Jump to content

Колосс (картина)

Колосс
Английский: Колосс
Художник приписывают Франсиско де Гойя [ 1 ]
Год после 1808 г. [ 1 ]
Середина Холст, масло
Размеры 116 см × 105 см (46 × 41 дюйм)
Расположение Музей Прадо , Мадрид

Колосс (также известный как Гигант ), известен на испанском языке как Эль Колозо , а также Эль Гиганте (Гигант), Эль Панико (Паника) и Ла Тормента (Буря). [ 2 ] Это картина, традиционно приписываемая Франсиско де Гойе , на которой в центре холста изображен гигант, идущий к левой стороне картины. Горы скрывают его ноги до бедер, а облака окружают его тело; гигант, кажется, принимает агрессивную позу, держа один из кулаков на уровне плеч. Темную долину, содержащую толпу людей и разбегающиеся во все стороны стада скота, занимает нижнюю треть картины.

Картина стала собственностью сына Гойи, Хавьера Гойи, в 1812 году. [ 3 ] Позднее картина принадлежала Педро Фернандесу Дурану, который завещал свою коллекцию мадридскому Музею Прадо , где она хранится с 1931 года.

История картины

[ редактировать ]
Гигант , также называемый Колоссом (ненумерованный отпечаток, 1814–1818 гг.). Полированный офорт-акватинта Франсиско де Гойи, нижняя часть гравюры, где должно было быть вставлено название, обрезана. [ 4 ]

Картина стала частью коллекции Музея Прадо в 1931 году, когда ее подарило поместье Педро Фернандеса Дурана. Первое документально подтвержденное приписывание картины Гойе датируется 1946 годом, когда Франсиско Хавьер Санчес Кантон опубликовал опись поместья Хосефы Байе, жены Гойи, после ее смерти в 1812 году. В описи описывается картина «гиганта» тех же размеров. как Колосс , который был отождествлен с буквой X (Ксавье Гойя) и числом 18. [ 5 ]

Картина перешла в собственность Мигеля Фернандеса Дурана Фернандеса де Пинедо-и-Бизаррона, маркиза Пералеса, поскольку он оставил ее своему правнуку Педро Фернандесу Дурану после своей смерти в 1833 году. [ нужны разъяснения ] Картина внесена в нотариально заверенное поместье Паулы Бернальдо де Кирос (маркизы Пералес и Толоса и матери Педро Фернандеса Дурана) после ее смерти в 1877 году. [ нужны разъяснения ] В это время картина описывалась как «Пророческая аллегория несчастий, произошедших во время Войны за независимость, оригинал Гойи, размером 1,15 на 1,[0]3 (глобальные единицы измерения) (имеющая стоимость одна тысяча пятьсот песеты». [ 5 ]

Совсем недавно вопросы, поднятые относительно авторства «Колосса» и его отсутствия на выставке Прадо «Гойя в военное время» , сосредоточили внимание, среди прочего, на офорте Гойи на ту же тему, вошедшем в ту же выставку (каталог выставки № 28). ). В статье «Художественная техника как метод исследования произведения Гойи «Колосс»» (в журнале « Гойя» № 324) Хесуса Вега установил связь между офортом, известным как «Гигант » (второй экземпляр которого имеется в испанском Национальная библиотека в Мадриде) и «Колосс» такими словами: «гигант переходит от сопротивления/защиты, гордый и прямой, к унылой меланхолии, отражая настроение многих испанцев, коллективное чувство, разделяемое его создателем». [ 4 ] Если картина считается написанной между 1808 годом (началом Пиренейской войны ) и 1812 годом (когда картина записана как находящаяся в числе товаров, разделенных между Гойей и его сыном Хавьером), то гравюру следует датировать как созданную после ее окончания. войны благодаря технике и материалам, использованным в серии офортов «Бедствия войны» .

Рисунок с названием Gran Coloso dormido («Большой спящий великан»), написанный рукой Гойи. Литографский карандаш, Альбом Г-3 или Первый альбом Бурдеоса (1824–1828), бывшая коллекция Герстенберга, Берлин, Эрмитаж ( Санкт-Петербург ).

Крупное тело гиганта занимает центр композиции. Кажется, что он принимает боевую позу из-за положения его единственной видимой руки и сжатого кулака. Картина была написана во время полуостровной войны, поэтому она могла быть символическим изображением этой войны. Найджел Глендиннинг утверждает, что картина основана на патриотическом стихотворении Хуана Баутисты Арриасы под названием «Пиренейское пророчество» , опубликованном в 1810 году. [ 6 ] В стихотворении испанский народ представлен как гигант, вышедший из Пиренеев, чтобы противостоять наполеоновскому вторжению. Картина Гойи «Орел» , найденная у сына Гойи в 1836 году, по размерам и аллегорическому характеру схожа с «Колоссом» . Найджел Глендиннинг считает это доказательством того, что Гойя задумал картины с схожей концепцией с «Колоссом» . [ 7 ]

Поза гиганта была объектом множества интерпретаций. Неизвестно, ходит ли он или твердо стоит, раздвинув ноги. Положение гиганта также неоднозначно, он мог находиться за горами или зарываться выше колен. Ноги субъекта также скрыты в «Сатурне, пожирающем своего сына» , а субъект даже закопан по шею — или, возможно, он находится за насыпью — в «Собаке» , которую по-испански иногда называют Perro Semihundido ( «Полупогруженная собака» ). . Некоторые эксперты предполагают, что глаза гиганта закрыты, что может свидетельствовать о слепом насилии.

Противоположностью прямой фигуре гиганта являются крохотные фигурки в долине, разбегающиеся во все стороны. Единственным исключением является стоящий на месте осел. Хуан Дж. Луна предположил, что эта фигура может олицетворять непонимание ужасов войны. [ 8 ]

Техника, использованная в этой картине, аналогична той, что использована в « Черных картинах» Гойи , которые изначально были написаны на стенах дома Гойи, Кинта-дель-Сордо. Предлагалась даже более поздняя дата написания картины, а это означало бы, что «Колосс», упомянутый в описи 1812 года, — это другая картина. Однако Найджел Глендиннинг опроверг эту более позднюю датировку аргументами, основанными исключительно на стилистических особенностях картины. Глендиннинг утверждает, что все стилистические особенности, обнаруженные в «Колоссе», уже присутствуют (хотя и не в такой же степени) в предыдущих картинах Гойи « Луг Сан-Исидро» 1788 года, где присутствуют небольшие фигурки, написанные быстрыми мазками; в «Лос-Капричос» (1799) номера 3 ( «А вот и пугал» ) и 52 ( «Что может сделать портной» ) на тему огромной фигуры, которая пугает. [ 9 ] А также некоторые рисунки, найденные в альбомах Гойи, такие как «Гигантская фигура на балконе» , «Гигант в капюшоне» и «Прокламационный сон ведьм» (Гассие и Уилсон, №№ 625, 633 и 638). [ 10 ]

Сатурн, пожирающий своего сына , одна из черных картин Гойи (1819–1823).

Ряд параллельных тем также существует в «Бедствиях войны» и одноименной ненумерованной гравюре «Гигант или Колосс» , датируемой 1814–1818 годами. [ 4 ] на котором изображен гигант, сидящий среди темного и пустынного ландшафта, с полумесяцем в верхнем углу. Однако поза гиганта и темнота ночи выражают одиночество, отличное от агрессии, показанной на картине, и гравюра не имеет явного отношения к войне. Невозможно определить, закрыты ли на отпечатке глаза гиганта, но он, похоже, к чему-то прислушивается. То есть гигант делает то, что, возможно, мечтал сделать Гойя, глухой с 1793 года. Или, возможно, поза гиганта отражает настороженную внимательность глухого или слепого человека.

Несомненно то, что картина маслом стилистически похожа на « Черные картины» . Преобладает черный цвет, цветовые штрихи минималистичны и наносятся шпателем, а тема, по-видимому, связана с некоторыми немецкими работами, принадлежащими к «Буря и стресс » ( Sturm und Drang движению раннего романтизма ) . Акцент Гойи на эмоциональном элементе паники, вызвавшей хаотическое бегство населения, также отражает эту раннюю романтическую эстетику. Равно как и символика гиганта как воплощения идей идентичности в коллективном сознании или Volkgeist . Особенно когда это сознание связано с агрессией, которая воспринималась как исходящая от внешних сил. Эти идеи возникли вместе с идеалистическим немецким романтизмом и получили широкое распространение в Европе начала 19 века. Патриотические поэзии той эпохи, такие как «Пиренейское пророчество» , знали наизусть многие испанцы, в том числе Гойя, который также дружил с известными писателями эпохи Просвещения и мыслителями доромантического периода.

Хуан Баутиста Арриаса , автор « пророчества» Пиренейского «Патриотических стихах», 1810 г.), вероятно, источник вдохновения для иконографии « Колосса ».

Предлагались и другие интерпретации значения этой картины. Что касается эмблем , было высказано предположение, что гигант может представлять некомпетентного и высокомерного Фернандо VII из Испании , где горы подчеркивают его высокомерие. Кроме того, было высказано предположение, что неподвижный осел представляет собой закостенелую аристократию, подчиняющуюся абсолютной монархии . Исследования изображений гигантов в сатирических карикатурах этого периода или мифической фигуры Геркулеса позволили предположить, что гигант на картине представляет собой испанскую монархию, противостоящую наполеоновскому режиму. Исследования с использованием рентгеновского анализа позы гиганта показали, что эта фигура похожа на Фарнезе Геркулеса, изображенного на гравюрах Хендрика Гольциуса , или на испанского Геркулеса, нарисованного Франсиско де Сурбараном в его серии «Подвиги Геркулеса» , который находится среди великие картины сражений, найденные в Салоне Рейнос во дворце Буэн Ретиро. в Мадриде.

Однако Глендиннинг настаивал на том, что идея гиганта распространена в патриотической поэзии полуостровной войны. Прообразом этой идеи в Золотом веке Испании являются аллегорические фигуры театра в стиле барокко ( «Осада Нуманции» Мигеля де Сервантеса содержит отрывок, в котором Испания представлена ​​в диалоге с рекой Дуэро), и многие из этих фигур являются благословленными явлениями. Богом (например, Святой Иаков или Святой Георгий в важных битвах против мавров), чтобы мотивировать солдат, участвующих в битве. Подобные гиганты есть в Мануэля Хосе Кинтаны патриотической поэме «В Испанию после мартовской революции» , в которой гигантские тени отбрасываются такими испанскими героями, как Фердинанд III Кастильский , Гонсало Фернандес де Кордова (Эль Гран Капитан) и Родриго Диас де Вивар. (Эль Сид) призывает к сопротивлению. В стихотворении Кристобаля де Бенья тень Якова I Арагонского (Хайме I эль Конкистадор) используется для аналогичных целей. В стихотворении «Сарагоса». Франсиско Мартинеса де ла Росы , Генерал Палафокс командующий осадой Сарагосы (1808 г.) , воодушевлен своим предшественником Родриго де Реболледо. Наконец, победитель в битве при Лас-Навас-де-Толоса , король Кастилии Альфонсо VIII, упоминается в гимне , посвященном битве при Байлене, написанном Хуаном Баутистой Арриасой .

Фрагмент городского пейзажа из гравюры «Гигант или Колосс».
Деталь нижней части картины. Люди и животные разбегаются в разные стороны, образуя динамичную композицию с центробежными линиями.

Несмотря на все вышесказанное, в картине все еще есть неизвестные элементы. Нет убедительных аргументов относительно того, в каком направлении движется гигант (если он вообще движется), и невозможно увидеть врага, которому он противостоит. Однако в последнем пункте некоторые авторы считают весьма вероятным, что гористая местность скрывает армию противника на другой стороне долины, по которой бегут мирные жители. Поэтому было высказано предположение, что на картине, скорее всего, изображено противостояние вторгшейся французской армии и гиганта, представляющего обороняющиеся испанские войска, как описано в стихотворении Ариасы. Готовность великана сражаться голыми руками и без оружия описана и Арриазой в стихотворении « Воспоминания о втором мая» , [ 11 ] который подчеркивает героический характер испанской нации. Героизм гиганта контрастирует со страхом остального населения, которое бежит и разбегается в разные стороны, лишь изредка останавливаясь, чтобы помочь тому, кто рухнул или из-за легендарного упрямства мула.

Что касается оси композиции, существует ряд сигналов, которые динамически представляют направления, в которых бежит толпа, в основном в направлении и за пределы нижнего левого угла картины. Есть еще одна противоположная ось, показанная паническим бегством быков вправо. Среди всего этого движения есть фигуры, оказывающие помощь упавшему или попавшему в затруднительное положение человеку, что создает контрапункт движению и подчеркивает впечатление хаоса. Великан отделен от переднего плана горами, тем самым обеспечивая ощущение глубины. Он повернут влево, создавая перспективу, более удаленную от зрителя и образующую диагональную оппозицию направлению убегающей толпы.

Эффект света, который, возможно, указывает на закат, окружает и подчеркивает облака, окружающие талию гиганта, как описано в стихотворении Арриасы:

Вокруг его талии/облака, окрашенные в красный цвет западным солнцем.

- Хуан Баутиста Арриаса, Пиренейское пророчество vv. 31–32.

Этот косой свет прерывается горными вершинами, усиливая ощущение неравновесия и беспорядка. Эффект подобен Луиса де Гонгоры знаменитому «сомнительному дневному свету» ( Басня о Полифеме и Галатее, т. 72). Вместо центростремительной композиции, где все признаки указывают на центральное ядро, в этой картине все линии движения разбивают единство изображения на множество путей к его краям. Эту картину можно считать примером многих картин романтизма с органической композицией (в данном случае центробежной ) по отношению к движениям и действиям фигур на картине. Это можно противопоставить механическим композициям неоклассицизма , где угловые оси формируются содержанием картины и навязываются рациональной волей художника.

Атрибуция

[ редактировать ]
Мазки кисти из нижнего левого угла картины «Колосс» , которую Найджел Глендиннинг определил как два числа (17 или 18) из инвентаря. [ 12 ] [ 13 ] (что Хесуса Вега утверждает в «Колоссе Франсиско де Гойи» 2012 года, это 18) [ 14 ] и Мануэла Мена , первоначально идентифицированные как инициалы Асенсио Хулии (AJ), хотя в январе 2009 года она отказалась окончательно заявить, что эти штрихи были подписью валенсийского художника.

В июне 2008 года Музей Прадо выпустил пресс-релиз, в котором Мануэла Мена, главный хранитель отдела живописи XVIII века и Гойи, заявила, что картина «с почти полной уверенностью» является работой художника Асенсио Хулиа , который был другом и соавтором. Гойи. [ 15 ] Анализ [ 16 ] предпринятая в январе 2009 года, пришла к выводу, что картина была работой одного из учеников Гойи, но не смогла с уверенностью утверждать, что этим человеком была Хулия. [ 17 ]

Эксперт по Гойе Найджел Глендиннинг отвергает идею о том, что картину написал Асенсио Хулиа, заявляя, что аргументы, подтверждающие точку зрения Мены, «абсолютно субъективны» и что мазки кисти, которые, по утверждению Мены, являются подписью «AJ», на самом деле являются первыми цифрами имени Мены. инвентарный номер 176, который виден на старых фотографиях картины. На этих старых фотографиях также можно увидеть другие числа, такие как число 18, которое упоминается в предложении «Гигант с номером восемнадцать», используемом в описании картины «Гигант» (так называлась картина в инвентаризация произведений Гойи проведена в 1812 году после смерти жены художника Жозефы Байе. [ 5 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 18 ] В 2012 году Хесуса Вега опубликовала статью под названием «Колосс Франсиско де Гойи», в которой показывает, как штрихи различных восьмерок, нарисованных Гойей, соответствуют штрихам, видимым на «Колоссе» . Вега отвергает основную предпосылку, изначально ставившую под сомнение авторство картины Гойи. Кроме того, она показывает, что все остальные результаты исследования, проведенного Прадо, указывали на то, что картина была написана Гойей; они включали анализ пигментов и связующих веществ, оценку используемых художественных приемов, а также темы и композиции картины, а также ее сходства с другими « Черными картинами» Гойи . [ 14 ] В 2009 году историк искусства Валериано Бозал, ознакомившись с пресс-релизом Мены, заявил, что «отчет не является окончательным». [ 19 ] Позже он безуспешно пытался провести конгресс международных экспертов с целью достижения консенсуса, заявив в июне 2010 года, что «авторство Гойи было снято на основании слабых не относящихся к делу доказательств. Наследие картины было искажено без убедительных доказательств». ". [ 20 ] Другие ученые, реставраторы и бывшие директора Прадо заявили, что не согласны с гипотезой Мены. [ 21 ]

С другой стороны, Мануэла Мена отказалась окончательно прийти к выводу, что буквы AJ были подписью Асенсио Хулиа, что является одним из основных аргументов в пользу приписывания картины валенсийскому художнику. [ 22 ] статью В марте 2009 года Найджел Глендиннинг и Хесуса Вега опубликовали в академическом журнале Goya под названием «Неудачная попытка исключить Колосса из списка музея Прадо?» [ 23 ] в котором они ставят под сомнение методологию и аргументы отчета Мены: [ 24 ] [ 25 ]

Таким образом, аргументы в пользу исключения «Колосса», выдвинутые в докладе, не только неубедительны, но и в конечном итоге скандальны из-за допущенных ошибок и использованной софистики. Публикация документа такого типа под защитой Прадо, как если бы это учреждение уже приняло его выводы, является серьезно ошибочным шагом, который ставит под сомнение доверие, которое общество оказывает музею.

Подпись Асенсио Хулии на Эль-Науфраго (Кораблекрушение)

С 2001 года Джульетта Баро-Уилсон и Мануэла Мена подвергают сомнению авторство картины Гойи, утверждая, что ее написал сын Гойи, Хавьер. Кроме того, «Доярку из Бордо» приписывают крестнице художницы Розарито Вайс. Однако в статье, озаглавленной « Проблема ассигнований с выставки Гойи 1900 г. [ 5 ] Найджел Глендиннинг и тогдашний директор Музея Прадо Фернандо Чека отвергают эти утверждения. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] В 2004 году Найджел Глендиннинг также опубликовал статью под названием « Колосс Гойи и патриотическая поэзия того времени» . [ 10 ] установление связи между представлениями Гойи о гиганте, изображенном на картине, и литературой, возбудившей патриотический подъем у населения, пережившего войну, спровоцированную вторжением Наполеона в Испанию. Этого соединения идей не существовало бы, если бы «Колосс» был написан позже, и это аргумент, который Глендиннинг использует, чтобы опровергнуть гипотезу Баро-Уилсона и Мены. Эта гипотеза пытается дистанцировать картину от описи поместья жены Гойи, Жозефы Байе, после ее смерти в 1812 году. В описи указана картина тех же размеров, что и «Колосс» , которая называется «Гигант» и которую традиционно идентифицируют как « Гигант». как та же картина.

В июле 2009 года испанские университеты и многочисленные эксперты по Гойе подписали декларацию в поддержку Найджела Глендиннинга, защищая использование научного метода в изучении истории искусства и приписывая «Колосса» . Гойе [ 29 ] [ 30 ]

В 2021 году музей Прадо изменил свою позицию и заявил, что картину приписывают Гойе. [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и источники

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Jump up to: а б с [на испанском языке] «Эль Прадо снова приписывает «Эль Колозо» Гойе» , ABC , 9 июля 2021 г.
  2. ^ Сирло, Лурд ; Поу, Анна, ред. (2007). Музей Прадо: Мадрид, Том 2 . Тома 6-7 Музеев мира. п. 83. ИСБН  9788467438109 .
  3. ^ По словам Найджела Глендиннинга ( op. cit. , 1993, стр. 140), картина «была написана между этой датой [1808] и 1812 годом, когда картина была включена в опись имущества, которое стало собственностью сына художника. , Хавьер Гойя, после смерти его матери Жозефы Байе. картина обозначена как «Гигант». В этой описи товаров
  4. ^ Jump up to: а б с Хесуса Вега, «Художественная техника как метод познания в отношении «Колосса » Гойи » , в Goya: Revista de arte , № 324, январь – март 2008 г., стр. 229–244. ISSN   0017-2715 . Телефонный номер 2714917 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Найджел Глендиннинг. «Проблема атрибуции после выставки Гойи 1900 года» . Гойя 1900 г. , Мадрид, Главное управление изящных искусств и культурных ценностей Института испанского исторического наследия, 2002 г., Иллюстрированный каталог и исследование выставки Министерства народного просвещения и изящных искусств I, стр. 29 и сс.
  6. ^ В стихотворении Хуана Баутисты Арриасы «Profecía del Pirineo» (стихи 25–36) упоминается Титан , бродящий по Пиренеям, этимология хребта означает сожженную гору, что отражено в традиционной испанской литературе, например, в «Басни о Полифемо». и Галатея Луиса де Гонгоры ; гигант Полифемо назван «этими Пиренеями» в стихе 62. В стихотворении Ариасы описываются такие детали, как облака, окружающие талию гиганта, которые отражены в картине:

    Посмотрите, как на вершине
    этого пещеристого амфитеатра,
    зажженный заходом солнца
    появляется бледный Колосс
    это были Пиренеи
    скромная обстановка для его гигантского тела.

    Вокруг его талии
    пылающие западные облака,
    придавая ужасное выражение его росту
    его глаза светятся грустью
    и вместе с самой высокой горой,
    его тень затемняет горизонт.

    — Хуан Баутиста Арриаса, «Profecía del Pirineo», в Poesías patrióticas , Лондон, Т. Бенсли, 1810, стр. 27–40, ст. 25–36.
  7. ^ Найджел Глендиннинг, «Вокруг колосса , еще раз приписываемого Гойе» , Гойя. Revista de Arte , 329 (октябрь – декабрь 2009 г.). Архивировано 20 июня 2012 г. в Wayback Machine , стр. 294.
  8. ^ Хуан Х. Луна, «Эль колосс» [онлайн] № 43, в каталоге выставки, проходившей в Музее Сарагосы с 3 октября по 1 декабря 1996 г.
  9. ^ См цитируемый . Капричос ; № 3 Que comer el coco ( А вот и призрак ) и № 52 Lo que puede un sastre ( Что может сделать портной )
  10. ^ Jump up to: а б Найджел Глендиннинг, «Колосс Гойи и патриотическая поэзия его времени» , в Dieciocho: Hispanic Enlightenment vol. 27, № 1, Колледж Королевы Марии, Лондонский университет, 22 марта 2004 г., страницы 47–58. ISSN   0163-0415 . Онлайн-доступ ко всей статье, в которой он отвергает приписывание картины более поздней даты. [проверено 6 февраля 2009 г.]
  11. ^ «Воспоминания о втором мая», с. 61–67

    Такой молодой, что с голыми руками, дикий / в ряды смело бросается

    с. 63, стих IV.
  12. ^ Jump up to: а б «Гигант Прадо, который не писал Гойя» . Страна . 27 июня 2008 года . Проверено 29 июня 2008 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Найджел Глендиннинг: «Происходящее серьезно и печально, Прадо допускает вещи без достаточного изучения» » . АВС . 1 июля 2008 г.
  14. ^ Jump up to: а б Хесуса Вега, « Колосс Франсиско де Гойи» , «Искусство и литература» , приложение к Heraldo de Aragón , 19 января 2012 г.
  15. ^ « Колосс «почти наверняка» был не Гойи» . Страна . Проверено 26 июня 2008 г.
  16. ^ Мануэла Мена Маркес (январь 2009 г.). «Колосс и его приписывание Гойе» . Национальный музей Прадо .
  17. ^ « Колосс» написан «учеником Гойи»]» . Страна . Проверено 26 января 2009 г.
  18. ^ См. также стр. 30 цитируемой статьи (Glendinning, 2002) :

    На старых фотографиях картины, хотя и не видно номера, с хорошей четкостью, но можно разглядеть рельеф номера и идентифицировать его. На мой взгляд, это можно сделать, изучив, детально , опубликованные гравюры в двух книгах о Гойе: «Гойя и демократическая традиция» Фрэнсиса Клингендера , опубликованная в 1948 году, и «Гойя» Роберта Делевого, английское издание опубликовано в 1954 году. На фотографиях в обеих книгах видно несколько номеров. отчетливо видны эти книги и число 18.

    Глендиннинг, арт. соч., 2002, стр. 30
  19. ^ «Бозаль: «Если бы я был директором Прадо, я бы не убрал «Колосса » (из каталога произведений Гойи)» , ABC , 28 января 2009.
  20. ^ «Искусство под подозрением» , El País , 19 июня 2010.
  21. ^ «Четыре бывших директора Prado высказывают свое мнение по поводу разногласий по поводу «Эль Колозо» , ABC , 2 июля 2008 г. « Эль Колозо объединяет мудрецов против прекращения производства». Архивировано 25 июля 2010 г. в Wayback Machine . Público.es , 28 января 2009 г. «Отчет об Эль Колозо все еще не убеждает специалистов» , Heraldo de Aragón , 28 января 2009 г. Эль все еще в Соединенных Штатах» , ABC , 18 февраля 2009 г. Колозо « стоит в конечном итоге вернутся из изгнания, как Веласкес из Метрополитена» , ABC.es, 17 ноября 2009 г.
  22. ^ «Вывод: Гойеско да, Гойя нет» , El País , 27 января 2009 г.
  23. ^ Найджел Глендиннинг в сотрудничестве с Хесусой Вегой, «Неудачная попытка прекратить выпуск «Колосса» в музее Прадо?» , Гойя. Журнал «Арт» , № 326, январь — март 2009 г., стр. 61-68. ISSN   0017-2715 .
  24. ^ «Аргументы в пользу декаталогизации «Колосса» скандальны своими ошибками» , ABC , 28 марта 2009 г.
  25. ^ возвращается " Колосс в руки Гойи?" , Heraldo.es , 29 марта 2009 г.
  26. ^ «Музей отвергает утверждения Гойи» , BBC News , 04.05.2001.
  27. «Женщина, которая забрала «Эль Колозо» у Франсиско де Гойи». Архивировано 24 февраля 2011 г. в Wayback Machine , adn.es , 28 января 2009 г.
  28. ^ «Найджел Глендиннинг: « Колосс и доярка из Бордо написаны Гойей, и меня злит, что они это отрицают, не доказывая»» , ABC , 5-5-2002.
  29. ^ «Университет поддерживает роль Глендиннинга в споре о Колоссе» . АВС . Проверено 30 июля 2009 г. «Учреждения и историки присоединяются к манифесту поддержки Глендиннинга» . АВС . Проверено 30 июля 2009 г.
  30. ^ «Манифест кафедры истории искусств Мадридского университета Комплутенсе в защиту научного метода в честь Найджела Глендиннинга» (PDF) .
Источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ce8c1b40aa4b6675ca04c105b706a48__1715287140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/48/8ce8c1b40aa4b6675ca04c105b706a48.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Colossus (painting) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)