Венецианская архитектура эпохи Возрождения
Архитектура венецианского Возрождения зародилась гораздо позже, чем во Флоренции , не раньше 1480-х годов. [1] и на протяжении всего этого периода в основном полагался на архитекторов, привезенных из других регионов Италии. В тот период город был очень богат и подвержен пожарам, поэтому большую часть времени велось большое строительство, и, по крайней мере, фасады венецианских зданий часто были особенно пышно украшены.
По сравнению с архитектурой эпохи Возрождения других итальянских городов здесь наблюдалась определенная степень консерватизма, особенно в сохранении общей формы зданий, которые в городе обычно представляли собой замены на ограниченном пространстве, а также в окнах, где верхушки арочные или круглые, иногда с классическая версия узора венецианской готической архитектуры по-прежнему использовалась гораздо чаще, чем в других городах. [4] Дворец дожей сильно перестраивался после пожаров, но в основном с готическим фасадом.
Венецианская элита имела коллективное убеждение в важности архитектуры для укрепления доверия к республике , и в резолюции Сената 1535 года отмечалось, что это «самый красивый и прославленный город, который в настоящее время существует в мире». [5] В то же время открытая конкуренция между семьями патрициев не поощрялась в пользу «гармоничного равенства», которое распространялось как на здания, так и на другие области. [6] и к новизне как таковой или ради возвращения славы древности относились с подозрением. [7] Хотя посетители восхищались богатыми ансамблями, венецианская архитектура не имела большого влияния за пределами собственных владений республики до Андреа Палладио (1508–1580), чей стиль палладианской архитектуры стал чрезвычайно влиятельным через некоторое время после его смерти, не в последнюю очередь в англоязычном мире. .
Венецианское здание
[ редактировать ]Венеция построена на аллювиальном иле, и большинство зданий в городе поддерживались (и в большинстве случаев до сих пор поддерживаются) большим количеством деревянных свай, вбитых в грязь . Над каменной платформой, стоящей на них, обычным строительным материалом является кирпич, хотя фасады эпохи Возрождения обычно облицовывались истрийским камнем , прекрасным известняком , который не является строго мрамором , хотя его часто так называют. Его доставили морем из карьеров в Истрии в Терраферме , ныне в Хорватии . [8] У него также было то преимущество, что он намного лучше, чем мрамор, выдерживал соль в прибрежном воздухе и наводнения. [9] Для контраста часто использовались другие камни разных цветов, особенно красный камень из Вероны . марморино или коччиопесто Штукатурка , изготовленная из шлифованного известняка, кирпича и фрагментов терракоты, была типичной отделкой внутренних стен, а иногда и наружных. [10]
Плоские потолки, поддерживаемые деревянными балками, были предпочтительнее сводов, которые могли треснуть, когда здание устоялось на свайном фундаменте. располагаются два слоя половиц, расположенных под прямым углом друг к другу Обычно на балках . Различные породы древесины использовались для разных целей, и к периоду Возрождения леса на материке иссякли, а стоимость древесины значительно выросла. [11] Характерные и очень большие венецианские дымоходы с терракотовой крышкой, напоминающей перевернутый конус, были предназначены для предотвращения вылета опасных искр и возникновения пожара. [12]
Главный город уже был в значительной степени застроен, здания плотно располагались в центре; это ясно показано на » Якопо де Барбари огромной гравюре на дереве «Вид Венеции с видом на город с высоты 1500 года. [13] Большинство величественных зданий эпохи Возрождения были заменены, и их пришлось вписать в существующие границы участка. Поскольку здания были плотно упакованы, Венеция была даже более подвержена пожарам, чем другие центры итальянских городов, что создавало потребность во многих новых зданиях. В частности, район Риальто был почти разрушен в 1514 году. [14] а во Дворце дожей случились сильные пожары в 1483, 1547 и 1577 годах, хотя готические внешние фасады сохранились. Почти постоянная строительная деятельность в Венеции означала, что квалифицированных рабочих было в изобилии. [15] Несмотря на это, отделка крупных зданий зачастую занимала десять-двадцать лет, а то и больше.
В отличие от дворцов или домов богатых семей в других городах Италии, оборона не была серьезной проблемой для венецианских дворцов, которые в любом случае часто имели «рвы» с некоторых сторон. Переполненный центр города способствовал высокому строительству по стандартам того периода, а основной доступ к свету часто осуществлялся с переднего фасада, поэтому окна в нем обычно больше и больше, чем во дворцах в других местах. [16] Нередко к старым зданиям надстраивали дополнительные этажи. [17] Население города, которое достигло шестизначной цифры примерно к 1300 году, достигло своего рекордного пика - около 190 000 человек, прежде чем ужасная чума 1575–1577 годов унесла жизни около трети людей (включая престарелого Тициана и его сына). [18]
Ранние постройки
[ редактировать ]Порта Магна Главные ворота Венецианского арсенала, , были построены в конце 1450-х годов и были одним из первых произведений венецианской архитектуры эпохи Возрождения. Он был основан на римской арке Сергия , триумфальной арке в Пуле в Истрии , ныне находящейся в Хорватии, а затем на территории Венеции. Примерно в то же время Арко Фоскари , сложный навес или триумфальная арка для парадного входа во двор Дворца дожей, выполнена в классическом стиле на нижних уровнях, но превращается в лес готических вершин . наверху [19]
Архитекторы и их основные здания
[ редактировать ]Большинство венецианских архитекторов не были уроженцами города или даже террафермы или материковых территорий Венецианской республики , но большие бюджеты, доступные в Венеции, соблазняли архитекторов со всей северной и центральной Италии. [20] Художники, в основном известные как скульпторы, также работали архитекторами. Помимо Сансовино (обсуждаемого ниже), наиболее важными из них являются семья Ломбардо , особенно Пьетро Ломбардо (1435–1515), [21] а затем маньерист Алессандро Виттория (1525–1608). История венецианской архитектуры сложна из-за привычки назначать того, кого сегодня можно было бы назвать «архитектором-управляющим», протомастро или прото , для отчетности перед наблюдательными комитетами, чье имя часто сохраняется в архивах. Степень, в которой они на самом деле несли ответственность за дизайн, сильно различается. [22]
Мауро Кодусси (1440–1504) из Ломбардии был одним из первых архитекторов, работавших в стиле ренессанса в Венеции, а его сын Доменико помогал ему и продолжал его практику после его смерти. Его работы в общественных зданиях включают верхние этажи Сан-Заккария, Венеция , Сан-Джованни Гризостомо (начато в 1497 году), Санта-Мария-Формоза (начато в 1492 году) и Прокуратура Векки на площади Сан-Марко . Вероятно, он спроектировал Часовую башню Святого Марка (с 1495 г.) и работал со скульпторами над восстановлением Скуолы Гранде ди Сан-Марко после пожара 1485 г. Пожар 1483 г. уничтожил восточное крыло Дворца дожей, и Кодусси выиграл конкурс на его замену. , выпуская совершенно разные конструкции фасадов, выходящих во двор и на улицу. Его палацци включают Ка' Вендрамин Калерджи (начат в 1481 году) и Палаццо Зорзи Галеони . Его работы уважают и отсылают ко многим элементам венецианской готики и хорошо с ней гармонируют. [23]
Среди других архитекторов, работавших в период раннего Возрождения, - Джорджио Спавенто (работал с 1489 года или ранее, ум. 1509), [24] и Антонио Аббонди , часто известный как Скарпаньино (умер в 1549 г.), который действовал по крайней мере с 1505 г. Сан-Себастьяно, Венеция , начатая в 1506 г., является ранней работой. Оба они имели множество правительственных заказов.
Якопо Сансовино (1486–1570), также известный скульптор, был флорентийцем и сделал успешную карьеру во Флоренции , а затем в Риме. Он бежал в Венецию после катастрофического разграбления Рима в 1527 году , а в 1529 году был назначен главным архитектором и управляющим имуществом (Протомаэстро или Прото ) при прокураторах Сан-Марко . [25] По словам Манфредо Тафури , его первый проект в Венеции, Палаццо Гритти , так и не был построен, поскольку его планы, хотя и блестящие, считались слишком полными эксгибиционистских новинок; он не смог уловить идеологию трезвого и сдержанного великолепия, которого требовали венецианские патриции. [26] Однако его план стабилизировать купола Сан-Марко, которые уже давно доставляли неприятности, путем обертывания их железными лентами «создал ему репутацию». [27] Вскоре он нашел стиль, который удовлетворил венецианских покровителей и стал «определяющим для всей последующей истории венецианской архитектуры». [28] Он создал внешний вид большей части территории вокруг площади Сан-Марко за пределами самой базилики Сан-Марко , спроектировав Библиотеку Марчиана (1537 г.) и монетный двор или «Зекка» на площади Сан-Марко . Его дворцы включают Палаццо Корнер делла Ка'Гранде (с 1532 г.) и Палаццо Дельфин Манин с 1536 г. [29]
Библиотека Марчиана считается его «несомненным шедевром» и ключевым произведением в архитектуре венецианского Возрождения. описал его Палладио, который видел, как его строили, назвал его «вероятно, самым богатым из когда-либо построенных со времен древних до наших дней», а Фредерик Хартт как «безусловно, одно из самых приятных сооружений в истории итальянской архитектуры». [30] Он имеет чрезвычайно заметное место: длинный фасад обращен к Дворцу дожей через площадь Сан-Марко , а более короткие стороны обращены к лагуне и площади Сан-Марко.
Микеле Санмикели (1484–1559) из Вероны в терраферме , прошел обучение южнее и по возвращении в Верону в 1527 году был принят на работу государством в качестве военного архитектора. Большая часть его работ заключалась в строительстве укреплений и военных или военно-морских зданий на венецианских территориях, особенно в Вероне, но он также построил ряд очень оригинальных дворцов, перенесших венецианскую архитектуру в маньеризм . Его работы в Вероне представляют собой группу зданий, определяющих город, подобно работам Палладио в Виченце. Палаццо Бевилаква в Вероне (начат в 1529 году) — самый известный из них. [31]
Главным архитектором позднего венецианского Возрождения был Андреа Палладио (1508–1580), который также был ключевой фигурой в архитектуре позднего итальянского Возрождения и самым важным писателем по архитектуре. Но, за исключением двух больших церквей Сан-Джорджо-Маджоре (1566 г.) и Иль-Реденторе (1577 г.), в самом городе он спроектировал относительно мало по ряду причин. Он спроектировал множество вилл в Венето , Виченце и ряд знаменитых загородных домов, относительно небольших по сравнению с некоторыми южными домами, для венецианской элиты. Палладио позже получил развитие в палладианской архитектуре Великобритании Стиль и американских колоний. [32] а его венецианское окно с центральной арочной верхушкой привнесло в мир очень венецианский элемент. Объект Всемирного наследия города Виченца и палладианских вилл Венето включает 23 здания в городе и 24 загородные виллы. [33]
Так называемая Базилика Палладиана в Виченце, строительство которой началось в 1549 году, представляет собой серию фасадов с лоджиями, охватывающими большой готический общественный зал города, используемый, например, в судах, где впервые появляется его тщательно продуманная версия венецианского окна; это называется палладианским окном или «палладианским мотивом». [34] Здесь он появляется на обоих этажах, что случается реже, когда его копируют. Здание основано на Библиотеке Марциана в Сансовино, но оно «более строго архитектурное, менее зависимо от скульптуры и в то же время более гибкое». В Палаццо Кьерикати , строительство которого началось в 1551 году, снова имеются двухэтажные лоджии, но фасад разделен по вертикали на три части за счет выдвижения верхнего этажа в центр. [35]
Винченцо Скамоцци (1548–1616) из Виченцы переехал в Венецию только в 1581 году, через год после смерти Палладио. Он спроектировал Procuratie Nuove на площади Сан-Марко и завершил многие проекты, которые Палладио оставил незавершенными. [36] Его ученик Бальдассаре Лонгена полноценную архитектуру барокко (1598–1682), который родился в городе, в свою очередь, завершил проекты Скамоцци, и, хотя он представил Венеции , многие здания, особенно дворцы, продолжали развиваться в стиле барокко. форма венецианского ренессанса. [37]
Венецианские книги по архитектуре
[ редактировать ]Венеция была крупным европейским центром книгопечатания и крупным центром архитектурного издательства. Витрувий — единственный сохранившийся значительный писатель-классик по архитектуре, и его работа «Об архитектуре» внимательно изучалась всеми архитекторами эпохи Возрождения. Хотя латинский текст печатался и раньше, первое издание, иллюстрированное гравюрами на дереве, было выпущено Фра Джованни Джокондо в Венеции в 1511 году; [38] он спроектировал Фондако деи Тедески в 1505–08 годах.
«Семь книг» или Tutte l'opere d'architettura et prospetiva Себастьяно Серлио (1475–1554) также были опубликованы в Венеции в нескольких томах, начиная с 1537 года. Он работал в городе архитектором, но оставил мало следа. Они также были хорошо иллюстрированы и стали обязательным для чтения, их быстро копировали и переводили по всей Европе. [39] Патриций-гуманист, священнослужитель и венецианский дипломат Даниэле Барбаро был покровителем Палладио ( Вилла Барбаро ), и Палладио иллюстрировал свой итальянский перевод Витрувия (1556). Собственная книга Палладио «I quattro libri dell'architettura» (1570 г.), иллюстрированная им самим, снова имела огромное влияние по всей Европе. [40]
Основная книга Винченцо Скамоцци «L'Idea dell'Architettura Universale» была опубликована в 1615 году и, по сути, восходит к Палладио; он оказал влияние на распространение палладианства. [41]
Внешние картины
[ редактировать ]Значительное количество светских зданий имело росписи на внешних стенах, обычно на фасаде. Иногда это были работы крупных художников, но сейчас они практически все исчезли. Несколько очень выцветших фрагментов фресок Джорджоне и Тициана около 1508 года , упомянутых Вазари , позже были удалены и сейчас находятся в Ка'Д'Оро . Джорджоне также расписал вестибюль Ка'Вендрамин Калерджи . [42]
Византийское возрождение
[ редактировать ]Венеция не имела истории как древнее римское поселение, основанное на илистых отмелях в Венецианской лагуне после падения Римской империи . Венецианцы любили утверждать, что отсутствие какого-либо языческого загрязнения в их истории придавало их христианству особое «чистое, законное и непорочное» качество. [43] Но история города долгое время была тесно связана с Византийской империей, а ссылки на византийскую архитектуру считались близкими по духу духу идентичности города. [ нужна ссылка ] Это можно увидеть в интерьере Сан-Сальвадора , над которым работали несколько архитекторов. Эта большая церковь , построенная в 1508 году, вскоре после строительства базилики Святого Петра в Риме, среди прочего, представляла собой венецианский ответ римскому возрождению. [44]
Галерея
[ редактировать ]- Арко Фоскари во дворе Дворца дожей , конец 1450-х годов.
- Сан-Заккария, Венеция , Кодусси завершил верхние части церкви, начатой в готическом стиле.
- Scuola Grande di San Giovanni Evangelista , экран Пьетро Ломбардо , 1485 год.
- Гармония между Дворцом дожей слева и Библиотекой Марцианы справа.
- Зекка Сансовино с Библиотекой Марчиана и Дворцом дожей за ее пределами.
- Сан-Франческо делла Винья , начатый Сансовино (1554 г.) и законченный Палладио.
- Школа Сан-Джорджо дельи Скьявони , Сансовино и Джованни Де Зан
- Палаццо Тьеполо , фасад первоначально был расписан фресками Андреа Скьявоне (сохранились слабые следы)
- Скуола Гранде ди Сан-Рокко , разные архитекторы
- Scuola Grande di San Marco , ныне больница, Пьетро Ломбардо и Кодрусси.
- Палладио, Вилла Бадоер , 1556 г., одна из его вилл на террафирме.
- Вилла Палладио Капра ла Ротонда , начатая в 1567 году.
- Палладио Сан-Джорджо Маджоре , начало 1566 года.
- Палладио, церковь Реденторе , начало строительства в 1577 году.
- Палаццо Бальби , Алессандро Виттория , 1582 г.
См. также
[ редактировать ]- Венецианский Ренессанс
- Список церквей Венеции
- Список дворцов Венеции
- Список зданий и сооружений Венеции
- История Венецианской Республики
- История Дворца Дожей в Венеции
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уолтерс и Хьюз, 12, 14.
- ^ Уолтерс и Хьюз, 3
- ^ Совместная работа. «Венецианская машина времени» (PDF) . Фонд Ломбард Одье. Архивировано (PDF) из оригинала 19 февраля 2019 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Уолтерс и Хьюз, 21–23, иногда сохраняются и другие особенности.
- ^ Бернс, 28 лет.
- ^ Тафури, 3–4; Уолтерс и Хаус, 15 лет
- ^ Тафури, 5–13
- ^ Ховард, 56–60; Бернс, 24 года
- ^ Уолтерс и Хьюз, 23 года.
- ^ Ховард, 58 лет; Бернс, 24 года
- ^ Ховард, 60–61; Бернс, 24 года
- ^ Ховард, 66 лет.
- ^ Уолтерс и Хьюз, 3–6.
- ^ Ховард, 51 год.
- ^ Бернс, 24–25.
- ^ Ховард, 31–33; Бернс, 24 года; Хартт, 423
- ^ Ховард, 52 года.
- ^ Ховард, 56 лет.
- ^ Уолтерс и Хьюз, 13 лет.
- ^ Хартт, 423, 632; Бернс, 24 года
- ^ Хартт, 423
- ^ Бернс, 24–25.
- ^ Харт, 423–424; Уолтерс и Хьюз, 26–33.
- ^ УЛАН , «Джорджо Спавенто»
- ^ Хартт, 632–634; Бернс, 26 лет
- ^ Тафури, 5–6
- ^ Ховард, 19 лет.
- ^ Хартт, 632
- ^ Хартт, 632–634; Бернс, 26 лет
- ^ Хартт, 632–633, цитирование 633.
- ^ Хартт, 631–632; Бернс, 25 лет
- ^ Отдел европейской живописи (октябрь 2002 г.). «Архитектура Италии эпохи Возрождения» . Метрополитен-музей. Архивировано из оригинала 26 августа 2018 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Объект всемирного наследия ЮНЕСКО № 712» . Whc.unesco.org. 3 января 2007 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Саммерсон, 129–130, 134 проводит различие между этим и венецианским окном, иллюстрируя оба.
- ^ Хартт, 634–635, цитирование 635; Саммерсон, 44 года
- ^ Бернс, 28 лет.
- ^ Виттковер, 290–300.
- ^ Бернс, 25 лет; Саммерсон, 10
- ^ Саммерсон, 10–12 и см. Указатель.
- ^ Бернс, 25 лет; Хартт, 634 года; Саммерсон, 43–45 и см. указатель.
- ^ Виттковер, 115
- ^ Уолтерс и Хьюз, 25 лет.
- ^ Браун, Патрисия Фортини, Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения , 71, 2005, Прентис Холл, ISBN 0131344021 , 9780131344020
- ^ Тафури, Глава 2
Ссылки
[ редактировать ]- Бернс, Ховард, «Архитектура», в книге Джейн Мартино (редактор), «Гений Венеции, 1500–1600» , 1983, Королевская академия художеств, Лондон.
- Хартт, Фредерик , История итальянского искусства эпохи Возрождения , (2-е изд.) 1987, Темза и Гудзон (США, Гарри Н. Абрамс), ISBN 0500235104
- Ховард, Дебора (2004), Архитектурная история Венеции (2-е изд.), Йельский университет, ISBN 0300090293
- Саммерсон, Джон , Классический язык архитектуры , издание 1980 года, Темзы и Гудзона» , «Мир искусства серия ISBN 0500201773
- Тафури, Манфредо , Венеция и эпоха Возрождения , 1995, MIT Press, книги Google
- Виттковер, Рудольф , Искусство и архитектура в Италии, 1600–1750 , Пингвин / Йельская история искусства, 3-е издание, 1973, ISBN 0-14-056116-1
- Уолтерс, Вольфганг и Хьюз, Норберт, Искусство Венеции эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись, 1460–1590 , 1993, University of Chicago Press