Автопортрет (Тициан, Мадрид)

«Автопортрет» — картина итальянского художника Тициана, написанная маслом на холсте . Датируемая примерно 1560 годом, когда Тициану было бы более 70 лет, это последняя из двух сохранившихся работ. [ 1 ] автопортреты. Картина представляет собой реалистичное и нелестное изображение физических последствий старости и, как таковая, не демонстрирует той уверенности в себе, как его более ранний автопортрет ( ок. 1546–1547 гг.), Сейчас находящийся в Берлине. На этой картине Тициан изображен в три четверти в настороженной позе. [ 2 ]
Тициан выглядит отстраненным, постаревшим и изможденным, смотрит вдаль и, кажется, погружен в свои мысли. [ 3 ] Тем не менее, портрет демонстрирует достоинство, авторитет и репутацию мастера-художника.
Описание
[ редактировать ]Тициан одет в простую, но дорогую одежду. В левом нижнем углу холста он держит кисть. [ 3 ] Хотя присутствие кисти преуменьшено, это элемент, который придает легитимность его подразумеваемому статусу. Тициан не указал своего ремесла или профессии ни на берлинском портрете, ни на каких-либо других более ранних работах; действительно, это один из самых ранних автопортретов в западном искусстве, в котором художник раскрывает себя как живописец. Влияние Тициана было таково, что эта работа привела к созданию многочисленных автопортретов более поздних поколений художников, в том числе Веласкеса и Гойи , которые в «Менинах» (1656) и «Карл IV Испанский и его семья» (1800–1801) изобразили себя соответственно в «Менинах». акт рисования. [ 4 ]

Портрет составлен из глубоких оттенков насыщенного и изысканного черного и коричневого цветов с небольшими штрихами белого вокруг лица и волос, а также на вырезе и цепочке. [ 5 ] При относительно плоской живописной плоскости внимание зрителя привлекают острые черты лица натурщика: высокий лоб, крючковатый нос, длинная борода и проницательные, глубоко посаженные глаза. [ 6 ] Здесь владение Тицианом красками и тенями знаменует собой высшую точку его позднего периода, и хотя физическая харизма, видимая в берлинской картине, с возрастом уменьшилась, теперь она заменена чувством власти. [ 6 ]
Тициан остро осознавал, как его воспринимают другие, и стремился контролировать свою репутацию, сводя к минимуму публичные сведения о своей жизни. [ 7 ] Джорджо Вазари отмечал, что к этому этапу своей жизни Тициан накопил достаточно богатства, чтобы не зависеть от заказных работ или быть обязанным какому-либо покровителю. [ 8 ] Его автопортрет был призван улучшить то, как его воспринимали другие. Это привлекает внимание как к его преклонному возрасту, так и — через его красивую одежду и портрет в профиль (вид, который тогда был доступен только самым знатным) — его статус. [ 3 ]
Тициан вставил аналогичный автопортрет, в котором он носил тюбетейку, в свою «Богоматерь с Младенцем со святыми Тицианом и Андреем» , которую он предназначал для своей гробницы в Пьеве-ди-Кадоре . [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арети, 145
- ^ Хоуп, Флетчер и Данкертон, 143.
- ^ Перейти обратно: а б с Хоуп, Флетчер и Данкертон, 158
- ^ Эненкель, 62 года.
- ^ Камински, 127.
- ^ Перейти обратно: а б Эненкель, 61
- ^ Именно по этой причине оценки даты его рождения варьируются от 1473 до 1490 года. Наиболее вероятный диапазон — 1488–1490 годы.
- ^ Перейти обратно: а б Классен, 517
Источники
[ редактировать ]- Арети, Пьетро. Портреты Тициана через объектив Аретино . Государственный университет Пенсильвании, 1995 г. ISBN 0-271-01339-7
- Классен, Альбрехт. Старость в средние века и эпоху Возрождения . Уолтер де Грюйтер, 2007. ISBN 3-11-019548-8
- Эненкель, К.А.Э. Моделирование личности: биография и портрет в эпоху Возрождения . Родопи BVEditions, 1998. ISBN 90-420-0782-6
- Хоуп, Чарльз и Флетчер, Дженнифер и Данкертон, Джилл. Тициан . Национальная галерея Лондона, 2003. ISBN 1-85709-904-4
- Камински, Мэрион. Тициан . Ульманн, 2007. ISBN 978-3-8331-3776-1