы, первоначально предназначенные для поиска мин, но вместо этого их использовали для поиска древних почв. Коринфские и дорические капители, обнаруженные французскими археологами, были вывезены и переработаны в качестве оснований для колонн в Ча-хане, а сотни изделий из слоновой кости, ювелирных изделий, инталий, гипсовых медальонов, бронзовых изделий, драгоценных монет и статуэток попали на пакистанские базары и статуэтки. частные коллекции. [8] Историк и нумизмат Осмунд Бопеарачи описывает тяжесть утраты: «Предметы, которые я лично видел на пакистанских базарах, не представляют собой и одной десятой тех артефактов, которые были рассеяны на международных арт-рынках». [9]

На сегодняшний день некоторые из разграбленных или иным образом вывезенных из Ай-Ханума частей Ай-Ханума были найдены и восстановлены. Однако архитектурная инфраструктура нижнего города разрушена полностью. Кратеры теперь занимают место, где когда-то существовал нижний город Ай-Ханума. [4] [8]

Сокровище Мир Закята

[ редактировать ]

Редкая находка в Мир-Заке, расположенном в провинции Пахтия на границе с Пакистаном, во многом связана с нумизматическими знаниями греко-бактрийской эпохи, о которых Ай Ханум дал важную информацию. В период с 1992 по 1995 год на дне колодца было обнаружено одно из крупнейших в истории валют месторождений монет. Обстоятельства обнаружения клада остаются неизвестными по сей день. По оценкам, хранилище монет содержит более четырех тонн чеканного металла, около 550 000 монет, в основном из серебра и бронзы, и 350 килограммов золота. Нумизматическая пародия на это глубокое открытие состоит в том, что, согласно достоверным источникам, две с половиной тонны монет были вывезены в Швейцарию для продажи. [10]

Национальный Кабульский музей

[ редактировать ]

Говорят, что начиная с советской оккупации, которая привела к восстанию Талибана, Кабульский музей, возможно, стал одной из крупнейших жертв, понесенных Афганистаном. В результате советской и талибской оккупации более двух третей музейных сокровищ и экспонатов были потеряны или уничтожены. [11] В этот период политических осложнений музей сильно переживал из-за своего расположения в пригороде Кабула, поскольку он находился на передовой линии большей части советских боевых действий. До 1992 года в музее было законсервировано и частично выставлено более ста тысяч предметов, относящихся к периодам от доисторических времен до ХХ века. [12] Начиная с 1992 года, более 70 процентов предметов из коллекции Национального музея и 100 процентов предметов, хранившихся в Археологическом институте, расположенном неподалеку, были разграблены и вывезены в приграничные страны для продажи. Тем временем по всей стране проводились тайные раскопки, в ходе которых артефакты незаконно вывозились на международные черные рынки. [5]

В феврале 2001 года кортеж транспортных средств остановился перед музеем, где министр финансов, министр культуры и его помощник, а также печально известный молла Хари Фаиз ур-Рахман, который ударил Бодхисаттву летом 2001 года, приказал, чтобы будет открыта кладовая музея. [13] По словам сотрудника, который был свидетелем этой сцены: «Когда они вошли в кладовую, они зарычали от волнения и начали все крушить, скандируя «Аллаху Акбар»». [6] [13]

В мае 1993 года Национальный музей был разрушен несколькими ракетами, пробившими крышу, верхний этаж и большую часть дверей и окон здания. Вскоре после этого он был разграблен, при этом было украдено более четырех тысяч предметов, сданных на хранение в запасники музея. Находившийся неподалеку Институт археологии также серьезно пострадал. [14] Филипп Фландрен описывает процесс грабежей, в ходе которого систематически опустошались запасники музея:

Три четверти найденных коллекций были изъяты без каких-либо иконоборческих намерений. Разграбление музея подчиняется тем же хирургическим правилам, что и грабеж замков. Оно осуществляется методично и упорядоченно, под руководством профессиональных воров, которые заботятся о сохранении наряду с ценными соответствующими каталогами и описями, идентифицирующими украденные предметы. [14]

Восстание / оккупация Талибана

[ редактировать ]

После возрождения правления Талибана в 1996-2001 годах был немедленно введен запрет на большинство форм искусства и культурного самовыражения. [2] Война Талибана с искусством была вдохновлена ​​Кораном. Коран запрещает изображение живых существ, поэтому рисование или лепка живых существ считается прямым оскорблением Всевышнего. [15] Среди первоначальных действий по выселению были вытаскивание картин из домов, сожжение книг, содержащих произведения искусства, публичные казни перед телевизором и прекращение музыки. [16] В 1996 году, в самом начале прихода к власти талибов, весь карточный каталог, хранивший произведения искусства в Афганском национальном музее, был сожжен, чтобы согреть повстанцев. [17] Систематическое уничтожение музеев и их коллекций, включая киноархивы, было подвергнуто чистке, чтобы очистить их от «неисламского» изображения живых и человеческих форм. [2] [16] Помимо запрета на материальные и визуальные средства искусства, аналогичным образом были запрещены такие социальные и культурные проявления, как запуск воздушных змеев и владение домашними птицами. [16] Для женщин был издан указ, запрещающий макияж и высокие каблуки в столице Афганистана, где для обеспечения строгого соблюдения был создан Департамент по поощрению добродетели и предотвращению порока. [16] Руководители министерства регулярно избивают женщин, не соблюдающих эти законы о дресс-коде. Даже спустя десять лет после падения официального режима Талибана салоны красоты в столице Афганистана Кабуле делают все возможное, чтобы скрыться и остаться незамеченными для сторонников Талибана. [16]

Уничтожение текстов и артефактов

[ редактировать ]

В течение 1992 года нападения Талибана и разграбление Национального музея Афганистана привели к потере 70% из 100 000 экспонатов афганской культуры и истории. [18]

11 августа 1998 года талибы разрушили публичную библиотеку Пули-Хумри . Библиотека содержала более 55 000 книг и старых рукописей и считалась афганцами одной из самых ценных и красивых коллекций своей нации и своей культуры. [19] [20]

Сообщалось, что в октябре 2001 года талибы уничтожили по меньшей мере 2750 древних произведений искусства в Национальном музее Афганистана . в течение года [21]

Гигантские Будды Бамиана

[ редактировать ]

Уничтожение гигантских Будд в Бамиане, также известное как «Бамианская резня», возможно, является самым разрушительным актом Талибана против истории Афганистана. [22] В марте 2001 года верховный лидер Талибана мулла Мухаммед Омар издал указ, запрещающий неисламские резные изображения, включая, помимо прочего, все идолопоклоннические изображения людей и животных. Хорошо скоординированный взрыв гигантских Будд, ставший сенсацией в средствах массовой информации, стал внешне драматическим выражением стремления Талибана искоренить все «идолопоклоннические» и неисламские образы из доисламского прошлого Афганистана. [3] [15] Уничтожение древнего искусства, как и мирных гигантов, рассматривалось радикалами Талибана как исполнение закона Корана. [15]

Датированные седьмым веком до нашей эры, Колоссы были вырезаны ценой, как считается, неизмеримой цены, в высоких скалах из песчаника, окружающих Бамиан. [22] [23] Расположенная в центре длинной долины, разделяющей горные хребты Гиндукуша и Кох-и-Баба, более высокая из двух статуй (приблизительно 53 метра/175 футов), как полагают, представляет Вайрочану, а более низкая (приблизительно 36 метров) /120 футов), скорее всего, представляет собой Будду Шакьямуни , хотя местные хазарейцы считают, что он олицетворяет женщину. [22] [23] В разгар своего существования два колосса представляли собой потрясающее зрелище, расположенное на скале с бесчисленными пещерами по обе стороны от них, и видимые на многие мили благодаря гигантским медным вставкам и ярко раскрашенным одеждам, поскольку статуи были естественно освещены как днем, так и ночью. . [22] [23] Будды рассматривались как трансцендентные образы и ключевые символы в расцвете буддийских учений Махаяны, противоположность убеждениям Талибана и верховенству закона. [22] [23]

В 1998 году командир Талибана забросал гранатами меньшую статую, оторвав ее верхнюю половину. Талибан часто бомбил гору над статуями, разрушая анклавы, в которых находились статуи, и еще больше повреждая колоссы. К зиме 2001 года на Талибан со всего мира посыпались просьбы пощадить статуи. [23]

Мулла Мохаммад Омар, лидер исламского ополчения Талибана в Афганистане, отверг международные призывы мирового сообщества по сохранению искусства и истории относительно спасения всемирно известных Будд от неминуемого уничтожения. Несмотря на международное осуждение, мулла Омар приказал уничтожить древних Будд по решению священнослужителей и постановлению верховного суда Исламского Эмирата (Талибан). [15]

26 февраля 2001 года верховный лидер Талибана мулла Мохаммад Омар заявил, что «эти идолы были богами неверных», и приказал их уничтожить. [23]

По приговору священнослужителей и решению Верховного суда Исламского Эмирата (Талибана) все статуи вокруг Афганистана должны быть уничтожены.

Согласно исламу, я ни о чем не беспокоюсь. Моя работа – соблюдение исламского порядка. Разрушение статуй – это исламский приказ, и я принял это решение в свете фетвы улемов (священнослужителей) и Верховного суда Афганистана. Исламский закон – единственный закон, приемлемый для меня.

Только Аллах, Всемогущий, заслуживает поклонения, а не кто-либо или что-либо еще.

Мулла Мохаммад Омар [24]

Взрывчатка, танки и средства ПВО разрушили два колоссальных изображения Будды в провинции Бамиан, в 230 километрах (150 милях) от столицы Кабула. [22] Обломки статуй и фрагменты прекрасных картин, украшавших ниши, впоследствии были выставлены на продажу на пешаварском базаре. [25] К началу марта 2001 года колоссы превратились в руины. [23]

Ответ и воскрешение бамианских будд

[ редактировать ]

После гибели двух колоссов в 2001 году доктор Земарьялай Тарзи , афганский археолог, бежавший во Францию ​​после советского вторжения, принял решение вернуться в Афганистан и найти неуловимую часть истории Афганистана — Спящего Будду из Бамиана. В последний раз Спящего Будду видели примерно в 630 году нашей эры, когда это было записано в дневнике Сюаньцзана, китайского паломника, который путешествовал по центральному Афганистану в седьмом веке нашей эры. [26]

До советского вторжения в 1979 году профессор Тарзи уже провел три десятилетия исследований и завершил обширную реставрацию стоящих Будд в Бамиане. Опустошенный неизбирательным уничтожением талибами двух стоящих Будд, доктор Тарзи использовал древние тексты из дневника Сюаньцзана, чтобы определить местонахождение предполагаемого места расположения древнего буддийского монастыря, в котором находится спящий Будда. Профессор Тарзи стремился предложить Талибану обнаружение и воскрешение мифологического спящего Будды из Бамиана в ответ на террор, нанесенный другим колоссам, ласково прозванным «Братьями» спящего Будды. [15] [26]

Благодаря сложной детализации и точности безукоризненно сохранившегося 1400-летнего журнала Сюаньцзана о бамианских Буддах, профессор Тарзи наметил места для испытательных площадок в поисках описаний Сюаньцзана гигантского лежащего Будды поблизости. (3)(4) После трех лет испытательных полигонов, летом 2008 года, профессор Тарзи обнаружил останки 19-метровой статуи лежащего Будды в фундаменте древнего буддийского храма менее чем в двух километрах от ниш, где Когда-то в Бамиане стояли две гигантские статуи Будды. [15] [26]

Несмотря на то, что спящий колосс был спасён от разрушительных последствий войны и конфликтов, ему не удалось избежать серьезных травм. Поскольку о спящем Будде известно очень мало, археологам трудно установить точные причины повреждений, однако профессор Тарзи считает, что большая часть повреждений является просто разрушением, вызванным временем и стихиями. [15] [26]

Большая часть деталей повреждена. Но мы обнаружили кусок от верхней части правой руки до локтя. Мы обнаружили его шею и плечи. Но голова сломана из-за повреждения водой под землей. Тем не менее, подушка, на которой он спит, в идеальном состоянии. Тарзи [26]

Будущее искусства, культурного наследия и самобытности Афганистана

[ редактировать ]

Мало что известно о выживании и сохранении культурного наследия Афганистана посредством искусства и архитектуры. Однако многое делается для восстановления художественных студий, традиционных школ лепки из глины и археологических фондов, чтобы вновь открыть двери и расширить возможности утраченных, забытых или иным образом подавленных традиционных учений и культурного наследия Афганистана. [15] В 2002 году перед ЮНЕСКО была поставлена ​​задача по восстановлению пострадавшего культурного наследия Афганистана, которое претерпело невероятные потери и необратимый ущерб в течение двух непрерывных десятилетий войны и гражданских беспорядков. [1] Несмотря на продолжающиеся операции по предотвращению попыток возрождения Талибана, существующее афганское правительство поручило ЮНЕСКО координировать все международные усилия, направленные на сохранение и приумножение культурного наследия Афганистана. [1] Стратегия ЮНЕСКО включает оказание помощи в восстановлении связей между населением с целью развития чувства общей собственности на памятники, артефакты и исторические места, представляющие культурное наследие различных слоев афганского общества. [1] На сегодняшний день расходы на финансирование и альтернативные формы помощи со стороны ЮНЕСКО значительно превышают сумму в 7 миллионов долларов, выделенную на Кабульском семинаре в мае 2002 года. [1]

Можно утверждать, что перед лицом миллионов перемещенных афганцев, крупномасштабного обнищания, бездомности, безработицы и несправедливости, не говоря уже о почти полном разрушении основной национальной инфраструктуры и продолжающейся нестабильности, фракционности и международного раскола, культурное наследие является наименьшим приоритетов Афганистана. Зачем беспокоиться о древних статуях Будды, когда простые афганцы голодают здесь и сейчас? Но культурную самобытность нации нельзя так легко игнорировать: прошлое, памятники, история, сокровища искусства так же важны для установления национального единства и уверенности в себе, как и базовая инфраструктура… Это относится не только к новым нациям: важность Фирдоуси и Персеполь для Ирана, Гомер и Парфенон для Греции или Великая стена для Китая вряд ли нуждаются в подчеркивании. Слава и достижения кушанской или Газневидской цивилизаций являются гораздо большей частью идентичности Афганистана, чем Талибан, фракционность или боевые действия… Если последние десятилетия истории Афганистана не продемонстрировали ничего другого, то это необходимость сильной, единая культурная идентичность и сплоченность. В этом велика роль ее культурного наследия. [1]

Экскаваторы на буддийском месте Мес-Айнак были названы «пропагандирующими буддизм» и им угрожали Талибан, а многие афганские экскаваторы, работающие по чисто финансовым причинам, не чувствуют никакой связи с буддийскими артефактами. [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джульетта Ван Крикен-Питерс, изд. Искусство и археология Афганистана: его падение и выживание: междисциплинарный подход . Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Моджумдар, Аунохита (14 сентября 2008 г.). «За кадром» . Индус . Архивировано из оригинала 16 сентября 2008 года . Проверено 28 октября 2011 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Комито, Лорен (8 января 2008 г.). «Спасение искусства Афганистана» . Время . Архивировано из оригинала 12 января 2008 года . Проверено 25 октября 2011 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж 2. Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Эгнью и Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Перейти обратно: а б Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. п. 266. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б Фландрин, П. (2001). Потерянное сокровище королей Афганистана (на французском языке). Париж: Editions du Rocher.
  7. ^ Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. п. 269. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бопеараччи, Осмунд. «Вандализированный Афганистан» (том 19, выпуск 6, 16 - 29 марта 2002 г.) . Линия фронта . Индуистская группа . Проверено 12 декабря 2013 г.
  9. ^ Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл, и Бриджланд, Джанет. (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. п. 270. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. п. 270. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. п. 249. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. стр. 248–249. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Перейти обратно: а б Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. п. 267. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Перейти обратно: а б Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. п. 266. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Потерянные сокровища Афганистана. Реж. Джеймс Баррат. Эд. Джефф Лак. 2006. DVD. Национальное географическое телевидение и фильмы
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Рутрей, Бибху Прасад (29 июля 2011 г.). «Бибху Прасад Рутрей: Зачем в Сомали запрещать только бюстгальтер? Запретить все. Запретить еду. Запретить жизнь» . НОВОСТИ АЛЬ-АРАБИИ . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
  17. ^ Клюли, Робин (6 ноября 2001 г.). «Афганский архивист культуры» . Wired.com . Конде Наст Диджитал . Проверено 25 октября 2011 г.
  18. ^ Лоусон, Аластер (1 марта 2011 г.). «Афганское золото: Как было сохранено наследие страны» . Би-би-си . Проверено 1 марта 2011 г.
  19. ^ Чиваллеро, Эдгардо (2007). «Когда память превращается в пепел» (PDF) . Акта Академия . Проверено 2 января 2021 г.
  20. ^ Цензура исторической мысли: мировой путеводитель, 1945–2000 , Антун де Баэтс.
  21. ^ «Талибан уничтожил музейные экспонаты» . 23 ноября 2001 г. – через www.telegraph.co.uk.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ратье, WL (22 марта 2001 г.). «Почему талибы уничтожают Будд» . Откройте для себя журнал «Археология» . США сегодня . Проверено 30 октября 2011 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тристам, Пьер. «Статуи Будды в Бамиане, Афганистан» . О сайте.com . Компания «Нью-Йорк Таймс» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 года . Проверено 30 октября 2011 г.
  24. ^ АФП. «Лидер афганских талибов приказал уничтожить древние статуи» . Освещение разрушения Будды . РАВА . Проверено 25 октября 2011 г.
  25. ^ Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл и Бриджланд, Джанет (2006). Невилл Агнью; Джанет Бриджланд (ред.). О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы темы консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22-26 июня 2003 г. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт охраны природы Гетти. п. 226. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и Синовиц, Рон; Али Ирфанин (9 сентября 2008 г.). «Археологи нашли гигантского «спящего» Будду в Афганистане» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Проверено 12 декабря 2013 г.
  27. ^ Блох, Ханна (сентябрь 2015 г.). «Мега-сделка по меди в Афганистане стимулирует стремление спасти древние сокровища» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 14 августа 2015 года.

Библиография

[ редактировать ]
  • Моджумадар, Аунохита. «За рамкой». Архивировано 16 сентября 2008 года в Wayback Machine . Индус , 14 сентября 2008 г.
  • Комито, Лорен. «Спасение искусства Афганистана» . Время 8 января 2008 г. Интернет. 25 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 12 января 2008 г.
  • Всемирный археологический конгресс и Агнью, Невилл, и Бриджланд, Джанет. О прошлом, ради будущего: интеграция археологии и консервации: материалы по теме консервации на 5-м Всемирном археологическом конгрессе, Вашингтон, округ Колумбия, 22–26 июня 2003 г. / под редакцией Невилла Агнью и Джанет Бриджланд. Институт охраны природы Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния: 2006 г.
  • Ван Крикен-Питерс, Джульетта, изд. Искусство и археология Афганистана: его падение и выживание: междисциплинарный подход. Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV, 2006 г.
  • Потерянные сокровища Афганистана . Реж. Джеймс Баррат. Эд. Джефф Лак. 2006. DVD. Национальное географическое телевидение и фильмы
  • Рутрей, Бибху Прасад. «Бибху Прасад Рутрей: Зачем запрещать в Сомали только бюстгальтер? Запретить все. Запретить еду. Запретить жизнь». Аль Арабия . 29 июля 2011 г., получено 1 ноября 2011 г. < http://www.alarabiya.net/views/2011/07/29/159848.html Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine >
  • Афганский архивист культуры Робин Клюли, 6 ноября 2011 г. < https://www.wired.com/cultural/lifestyle/news/2001/11/47842 >
  • Фландрин, П. 2001. Затерянное сокровище королей Афганистана. Париж: Editions du Rocher. (цитата по переводу Осмунда Бопеарачи)
  • Бопеараччи, Осмунд. «Вандализированный Афганистан». The Hindu 16–29 марта 2002 г. (том 19, выпуск 6).
  • Синовиц, Рон. «Археологи нашли гигантского «спящего» Будду в Афганистане». Радио Свободная Европа Радио Свобода. 9 сентября 2008 г.
  • Лидер афганских талибов приказал уничтожить древние статуи - http://www.rawa.org/statues.htm
  • История Афганистана - Джаярам V - http://www.hinduwebsite.com/history/afghan.asp#A
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe74aad2ce999a7397fe032e076f5266__1712947920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/66/fe74aad2ce999a7397fe032e076f5266.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Destruction of art in Afghanistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)