Жак Гудстиккер
Жак Гудстиккер | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 16 мая 1940 г. На борту SS Bodegraven в Ла-Манше. | (42 года)
Национальность | Голландский |
Занятие | Арт-дилер |
Годы активности | 1919–1940 |
Супруг |
Жак Гудстиккер (30 августа 1897 г. - 16 мая 1940 г.) [ 1 ] был еврейским голландским торговцем произведениями искусства, который бежал из Нидерландов , когда они были захвачены нацистской Германией во время Второй мировой войны , оставив после себя три меблированных объекта недвижимости и обширную и значительную коллекцию произведений искусства, включающую более 1200 картин, многие из которых ранее были внесены в каталог как « Старые мастера ». . Вся коллекция, которую обследовал сам Герман Геринг , впоследствии была разграблена нацистами . между двумя мировыми войнами Жак Гудстиккер был самым важным голландским торговцем картин старых мастеров. По словам Питера Саттона , исполнительного директора и генерального директора Музея искусств и науки Брюса , [ 2 ] Несмотря на усилия вдовы Гаудстиккера после войны вернуть себе коллекцию, только после ее смерти голландское правительство наконец вернуло 202 картины семье Гаудстиккер в 2006 году. часть из них была продана на аукционе в 2007 году почти за 10 миллионов долларов. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Гоудстиккер родился в Амстердаме в семье арт-дилера Эдуарда Гоудстиккера. Он учился в коммерческой школе в Амстердаме , а более интенсивно (?) у Вильгельма Мартина и Уильяма Фогельсанга в Лейдене и Утрехте .
В 1919 году он присоединился к амстердамской галерее своего отца, реструктурировал ее в публичную беслотскую венноотщап, взяв себя в качестве директора и основного акционера, и ввел заметно более интернациональный стиль ; издание каталогов на французском, а не на голландском языке , а также показ впервые картин итальянского Возрождения , в том числе «Мадонны с Младенцем» Франческо Скуарчионе . Это было революционно в Нидерландах того времени, где в 1906 году Адриан Пит , директор Рейксмузеума , заявил: «Мы стали шовинистами в отношении области искусства. лет назад все еще жив и, похоже, не позволяет нам оценить зарубежное искусство». [ 4 ]
После Первой мировой войны Амстердам снова стал центром международной торговли , и Гудстиккер процветал вместе с другими торговцами произведениями искусства П. де Буром и Анри Доувесом ; в 1927 году он переехал в большую галерею. Гоудстиккер возвышался над своими современниками, представляя работы Золотого века Голландии наряду с панелями 14, 15 и 16 веков голландских , фламандских , немецких и итальянских художников , смешивая картины, скульптуры, ковры и другие произведения искусства в утонченном стиль Вильгельма фон Боде из Берлина, которому много подражали в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Вкус Гоудстиккера распространялся и на дизайн его каталогов, которые сами по себе были второстепенными произведениями искусства. [ 4 ]
Гаудстиккер поддерживал тесные связи с историками искусства и коллекционерами . Во введении к своему каталогу 1928 года он написал: «[Мы] счастливы как логическое развитие нашего итальянского факультета, получив помощь от нашего соотечественника доктора Раймонда ван Марле», автора влиятельной книги « Развитие итальянских школ». Рисование . Его клиенты, в том числе Ян Херман ван Хик , Даниэль Г. ван Бенинген , Генрих барон Тиссен-Борнемиса де Кассон и Отто Ланц также приняли участие в этом сочетании знатока и учености. [ 4 ]
Он организовал выставку голландских и фламандских картин, в том числе пяти Ван Гога , двух Ван Донгенов и Мондриана , вместе с группой работ 17-го века, включая лесной пейзаж Филлипса Конинка , в галерее Андерсона в Нью-Йорке в 1923 году. организован через голландскую Kamer van Koophandel ; В состав Комитета покровителей входили жены таких знатных людей из высшего сословия , как Ти Джей Окли Райнлендер и Кортланд С. Ван Ренсселер. [ 4 ]
Крах фондового рынка и Великая депрессия нанесли ущерб торговле ценителями произведений искусства, как и другим предприятиям, занимающимся предметами роскоши. Гаудстиккер был вынужден экономить на выпуске своих каталогов, но ему все же удалось организовать выставку Рубенса в 1933 году, а также, что, возможно, стало его высшим достижением, участие в выставке итальянской живописи в голландских коллекциях в Стеделикском музее в Амстердаме. в 1934 году, где лично показал королеве Вильгельмине . экспонаты [ 4 ]
Спасаясь от нацистов в мае 1940 года, Гоудстиккер попал в трюм СС «Бодегравен» в Ла-Манше, смертельно сломав себе шею. [ 5 ]
Художественный вкус Гоудстиккера
[ редактировать ]Основным предметом торговли Гоудстиккера были картины старых мастеров ; он не проявлял особого интереса к искусству итальянского барокко или искусству XVIII века. Хотя его специальностью была голландская живопись 17-го века, его особым интересом были более стилизованные художники, такие как Кранах , Марко Дзоппо , Скарчоне и Песеллино , и его особенно привлекало необычное. Среди художников в его коллекции были Ян Стен , Адриан ван Остаде , Исаак ван Остаде , а также тональные пейзажисты, такие как Ян ван Гойен и Саломон ван Рейсдал . Он хранил несколько известных картин Яна ван дер Хейдена в замке Ниенроде , одном из двух своих загородных домов, где он также развлекал клиентов и выставлял великое искусство. Хотя у него действительно были некоторые натюрморты , такие как Ян ван Хейсум в Национальной галерее , его основной интерес был к художникам-фигуристам , будь то портретисты , такие как Ян Антонис ван Равестейн или Йоханнес Корнелис Верспронк , или художники-субъекты, такие как Ганс Бол , Аэрт де Гельдер. или Ян Стин . [ 2 ] [ 4 ]
Среди других известных картин, принадлежащих Гоудстиккеру, - «Вход в гавань» Симона де Влигера , «Обширный пейзаж с деревьями и коттеджем » Филлипса Конинка , « Паром со скотом на реке Фехт недалеко от Ниенроде» Саломона ван Рейсдала , « Святая Люси » Якопо дель. Казентино , «Суд Париса» Франсуа Буше , «Продавец фритол» Пьетро Лонги , «Мадонна с Младенцем » Паккьяротти , « Христос, несущий крест » Иеронима Босха , который сейчас находится в Художественно-историческом музее Вены, и «Девушка с флейтой» Вермеера . , который в конечном итоге был куплен Джозефом Уайденером для пожертвования Национальной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1942 году. Другие покупки американского музея у Гоудстиккера включают большой алтарь Луки Синьорелли, изображающий Успение Богородицы со святыми Михаилом и Бенедиктом , из Метрополитен-музея. в Нью-Йорке в 1929 году и « Царь Давид перед Ковчегом Завета» Песеллино в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзасе в 1932 году. [ 2 ] [ 4 ]
Судьба коллекции
[ редактировать ]После того, как Гаудстиккер бежал в 1940 году, большая коллекция Гоудстиккера (1113 пронумерованных картин и неизвестное количество ненумерованных картин) [ 1 ] был оставлен на разграбление и стал крупнейшим иском о реституции произведений искусства, разграбленных нацистами . [ 5 ]
В ходе типичной для него принудительной продажи рейхсмаршал Герман Геринг получил всю коллекцию, несмотря на возражения вдовы Гоудстиккера Дези фон Хальбан : 3 июня 1940 года сотрудник Гоудстиккера Ари тен Брук директором компании был назначен , затем, 13 июля, тен Брук. и еще одному сотруднику Гоудстиккера, Яну Дику, заплатили по 180 тысяч гульденов каждый за то, чтобы они продали все картины и произведения искусства Герингу за два миллиона гульденов , часть их стоимости, а художественную галерею немецкому банкиру Алоису Мидлу — за 550 тысяч гульденов. Благодаря серии сделок, позже признанных незаконными, Мидл приобрел право собственности на торговую марку J. Goudstikker, то немногое искусство, которое осталось в коллекции, и недвижимость Гоудстиккера (замок Ниенроде в Брекелене , здание Херенграхт 458 в Амстердаме и загородное поместье Остермеер). в Аудеркерке-ан-де-Амстеле ). Используя всемирно известную торговую марку Goudstikker в качестве маркетингового актива, Мидл заработал состояние на продаже произведений искусства, в частности, в нацистскую Германию. [ 1 ] [ 5 ]
Части коллекции Гоудстиккера также перешли в собственность гауляйтера Эриха Коха ; одна из этих картин, « Коттеджи у канала» Яна ван Гойена , выставлена в Национальном музее в Гданьске , который в 2020 году отказался от реституции. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
После Второй мировой войны союзные войска вернули это искусство из Германии и передали его голландскому правительству в рамках «мирной реституции прав» с намерением вернуть его законным владельцам; однако вместо того, чтобы вернуть их жене Гаудстиккера Дези, которая добивалась их восстановления с 1946 по 1952 год, они были сохранены как часть Национальной коллекции Нидерландов в Рейксмузеуме. Голландский журналист-расследователь Питер ден Холландер в 1998 году книгу De zaak Goudstikker ( «Дело Гудстиккера написал на эту тему »). Впоследствии наследники Гоудстиккера подали в суд на владение этими произведениями, но их иск был отклонен госсекретарем образования, культуры и науки. Однако официальные расследования позже подтвердили неправильное обращение с послевоенными реституциями, и в результате правительство Нидерландов создало Комитет по реституции для рассмотрения претензий на художественные сокровища, находящиеся в собственности правительства. По рекомендациям комиссии Геркомст Гезохт под председательством РЭО Эккарт , после восьми лет судебных баталий, в 2006 году правительство Нидерландов вернуло 202 картины единственному оставшемуся в живых наследнику Гоудстиккера, его невестке Мареи фон Сахер (жене Гоудстиккера, Дези и их единственный сын Эдо (оба умерли в 1996 году). В 2007 году фон Сахер продал множество картин, заработав на аукционе почти 10 миллионов долларов. [ 5 ]
Некоторые произведения не были возвращены фон Захеру, поскольку в 2006 году их больше не было у правительства Нидерландов. В частности, «Адам и Ева » Кранаха были переданы правительством другому лицу (по иску, позже признанному недействительным) и в 2006 году были проданы. в США, вышедших из-под контроля голландского правительства. Фон Сахер безуспешно подал иск в суд США об их возвращении. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Дези фон Хальбан
- 2006 Реституция Гоудстиккером 202 картин.
- Тобиас и Сара в молитве с ангелом Рафаэлем и демоном
- Речной пейзаж с паромом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Коллекции» . Herkomstgezocht.nl. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 23 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кристи – Дж.Гоудстиккер» . Christies.com. 19 апреля 2007 г. Проверено 23 января 2014 г.
- ^ «Культура, искусство и развлечения» . Телеграф. 23 января 1979 г. Проверено 23 января 2014 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Кристи – Дж.Гоудстиккер» . Christies.com. 19 апреля 2007 г. Проверено 23 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гоудстиккер: «Наконец-то справедливость» - ГААГА, Нидерланды, 6 февраля /PR Newswire UK/» . ГААГА, Нидерланды: Prnewswire.co.uk . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ Кеннеди Гримстед, Патрисия. «Искусство, разграбленное нацистами с Востока и Запада в Восточной Пруссии: первоначальные данные по коллекции Эриха Коха» (PDF) . п. 30.
- ^ «Польшу призывают искать украденные нацистами произведения искусства, которые все еще хранятся в ее музеях» . Нью-Йорк Таймс . 12 января 2020 г.
- ^ «Упаковщики» (на немецком языке). Зеркало . 6 августа 2007 г.
- ^ «Марей фон Сахер против Художественного музея Нортона Саймона - Апелляционный суд девятого округа» (PDF) . Проверено 4 августа 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Записная книжка Жака Гудстиккера из городского архива Амстердама, содержащая записи о находящихся в его распоряжении произведениях искусства.
- Наследники Гоудстиккера рассказывают о Жаке и его коллекции на открытии выставки Reclaimed - Картины из коллекции Жака Гудстиккера 2009-2010 гг.
- Восстановлено: картины из коллекции Жака Гудстиккера
- Голландские арт-дилеры
- Искусство и культурная репатриация после Второй мировой войны
- Голландские евреи
- Коллекционеры еврейского искусства
- 1897 рождений
- 1940 смертей
- Бизнесмены из Амстердама
- Предметы нацистских ассигнований в сфере искусства
- Голландские мирные жители погибли во Второй мировой войне
- Беженцы Второй мировой войны