Бичевание Христа (Пьеро делла Франческа)
Бичевание Христа | |
---|---|
![]() | |
Художник | Пьеро делла Франческа |
Год | вероятно, 1468–1470 гг. |
Тип | Масло и темпера на панели |
Размеры | 58,4 см × 81,5 см (23,0 × 32,1 дюйма) |
Расположение | Национальная галерея Марке , Урбино |
Бичевание Христа (вероятно, 1468–1470) — картина Пьеро делла Франческа, находящаяся в Galleria Nazionale delle Marche в Урбино , Италия . Названная одним писателем «загадочной маленькой картиной», [1] композиция сложна и необычна, а ее иконография была предметом самых разных теорий. Кеннет Кларк назвал «Бичевание» «величайшей маленькой картиной в мире».
Описание [ править ]
Тема картины — Бичевание Христа римлянами во время Его Страстей . Библейское событие происходит на открытой галерее на среднем расстоянии, а три фигуры на переднем плане справа, видимо, не обращают внимания на разворачивающееся позади них событие. Панно вызывает большое восхищение за использование линейной перспективы и атмосферу неподвижности, которая пронизывает произведение, и историк искусства Кеннет Кларк дал ему эпитет «Величайшая маленькая картина в мире». [2]
Картина подписана под сидящим императором OPVS PETRI DE BVRGO S[AN]C[T]I SEPVLCRI – «работа Пьеро из Борго Санто Сеполькро » (его города).
«Жучение» особенно восхищает реалистичной прорисовкой зала, в котором расположена сцена бичевания, в зависимости от размера фигур и геометрического порядка композиции. Портрет бородатого мужчины спереди считается необычайно насыщенным для времени Пьеро.
Интерпретации [ править ]
Большая часть научных дебатов вокруг этой работы касается личностей или значения трех мужчин на фронте. По мнению Адриано Маринаццо, они могут изображать прошлое, настоящее и будущее или три возраста человека. [3] Другие ученые, в зависимости от интерпретации сюжета картины, говорят, что они могут представлять современных фигур или людей, связанных со страстями Христовыми, или даже могут иметь несколько личностей. Последнее также предполагается в отношении сидящего слева человека, который в каком-то смысле определенно является Понтием Пилатом , традиционным элементом этой темы. Идея двух временных рамок в композиции основана на том факте, что сцена бичевания освещена справа, а якобы «современная» сцена на открытом воздухе освещена слева. Первоначально картина имела рамку, на которой была начертана латинская фраза «Convenerunt in Unum» («Они сошлись»), взятая из Псалма 2 , II Ветхого Завета . Этот текст цитируется в Книге Деяний 4:26 и относится к Пилату, Ироду и евреям.
Обычный [ править ]
Согласно общепринятой интерпретации, которая до сих пор поддерживается в Урбино, этими тремя мужчинами будут Оддантонио да Монтефельтро , герцог Урбино, между его советниками Манфредо деи Пио и Томмазо ди Гвидо дель Аньелло, которые были убиты вместе 22 июля 1444 года. Оба советника были убиты вместе. были привлечены к ответственности за смерть Оддантонио из-за их непопулярного правительства, что привело к роковому заговору. Смерть Оддантонио по своей невиновности можно было бы сравнить со смертью Христа. Картина тогда была бы заказана Федерико да Монтефельтро, который сменил своего сводного брата Оддантонио на посту лорда Урбино. Согласно другой интерпретации, двое мужчин слева и справа от юноши представляют собой Серафини и Риччарелли, граждан Урбино, которые предположительно убили Оддантонио вместе с двумя его плохими советниками. Против этих интерпретаций говорит письменный договор, подписанный Федерико и гражданами Урбино, «что он не будет помнить о преступлениях, нанесенных Оддантонио, что никто не будет за это наказан и что Федерико будет защищать всех, кто может быть скомпрометирован в этих интерпретациях». преступления». Более того, труп Оддантонио был похоронен в безымянной могиле. Таким образом, картина, посвященная памяти герцога Оддантонио и его реабилитации, была бы случаем предательства по отношению к гражданам Урбино. [4]
Династический [ править ]
Другая традиционная точка зрения считает картину династическим праздником, заказанным герцогом Федерико да Монтефельтро , преемником и сводным братом Оддантонио. Эти трое мужчин были бы просто его предшественниками. Эта интерпретация подтверждается описью XVIII века в соборе Урбино, где когда-то находилась картина и в которой работа описана как «Бичевание Господа нашего Иисуса Христа с фигурами и портретами герцогов Гвидубальдо и Оддо». Антонио». Однако, поскольку герцог Гвидобальдо был сыном Федерико, родившимся в 1472 году, эта информация должна быть ошибочной. Вместо этого самая правая фигура может представлять отца Оддантонио и Федерико Гуидантонио.
Политико-теологическое (Гинзбург) [ править ]
Согласно этой другой старомодной точке зрения, фигура в середине должна была представлять собой ангела, окруженного Латинской (католической) и Греческой (православной) церквями, разделение которых вызвало раздоры во всем христианском мире.
Сидящий крайний слева человек, наблюдающий за бичеванием, - это византийский император Иоанн VIII Палеолог , о чем можно судить по его одежде, особенно по необычной красной шляпе с перевернутыми полями, которая присутствует на медали Пизанелло . В варианте этой интерпретации, предложенном Карло Гинзбургом , картина была бы фактически приглашением кардинала Бессариона Федерико да Монтефельтро принять участие в крестовом походе. [5] Молодым человеком будет Бонконте II да Монтефельтро, который умер от чумы в 1458 году. Таким образом, страдания Христа сочетаются как со страданиями византийцев, так и со страданиями Бонконте.
Сильвия Рончи и другие историки искусства [6] [ нужна полная цитата ] согласны с тем, что панель представляет собой политическое послание кардинала Виссариона, в котором бичеванный Христос будет представлять страдания Константинополя , осажденного тогда османами, а также всего христианства. Фигура слева, наблюдающая за происходящим, будет султаном Мурадом II , а слева от него - Иоанном VIII. Трое мужчин справа обозначены слева направо: кардинал Виссарион, Фома Палеолог (брат Иоанна VIII, изображенный босиком, поскольку, будучи не императором, он не мог носить пурпурные туфли, в которых вместо этого изображен Иоанн) и Никколо III d 'Эсте , хозяин совета Мантуи после его переезда в его светлость Феррару .
Пьеро делла Франческа написал « Бичевание» примерно через 20 лет после падения Константинополя. Но в то время аллегории этого события и присутствия византийских деятелей в итальянской политике не были редкостью, о чем свидетельствует Беноццо Гоццоли современная Капелла волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции .
Кеннет Кларк [ править ]
В 1951 году историк искусства Кеннет Кларк идентифицировал бородатую фигуру как греческого ученого, а картину — как аллегорию страданий Церкви после падения Византийской империи в 1453 году, а также предполагаемого крестового похода, поддержанного Папой Пием II и обсуждался на Мантуанском соборе . Опять же, крайний слева человек — это византийский император. [ нужна ссылка ]
Мэрилин Аронберг Лавин [ править ]
Другое объяснение картины предлагает Мэрилин Аронберг Лавин в «Пьеро делла Франческа: Бичевание» . [7]
Внутренняя сцена изображает Понтия Пилата, показывающего Ирода, повернувшись спиной, потому что сцена очень напоминает многочисленные другие изображения бичевания, которые Пьеро знал. [ нужна страница ]
Лавин идентифицирует фигуру справа как Людовико III Гонзага , маркиза Мантуи , а фигуру слева — как своего близкого друга, астролога Оттавиано Убальдини делла Карда , жившего во Дворце дожей. Оттавио одет в традиционную одежду астролога , вплоть до раздвоенной бороды. Считается, что в то время, когда была написана картина, Оттавио и Людовико недавно потеряли любимых сыновей, которых изображала молодая фигура между ними. Голову юноши обрамляет лавровое дерево, олицетворяющее славу. Лавин предполагает, что картина призвана сравнить страдания Христа с горем двух отцов. Она предполагает, что картина была заказана Оттавио для его частной часовни Капелла дель Пердоно, которая находится во Дворце дожей в Урбино и имеет алтарь, фасад которого соответствует размеру картины. Если бы картина находилась на алтаре, перспектива на картине показалась бы правильной только тому, кто стоял перед ней на коленях. [ нужна страница ]
Дэвид А. Кинг [ править ]
Интерпретация, разработанная Дэвидом Кингом , директором (1985–2007) Института истории науки во Франкфурте, Германия, устанавливает связь между картиной и латинской надписью на астролябии, подаренной в Риме в 1462 году Региомонаном своему покровителю кардиналу. Виссарион . [8] Открытие того, что эта эпиграмма представляет собой акростих, было сделано Бертольдом Хольцшу, участником Королевского семинара по средневековым инструментам, в 2005 году. Скрытые значения на вертикальных осях включают ссылки на Виссариона, Региомонтануса и дар 1462 года, который должен был заменить подарок 1062 года. Византийская астролябия во владении Виссариона (ныне в Брешии). В том же году Хольцшу обнаружил, что главные оси эпиграммы соответствуют главным вертикальным осям картины, которые проходят через глаза фигуры Христа и глаза бородатого мужчины. Было ясно, что буквы BA IOANNIS слева от эпиграммы и буквы SEDES справа могли относиться к Василевсу (Императору) Иоаннису VIII на его троне. Это вдохновило Кинга на поиск монограмм имен в эпиграмме (например, INRI для Христа и RGO для Региомонтануса), и он нашел около 70, возможно, релевантных имен, соответствующих цифрам 8 + 1. Таким образом, Кинг установил двойную или множественную идентичность для каждого из восьми человек и одной классической фигуры, которые в конечном итоге появятся на картине. И Региомонтан, и Виссарион были известны Пьеро (их общий интерес заключался в Архимед ), а также сохранились копии сочинений Архимеда как Региомонтануса, так и Пьеро. Кинг предполагает, что даритель и одаряемый астролябии 1462 года мог придумать дизайн картины вместе с Пьеро. В молодом человеке в кардинально-красном теперь можно узнать энергичного молодого немецкого астронома Региомонтануса, нового протеже кардинала Виссариона. Однако в его образе воплощены, среди прочих, три блестящих молодых человека, близких к недавно умершему Виссариону: Буонконте да Монтефельтро, Бернардино Убальдини далла Карда и Вангелиста Гонзага. Каждое из изображений лиц на картине, как и классическая фигура на вершине колонны за Христом, многозначно. Сама картина многозначна. Одной из нескольких целей картины было выразить надежду на будущее с приходом молодого астронома в круг Виссариона, а также отдать дань уважения трем мертвым молодым людям. Другой вариант заключался в том, чтобы выразить сожаление Виссариона по поводу того, что его родной Трапезунд пал под властью турок в 1461 году, за что он возлагал ответственность на византийского правителя.
Джон Поуп-Хеннесси [ править ]
Сэр Джон Поуп-Хеннесси , историк искусства, в своей книге « След Пьеро делла Франческа» утверждал , что фактический сюжет картины — «Сон святого Иеронима ». По словам Поупа-Хеннесси,
В молодости святому Иерониму приснилось, что с него по божественному повелению содрали кожу за чтение языческих текстов, и он сам позже рассказал об этом сне в знаменитом письме к Евстохию в выражениях, которые точно соответствуют левой части панели Урбино.
Поуп-Хеннесси также цитирует и воспроизводит более раннюю картину сиенского художника Маттео ди Джованни , посвященную теме, записанной в письме Джерома, что подтверждает его идентификацию темы Пьеро. [9]
Влияние [ править ]
Сдержанность и формальная чистота картины сильно понравились, когда Пьеро был впервые «открыт», особенно поклонникам кубизма и абстрактного искусства . [ нужна ссылка ] Историки искусства высоко оценили его, а Фредерик Хартт назвал его «самым почти совершенным достижением Пьеро и окончательной реализацией идеалов второго периода Возрождения». [ нужна ссылка ]
Картина упоминается в романе Лена Дейтона 1978 года «SS-GB» .
Ссылки [ править ]
- ^ Уилкин, Карен (4 октября 2008 г.). «Пьеро без равных» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 4 октября 2008 г.
- ^ Оуэн, Ричард (23 января 2008 г.). «Шедевр Пьеро делла Франческа «держит ключ к разгадке убийства, совершенного в 15 веке» » . Таймс . Лондон . Проверено 17 сентября 2010 г.
- ^ Маринаццо, Адриано (март 2006 г.). «Загадка бичевания Пьеро делла Франческа» . Менарини Минуты . 324 :11–13.
- ^ Деннистоун, Джеймс (1851). Мемуары герцогов Урбино , т. 1 из 3, с. 80 и приложение. IV.
- ^ Гинзбург, Карло (2000). «Бичевание Христа» . Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа . Лондон: Версо. п. 54 . ISBN 978-1-85984-731-2 . OCLC 606432403 - через Интернет-архив.
- ^ «Сильвия Рончи» (на итальянском языке) . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Лавин, Мэрилин Аронберг (1990) [1972]. Пьеро делла Франческа: Бичевание . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-46958-4 . OCLC 20753516 - из Интернет-архива.
- ^ Кинг, Дэвид А.; Хольцшу, Бертольд (2007). Астролябии и ангелы, эпиграммы и загадки: от акростиха Региомонтануса кардиналу Виссариону до бичевания Христа Пьеро делла Франческа . Штутгарт: Штайнер. ISBN 978-3-515-09061-2 . OCLC 166763655 . Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 г. Проверено 11 сентября 2016 г. Дополнительные материалы находятся в архиве сайта Кинга.
- ^ Поуп-Хеннесси, Джон (2002). Тропа Пьеро делла Франческа . Нью-Йорк: Нью-Йоркский обзор книг. стр. 16–17. ISBN 1-892145-13-8 .