Ренессанс в Урбино
Возрождение в Урбино было одним из наиболее фундаментальных проявлений раннего итальянского Возрождения .
Во время правления Федерико да Монтефельтро , с 1444 по 1482 год, [1] При дворе сложился плодородный и жизненный художественный климат благодаря культурному обмену с многочисленными центрами на полуострове, а также за рубежом, особенно с фламандским. Культурное движение в Урбино было ограничено внутри двора, вокруг его весьма утонченного князя, и хотя оно разрабатывало весьма передовые и авангардные решения, оно не создало настоящей местной школы, в том числе из-за обращения в основном к иностранным художникам. [1] Тем не менее стиль Урбино в силу самого обращения художников испытал широкое распространение, что сделало его одной из ключевых вариаций итальянского Возрождения . Среди основных характеристик ее гуманистической культуры были безошибочный тон, основанный на мере и строгости, [1] в котором были такие главные герои, как Пьеро делла Франческа , Лучано Лаурана , Юстус ван Гент , Педро Берругете , Франческо ди Джорджио Мартини и Фра Диаманте .
По мнению французского историка Андре Шастеля , Урбинское Возрождение, называемое «математическим», было одним из трёх фундаментальных компонентов раннего Возрождения, наряду с флорентийским , «филологическим и философским», и Падуанским , «эпиграфическим и археологическим». Из этих трех он был «наиболее тесно связан с искусством». [2]
По мере приближения XVI века город, оставаясь островом высокоразвитой культуры, стал свидетелем обеднения своей жизненной силы в изобразительном искусстве. [1] один из великих гениев зрелого Возрождения Рафаэль Санцио Несмотря на это, в Урбино родился и сделал свои самые первые шаги . С другой стороны, с культурной и литературной точки зрения, Урбино долгое время оставался одной из самых стимулирующих сред в Италии, о чем свидетельствует Бальдассаре Кастильоне , который поставил свой Кортеджано при дворе Гвидобальдо и Элизабетты да Монтефельтро . [3]
Историко-культурный контекст
[ редактировать ]Федерико да Монтефельтро , успешный кондотьер , высококвалифицированный дипломат и страстный покровитель искусств и литературы, был ответственным за превращение герцогства Урбино из столицы экономически депрессивной территории в один из самых плодородных и изысканных художественных центров время. [1]
В 1444 году Федерико пришел к власти после смерти своего брата Оддантонио . в результате заговора [4]
В то время он был одним из самых востребованных капитанов удачи , но он также получил редкое гуманистическое образование в Мантуе , под руководством Витторино да Фельтре . От мастера он перенял интерес к математике, которая во многом сформировала его культурные интересы и художественные заказы, а также рефлексивно его интерес к архитектуре, которая, по его мнению, была основана на арифметике и геометрии. Это привело к интерпретации Андре Шастелем Урбино как двора математического гуманизма, величайшим интерпретатором которого был Пьеро делла Франческа и к чьему влиянию можно отнести работу Бартоломео делла Гатта , единственного в Урбино, который, казалось, понимал Пьеро. [1]
Федерико приложил руку к насущным политическим проблемам и начал реорганизацию государства, которая включала в себя реорганизацию города в соответствии с современным, удобным, рациональным и красивым стилем. Все его усилия за почти сорок лет его правления были направлены на достижение этой цели, которая благодаря его исключительным талантам в сочетании со значительной удачей приблизилась к полной реализации. Точкой отсчета в этом амбициозном культурном проекте сразу стала Флоренция и ее новации, связанные с гуманизмом и Возрождением . С тосканским городом еще в 1444 году был установлен союз и атмосфера взаимной защиты, что способствовало обмену художниками и личностями. [5]
Федерико позвал Леона Баттисту Альберти , Паоло Уччелло , Лучано Лаурану , Франческо ди Джорджио Мартини , написавшего для него «Трактат об архитектуре» , и математика Луку Пачоли к своему двору . Он также очень интересовался фламандской живописью , начиная с 70-х годов, настолько, что герцог пригласил для работы с ним таких художников, как Педро Берругете и Юстус ван Гент , которые развили счастливый диалог между скандинавской «реалистической» фигуративной традицией и Итальянский «синтетический». [1] Джованни Санти , отец Рафаэля , написал поэтический рассказ о ведущих художниках того периода.
Во дворце они обсуждали форму, которую « идеальный город должен принять », его перспективы , а также историческое и моральное наследие «выдающихся людей». [6]
Библиотека герцога была знаменитой, организованной гуманистом Веспасиано да Бистиччи , и была полна кодексов с ценными иллюминированными страницами . [7]
Федерико через Бальдассара Кастильоне описания в «Кортеджано » представил в Европе образы так называемого «джентльмена», которые оставались в моде до 20 века. [5]
Архитектура, градостроительство и скульптура
[ редактировать ]Первым произведением эпохи Возрождения в Урбино стал портал церкви Сан-Доменико, созданный в 1449 году по образцу римской триумфальной арки Мазо ди Бартоломео. [8] призван в город по заступничеству Фра Карневале , художника из Урбино, посланного, возможно, самим Федерико в мастерскую Филиппо Липпи , одного из трех самых известных флорентийских художников того времени (наряду с Беато Анджелико и Доменико Венециано ). Мазо был флорентийским архитектором, скульптором и ювелиром, который уже прошел обучение в мастерской Донателло и Микелоццо , с которыми он работал над собором Прато . [9]
Дворец дожей и город
[ редактировать ][Федерико] построил дворец, по мнению многих, самый красивый во всей Италии; и при каждом удобном случае он так хорошо обставлял его, что это казалось не дворцом, а городом в виде дворца.
— Бальдассар Кастильоне , Придворный , I, 2
Самым амбициозным проектом Федерико да Монтефельтро было строительство Дворца дожей и одновременно градостроительное планирование Урбино, сделав его городом «принца». [10]
До вмешательства Федерико Урбино был городом, расположенным на двух смежных холмах, вытянутой и неправильной формы, окруженным кольцом стен. Основная дорога прорезала город по нижней части между двумя холмами, ведя с одной стороны к морю, а с другой — к Апеннинским перевалам в Перуджу и Лацио . Герцогская резиденция представляла собой простой дворец на южном холме, к которому был пристроен близлежащий замок на краю скалы в направлении Порта Вальбона. [10]
Первый этап: Мазо ди Бартоломео
[ редактировать ]Примерно в 1445 году Федерико впервые соединил два древних герцогских здания, пригласив флорентийских архитекторов (во главе с Мазо ди Бартоломео) для строительства промежуточного дворца. Результатом стал трехэтажный Палаццетто делла Джоле, выполненный в простом и типично тосканском строгом стиле. Интерьер был украшен некоторыми сдержанными антикварными акцентами в мебели, например, в фризах и каминах, сосредоточенных на прославлении Геркулеса и военных добродетелях. [10]
Второй этап: Лучано Лаурана
[ редактировать ]В 60-е годы дизайн дворца был изменен: он стал одновременно административным штабом и местом приема выдающихся деятелей. Примерно с 1466 года работа фактически перешла к новому архитектору, далматинцу Лучано Лауране . Центральным элементом новой застройки стал обширный двор с портиком, соединявший предыдущие здания. Двор имеет гармоничные классические формы, с портиком с круглыми арками, окулами и коринфскими колоннами на первом этаже, а на первом этаже акцентированы лесенки и архитравированные окна. Вдоль первых двух рядов струн идут надписи римскими заглавными буквами, имеющие классический эпиграфический характер, а также прописные буквы, точно скопированные с флавиевских образцов. [10]
Из этого ядра дворец позже был расширен в сторону города и в противоположном направлении. Фасад, обращенный к городу, имел форму «открытой книги» (L-образной формы) на площади Пьяццале Дука Федерико, которая была специально устроена Франческо ди Джорджио Мартини и позже закрыта с северной стороны рядом с собором . Таким образом, дворец стал центральным элементом городской структуры, не нарушая и не подчиняя своим присутствием даже близлежащую религиозную власть. [10]
С другой стороны, фасад, выходящий на Вальбону, был дополнен так называемым «фасадом Торричини», слегка повернутым на запад относительно ортогональных осей дворца. Своим названием он обязан двум башням, обрамляющим высокий и узкий фасад, но смягченным в центре восходящим ритмом трех наложенных друг на друга лоджий, каждая из которых повторяет узор триумфальной арки . Фасад Торричини смотрит не на застроенную территорию, а наружу, поэтому была возможна большая стилистическая свобода без необходимости беспокоиться об интеграции с более ранними зданиями; более того, его внушительное присутствие ясно видно даже издалека как символ герцогского престижа. [10]
Третий этап: Франческо ди Джорджо
[ редактировать ]В 1472 году Франческо ди Джорджио Мартини взял на себя руководство работами, завершив Г-образный фасад, позаботившись о частных помещениях, лоджиях , висячем саду и втором этаже двора, а также о связи с нижележащим этажом. конструкции вне стен. У подножия скалы находилась большая поляна, известная как « Меркатале », потому что здесь располагался рынок, где Франческо ди Джорджио создал винтовой пандус, по которому повозки и лошади могли добраться до дворца и « Дата ». то есть большие конюшни, расположенные на средней высоте. [11]
Во внутренних помещениях, над которыми работал Франческо ди Джорджио, можно увидеть изменение стиля, отмеченное более роскошным и абстрактным декором. Несмотря на эти различия, дворцу удалось почти чудесно попытаться соединить различные части сбалансированно в асимметричный комплекс, обусловленный неровностями местности и существовавшими ранее постройками, в которых строгость отдельных частей уравновешивает отсутствие единого дизайна. [11]
Сан-Бернардино
[ редактировать ]За пределами дворца именно Франческо ди Джорджио Мартини исследовал некоторые проблемы, вытекающие из соображений двора. Одним из примеров является церковь Сан-Бернардино, построенная примерно между 1482 и 1491 годами по завещанию герцога, который намеревался быть там похороненным. Архитектор использовал план латинского креста с единственным с цилиндрическим сводом нефом , который примыкает к прямоугольному пресвитерию (немного более плоскому со стороны трансепта , в остальном напоминающему квадрат), где первоначально открывались три полукруглые апсиды (та, что позади позже главный алтарь был снесен и заменен прямоугольной нишей с цилиндрическим сводом). Эффект был эффектом трехсторонней ячейки, вдохновленной позднеантичным стилем, реализованной, однако, с пространственной четкостью, типичной для культуры Урбино. [12] Внешний вид почти голый, кирпичная облицовка оживляется лишь струнными карнизами , окнами и порталом. С другой стороны, интерьер характеризуется почти голым каменным фоном, подчеркнутым твердыми телами и пустотами объемов, а также некоторыми деталями изысканной ценности, такими как серые молдинги на структурных стыках (в духе Брунеллеша ), или колонны на высоких постаментах, которые поддерживают купол и делают видимым сброс его веса на землю. Надпись заглавными римскими буквами проходит по всему периметру и очень напоминает надпись на почетном дворе Герцогского дворца. [12]
Военные крепости
[ редактировать ]Находясь в Урбино, Франческо ди Джорджио Мартини также написал « Трактат об архитектуре, инженерном и военном искусстве» , в котором различные архитектурные типы рассматривались с широким использованием иллюстраций, созданных самим художником. Изучение памятников и основных текстов античной архитектуры актуализировалось с более эластичным подходом, открытым к конкретным решениям проблем и экспериментализму. На практике такое отношение проявилось в создании по заказу Федерико многочисленных военных крепостей для защиты герцогства . Хотя многие из этих зданий были разрушены или сильно изменены, Сан-Лео , Мондавио и Сассокорваро остались практически нетронутыми, свидетельствуя о том, как наступательные и оборонительные функции специфически интегрированы с орографией этих мест, часто благодаря изобретательным эмпирическим интуициям, которые отбрасывают в сторону сложную структуру. геометрические или зооморфные планы, изображенные в « Трактате» . Крепости часто представляют собой рыхлые скопления твердых тел (например, цилиндрические башни), идеальные для пассивной защиты от снарядов. Официальные украшения, такие как карнизы с струнными рядами , которые эластично обвивают периметр, или карнизы с заполнением , которые поддерживают проходы и оживляют гладкие навесные стены. [13]
Живопись и маркетри
[ редактировать ]В местной школе живописи первоначально доминировали Фра Карневале , ученик Филиппо Липпи , и различные проходящие мастера, в том числе Паоло Уччелло , который жил в Урбино между 1467 и 1468 годами и писал « Причастие апостолов» . [14] по мнению Вазари Однако, , Пьеро делла Франческа также присутствовал в городе со времен Гуидантонио да Монтефельтро , первые документальные следы которого в городе относятся к 1469 году. [15]
Пьеро делла Франческа
[ редактировать ]Пьеро делла Франческа по праву считается одним из главных героев и пропагандистов культуры Урбино, хотя он не был уроженцем региона Марке по рождению или образованию, а скорее тосканцем . Тем не менее, именно в Урбино его стиль достиг непревзойденного баланса между использованием строгих геометрических правил и безмятежно-монументальным размахом картин. [6] Его отношения со двором Федерико да Монтефельтро полностью не выяснены, особенно в отношении частоты и продолжительности его пребывания в контексте жизни, полной плохо документированных перемещений. По крайней мере, одно пребывание в Урбино между 1469 и 1472 годами считается правдоподобным, куда он привнес свой стиль, уже очерченный в своих основных чертах из его самых ранних художественных усилий и обобщенный в перспективной организации картин, геометрическом упрощении, присущем композициям и даже отдельным фигуры, баланс между церемониальной тишиной и исследованием человеческой истины, а также использование очень ясного света, который освещает тени и пронизывает цвета. [1]
Одной из самых ранних работ, связанных с покровительством Урбино, является « Бичевание» , символическое произведение с множеством уровней интерпретации, которое продолжает привлекать внимание исследователей и исследований. Панель разделена на две части, пропорциональные золотому сечению : справа, на открытом воздухе, изображены три фигуры на переднем плане, а слева, под лоджией , сцена реального бичевания Христа разворачивается еще дальше. . Очень точное перспективное обрамление координирует две группы, казалось бы, не связанные друг с другом, в то время как оттенки совпадают и усиливают друг друга в ясном свете, исходящем из разных источников. Тайная неподвижность персонажей усиливается необычными элементами иконографии, в которой перемешаны богословские вопросы и факты текущих событий. [16]
В двойном Портрете герцогов Урбино (ок. 1465) уже можно увидеть влияние фламандской живописи , в размытых пейзажах в чрезвычайно отдаленной глубине и внимании к деталям в ближайших изображениях герцогов. Примечательно исследование света (холодного и лунного для Баттисты Сфорца , теплого для Федерико), объединенного сильной формальной строгостью, полным ощущением объема и некоторыми ухищрениями, такими как красная рамка, которая более красна, чем одежда Федерико, которая изолирует портреты, заставляя их нависать над зрителем. [17]
В Мадонне Сенигаллии (ок. 1470 г.), расположенной в отсеке Герцогского дворца , Пьеро превосходно сочетает ясную и упрощенную композицию с использованием света в поэтической манере. Здесь тоже можно уловить отсылки к фламандскому языку, например, к маленькой комнате на заднем плане, где открывается окно и сквозь него просачивается солнечный луч, освещая отражения в волосах ангела впереди. [17]
Однако исследование гармонии между пространственной строгостью и светлой правдой дало лучший результат в алтаре Брера (1472 г.), ранее находившемся в Сан-Бернардино, где Федерико да Монтефельтро изображен стоящим на коленях в качестве покровителя. Фигуры и архитектурная обстановка тесно связаны между собой, и фактически фигуры расположены полукругом, занимающим пространство апсиды, в которой разворачивается сцена. Используемых пигментов немного, но использование различных связующих позволяет добиться разных эффектов, сохраняя при этом настроенные оттенки. Пространство глубокое, а свет — его абстрактный и неподвижный герой, определяющий формы и материалы в самых разнообразных эффектах: от темной непрозрачности скромных одежд святых до отражений блестящих доспехов Федерико. [18]
- Триумфы герцогов Урбино , оборотная сторона двойного портрета.
Кабинет и библиотека
[ редактировать ]Кабинет Федерико да Монтефельтро (1473–1476) — практически единственное из внутренних помещений Герцогского дворца, в значительной степени сохранившее первоначальное убранство. Он отличается роскошным орнаментом, с постоянными перекрестными ссылками между королевской архитектурой и иллюзионистской архитектурой, изображенными в знаменитых деревянных инкрустациях (работы Баччо Понтелли , Джулиано да Майано и других художников по дизайну) и картинах, когда-то сохранившихся там. [19]
Первоначально верхняя часть была украшена фризом с двадцатью восемью портретами выдающихся людей прошлого и настоящего , расположенными на двух регистрах, работами Юстуса ван Гента и Педро Берругете , а сегодня разделенными между Лувром и Национальной галереей Марши (которые держат их в другой комнате). [19]
Портреты, включавшие как гражданские, так и церковные, христианские и языческие фигуры, были усилены несколько пониженной точкой зрения и единым фоном, что через перспективу создавало эффект царской галереи. [19]
Ослепительные цвета и постоянные перекрестные ссылки между реальной и фантастической архитектурой должны были создать у зрителя эффект великого чуда. Тарсии Франческо ди Джорджио приписывают различным авторам, таким как Джулиано да Майано , а для рисунков — Боттичелли , Мартини и молодому Донато Браманте . Выделяются инкрустации Баччо Понтелли , специалиста по сложным перспективным конструкциям геометрических объектов, которые создавали непрерывный обмен между реальностью и вымыслом, расширяя пространство крошечной комнаты. [19]
Изображенные предметы отсылают к символам Искусств, но также и к Добродетелям (булава Стойкости, меч Справедливости и т. д.), как будто применение первых прокладывает путь самим Добродетелям. Портрет Федерико олицетворял и уточнял аллегорию целого, возвысившую герцога как главного героя добродетельной притчи об этическом и интеллектуальном значении награды, пропагандировавшей тему задумчивого одиночества, этики и созерцания как питания действия. . [19]
Естественным ответвлением Этюда была Библиотека Федерико да Монтефельтро, ныне расположенная в Библиотеке Ватикана , где на стенах висела серия картин, изображающих Свободные Искусства , символизируемые женскими фигурами на тронах, которые были составлены сильно укороченными снизу. , на вершине ступенек в пространстве, которое идеально продолжается от одной картины к другой. Представители искусств были изображены в процессе передачи своих знаков различия Федерико и другим придворным деятелям, считая их идеальными вассалами . [19]
- Баччо Понтелли , инкрустация герцогскими доспехами
- Юстус ван Гент , Аристотель
- Юстус ван Гент и Педро Берругете , Солон , Лувр
- Юстус ван Гент, Святой Августин , Лувр
Наследие и влияние
[ редактировать ]Разреженный и чрезвычайно изысканный климат двора Федерико, по существу, затрагивал дворец и ограничивался им, не способствуя развитию настоящей местной школы. После смерти герцога художественная деятельность, несомненно, прекратилась, но с возвращением домой иностранных художников, пришедших ко двору, произошло очень широкое распространение стиля Урбино с плодотворным развитием. Наиболее очевидные примеры касаются развития отношений между реальной и нарисованной архитектурой, начатых Пьеро делла Франческой и создателями инкрустации Этюда, который был подхвачен Мелоццо да Форли , который экспортировал его в Рим, и зарождающимся Школа Перуджи, особенно в начале Пьетро Ваннуччи . [20]
Однако климат, рожденный в сеньории Монтефельтро , остался опорой местной фигуративной культуры, повлияв на формирование двух главных интерпретаторов полного Возрождения, зародившихся именно в Урбино: Рафаэля и Браманте . [6]
16 век
[ редактировать ]После исчезновения Монтефельтроса Урбино остался блестящим двором эпохи Возрождения, хотя и больше не был в авангарде авангарда благодаря семье Делла Ровере . [6] Двор, наделенный большой элегантностью и вкусом, был покровителем Тициана , написавшего там, например, знаменитую Венеру Урбино . В первые десятилетия шестнадцатого века производство знаменитой исторической керамики достигло своего апогея, благодаря таким художникам, как Франческо Ксанто Авелли и Никколо Пеллипарио , известным как Никола да Урбино, а во второй половине века последовали процветающие мастерские Семьи Фонтана и Патанацци. В этот период город стал центром передового производства живописи Контрреформации благодаря Федерико Бароччи . [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 82)
- ^ Блазио (2007 , стр. 11)
- ^ «Кастильоне, Бальдассарре – Треккани» . Треккани (на итальянском языке) . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Клаф, Сесил Х. (1992). «Федерико да Монтефельтро и короли Неаполя: исследование выживания в пятнадцатом веке» . Исследования эпохи Возрождения . 6 (2): 113–172. дои : 10.1111/j.1477-4658.1992.tb00260.x . ISSN 0269-1213 . JSTOR 24412491 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томмазоли (1995)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Зуффи (2004 , стр. 188)
- ^ Крителли, М.Г. «Библиотека принца-гуманиста – Федерико да Монтефельтро и его рукописи» .
- ^ «Церковь Сан-Доменико <Урбино>» . Церкви итальянских епархий .
- ^ «Ферма Бартоломео – Треккани» . Треккани (на итальянском языке) . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 88)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 89)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 91)
- ^ Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 92)
- ^ «КОРРАДИНИ, Бартоломео, известный как Фра Карневале – Треккани» . Треккани (на итальянском языке) . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ «Пьеро делла Франческа – Треккани» . Треккани (на итальянском языке) . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 83)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 86)
- ^ Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 86–87)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 90)
- ^ Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 92–93)
- ^ Зуффи (2005 , стр. 238)
Библиография
[ редактировать ]- Де Векки, Пьерлуиджи; Черкьяри, Эльда (1999). Времена искусства . Том 2. Милан: Бомпиани. ISBN 88-451-7212-0 .
- Зуффи, Стефано (2004). Кватроченто . Милан: Электа. ISBN 88-370-2315-4 .
- Зуффи, Стефано (2005). Шестнадцатый век . Милан: Электа. ISBN 88-370-3468-7 .
- Блазио, Сильвия, изд. (2007). Марке и Тоскана, земли великих мастеров пятнадцатого и семнадцатого веков . Флоренция: Pacini Editore для Banca Toscana.
- Томмазоли, Уолтер (1995) [1975]. Жизнь Федерико да Монтефельтро 1422–1482 гг . Урбино: Аргалия.