Хазарейцы — одна из наиболее преследуемых групп в Афганистане. [24] Более половины хазарейцев было уничтожено эмиратом Афганистан между 1888 и 1893 годами . [25] и их преследования происходили неоднократно на протяжении предыдущих десятилетий. [26] Широко распространенная этническая дискриминация, [27] [28] [29] религиозные преследования, [30] [31] организованные нападения террористических группировок, [32] [33] преследование и произвольный арест хазарейцев по разным причинам, [34] [35] многочисленные случаи изнасилования и пыток хазарейских женщин, [36] [37] [38] захват земель и домов, [39] [40] [41] введение преднамеренных экономических ограничений и создание экономической отсталости Хазарейского региона, [42] [43] [44] захват сельскохозяйственных полей и пастбищ хазарейских районов, [45] [46] [47] [48] [49] и многочисленные другие случаи нарушений прав человека привели к тому, что многие хазарейцы были вынуждены покинуть свои дома и постепенно вынуждены мигрировать или бежать из Афганистана. [50] [51] [52] [53]
Этимология
Этимология слова «хазарейцы» остается спорной, но некоторые имеют разные мнения по этому поводу.
Историк Абдул Хай Хабиби считает слово «хазара» ( Hazara هزاره ) очень старым и происходит от слова «хазала» ( həzālə هزاله ), которое со временем изменилось на «хазара» и означает «добросердечный». [54] [55]
Некоторые полагают, что в древние времена из-за высокой численности хазарейцев их называли «хазарейцами» ( Hazara هزاره ), что означает «хазара» от персидского слова «хазар» ( həzār هزار ), означающего «тысяча». это метафора для населения, насчитывающего более тысячи человек. [56]
Хазарейский мальчик и австралийский солдат в Дайкунди , 2012 г. Говорят, что имя «Хазара» ( Hazara هزاره ) происходит от персидского слова «Хазар» ( Hazar هزار ), означающего «тысяча». Это может быть перевод монгольского слова ( минган ), воинского подразделения в 1000 солдат во времена Чингисхана . [57] [58] [59] Этот термин мог бы заменить монгольское слово и обозначает группу людей, [60] в то время как хазарейцы на своем родном языке называют себя «Азра» ( āzrə آزره ) или ( əzrə ازره ). [61]
Несмотря на то, что это смесь нескольких различных этнических групп, ряд исследователей в своих работах уделяют особое внимание монгольскому компоненту. Авторы наряду с термином «хазарейцы» используют название «хазарейские монголы»: например, Элизабет Эмалин Бэкон, [22] [78] Барбара А. Уэст, [79] Юрий Аверьянов, [80] Эльбрус Сатцаев [81] и другое. монгольские отряды, оставленные в Афганистане Чингисханом или его преемниками. По мнению историка Лютфи Темирханова, исходным слоем, основой хазарейского этногенеза стали [21] По его мнению, тюркские элементы по сравнению с монгольскими играли второстепенную роль. [82] Хазарейцев в районе Гильджи называют монголами. [83] Об участии монголов в этногенезе хазарейцев свидетельствуют лингвистические данные, исторические источники, данные по топонимике , [84] а также работы по популяционной генетике. [85] Такие ученые, как Василий Бартольд , [86] Армин Вамбери , [87] Вадим Массон, Вадим Ромодин, [88] Илья Петрушевский , [89] Аллах Ракха, Фатима, Минь-Шэн Пэн, Атиф Адан, Руй Би, Мемона Ясмин, Юн-Ганг Яо писали об историческом использовании монгольского языка хазарейцами. [90]
Частота компонентов родословной среди хазарейцев варьируется в зависимости от племенной принадлежности. Они демонстрируют высокую генетическую близость к современному тюркскому населению Центральной и Восточной Азии , а также к монгольскому населению. Что касается их общего генетического состава, около 49% среднего генофонда хазарейцев происходит из источников, подобных восточноазиатским, около 48% - из источников, подобных европейским, и около 0,17%, 0,47% и 2,30% - из источников, подобных восточноазиатским. из африканских, океанических и индейских источников соответственно. хазарейцев Генетический состав аналогичен узбекскому , уйгурскому , казахскому , кыргызскому и монгольскому населению. [94] [95] [96] [97] [98] [99]
В другом исследовании результаты парных генетических расстояний, MDS, PCA и реконструкции филогенетических отношений показывают, что современные хазарейцы генетически ближе к тюркоязычному населению (уйгурам, казахам и кыргызам), проживающим на северо-западе Китая, чем к другим группам населения Центрального/Западного Китая. Популяции Южной Азии и монголы. Результаты внешней группы и примеси f3, f4, f4-ratio, qpWave и qpAdm дополнительно демонстрируют, что хазарейцы имеют больше аллелей с выходцами из Восточной Азии, чем с другими выходцами из Центральной Азии, и имеют 57,8% монгольского происхождения. Хазарейцы испытали генетическое смешение с местными или соседними популяциями и сформировали нынешний смешанный генетический профиль Востока и Запада Евразии после их отделения от монголов. [99] [101]
Отцовские гаплогруппы
Наиболее распространенными гаплогруппами отцовской ДНК хазарейцев из Афганистана являются восточноевразийские клады C-M217 (33,33%) и западноевразийские R1a1a-M17 (6,67%), за которыми следуют западноевразийские клады J2-M172 и L-M20. Также было обнаружено, что некоторые хазарейцы принадлежат к гаплогруппе E1b1b1-M35, L-M20 и H-M69, которые являются общими с таджиками , пуштунами , а также индийским населением . один человек с гаплогруппой B-M60, обычно встречающейся в Восточной Африке . Также был найден [102] [103]
C2 (ранее известный как кластер C3-Star) был наиболее часто встречающейся гаплогруппой у пакистанских и афганских хазарейцев. [101] Пакистанские хазарейцы имели высокую частоту гаплогруппы C-M217 ок. 40% (10/25) и гаплогруппа R1b в c. 32% (8/25). Относительно высокая частота R1b обнаружена также у восточнорусских татар и башкир . Считается, что все три группы связаны с Золотой Ордой . [104] Гаплогруппа C-M217, также известная как C2, является наиболее часто встречающейся гаплогруппой среди монгольского и казахского населения. [101] Согласно исследованиям, гаплогруппа С2 Y-ДНК у хазарейцев связана с экспансией монголов. [97] и с монгольским происхождением хазарейцев. [98]
Материнские гаплогруппы
Хазарейская доля c. 35% материнских гаплогрупп с современным населением Восточной Азии, в то время как c. 65% принадлежит популяциям Западной Евразии. [105] Хазарейцы в целом имеют в основном западноевразийскую мтДНК. [106] [107] [108]
Сообщается, что хазарейцы приняли шиитский ислам в период с конца 16 по начало 17 века, в период Сефевидов. [111] [112] Мужчины-хазарейцы, наряду с представителями других этнических групп, были завербованы в армию Ахмад Шаха Дуррани в 18 веке. [113]
Когда Гандомакский договор в 1880 году был подписан и закончилась Вторая англо-афганская война , Абдур Рахман поставил перед собой цель взять под свой контроль Хазаристан , Туркестан и Кафиристан . Он начал несколько кампаний в Хазаристане из-за сопротивления хазарейцев, в ходе которых его войска совершали зверства. Южная часть Хазаристана была пощажена, поскольку они приняли его правление, в то время как другие части Хазаристана отвергли Абдура Рахмана и вместо этого поддержали его дядю Шер Али Хана . В ответ на это Абдур Рахман развязал войну против вождей племен, отвергавших его политику и правление. Это известно как Хазарейские восстания . [111]
Эти кампании оказали катастрофическое воздействие на демографию хазарейцев, в результате чего более шестидесяти процентов всего хазарейского населения было уничтожено, а некоторые были перемещены и изгнаны со своих земель. Хазарейские земли были распределены между лояльными сельскими жителями близлежащих нехазарейцев. получили название геноцида или этнической чистки . Репрессии после восстания в истории современного Афганистана [116] [117] [118]
После этих массовых убийств Абдул Рахман заставил многие хазарейские семьи из хазарейских районов Урузгана и других частей Хазаристана покинуть свои родные города и исконные земли. в результате чего многие хазарейцы бежали в соседние страны, такие как Центральная Азия, Иран , Британская Индия , Ирак и Сирия . Те хазарейцы, которые проживали на севере Гиндукуша, уехали в царскую Россию , в основном в южные города России , а часть из них уехала в Иран. Многие хазарейцы, проживавшие в регионах царской России, со временем утратили свой язык , культуру и этническую самобытность из-за сходства расового строения и внешнего вида жителей тех регионов, и они расселились и тяготели среди них. Эти бегущие хазарейцы поселились в бывших регионах царской России, включая Узбекистан , Таджикистан , Туркменистан , Казахстан и Дагестан . Но хазарейцы с северо-запада Афганистана мигрировали в Иран и поселились в окрестностях Мешхеда и его окрестностей . Эти хазарейцы позже стали известны как хавари или барбари. Другая часть хазарейцев с юго-востока хазарейских районов Афганистана переселилась в Британскую Индию, которая проживает в Кветта , современный Пакистан и современная Индия . Другая группа обосновалась в Сирии и Ираке. Эти хазарейцы, мигрировавшие в Пакистан, Индию, Иран, Сирию и Ирак, не смогли поселиться среди жителей этих территорий из-за различий во внешности, поэтому они не утратили своего языка, культуры и этнической идентичности. [119]
В 1901 году Хабибулла-хан , старший сын и преемник Абдур-Рахмана, амнистировал хазарейцев и попросил их вернуться, изгнанных его предшественником. Но немногие из них вернулись и поселились в Туркестане и провинции Балх, поскольку потеряли свои прежние земли. Хазарейцы продолжали сталкиваться с социальной, экономической и политической дискриминацией на протяжении большей части 20 века. В 1933 году Мухаммад Надир Шах, король Афганистана, убит Абдул Халик Хазарой школьником был . Позже афганское правительство схватило и казнило его вместе с несколькими членами его семьи. [120]
Недоверие хазарейцев к центральному правительству и местные восстания продолжались. В частности, с 1945 по 1946 год, во время Захир-шаха правления , произошло восстание руководства Ибрагим-хана, наиболее известного как «Ибрагим Гавсавар», против новых налогов, которые были введены исключительно для хазарейцев. Между тем кучи не только были освобождены от налогов , но и получали пособия от афганского правительства. [111] Разгневанные повстанцы начали захватывать и убивать правительственных чиновников. В ответ центральное правительство направило войска, чтобы подчинить регион, а затем отменило налоги. [ нужна ссылка ]
Во время советско-афганской войны в районе Хазараджата не было таких тяжелых боев, как в других регионах Афганистана. Большинство хазарейских моджахедов воевали с Советским Союзом в регионах, находившихся на периферии Хазараджатского региона. Произошел раскол между Танзим Насле Нау Хазара , партией хазарейских националистов и светских интеллектуалов, базирующейся в Кветте, и исламистскими партиями в Хазараджате. [111] К 1979 году хазарейско-исламистские группировки уже освободили Хазараджат от центрального афганского правительства, поддерживаемого Советским Союзом , а затем полностью отобрали контроль над Хазараджатом у секуляристов. К 1984 году исламистское господство в Хазараджате было полным.Когда Советы ушли в 1989 году, исламистские группировки почувствовали необходимость расширить свою политическую привлекательность и сосредоточили свое внимание на хазарейском национализме . [111] Это привело к созданию « Хизбе-Вахдат» , союза всех хазарейских групп сопротивления (кроме « Харакат-и Ислами »). В 1992 году, после падения Кабула , «Харакат-е Ислами» встала на сторону правительства Бурхануддина Раббани , а «Хизбе-Вахдат» встала на сторону оппозиции. В конечном итоге «Хизбе-Вахдат» была изгнана из Кабула в 1995 году, когда движение «Талибан» захватило и убило их лидера Абдул Али Мазари . После захвата Талибаном Кабула в 1996 году все хазарейские группировки объединились в новый Северный Альянс против общего нового врага. Однако, несмотря на ожесточенное сопротивление, Хазараджат пал перед талибами в 1998 году. Талибан изолировал Хазараджат от остального мира, вплоть до того, что не позволил Организации Объединенных Наций доставлять продовольствие в провинции Бамиан , Гор , Майдан-Вардак и Дайкунди . [122]
В 1997 году среди хазарейцев в Мазари-Шарифе вспыхнуло восстание, когда они отказались быть разоруженными талибами; В ходе последующих боев было убито 600 талибов. [123] политику геноцида эпохи Абдур Рахман-хана В ответ Талибан перенял . В 1998 году на севере было убито шесть тысяч хазарейцев; намерением была этническая чистка хазарейцев. [124] В марте 2001 года два гигантских Будды в Бамиане также были уничтожены, несмотря на большое осуждение. [125]
Более высокий Будда в Бамиане , 55 метров (180 футов) до и после разрушения
Меньший Будда в Бамиане, 38 метров (125 футов) до и после разрушения
Хотя хазарейцы играли роль в антисоветском движении, другие хазарейцы участвовали в новом коммунистическом правительстве, которое активно ухаживало за афганскими меньшинствами. Султан Али Киштманд , хазарейец, занимал пост премьер-министра Афганистана с 1981 по 1990 год (с одним кратким перерывом в 1988 году). [128] Исмаилиты-хазарейцы провинции Баглан также поддержали коммунистов, а их пир (религиозный лидер) Джаффар Надери возглавил прокоммунистическое ополчение в регионе. [129]
В последующие годы хазарейцы подвергались жестоким притеснениям, и многие этнические массовые убийства, геноциды и погромы были совершены преимущественно этническими пуштунскими талибами и задокументированы такими группами, как Human Rights Watch . [130]
Хотя Афганистан исторически был одной из самых бедных стран в мире, прежние правительства считали регион Хазараджат менее развитым. После изгнания талибов в конце 2001 года в Афганистан на реконструкцию были вложены миллиарды долларов, и с августа 2012 года в Афганистане было реализовано несколько крупномасштабных проектов реконструкции. Например, по всему Афганистану было построено более 5000 километров дорожного покрытия. из которых мало что было сделано в центральном Афганистане (Хазараджат). С другой стороны, Банде-Амир в провинции Бамиан стал первым национальным парком Афганистана. Была также построена дорога из Кабула в Бамиан , а также новые полицейские участки, правительственные учреждения, больницы и школы в провинциях Бамиан , Дайкунди и других провинциях, преимущественно населенных хазарейцами. Первый горнолыжный курорт в Афганистане был также открыт в провинции Бамиан. [134] [135]
Дискриминация указывает на то, что кучи (кочевники-пуштуны, которые исторически мигрировали из региона в регион в зависимости от сезона) разрешается использовать пастбища Хазараджата в течение летнего сезона. Считается, что разрешение кучи использовать некоторые пастбища в Хазараджате началось во время правления Абдур Рахман-хана. [136] Проживая в горном Хазараджате, где мало сельскохозяйственных угодий, хазарейцы полагаются на эти пастбища как на источник средств к существованию во время долгих и суровых зим. В 2007 году некоторые кочевники Кучи вошли в некоторые районы Хазараджата, чтобы пасти свой скот, и когда местные хазарейцы оказали сопротивление, произошло столкновение, в результате которого несколько человек с обеих сторон погибли из автоматов. Подобные события продолжают происходить даже после того, как центральное правительство было вынуждено вмешаться, включая президента Хамида Карзая . Сообщается, что в конце июля 2012 года командир хазарейской полиции в провинции Урузган задержал и убил 9 мирных пуштунов в отместку за смерть двух местных хазарейцев. Дело расследуется правительством Афганистана. [136]
Стремление президента Хамида Карзая после Джирги мира заключить сделку с лидерами Талибана вызвало глубокое беспокойство в общинах меньшинств Афганистана, которые боролись с Талибаном дольше всех и больше всего пострадали во время своего правления. Лидеры таджикской , узбекской и хазарейской общин пообещали противостоять любому возвращению талибов к власти, ссылаясь на крупномасштабные массовые убийства хазарейских мирных жителей в период правления талибов. [137]
После захвата Кабула талибами в 2021 году, положившего конец войне в Афганистане, возникли опасения относительно того, возобновит ли Талибан преследование хазарейцев, как в 1990-е годы. Академик из мельбурнского университета Ла Троб заявил, что «хазарейцы очень боятся, что Талибан, вероятно, восстановит политику 1990-х годов», несмотря на заверения Талибана, что они не вернутся к старым плохим методам 1990-х годов. [138] [139]
Некоторые источники утверждают, что хазарейцы составляют от 20 до 30 процентов всего населения Афганистана . [140] [60] [131] [141] В прошлом они были самой крупной этнической группой: в 1888–1893 годах во время восстаний хазарейцев более шестидесяти процентов из них были убиты, а некоторые были перемещены, и тем временем они также потеряли большую часть своей территории из-за нехазарейцев, которые могли удвоить их численность. размер земли сегодня. [116]
До 1880-х годов хазарейцы были полностью автономны и контролировали весь Хазаристанский регион.В настоящее время подавляющее большинство хазарейцев проживает в Хазаристане, а многие другие проживают в городах страны. [ нужна ссылка ]
Несмотря на все это, хазарейцы часто становятся объектами нападения таких группировок боевиков, как « Лашкар-э-Джангви» и других. «Активисты говорят, что с 1999 года было убито по меньшей мере 800-1000 хазарейцев, и темпы роста ускоряются. По данным Хьюман Райтс Вотч , с января в Кветте и ее окрестностях было убито более ста человек ». [146] Политическое представительство сообщества обслуживает Хазарейская Демократическая партия , светская либерально-демократическая партия, возглавляемая Абдул Халик Хазара . [147] [148]
Хазарейцев в Иране также называют Барбари ( персидский : بربری ), [149] или Хавари ( восточный ). [150] За многие годы в результате политических волнений в Афганистане часть хазарейцев мигрировала в Иран. Местное хазарейское население оценивается в 500 000 человек. По крайней мере одна треть провела более половины своей жизни в Иране. [6] До того, как Иран был вынужден отказаться от региона Герат в соответствии с Парижским договором 1857 года во время правления Насер ад-Дин Шаха , страна владела гораздо большей частью Большого Хорасана . Одним из племен, кочевавших в этой части до уступки, были хазарейцы. Племя расселилось по обе стороны границы после того, как была проведена граница между Ираном и Афганистаном. Лидерством этого племени в конце периода Каджара , а также периода Пехлеви руководил Мухаммад Юсуф Хан Хазара, известный как «Сулат аль-Султана Хазара», суннитский хазарейец, который был политиком и первым представителем суннитов в иранском парламенте. и единственный иранец-суннит, представлявший Мешхед в истории законодательных собраний Ирана . [151] [152]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2023 г. )
Аттарвала утверждают , что они хазарейцы, которые в основном проживали в штате Гуджарат , Индия , и произошли от группы могольских солдат, которые первоначально поселились в Агре во время правления императора Великих Моголов Джахангира . [153] Согласно их зарегистрированным документам, они затем мигрировали в Ахмадабад через Гвалиор , Ратлам и Годру . Эта миграция последовала за их участием в жизни общества в войне за независимость Индии 1857 года . Поселившись в Гуджарате, Индия, община занялась производством духов, известных как иттары . [153] Слово аттарвала означает производитель духов. Вторая миграция произошла в 1947 году из Агры, после раздела Индии , при этом некоторые члены иммигрировали в Пакистан , а другие присоединились к своим соплеменникам в Ахмедабаде. [153]
Алессандро Монсутти утверждает в своей недавней антропологической книге: [154] эта миграция является традиционным образом жизни хазарейцев, имея в виду сезонные и исторические миграции, которые никогда не прекращались и, похоже, не диктуются только чрезвычайными ситуациями, такими как война. [155] Из-за десятилетий войны в Афганистане и религиозного насилия в Пакистане многие хазарейцы покинули свои общины и поселились в Австралии , Новой Зеландии , Канаде , США , Великобритании и особенно в странах Северной Европы , таких как Швеция и Дания . Некоторые едут в эти страны в качестве студентов по обмену, другие – в результате контрабанды людей, что иногда стоит им жизни. С 2001 года около 1000 человек погибли в океане при попытке добраться до Австралии на лодках из Индонезии. [146] Многие из них были хазарейцами. Примечательным случаем стало дело Тампы , когда корабль с беженцами, в основном хазарейцами, был спасен норвежским грузовым судном MV Tampa и впоследствии отправлен на Науру . [156]
Хазарейская культура представляет собой совокупность обычаев, традиций, поведения, верований и норм, которые формировались во взаимодействии и противостоянии с окружающими явлениями на протяжении многих лет и сейчас проявляются как культурная самобытность.Хазарейская культура богата наследием, включает множество уникальных культур и имеет общие влияния с различными культурами Центральной и Южной Азии . Хазарейцы, живущие за пределами Хазараджата, переняли культуру городов, в которых они живут, напоминающую культуру и традиции афганских таджиков и пуштунов . Традиционно хазарейцы — горные фермеры. В Хазараджате они сохранили многие свои собственные культуры и традиции, и многие из их культур и традиций более тесно связаны с культурами и традициями жителей Центральной Азии, чем с культурами и традициями афганских таджиков. Исторически и традиционно хазарейцы живут в домах, но некоторые из них, такие как Аймак Хазара и некоторые другие, ведут полукочевой образ жизни и живут в основном в войлочных юртах , а не в домах. [157] [158] [159]
Хазарейская одежда играет важную и особую роль в поддержке культурной , традиционной и социальной самобытности хазарейской национальности. Хазарейская одежда производится вручную и машинным способом; В Афганистане такую одежду шьют на большей части территории страны, особенно в центральных провинциях Афганистана. [160] [161]
Мужчины-хазарейцы традиционно носят барак , также называемый бараг, и шапку . Барак – одна из важных составляющих одежды хазарейцев. Барак — это своего рода мягкий, липкий и толстый кусок, изготовленный из первой шерсти ягнят особых овец, выращенных в Хазараджате. Хазарейский барак – это не только очень приемлемая, стильная и царственная одежда, но и теплая зимняя одежда, устойчивая к влаге и не промокающая под снегом и дождем. Также барак обладает особым свойством и мягкостью, он уменьшает мышечные боли , а также лечит боли в суставах . В настоящее время самой распространенной одеждой среди хазарейских мужчин является перахан о тунбан , иногда с шапкой или тюрбаном . [160] [161] [162]
Женская одежда
Традиционная одежда хазарейских женщин включает плиссированную юбку с тунбаном или нижнее белье . Нижние тунбаны изготавливаются из таких тканей, как чит с цветочным узором, а верхние юбки изготавливаются из более качественных тканей, таких как бархат или зари и сетка, и имеют кайму или украшение внизу. Женская рубашка длиной до икры, с закрытым воротником, с длинными рукавами и имеет разрезы с обеих сторон, расположенные на юбках, которые в исламском комплекте восхищаются своей завершенностью. Женская одежда хазарейцев имеет определенные характеристики в зависимости от их социальных, экономических и возрастных условий. Одежда молодых хазарейских женщин шьется из разных тканей, разных цветов и счастливого дизайна, с красивой и красочной чадрой , но женщины постарше предпочитают ткани темных цветов с простыми черно-белыми рисунками. Женская чадра или головной убор хазарейцев часто украшается орнаментом , чаще всего серебряным или золотым, а иногда и шапкой. Украшением одежды является серебряное или золотое ожерелье с разноцветными бусинами . пуговицы , браслеты и серебряные или золотые браслеты . [160] [161]
Хазарейцы традиционно носят головные уборы или головные уборы, которые бывают разных типов для мужчин и женщин. Существуют разные типы хазарейских шапок и шапок, некоторые из которых сделаны из шкуры животных, а некоторые из барака. хазарейцы носят тюрбан Хорасана . Также некоторые [163] [164]
Хазарейская кухня находится под сильным влиянием среднеазиатской , южноазиатской и персидской кухонь. Однако существуют особые продукты, методы приготовления и различные стили приготовления, специфичные для них.У них есть гостеприимный обеденный этикет. В их культуре принято готовить для гостей особую еду. [ нужна ссылка ]
Согласно Энциклопедии ислама , хазараги — это персидский диалект, в который входит множество тюркских и несколько монгольских слов или заимствований. [169] Согласно Британской энциклопедии , хазарейцы говорят на восточной разновидности персидского языка, называемой хазараги, со многими монгольскими и тюркскими словами. [170] Согласно энциклопедии Ираника , хазарейцы говорят на персидском диалекте с множеством тюркских и некоторыми монгольскими словами. [171] [141] [172] [173] По другим данным, хазарейское население говорит на персидском языке с некоторыми монгольскими словами. [101] [91] Согласно статье в Иранике о языке хазарейцев, нынешний диалект состоит из трех слоев: (1) домонгольского персидского языка со своим собственным субстратом; (2) монгольский язык; и (3) современный таджики, сохранивший в себе элементы (1) и (2). [166] Основные различия между персидским и хазарагским языком – это акцент. [166] Несмотря на эти различия, Хазараги взаимопонимаем с Дари. [165] официальный язык Афганистана . [174]
По мнению доктора наук Лютфи Темирханова, предки хазарейцев были монголоязычными [21] [84] и только после переселения они смешались с персоязычным и тюркоязычным населением: «орды монгольских князей и феодалов оказались в персоязычном окружении; они смешались с ними, находились под влиянием персидско-таджикской культуры и постепенно принял персидский язык» . [175] Согласно ряду источников, в XVI веке при жизни Бабура некоторые из них говорили на монгольском языке . [88] [86] [25] По данным Большой Российской энциклопедии и других источников, до XIX века некоторые хазарейцы говорили по-монгольски. [23] [87] [89] [90] А по словам Темирханова, монгольские элементы составляют 10% хазарейской лексики. [176] Тюркские и монгольские слова составляют около 20% словарного запаса хазарагинского диалекта. [177]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2023 г. )
Не существует единой теории о принятии шиитского ислама большинством хазарейцев. Вероятно, большинство из них приняли шиитский ислам в первой половине 16 века, в первые дни правления династии Сефевидов . [179] [12] [13]
Многие хазарейские музыканты широко известны как владеющие навыками игры на дамбуре , местном региональном лютневом инструменте, который также встречается в других странах Центральной Азии, таких как Казахстан , Узбекистан и Таджикистан . Некоторые из известных хазарейских музыкантов и игроков на дамбуре, такие как Сарвар Сархош , Давуд Сархош , Сафдар Таваколи , Сайед Анвар Азад и другие. [157] В Хазарейской дамбуре иногда революционные гимны очень распространены . Первым певцом, который начал петь революционные гимны на дамбуре, был Сарвар Сархош, и его главным посланием было восстание молодого поколения и борьба с угнетением. [185] Также Гайчак является полевым инструментом в музыке, на котором обычно играют как на скрипке. Резонансная чаша сделана из грецких орехов или ягод, а ее провода - из металла, который является одним из струнных инструментов в хазарейской музыке. [186]
Другой известный хазарейский спортсмен Сайед Абдул Джалил Вайз был первым бадминтонистом, представлявшим Афганистан на юношеском чемпионате Азии в 2005 году, где он одержал первую победу своей страны над Ираком со счетом 15–13, 15–1. Он участвовал в нескольких международных чемпионатах с 2005 года и одержал победы над Австралией , Филиппинами и Монголией . Хамид Рахими , хазарейский боксер из Афганистана, проживающий в Германии. Хуссейн Садики , австралийский хазарейский мастер боевых искусств, получивший награду за лучшую сцену боя в боевике австралийского производства.
Бузкаши — это центральноазиатский вид спорта, в котором игроки на лошадях пытаются забить козла или теленка в ворота тушу . Это национальный вид спорта в Афганистане и один из культурных видов спорта хазарейцев, и они до сих пор занимаются этим видом спорта в Афганистане. [194]
Пахлавани или Кушти — это вид культурной борьбы , которой занимаются хазарейцы. Пахлавани имеет долгую историю в Афганистане и среди хазарейцев. В Афганистане по праздникам разбивают поля Пахлавани. Пахлавани проводится в разных возрастных группах. Этот культурный вид спорта имеет свои особые приемы. Поскольку этот вид спорта очень древний и знакомый, он передавался из поколения в поколение среди хазарейцев. [196]
^ Брашер, Райан (2011). «Этнический брат или искусственный тезка? Формирование таджикской идентичности в Афганистане и Таджикистане». Социологический журнал Беркли . 55 : 97–120. JSTOR 23345249 .
^ Б. Кэмпбелл, Исчезающие люди? Коренные народы и этнические меньшинства в Южной и Центральной Азии: Барбара Брауэр, Барбара Роуз Джонстон (ред.), Международное горное общество, Калифорния, 2007.
^ Мартинес-Крус, Бегонья; Виталис, Рено; Сегюрель, Лор; Аустерлиц, Фредерик; Жорж, Мириам; Тери, Сильвен; Кинтана-Мурси, Луис; Хегай, Татьяна; Алдашев, Алмаз; Насырова, Фируза; Хейер, Эвелин (2011). «В сердце Евразии: многолокусный генетический ландшафт популяций Центральной Азии» . Европейский журнал генетики человека . 19 (2): 216–223. дои : 10.1038/ejhg.2010.153 . ISSN 1476-5438 . ПМК 3025785 . ПМИД 20823912 . Наше исследование подтверждает результаты исследования Ли и др., согласно которым хазарейское население группируется с популяциями Центральной Азии, а не с монгольскими популяциями, что согласуется с этнологическими исследованиями. Наши результаты еще больше расширяют эти выводы, поскольку мы показываем, что хазарейцы ближе к тюркоязычному населению из Центральной Азии, чем к восточноазиатскому или индоиранскому населению.
^ Чен, Пэнъюй; Аднан, Атиф; Ракха, Аллах; Ван, Менгге; Цзоу, Син; Мо, Сяодань; Он, Гуанглин (18 августа 2019 г.). «Исследование популяционного фона и анализ генетического распределения пакистанских хазарейцев с помощью 23 аутосомных STR» . Анналы биологии человека . 46 (6): 514–518. дои : 10.1080/03014460.2019.1673483 . ISSN 0301-4460 . ПМИД 31559868 . S2CID 203569169 . В целом мы генотипировали 25 маркеров, связанных с судебно-медицинской экспертизой, у 261 человека из Кветта-Хазара и предоставили первую партию 23-аутосомных STR для исследований в области судебной генетики и популяционной генетики. 23-аутосомные STR, включенные в Huaxia Platinum, были полиморфными в хазарейской популяции и могли использоваться в качестве мощного инструмента для судебно-медицинских расследований. Генетические сравнения популяций, основанные на двух наборах данных с помощью PCA, MDS и реконструкции филогенетических отношений, последовательно показали, что Кветта-Хазарейцы в Пакистане разделяют значительные генетические компоненты с жителями Центральной Азии, особенно для тюркоязычных популяций.
^ Эмади, Хафизулла (сентябрь 1997 г.). «Хазарейцы и их роль в процессе политических преобразований в Афганистане». Центральноазиатское исследование . 16 (3): 363–387. дои : 10.1080/02634939708400997 . ISSN 0263-4937 . Хазарейцы являются одним из угнетенных и обездоленных национальных меньшинств страны.
^ Jump up to: а б с Хазени, Араш; Монсутти, Алессандро; Киффер, Чарльз М. (15 декабря 2003 г.). «ХАЗАРА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 23 декабря 2007 г.
^ Дельжо, Аббас (2018). Древняя история тысячелетий . Кабул, Афганистан: Издательство Магсави, Кабул. п. 199. ИСБН 978-9936-624-00-9 .
^ Монсутти, Алессандро (01 июля 2017 г.), «Хазарейцы» , Энциклопедия ислама , ТРИ , Брилл , получено 7 мая 2022 г. , Хазарейцы являются основным компонентом населения Афганистана.
^ Босворт, CE (24 апреля 2012 г.), «Хазарейцы» , Энциклопедия ислама , Второе издание , Брилл , получено 8 мая 2022 г. , Хазарейцы почти наверняка представляют собой этнически смешанную группу, компоненты которой могут быть связаны или не связаны с друг друга.
^ Мартинес-Крус, Бегонья; Виталис, Рено; Сегюрель, Лор; Аустерлиц, Фредерик; Жорж, Мириам; Тери, Сильвен; Кинтана-Мурси, Луис; Хегай, Татьяна; Алдашев, Алмаз; Насырова, Фируза; Хейер, Эвелин (2011). «В сердце Евразии: многолокусный генетический ландшафт популяций Центральной Азии» . Европейский журнал генетики человека . 19 (2): 216–223. дои : 10.1038/ejhg.2010.153 . ISSN 1476-5438 . ПМК 3025785 . ПМИД 20823912 . Наше исследование подтверждает результаты исследования Ли и др., согласно которым хазарейское население группируется с популяциями Центральной Азии, а не с монгольскими популяциями, что согласуется с этнологическими исследованиями. Наши результаты еще больше расширяют эти выводы, поскольку мы показываем, что хазарейцы ближе к тюркоязычному населению из Центральной Азии, чем к восточноазиатскому или индоиранскому населению.
^ Чен, Пэнъюй; Аднан, Атиф; Ракха, Аллах; Ван, Менгге; Цзоу, Син; Мо, Сяодань; Он, Гуанглин (18 августа 2019 г.). «Исследование популяционного фона и анализ генетического распределения пакистанских хазарейцев с помощью 23 аутосомных STR» . Анналы биологии человека . 46 (6): 514–518. дои : 10.1080/03014460.2019.1673483 . ISSN 0301-4460 . ПМИД 31559868 . S2CID 203569169 . В целом мы генотипировали 25 маркеров, связанных с судебно-медицинской экспертизой, у 261 человека из Кветта-Хазара и предоставили первую партию 23-аутосомных STR для исследований в области судебной генетики и популяционной генетики. 23-аутосомные STR, включенные в Huaxia Platinum, были полиморфными в хазарейской популяции и могли использоваться в качестве мощного инструмента для судебно-медицинских расследований. Генетические сравнения популяций, основанные на двух наборах данных с помощью PCA, MDS и реконструкции филогенетических отношений, последовательно показали, что Кветта-Хазарейцы в Пакистане разделяют значительные генетические компоненты с жителями Центральной Азии, особенно для тюркоязычных популяций.
^ Мартинес-Крус, Бегонья; Виталис, Рено; Сегюрель, Лор; Аустерлиц, Фредерик; Жорж, Мириам; Тери, Сильвен; Кинтана-Мурси, Луис; Хегай, Татьяна; Алдашев, Алмаз; Насырова, Фируза; Хейер, Эвелин (2011). «В сердце Евразии: многолокусный генетический ландшафт популяций Центральной Азии» . Европейский журнал генетики человека . 19 (2): 216–223. дои : 10.1038/ejhg.2010.153 . ISSN 1476-5438 . ПМК 3025785 . ПМИД 20823912 . Наше исследование подтверждает результаты исследования Ли и др., согласно которым хазарейское население группируется с популяциями Центральной Азии, а не с монгольскими популяциями, что согласуется с этнологическими исследованиями. Наши результаты еще больше расширяют эти выводы, поскольку мы показываем, что хазарейцы ближе к тюркоязычному населению из Центральной Азии, чем к восточноазиатскому или индоиранскому населению.
^ Чен, Пэнъюй; Аднан, Атиф; Ракха, Аллах; Ван, Менгге; Цзоу, Син; Мо, Сяодань; Он, Гуанглин (18 августа 2019 г.). «Исследование популяционного фона и анализ генетического распределения пакистанских хазарейцев с помощью 23 аутосомных STR» . Анналы биологии человека . 46 (6): 514–518. дои : 10.1080/03014460.2019.1673483 . ISSN 0301-4460 . ПМИД 31559868 . S2CID 203569169 . В целом мы генотипировали 25 маркеров, связанных с судебно-медицинской экспертизой, у 261 человека из Кветта-Хазара и предоставили первую партию 23-аутосомных STR для исследований в области судебной генетики и популяционной генетики. 23-аутосомные STR, включенные в Huaxia Platinum, были полиморфными в хазарейской популяции и могли использоваться в качестве мощного инструмента для судебно-медицинских расследований. Генетические сравнения популяций, основанные на двух наборах данных с помощью PCA, MDS и реконструкции филогенетических отношений, последовательно показали, что Кветта-Хазарейцы в Пакистане разделяют значительные генетические компоненты с жителями Центральной Азии, особенно для тюркоязычных популяций.
^ Дельжо, Аббас (2018). Древняя история тысячелетия . Кабул, Афганистан: Издательство Магсави, Кабул. п. 257. ИСБН 978-9936-624-00-9 .
^ Б. Кэмпбелл, Исчезающие люди? Коренные народы и этнические меньшинства в Южной и Центральной Азии, Барбара Брауэр, Барбара Роуз Джонстон (ред.), Международное горное общество, Калифорния, 2007 г.
^ Jump up to: а б Бартольд. В. В. (2022). Ислам. Культура мусульманства. Москва: Litres. p. 162. In Russian: "...еще в XVI веке говорили хазарейцы по-монгольски в северной части Афганистана..."
^ Jump up to: а б Ármin Vámbéry (2003). Путешествие по Средней Азии. Москва: Восточная литература. In Russian: "Говорят, что хазарейцы ... были перевезены Чингисханом из Монголии, своей прародины, на юг Средней Азии и благодаря влиянию шаха Аббаса II обращены в шиизм. Поразительно, что они заменили свой родной язык персидским, который даже в населенных ими областях не повсеместно распространен, и лишь небольшая часть, оставшаяся изолированной в горах поблизости от Герата и уже несколько столетий занимающаяся выжиганием угля, говорит на некоем жаргоне монгольского языка."
^ Jump up to: а б Массон В. М., Ромодин В. А. (1964). История Афганистана. Том I. С древнейших времен до начала XVI века. Москва: Наука. pp. 289–290. In Russian: "Еще в XVI в., по сообщению Бабура, среди хазарейцев был распространен монгольский язык, а небольшая часть их, по-видимому, и в XIX в. говорила на языке, близком к монгольскому."
^ Jump up to: а б Петрушевский И. П. (1952). Рашид-ад-дин и его исторический труд. Москва/Ленинград: Издательство Академии Наук СССР. P. 29. In Russian: "Как известно, большой массив монгольского населения (хезарейцы), отчасти сохранявшего свой язык еще в XIX в., сложился на территории Афганистана..."
^ Jump up to: а б Аллах Ракха, Фатима, Минь-Шэн Пэн, Атиф Адан, Руи Би, Мемона Ясмин, Юн-Ганг Яо (2017). «Разнообразие последовательностей мтДНК хазарейской этнической группы из Пакистана» . Международная судебно-медицинская экспертиза: Генетика. Том 30: Страницы e1-e5. По-английски: «Более того, есть также ряд доказательств того, что некоторые из отдаленных племен хазарейцев говорили на монгольском языке до прошлого века. Их среднеазиатские черты лица, включая редкие бороды, высокие скулы и эпикантические складки глаз, еще раз подтверждают их монгольское происхождение».
^ Мартинес-Крус, Бегонья; Виталис, Рено; Сегюрель, Лор; Аустерлиц, Фредерик; Жорж, Мириам; Тери, Сильвен; Кинтана-Мурси, Луис; Хегай, Татьяна; Алдашев, Алмаз; Насырова, Фируза; Хейер, Эвелин (2011). «В сердце Евразии: многолокусный генетический ландшафт популяций Центральной Азии» . Европейский журнал генетики человека . 19 (2): 216–223. дои : 10.1038/ejhg.2010.153 . ISSN 1476-5438 . ПМК 3025785 . ПМИД 20823912 . Наше исследование подтверждает результаты исследования Ли и др., согласно которым хазарейское население группируется с популяциями Центральной Азии, а не с монгольскими популяциями, что согласуется с этнологическими исследованиями. Наши результаты еще больше расширяют эти выводы, поскольку мы показываем, что хазарейцы ближе к тюркоязычному населению из Центральной Азии, чем к восточноазиатскому или индоиранскому населению.
^ Мартинес-Крус, Бегонья; Виталис, Рено; Сегюрель, Лор; Аустерлиц, Фредерик; Жорж, Мириам; Тери, Сильвен; Кинтана-Мурси, Луис; Хегай, Татьяна; Алдашев, Алмаз; Насырова, Фируза; Хейер, Эвелин (2011). «В сердце Евразии: многолокусный генетический ландшафт популяций Центральной Азии» . Европейский журнал генетики человека . 19 (2): 216–223. дои : 10.1038/ejhg.2010.153 . ISSN 1476-5438 . ПМК 3025785 . ПМИД 20823912 . Наше исследование подтверждает результаты исследования Ли и др., согласно которым хазарейское население группируется с популяциями Центральной Азии, а не с монгольскими популяциями, что согласуется с этнологическими исследованиями. Наши результаты еще больше расширяют эти выводы, поскольку мы показываем, что хазарейцы ближе к тюркоязычному населению из Центральной Азии, чем к восточноазиатскому или индоиранскому населению.
^ Чен, Пэнъюй; Аднан, Атиф; Ракха, Аллах; Ван, Менгге; Цзоу, Син; Мо, Сяодань; Он, Гуанглин (18 августа 2019 г.). «Исследование популяционного фона и анализ генетического распределения пакистанских хазарейцев с помощью 23 аутосомных STR» . Анналы биологии человека . 46 (6): 514–518. дои : 10.1080/03014460.2019.1673483 . ISSN 0301-4460 . ПМИД 31559868 . S2CID 203569169 . В целом мы генотипировали 25 маркеров, связанных с судебно-медицинской экспертизой, у 261 человека из Кветта-Хазара и предоставили первую партию 23-аутосомных STR для исследований в области судебной генетики и популяционной генетики. 23-аутосомные STR, включенные в Huaxia Platinum, были полиморфными в хазарейской популяции и могли использоваться в качестве мощного инструмента для судебно-медицинских расследований. Генетические сравнения популяций, основанные на двух наборах данных с помощью PCA, MDS и реконструкции филогенетических отношений, последовательно показали, что Кветта-Хазарейцы в Пакистане разделяют значительные генетические компоненты с жителями Центральной Азии, особенно для тюркоязычных популяций.
^ Jump up to: а б Он, Гуанглин; Аднан, Атиф; Ракха, Аллах; Да, Хуэй-Юань; Ван, Менгге; Цзоу, Син; Го, Цзяньсинь; Рехман, Мухаммед; Фавад, Абулхасан; Чен, Пэнъюй; Ван, Чуан-Чао (сентябрь 2019 г.). «Всестороннее исследование генетического наследия и судебно-медицинских особенностей хазарейцев монгольского происхождения в Афганистане и Пакистане». Международная судебно-медицинская экспертиза: Генетика . 42 : е1–е12. дои : 10.1016/j.fsigen.2019.06.018 . ISSN 1872-4973 . ПМИД 31257046 . S2CID 195761020 . Результаты парных генетических расстояний, MDS, PCA и реконструкции филогенетических отношений показывают, что современные хазарейцы генетически ближе к тюркоязычному населению (уйгурам, казахам и кыргызам), проживающим на северо-западе Китая, чем к другим популяциям Центральной/Южной Азии. и монгольский. Результаты внешней группы и примеси f3, f4, f4-ratio, qpWave и qpAdm дополнительно демонстрируют, что хазарейцы имеют больше аллелей с выходцами из Восточной Азии, чем с другими выходцами из Центральной Азии, и имеют 57,8% монгольского происхождения. В целом, наши результаты показывают, что хазарейцы испытали генетическое смешение с местными или соседними популяциями и сформировали нынешний смешанный генетический профиль Востока и Запада Евразии после их отделения от монголов.
^ Мартинес-Крус, Бегонья; Виталис, Рено; Сегюрель, Лор; Аустерлиц, Фредерик; Жорж, Мириам; Тери, Сильвен; Кинтана-Мурси, Луис; Хегай, Татьяна; Алдашев, Алмаз; Насырова, Фируза; Хейер, Эвелин (2011). «В сердце Евразии: многолокусный генетический ландшафт популяций Центральной Азии» . Европейский журнал генетики человека . 19 (2): 216–223. дои : 10.1038/ejhg.2010.153 . ISSN 1476-5438 . ПМК 3025785 . ПМИД 20823912 . Наше исследование подтверждает результаты исследования Ли и др., согласно которым хазарейское население группируется с популяциями Центральной Азии, а не с монгольскими популяциями, что согласуется с этнологическими исследованиями. Наши результаты еще больше расширяют эти выводы, поскольку мы показываем, что хазарейцы ближе к тюркоязычному населению из Центральной Азии, чем к восточноазиатскому или индоиранскому населению.
^ Jump up to: а б с д Аднан, Атиф; Ракха, Аллах; Назир, Шахид; Альгафри, Рашед; Хасан, Кудсия; Ван, Чуан-Чао; Лу, Цзе (2021). «Судебно-медицинские особенности и генетическое наследие белуджской популяции Пакистана и хазарейской популяции по линии Дюрана, выявленные с помощью STR Y-хромосомы». Международный журнал юридической медицины . 135 (5): 1777–1784. bioRxiv 10.1101/2020.11.21.392456 . дои : 10.1007/s00414-021-02591-2 . ISSN 0937-9827 .
^ Монсутти, Алессандро (2005). Война и миграция: Социальные сети и экономические стратегии хазарейцев Афганистана . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-97508-7 .
^ Монсутти, Алессандро (2005). Война и миграция: Социальные сети и экономические стратегии хазарейцев Афганистана . Перевод Патрика Камиллера. Рутледж, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-97508-7 .
^ Jump up to: а б с Киффер, Чарльз М. «ХАЗАРА» [iv. Хазарагский диалект]. Энциклопедия Ираника . Проверено 22 августа 2017 г.
^ Монсутти, Алессандро (01 июля 2017 г.), «Хазарейцы» , Энциклопедия ислама , ТРИ , Брилл , получено 7 мая 2022 г. , Они говорят на персидском диалекте с большим количеством тюркских и несколькими монгольскими словами.
^ Монсутти, Алессандро (01 июля 2017 г.), «Хазарейцы» , Энциклопедия ислама , ТРИ , Брилл , получено 7 мая 2022 г. , Они говорят на персидском диалекте с большим количеством тюркских и несколькими монгольскими словами.
^ «Хазарейцы • Британника» На английском языке: «Хазарейцы говорят на восточной разновидности персидского языка, называемой хазараги, со многими монгольскими и тюркскими словами».
^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «ХАЗАРА» . iranicaonline.org . Проверено 26 апреля 2024 г. Хазарейцы говорят на персидском диалекте с большим количеством турецких и некоторых монгольских слов.
^ Фархади, AG Ravan (1955). Персидский язык, на котором говорят в Афганистане: грамматика каболи в сопровождении сборника популярных катренов из региона Кабула . Париж.
^ «Языки Афганистана» . Шведский комитет по Афганистану (SCA) . Проверено 14 февраля 2021 г.
^ Temirkhanov L. (1968). "О некоторых спорных вопросах этнической истории хазарейского народа" . Советская этнография. 1. P. 93-94. In Russian: "орды монгольских царевичей и феодалов оказались в таджикском окружении; они смешивались с таджиками, подвергались влиянию персидско-таджикской культуры и постепенно принимали язык таджиков, отсюда и таджикская речь хазарейцев" .
^ Полади, Хасан (2007). Миллениалы: история, политика, экономика и культура. Перевод Али Алами Кермани . Публикации Ирфана. стр. 205–206. ISBN 978--964-06-0527-1 .
^ Гизаби, Мохаммад Акрам (1375 г.). Хазареха и Хазарестан, автор: Исследовательская группа Пэдди Мейтленда. Перевод Мохаммада Акрама Гизаби. Ассоциация афганских писателей . п. 192.
^ Дельжо, Аббас (2018). Древняя история тысячелетия . Кабул, Афганистан: Издательство Магсави, Кабул. п. 222. ИСБН 978-9936-624-00-9 .
^ Хавати, Шафак (1382 г.). Журнал Толо . стр. 52–68.
^ ЕЕК, Информационное агентство Клуба журналистов Последние новости Ирана и мира (9 мая 2017 г.). «История спорта «Бузкаши» в Афганистане + Картинки» [История спорта «Бузкаши» в Афганистане + Картинки]. фа (на персидском языке ) Проверено 13 сентября 2021 г.
Монсутти, Алессандро (2005). Война и миграция: Социальные сети и экономические стратегии хазарейцев Афганистана . Перевод Патрика Камиллера. Рутледж, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-97508-7 .
Фредериксен, Бирте; Николаисен, Ида (1996). Караваны и торговля в Афганистане: Меняющаяся жизнь кочевника Хазарбуза . Исследовательский проект кочевников Фонда Carlsberg. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-01687-9 .
Полади, Хасан (1989). Хазарейцы . Стоктон, Калифорния: Издательская компания Mughal. ISBN 978-0-929824-00-0 .
Какар, М. Хасан (1973). Умиротворение хазарейцев Афганистана . Нью-Йорк: Совет Афганистана, Азиатское общество. ОСЛК 1111643 .
1 Central Asian (i.e. Turkmeni, Afghani and Iranian) Turkmens, distinct from Levantine (i.e. Iraqi and Syrian) Turkmen/Turkoman minorities, who mostly adhere to an Ottoman-Turkish heritage and identity.2 In traditional areas of Turkish settlement (i.e. former Ottoman territories).
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: e9e02fb2cd4afd9fc9b576b2125bcd50__1722341820 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/50/e9e02fb2cd4afd9fc9b576b2125bcd50.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Hazaras - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)