Разграбление нацистами произведений Винсента Ван Гога
Многие бесценные произведения голландского -постимпрессиониста художника Винсента Ван Гога были разграблены нацистами в 1933–1945 годах, в основном у еврейских коллекционеров, вынужденных покинуть страну или убитых.
Некоторые из этих работ исчезли в частных коллекциях, другие вновь появились в музеях, на аукционах или были возвращены, часто в результате громких судебных процессов, возбужденных их бывшими владельцами. Тем не менее, Немецкий фонд утраченного искусства до сих пор насчитывает десятки пропавших без вести Ван Гогов. По состоянию на 2021 год на интернет-портале «Провенанс нацистской эпохи», опубликованном Американским альянсом музеев , перечислены 73 картины Ван Гога, приобретенные американскими музеями после 1933 года, с сомнительным происхождением.
Фон
[ редактировать ]Винсент Ван Гог (1853–1890), знаменитый голландский художник -постимпрессионист , был одним из многих художников, чьи произведения искусства были разграблены нацистами либо путем прямого конфискации, либо путем принудительной продажи. С 1933 по 1945 год около 20% всех произведений искусства в Европе было разграблено нацистами . [1] Вся собственность, принадлежавшая евреям, включая произведения искусства, была конфискована во время Холокоста . [2] [3] [4] Многие еврейские коллекционеры Ван Гога, сыгравшие важную роль в популяризации и распространении работ Ван Гога, подверглись нападкам. В Нидерландах, родине Ван Гога и доме многих его коллекционеров, 75% евреев были убиты во время Холокоста, а специальные нацистские грабительские организации конфисковали всю их собственность, включая произведения искусства. Некоторые произведения искусства были проданы для финансирования нацистской военной машины, а другие попали в частные коллекции нацистских чиновников. [5] [6] Некоторые из самых известных произведений Ван Гога прошли через руки нацистов, и многие из них так и не были найдены.
Еврейские коллекционеры Ван Гога
[ редактировать ]Было много научных предположений об отношениях Ван Гога с еврейскими художниками, включая его наставника, доктора М.Б. Мендеса да Коста, еврейского учителя из Амстердама. [7] Полное число еврейских коллекционеров Ван Гога неизвестно, отчасти потому, что после Холокоста имена еврейских владельцев часто стирались из истории владения или происхождения , чтобы отрицать или фальсифицировать истинное происхождение произведений искусства и сделать их трудно связать произведения искусства с их бывшими еврейскими владельцами. [8] Базы данных, созданные с целью отследить произведения искусства, утраченные во время нацистского террора, включают в себя множество работ Ван Гога. [9] Некоторые из них исчезли в частных руках. Другие вновь появились в музеях или на аукционах и были возвращены своим бывшим владельцам, часто в громких судебных процессах.
В 1999 году Германия вернула рисунок Ван Гога «Оливетта » единственному оставшемуся в живых наследнику Макса Зильберберга , еврейского коллекционера произведений искусства из Бреслау, который умер в нацистском концентрационном лагере . [10] Коллекция импрессионистов Зильберберга, состоящая из 143 произведений, считающаяся одной из лучших частных коллекций в Европе, была распродана на «еврейских аукционах» перед тем, как он был убит. [11] [12]
В 2006 году Детройтский институт искусств столкнулся с иском на пейзаж Ван Гога под названием «Копальщики» , поданным Мартой Натан, родом из Франкфурта, Германия. [13] [14] Музей, которому картина была подарена коллекционером из Детройта Робертом Х. Таннахиллом , оспорил иск, подав декларативный иск в окружной суд США в Детройте, требуя назвать его владельцем картины. [15] [16] [17] [18]
В феврале 2012 года наследница Маргарет Маутнер , немецкой еврейки, вынужденной покинуть страну, подала иск в отношении Vue des Saintes-Maries-de-la-Mer против швейцарской коллекции Оскара Рейнхарта после более раннего иска в отношении Vue de l'asile et de la Chapelle de Saint-Rémy против голливудской кинозвезды Элизабет Тейлор . [19] [20] [21]
До прихода нацистов еврейский коллекционер Мендельсон-Бартольди владел несколькими великолепными картинами Ван Гога, в том числе культовыми картинами «Подсолнухи» , «Пейзаж в Провансе» и «Мадам Рулен и ее ребенок» , которые сейчас находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [22] [23] В декабре 2022 года наследники семьи Мендельсон-Бартольди подали иск против японской страховой компании, владевшей компанией Sunflowers, заявив, что она была продана под принуждением, и требуя ее реституции. [24]
Ван Гога Мост Ланглуа в Арле (номер 5805) был конфискован нацистами из коллекции Ротшильдов, возвращен Службой памятников и доставлен в Центральный сборный пункт Мюнхена . [25] [26]
Картина «Художник по дороге в Тараскон» (1888 г.), ранее находившаяся в Музее кайзера Фридриха в Магдебурге, предположительно сгорела во время Второй мировой войны. [27] Рисунок Ван Гога «Звездная ночь» , сделанный, чтобы показать брату, как выглядела картина, появился в 1992 году в распоряжении российского правительства. [28]
Картина, известная как «Голова человека» , принадлежность которой к Ван Гогу является спорной, принадлежала Ричарду Земмелю до того, как нацистские преследования вынудили его продать. Оно оказалось в Национальной галерее Виктории , против которой в 2013 году наследники Земмеля подали иск. [29] Он был восстановлен в 2014 году.
В 2020 году Малкольм Гладуэлл посвятил выпуск своего подкаста «История ревизионистов». [30] к рассказу Ван Гога «Ваза с гвоздиками» , [31] он принадлежал немецким еврейским торговцам произведениями искусства Альберту и Хедвиг Ульманн До Второй мировой войны . Они продали Ван Гога перед тем, как бежать из Германии в Австралию, спасаясь от нацистов, и картина в конечном итоге попала в Детройтский институт искусств . Когда семья Ульманн, сменившая имя на Улин, обнаружила картину, они потребовали ее вернуть, но музей отказался. [32] [33] Гладуэлл критически относится к позиции музея, заявляя: «Невозможно было быть немецким евреем после Хрустальной ночи и представить, что вы в безопасности». [32]
Право собственности на одно из самых известных произведений Ван Гога, культовый «Портрет доктора Гаше» , уже много лет оспаривается семьей его бывшего владельца, голландского коллекционера Франца Кенигса . [34] Хотя Кенигс не был евреем, он разбился насмерть с железнодорожной платформы в Кельне в результате подозрительного события, которое, по мнению семьи, было казнено нацистами. [35]
Голландский еврейский коллекционер Жак Гудстиккер , погибший на лодке, на которой он бежал из Голландии, оставил после себя инвентарь из 1113 картин, включая работы Ван Гога. Ему было 42 года. После смерти Гудстиккера в 1940 году могущественный нацист Герман Геринг взял на себя управление инвентарем галереи Гоудстиккера в рамках сделки, представленной как покупка. Название разграбленной галереи Goudstikker затем использовал арт-дилер Геринга Алоис Мидль «для продажи тысяч других произведений искусства, многие из которых когда-то принадлежали евреям». [36]
В ноябре 2021 года картина Ван Гога » (1888), принадлежавшая Максу Мейровскому , «Meules de blé была продана за 35 миллионов долларов на аукционе Christie's после трехстороннего соглашения о реституции с участием наследников Макса Мейровского, Александрины де Ротшильд и представителей. для поместья Кокса. [37] [38] [39]
Немецкие коллекции
[ редактировать ]Пауль Кассирер , немецкий еврейский торговец произведениями искусства, сыграл ключевую роль в доставке произведений Ван Гога в Германию перед войной. [40] [41] Хотя до Второй мировой войны во французских музеях было всего три картины Ван Гога, Ван Гог, по словам Феликса Кремера, сокуратора выставки 2019 года « Создание Ван Гога: немецкая история любви» , был самым популярным современным художником в Германии. «К 1914 году в Германии было 150 картин и рисунков Ван Гога, две трети из которых принадлежали еврейским коллекционерам». [42] Однако, когда Гитлер пришел к власти в Германии, преследование евреев началось сразу же, в 1933 году. Еврейский арт-дилер Альфред Флехтхайм был обанкротился в том же году в результате процесса конфискации собственности, известного как « арианизация » или «дееврейизация». ". [43]
Многие немецко-еврейские коллекционеры и торговцы произведениями искусства, которые не успели бежать, были убиты во время Холокоста. [44] Многие из этих немецких еврейских коллекционеров произведений искусства бежали в Швейцарию, Великобританию, Нидерланды или Францию. [45] Когда нацисты вторглись в последние две страны, немецкие еврейские беженцы снова попытались бежать, на этот раз вместе с местными голландскими или французскими евреями. На каждом этапе бегства картины Ван Гога, ранее принадлежавшие еврейским коллекционерам, переходили из рук в руки или были захвачены нацистскими грабительскими организациями, такими как ERR . или Dienststelle Muhlmann , или посредством принудительных продаж, «еврейских аукционов» или принудительных продаж для финансирования бегства в безопасное место. [46] [47]
Базы данных произведений Ван Гога в эпоху нацизма
[ редактировать ]В Германии Немецкий фонд утраченного искусства до сих пор насчитывает десятки работ Ван Гога. [48] Французская база данных предметов, захваченных нацистской мародерской организацией, известна по ссылкам ERR на 18 произведений Ван Гога. [49]
В Соединенных Штатах на интернет-портале «Провенанс нацистской эпохи», опубликованном Американским альянсом музеев, перечислены 73 работы Ван Гога сомнительного происхождения, поступившие в американские музеи после 1933 года. [50] В Великобритании отчеты о хищении коллекций из британских музеев [51] перечисляет двух Ван Гогов, происхождение которых необходимо проверить. [52]
См. также
[ редактировать ]- Арианизация
- Кража произведений искусства и грабежи во время Второй мировой войны
- Коллекция Германа Геринга
- Каетан Мюльманн
- Липпманн, Розенталь и Ко.
- Список работ Винсента Ван Гога
- Оперативная группа рейхсляйтера Розенберга
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Средневековое сокровище, нацистское давление: Германия изо всех сил пытается искупить свое прошлое» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Фастерт, С. (2006). «Координационное бюро по потерям культурных ценностей (ред.) Опозорено. Разграблено. Арианизировано. Лишение избирательных прав и экспроприация евреев, под редакцией Андреа Барезель-Бранд». КУР – Искусство и право (Обзор) (на немецком языке). 8 (2). дои : 10.15542/kur/2006/2/9 . ISSN 1437-2355 .
- ^ Голдхаген, Дэниел Джона (1996). Добровольные палачи Гитлера: простые немцы и Холокост (1-е изд.). Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-679-44695-8 . ОСЛК 33103054 .
- ^ Петропулос, Джонатан (2000). Фаустовская сделка: мир искусства в нацистской Германии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 1-4237-6112-Х . OCLC 65185233 .
- ^ Алдерс, Джерард (2004). Нацистские грабежи: грабеж голландских евреев во время Второй мировой войны . Оксфорд: Берг. ISBN 1-85973-722-6 . OCLC 53223516 .
- ^ Полак, Эммануэль (2019). Художественный рынок в условиях оккупации: 1940-1944 гг . Талландье. ISBN 979-10-210-2089-4 . OCLC 1090063439 .
- ^ «Архивы галереи Ван Гога: еврейские связи» . www.vggallery.com . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Надо, Барби Лаца (29 ноября 2018 г.). «Музеи используют «нацистскую тактику», чтобы сохранить украденные нацистами произведения искусства» . Ежедневный зверь . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ «Интернет-база данных утерянного искусства – Einfacheuche – Винсент Ван Гог» . www.lostart.de . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ centerforartlaw (5 декабря 2019 г.). «Sotheby's выставил на торги картину Писсарро «Бульвар Монмартр» » . Новый . Проверено 22 декабря 2022 г.
В то время как сын Зильберберга, Альфред, бежал в Англию после непродолжительного интернирования в Бухенвальде, Макс Зильберберг и его жена в конечном итоге были депортированы в Терезиенштадт, а затем в Освенцим в 1942 году, где они оба погибли. (Пресс-служба Sotheby's, 23 декабря 2013 г.; Bazyler, Holocaust Justice, 205.) После смерти Альфреда Зильберберга его жена Герта стала единственной выжившей наследницей поместья Макса Зильберберга, взяв на себя трудные, но порой успешные поиски его потерянного имущества. коллекция произведений искусства. Например, она была первой британской родственницей жертвы Холокоста, которая вернула произведение искусства в соответствии с Принципами Вашингтонской конференции в отношении произведений искусства, разграбленных нацистами. Произведение Ван Гога «Оливетта» (Les Baux), «Оливковые продукты на фоне Альпий» (L’Olivette) было возвращено Герте Зильберберг из Национальной галереи Берлина в 1999 году.
- ^ «Возвращение Ван Гога — последнее из серии решений о реституции Холокоста» . Еврейское телеграфное агентство . 5 августа 1999 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «ВОКРУГ ЕВРЕЙСКОГО МИРА Произведения искусства, захваченные нацистами, вернулись, открыв дверь для дальнейших претензий» . Еврейское телеграфное агентство . 9 июня 1999 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Dia защищает свое право на Ван Гога – наследники коллекционера нацистской эпохи говорят, что оно принадлежит им» . www.lootedart.com . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Галерея Детройта защищает Ван Гога от претензий нацистской эпохи | CBC News» . ЦБК . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ Микуччи, Дана (21 апреля 2006 г.). «О музеях, наследниках и судебных процессах (Опубликовано в 2006 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «АСВ обращается в суд, чтобы защитить право собственности на картину Ван Гога; исследование говорит, что картина не была конфискована нацистами» . Детройтский бизнес Крейна . 25 января 2006 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Музеи реагируют на резкий отчет об украденных нацистами произведениях искусства» . Наблюдатель . 2 июля 2015 года . Проверено 18 февраля 2021 г.
Два музея из упомянутых в докладе предоставили Observer официальные заявления в ответ на обвинения: Художественный музей Толедо и Детройтский институт искусств. Оба музея оказались под пристальным вниманием из-за того, что они занимались делами, возбужденными одной и той же еврейской наследницей Мартой Натан, которые касались произведений искусства, проданных на одной и той же распродаже 1938 года. В продажу вошли картина Поля Гогена « Уличная сцена на Таити» (1891 г.), которая была приобретена Художественным музеем Толедо в 1939 г., и картина Винсента Ван Гога « Копатели », подаренная музею дарителем в 1970 г., согласно сообщению. совместное заявление учреждений от 2006 года.
- ^ «ОТЧЕТ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ МУЗЕЕВ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ К ЗАЯВЛЕНИЯМ О ХУДОЖЕСТВЕ ЭПОХИ ХОЛОКОСТА» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 20 января 2022 г.
В Детройтском институте музей заявил, что трехлетний срок исковой давности штата Мичиган не позволяет суду или присяжным решать дело по существу. По данным музея, срок исковой давности истек, поскольку он возник в 1938 году, когда г-жа Натан первоначально продала картины тем же европейским арт-дилерам, которые приобрели картину Гогена «Уличная сцена на Таити», о которой идет речь в деле Музея Толедо. . Суд согласился с музеем в том, что иск был подан слишком поздно и что правило обнаружения, согласно которому часы иска не начали бы отсчитываться до тех пор, пока наследники не обнаружили или разумно должны были обнаружить основание своих претензий на картину , не обращался. Это означало, что г-же Натан пришлось бы предъявить иск музею не позднее 1941 года, когда Вторая мировая война бушевала в Европе и г-жа Натан не могла знать, что картина находится в музее.
- ^ «Как и Лиз Тейлор, Швейцария может сохранить своего Ван Гога» . www.lootedart.com . Женева Трибьюн . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Семья SA борется с Лиз Тейлор за рисование» . lootedart.com . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ Маккуй, Дэн (9 декабря 2009 г.). «Наследники, пережившие Холокост, подали в суд за рисунок Ван Гога» . Служба новостей здания суда . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Внучатый племянник первоначального владельца Пикассо стоимостью 104 миллиона долларов оспаривает продажу 1949 года» . www.lootedart.com . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Фонд лорда Ллойда-Уэббера урегулировал спор о конфискации нацистами 33 миллионов фунтов Пикассо» . www.lootedart.com . Проверено 18 февраля 2021 г.
Г-на Фон Мендельсона-Бартольди, племянника композитора Феликса Мендельсона, перед смертью в 1935 году фактически вынудили продать Пикассо на депрессивном арт-рынке вместе со своей коллекцией картин Ван Гога, Мане и Пикассо.
- ^ «Наследники немецкого еврейского банкира, добиваясь возвращения картины Ван Гога «Подсолнухи», проданной под давлением нацистов, подали в суд на японскую страховую компанию» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . 16 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Герман Геринг и нацистская коллекция произведений искусства: разграбление европейских художественных сокровищ и их рассредоточение после Второй мировой войны . 1 ноября 2012 г.
- ^ Лаутербах, Ирис (8 января 2019 г.). Центральный пункт сбора в Мюнхене: Новое начало реституции и защиты произведений искусства . Публикации Гетти. ISBN 978-1-60606-582-2 .
- ^ Джонс, Джонатан (4 ноября 2013 г.). «Все еще ведется охота за автопортретом Ван Гога, затерянным глубоко в соляной шахте во время Второй мировой войны» . Хранитель . Художественная газета . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Звездная ночь проводится правительством России» . www.lootedart.com . Художественная газета . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Национальной галерее Виктории предъявлены двойные претензии в отношении Винсента Ван Гога» . www.lootedart.com . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Потерянная Ядвига Ван Гог — Пушкин» . www.pushkin.fm . 26 августа 2020 г.
- ^ «Ваза с гвоздиками» . www.dia.org .
Провенанс (JP Schneider, Франкфурт-на-Майне, Германия), к 1909 году куплен Альбертом Ульманом [1862-1912] и Хедвигой Ульманн [урожденный Натан, позже Уллин] [1872-1945] (Франкфурт-на-Майне, Германия, и Мельбурн, Австралия) , 1909 г. передано Хедвигой Ульманн в Кунстхалле Базель, Базель, Швейцария, в качестве залога, 25 августа 1931 г. по указанию Хедвиг Ульманн, отправлено Кунстхалле Базель (Эмилю Хиршу, Нью-Йорк, Нью-Йорк), 10 марта 1939 г. Г-н. и миссис Уильям Гетц [1903-1969] (Лос-Анджелес, Калифорния), до или в 1947 году куплены (Wildenstein & Co., Нью-Йорк, Нью-Йорк), в 1947 году куплены Кэтрин Кресдж [миссис. Чарльз Б. Мерфи, позже Кэтрин Кресдж Дьюи] [1908-1990] (Детройт, Мичиган, и Ист-Хэмптон, округ Саффолк, Нью-Йорк), 1950 г. завещано Детройтскому институту искусств (Детройт, Мичиган), 1990 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ревизионистская история, 5 сезон, 2 серия» . Ревизионистская история . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ «Ваза с гвоздиками Ван Гога - ограниченные против неограниченных благотворительных подарков | Ziegler Legal Services LLC» . zieglerlegalservices.com . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Доннелли, Рэйчел. «Провенанс картин проверен на предмет сомнительной связи с нацистской добычей» . Ирландские Таймс . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ "Культурная карта Европы: Christine Koenigs" . 13 February 2012. Archived from the original on 13 February 2012 . Retrieved 18 February 2021 .
- ^ «Голландия вернет произведения искусства, захваченные нацистами - The New York Times» . архив.есть . 19 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2021 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Янг, Мишель (10 ноября 2021 г.). «После исчезновения на протяжении десятилетий акварель Ван Гога, проданная под принуждением, а затем украденная нацистами, может стоить 30 миллионов долларов» . Гипераллергический . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Вилла, Анжелика (12 ноября 2021 г.). «Ван Гог и Уорхол довели продажи современного искусства Christie's до 751,9 миллиона долларов: «Другого такого вы не найдете в ближайшее время» » . ARTnews.com . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ «Аукцион побил рекорд двух картин Ван Гога, написанных в Провансе» . Франция 3 Прованс-Альпы-Лазурный Берег (на французском языке) . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Свадьба, Винсент. «Франция-Германия: мост искусств до войны» . Освобождение (на французском языке) . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Ван Гог и Аллемань» . Любитель искусства (на французском языке). 26 марта 2020 г. Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Ван Гог и Германия: Франкфурт устраивает лучшую выставку о художнике за последние годы» . www.theartnewspaper.com . 25 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2021 г. Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Призраки МоМА: забытая история «дегенерата» дилера Альфреда Флехтхайма» . Наблюдатель . 15 февраля 2012 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Немецкие евреи во время Холокоста, 1939–1945» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Бегство из оккупированной немцами Европы» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Полак, Эммануэль (2019). Художественный рынок в условиях оккупации: 1940–1944 гг . Талландье. ISBN 979-10-210-2089-4 . OCLC 1090063439 .
- ^ Джерард, Олдерс (2004). Нацистские грабежи: грабеж голландского еврейства во время Второй мировой войны . Берг. ISBN 1-84520-562-6 . OCLC 60038641 .
- ^ «Интернет-база данных потерянного искусства - Einfacheuche» . www.lostart.de . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ «Культурное ограбление айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга: база данных предметов искусства в Jeu de Paume» .
- ^ «Интернет-портал провенанса нацистской эпохи» . www.nepip.org . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ «Траст коллекций – отчеты о хищении» .
- ^ «Результаты поиска по слову «гог» - отчеты о хищении коллекций из музеев Великобритании» . Records.collectionstrust.org.uk . Проверено 18 февраля 2021 г.