Ян ван Гойен
Ян ван Гойен | |
---|---|
![]() Портрет Яна фон Гойена работы Герарда Терборха | |
Рожденный | Ян Джозефсзон ван Гойен 13 января 1596 г. |
Умер | 27 апреля 1656 г. Гаага , Голландская Республика | (60 лет)
Образование | Эсайас ван де Вельде |
Известный | Пейзажная живопись |
Движение | Золотой век Голландии |
Ян Джозефсзон ван Гойен (англ. Голландское произношение: [ˈjɑɱ vɑŋ ˈɣoːi.ə(n)] ; 13 января 1596 — 27 апреля 1656) — голландский художник-пейзажист. Диапазон его пейзажной тематики был очень широк: он писал лесные пейзажи, морские картины, речные пейзажи, пляжные сцены, зимние пейзажи, городские пейзажи, архитектурные виды и пейзажи с крестьянами. [1] Список художников, на которых он оказал влияние, гораздо длиннее. Он был чрезвычайно плодовитым художником, оставившим около двенадцатисот картин и более тысячи рисунков.
Биография
[ редактировать ]Ян ван Гойен был сыном сапожника и начал подмастерьем в Лейдене , городе, где он родился. Как и многие голландские художники своего времени, он изучал искусство в городе Харлем у Эсаиаса ван де Вельде . В 35 лет он основал постоянную студию в Гааге (Den Haag). Креншоу рассказывает (и упоминает источники), что пейзажные картины ван Гойена редко продавались по высоким ценам, но он компенсировал скромную стоимость отдельных произведений, увеличивая свое производство, рисуя тонко и быстро, используя ограниченную палитру недорогих пигментов. Несмотря на свои рыночные инновации, он всегда стремился к большему доходу, не только за счет сопутствующей работы в качестве арт-дилера и аукциониста, но также за счет спекуляций тюльпанами (он был последней известной жертвой тюльпаномании 1630-х годов) и недвижимостью. Хотя последнее обычно было безопасным способом вложения денег, по опыту ван Гойена, оно приводило к огромным долгам. Паулюс Поттер арендовал один из своих домов. Хотя он, похоже, держал мастерскую, единственными его зарегистрированными учениками были Николаес ван Берхем , Ян Стен и Адриан ван дер Кабель . [1] Список художников, на которых он оказал влияние, гораздо длиннее.
В 1652 и 1654 годах он был вынужден продать свою коллекцию картин и графики и впоследствии переехал в дом поменьше. Он умер в 1656 году в Гааге, все еще имея долг в невероятные 18 000 гульденов, вынудив свою вдову продать оставшуюся мебель и картины. Проблемы Ван Гойена также могли повлиять на первые деловые перспективы его ученика и зятя Яна Стена , который покинул Гаагу в 1654 году. [2]
Голландская живопись
[ редактировать ]
Обычно голландский художник 17 века попадает в одну из четырех категорий: художник портретов , пейзажей , натюрмортов или жанровой живописи. Голландская живопись была узкоспециализированной, и редко художник мог надеяться достичь величия более чем в одной области живописи за свою жизнь. Яна ван Гойена можно было бы отнести прежде всего к художнику-пейзажисту, обращающему внимание на жанровые сюжеты повседневной жизни. Он нарисовал многие каналы в Гааге и вокруг нее, а также деревни, окружающие сельскую местность Делфта , Роттердама , Лейдена и Гауды . Другими популярными голландскими художниками-пейзажистами шестнадцатого и семнадцатого веков были Якоб ван Рейсдал , Элберт Кейп , Хендрик Аверкамп , Людольф Бакхейзен , Мейндерт Хоббема , Аерт ван дер Неер .
Техника Ван Гойена
[ редактировать ]
Ян ван Гойен начинал картину, используя опору в основном из тонкого дуба. На эту панель он нанес несколько слоев тонкого клея из шкуры животных . Затем с помощью лезвия он соскребал по всей поверхности тонкий слой тонированного свинца, который служил грунтом и заполнял нижние участки панели. Земля имела светло-коричневый, иногда красноватый или охристый оттенок.
Затем ван Гойен свободно и очень быстро набрасывал пером и тушью сцену, которую нужно было нарисовать, не вдаваясь в мелкие детали своего объекта. Этот рисунок ореховой тушью отчетливо виден на некоторых тонко закрашенных участках его работ. В качестве руководства он бы обратился к подробному рисунку. Сцена должна была быть нарисована из жизни на открытом воздухе, а затем храниться в студии в качестве справочного материала. Рисунки художников того времени редко были произведениями искусства сами по себе, как они рассматриваются сегодня.
На своей палитре он вытачивал цветовую коллекцию нейтральных серых, умбровых, охристых и землистых зеленых цветов, которые выглядели так, словно были взяты из той самой почвы, которую он рисовал. Лаково -масляная среда использовалась в качестве средства для измельчения порошкообразных пигментов в краску, а затем использовалась для нанесения тонких слоев краски, которые он мог легко растушевать.

Темные участки картины были сделаны очень тонкими и прозрачными благодаря обильному количеству масляной среды. Свет, попадающий на картину в этих частях, будет потерян и поглощен фоном картины. Более светлые участки изображения были обработаны более тяжелыми и непрозрачными с помощью большого количества свинцовых белил, добавленных в краску. Свет, падающий на картину световым участком, отражается обратно к зрителю. Эффект — поразительный реализм и трехмерность. Поверхность готовой картины напоминает жидкий эластичный мусс, мастерски взбитый и моделируемый кистью.
По словам историка искусства Х. У. Бека, «в своих свободно составленных морских пейзажах 1650-х годов он достиг вершины своего творчества, создав картины поразительного совершенства». [3]
Некоторые из работ Ван Гойена можно увидеть в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, одна из общественной коллекции (« Зимний пейзаж с фигурами на льду» , 1643 г.) и другие из коллекции Кармен Тиссен, также показанные там (« Речной пейзаж с паромом и коттеджами» , 1634). [4]
Наследие
[ редактировать ]Ян ван Гойен оказал большое влияние на художников-пейзажистов своего века. Качество его звука было особенностью, которой многие подражали. По данным Нидерландского института истории искусств , он оказал влияние на Корнелиса де Би , Яна Коеленбьера , Корнелиса ван Ноорде , Абрахама Сусеньера , Германа Сафтлевена , Питера Янса ван Аша и Абрахама ван Бейерена . [5]
Ван Гойен упоминается его соотечественником Винсентом Ван Гогом во втором письме Винсента из приюта: «Сквозь окно с железной решеткой я могу различить квадрат пшеницы в ограде, перспективу в манере Ван Гойена, над которой в утром я вижу восход солнца во всей своей красе». [6]
Галерея
[ редактировать ]- Фермерский дом (1628 г.), масло, панель, 27,5 х 37,5 см., Музей изящных искусств .
- Крестьянские хижины с колодцем (1633 г.), масло, панель, 55 х 80 см., Gemäldegalerie Alte Meister
- Деревня у реки (1636 г.), масло, панель, 39,5 х 60 см., Старая пинакотека.
- Парусные и гребные лодки в устье реки (1640 г.), масло, панель, 77 х 116 см., Музей Де Лакенхал.
- Пейзаж с радугой (без даты), холст, масло, 124,5 х 154,5 см., Музей Холлвила .
- Пейзаж с двумя дубами (1641), холст, масло, 88,5 х 110,5 см., Рейксмузеум
- Гроза (1641 г.), холст, масло, 137,8 х 183,2 см., Музеи изящных искусств Сан-Франциско.
- Ветряная мельница у реки (1642 г.), масло, панель, 29,4 х 36,3 см., Национальная галерея.
- Сцена с рекой (1646 г.), масло, панель, 42,6 х 56,5 см, Национальные галереи Шотландии .
- Ледовая сцена возле деревянной смотровой башни (1646 г.), масло, панель, 36,5 × 34,3 см., Национальная галерея искусств .
- Панорама-пейзаж с видом на Арнем (1646 г.), холст, масло, 98,5 х 135 см., Музей Кунстпаласт
- Вид на Гаагу с северо-запада (1647 г.), масло, панель, 66 х 96,2 см., Метрополитен-музей .
- Речной пейзаж с лодками и коттеджами на берегу (1648 г.), масло, панель, 54 x 73,7 см., Музей изящных искусств, Бостон.
- Речной пейзаж (1652 г.), масло, панель, 66,7 х 98 см., Музей Вальрафа-Рихарца.
- Бурный морской пейзаж (1655), холст, масло, 110 × 159 см., Художественный музей Синебрюхова .
- Речной пейзаж с паромом и церковью (ок. 1656 г.), масло, панель, 47,3 х 66,7 см, Музей изящных искусств, Бостон.
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ян ван Гойен в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Креншоу, П. (2006) Банкротство Рембрандта. Художник, его покровители и арт-рынок в Нидерландах семнадцатого века, с. 23
- ^ HU Бек. «Гойен, Ян ван». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ «Гойен, Ян Йозеф ван» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Запись Яна ван Гойена в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ «Винсент Ван Гог: Письма» . vangoghletters.org . Проверено 10 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 69 работ Яна ван Гойена или после него на Art UK сайте
- Вид на Дордрехт 1644 г.
- Вермеер и Делфтская школа , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), в котором есть материалы о Яне ван Гойене.
- Пять работ Яна ван Гойена из онлайн-коллекции музея Бойманса Ван Бёнингена .
- Голландские и фламандские картины из Эрмитажа , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Яне ван Гойене (кат. № 10).
- Британская энциклопедия . Том. XI (9-е изд.). 1880. с. 23. .