Смерть Винсента Ван Гога
Дата | 29 июля 1890 г.; 133 года назад |
---|---|
Время | 1:30 утра |
Расположение | Овер-сюр-Уаз , Франция |
Причина | Предполагаемое самоубийство |
Мотив | Психическое заболевание |
Смерть Винсента Ван Гога произошла ранним утром 29 июля 1890 года в его номере в отеле Auberge Ravoux во французской деревне Овер-сюр-Уаз после того, как предположительно застрелился двумя днями ранее.
Фон
[ редактировать ]Ранние предчувствия преждевременной смерти
[ редактировать ]Еще в 1883 году Винсент Ван Гог писал своему брату Тео : «...что касается времени, которое у меня еще впереди для работы, то я думаю, что могу с уверенностью предположить, что мое тело продержится определенное количество лет. .. между 7-10, скажем", "...я должен планировать на период от 5 до 10 лет..." [ 1 ] Авторитет Ван Гога Рональд де Леу интерпретирует это как то, что Ван Гог «высказывает предчувствие, что у него есть самое большее еще десять лет жизни, чтобы реализовать свои идеалы». [ 2 ]
Ухудшение психического здоровья
[ редактировать ]В 1889 году у Ван Гога произошло ухудшение психического здоровья . Винсент Ван Гог, страдавший от тяжелой депрессии , отрезал бритвой часть левого уха во время пребывания в Арле, Франция. В результате инцидентов в Арле, повлекших за собой публичную петицию, он был госпитализирован. Его состояние улучшилось, и к марту 1889 года он был готов к выписке, что совпало со свадьбой его брата Тео и Джоанны Бонгер . Однако в последний момент его решение подвело его, и он признался Фредерику Саллесу, который служил неофициальным капелланом при протестантских пациентах больницы, что хочет поместиться в приют. [ 3 ] По предложению Саллеса Ван Гог выбрал приют в соседнем Сен-Реми . [ 4 ] [ 5 ] Тео первоначально сопротивлялся этому выбору, даже предлагая Винсенту воссоединиться с Полем Гогеном в Пон-Авене , но в конце концов его убедили, согласившись оплатить сборы за предоставление убежища (с просьбой о самом дешевом жилье третьего класса). Винсент попал в приют в начале мая 1889 года. [ 6 ] [ 7 ] Его психическое состояние какое-то время оставалось стабильным, и он мог работать на пленэре многие из своих самых знаковых картин, таких как « Звездная ночь , создав в это время ». Однако в конце июля, после поездки в Арль, у него случился серьезный рецидив, который длился месяц. Он хорошо выздоровел, но в конце декабря 1889 года у него случился еще один рецидив, а в начале января следующего года - острый рецидив, когда он доставлял портрет мадам Жину . ей в Арль [ 8 ] [ 9 ] Этот последний рецидив, описанный Яном Хульскером как самый продолжительный и печальный, длился до марта 1890 года. В мае 1890 года Винсент был выписан из приюта (последняя картина, которую он написал в приюте, была « У ворот вечности» , изображение запустения и отчаяния). [ 10 ] и, проведя несколько дней с Тео и Джо в Париже, Винсент уехал жить в Овер-сюр-Уаз , коммуну к северу от Парижа, популярную среди художников. [ 11 ]
Изменение настроения в Овере с мая 1890 года.
[ редактировать ]Незадолго до отъезда из Сен-Реми Ван Гог рассказал, как он страдает от пребывания в больнице: «Здесь обстановка начинает тяготить меня сильнее, чем я могу выразить... Мне нужно немного воздуха, меня охватывает скука и горе." [ 12 ]
По прибытии в Овер здоровье Ван Гога было еще не очень хорошим. В письме Тео 21 мая он пишет: «Я ничего не могу поделать со своей болезнью. Сейчас я немного страдаю — дело в том, что после такого долгого уединения дни кажутся мне неделями». [ 13 ] Но уже 25 мая артист смог сообщить матери, что его здоровье улучшилось и симптомы болезни исчезли. [ 14 ] Его письма сестре Вильгельмине от 5 июня и Тео и его жене Джо примерно от 10 июня указывают на продолжающееся улучшение, его кошмары почти исчезли. [ 15 ] [ 16 ]
Примерно 12 июня он написал своим друзьям г-ну и г-же Жину в Арль , рассказывая им, как его здоровье ухудшилось в Сен-Реми, но с тех пор улучшилось: «Но в последнее время я заразился болезнью других пациентов до такой степени, что я общество других пациентов оказало на меня плохое влияние, и в конце концов я не смог этого понять. Тогда я почувствовал, что мне лучше попробовать измениться и, если уж на то пошло, получить удовольствие. Снова увидеть моего брата, его семью и моих друзей-художников принесло мне много пользы, и я чувствую себя совершенно спокойно и нормально». [ 17 ]
Более того, неотправленное письмо Полю Гогену , которое Ван Гог написал около 17 июня, весьма позитивно описывает его планы на будущее. Описывая свои недавние красочные исследования пшеницы, он объясняет: «Я хотел бы написать несколько портретов на очень ярком, но спокойном фоне. Есть зелень разного качества, но одинаковой ценности, образующая целое целое зеленых тонов, которые своей вибрацией напомнит о нежном шелесте колышущихся на ветру колосьев: это совсем не просто, как цветовая гамма». [ 18 ] 2 июля, в письме своему брату, Ван Гог пишет: «Я тоже стараюсь изо всех сил, но не скрою от вас, что вряд ли смею рассчитывать на то, что всегда буду в добром здравии. И если моя болезнь вернется». , вы меня простите, я еще очень люблю искусство и жизнь..." [ 19 ]
Первый признак новых проблем был обнаружен в письме, которое Ван Гог написал Тео 10 июля. Сначала он заявляет: «У меня все хорошо, я много работаю, написал четыре этюда и два рисунка», но затем продолжает: «Я думаю, что нам не следует рассчитывать на доктора Гаше вообще . Прежде всего, он более болен, чем я, думаю, или, скажем так, вот и все... Я не знаю, что сказать. Конечно, мой последний припадок, который был ужасен, был в значительной мере следствием. влияние других пациентов». Позже в письме он добавляет: «Что касается себя, я могу сказать на данный момент только то, что думаю, что нам всем нужен отдых — я чувствую себя неудачником (по-французски Je me sens-raté )». Еще более отчаянным тоном он добавляет: «И перспектива становится все мрачнее, я вообще не вижу счастливого будущего». [ 20 ]
-
Пшеничное поле под грозовыми облаками (июль 1890 г.)
-
Пшеничные поля в Овере под облачным небом (июль 1890 г.)
-
Пшеничное поле с воронами (июль 1890 г.)
В другом письме Тео примерно от 10 июля Ван Гог поясняет: «В целом я стараюсь быть достаточно добродушным, но моя жизнь тоже находится под угрозой в самом корне, и моя походка тоже неустойчива». Затем он комментирует свою текущую работу: «Я написал еще три больших полотна. Это огромные участки кукурузы под беспокойным небом, и мне не пришлось изо всех сил стараться выразить печаль и крайнее одиночество. ." Но он добавляет: «Я совершенно уверен, что эти полотна расскажут вам то, что я не могу сказать словами, а именно, насколько здоровой и бодрящей я нахожу сельскую местность». [ 21 ]
В письме к матери и сестре, написанном примерно 12 июля, Ван Гог снова, кажется, находится в гораздо более позитивном настроении: «Я сам полностью поглощен этой огромной равниной с пшеничными полями до самых холмов, бескрайними, как океан, нежный желтый, нежный мягкий зеленый, нежный пурпурный цвет возделанной и заросшей сорняками земли, с равномерными крапинками зелени цветущих растений картофеля, и все это под небом нежных тонов синего, белого, розового и фиолетового. Я нахожусь в слишком спокойном настроении, именно в таком настроении, чтобы написать это». [ 23 ]
Тео признал, что Винсент испытывает проблемы. В письме от 22 июля 1890 года он писал: «Надеюсь, мой дорогой Винсент, что твое здоровье хорошее, и поскольку ты говоришь, что пишешь с трудом и не говоришь о своей работе, я немного боюсь, что Вас что-то беспокоит или что-то идет не так». Далее он предложил ему проконсультироваться со своим врачом Полем Гаше. [ 24 ]
23 июля Ван Гог написал своему брату, подчеркнув свое возобновление участия в живописи: «Я уделяю своим холстам все свое внимание. Я стараюсь писать так же, как некоторые художники, которых я очень любил и которыми восхищался... Возможно, вы взгляну на этот набросок сада Добиньи — это один из моих наиболее тщательно продуманных холстов. Добавляю эскиз некоторых старых соломенных крыш и эскизы двух холстов 30-го размера, изображающих обширные поля пшеницы после дождя. " [ 25 ]
Он вернулся к своим прежним корням и сюжетам и сделал множество изображений коттеджей.
Стрельба
[ редактировать ]Аделина Раву, [ 26 ] дочь трактирщика, которой в то время было всего 13 лет, ясно помнила события июля 1890 года. В отчете, написанном, когда ей было 76 лет, подкрепленном неоднократными напоминаниями ее отца, она объясняет, как 27 июля Ван Гог покинул гостиницу после завтрака. Когда он не вернулся к сумеркам, учитывая постоянные привычки художника, семья забеспокоилась. Наконец он прибыл после наступления темноты, вероятно, около 9 часов вечера, держась за живот. Мать Аделины спросила, есть ли проблема. Ван Гог с трудом начал отвечать: «Нет, но у меня есть…», поднимаясь по лестнице в свою комнату. Ее отцу показалось, что он слышит стоны, и он обнаружил Ван Гога, свернувшегося калачиком в постели. Когда он спросил, болен ли он, Ван Гог показал ему рану возле сердца, признавшись, что ночью он отправился на пшеничное поле, где недавно рисовал, и попытался покончить жизнь самоубийством, застрелившись.
Далее Аделина объясняет, как ее отец послал Антона Хиршига , также голландского художника, остановившегося в гостинице, предупредить местного врача, который, как оказалось, отсутствовал. Затем он посетил Гаше, друга и врача Ван Гога, который перевязал рану, но сразу же ушел, посчитав это безнадежным случаем. Ее отец и Хиршиг провели ночь у постели Ван Гога. Художник то курил, то стонал, но почти всю ночь молчал, время от времени задремывая. На следующее утро два жандарма посетили гостиницу и допросили Ван Гога о его попытке самоубийства. В ответ он просто ответил: «Мое тело принадлежит мне, и я волен делать с ним все, что хочу. Не обвиняйте никого, это я хотел покончить жизнь самоубийством». [ 27 ]
Как только в понедельник утром открылось почтовое отделение, отец Аделины отправил телеграмму брату Ван Гога Тео, который прибыл поездом во второй половине дня. Аделина Раву объясняет, как они вдвоем присматривали за Ван Гогом, который впал в кому и умер около часа ночи; [ 27 ] в его свидетельстве о смерти указано время смерти - 1:30 ночи. [ 28 ] В письме сестре Лис Тео рассказал о чувствах своего брата незадолго до смерти: «Он сам хотел умереть. Когда я сел у его постели и сказал, что мы постараемся вылечить его и что мы надеемся, что он тогда быть избавленным от такого рода отчаяния, он сказал: « La tristesse durera toujours » (Печаль будет длиться вечно). [ 29 ]
В своих мемуарах от декабря 1913 года жена Тео Джоанна сначала упоминает письмо мужа после того, как он подошел к постели Винсента: «Он был рад, что я пришел, и мы все время вместе... Бедняга, очень мало счастья выпало на его долю». его доля, и иллюзий у него не осталось. это», и его желание исполнилось. Несколько мгновений, и все было кончено. Он нашел покой, которого не мог найти на земле...» [ 28 ]
Эмиль Бернар , художник и друг Ван Гога, приехавший в Овер 30 июля на похороны, рассказывает немного другую историю, объясняя, что Ван Гог вышел в деревню в воскресенье вечером, «оставил мольберт возле стога сена и зашел за замок и выстрелил в себя из револьвера». Он рассказывает, как Ван Гог совершил эти действия сознательно и с абсолютной ясностью. Когда доктор Гаше сказал ему, что он все еще надеется спасти свою жизнь, Ван Гог ответил: «Тогда мне придется сделать это снова». [ 30 ]
Похороны
[ редактировать ]В дополнение к рассказу Аделины Раву в письме Эмиля Бернара Альберу Орье приводятся подробности похорон, которые состоялись во второй половине дня 30 июля 1890 года. Тело Ван Гога было положено в «комнате художника», где оно было окружено «ореол» его последних полотен и массы желтых цветов, включая георгины и подсолнухи. Перед гробом стояли его мольберт, складной табурет и кисти. Среди пришедших в зал были художники Люсьен Писсарро и Огюст Лозе . Гроб перенесли к катафалку в три часа. Компания поднялась на холм недалеко от Овера под палящим солнцем, Тео и еще несколько человек жалобно рыдали. Небольшое кладбище с новыми надгробиями находилось на небольшом холме над полями, созревшими для сбора урожая. Доктор Гаше, пытаясь сдержать слезы, пробормотал несколько похвальных слов, выразив свое восхищение «честным человеком и великим художником... у которого было только две цели: искусство и человечность». [ 27 ] [ 30 ]
Споры по поводу биографии Найфе и Смита
[ редактировать ]В 2011 году авторы Стивен Найфе и Грегори Уайт Смит опубликовали биографию « Ван Гог: Жизнь» , в которой они бросили вызов общепринятому мнению о смерти художника. В книге Найфе и Смит утверждают, что Ван Гог вряд ли покончил с собой, отмечая оптимистичный характер картин, которые он создал непосредственно перед своей смертью; более того, в частной переписке Ван Гог называл самоубийство греховным и аморальным . Авторы также задаются вопросом, как Ван Гог мог преодолеть расстояние в милю (около 2 км) между пшеничным полем и гостиницей после смертельного ранения в живот, как Ван Гог мог получить пистолет, несмотря на свое известное психическое здоровье. проблемы и почему рисовальное оборудование Ван Гога так и не было найдено полицией. [ 31 ]
Найфе и Смит разработали альтернативную гипотезу, согласно которой Ван Гог не покончил жизнь самоубийством, а скорее стал возможной жертвой случайного непредумышленного убийства или нечестной игры. [ 32 ] Найфе и Смит отмечают, что пуля вошла в живот Ван Гога под косым углом, а не прямо, как можно было бы ожидать от самоубийства. Они утверждают, что Ван Гог был знаком с мальчиками, которые, возможно, застрелили его, один из которых имел обыкновение носить ковбойский костюм, и пошел с ними выпить. Найфе сказала: «Итак, у вас есть пара подростков, у которых есть неисправное оружие, мальчик, который любит играть в ковбоев, и три человека, вероятно, каждый из которых слишком много выпил». Найфе пришел к выводу, что «случайное убийство» «гораздо более вероятно». [ 33 ] Авторы утверждают, что историк искусства Джон Ревальд посетил Овер в 1930-х годах и записал версию событий, которая широко распространена. Авторы предполагают, что после того, как Ван Гог был смертельно ранен, он приветствовал смерть и считал, что мальчики оказали ему услугу, отсюда и его широко цитируемое предсмертное замечание: «Не обвиняйте никого... это я хотел покончить с собой». [ 33 ]
16 октября 2011 года в выпуске телевизионного новостного журнала « 60 минут» был показан репортаж, исследующий разногласия в биографии Найфе и Смита. [ 31 ] Некоторое доверие к этой теории высказали эксперты по Ван Гогу, которые цитируют интервью с французским бизнесменом Рене Секретаном, записанное в 1956 году, в котором он признался, что мучил, но не стрелял, художника. Тем не менее, этот новый биографический отчет был встречен с некоторым скептицизмом. [ 34 ]
Скептика Джо Никелла также это не убедило, и он предложил альтернативные объяснения. [ 35 ] [ 36 ] В июльском номере журнала Burlington Magazine за 2013 г. [ 37 ] два специалиста-исследователя из Музея Ван Гога в Амстердаме, Луи ван Тилборг и Тейо Медендорп, выдвигают теорию о том, что на момент смерти Ван Гог находился в тревожном состоянии и находился под угрозой самоубийства. Они также представляют альтернативные объяснения теорий, представленных Найфе и Смитом. [ 38 ]
В 2014 году по просьбе Смита и Найфе главный судмедэксперт Винсент Ди Майо изучил судебно-медицинские доказательства убийства Ван Гога. Ди Майо отметил, что, чтобы выстрелить себе в левую часть живота, Ван Гогу пришлось бы держать пистолет под очень неудобным углом и что на его руках были бы ожоги от черного пороха , а также татуировки и другие следы на коже вокруг раны. ничего из этого не отмечено в современном отчете. Ди Майо сделал вывод, что
«По моему мнению, по всей медицинской вероятности, рана, нанесенная Ван Гогом, не была нанесена ему самим. Другими словами, он не застрелился». [ 39 ]
и на что Никелл ответил, не убедившись. Никелл подчеркнул, что ухудшение психического состояния Ван Гога сделало его более склонным к попыткам самоубийства и что неуклюжий характер оружия, вероятно, был вызван тем, что Ван Гог не знал, что делать. Кроме того, остатки пороха могли быть утеряны из-за того, что Ван Гог искал руками пистолет на земле. Он также заявил, что на Ди Майо, возможно, повлияли два биографа, которые пришли к его выводу, и что предвзятость подтверждения могла сыграть роль в мыслительном процессе троих мужчин. [ 40 ]
Фильм 2017 года «Любить Винсента» во многом основан на теории Смита и Найфе; это также аккаунт, представленный в фильме 2018 года « У ворот вечности» .
Подборка последних работ Ван Гога
[ редактировать ]Ван Гог был особенно продуктивен в последние несколько недель в Овере, написав более 70 картин, а также несколько рисунков и эскизов. Это пейзажи, портреты и натюрморты. Некоторые из них, кажется, отражают его растущее одиночество, в то время как многие другие своими яркими цветами передают более позитивный настрой. Письма, которые он написал за последние два месяца, дают значительную информацию о неустанном желании Ван Гога рисовать в сочетании с частыми периодами уныния.
-
Портрет доктора Гаше (июнь 1890 г.)
-
Ратуша Овера (14 июля 1890 г.)
-
Банк Уазы в Овере (июль 1890 г.)
-
Стога сена под дождливым небом (июль 1890 г.)
-
Пшеничные поля близ Овера (июнь 1890 г.)
-
Корни деревьев и стволы (июль 1890 г.)
-
Коттеджи с соломенной крышей у холма (незаконченный, июль 1890 г.)
-
Пейзаж в Овере под дождем (июль 1890 г.)
-
Церковь в Овер-сюр-Уаз (июнь 1890 г.)
-
Цветущие ветви акации (июнь 1890 г.)
-
Маргарита Гаше за фортепиано (июнь 1890 г.)
-
Сад в Овере (июль 1890 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное ок. 4-8 августа 1883 года в Гааге» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона, письмо номер 309.
- ^ Письма Винсента Ван Гога , Penguin Classics, перевод Арнольда Померанса, под редакцией Рональда де Леу, 1997, ISBN 978-0-140-44674-6
- ^ Найфе и Смит, стр. 711, 713.
- ^ Преподобный Саллес, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное 19 апреля 1889 года в Арле» , переведено и отредактировано Робертом Харрисоном.
- ^ Тео Ван Гог, «Письмо Винсенту Ван Гогу, написанное 2 мая 1889 года в Арле» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона, номер письма T6.
- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное около 10-15 мая 1889 года в Сен-Реми» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона, письмо номер 591. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Найфе и Смит, стр. 742-2.
- ^ Найфе и Смит, стр. 768-71, 795-8.
- ↑ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное около 15 марта 1890 года в Сен-Реми» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона, письмо номер 628. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Найфе и Смит, с. 820
- ^ Найфе и Смит, стр. 821-23.
- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное 4 мая 1890 года в Сен-Реми» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона, письмо номер 631.
- ↑ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное 21 мая 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона, письмо номер 636. Проверено 24 июля 2011 г.
- ↑ Винсент Ван Гог, Письмо своей матери, написанное 25 мая 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , переведено и отредактировано Робертом Харрисоном, письмо номер 639. Проверено 24 июля 2011 года.
- ^ Винсент Ван Гог. «Письмо Вильгельмине Ван Гогу, написанное 5 июня 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , переведено и отредактировано Робертом Харрисоном, номер письма W22. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное около 10 июня 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона, письмо номер 640. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо мистеру и миссис Жину, написанное около 12 июня 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо Полю Гогену, написанное около 17 июня 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , переведено и отредактировано Робертом Харрисоном, письмо номер 643.
- ↑ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное 2 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , переведено и отредактировано Робертом Харрисоном, письмо номер 646. Проверено 24 июля 2011 года.
- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное 10 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , переведено и отредактировано Робертом Харрисоном, письмо номер 648. Проверено 24 июля 2011 года.
- ↑ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное около 10 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , перевод Джоанны Ван Гог-Бонгер, под редакцией Роберта Харрисона, письмо номер 649. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Вальтер (2000) , 74.
- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо его матери и сестре, написанное около 10-14 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз» , переведено и отредактировано Робертом Харрисоном, письмо номер 650. Проверено 24 июля 2011 года.
- ^ Тео Ван Гог, «Письмо Винсенту Ван Гогу, написанное 22 июля 1890 года» , переведено и отредактировано Робертом Харрисоном. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Винсент Ван Гог, «Письмо Тео Ван Гогу, написанное 23 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз» . Переведено и отредактировано Робертом Харрисоном, письмо номер 651. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Анонимно (30 октября 2018 г.). «Аделина Раву» . Кливлендский художественный музей . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Аделина Раву, «Письмо к н/д, написанное в 1956 году в Овер-сюр-Уаз» . Переведено и отредактировано Робертом Харрисоном. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Винсент Ван Гог и Овер-сюр-Уаз» , www.tfsimon.com. Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Тео Ван Гог, «Письмо Элизабет Ван Гог, написанное 5 августа 1890 года в Париже» . Переведено и отредактировано Робертом Харрисоном. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Эмиль Бернар, «Письмо Альберту Орье, написанное 2 августа 1890 года в Париже» . Переведено и отредактировано Робертом Харрисоном. Проверено 25 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Бём, Майк (13 октября 2011 г.). Новая книга «60 минут» задается вопросом, действительно ли Ван Гог покончил с собой . Лос-Анджелес Таймс , 13 октября 2011 г.
- ^ Новые разоблачения о смерти Винсента Ван Гога , CBSNews.com, 13 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Гомпертц, Уилл (17 октября 2011 г.). «Ван Гог не покончил с собой, утверждают авторы» . Новости Би-би-си . Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Гомперт, Уилл (17 октября 2011 г.). «Заявление о смерти Ван Гога неубедительно» . Новости Би-би-си . Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Никелл, Джо (2012). «Убийство Винсента Ван Гога». Скептический исследователь . 36 (5). Комитет по скептическим расследованиям : 14–17.
- ^ «Скептический исследователь» . Pocketmags.com . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Берлингтон. «Предыдущий номер, июль 2013, № 1324 – Том 155» . burlington.org.uk . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Винсент Ван Гог покончил жизнь самоубийством или голландского художника убил знакомый? Ник Кларк, The Independent , 9 августа 2013 г.
- ^ Смит, Грегори Уайт; Найфе, Стивен (7 ноября 2014 г.). «Морская полиция: Прованс: Тайна Ван Гога» . Ярмарка тщеславия . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ Джо Никелл: Ван Гог «Убит» — снова . Центр расследований , 25 ноября 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ян Хульскер, Винсент и Тео Ван Гог: двойная биография , Fuller Publications, 1990, ISBN 0-940537-05-2 .
- Стивен Найфе и Грегори Уайт Смит: Ван Гог: Жизнь , Random House, 2011, 976 страниц. ISBN 978-0-375-50748-9
- Рональд Пикванс: Ван Гог в Сен-Реми и Овере (каталог выставки Метрополитен-музей), Нью-Йорк: Абрамс, 1986. ISBN 0-87099-477-8
- Вальтер, Инго (2000). Ван Гог . Одеколон: Сумки. ISBN 978-3-8228-6322-0 .
- Воутер Ван дер Вин, Аксель Ругер: Ван Гог в Овере: его последние дни , Monacelli Press, 2010, 304 страницы. ISBN 1-58093-301-7 .
- Богомила Уэлш-Овчарова: Ван Гог в Провансе и Овере , Вселенная, 2008, 320 с. ISBN 0-7893-9981-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Винсент Ван Гог и Овер-сюр-Уаз» с отчетом о последних неделях Ван Гога, его картинах из Овера и соответствующей переписке.