Хорошие люди
Общая численность населения | |
---|---|
22,500 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Китайская Народная Республика , большая часть сосредоточена в провинции Ганьсу и небольшое количество в Цинхае. | |
Языки | |
Мандаринский китайский , Хэчжоу , Бонан (традиционный) | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам меньшинства , тибетский буддизм (Цинхай) | |
Родственные этнические группы | |
Монголы , дауры , дунсянцы |
Народ Бонань ( китайский : 保安族 ; пиньинь : Bώo'ānzú ) — это отдельная этнолингвистическая группа от всех других монгольских народов , живущая в Ганьсу и Цинхай провинциях на северо-западе Китая . Они являются одной из « титульных национальностей Ганьсу » Цзишишань Бонань, Дунсян и Саларского автономного округа , расположенного к югу от Желтой реки , недалеко от границы Ганьсу с Цинхаем.
Бонан — 10-я по численности (47-я из 56) этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой . [ нужна ссылка ] 95% Бонана проживают в округе Цзишишань, что составляет 21 400 человек населения округа. [1]
История
[ редактировать ]Считается, что народ Бонань произошел от монгольских и среднеазиатских солдат, дислоцированных в Цинхае (около современного уезда Тунжэнь ) во времена династии Юань . [2] [3] После распада династии Юань предки бонан остались в этом регионе и в конечном итоге смешались с окружающими народами хуэй , тибетцами , хань и монгуорами , что способствовало возникновению современных бонан. [3]
Предки народа бонан были ламаистами и известно, что около 1585 года они жили в уезде Тунжэнь (в районе Амдо ; ныне в провинции Цинхай ), к северу от тибетского монастыря Ребгонг. Именно в этом году в этом районе был основан город Баоань. [4] Позже некоторые представители бонаноязычной общины приняли ислам и двинулись на север, в уезд Сюньхуа . Говорят, что их обратился в ислам хуэйский суфийский учитель Ма Лайчи (1681?–1766). [5] Позже, после Дунганского восстания (1862–1874 гг.), Мусульманские Бонаны двинулись дальше на восток, на территорию сегодняшних Цзишишань Бонань, Дунсян и Саларский автономный округ провинции Ганьсу. [4]
Войска Хуэй, Баоань и Дунсян служили под командованием генералов Ма Фулу и Ма Фусяна в Боксерском восстании , разгромив вторгшийся Альянс восьми наций в битве при Ланфане . Хуэй, Баоань, Дунсян, Салар и тибетские войска служили под командованием Ма Бяо во Второй китайско-японской войне против японцев.
Именно члены этой мусульманской части первоначальной общины Бонан официально признаны отдельной этнической группой «Бонан» в сегодняшней КНР. Их собратья, оставшиеся ламаистами и оставшиеся в Тонгрене, теперь официально отнесены к этнической группе монгуор (ту), хотя они говорят, по сути, на одном и том же бонанском языке . Официальная концепция «бонанской этнической группы» до сих пор остается для самих бонанцев несколько искусственной. [4]
Язык
[ редактировать ]Часть серии о Ислам в Китае |
---|
Исламский портал • Китайский портал |
И мусульмане-бонаны в Ганьсу, и их буддийские родственники в Цинхае (официально классифицируемые как Монгуор ) исторически говорили на языке Бонань , монгольском языке . Буддийские монгуоры из Цинхая говорят на несколько ином диалекте, чем мусульманские бонан из Ганьсу. В то время как бонанский язык Ганьсу подвергся китайскому влиянию, бонанский язык Цинхая испытал влияние тибетского языка . [4] Язык также тесно связан с архаичными версиями монгольского языка. [2]
В языке Бонан 11 гласных, а также много сложных гласных и 26 согласных, 5 из которых неустойчивы. [6]
У них нет письменности для их языка. [7]
Мусульмане Ганьсу Бонан более многочисленны, чем их буддийские родственники из Цинхая (по оценкам, численность этих двух групп составляла около 12 200 (в 1990 г.) и около 3 500 (в 1980 г.) соответственно). Однако было замечено, что в Ганьсу использование языка Бонань снижается (в пользу местной версии - «диалекта Хэчжоу» - мандаринского китайского языка), в то время как в Цинхае язык продолжает передаваться молодым поколениям. [4]
Генетика
[ редактировать ]Распределение гаплогрупп Y-хромосомы в Бонане: [8]
- О =23,43 ( О2 =20,31, О1а =1,56, О1b =1,56)
- Дж = 18,75
- R1 =14,07( R1a =10,94, R1b =3,13)
- С =9,37
- Н =9,17
- Я2 = 6,25
- Д =6,25
- я = 4,69
- Другие=8,02
В другом исследовании 2010 года было обнаружено: [9]
Культура
[ редактировать ]Бонан разделяет многие традиции с Дунсян и Хуэй. Их традиционная одежда включает элементы тибетской, хуэйской и дунсянской одежды. Замужние женщины Бонана носят черную вуаль, а незамужние - зеленую вуаль. Женщины носят более яркую одежду, в том числе брюки с цветными манжетами. Мужчины Бонана обычно носят черные или белые тюбетейки и белые или темно-синие куртки. Зимой используются куртки на меховой подкладке. [10]
Экономика Бонана состоит из сельского хозяйства (в основном пшеницы и ржи), животноводства, продажи местных изделий кустарного промысла и работы в лесной промышленности. Ножи Бонан славятся своей красотой и твердостью, а их производство и продажа также составляют важную часть местной экономики. [10]
Популярные развлечения жителей Бонана включают верховую езду, борьбу и стрельбу из лука. Бонан также любят поэзию, пение, танцы и игру на традиционных китайских инструментах. [10] Большинство жителей Бонана — мусульмане. Небольшое меньшинство бонанцев - тибетские буддисты, проживающие в Цинхае, но они в значительной степени приобщились к культуре соседних этнических групп. [3]
Бонан в округе Цзишишань придерживаются халяльной диеты, состоящей в основном из говядины и баранины в сочетании с морковью, картофелем и стеклянной лапшой . Они также любят пить чай. [6] В традиционных деревнях Бонана крыши домов соединены, что позволяет жителям деревни ходить между домами по крышам. Однако в наши дни эти традиционные дома редки. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джишишан Сиань» Уезд Цзишишань . linxia.gov.cn (на китайском языке). 16 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 г. Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диллон, Майкл (1996). Мусульмане Китая . Гонконг: Издательство Оксфордского университета. стр. 12 . ISBN 0195875044 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уикс, Ричард В. (1984). Мусульманские народы [2 тома]: Мировой этнографический обзор . Академик Блумсбери. п. 167. ИСБН 978-0-313-23392-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Янхунен, Юха (2003). Монгольские языки . Том 5 серии о языковых семьях Routledge. Рутледж. стр. 325–326. ISBN 978-0-7007-1133-8 .
- ^ Липман, Джонатан Н. (1998). Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо-западе Китая . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. п. 67. ИСБН 962-209-468-6 . Источником Липмана является книга Ма Тонга .
- ^ Перейти обратно: а б с «Минсу венхуа» народная культура . Цзи шишан Боанзу Дунсянцзу Салазу Цзычжисянь Жэньминь Чжэнфу Народное правительство Цзишишань Баоань Дунсян Саларского автономного округа (на китайском языке). 2019-12-24. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 г. Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Ми, Шоуцзян; Ты, Цзя (2004). Ислам в Китае . Перевод Мин, Чанг. Китайская межконтинентальная пресса. п. 57. ИСБН 978-7-5085-0533-6 .
- ^ Вэнь, Шаоцин; Сюй, Дэн (2017), «Шелковый путь: смешение и замена языков и популяций» (PDF) , Языки и гены в северо-западном Китае и прилегающих регионах , Спрингер, Сингапур, стр. 55–78, doi : 10.1007/978-981 -10-4169-3_4 , ISBN 9789811041686 , заархивировано (PDF) из оригинала 29 апреля 2019 г. , получено 13 декабря 2019 г.
- ^ Сяо, Чун-Цзе; Тан, Вэнь-Ру; Ши, Хун; Тан, Си-Цзе; Донг, Юн-Ли; Вэй, Чуан-Юй; Цяо, Эн-Фа; Шоу, Вэй-Хуа (май 2010 г.). «Распределение Y-хромосомы среди популяций Северо-Западного Китая указывает на значительный вклад скотоводов Центральной Азии и меньшее влияние западных евразийцев» . Журнал генетики человека . 55 (5): 314–322. дои : 10.1038/jhg.2010.30 . ПМИД 20414255 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эллиот, Шейла Холлихан (2006). Мусульмане в Китае . Филадельфия: Издательство Mason Crest. стр. 68–69. ISBN 1-59084-880-2 .