Буцентавр
Букентавр bew ( / b juː ˈ s ɛ n t ɔːr / - SEN -tor ; bucintoro на итальянском и венецианском языках ) был церемониальной баржей дожей Венеции . Его использовали каждый год в День Вознесения ( Festa della Sensa ) вплоть до 1798 года, чтобы вывести дожа в Адриатическое море для совершения « Морского бракосочетания » — церемонии, которая символически соединила Венецию с морем.
Ученые полагают, что было четыре крупных баржи, первый значительный буцентавр был построен в 1311 году. Последний и самый великолепный из исторических буцентавров совершил свое первое плавание в 1729 году во время правления дожа Альвизе III Себастьяно Мочениго . Изображенный на картинах Каналетто и Франческо Гварди корабль имел длину 35 м (115 футов) и высоту более 8 метров (26 футов). Двухпалубный плавучий дворец, главный салон которого вмещал 90 человек. Трон дожа находился на корме , а на носу носовой части корабля была фигура , изображающая Справедливость с мечом и весами. Баржу приводили в движение 168 гребцов, а для ее укомплектования требовалось еще 40 матросов.
Корабль был уничтожен в 1798 году по приказу Наполеона , что символизировало его победу при завоевании Венеции . В феврале 2008 года Fondazione Bucintoro объявил о проекте стоимостью 20 миллионов евро по восстановлению буцентавра 1729 года. Работы начались 15 марта 2008 года на и военно-морском доке «Арсенале» верфи .
Происхождение имени
[ редактировать ]Происхождение названия bucintoro неясно, но одна из возможностей заключается в том, что оно происходит от венецианского burcio , традиционного термина для судна в лагуне, и in oro , что означает «покрытый золотом». [1] С другой стороны, литератор Франческо Сансовино (1521–1586) предположил, основываясь на документах, датированных 1293 годом, что он был назван в честь более ранней лодки, построенной на Арсенале, верфи под названием navilium Duecentorum Hominum ( букв. « из двухсот военно-морских сил»). мужчины ' ). Также было высказано предположение, что судно было названо в честь корабля «Центавр», упоминал о котором Вергилий при описании погребальных обрядов, соблюдаемых Энеем в честь смерти своего отца; буцентавр был вдвое больше корабля, упомянутого в « Энеиде» . Название может также относиться к трубам и рожкам, на которых играли на борту. [2] Термин bucintoro был латинизирован в средние века как bucentaurus по аналогии с предполагаемым греческим словом βουκένταυρος ( boukentauros ), означающим «вол- кентавр », от βους ( bous , «бык») и κένταυρος ( kentauros , «кентавр»). баржи Распространено было предположение, что это название произошло от существа человека с головой быка, фигура которого служила номинальной головой . [3] Однако этот вывод является причудливым; слово βουκένταυρος неизвестно в греческой мифологии , [3] а изображения «подставного лица» буцентавров на самом деле изображают Льва Святого Марка . [4]
Название «букентавр», похоже, действительно давалось любым большим и роскошным венецианским судам. Дю Канж цитирует из хроники дожа Андреа Дандоло ( годы правления 1343–1354 ): « ... cum uno artificioso et solemni Bucentauro, super quo venit usque ad S. Clementem, quo jam pervenerat Principalior et Solemnior Bucentaurus cum consiliariis, и т. д. [...с хорошо сделанным и статным Буцентавром, на котором он прибыл в Сан-Клементе , куда уже прибыл более важный и более величественный Буцентавр со своими советниками и т. д ...]». [4]
Этот термин также использовался для описания роскошного транспортного судна 16-го века, построенного и украшенного в Модене, чтобы отпраздновать свадьбу Лукреции, дочери Эрколе II д'Эсте, герцога Феррары , с герцогом Урбино. [5]
Сосуды
[ редактировать ]До эпохи буцентавров, вероятно, для церемоний в Венецианской лагуне дожу просто выделяли небольшую галеру венецианского флота. Поскольку богатство Венеции росло благодаря ее военно-морской мощи, планировалось построить специальный корабль. Об этом свидетельствуют обещания - сакраментальные клятвы, произнесенные дожами при вступлении в должность - Реньеро Дзено в 1252 году, Лоренцо Тьеполо в 1268 году и Джованни Соранцо в 1312 году, в которых упоминается строительство буцентавра на верфи и военно-морском складе Арсенале. [6]
Букентавр 1311 года
[ редактировать ]Историки сходятся во мнении, что было построено четыре крупных баржи. [1] Хотя считается, что существовали и более ранние суда, bucentaur 1311 года считается первым значительным, поскольку 17 августа 1311 года в обещание было внесено изменение, в которое было добавлено заявление « « Quod Bucentaurus Domini ducis fiat per Dominium et teneatur in Arsenatu quod Bucentaurus Domini ducis fiat per Dominium et teneatur in Arsenatu » («Quod Bucentaurus Domini ducis fiat per Dominium et teneatur in Arsenatu» ( »). ... что для лорда-дожа должен быть создан Буцентавр для его правления и держаться в Арсенале»). Это был первый случай, когда венецианский закон предусматривал, что расходы на строительство буцентавра должны были покрываться за счет государственного бюджета. Двухъярусный (балдахин) с двумя секциями: одна из пурпурного буцентавр имел тимо бархата для дожа, другая из красного бархата для венецианской знати. Историк Марино Сануто Младший в своей работе De origine, situ et magistratibus urbis Venetae ( «О происхождении, месте и должностных лицах города Венеции ») также описал корабль как несущий скульптуру правосудия . [7]
Букентавр использовался не только для церемонии бракосочетания на море , но и для других государственных функций, таких как фестивали, посвященные Деве Марии и перенос недавно коронованных догаресс (жен дожей) во Дворец дожей . 6 мая 1401 года был принят закон, запрещавший дожу использовать буцентавра в личных целях. [8]
В документах упоминается о постройке еще одного буцентавра в 1449 году, большего размера, чем тот, что был в 1311 году, но об этом судне мало что известно. [7] Самое раннее известное изображение буцентавра появилось в Якопо де Барбари монументальной гравюре на дереве «Пьянта ди Венеция» ( «Карта Венеции» ), которая была опубликована в 1500 году. На этой работе буцентавр изображен на плаву в Арсенале без весел и украшений, за исключением большой деревянной скульптуры. Справедливости в носовой части. [6] Похожая иллюстрация была создана Андреа Вальвассоре между 1517 и 1525 годами. [7]
Букентавр 1526 года.
[ редактировать ]10 мая 1526 года Марино Сануто Младший записал, что «в День Вознесения serenissimo [ Самый Безмятежный - дож] отправился в новом бучинторо , чтобы жениться на море», добавив, что «это была прекрасная работа, больше и шире, чем другой». [6] Пропорции и богатое убранство этого «Буцентавра», построенного во времена правления дожа Андреа Гритти , стали образцом для последующих версий корабля. Он имел две палубы и 42 весла, был украшен фигурами львов и скульптурой Правосудия на носу (хранится в Музее военно-морской истории в Венеции). Подвижный тент судна снаружи был обтянут красной тканью, а внутри – синей тканью с золотыми звездами. [9]
Этот буцентавр часто упоминался в венецианских хрониках. Именно на корабле в июле 1574 года Генрих III Франции был доставлен с дожем по Большому каналу в Ка Фоскари , где он остановился во время своего визита в Венецию. Корабль также использовался для перевозки недавно коронованной Догарессы Морозины Морозини-Гримани во Дворец дожей 4 мая 1597 года. Это событие стало предметом многочисленных гравюр и картин Джакомо Франко, Андреа Вичентино , Себастьяна Вранкса и анонимных художников. [6] [10]
Букентавр 1606 года.
[ редактировать ]Несмотря на экономический и морской упадок Венеции, в 1601 году по приказу дожа Марино Гримани , [12] венецианский сенат постановил построить новый буцентавр стоимостью 70 000 дукатов ; хотя существующий еще находился в эксплуатации, эксперты сочли его слишком старым. Проектировщик нового корабля неизвестен, но он был выбран из числа наиболее квалифицированных марангони (корабельных плотников) Арсенала. [6] Работой руководил Марко Антонио Меммо, супрапровведитор (надзиратель провведитора ) Арсенала. [12] Новое судно было одобрено и высоко оценено всеми во время его первого плавания на Лидо с новоизбранным дожем Леонардо Донато в день Вознесения 10 мая 1606 года. [6]
Третья баржа была построена по образцу своих предшественниц, а в ее декорировании повлияли формы позднего Возрождения . Современные иллюстрации показывают, что стороны буцентавра были покрыты мифическими фигурами сирен, едущих на морских коньках, а лоджии поддерживались изогнутыми дельфинами среди переплетенных гирлянд и завитков, принявших форму чудовищных гидр, простирающихся от концов двух луковых шпор. Когда-то считалось, что большинство деревянных скульптур, в том числе большая скульптура Марса , два льва Святого Марка, расположенные по обе стороны кормы , и номинальная глава Справедливости (одетая в одежду, изготовленную монастырем Сан-Даниэле), [12] были работой известного венецианского скульптора Алессандро Виттории , но исследования выявили имена братьев Агостино и Маркантонио Ванини из Бассано, которых хвалили как «авторов резных фигурок дивной красоты». [6] После более чем столетней службы в 1719 году было принято решение о сносе корабля. [6]
Букентавр 1727 года.
[ редактировать ]Последний и самый великолепный из исторических буцентавров был заказан Сенатом в 1719 году. [13] а строительство его началось в Арсенале в 1722 году. [6] Корабль спроектировал Микеле Стефано Конти. [14] протомаджистро деи марангони (главный мастер корабельных плотников). Работа по деревянной скульптуре была поручена Антонио Коррадини , о чём свидетельствовала фраза « Antonii Coradinisculptoris Inventum » («изобретение скульптора Антонио Коррадини»), вписанная возле луковой пальметты . Он был признанным скульптором, уже работавшим над заказами в Австрии, Богемии и Саксонии . Позолотой из чистого сусального золота занимался Зуанне Д'Адамо. Некоторые украшения и скульптуры корабля 1606 года, в том числе скульптура Марса и двух львов Святого Марка, были спасены и использованы повторно. [6] Судно имело длину 35 м (115 футов) и высоту более 8 метров (26 футов). Двухпалубный плавучий дворец, главный салон которого был покрыт красным бархатом, имел 48 окон, расположенных в огромном балдахине или навесе с искусной резьбой, и вмещал располагался 90 человек. Трон дожа находился на корме, а на носу традиционная фигура, олицетворяющая Справедливость с мечом и весами. Баржу приводили в движение 168 гребцов, гребли группами по четыре человека на 42 веслах длиной 11 метров (36 футов) каждое; для его укомплектования потребовалось еще 40 матросов. [1] В команду корабля отбирались только самые красивые и крепкие юноши «Арсенала». [2] Новый буцентавр дебютировал в День Вознесения 1729 года во время правления дожа Альвизе III Себастьяно Мочениго . Событие было официально зарегистрировано, а великолепие судна восхвалялось в сонетах и публикациях, таких как книга Антонио Марии Луккини под названием La Nuova regia su l'acque nel Bucintoro nuovamente eretto all'annua solenne funzione del giorno dell'Ascensione di Nostro Signore ( Новый дворец на водах новопостроенного Буцентавра на ежегодном торжественном мероприятии в день Вознесения Господня , 1751 г.). [6] [15]
Немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете в своей работе Italienische Reise (« Путешествие по Италии , 1816–1817»), которая представляла собой отчет о его путешествиях по Италии между 1786 и 1787 годами, описал буцентавра 5 октября 1786 года в таких терминах:
Чтобы выразить концепцию «Буцентавра» одним словом, я называю его великолепной галерой. Старая, изображения которой до сих пор сохранились, оправдывает это название даже больше, чем нынешняя, которая своим великолепием закрывает нам глаза на свое происхождение. ...
Я всегда возвращаюсь к своим старым привычкам. Если художнику дать реальный объект, он сможет добиться чего-то реального. Здесь ему было поручено сформировать галеру, которая была бы достойна нести глав Республики в самый торжественный день к таинству их традиционного морского суверенитета, и эта задача была выполнена превосходно. Корабль целиком декоративен, так что нельзя сказать: перегружен украшениями, сплошь позолоченной резьбой, никакой другой пользы, настоящая дароносица, способная весьма пышно демонстрировать свои головы народу. Мы знаем, что народ, как он любит украшать свои шапки, так и хочет видеть своего начальство пышным и хорошо одетым. Этот великолепный корабль представляет собой настоящий экспонат, из которого можно увидеть, кем были венецианцы и кем они себя считали. [16]
[Чтобы выразить концепцию Буцентавра одним словом, я называю его Прахтгалере [великолепная галера]. Старая, иллюстрации которой у нас до сих пор имеются, оправдывает это обозначение даже больше, чем нынешняя, поскольку нас ослепляет яркость ее происхождения. ...
Я всегда возвращаюсь к своей старой теме. Если художнику дан подлинный предмет, то он сможет добиться чего-то подлинного. Здесь на него была возложена обязанность построить галеру, достойную перевезти глав Республики в самый торжественный день для освящения их традиционного владычества над морем, и эта задача выполнена превосходно. Корабль сам по себе является украшением; поэтому нельзя сказать, что он перегружен орнаментами, а только массой позолоченной резьбы, в противном случае бесполезной. На самом деле это чудовище , призванное показать людям, что их лидеры действительно замечательные. Тем не менее, мы знаем одно: люди, любящие украшать свои шляпы, тоже хотят видеть своих лучших в пышности и наряженных. Этот грандиозный корабль представляет собой настоящий инвентарь и показывает, какими были и какими себя возомнили венецианцы.]
В 1798 году Наполеон приказал разрушить этот буцентавр не столько ради его золотых украшений, сколько в качестве политического жеста, символизирующего его победу в завоевании города . [17] Французские солдаты разломали резные деревянные части и золотые украшения корабля на мелкие кусочки, отвезли их на остров Сан-Джорджо-Маджоре и подожгли, чтобы вернуть золото. [2] Корабль горел три дня, и французские солдаты увезли его золото на 400 мулах. [17] Декоративные элементы судна, уцелевшего от огня, сохранились в Museo Civico Correr в Венеции, а в Арсенале имеется подробная масштабная модель судна. Корпус , уцелел и, переименованный в « Прама Гидра» и вооруженный четырьмя пушками, был размещен в устье порта Лидо где служил береговой батареей . [2] [13] Впоследствии корабль был возвращен Арсеналу и использовался как корабль-тюрьма. [18] [19] пока он не был полностью разрушен в 1824 году. [13] Адмирал Амилькаре Паулуччи поручил инженеру Джованни Казони изготовить модель Буцентавра 1727 года в масштабе 1:10, прежде чем он был уничтожен. В настоящее время модель хранится в Музее военно-морской истории в Венеции. [13]
Церемония бракосочетания на море
[ редактировать ]«Свадьба на Адриатике», или, точнее, «Свадьба на море» (по-итальянски Sposalizio del Mare ), была церемонией, символизирующей морское владычество Венеции. Церемония, установленная около 1000 года в ознаменование Пьетро II Орсеоло завоевания Далмации дожем , первоначально была церемонией мольбы и умиротворения. День Вознесения был выбран в качестве дня, в который дож отправился в свою экспедицию. Форма, которую оно приняло, представляла собой торжественную процессию лодок во главе с нефом (кораблем) дожа, с 1311 года «Буцентавр» , выходившим в море из порта Венеции Лидо .
Современная реконструкция
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( февраль 2020 г. ) |
В феврале 2008 года было объявлено о планах восстановить разрушенный в 1798 году буцентавр. Более 200 судостроителей, резчиков по дереву и ювелиров приступили к работе 15 марта 2008 года в Арсенале. [17] Итальянская пресса сообщила, что строительство буцентавра займет два года. Однако полковник Джорджио Патерно, глава Fondazione Bucintoro, стоящего за проектом стоимостью 20 миллионов евро , заявил в марте 2008 года, что «[мы] построим его настолько быстро, насколько сможем, но мы не торопимся». [18] Предполагается, что в проекте будут использованы традиционные технологии судостроения. [18] и оригинальные материалы, в том числе древесину лиственницы и ели , и воспроизведут золотые украшения. Фонд поддерживается бизнесменами регионов Венето и Ломбардия , но он также обратился к президенту Франции Николя Саркози с просьбой внести финансовый вклад в качестве жеста доброй воли, чтобы компенсировать «вандализм» Наполеона в отношении судна 1729 года. [1]
Fondazione Bucintoro надеялся, что судно станет «самым посещаемым плавучим музеем в мире», но также рассматривал проект как средство «помочь Венеции вернуть былую славу и старый дух». По словам Патерно, «захваченный столькими миллионами туристов, город рискует потерять свою идентичность, потерять культурную связь со своей собственной историей. Недостаточно жить в будущем, городу необходимо соединиться со своим славным прошлым и помнить о нем». [18] По состоянию на 2024 год никаких новостей о запланированной реконструкции судна не публиковалось, что заставило многих поверить в то, что проект был заброшен.
См. также
[ редактировать ]- История Венецианской Республики
- Италия в средние века
- Дож на Бучинторо возле Рива-ди-Сант-Элена , холст, масло, Франческо Гварди.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Ричард Оуэн (23 февраля 2008 г.), «Николя Саркози призвал заплатить за «вандализм» Наполеона в отношении золотой баржи» , The Times , Лондон .
- ^ Перейти обратно: а б с д Bucintoro , Comitato Festa della Sensa, заархивировано из оригинала 17 февраля 2012 года , получено 30 сентября 2008 года .
- ^ Перейти обратно: а б «bucentaur», OED Online (2-е изд.), Оксфорд: Oxford University Press , 1989 , получено 7 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. .
- ^ Тирабоски, Джироламо (1786). Новости отечественных художников, скульпторов, граверов и архитекторов государств Светлейшего Лорда Герцога Модены . Модена: В типографии. стр. 102 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Уоррен Макманус (перевод), History of the Bucentaurs , Gioielleria Dogale, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 г. , получено 28 февраля 2008 г. , перевод отрывка из GB Рубин де Сервин (1985), Венецианский флот: корабли и лодки Венецианской республики , Милан: Automobilia, ISBN 88-85058-63-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с La storia del Bucintoro: Bucintoro del 1311 [История Буцентавра: Буцентавр 1311 года] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 г. , получено 29 февраля 2008 г. (на итальянском языке).
- ^ La storia del Bucintoro [История Буцентавра] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 20 июня 2008 г. , получено 29 февраля 2008 г. (на итальянском языке).
- ^ La storia del Bucintoro: Bucintoro del 1526 [История Буцентавра: Буцентавр 1526 года] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 г. , получено 1 марта 2008 г. (на итальянском языке).
- ↑ Макманус, «История буцентавров», заархивированная 19 июня 2008 года в Wayback Machine , утверждает, что это событие произошло 4 мая 1497 года. Похоже, это ошибка, поскольку Догаресса Морозина Морозини-Гримани жила с 1545 по 21 января 1614 года, и была коронована официальной супругой в 1597 году после избрания ее мужа Марино Гримани дожем в 1595 году.
- ^ Джакомо Франко (ок. 1609), Habiti d'hvomeni et donne venetiane: con la Processione della ser[enissi]ma Signoria et altri particolari cioè trionfi feste cerimonie pvbliche della nobilissima città di Venetia [Платье венецианских мужчин и женщин: с процессией губернаторов Светлейшей Республики [т. е. Венеции] и другие подробности, то есть триумфальные въезды, праздники и [и] публичные церемонии Благороднейшего города Венеции] , [Венеция]: Forma in Frezaria al sol [ [по] Форме в [переулке под названием] Фрезария у [знака] солнца] (итал.) (см. также фронтиспис и стр. 14, 26, 32, 44, 84 и 118 книги).
- ^ Перейти обратно: а б с La storia del Bucintoro: Bucintoro del 1606 [История Буцентавра: Буцентавр 1606 года] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 года , получено 1 марта 2008 года (на итальянском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д La storia del Bucintoro: Bucintoro del 1727 [История Буцентавра: Буцентавр 1727 года] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 17 мая 2008 г. , получено 2 марта 2008 г. (на итальянском языке).
- ^ Не путать со Стефано Конти, покровителем Каналетто , . который несколько раз рисовал буцентавра: см Фрэнсис Хаскелл (сентябрь 1956 г.), «Стефано Конти, покровитель Каналетто и других», The Burlington Magazine , 98 (642): 296–301, n. 3 .
- ^ Антонио Мария Луккини (1751 г.), Новая Регия на водах Бучинторо, недавно построенная для ежегодного торжественного мероприятия в день Вознесения Господня и т. д. , Венеция: [sn] (итальянский). Отрывок из произведения выглядит так: Антонио Мария Лукини: Новое направление на воде в недавно построенном Бучинторо (PDF) , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2011 г. , получено 6 апреля 2008 г. (на итальянском языке).
- ^ Иоганн Вольфганг фон Гете (ноябрь 2000 г.), Пуллен, Михаэль (редактор), Путешествие по Италии [Путешествие по Италии, Etext # 2404] , Шампейн, Иллинойс: Проект Гутенберг (немецкий).
- ^ Перейти обратно: а б с Малкольм Мур (26 февраля 2008 г.) [23 февраля 2008 г.], «Золотая баржа, чтобы воскресить прошлое Венеции» , The Daily Telegraph .
- ^ Перейти обратно: а б с д Питер Пофэм (27 марта 2008 г.), «Лодка венецианской мечты: Корабль дураков снова плывет» , The Independent .
- ^ О восстановлении Бучинторо , Fugitive Ink [блог], 29 февраля 2008 г. , получено 26 марта 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Bucintoro , Comitato Festa della Sensa, заархивировано из оригинала 17 февраля 2012 года , получено 30 сентября 2008 года .
- Макманус, Уоррен (перевод), History of the Bucentaurs , Gioielleria Dogale, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 г. , получено 28 февраля 2008 г. Перевод отрывка из GB Рубин де Сервин (1985), Венецианский флот: корабли и лодки Венецианской республики , Милан: Automobilia, ISBN 88-85058-63-9 .
- Официальный сайт Fondazione Bucintoro . Проверено 29 февраля 2008 г.
- Пофам, Питер (27 марта 2008 г.), «Лодка венецианской мечты: Корабль дураков снова плывет» , The Independent .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Статьи
[ редактировать ]- Франко, Джакомо ( ок. 1609 г.), [Иллюстрация из Habiti d'huomeni et donne venetiane [ Платье венецианских мужчин и женщин ]] в Уильям Т. Гастингс [ и др. ], изд. (1964), «Буцентавр, государственный корабль дожа в сопровождении гондол, галер и парусных судов [иллюстрация]», Shakespeare Quarterly , 15 (1/Winter): 66, doi : 10.1093/sq/15.1.66 , JSTOR 2867958 .
- О восстановлении Бучинторо , Fugitive Ink [блог], 29 февраля 2008 г. , получено 26 марта 2008 г.
Книги
[ редактировать ]- Il Bucintoro di Venezia [Венецианский Букентавр] , Венеция: [sn], 1837 (итальянский и французский).
- Луккини, Антонио Мария (1751 г.), Новое направление на водах Бучинторо, вновь посвященное ежегодному торжественному действу в день Вознесения Господня и др. [Новый дворец на водах недавно построенного Буцентавра на ежегодном торжественном мероприятии в День Вознесения Господня и т. д.] , Венеция: [sn] (итальянский).
Лина Урбан - Il Bucintoro - Centro Internazionale Grafica Veneziana, Венеция, 1988: (итальянский)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Буцентавром, на Викискладе?