Jump to content

Буцентавр

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Дож на Бучинторо возле Рива-ди-Сант-Элена ( ок. 1766–70), автор Франческо Гварди .
Анонимная миниатюра « монастырь милосердия» век. Дож Себастьяно Зиани, выходящий из Буцентавра в , 16

Букентавр bew ( / b juː ˈ s ɛ n t ɔːr / - SEN -tor ; bucintoro на итальянском и венецианском языках ) был церемониальной баржей дожей Венеции . Его использовали каждый год в День Вознесения ( Festa della Sensa ) вплоть до 1798 года, чтобы вывести дожа в Адриатическое море для совершения « Морского бракосочетания » — церемонии, которая символически соединила Венецию с морем.

Ученые полагают, что было четыре крупных баржи, первый значительный буцентавр был построен в 1311 году. Последний и самый великолепный из исторических буцентавров совершил свое первое плавание в 1729 году во время правления дожа Альвизе III Себастьяно Мочениго . Изображенный на картинах Каналетто и Франческо Гварди корабль имел длину 35 м (115 футов) и высоту более 8 метров (26 футов). Двухпалубный плавучий дворец, главный салон которого вмещал 90 человек. Трон дожа находился на корме , а на носу носовой части корабля была фигура , изображающая Справедливость с мечом и весами. Баржу приводили в движение 168 гребцов, а для ее укомплектования требовалось еще 40 матросов.

Корабль был уничтожен в 1798 году по приказу Наполеона , что символизировало его победу при завоевании Венеции . В феврале 2008 года Fondazione Bucintoro объявил о проекте стоимостью 20 миллионов евро по восстановлению буцентавра 1729 года. Работы начались 15 марта 2008 года на и военно-морском доке «Арсенале» верфи .

Происхождение имени

[ редактировать ]

Происхождение названия bucintoro неясно, но одна из возможностей заключается в том, что оно происходит от венецианского burcio , традиционного термина для судна в лагуне, и in oro , что означает «покрытый золотом». [1] С другой стороны, литератор Франческо Сансовино (1521–1586) предположил, основываясь на документах, датированных 1293 годом, что он был назван в честь более ранней лодки, построенной на Арсенале, верфи под названием navilium Duecentorum Hominum ( букв. « из двухсот военно-морских сил»). мужчины ' ). Также было высказано предположение, что судно было названо в честь корабля «Центавр», упоминал о котором Вергилий при описании погребальных обрядов, соблюдаемых Энеем в честь смерти своего отца; буцентавр был вдвое больше корабля, упомянутого в « Энеиде» . Название может также относиться к трубам и рожкам, на которых играли на борту. [2] Термин bucintoro был латинизирован в средние века как bucentaurus по аналогии с предполагаемым греческим словом βουκένταυρος ( boukentauros ), означающим «вол- кентавр », от βους ( bous , «бык») и κένταυρος ( kentauros , «кентавр»). баржи Распространено было предположение, что это название произошло от существа человека с головой быка, фигура которого служила номинальной головой . [3] Однако этот вывод является причудливым; слово βουκένταυρος неизвестно в греческой мифологии , [3] а изображения «подставного лица» буцентавров на самом деле изображают Льва Святого Марка . [4]

Название «букентавр», похоже, действительно давалось любым большим и роскошным венецианским судам. Дю Канж цитирует из хроники дожа Андреа Дандоло ( годы правления 1343–1354 ): « ... cum uno artificioso et solemni Bucentauro, super quo venit usque ad S. Clementem, quo jam pervenerat Principalior et Solemnior Bucentaurus cum consiliariis, и т. д. [...с хорошо сделанным и статным Буцентавром, на котором он прибыл в Сан-Клементе , куда уже прибыл более важный и более величественный Буцентавр со своими советниками и т. д ...]». [4]

Самое раннее известное изображение буцентавра из Якопо де Барбари » « Пьянты Венеции ( Карта Венеции , 1500 г.).

Этот термин также использовался для описания роскошного транспортного судна 16-го века, построенного и украшенного в Модене, чтобы отпраздновать свадьбу Лукреции, дочери Эрколе II д'Эсте, герцога Феррары , с герцогом Урбино. [5]

До эпохи буцентавров, вероятно, для церемоний в Венецианской лагуне дожу просто выделяли небольшую галеру венецианского флота. Поскольку богатство Венеции росло благодаря ее военно-морской мощи, планировалось построить специальный корабль. Об этом свидетельствуют обещания - сакраментальные клятвы, произнесенные дожами при вступлении в должность - Реньеро Дзено в 1252 году, Лоренцо Тьеполо в 1268 году и Джованни Соранцо в 1312 году, в которых упоминается строительство буцентавра на верфи и военно-морском складе Арсенале. [6]

Букентавр 1311 года

[ редактировать ]

Историки сходятся во мнении, что было построено четыре крупных баржи. [1] Хотя считается, что существовали и более ранние суда, bucentaur 1311 года считается первым значительным, поскольку 17 августа 1311 года в обещание было внесено изменение, в которое было добавлено заявление « « Quod Bucentaurus Domini ducis fiat per Dominium et teneatur in Arsenatu quod Bucentaurus Domini ducis fiat per Dominium et teneatur in Arsenatu » («Quod Bucentaurus Domini ducis fiat per Dominium et teneatur in Arsenatu» ( »). ... что для лорда-дожа должен быть создан Буцентавр для его правления и держаться в Арсенале»). Это был первый случай, когда венецианский закон предусматривал, что расходы на строительство буцентавра должны были покрываться за счет государственного бюджета. Двухъярусный (балдахин) с двумя секциями: одна из пурпурного буцентавр имел тимо бархата для дожа, другая из красного бархата для венецианской знати. Историк Марино Сануто Младший в своей работе De origine, situ et magistratibus urbis Venetae ( «О происхождении, месте и должностных лицах города Венеции ») также описал корабль как несущий скульптуру правосудия . [7]

Букентавр использовался не только для церемонии бракосочетания на море , но и для других государственных функций, таких как фестивали, посвященные Деве Марии и перенос недавно коронованных догаресс (жен дожей) во Дворец дожей . 6 мая 1401 года был принят закон, запрещавший дожу использовать буцентавра в личных целях. [8]

В документах упоминается о постройке еще одного буцентавра в 1449 году, большего размера, чем тот, что был в 1311 году, но об этом судне мало что известно. [7] Самое раннее известное изображение буцентавра появилось в Якопо де Барбари монументальной гравюре на дереве «Пьянта ди Венеция» ( «Карта Венеции» ), которая была опубликована в 1500 году. На этой работе буцентавр изображен на плаву в Арсенале без весел и украшений, за исключением большой деревянной скульптуры. Справедливости в носовой части. [6] Похожая иллюстрация была создана Андреа Вальвассоре между 1517 и 1525 годами. [7]

Букентавр 1526 года.

[ редактировать ]

10 мая 1526 года Марино Сануто Младший записал, что «в День Вознесения serenissimo [ Самый Безмятежный - дож] отправился в новом бучинторо , чтобы жениться на море», добавив, что «это была прекрасная работа, больше и шире, чем другой». [6] Пропорции и богатое убранство этого «Буцентавра», построенного во времена правления дожа Андреа Гритти , стали образцом для последующих версий корабля. Он имел две палубы и 42 весла, был украшен фигурами львов и скульптурой Правосудия на носу (хранится в Музее военно-морской истории в Венеции). Подвижный тент судна снаружи был обтянут красной тканью, а внутри – синей тканью с золотыми звездами. [9]

Этот буцентавр часто упоминался в венецианских хрониках. Именно на корабле в июле 1574 года Генрих III Франции был доставлен с дожем по Большому каналу в Ка Фоскари , где он остановился во время своего визита в Венецию. Корабль также использовался для перевозки недавно коронованной Догарессы Морозины Морозини-Гримани во Дворец дожей 4 мая 1597 года. Это событие стало предметом многочисленных гравюр и картин Джакомо Франко, Андреа Вичентино , Себастьяна Вранкса и анонимных художников. [6] [10]

Себастьяна Вранкса ( Trionfo sul Bucintoro in Bacino San Marco di Morosina Morosini Grimani Триумфальный въезд Морозины Морозини-Гримани на Буцентавре в бассейн Святого Марка , 17 век)

Букентавр 1606 года.

[ редактировать ]
Букентавр из из Шекспировской библиотеки Фолджера. копии произведения Джакомо Франко Habiti d'hvomeni et donne venetiane ( «Платье венецианских мужчин и женщин» , 1609?) [11]

Несмотря на экономический и морской упадок Венеции, в 1601 году по приказу дожа Марино Гримани , [12] венецианский сенат постановил построить новый буцентавр стоимостью 70 000 дукатов ; хотя существующий еще находился в эксплуатации, эксперты сочли его слишком старым. Проектировщик нового корабля неизвестен, но он был выбран из числа наиболее квалифицированных марангони (корабельных плотников) Арсенала. [6] Работой руководил Марко Антонио Меммо, супрапровведитор (надзиратель провведитора ) Арсенала. [12] Новое судно было одобрено и высоко оценено всеми во время его первого плавания на Лидо с новоизбранным дожем Леонардо Донато в день Вознесения 10 мая 1606 года. [6]

Третья баржа была построена по образцу своих предшественниц, а в ее декорировании повлияли формы позднего Возрождения . Современные иллюстрации показывают, что стороны буцентавра были покрыты мифическими фигурами сирен, едущих на морских коньках, а лоджии поддерживались изогнутыми дельфинами среди переплетенных гирлянд и завитков, принявших форму чудовищных гидр, простирающихся от концов двух луковых шпор. Когда-то считалось, что большинство деревянных скульптур, в том числе большая скульптура Марса , два льва Святого Марка, расположенные по обе стороны кормы , и номинальная глава Справедливости (одетая в одежду, изготовленную монастырем Сан-Даниэле), [12] были работой известного венецианского скульптора Алессандро Виттории , но исследования выявили имена братьев Агостино и Маркантонио Ванини из Бассано, которых хвалили как «авторов резных фигурок дивной красоты». [6] После более чем столетней службы в 1719 году было принято решение о сносе корабля. [6]

буцентавра Модель номинальной головы в Музее военно-морской истории в Венеции.

Букентавр 1727 года.

[ редактировать ]

Последний и самый великолепный из исторических буцентавров был заказан Сенатом в 1719 году. [13] а строительство его началось в Арсенале в 1722 году. [6] Корабль спроектировал Микеле Стефано Конти. [14] протомаджистро деи марангони (главный мастер корабельных плотников). Работа по деревянной скульптуре была поручена Антонио Коррадини , о чём свидетельствовала фраза « Antonii Coradinisculptoris Inventum » («изобретение скульптора Антонио Коррадини»), вписанная возле луковой пальметты . Он был признанным скульптором, уже работавшим над заказами в Австрии, Богемии и Саксонии . Позолотой из чистого сусального золота занимался Зуанне Д'Адамо. Некоторые украшения и скульптуры корабля 1606 года, в том числе скульптура Марса и двух львов Святого Марка, были спасены и использованы повторно. [6] Судно имело длину 35 м (115 футов) и высоту более 8 метров (26 футов). Двухпалубный плавучий дворец, главный салон которого был покрыт красным бархатом, имел 48 окон, расположенных в огромном балдахине или навесе с искусной резьбой, и вмещал располагался 90 человек. Трон дожа находился на корме, а на носу традиционная фигура, олицетворяющая Справедливость с мечом и весами. Баржу приводили в движение 168 гребцов, гребли группами по четыре человека на 42 веслах длиной 11 метров (36 футов) каждое; для его укомплектования потребовалось еще 40 матросов. [1] В команду корабля отбирались только самые красивые и крепкие юноши «Арсенала». [2] Новый буцентавр дебютировал в День Вознесения 1729 года во время правления дожа Альвизе III Себастьяно Мочениго . Событие было официально зарегистрировано, а великолепие судна восхвалялось в сонетах и ​​публикациях, таких как книга Антонио Марии Луккини под названием La Nuova regia su l'acque nel Bucintoro nuovamente eretto all'annua solenne funzione del giorno dell'Ascensione di Nostro Signore ( Новый дворец на водах новопостроенного Буцентавра на ежегодном торжественном мероприятии в день Вознесения Господня , 1751 г.). [6] [15]

Немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете в своей работе Italienische Reise Путешествие по Италии , 1816–1817»), которая представляла собой отчет о его путешествиях по Италии между 1786 и 1787 годами, описал буцентавра 5 октября 1786 года в таких терминах:

Чтобы выразить концепцию «Буцентавра» одним словом, я называю его великолепной галерой. Старая, изображения которой до сих пор сохранились, оправдывает это название даже больше, чем нынешняя, которая своим великолепием закрывает нам глаза на свое происхождение. ...

Я всегда возвращаюсь к своим старым привычкам. Если художнику дать реальный объект, он сможет добиться чего-то реального. Здесь ему было поручено сформировать галеру, которая была бы достойна нести глав Республики в самый торжественный день к таинству их традиционного морского суверенитета, и эта задача была выполнена превосходно. Корабль целиком декоративен, так что нельзя сказать: перегружен украшениями, сплошь позолоченной резьбой, никакой другой пользы, настоящая дароносица, способная весьма пышно демонстрировать свои головы народу. Мы знаем, что народ, как он любит украшать свои шапки, так и хочет видеть своего начальство пышным и хорошо одетым. Этот великолепный корабль представляет собой настоящий экспонат, из которого можно увидеть, кем были венецианцы и кем они себя считали. [16]

[Чтобы выразить концепцию Буцентавра одним словом, я называю его Прахтгалере [великолепная галера]. Старая, иллюстрации которой у нас до сих пор имеются, оправдывает это обозначение даже больше, чем нынешняя, поскольку нас ослепляет яркость ее происхождения. ...

Я всегда возвращаюсь к своей старой теме. Если художнику дан подлинный предмет, то он сможет добиться чего-то подлинного. Здесь на него была возложена обязанность построить галеру, достойную перевезти глав Республики в самый торжественный день для освящения их традиционного владычества над морем, и эта задача выполнена превосходно. Корабль сам по себе является украшением; поэтому нельзя сказать, что он перегружен орнаментами, а только массой позолоченной резьбы, в противном случае бесполезной. На самом деле это чудовище , призванное показать людям, что их лидеры действительно замечательные. Тем не менее, мы знаем одно: люди, любящие украшать свои шляпы, тоже хотят видеть своих лучших в пышности и наряженных. Этот грандиозный корабль представляет собой настоящий инвентарь и показывает, какими были и какими себя возомнили венецианцы.]

В 1798 году Наполеон приказал разрушить этот буцентавр не столько ради его золотых украшений, сколько в качестве политического жеста, символизирующего его победу в завоевании города . [17] Французские солдаты разломали резные деревянные части и золотые украшения корабля на мелкие кусочки, отвезли их на остров Сан-Джорджо-Маджоре и подожгли, чтобы вернуть золото. [2] Корабль горел три дня, и французские солдаты увезли его золото на 400 мулах. [17] Декоративные элементы судна, уцелевшего от огня, сохранились в Museo Civico Correr в Венеции, а в Арсенале имеется подробная масштабная модель судна. Корпус , уцелел и, переименованный в « Прама Гидра» и вооруженный четырьмя пушками, был размещен в устье порта Лидо где служил береговой батареей . [2] [13] Впоследствии корабль был возвращен Арсеналу и использовался как корабль-тюрьма. [18] [19] пока он не был полностью разрушен в 1824 году. [13] Адмирал Амилькаре Паулуччи поручил инженеру Джованни Казони изготовить модель Буцентавра 1727 года в масштабе 1:10, прежде чем он был уничтожен. В настоящее время модель хранится в Музее военно-морской истории в Венеции. [13]

Церемония бракосочетания на море

[ редактировать ]
Возвращение Буцентавра на Моло в День Вознесения (1730 г.), Каналетто

«Свадьба на Адриатике», или, точнее, «Свадьба на море» (по-итальянски Sposalizio del Mare ), была церемонией, символизирующей морское владычество Венеции. Церемония, установленная около 1000 года в ознаменование Пьетро II Орсеоло завоевания Далмации дожем , первоначально была церемонией мольбы и умиротворения. День Вознесения был выбран в качестве дня, в который дож отправился в свою экспедицию. Форма, которую оно приняло, представляла собой торжественную процессию лодок во главе с нефом (кораблем) дожа, с 1311 года «Буцентавр» , выходившим в море из порта Венеции Лидо .

Современная реконструкция

[ редактировать ]

В феврале 2008 года было объявлено о планах восстановить разрушенный в 1798 году буцентавр. Более 200 судостроителей, резчиков по дереву и ювелиров приступили к работе 15 марта 2008 года в Арсенале. [17] Итальянская пресса сообщила, что строительство буцентавра займет два года. Однако полковник Джорджио Патерно, глава Fondazione Bucintoro, стоящего за проектом стоимостью 20 миллионов евро , заявил в марте 2008 года, что «[мы] построим его настолько быстро, насколько сможем, но мы не торопимся». [18] Предполагается, что в проекте будут использованы традиционные технологии судостроения. [18] и оригинальные материалы, в том числе древесину лиственницы и ели , и воспроизведут золотые украшения. Фонд поддерживается бизнесменами регионов Венето и Ломбардия , но он также обратился к президенту Франции Николя Саркози с просьбой внести финансовый вклад в качестве жеста доброй воли, чтобы компенсировать «вандализм» Наполеона в отношении судна 1729 года. [1]

Fondazione Bucintoro надеялся, что судно станет «самым посещаемым плавучим музеем в мире», но также рассматривал проект как средство «помочь Венеции вернуть былую славу и старый дух». По словам Патерно, «захваченный столькими миллионами туристов, город рискует потерять свою идентичность, потерять культурную связь со своей собственной историей. Недостаточно жить в будущем, городу необходимо соединиться со своим славным прошлым и помнить о нем». [18] По состоянию на 2024 год никаких новостей о запланированной реконструкции судна не публиковалось, что заставило многих поверить в то, что проект был заброшен.

Разрез предлагаемой современной реконструкции на площади Сан-Марко.
Фотография модели Бучинторо , сделанная итальянским фотографом Карло Найей (1816–1882).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Ричард Оуэн (23 февраля 2008 г.), «Николя Саркози призвал заплатить за «вандализм» Наполеона в отношении золотой баржи» , The Times , Лондон .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Bucintoro , Comitato Festa della Sensa, заархивировано из оригинала 17 февраля 2012 года , получено 30 сентября 2008 года .
  3. ^ Перейти обратно: а б «bucentaur», OED Online (2-е изд.), Оксфорд: Oxford University Press , 1989 , получено 7 апреля 2008 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Буцентавр» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. .
  5. ^ Тирабоски, Джироламо (1786). Новости отечественных художников, скульпторов, граверов и архитекторов государств Светлейшего Лорда Герцога Модены . Модена: В типографии. стр. 102 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Уоррен Макманус (перевод), History of the Bucentaurs , Gioielleria Dogale, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 г. , получено 28 февраля 2008 г. , перевод отрывка из GB Рубин де Сервин (1985), Венецианский флот: корабли и лодки Венецианской республики , Милан: Automobilia, ISBN  88-85058-63-9 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с La storia del Bucintoro: Bucintoro del 1311 [История Буцентавра: Буцентавр 1311 года] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 г. , получено 29 февраля 2008 г. (на итальянском языке).
  8. ^ La storia del Bucintoro [История Буцентавра] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 20 июня 2008 г. , получено 29 февраля 2008 г. (на итальянском языке).
  9. ^ La storia del Bucintoro: Bucintoro del 1526 [История Буцентавра: Буцентавр 1526 года] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 г. , получено 1 марта 2008 г. (на итальянском языке).
  10. Макманус, «История буцентавров», заархивированная 19 июня 2008 года в Wayback Machine , утверждает, что это событие произошло 4 мая 1497 года. Похоже, это ошибка, поскольку Догаресса Морозина Морозини-Гримани жила с 1545 по 21 января 1614 года, и была коронована официальной супругой в 1597 году после избрания ее мужа Марино Гримани дожем в 1595 году.
  11. ^ Джакомо Франко (ок. 1609), Habiti d'hvomeni et donne venetiane: con la Processione della ser[enissi]ma Signoria et altri particolari cioè trionfi feste cerimonie pvbliche della nobilissima città di Venetia [Платье венецианских мужчин и женщин: с процессией губернаторов Светлейшей Республики [т. е. Венеции] и другие подробности, то есть триумфальные въезды, праздники и [и] публичные церемонии Благороднейшего города Венеции] , [Венеция]: Forma in Frezaria al sol [ [по] Форме в [переулке под названием] Фрезария у [знака] солнца] (итал.) (см. также фронтиспис и стр. 14, 26, 32, 44, 84 и 118 книги).
  12. ^ Перейти обратно: а б с La storia del Bucintoro: Bucintoro del 1606 [История Буцентавра: Буцентавр 1606 года] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 19 июня 2008 года , получено 1 марта 2008 года (на итальянском языке).
  13. ^ Перейти обратно: а б с д La storia del Bucintoro: Bucintoro del 1727 [История Буцентавра: Буцентавр 1727 года] , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала 17 мая 2008 г. , получено 2 марта 2008 г. (на итальянском языке).
  14. ^ Не путать со Стефано Конти, покровителем Каналетто , . который несколько раз рисовал буцентавра: см Фрэнсис Хаскелл (сентябрь 1956 г.), «Стефано Конти, покровитель Каналетто и других», The Burlington Magazine , 98 (642): 296–301, n. 3 .
  15. ^ Антонио Мария Луккини (1751 г.), Новая Регия на водах Бучинторо, недавно построенная для ежегодного торжественного мероприятия в день Вознесения Господня и т. д. , Венеция: [sn] (итальянский). Отрывок из произведения выглядит так: Антонио Мария Лукини: Новое направление на воде в недавно построенном Бучинторо (PDF) , Fondazione Bucintoro, заархивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2011 г. , получено 6 апреля 2008 г. (на итальянском языке).
  16. ^ Иоганн Вольфганг фон Гете (ноябрь 2000 г.), Пуллен, Михаэль (редактор), Путешествие по Италии [Путешествие по Италии, Etext # 2404] , Шампейн, Иллинойс: Проект Гутенберг (немецкий).
  17. ^ Перейти обратно: а б с Малкольм Мур (26 февраля 2008 г.) [23 февраля 2008 г.], «Золотая баржа, чтобы воскресить прошлое Венеции» , The Daily Telegraph .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Питер Пофэм (27 марта 2008 г.), «Лодка венецианской мечты: Корабль дураков снова плывет» , The Independent .
  19. ^ О восстановлении Бучинторо , Fugitive Ink [блог], 29 февраля 2008 г. , получено 26 марта 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Франко, Джакомо ( ок. 1609 г.), [Иллюстрация из Habiti d'huomeni et donne venetiane [ Платье венецианских мужчин и женщин ]] в Уильям Т. Гастингс [ и др. ], изд. (1964), «Буцентавр, государственный корабль дожа в сопровождении гондол, галер и парусных судов [иллюстрация]», Shakespeare Quarterly , 15 (1/Winter): 66, doi : 10.1093/sq/15.1.66 , JSTOR   2867958 .
  • О восстановлении Бучинторо , Fugitive Ink [блог], 29 февраля 2008 г. , получено 26 марта 2008 г.
  • Il Bucintoro di Venezia [Венецианский Букентавр] , Венеция: [sn], 1837 (итальянский и французский).
  • Луккини, Антонио Мария (1751 г.), Новое направление на водах Бучинторо, вновь посвященное ежегодному торжественному действу в день Вознесения Господня и др. [Новый дворец на водах недавно построенного Буцентавра на ежегодном торжественном мероприятии в День Вознесения Господня и т. д.] , Венеция: [sn] (итальянский).

Лина Урбан - Il Bucintoro - Centro Internazionale Grafica Veneziana, Венеция, 1988: (итальянский)

[ редактировать ]

СМИ, связанные с Буцентавром, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4756278902ffcbb5112eb87ebdc3e8a5__1718454000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/a5/4756278902ffcbb5112eb87ebdc3e8a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bucentaur - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)