Jump to content

Жак Гудстиккер

Жак Гудстиккер
Жак Гудстиккер в 1938 году.
Рожденный ( 1897-08-30 ) 30 августа 1897 г.
Умер 16 мая 1940 г. ( 1940-05-16 ) (42 года)
Национальность Голландский
Занятие Арт-дилер
Годы активности 1919–1940
Супруг

Жак Гудстиккер (30 августа 1897 г. - 16 мая 1940 г.) [ 1 ] был еврейским голландским торговцем произведениями искусства, который бежал из Нидерландов , когда они были захвачены нацистской Германией во время Второй мировой войны , оставив после себя три меблированных объекта недвижимости и обширную и значительную коллекцию произведений искусства, включающую более 1200 картин, многие из которых ранее были внесены в каталог как « Старые мастера ». . Вся коллекция, которую обследовал сам Герман Геринг , впоследствии была разграблена нацистами . между двумя мировыми войнами Жак Гудстиккер был самым важным голландским торговцем картин старых мастеров. По словам Питера Саттона , исполнительного директора и генерального директора Музея искусств и науки Брюса , [ 2 ] Несмотря на усилия вдовы Гаудстиккера после войны вернуть себе коллекцию, только после ее смерти голландское правительство наконец вернуло 202 картины семье Гаудстиккер в 2006 году. часть из них была продана на аукционе в 2007 году почти за 10 миллионов долларов. [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]

Гоудстиккер родился в Амстердаме в семье арт-дилера Эдуарда Гоудстиккера. Он учился в коммерческой школе в Амстердаме , а более интенсивно (?) у Вильгельма Мартина и Уильяма Фогельсанга в Лейдене и Утрехте .

В 1919 году он присоединился к амстердамской галерее своего отца, реструктурировал ее в публичную беслотскую венноотщап, взяв себя в качестве директора и основного акционера, и ввел заметно более интернациональный стиль ; издание каталогов на французском, а не на голландском языке , а также показ впервые картин итальянского Возрождения , в том числе «Мадонны с Младенцем» Франческо Скуарчионе . Это было революционно в Нидерландах того времени, где в 1906 году Адриан Пит , директор Рейксмузеума , заявил: «Мы стали шовинистами в отношении области искусства. лет назад все еще жив и, похоже, не позволяет нам оценить зарубежное искусство». [ 4 ]

Портрет Марии Луизы Гонзаги , королевы Польши работы Фердинанда Бола , был частью крупного соглашения о реституции в 2006 году и впоследствии был передан в аренду Еврейскому музею .

После Первой мировой войны Амстердам снова стал центром международной торговли , и Гудстиккер процветал вместе с другими торговцами произведениями искусства П. де Буром и Анри Доувесом ; в 1927 году он переехал в большую галерею. Гоудстиккер возвышался над своими современниками, представляя работы Золотого века Голландии наряду с панелями 14, 15 и 16 веков голландских , фламандских , немецких и итальянских художников , смешивая картины, скульптуры, ковры и другие произведения искусства в утонченном стиль Вильгельма фон Боде из Берлина, которому много подражали в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Вкус Гоудстиккера распространялся и на дизайн его каталогов, которые сами по себе были второстепенными произведениями искусства. [ 4 ]

Гаудстиккер поддерживал тесные связи с историками искусства и коллекционерами . Во введении к своему каталогу 1928 года он написал: «[Мы] счастливы как логическое развитие нашего итальянского факультета, получив помощь от нашего соотечественника доктора Раймонда ван Марле», автора влиятельной книги « Развитие итальянских школ». Рисование . Его клиенты, в том числе Ян Херман ван Хик , Даниэль Г. ван Бенинген , Генрих барон Тиссен-Борнемиса де Кассон и Отто Ланц также приняли участие в этом сочетании знатока и учености. [ 4 ]

Он организовал выставку голландских и фламандских картин, в том числе пяти Ван Гога , двух Ван Донгенов и Мондриана , вместе с группой работ 17-го века, включая лесной пейзаж Филлипса Конинка , в галерее Андерсона в Нью-Йорке в 1923 году. организован через голландскую Kamer van Koophandel ; В состав Комитета покровителей входили жены таких знатных людей из высшего сословия , как Ти Джей Окли Райнлендер и Кортланд С. Ван Ренсселер. [ 4 ]

Крах фондового рынка и Великая депрессия нанесли ущерб торговле ценителями произведений искусства, как и другим предприятиям, занимающимся предметами роскоши. Гаудстиккер был вынужден экономить на выпуске своих каталогов, но ему все же удалось организовать выставку Рубенса в 1933 году, а также, что, возможно, стало его высшим достижением, участие в выставке итальянской живописи в голландских коллекциях в Стеделикском музее в Амстердаме. в 1934 году, где лично показал королеве Вильгельмине . экспонаты [ 4 ]

Спасаясь от нацистов в мае 1940 года, Гоудстиккер попал в трюм СС «Бодегравен» [ nl ] в Ла-Манше, смертельно сломав себе шею. [ 5 ]

Художественный вкус Гоудстиккера

[ редактировать ]

Основным предметом торговли Гоудстиккера были картины старых мастеров ; он не проявлял особого интереса к искусству итальянского барокко или искусству XVIII века. Хотя его специальностью была голландская живопись 17-го века, его особым интересом были более стилизованные художники, такие как Кранах , Марко Дзоппо , Скарчоне и Песеллино , и его особенно привлекало необычное. Среди художников в его коллекции были Ян Стен , Адриан ван Остаде , Исаак ван Остаде , а также тональные пейзажисты, такие как Ян ван Гойен и Саломон ван Рейсдал . Он хранил несколько известных картин Яна ван дер Хейдена в замке Ниенроде , одном из двух своих загородных домов, где он также развлекал клиентов и выставлял великое искусство. Хотя у него действительно были некоторые натюрморты , такие как Ян ван Хейсум в Национальной галерее , его основной интерес был к художникам-фигуристам , будь то портретисты , такие как Ян Антонис ван Равестейн или Йоханнес Корнелис Верспронк , или художники-субъекты, такие как Ганс Бол , Аэрт де Гельдер. или Ян Стин . [ 2 ] [ 4 ]

Среди других известных картин, принадлежащих Гоудстиккеру, - «Вход в гавань» Симона де Влигера , «Обширный пейзаж с деревьями и коттеджем » Филлипса Конинка , « Паром со скотом на реке Фехт недалеко от Ниенроде» Саломона ван Рейсдала , « Святая Люси » Якопо дель. Казентино , «Суд Париса» Франсуа Буше , «Продавец фритол» Пьетро Лонги , «Мадонна с Младенцем » Паккьяротти , « Христос, несущий крест » Иеронима Босха , который сейчас находится в Художественно-историческом музее Вены, и «Девушка с флейтой» Вермеера . , который в конечном итоге был куплен Джозефом Уайденером для пожертвования Национальной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1942 году. Другие покупки американского музея у Гоудстиккера включают большой алтарь Луки Синьорелли, изображающий Успение Богородицы со святыми Михаилом и Бенедиктом , из Метрополитен-музея. в Нью-Йорке в 1929 году и « Царь Давид перед Ковчегом Завета» Песеллино в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзасе в 1932 году. [ 2 ] [ 4 ]

Судьба коллекции

[ редактировать ]
Herengracht 458, в Gouden Bocht , офисе и выставочном зале Жака Гудстиккера с 1927 по 1940 год.

После того, как Гаудстиккер бежал в 1940 году, большая коллекция Гоудстиккера [ nl ] (1113 пронумерованных картин и неизвестное количество ненумерованных картин) [ 1 ] был оставлен на разграбление и стал крупнейшим иском о реституции произведений искусства, разграбленных нацистами . [ 5 ]

В ходе типичной для него принудительной продажи рейхсмаршал Герман Геринг получил всю коллекцию, несмотря на возражения вдовы Гоудстиккера Дези фон Хальбан : 3 июня 1940 года сотрудник Гоудстиккера Ари тен Брук директором компании был назначен , затем, 13 июля, тен Брук. и еще одному сотруднику Гоудстиккера, Яну Дику, заплатили по 180 тысяч гульденов каждый за то, чтобы они продали все картины и произведения искусства Герингу за два миллиона гульденов , часть их стоимости, а художественную галерею немецкому банкиру Алоису Мидлу — за 550 тысяч гульденов. Благодаря серии сделок, позже признанных незаконными, Мидл приобрел право собственности на торговую марку J. Goudstikker, то немногое искусство, которое осталось в коллекции, и недвижимость Гоудстиккера (замок Ниенроде в Брекелене , здание Херенграхт 458 в Амстердаме и загородное поместье Остермеер). в Аудеркерке-ан-де-Амстеле ). Используя всемирно известную торговую марку Goudstikker в качестве маркетингового актива, Мидл заработал состояние на продаже произведений искусства, в частности, в нацистскую Германию. [ 1 ] [ 5 ]

Части коллекции Гоудстиккера также перешли в собственность гауляйтера Эриха Коха ; одна из этих картин, « Коттеджи у канала» Яна ван Гойена , выставлена ​​в Национальном музее в Гданьске , который в 2020 году отказался от реституции. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

После Второй мировой войны союзные войска вернули это искусство из Германии и передали его голландскому правительству в рамках «мирной реституции прав» с намерением вернуть его законным владельцам; однако вместо того, чтобы вернуть их жене Гаудстиккера Дези, которая добивалась их восстановления с 1946 по 1952 год, они были сохранены как часть Национальной коллекции Нидерландов в Рейксмузеуме. Голландский журналист-расследователь Питер ден Холландер в 1998 году книгу De zaak Goudstikker ( «Дело Гудстиккера написал на эту тему »). Впоследствии наследники Гоудстиккера подали в суд на владение этими произведениями, но их иск был отклонен госсекретарем образования, культуры и науки. Однако официальные расследования позже подтвердили неправильное обращение с послевоенными реституциями, и в результате правительство Нидерландов создало Комитет по реституции для рассмотрения претензий на художественные сокровища, находящиеся в собственности правительства. По рекомендациям комиссии Геркомст Гезохт под председательством РЭО Эккарт [ nl ] , после восьми лет судебных баталий, в 2006 году правительство Нидерландов вернуло 202 картины единственному оставшемуся в живых наследнику Гоудстиккера, его невестке Мареи фон Сахер (жене Гоудстиккера, Дези и их единственный сын Эдо (оба умерли в 1996 году). В 2007 году фон Сахер продал множество картин, заработав на аукционе почти 10 миллионов долларов. [ 5 ]

Некоторые произведения не были возвращены фон Захеру, поскольку в 2006 году их больше не было у правительства Нидерландов. В частности, «Адам и Ева » Кранаха были переданы правительством другому лицу (по иску, позже признанному недействительным) и в 2006 году были проданы. в США, вышедших из-под контроля голландского правительства. Фон Сахер безуспешно подал иск в суд США об их возвращении. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Коллекции» . Herkomstgezocht.nl. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 23 января 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «Кристи – Дж.Гоудстиккер» . Christies.com. 19 апреля 2007 г. Проверено 23 января 2014 г.
  3. ^ «Культура, искусство и развлечения» . Телеграф. 23 января 1979 г. Проверено 23 января 2014 г. [ мертвая ссылка ]
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Кристи – Дж.Гоудстиккер» . Christies.com. 19 апреля 2007 г. Проверено 23 января 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д «Гоудстиккер: «Наконец-то справедливость» - ГААГА, Нидерланды, 6 февраля /PR Newswire UK/» . ГААГА, Нидерланды: Prnewswire.co.uk . Проверено 23 января 2014 г.
  6. ^ Кеннеди Гримстед, Патрисия. «Искусство, разграбленное нацистами с Востока и Запада в Восточной Пруссии: первоначальные данные по коллекции Эриха Коха» (PDF) . п. 30.
  7. ^ «Польшу призывают искать украденные нацистами произведения искусства, которые все еще хранятся в ее музеях» . Нью-Йорк Таймс . 12 января 2020 г.
  8. ^ «Упаковщики» (на немецком языке). Зеркало . 6 августа 2007 г.
  9. ^ «Марей фон Сахер против Художественного музея Нортона Саймона - Апелляционный суд девятого округа» (PDF) . Проверено 4 августа 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70fa2d5ba95557c387146ceae29ad010__1718985840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/10/70fa2d5ba95557c387146ceae29ad010.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Goudstikker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)