Воскресение (Пьеро делла Франческа)
Воскресение | |
---|---|
Художник | Пьеро делла Франческа |
Год | в. 1460-е годы |
Тип | Фреска |
Размеры | 225 см × 200 см (89 × 79 дюймов) |
Расположение | Гражданский музей, Сансеполькро |
«Воскресение» — фресковая картина эпохи Возрождения итальянского мастера Пьеро делла Франческа , написанная в 1460-х годах в Палаццо делла Резиденца в городке Сансеполькро , Тоскана , Италия.
Пьеро было поручено написать фреску для в готическом стиле резиденции , общественного зала собраний. [1] Этим пользовались исключительно консерваторы , главные магистраты и губернаторы, которые перед началом своих советов молились перед изображением. «Светский и духовный смыслы картины всегда были тесно переплетены». [2] [3] Фреска, расположенная высоко на внутренней стене, обращенной к входу, включает в себя намек на название города (что означает «Гроб Господень»), происходящее из-за присутствия двух реликвий Гроба Господня, принесенных сюда двумя паломниками в 9 веке. «Христос» Делла Франчески также изображен на гербе города. [4]
Состав
[ редактировать ]Иисус находится в центре композиции, изображенный в момент своего воскресения , о чем свидетельствует положение ноги на парапете его гробницы, которую Пьеро представляет как классический саркофаг . Его суровая, бесстрастная фигура, изображенная в знаковой и абстрактной неподвижности (и описанная Олдосом Хаксли как «спортивная»), возвышается над четырьмя спящими солдатами, представляя разницу между человеческой и божественной сферами (или смерть, побежденную светом Христа). ). По словам Мэрилин Аронберг Лавин, его фигура в зале совета коммуны «одновременно защищает судью и очищает судимого». [5] Пейзаж, погруженный в утренний свет, имеет и символическое значение: контраст цветущих молодых деревьев справа и голых зрелых деревьев слева намекает на обновление человека светом Воскресения.

Эндрю Грэм-Диксон отмечает, что, если не считать раны, тело Христа «так же прекрасно вылеплено и лишено пятен, как у античной статуи. Но в нем также есть нотки глубокой человечности: неидеализированное, почти грубое лицо; и эти три складки кожи, которые сморщиваются на его животе, когда он поднимает левую ногу, подчеркивают его двойственную природу, как человека, так и Бога». [2]
Стражник с копьем изображен сидящим в анатомически невозможной позе и, похоже, не имеющим ног. Вероятно, Пьеро их исключил, чтобы не нарушить баланс композиции. [6]
Согласно традиции и по сравнению с гравюрой на дереве, иллюстрирующей Джорджо Вазари « Жизнеописания художников» , спящий солдат в коричневых доспехах справа от Христа является автопортретом Пьеро. [ нужна ссылка ] Контакт головы солдата с шестом знамени [7] Предполагается, что несущийся Христом символизирует его контакт с божеством.
Композиция необычна тем, что содержит две точки схода . Один находится в центре саркофага, потому что снизу видны лица стражников, а другой — в лице Иисуса. Вершина саркофага образует границу между двумя точками зрения, а крутизна холмов не позволяет переходу между двумя точками зрения быть слишком резким. [8]
Почти уничтожение
[ редактировать ]
Сансеполькро избежал большого ущерба во время Второй мировой войны, когда британский артиллерийский офицер Энтони («Тони») Кларк нарушил приказ и воздержался от использования орудий своего отряда для обстрела города. Хотя Кларк никогда не видел фреску, в его дневнике записан его шок от разрушений в Монте-Кассино , и, очевидно, вспомнив, где он читал о Сансеполькро, он приказал своим людям сдерживать огонь, как только начался методичный обстрел. Любитель искусства, [9] Кларк прочитал эссе Хаксли 1925 года, описывающее Воскресение , в котором говорится: «Оно стоит перед нами во всем и реальном великолепии, величайшая картина в мире». [10] Позже выяснилось, что немцы отступали из этого района - в бомбардировке не было необходимости, хотя Кларк не знал об этом, когда приказал прекратить обстрел. Город вместе со своей знаменитой картиной уцелел. Когда события этого эпизода в конце концов стали ясны, Кларка прославили как местного героя, и по сей день улица в Сансеполькро носит его имя. [9]
См. также
[ редактировать ]- 100 великих картин , сериал BBC, 1980 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Резиденция была возвращена флорентийскими властями гражданам Сансеполькро , Тоскана , в 1459 году в знак восстановления некоторой степени автономии Борго . Даты, указанные в Аронберг Лавин, Мэрилин (2002). Пьеро делла Франческа . Файдон. стр. 234 и далее. ISBN 978-0714838526 .
в документе 1474 года о структурном ремонте здания упоминается картина.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Грэм-Диксон . «ITP 157: Воскрешение Пьеро делла Франческа» .
- ↑ Когда фреску перенесли, надпись пропала. Аронберг Лавин 2002 , с. 241.
- ↑ В правом нижнем углу фрески можно увидеть кусок камня, «и поэтому нам говорят признать этот камень основополагающей реликвией, принесенной сюда из Святой Земли Святыми Аркано и Эгидио». Аронберг Лавин 2002 , с. 243.
- ^ Аронберг Лавин 2002 , с. 244.
- ^ Частная жизнь шедевра Пьеро делла Франческа - «Воскресение» (2006). Цитата: «Вы полностью поглощены реальностью, в каком-то смысле изображения, и не замечаете – это совершенно верно, – что у одного из охранников нет ног. Расположение охранников такое идеальное, такое умное, настолько симметричен, настолько уравновешен – по цвету, по форме – что собственно тот факт, что ему некуда поставить эти ноги, перестает иметь значение, и веками не замечаешь, что он безногий ."
- ^ Знамя красного креста на белом поле было условностью, которую соблюдали как Андреа Мантенья (в его алтаре Сан-Дзено), так и Джованни Беллини (в его Воскресении в Берлине); иллюстрации, например, у Аронберга Лавина 2002 , рисунки 154, 155.
- ^ Клайн, Моррис (1953). Математика в западной культуре . Великобритания: Пеликан. п. 166.
- ^ Jump up to: а б Мясник, Тим (24 декабря 2011 г.). «Человек, который спас Воскресение » . Новости Би-би-си . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Хаксли, Олдос. «Лучший фильм». Архивировано 18 апреля 2013 г. в Wayback Machine , 1925 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фросинини, Сесилия (2022). «Воскресение» Пьеро делла Франческа: реставрация «самой красивой картины в мире», между воспоминаниями о гражданской истории и открытиями , Эдифир ISBN 9788879709729
- Манескальки, Роберто (2008). Редкие и устаревшие изображения Пьеро «Воскресший Христос» . Сансеполькро: Музей Абока.
- Манескальки, Роберто (2008). Аминторе Фанфани и Джулио Гамбасси, Воскресший Христос Пьеро делла Франческа: битва за искусство . Флоренция: Графика Европейского центра изящных искусств.
- Рефице, Паола. « Воскресение : иконографические вопросы», 1492 г. Журнал Фонда Пьеро делла Франческа» , вып. IX (2016), вып. 1, стр. 15–33
- Рефице, Паола. «Фрагментарный эпиграф, написанный в «Воскресении» Пьеро делла Франческа : гипотеза реконструкции», в Prospettiva , №№. 163/164 (июль – октябрь 2016 г.), стр. 95–97
- Зугги, Стефано (1991). Пьеро делла Франческа . Милан: Элемонд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с «Воскресением» Пьеро делла Франческа, на Викискладе?