Испанская литература в стиле барокко
Литература Испании |
---|
• Средневековая литература |
• Ренессанс |
• Мигель де Сервантес |
• Барокко |
• Просвещение |
• Романтизм |
• Реализм |
• Модернизм |
• Поколение '98 |
• Двадцатый век. |
• Поколение '27 |
• Литература после Гражданской войны. |
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2021 г. ) |

Испанская литература в стиле барокко — это литература, написанная в Испании во время барокко , которое произошло в 17 веке, когда прозаики, такие как Бальтасар Грасиан и Франсиско де Кеведо, драматурги, такие как Лопе де Вега , Тирсо де Молина , Кальдерон де ла Барка и Хуан Руис де Аларкон , или поэтические произведения вышеупомянутых Франсиско де Кеведо , Лопе де Вега и Луиса де Гонгоры достигли своего зенита. Литература испанского барокко — это период письма, который начинается примерно с первых произведений Луиса де Гонгоры и Лопе де Вега в 1580-х годах и продолжается до конца 17 века. [1]
барокко являются прогрессирующая сложность формальных ресурсов и тема, сосредоточенная на беспокойстве о ходе времени и потере доверия к неоплатоническим идеалам Возрождения Фундаментальными характеристиками испанской литературы в стиле . Точно так же стоит отметить разнообразие и многообразие рассматриваемых тем, внимание к деталям и стремление привлечь широкую аудиторию, примером чего Лопе де Вега является появление комедий . Из доминирующего чувственного интереса в XVI веке произошел акцент на моральных ценностях и дидактике, где сходятся два течения: неостоицизм и неоэпикурейство. El Criticón от Бальтасара Грасиана — это точка прибытия в барочной рефлексии о человеке и мире, осознании разочарования, жизненного пессимизма и общего кризиса ценностей.
Жанры смешаны, Луис де Гонгора написал лирическую поэзию «Fábula de Polifemo y Galatea» , которая обеспечивает широкое популярное распространение благодаря сложности, романам и бурлеск-сатирическим произведениям, и эти два течения гибридизируются в «Fábula de Priamo y Tisbe»; Кеведо писал метафизические и моральные стихи, а также писал о вульгарных и популярных вещах.
Театр испанского барокко представляет собой популярную сцену, которая стала классической постановкой театра будущего. Философские драмы Кальдерона де ла Барки , выдающимся примером которых является «Жизнь - это мечта» , представляют собой зенит испанской драматической постановки и являются частью периода великолепия, получившего общее название « Золотой век Испании» .
Характеристики барокко
[ редактировать ]Барокко [ где? ] характеризуется следующими особенностями: [ нужна ссылка ]
- Пессимизм . Целью Возрождения не было навязывание миру гармонии и совершенства, как пытались гуманисты, и оно не сделало человека счастливее; война и социальное неравенство продолжались; нищета и бедствия были обычным явлением по всей Европе. Интеллектуальный пессимизм становился все более и более заметным вместе с беззаботным характером (о котором свидетельствуют комедии и мошеннические повествования того периода, на которых основаны плутовские романы).

- Разочарование : поскольку идеалы Возрождения потерпели крах, а в случае с Испанией политическая власть продолжала ослабевать, разочарование росло и проявлялось в литературе, которая во многих случаях напоминала литературу двухсотлетней давности, например, в «Пляске смерти» или «Стихах о смерти». «Моего отца Манрике » . По мнению Кеведо, жизнь формируется «преемственностью умерших»: ими становятся новорожденные, от пеленки до савана. В заключение: ничто временное не имеет значения, необходимо лишь обрести вечное спасение.
- Озабоченность течением времени .
- Утрата доверия к идеалам Возрождения .
Ввиду кризиса барокко испанские писатели отреагировали по-разному:
- Эскапизм : избегание реальности посредством восхваления прошлых подвигов и славы или представления идеального мира, в котором проблемы решены и преобладает порядок; так обстоит дело с театром Лопе де Вега и его последователей. Тем временем другие нашли убежище в мире искусства и мифологии, как в случае с Луисом де Гонгорой.
- Сатира : Другая группа писателей предпочла высмеять реальность, как, например, Кеведо, Гонгора в некоторых случаях и в плутовском романе.
- Стоицизм : Жалобы на суету мира, мимолетность красоты, жизни и славы. Величайшим представителем этого был Кальдерон де ла Барка в сакраментальных автомобилях .
- Морализация : критика недостатков и пороков и предложение моделей поведения, соответствующих политической и религиозной идеологии своего времени, типичным примером которых является повествовательная и доктринальная проза Грасиана и Сааведры Фахардо.
Проза
[ редактировать ]Мигель де Сервантес
[ редактировать ]
Повествование XVII века открывается фигурой Мигеля де Сервантеса, который вернулся в Испанию в 1580 году после десятилетнего отсутствия.
Его первой печатной работой стала «Галатея» (1585). Это пасторальный роман (см. литературу испанского Возрождения ) в шести книгах стихов и прозы по образцу Дианы Монтемайор ; хотя он нарушает традицию, добавляя реалистичные элементы, такие как убийство пастуха или динамичность некоторых диалогов.
В 1605 году он опубликовал «Гениального джентльмена Дон Кихота из Ламанчи» , имевшего немедленный успех.
В 1613 году появились « Образцовые романы» . Это сборник из двенадцати коротких романов, ищущих идеал, хотя это не всегда очевидно.
В 1615 году Сервантес опубликовал вторую часть « Дон Кихота» .
В 1617 году, через год после смерти Сервантеса, появились произведения Персилеса и Сигизмунды . Он опирается на византийских и греческих романистов, таких как Гелиодор (3 век н.э.) и его «Эфиопскую историю Феагена и Хариклеи» . В четырех книгах рассказывается, как Периандро и Ауристела путешествуют из северных территорий Норвегии или Финляндии в Рим, чтобы заключить христианский брак. Как это типично для этого поджанра, на протяжении всего путешествия они переживают разнообразные испытания, неудачи и задержки: плен у варваров, зависть и козни соперников. В работе используются ресурсы «Образцовых романов», особенно итальянизированных, — загадки, путаница, маскировка и т. д.
Франсиско де Кеведо
[ редактировать ]
Около 1604 года Франсиско де Кеведо написал свое первое художественное произведение в прозе: плутовской роман под названием «История жизни шулера по имени Дон Паблос», пример странников и зеркало мошенников .
Кеведо также писал сатирические, политические и моральные прозаические произведения, в которых преобладает стоическая мораль, где такие темы, как критика архетипов общества барокко, постоянное присутствие смерти в жизни человека и христианский пыл, в результате которого политика должна вести сам.
Первый из его снов датируется 1605 годом: « Сон о суде» повествует о воскрешении мертвых, которые должны ответить за образ своей жизни. Это социальная сатира против профессий и ремесел: юристов, врачей, мясников...
В 1619 году он написал « Политику Бога, правления Христа и тирании сатаны» , политический трактат, в котором излагается доктрина хорошего правления, или «зеркала князей», для праведного царя, образцом поведения которого должен быть Иисус Христос. Это трактат, соответствующий испанскому антимакиавеллизму , предлагающий политику, свободную от интриг и не связанную с плохими влияниями.
К 1636 году Кеведо завершил свою последнюю великую сатирическую прозу: «Час каждого и Фортуны с благоразумием» , не публиковавшуюся до 1650 года. В ней Юпитер просит Фортуну дать за один час то, что действительно заслуживает каждый человек. Это делает ясной ложность видимости и скрытую истину под завесой лицемерия. Действуя антитезой, Кеведо показывает врачей, которые на самом деле являются палачами, богатых, как бедных, но воров, и представлена целая галерея социальных типов, должностей и государств, все они непримиримо высмеиваются.
«Марк Брут» (1644 г.) возникает на основе глосс или комментариев к биографии, которую Плутарх написал об этом латинском государственном деятеле в своих «Параллельных жизнеописаниях» .
Бальтасар Грасиан
[ редактировать ]
Самым важным произведением второй половины века является «Критикон» (по образцу «Сатирикона» ) (1651–1657) арагонского иезуита Бальтазара Грасиана (1601–1658). С его помощью испанский роман решается в понятиях или абстракциях. Идея преобладает над конкретной фигурой. Это философский роман, написанный в форме аллегории человеческой жизни.
Грасиан культивировал дидактическую прозу в трактатах морального намерения и практической цели, таких как «Герой» (1637 г.), «Политик дон Фернандо Католик» (1640 г.) или «Сдержанный» (1646 г.). В них он создает полную серию, олицетворяющую образцового, благоразумного и проницательного человека, а также качества и добродетели, которые должны его украшать.
«Руководство оракула и искусство благоразумия» представляет собой набор из трехсот афоризмов, составленных с целью помочь читателю одержать победу в сложном кризисном мире 17 века. (Английская версия этого объемного трактата продавалась как руководство по самопомощи для руководителей и недавно имела успех в публикации.)
Он также написал риторику литературы барокко, которая начинается с текстов, чтобы дать новое определение фигурам речи того времени, поскольку они не имели отношения к классическим моделям. Это договор о понятии, которое он определяет как «акт понимания, выражающий соответствие, обнаруженное между объектами». Другими словами, концепция — это любая ассоциация между идеями или объектами. Их классификации и анализу Грасиан посвятил свой трактат «Искусство таланта» об остроте (1642 г.), расширенный и рассмотренный в более позднем «Остроте и искусстве таланта» (1648 г.).
Стиль Грасиана насыщен и многозначен. Он построен из коротких предложений, обильной игры слов и гениальной ассоциации понятий.
Отношение Грасиана к жизни - это разочарование, вызванное упадком испанского общества. Мир рассматривается как враждебное пространство, полное обмана и иллюзий, торжествующих над добродетелью и истиной, где Человек — корыстное и злонамеренное существо. Многие из его книг представляют собой руководства по поведению, которые позволяют читателю изящно добиваться успеха, несмотря на злобность его собратьев. Для этого он должен быть расчетливым и мудрым, знать жизнь и мотивы других, вплоть до того, чтобы вести себя «к случаю» и «играть» в притворство.
Грасиан признан предшественником экзистенциализма , он также оказал влияние на французских моралистов, таких как Ларошфуко , и, в 19 веке, на философию Шопенгауэра .
Другие писатели-прозаики
[ редактировать ]
- Особняком стоит Лопе де Вега , среди известных романов которого Марсию Леонарду можно выделить . Это собрание разноплановых романов, кратких произведений любовной тематики и сложной техники, в которых смешаны стихи и проза. Заряженные эрудицией и подверженные частым и утомительным отступлениям, они созданы в экзотической атмосфере и населены яркими персонажами. Но Лопе де Вега известен прежде всего как один из величайших испанских драматургов, а его пьесы написаны в стихах.
- Матео Алеман (Севилья, 1547 — Мексика, 1615) — автор плутовского романа «Жизнь негодяя Гусмана де Альфараче» , опубликованного в 1599 году. Это произведение установило канон жанра. Он добился огромного успеха в Испании и Европе и был хорошо известен как «негодяй Алемана». В 1604 году в Лиссабоне была опубликована вторая часть «Гусмана де Альфараша». Европейский успех этой работы был огромен: она была почти сразу же переведена на итальянский язык в венецианской типографии Барецци в 1606 году; опубликовано на немецком языке в Мюнхене в 1615 году; Ж. Шапелен перевел обе части романа на французский язык и опубликовал их в Париже в 1620; два года спустя английская версия была напечатана в Лондоне Джеймсом Маббе, который в необычном прологе говорит о негодяе Гусмане, что он «похож на корабль, который плывет у берега и никогда не завершает заход в порт».
- Алонсо де Кастильо Солорсано (1584–1648), уроженец Тордесильяса ( Вальядолид ), был очень популярным писателем, автором книг «Девушка лжи Тереза де Мансанарес» (1632), «Приключения холостяка Трапаса» (1637) и «Севильская куница». и крючок для сумок (1642 г.). Это плутовские произведения, в которых романы, стихи и некоторые антреме , как мы уже видели у Лопе де Вега. смешаны
- Недаром мадриленка Мария де Заяс-и-Сотомайор (1590–1661) считается важной писательницей века. В 1637 году появляются ее « Любовные и образцовые романы» — сборник из десяти рассказов, в которых эротическая тематика создает противоречивые и удивительные ситуации.
- Луис Велес де Гевара (1579–1644), севильец, последователь Франсиско де Кеведо и автор социальной сатиры «Дьявол кохуэло» (1641), сопровождаемой аллегорическими фигурами.
- Антонио де Солис-и-Рибаденейра (1610–1686), родившийся в Алькала-де-Энарес , был драматургом и студентом юридического факультета Университета Саламанки . Его пьесы принесли ему известность, которая привела его к посту секретаря графа Оропесы, а затем к службе при королевских дворах Филиппа IV и Карла II . В конце концов он был назначен официальным летописцем Индии, его работа «История конкисты Мексики » (1684 г.) считается одним из последних великих произведений прозы Золотого века и оставалась стандартным европейским источником по Америке вплоть до эпохи Просвещения .
- Хуан Руис де Аларкон (1581 – 4 августа 1639) был испанским писателем Золотого века, родившимся в Новой Испании, который развивал различные варианты драматургии. Известен своей литературной враждой как с Гонгорой, так и с Лопе де Вега.
Эта половина века завершается « Жизнью и фактами Эстебанильо Гонсалеса , человека хорошего юмора» (Антверпен, 1646 г.). В нем рассказывается о его жизни (1608–1646) как слуги многих хозяев и солдата в нескольких делах. В нем отображены многие характерные темы плутовского жанра: мошенничество, драки, обманы, пьянство, грабежи и проституция.
Религиозная проза блистает у Мигеля де Молиноса (1628–1696), родом из Теруэля, но поселившегося в Риме. Его квиетистскую доктрину можно прочитать в «Духовном руководстве» (1675 г.), руководстве созерцательного мистицизма, презирающего действие.
Поэзия
[ редактировать ]Луис де Гонгора и Франсиско де Кеведо были двумя самыми выдающимися поэтами.Они были врагами и сочинили множество горьких (и забавных) сатирических статей, нападающих друг на друга.
Луис де Гонгора
[ редактировать ]
Лирический сборник Гонгоры состоит из многочисленных сонетов, од, баллад, песен для гитары и некоторых более крупных стихотворений, таких как « Соледадес» и «Полифемо» , двух вех культеранизма .
Гонгора чередует популярную поэзию с более культурной. Таким образом, он пытается подражать стилю древнеримских и греческих поэтов, используя к тому же их мифологию. Использование слов, пришедших непосредственно из латыни, и ее сложный синтаксис делают его трудным для понимания автором. [2]
Франсиско де Кеведо
[ редактировать ]Поэзия Кеведо впервые появилась в антологии Педро де Эспиносы « Цветы выдающихся поэтов» (1605). Кеведо был мастером концептизма , движения, противостоящего культеранизму.
Театр
[ редактировать ]Театральные представления этого времени проходили на открытых площадках, площадях или в стационарных загонах : загонах комедий. Они начались около двух часов дня и продолжались до сумерек. В основном мест у них не было, и зрители на протяжении всего спектакля оставались стоять. Дворянство занимало балконы и окна домов, окружавших площадь или выходивших в кораль, а дамы присутствовали на зрелище с лицами, закрытыми масками или скрытыми за решетчатыми окнами. Мероприятие началось с исполнения на гитаре популярной пьесы; сразу же зазвучали песни в сопровождении разнообразных инструментов. Вскоре последовала похвала, своего рода объяснение достоинств работы и синтез ее аргументов. Затем начиналась основная комедия или произведение, а в перерывах исполнялись танцы или представлялись антремесы .
Сцена представляла собой простую платформу, а украшением был занавес. Об изменении сцены сообщил один из актеров.
Поэт написал комедию за деньги режиссера, которому он передал все права на произведение, представленное или напечатанное, на изменение текста. Работы держались на афише три-четыре дня или (за исключением) пятнадцать дней для успешной комедии.
Хуан де ла Куэва во второй половине XVI века ввел два элемента, имеющих большое значение для бума этого художественного производства: народную этику, давшую начало комедиям национального исторического характера, и свободу сочинять пьесы с учетом популярных вкус. Лопе де Вега и Тирсо де Молина довели эти характеристики до максимальной степени.
Лопе де Вега
[ редактировать ]
В конце XVI века Лопе де Вега создал новую комедию: к теме романтического характера добавляется еще одна тема, историческая или легендарная, о морисках , пленниках или религиозных. Завершается он счастливым концом. Построенная на три дня редондилья или децима используется в диалогах, романтика в повествованиях, сонет в монологах и терцет в серьезных ситуациях.
«Новое искусство создания комедий» , написанное в 1609 году, представляет собой юмористическую защиту своего театра. Он выказывает пренебрежение жесткой интерпретацией аристотелевских идей о театре, которую теоретики Возрождения — в основном итальянцы — использовали, и предлагает в качестве ценностей естественность в противоположность искусственности, разнообразие в противоположность единству и учет народного вкуса.
Среди его плодовитой драматургии можно выделить несколько произведений:
«Перибаньес и командующий Оканьи» (1604–1612 гг.) — это трагикомедия, действие которой происходит в 1406 году в Толедо: Перибаньес понимает, что командующий Оканьи осыпал его почестями, чтобы преследовать его женщину. Убив его, он получает королевское помилование.
Около 1614 года Лопе написал одну из лучших своих трагикомедий: «Фуэнтеовехуна» . Следуя « Хронике трех орденов» (Толедо, 1572 г.) Франсиско де Радеша , она показывает злоупотребления со стороны командующего Фернана Гомеса де Гусмана соседями Фуэнтеовехуны и Лауренсии, недавно поженившимися с Фрондосо. Убийство командующего городом и помилование католическими монархами в свете улик завершают действие. Представлено народное восстание, вызванное злоупотреблением властью, но только по поводу конкретной несправедливости, и подчеркнуто подчинение королю.
Трагедия «Рыцарь Ольмедо » (около 1620–1625 гг.), Уходящая корнями в « Селестину» , основана на популярной песне : Дон Алонсо умирает от рук дона Родриго, завидующего потере доньи Инес.
«Лучший мэр, Король» — о достоинстве фермера: Дон Телло, надменный дворянин, ругает Эльвиру, помолвленную с фермером Санчо. Альфонсо VII позволяет ей восстановить свою репутацию, заставляя ее выйти замуж за дона Тельо, а затем казнит дона Тельо, чтобы заставить теперь уже благородную вдову выйти замуж за Санчо.
Кальдерон де ла Барка
[ редактировать ]
Другим великим драматургом 17 века был Педро Кальдерон де ла Барка (1600–1681). Самое известное его произведение — « Жизнь есть сон» (1635), философская драма, в которой Сегизмундо, сын короля Польши, закован в башне из-за роковых предсказаний королевских астрологов о том, что он убьет своего отца. Тем временем Розаура заявляет при дворе, что ее честь была оскорблена герцогом Астольфо. Герцог Астольфо ухаживает за Эстреллой, чтобы стать королем. Агрессивность Сегисмундо взрывается, когда его выпускают из башни, куда он возвращается, закованный в цепи, полагая, что ему приснился опыт свободы. Когда бунт снова спасает его, его воля преодолевает предсказания: он преодолевает свой жестокий характер, женит Розауру на Астольфо и принимает руку Эстреллы.
Алькальде де Заламеа, возможно, впервые был поставлен в 1636 или 37 году. Он был напечатан в 1651 году. Впервые переведен на английский как «Гарротта лучше дана» , с 1683 года название было более точно переведено как «Мэр Заламеи» . В нем представлена история изнасилования Изабеллы, дочери Педро Креспо, капитаном Альваро де Атаиде. Педро Креспо, назначенный мэром, убивает де Атаиде. Король выслушивает его защиту, и Креспо излагает свои доводы. Затем он прощен королем. Эта обычная драма чести затрагивает аналогичную тему Лопе о чести крестьянина.
Библиография
[ редактировать ]- Введение в барокко , Э. Ороско, изд. Хосе Ларра Гарридо, Университет Гранады, 2 тома, 1988 г.
- Поэзия в золотом веке , Пилар Паломо, изд. Таурус, Мадрид, 1987 год.
- Театр в Испании (1490-1700) , Мелвина МакКендрик , изд. Старое золото, Барселона, 1994 год.
- Маньеризм и барокко , Э. Ороско, изд. Председатель, Мадрид, 1981 г.
- Заметки о барокко , Э. Тьерно Гальван, Эскритос (1950–1960), Tecnos, Мадрид, 1971.
- Народные традиции и распространение культуры в Испании (16-17 века) , PUB, Бурдо, 1981.
- «Испанское барокко» (1943-44), Стиль и структура в испанской литературе , Л. Спитцер, Crítica, Барселона, 1980.
- Эль Пинчиано и литературные теории Золотого века , С. Шепард, Гредос, Мадрид, 1970.
- К концепции сатиры в 17 веке , А. Перес Лашерас, Университет Сарагосы, 1995.
- Пролог в испанском маньеризме и барокко , А. Поркерас Майо, CSIC, Мадрид, 1968.
- Поэтическая теория в испанском маньеризме и барокко , А. Поркерас Майо, Пувилл, Барселона, 1989.
- Дидактическая проза 17 века , Асунсьон Ралло, Таурус, Мадрид, 1988.
См. также
[ редактировать ]- Барокко : движение в целом.
- Литература Испании : история испанской литературы.
- Золотой век Испании : в Испании.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1681 год, дата смерти Кальдерона де ла Барки , часто считается концом этого периода.
- ^ [1] Андалузская культура, Франсиско Алехо Фернандес, Хуан Диего Кабальеро Оливер, Хосе Луис Гонсалес Рапела, Эстебан Морено Эрнандес, Хосе Луис Морено Наварро/ Страница 258
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Апрель 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |