Литература испанского Просвещения
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2021 г. ) |
Литература Испании |
---|
• Средневековая литература |
• Ренессанс |
• Мигель де Сервантес |
• Барокко |
• Просвещение |
• Романтизм |
• Реализм |
• Модернизм |
• Поколение '98 |
• Двадцатый век. |
• Поколение '27 |
• Литература после Гражданской войны. |
Литература испанского Просвещения — это литература Испании , написанная в эпоху Просвещения .
В XVIII веке возник новый менталитет (по сути продолжение Возрождения ) , который смел старые ценности эпохи барокко и получил название Просвещения. Это движение основано на критическом духе, на преобладании разума и опыта, философии и науки, являющихся наиболее ценными источниками знаний. Этот период также известен как Эпоха Просвещения или Эпоха Разума. Короче говоря, человеческое счастье достигалось посредством культуры и прогресса. Искусство и литература стали двигаться в сторону нового классицизма ( неоклассицизма ). Выражений чувств избегались, соблюдались нормы и академические правила, ценились баланс и гармония. К концу века такая жесткость привела к реакции в виде возвращения в мир чувств; это движение известно как преромантизм .
Исторический контекст
[ редактировать ]
XVIII век начался с Войны за испанское наследство (1701–1714). Европейские державы, обеспокоенные гегемонистской властью французского короля Людовика XIV , вместе с его внуком Филиппом V Испанским , которого Карл II назвал наследником престола, сформировали Большой союз и поддержали попытку эрцгерцога Австрии Карла присоединиться к нему. к короне. После Утрехтского договора Филипп V (1700–1746) был признан королем Испании, хотя позже он потерял свои владения на Менорке и Гибралтаре. В 1724 году он отрекся от престола в пользу своего сына Людовика I , но когда последний через несколько месяцев умер, он вернулся, чтобы занять испанский престол. Во время своего правления он развил централистскую политику и реорганизовал общественное казначейство.
После смерти Филиппа V его сменил Фердинанд VI (1746–1759), который вместе с такими министрами, как Карвахаль и маркиз Энсенада , улучшил коммуникации и дорожную сеть страны, поощрял военно-морское строительство и способствовал развитию науки.
После правления Фердинанда VI его сводный брат Карл III на престоле наследовал . Прототип просвещенного монарха, он опирался на поддержку таких важных министров, как Хосе Моньино , Педро Родригес , Педро Пабло Абарка де Болеа , Херонимо Гримальди и Леопольдо де Грегорио . Не отходя от модели Ancien Régime , он модернизировал страну, заново заселил Сьерра-Морену и отдал предпочтение образованию, торговле и общественным работам.
Во время правления Карла IV министра Годоя в 1789 году разразилась Французская революция. Из-за своей слабости и амбиций ему пришлось отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII , после вторжения французов в 1808 году.
Просвещение в Европе
[ редактировать ]
В последние десятилетия 17 века Ancien Régime , основанный на преобладании церковных, военных и аристократических классов, вступил в кризис в Европе. В этом столетии Европа критически пересмотрела сложившийся порядок. В отличие от предыдущей мысли, он предлагал разум как универсальный метод познания, систематическую критику и продвигал экспериментальный метод и исследования, основанные на самом разуме, как основу эпистемологии, которая поддерживала его, в отличие от аргумента авторитета, который поддерживал мысль. в предыдущие века.
Знания переместились из придворных собраний в буржуазные салоны, кафе или культурные учреждения. Ощущалась необходимость путешествовать для учебы или удовольствия, изучать другие языки, заниматься спортом, чтобы укрепить тело или улучшить условия жизни граждан.
В этом новом подходе просвещенный человек является филантропом, который заботится о других, предлагает и проводит реформы в аспектах, связанных с культурой и обществом. Они защищают религиозную терпимость, практикуют скептицизм и даже заходят так далеко, что нападают на религии. В противовес абсолютным монархиям Монтескье отстаивал основы современного конституционализма и разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Просвещенные хотели наслаждаться свободой и выбирать себе правителей. Все это вдохновило девиз Французской революции : Свобода, Равенство, Братство .
Теории Просвещения зародились в Англии, хотя своего апогея они достигли во Франции, где они были собраны в Энциклопедии (1751–1772) под редакцией Жана Ле Рона д'Аламбера и Дени Дидро . В этой работе они собрали все существовавшие на тот момент знания в алфавитном порядке.
Просвещение в Испании
[ редактировать ]Предшественники реформизма: новаторы XVIII века
[ редактировать ]В период Габсбургов Испания практически отказалась от научных исследований, к которым относилась с подозрением и постоянно преследовалась инквизицией . Задержка в отношении Европы была очевидна в начале XVIII века. Тем не менее, некоторые интеллектуалы с конца 17 века отказывались отказываться от своих исследований; не без риска, они всегда были в курсе европейских открытий в области астрономии, медицины, математики и ботаники. Эти ученые — так называемые novatores («новаторы», которых так презрительно называют). Они распространяли теории Галилео Галилея, Кеплера, Линнея и Исаака Ньютона. Среди новаторов , Хуан де Кабриада , Антонио Уго де Омерик , Хуан Карамуэль , Мартин Мартинес Хуан Томаш Висенте Тоска и Баутиста Корачан выделяются . В 18 веке оставленное ими наследие было продолжено другими учеными, такими как Хорхе Хуан , Косме Буэно и Антонио де Уллоа .
Принятие Просвещения в Испании
[ редактировать ]После Войны за наследство Бурбоны считали Испанию страной, погрязшей в нищете и невежестве. На Пиренейском полуострове едва проживало семь с половиной миллионов жителей. Используя французскую политическую концепцию, Филипп V укрепил монархическую власть и способствовал процессу централизации в стране, отменив фуэрос и законы Арагона и Каталонии. Церковь сохранила свое господство, хотя некоторые религиозные ордена, такие как иезуиты, пали ко времени Карла III . С другой стороны, простые люди, состоящие из владельцев ранчо, земледельцев, государственных служащих и маргинализированных слоев населения, не имели прав. Монархи постепенно сократили некоторые привилегии наследственной аристократии и заняли регалистскую или критическую позицию по отношению к церкви с намерением провести ряд основных реформ. В конце века качество жизни испанцев улучшилось, о чем свидетельствует рост населения почти на три миллиона жителей, что, тем не менее, меньше, чем в других европейских странах.

Идеи Просвещения проникли в Испанию по разным каналам:
- Распространение идей некоторых ученых эпохи Просвещения, в том числе Грегорио Майанса и Бенито Херонимо Фейхоо , новаторов 18 века.
- Пропаганда французских энциклопедических идей ( Руссо , Вольтер , Монтескье ), несмотря на цензуру того времени, во избежание их внедрения на полуострове и бдительность инквизиции.
- Перевод французских книг всех жанров и привлечение иностранных профессоров или ученых по определенным предметам.
- Академические поездки ученых и интеллектуалов и знакомство с европейской жизнью и обычаями.
- Появление газет или изданий, в которых распространялись просветительские идеи.
- Создание ряда культурных учреждений и экономических обществ друзей страны направлено на содействие культурному, социальному и экономическому прогрессу Испании посредством реформы традиционных практик. Первое из этих обществ было основано в Стране Басков в 1765 году и вскоре распространилось по всей стране. Их составляли просвещенные люди из аристократии, буржуазии и духовенства. В этом столетии были созданы организации огромной важности, такие как Королевская испанская академия , основанная на благо языка под девизом «очищает, исправляет и сияет». Общество стремилось установить нормы правильного использования языка, и его первая попытка была посвящена Diccionario de la lengua española ( Словарь испанского языка ), известному тогда как Diccionario de Autoridades ( Словарь авторитетов ), в шести томах. (1726–1739). В нем можно найти этимологию каждого слова, а каждое значение сопровождается краткой цитатой известного писателя (авторитета), доказывающей его существование и иллюстрирующей его использование. Другими институтами, возникшими в то время, были Biblioteca Nacional de España (Национальная библиотека, 1712 г.), Real Academia de la Historia (Королевская академия истории, 1736 г.), Real Jardín Botánico de Madrid (Королевский ботанический сад Мадрида, 1755 г.), Real Academia de Bellas Artes de San. Фернандо (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, 1751 г.), Королевская академия костей Lletres de Барселона (Королевская академия хороших писаний Барселоны, 1752 г.) и Музей Прадо (Музей Прадо, 1785 г.).
Расцвет Просвещения в Испании пришелся на период правления Карла III и его упадка, примерно во время Французской революции (1789 г.) и вторжения Наполеона на Пиренейский полуостров (1808 г.). Реформаторы, несмотря на то, что рассчитывали на поддержку Короны, не добились признания привилегированных групп; многих описывали как профранцузских и обвиняли в нападках на испанские традиции и религиозное образование. После Французской революции некоторые подверглись преследованиям и даже были заключены в тюрьму.
Испанский в 18 веке
[ редактировать ]В этом столетии велась борьба за ясность и естественность художественного языка, в которой многие писатели боролись с еще сохранившимися остатками стиля барокко, то есть с использованием искусственности, к которой пришло позднее барокко. .
Латынь использовалась в университетах как академический язык, но постепенно ее заменили в этой роли. Испанцы хотели вернуться к великолепию Золотого века как литературный язык, но для этого необходимо было развивать формы выражения в соответствии с европейскими экспериментальными науками, задачу, которую выполнили Фейху , Сармьенто , майя , Ховельянос , Форнер и Кэпмани , среди других. В 1813 году, после войны за независимость, Совет, созданный Регентством для проведения общей реформы образования, приказал использовать исключительно испанский язык в университете.
Многие просвещенные люди за модернизацию Испании выступали за введение преподавания других языков (французского, английского, итальянского) в центрах и перевод выдающихся произведений на кастильский язык. Первому противостояли те, кто защищал приоритет классических языков (латинского и греческого) над современными языками, а второму — те, кто отвергал переводы, поскольку они вносили в испанский язык ненужные иностранные слова и ставили под угрозу его самобытность. Таким образом, возникли две позиции: кастицизм , который защищал чистый язык, без смешивания словарного запаса или странных оборотов фраз со словами, задокументированными властями (Королевской испанской академией); и пуризм , который целиком выступал против проникновения неологизмов, главным образом иностранных, обвиняя своих противников в осквернении языка.
Этапы литературы XVIII века
[ редактировать ]Можно выделить три этапа в испанской литературе XVIII века:
- Антибарокизм (приблизительно до 1750 г.): писатели боролись со стилем позднего барокко, считавшимся чрезмерно риторическим и запутанным. Развлекательная литература не культивируется, но писатели больше интересовались очерками и сатирой, используя язык просто и чисто.
- Неоклассицизм (до конца 18 века): проявляется интерес к французскому и итальянскому классицизму. Писатели также подражали древнегреческой и римской классике, и ее пик длился со времен правления Фердинанда VI вплоть до XIX века.
- Преромантизм (конец 18 — начало 19 веков): влияние английского философа Джона Локка , а также французов Этьена Бонно де Кондильяка , Жан-Жака Руссо и Дени Дидро , привело к возникновению новых настроений, недовольства тиранией разум, утверждающий право индивидуумов выражать свои личные эмоции (тогда подавляемые неоклассиками), среди которых в основе лежит любовь. Это течение ознаменовало упадок неоклассицизма и открыло двери романтизму.
Проза
[ редактировать ]В этот период в Испании практически не существовало повествования. Он практически сведен к «Жизни, происхождению, рождению, воспитанию и приключениям доктора дона Диего де Торреса Вильярроэля» Диего де Торреса Вильярроэля или к рассказу « История знаменитого проповедника Фрай Герундио де Кампасас, он же Зотес» Хосе Франсиско де Исла .
Другой формой большого влияния в то время была газета. Литературные и научные публикации, а также курьезы, в том числе Diario de los Literatos de España , El Censor и Correo de Madrid, способствовали распространению в Испании теорий и идей того времени, установив принципы Просвещения.
Напротив, эссе или вообще эссеистические жанры являются доминирующим жанром. Эта проза носит отчасти просветительский и доктринальный характер, демонстрируя стремление подойти к проблемам момента и тяготеющую к реформе обычаев; обычно используется эпистолярная форма. С другой стороны, речь идет о жанрах историографии, того, что мы сегодня называем гуманитарными науками и вообще науками, поскольку не следует забывать, что просвещенная концепция литературы XVIII века охватывает поэзию и художественную литературу как как и вся наука. Испанская универсалистская школа XVIII века определила большое течение, состоящее в основном из просвещенных и изгнанных иезуитов, в отношении этих жанров.
Монах блаженный Джером Фейджу
[ редактировать ]Монах-бенедиктинец Бенито Херонимо Фейжу-и-Монтенегро (Оренсе, 1676 г. – Овьедо, 1764 г.) имел аристотелевское образование. Его работы выходили в многочисленных изданиях и вызывали множество споров, настолько многочисленных, что Фердинанду VI в акте просвещенного деспотизма пришлось защищать его, назначив своим почетным советником и запретив нападки на его творчество и его личность.
Его знания проявились во множестве эссе, которые он сгруппировал в восемь томов « Универсального критического театра» (1727–1739) и в пяти томах «Cartas eruditas y curiosas» (1742–1760). Фейху видел необходимость писать, чтобы вывести Испанию из ее отсталости; с этим намерением он придал своей работе дидактический характер, явно католический, но с намерением, чтобы новые европейские течения укоренились, по крайней мере, в образованных классах. Он очень критически относился к суевериям и ложным чудесам.
Фейжу внес свой вклад в консолидацию кастильского языка как культурного языка, защищая его использование от латыни, которая все еще использовалась в университетах. Он также допускал введение новых слов, когда это необходимо, независимо от того, откуда они пришли. Его произведения охватывают самые разные области, такие как экономика, политика, астрономия, математика, физика, история, религия и т. д. Его стиль отличался простотой, естественностью и ясностью. Для многих критиков испанская проза стала современной благодаря Фейхо.
Гаспар Мельчор де Ховельянос
[ редактировать ]
Ховельянос (Хихон, 1744 г. – Пуэрто-де-Вега, Астурия, 1811 г.), вероятно, самый выдающийся эссеист XVIII века. Принадлежащий к богатой семье, он изучал право и был направлен в Севилью, где установил эпистолярный контакт с поэтической школой Саламанки. В Мадриде, в качестве мэра Палаты представителей и суда, его политическая активность неуклонно возрастала. После изгнания Мануэль Годой назначил его министром милосердия и юстиции, а затем государственным секретарем. Когда он потерял доверие министра, он был заключен на Майорке в замок Бельвер до тех пор, пока беспорядки в Аранхуэсе , свергнувшие Годоя, не вернули ему свободу. В 1808 году принял участие в Центральной хунте, противостоявшей наполеоновской армии. Его преследовали французы, и он попытался перебраться в Кадис, но ненастная погода вынудила его укрыться в порту Вега-де-Навиа, где он и погиб.
Ховелланос начал писать лирические стихи под пастырским именем (очень распространенным в его время) Джовино и с идеалами Просвещения. Как и Кадальсо, он высмеивал необразованную аристократию в своей сатире «Арнесто» . Но вскоре ему надоела поэзия, которую он считал юношеской игрой, к которой неприменим разум и которая была неприлична порядочному человеку. Любопытно, что годы спустя он в стихах упомянул восстание 1808 года в Canto para los astures contra los franceses ( «Песня астурийцев против французов »).
Он также написал El delincuente honrado , неоклассическую реформистскую драму. Был принят закон, приговаривавший к смерти выжившего в дуэлях, считая преступника и жертву одинаково виновными; На этом Ховельянос основывал свою драму, ведь для него виноват только преступник. Произведение следует линии сентиментальной комедии, столь любимой во Франции, и его тон уже доромантичен.Ясность, краткость и трезвость — характерные черты дидактической работы Ховельяноса.
Хосе Кадальсо
[ редактировать ]
Хосе Кадальсо-и-Васкес де Андраде (1741–1782) — еще один великий прозаик XVIII века. Он написал важные литературные произведения, его самым важным творением является Cartas marruecas . Говорили, что он обладал обширной культурой, вероятно, обогащенной его поездками в Англию, Францию, Германию и Италию. Он был военным и получил звание полковника. Он был сильно влюблен в актрису Марию Игнасию Ибаньес, которая умерла очень рано, в 1771 году, от тифа. За бесчинства, которым он допустился (Кадальсо даже пытался эксгумировать ее), он был сослан в Саламанку (приказано, чтобы он излечился от безумия). Позже его направили в Эстремадуру, Андалусию, Мадрид и, наконец, в Гибралтар, где он погиб во время Великой осады Гибралтара. Его тело было похоронено в приходской церкви Санта-Мария-ла-Коронада в Сан-Роке, Кадис .
Как поэт и под именем Дальмиро он написал произведение Ocios de mi juventud (1771). Его любовь к актрисе Марии Игнасии Ибаньес приблизила его к драматическому миру. Хотя он написал три трагедии, была исполнена только одна из них, и с небольшим успехом: «Дон Санчо Гарсия, граф Кастильский» (1771). Однако его прозаическое творчество более обширно. В «Noches lúgubres» он рассказывает в диалоге о неудовлетворенном стремлении главного героя Тедиато спасти тело своей возлюбленной из могилы. Книга «Los eruditos a la viola» полностью написана в восемнадцатом веке, в которой он набрасывается на лжеинтеллектуалов, предлагая семь уроков, которые высмеивают тех, кто притворяется, что знает много, но мало учится.
Тем не менее, Cartas marruecas (1789), опубликованные посмертно, являются наиболее важными литературными произведениями Кадальсо. По модели, широко культивируемой во Франции (например, » Монтескье «Персидские письма ), автор составляет книгу из девяноста писем между Газелем, мавром, посещающим Испанию, его марокканским учителем и другом Бен-Белеем, и Нуньо Нуньесом, другом-христианином. от Газели. Они комментируют историческое прошлое Испании и ее нынешнюю жизнь, судят о деятельности правителей и обычаях страны.
Лирическая поэзия
[ редактировать ]В 1737 году Игнасио де Лусан собрал эстетические идеи неоклассицизма в своей «Поэтике» . Этот стиль преобладал в Испании, устанавливая критерии полезности и служения человечеству наряду со стремлением к эстетическому удовольствию. Художественные идеалы, импортированные из Франции, господствовали «хороший вкус» и сдержанность, а чувства и страсти подавлялись. Подчинение нормам было всеобщим, бегство от спонтанности и воображения, которые сменялись дидактическим рвением.
Неоклассическая поэзия затрагивала исторические, жанровые и сатирические темы. В варианте рококо , более роскошном и богато украшенном, преобладали пасторальные темы, возвышающие удовольствие и галантную любовь. Типичными формами были оды, послания, элегии и романсы.
Важными именами в испанской поэзии являются Хуан Мелендес Вальдес , ведущий испанский представитель рококо, Николас Фернандес де Моратин и баснописцы Томас де Ириарте и Феликс Мария де Саманиего .
Неоклассическая литература развивалась в основном в трех городах: Саламанке , людьми, связанными с ее университетом; Севилья , под влиянием своего помощника (должность, аналогичная должности мэра) Пабло де Олавиде ; и Мадрид , вокруг Фонда Сан-Себастьяна. Таким образом, писатели этого направления группируются в школы или поэтические группы: Салмантинская школа, в которую входили Кадальсо, Мелендес Вальдес, Ховельянос и Форнер; севильская школа, в которую входили писатели Мануэль Мария де Архона , Хосе Марчена , Хосе Мария Бланко и Альберто Листа , вскоре развившаяся в ранний романтизм (преромантизм); и мадриленская группа, сформированная Висенте Гарсия де ла Уэрта , Рамоном де ла Крус, Ириарте, Саманиего и Фернандес де Моратинс.
Салмантинская школа: Хуан Мелендес Вальдес
[ редактировать ]
Мелендес Вальдес (Рибера-дель-Фресно, Бадахос, 1754 – Монпелье, Франция, 1814) считается одним из лучших поэтов XVIII века. Он был профессором университета в Саламанке, где поддерживал дружеские отношения с Кадальсо и Ховельяносом. Он работал юристом, занимая должности в Сарагосе, Вальядолиде и, наконец, в Мадриде, где работал прокурором Верховного суда. После того, как его наставник, Ховельянос, попал в опалу перед Годоем, его приказали сослать в Медину дель Кампо, позже в Самору и, наконец, в Саламанку. Он был профранцузским во время Войны за независимость и избежал расстрела в Овьедо, но у него не было другого выбора, кроме как отправиться в изгнание после поражения французской армии.
В лирике Мелендеса Вальдеса можно выделить два этапа:
- В первом его в юности привлекает преобладающая поэзия рококо и влияние Хосе Кадальсо. Он сочинял анакреонтические и пасторальные стихи, преобладающей темой которых была любовь. Из этого первого этапа стоит упомянуть эклогу Батило .
- Однако после смерти Кадальсо и следуя совету Ховельяноса, он посчитал, что пастырская поэзия не подходит для магистрата, поэтому сочинил другой тип поэзии, более соответствующий его профессии. Как и Ховельянос, он был чувствителен к социальному неравенству, отстаивал необходимость проведения реформ для улучшения жизни народа, критиковал куртуазные обычаи, а его поэзия становилась философской, сентиментальной и задумчивой.
Его стиль вначале был надуманным и условным, но позже стал очень условным и точным. Он сам определил свою цель, когда написал: «Я постарался объясниться с благородством и использовать язык, достойный тех великих дел, которыми я занимался».
Севильская школа
[ редактировать ]Как и Саламанка, город Севилья также имел великие поэтические традиции. В 1751 году была основана Академия де лас Буэнас Летрас , которая развивала литературную деятельность. С 1760 года, в результате прибытия Пабло де Олавиде на пост интенданта правительства Андалусии, культура в этом городе заметно возросла. В 1776 году Олавиде подвергся преследованиям и заключен в тюрьму инквизицией.
Под влиянием Хосе Кадальсо и Мелендеса были написаны стихи, более витиеватые и красочные, чем стихи сальмантинской школы, также находившейся под влиянием Фернандо де Эрреры . Среди севильских поэтов такие поэты, как Мануэль Мария де Архона (1771–1820), Хосе Марчена (1768–1820), Жозеф Бланко Уайт (1775–1841) и Альберто Листа выделялись (1775–1848). Они писали патриотические стихи, призывая людей бороться за свободу после вторжения французов и возвращения Фердинанда VII в начале 19 века. Некоторые из них отправились в ссылку.
Мадриленская школа: баснописцы Ириарте и Саманиего
[ редактировать ]В придворных и буржуазных кругах быстро прижились реформистские идеи XVIII века. Помимо Академий, существовали и другие частные инициативы, оказавшие большое влияние на литературу, такие как Фонд Сан-Себастьяна, основанный Николасом Фернандесом де Моратин и его сыном Леандро вместе с Кадальсо и Ховельяносом.
Два писателя также были членами мадриленской группы. С целью исправления недостатков и проявления разумных ценностей писали басни.Это были Томас де Ириарте (Ла-Оротава, Тенерифе, 1750 г. – Мадрид, 1791 г.) и Феликс Мария Саманиего: (Ла Гуардиа, Алава, 1745–1801 гг.).
Театр
[ редактировать ]В театре главными культиваторами были представители мадриленской группы. Они подчинились учениям классических и современных наставников и создали театр, который следовал политическим и моральным интересам того времени. Существовали три тенденции:
- Традиционный тренд. В первой половине XVIII века театр находился в упадке.
- Неоклассическое направление.
- Популярный тренд. Сенеты пользовались поддержкой народа . Они были написаны в стихах, связанных с пасо и антремезами предыдущих столетий. Самым важным автором sainetes был Рамон де ла Крус .
Театр перенял новую моду, пришедшую из Франции. В неоклассическом театре разум и гармония также считались нормой. Соблюдалось так называемое «правило трех единиц», требовавшее единого действия, единого этапа и связанного хронологического времени в развитии драматического действия. Установлено разделение комического и трагического. Была введена творческая сдержанность, исключающая все, что считалось преувеличенным или «безвкусным». Была принята просветительская и нравоучительная цель, служившая распространению общечеловеческих ценностей культуры и прогресса.
Хотя трагедия менее рационалистична, чем другие жанры, она культивирует исторические темы, как в случае с самой известной « Ракель » Висенте Гарсиа де ла Уэрта . Но, несомненно, самым представительным театром того времени был театр Леандро Фернандеса де Моратина , создателя того, что стало называться моратинской комедией. В отличие от трагического жанра, наиболее распространенного в то время, который практиковал его отец Николас , и в отличие от любезного sainete Рамона де ла Круса относительно местных обычаев, Леандро Фернандес де Моратин высмеивал пороки и обычаи своего времени. в явной попытке превратить театр в средство морализации обычаев.
Леандро Фернандес де Моратин
[ редактировать ]
Сын Николаса Фернандеса де Моратина , Леандро (Мадрид, 1760 – Париж, 1828) – главный драматург XVIII века. Своей неоклассической ориентацией он обязан своему отцу. Протеже Ховельяноса и Годоя, он путешествовал по Англии, Франции (он стал свидетелем начала Французской революции) и Италии. Он влюбился в Пахиту Муньос, намного моложе его, на которой так и не женился из-за желания не брать на себя обязательств. Он был профранцузски настроен и принял от Хосе Бонапарта должность главного библиотекаря, за что был сослан во Францию, где и умер после разгрома оккупантов.
Как поэт, он писал сатирические стихи, такие как « Sátira contra los vicios introducidos en la poesía castellana» , тема, к которой он возвращается в прозе в «La derrota de los pedantes» . Современные критики считают Моратина самым выдающимся лириком XVIII века. В стихотворении Elegía a las musas на старости лет он прощается с поэзией и театром, которые были смыслом его жизни.
Как драматург он написал всего пять комедий, которые снискали ему большую репутацию среди просвещенных людей. В «Эль-вьехо-и-ла-нинья» и «Эль-си-де-лас-ниньяс» (1806 г.) он защищает право женщины принять или не принять своего супруга против навязывания ее семьи, поскольку было обычным делом выдавать молодых девушек замуж за богатых стариков. В «La mojigata» он критикует лицемерие и ложное благочестие. Другая комедия — «Эль барон» и, наконец, «Новая комедия» или «Эль кафе» (1792) — это насмешка над авторами, игнорирующими аристотелевские правила.
Рамон де ла Круз
[ редактировать ]Сенетский писатель Рамон де ла Крус (Мадрид, 1731–1794) был одним из авторов, которым больше всего аплодировала публика и больше всего критиковал неоклассики (хотя некоторые из них, видя народную поддержку его произведений, отказались от своих взглядов). Он начал писать трагедии в неоклассическом стиле, отвергая предпочитаемый людьми «беспорядочный» театр. Тем не менее, его экономические потребности заставили его обратиться к менее просвещенным жанрам, более приветствуемым публикой и актерами. Таким образом, он начал писать сарсуэлы на испанские темы и одновременно сайнеты. Из последних он написал более четырехсот, в основном восьмисложными стихами, а некоторые — семисложными . Персонажи этого поджанра театра популярны ( манола, мажос , осмеянные мужья, каменщики, торговцы каштанами, разорившиеся дворяне и т. д.) и действие обычно происходит в Мадриде: La pradera de San Isidro , El Prado por la tarde , El Rastro пор ла маньяна ; финал иногда считается образцовым. Самым известным из его санете является Маноло , сатира театра, написанная его врагами-неоклассиками. Своей максимой «Я пишу, и истина мне диктует» он мог найти в людях неисчерпаемый источник, тот самый, который, с большей глубиной, вдохновил бы Франсиско де Гойю .
Преромантизм
[ редактировать ]Некоторые произведения салмантинской школы предвещают начало романтизма. » Хосе Кадальсо Так, в «Las noche lúgubres представлены безумие, мрачная ночная атмосфера и великая любовная страсть. Другими важными авторами являются Никасио Альварес де Сьенфуэгос (1764–1809), Мануэль Хосе Кинтана (1772–1857), Хуан Никасио Гальего (1777–1853) и Хосе Сомоса (1781–1852).
См. также
[ редактировать ]- Литература Испании : Эволюция испанской литературы.
- Испания Просвещения : исторический контекст Просвещения в Испании.
- Эпоха Просвещения : общее видение движения.
Библиография
[ редактировать ]- История испанской литературы. III. Сигло XVIII , Дж. Л. Альборг, Гредос, Мадрид, 1972 год. ISBN 9788424931247
- Роман XVIII века , Х. Альварес Барриентос, Хукар, Мадрид, 1991. ISBN 9788433484024
- Антология испанской литературы. 18 век , А. Аморос, Касталия, Мадрид, 1999 г. ISBN 84-7039-804-0
- Поэзия иллюстрированного века , Ж. Арсе, Альгамбра, Мадрид, 1980. ISBN 9788420507378
- Социальная история испанской литературы, II , VVAA., Касталия, Мадрид, 1978. ISBN 9788470392986
- Сентиментальная комедия, испанский жанр XVIII века , Университет Эстремадуры, Касерес, 1994 год. ISBN 9788477231776
- Темная сторона Просвещения , Дж. Карнеро, Fundación Juan March-Cátedra, 1983. ISBN 978-8437604091
- Концепции рококо, неоклассицизма и преромантизма в испанской литературе XVIII века , Х. Касо Гонсалес, Университет Овьедо, 1970. ОСЛК 606185939
- Испания эпохи Просвещения , г-н Р. Перес Эстевес, Actas, Мадрид, 2002. ISBN 978-8497390118
- Руководство по испанской литературе В. Сигло XVIII , Ф. Педраса и М. Родригес, Тафалла, Cenlit, 1983. ISBN 9788485511099
- Проза XVIII века , Ф. Санчес Бланко, Хукар, Мадрид, 1992. ISBN 9788433484048
- Испанское эссе. XVIII век. Том 2 , Ф. Санчес Бланко, Crítica, Барселона, 1997. ISBN 9788474237610