Архитектура эпохи Возрождения в Португалии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Архитектура португальского Возрождения тесно связана с готической архитектурой и постепенна в своих классических элементах. Стиль мануэлино (около 1490–1535) был переходным стилем, который сочетал в себе элементы орнамента эпохи Возрождения и готики со зданиями, которые были архитектурно ближе к готической архитектуре, как и стиль Изабеллины в Испании. На смену Мануэлину пришла короткая фаза раннего Возрождения (ок. 1530–1550), более близкая к классическим канонам, за которой последовало принятие форм маньеризма (позднего Возрождения). Португальский маньеризм, особенно в светской архитектуре, характеризуется простотой организации фасадов и относительным отсутствием декора, его часто называют Estilo Chão (простой стиль). Даже с появлением архитектуры барокко в конце 17 века португальская архитектура продолжала использовать формы маньеризма вплоть до 18 века.
Историография
[ редактировать ]Две важные работы по португальской постсредневековой архитектуре включали «Die Baukunst der Renaissance in Portugal » Альбрехта Хаупта , который был опубликован в двух томах в 1890 и 1895 годах, и исследование португальских строителей и дизайнеров Франсиско де Соузы Витербо, датированное 1899–1922 годами. [1]
Религиозная архитектура
[ редактировать ]
Одним из наиболее важных примеров стиля мануэлино является монастырь Жеронимуш в Лиссабоне , в котором орнаменты эпохи Возрождения украшают порталы, церковные колонны и монастыри. Окончательный отказ от готической архитектуры и первые «чистые» постройки эпохи Возрождения появляются позже, в 16 веке, при короле Иоанне III , такие как часовня Носса-Сеньора-да-Зачатие в Томаре (1532–1540 гг.), Эспециозные ворота Коимбры собора и Церковь Граса в Эворе (ок. 1530–1540 гг.), а также клуатры собора Визеу (ок. 1528–1534 гг.) и монастыря Христа в Томаре (монастыри Иоанна III, 1557–1591 гг.).
Мануэлинские церкви, такие как церковь монастыря Херонимуш, предвосхитили объединение внутреннего пространства (см. Заловую церковь ), которое будет характеризовать церкви эпохи Возрождения, такие как церковь Милосердия в Сантарене (после 1559 г.), церковь Санту-Антан в Эворе (1557–1563 гг.) и соборы Лейрии. (после 1550 г.) и Порталегре (после 1556 г.).
Церковь Сан-Роке (1565–87) и маньеристский монастырь Сан-Висенте-де-Фора (1582–1629), расположенные в Лиссабоне , оказали сильное влияние на религиозную архитектуру как в Португалии, так и в ее зарубежных колониях в последующие столетия. Маньеристские церкви, находящиеся под их влиянием, включают иезуитские церкви Коимбры ( Новый собор Коимбры , основанный в 1598 году) и Сальвадора да Баия в Бразилии (ныне собор Сальвадора , вторая половина 17 века).
Светская архитектура
[ редактировать ]
Важным и редким примером городского дворца эпохи Возрождения является Casa dos Bicos (ок. 1525 г.) в Лиссабоне с фасадом, покрытым ромбовидными рельефами в итальянском стиле. В первой половине 16 века португальская знать построила различные квинты ( усадьбы ) в окрестностях Лиссабона. Среди них самым важным является Кинта да Бакальоа (1528–1554 гг.), расположенный недалеко от Сетубала , хотя недавно он был разрушен и пришел в упадок после продажи винодельне. В отличие от португальских средневековых дворцов, таких как Королевский дворец в Синтре , фасады Бакальоа имеют симметричное расположение окон, лоджий и башен, а здание окружено искусственным озером и геометрическими садами, ансамблем, который демонстрирует итальянское вдохновение. Также недалеко от Сетубала находится Кинта-дас-Торрес (ок. 1560 г.), также отличающийся симметричными фасадами и павильоном посреди искусственного озера.
Дворец Рибейра в Лиссабоне, королевский дворец, построенный в начале 16 века в стиле мануэлино королем Мануэлем I , был реконструирован в конце 16 века по приказу Филиппа I (Филипп II Испанский). В это время фасад дворца был модернизирован и большая башня в стиле ренессанс с куполом была построена на берегу реки Тежу . Дворец и его выдающаяся башня доминировали в городском пейзаже Лиссабона до 1755 года, когда Великое Лиссабонское землетрясение разрушило его. После разрушения королевского дворца, пожалуй, самым важным дворцом позднего Возрождения в Португалии является Дворец дожей Вила Висоза , построенный между концом 16 и началом 17 веков для герцогов Браганса .
Яркие примеры
[ редактировать ]- Фасад церкви Граса в Эворе (1530–1540 гг.)
- Часовня Носса-Сеньора-да-Зачаток в Томаре (1532–1540 гг.)
- Клуатры монастыря Христа в Томаре (1557–1591)
- Главная часовня церкви монастыря Жеронимуш (после 1563 г.)
- Интерьер церкви Сан-Роке (1565–1587 гг.) в Лиссабоне.
- Дворец Рибейра (16 век) в Лиссабоне на гравюре 18 века
- Маньеристский фасад Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне (1582–1629)
- Герцогский дворец Вила-Висоза (конец 16-17 веков)
- Церковь Святого Павла в Браге (после 1566 г.)
- Порта Эспесиоза собора Коимбры (1530-е гг.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Воль, Хельмут (март 1975 г.). «Обзор: последние исследования португальской постсредневековой архитектуры» . Журнал Общества историков архитектуры . 34 (1): 67–73. дои : 10.2307/988958 . JSTOR 988958 .