Венера Урбино
Венера Урбино | |
---|---|
Художник | Тициан |
Год | 1534 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 119 см × 165 см (47 × 65 дюймов) |
Расположение | Уффици , Флоренция |
Венера Урбино (также известная как Лежащая Венера ) [1] Картина маслом итальянского художника Тициана , изображающая обнаженную молодую женщину, традиционно отождествляемую с богиней Венерой , лежащую на диване или кровати в роскошной обстановке дворца эпохи Возрождения . Работа над картиной, судя по всему, началась где-то в 1532 или 1534 году и, возможно, была завершена в 1534 году, но продана только в 1538 году. В настоящее время она хранится в Галерее дельи Уффици во Флоренции .
Поза фигуры основана на Дрезденской Венере , традиционно приписываемой Джорджоне , но для которой Тициан завершил хотя бы пейзаж. В своей картине Тициан перенес Венеру в помещение, вовлек ее в контакт со зрителем и сделал ее чувственность явной; некоторые даже полагают, что эта фигура занимается мастурбацией . [2]
Интерпретации картины делятся на две группы; оба согласны с тем, что картина несет в себе мощный эротический заряд, но помимо этого она рассматривается либо как портрет куртизанки, возможно, Заффетты, либо как картина, прославляющая свадьбу ее первого владельца (который, по мнению некоторых, возможно, не заказывал ее). ). Это разногласие является частью более широкой дискуссии о значении в основном венецианской традиции лежащей обнаженной женщины, которую Тициан создал или помог создать примерно 25 лет назад с дрезденской Венерой примерно 1510–1511 годов. По мнению Чарльза Хоупа , «еще предстоит доказать, что самый известный образец этого жанра, «Венера Урбино » Тициана , представляет собой нечто иное, чем изображение красивой обнаженной женщины на кровати, лишенное классического или даже аллегорического содержания». [3] Даже неутомимый искатель аллегорий, опирающихся на ренессансный неоплатонизм , Эдгар Винд , был вынужден признать, что в данном случае «неприкрытый гедонизм наконец рассеял платонические метафоры». [4]
Описание
[ редактировать ]Героиня картины смотрит прямо на зрителя, не смущаясь своей наготой. [5] В правой руке она держит букет роз, а другую руку прикрывает гениталиями. На ближайшем фоне изображена собака, часто символ верности . В другом месте на заднем плане изображены две служанки, роющиеся в сундуке -кассоне , где часто хранилась одежда.
Детальное изображение внутренней обстановки необычно, возможно, уникально для картины Тициана. [6] Тициан действительно работал на 21-летнего Ипполито Медичи , которого неохотно сделал кардиналом (хотя и не священником) его дядя, Папа Климент VII . Он пытался сделать военную карьеру и был папским дипломатом . 20 октября 1532 года он провел ночь в Венеции с Анжелой дель Моро, или Анжелой Заффеттой, ведущей куртизанкой Венеции и случайной собеседницей Тициана и Аретино , последнего друга кардинала. Тициан нарисовал портрет Ипполито, и вполне вероятно, что его попросили добавить портрет обнаженной Анжелы Заффетты, или что Тициан решил написать его в надежде, что он ему понравится. [7]
20 декабря 1534 года Тициан написал камергеру Ипполито в Рим, сообщив, что он работал над картиной женщины для кардинала. Ипполито умер в августе 1535 года и, видимо, так и не увидел картину, которая все еще находилась в мастерской Тициана, когда Гвидобальдо II делла Ровере , 24-летний сын герцога Урбино, пришел в январе 1538 года позировать для портрета. Как показывают письма от него и его матери, он очень хотел купить его и сделал это несколько месяцев спустя; он называл ее просто «обнаженной женщиной» и боялся, что Тициан продаст ее кому-нибудь другому. [8] Позже в том же году после смерти своего отца он унаследовал герцогство Урбино , поэтому картина получила название, под которым она наиболее известна, хотя, похоже, в основном она хранилась в Пезаро .
Альтернативно, картина могла быть заказана Гвидобальдо, возможно, в честь его свадьбы в 1534 году с 10-летней Джулией Варано, которая сделала его герцогом Камерино , или ее свадьбы, которая, вероятно, произошла несколько лет спустя. [9] Некоторые критики видели упоминания о браке в деталях, например, в служанках в кассоне , где хранилось корредо или приданое из одежды, обычно даримой невесте семьей ее мужа. Рона Гоффен рассматривает руку Венеры, «ласкающую» ее гениталии, как такой отпечаток, поскольку в то время считалось, что для зачатия необходима женская «эмиссия» или оргазм, и поэтому женская мастурбация разрешалась только в тех случаях, когда мужчина эякулировал и ушел. Наличие наследников вызывало большое беспокойство в элитных браках. Даже маленькая собачка на кровати была вовлечена в спор; идентичная собака показана на портрете Тициана матери герцога Элеоноры Гонзага , мотивировка в том, что собака идентифицирует дом как дом делла Ровере, и то, что она остается тихой, указывает на то, что зритель является мужем женщины. [10]
Недавняя теория Юзефа Грабского предполагает, что картина представляет собой аллегорию супружеской любви между известной итальянской поэтессой Витторией Колонна и ее покойным мужем Фернандо д'Авалосом . Грабский поддерживает свою теорию, анализируя различные визуальные подсказки и символы, наиболее заметными из которых является классическая колонна перед деревьями в окне в правой половине, небольшая деталь на картине, имитирующая семьи Колонна . герб [11]
Более поздняя история
[ редактировать ]В 1624 году, когда папство решило полностью присоединить герцогство к Папской области , двор делла Ровере переехал в Пезаро , где картина висела на Императорской вилле. Он присоединился к семейным коллекциям Медичи в 1633 году, когда последняя делла Ровере, Виттория делла Ровере , вышла замуж за Фердинандо II Медичи , великого герцога Тосканы. Он был перенесен в Уффици в 1736 году и с тех пор остается там, за исключением посещения выставок, которые в 21 веке включали Мадрид, Брюссель, Токио, Венецию и Урбино. [12] Он уже давно известен, о чем свидетельствует его заметное размещение в передней части галереи группового портрета Йохана Цоффани с Трибуны Уффици 1770-х годов.
В своем путеводителе 1880 года «Бродяга за границей » Марк Твен назвал Венеру Урбино «самой отвратительной, самой мерзкой, самой непристойной картиной, которая есть в мире». [13] Он предположил, что «она была написана для баньо [борделя], и, вероятно, ей было отказано, потому что она была слишком прочной», добавив с юмором, что «на самом деле она немного слишком прочная для любого места, кроме публичной художественной галереи». . Твен делает это, чтобы сопоставить художественную лицензию (например, на наготу), разрешенную в живописи, с ограничениями и викторианской моралью, наложенными на литературу «последние восемьдесят или девяносто лет». В том же отрывке Твен также высмеивает фиговые листья, помещенные в XIX веке на обнаженные статуи в Риме, которые «веки стояли в невинной наготе».
Венера Урбино была одним из источников вдохновения для Эдуарда Мане 1863 года «Олимпии» , в которой фигура Венеры заменена моделью Викторин Меран . [14] [15]
Скульптуры
[ редактировать ]Лоренцо Бартолини развил ту же тему в скульптуре со своей Венерой (около 1830 г.), основанной на картине, которую его друг Ж. А. Энгр скопировал для него с тициановской версии. Оригинал скульптуры находится в Музее Фабра в Монпелье; копия находится в Художественной галерее Леди Левер , Порт-Санлайт , недалеко от Ливерпуля.
- Копия скульптуры Лоренцо Бартолини в Художественной галерее Леди Левер , Ливерпуль.
- Лоренцо Бартолини, Лежащая Венера, 1820–1830, Музей Фабра , Монпелье.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хеген, Энн Мюллер фон дер; Штрассер, Рут Ф. (2013). «Галерея дельи Уффици». Искусство и архитектура: Тоскана . Потсдам: Издательство HF Ullmann. п. 198. ИСБН 978-3-8480-0321-1 .
- ^ Борода, Мэри (1 декабря 2020 г.). «Шок обнаженной Мэри Берд» . 1 . Эпизод 1. BBC Two .
- ^ Надежда, 56 лет.
- ^ Ветер, 141
- ^ Коул, Маргарита (23 июля 2022 г.). «Изучение шедевра Ренессанса Тициана «Венера Урбино » . Моя современная встреча . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Гоффен (1997a), 83–84.
- ^ Хаус, 337–341.
- ^ Хаус, 341–345.
- ^ Гоффен (1997a), 81
- ^ Гоффен (1997b), 151–152; Шейла Хейл считает разговоры о собаке «абсурдными», 762, примечание 5.
- ^ Грабски, Юзеф (1999). « Победа любви»: «Венера Урбино» Тициана. Памятная аллегория супружеской любви» . Искусство и история 20 (40): 9–33. дои : 10.2307/1483663 . JSTOR 1483663 .
- ^ «Шедевр Тициана временно возвращается в Урбино» Мэри Грей, «Флорентинец» , 2 августа 2016 г.
- ^ «Венера Урбино» . Британника . Проверено 1 января 2024 г.
В своем путевом дневнике 1880 года «Бродяга за границей» американский писатель Марк Твен описал эту картину как «самую отвратительную, самую гнусную, самую непристойную картину, которая есть в мире».
- ^ Хонор, Х. и Флеминг, Дж. (2009) Всемирная история искусства . 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, стр. 709. ISBN 9781856695848
- ^ Гоффен (1997a), 71
Ссылки
[ редактировать ]- Тициана Гоффен, Рона (1997a), «Секс, пространство и социальная история в «Венере Урбино» », в Гоффене, Рона (редактор), «Венера Урбино» Тициана , 1997, Cambridge University Press
- Гоффен, Рона (1997b), Женщины Тициана , 1997, издательство Йельского университета, соответствующие выдержки
- Хейл, Шейла, Тициан, его жизнь , 2012, Harper Press, ISBN 978-0-00717582-6
- Хоуп, Чарльз (1994) , «Классическая античность в предмете венецианского Возрождения», в книге Фрэнсиса Эймса-Льюиса (редактор), « Новые интерпретации живописи венецианского Возрождения» , 1994, История искусства колледжа Биркбека. ISBN 9780907904809
- Ветер, Эдгар , Языческие тайны в эпоху Возрождения , изд. 1967 г., Peregrine Books
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гоффен, Рона (редактор), «Венера Урбино» Тициана , 1997, издательство Кембриджского университета (шедевры западной живописи)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тициан Венера Урбино - критическая рецензия на картину