Noli me tangere (Корреджо)
Ноли и Тангере | |
---|---|
Не трогайте меня | |
![]() | |
Год | в. 1525 г. |
Размеры | 130 см (51 дюйм) × 103 см (41 дюйм) |
Noli me tangere , также известный как Явление Христа Марии Магдалине в саду , — это ок. 1525 г. [ 1 ] Картина Корреджо , изображающая noli me tangere взаимодействие Иисуса и Марии Магдалины вскоре после Воскресения . В настоящее время он находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде.
История
[ редактировать ]Первое упоминание о картине встречается в рукописи Пьетро Ламо » «Гратикола ди Болонья , датируемой примерно 1560 годом и утверждающей, что она находилась в доме графов Эрколани. Его также восхваляет Вазари в двух отрывках из его «Жизнеописаний художников» 1568 года: один раз в биографии Корреджо и один раз в биографии Джироламо да Карпи . Его увидел в Болонье в конце XVI века кардинал Пьетро Альдобрандини , заплативший за его покупку очень высокую цену. [ 2 ]
Позже оно перешло из коллекции Алобрандини в коллекцию Людовико Людовизи , о чем свидетельствует (например) приписка Лелио Гвидиччони к « Жизнеописаниям Вазари»: «В настоящее время у Прославленнейшего Лодовизио в одной комнате находятся еще четыре чудесные работы, которые я видел 7 Март 1621 года». Чуть более десяти лет спустя принц Никколо Людовизи - «в нужде» - решил заслужить благосклонность Филиппа IV Испанского , подарив ему лучшие произведения из своей коллекции. Одним из них был Noli me tangere , который покинул Рим в конце 1630-х или начале 1640-х годов, как только с него была сделана копия. Он прибыл в Мадрид к концу 1643 года, после краткой остановки в Неаполитанском королевстве . [ 1 ] Сейчас он находится в музее Прадо .
Фон
[ редактировать ]Сцена взята из событий, рассказанных в конце Евангелия от Иоанна , в которых Мария Магдалина возвращается к гробнице Иисуса после того, как обнаружила пропажу тела. Там ее в печали встречают два ангела, а затем и сам Христос.
И, плача, наклонилась и взглянула во гроб, и видит двух ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисуса. И говорят ей: женщина, что ты плачешь? Она говорит им. Потому что они забрали моего Господа, и я не знаю, где положили Его.
И сказав это, она обернулась и увидела стоящего Иисуса, и не знала, что это Иисус. Иисус говорит ей: женщина, что ты плачешь? кого ты ищешь? Она, полагая, что это садовник, говорит ему: господин! если ты вынес его отсюда, скажи мне, где ты положил его, и я заберу его. Иисус говорит ей: Мария. Она обратилась и сказала ему: Раввони; то есть Мастер.
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне; ибо Я еще не вознесся к Отцу Моему; но пойдите к братьям Моим и скажите им: Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему; и Богу моему, и Богу вашему.
Описание
[ редактировать ]
Картина точно иллюстрирует повествование, изложенное в Евангелии от Иоанна. Мария изображена в момент узнавания Иисуса. Она падает на колени и наклоняется к нему, но Иисус легким жестом отталкивает ее. Пораженная благоговением, она смотрит ему в лицо, пока он объясняет послание, которое она должна донести до учеников. [ 3 ]
Христос носит тяжелую мантию, завязанную на талии узлом. Верхняя часть соскальзывает с плеч, оставляя туловище обнаженным. Стиль тела и одежды Христа несет в себе влияние греческой скульптуры, свойственной искусству Возрождения. Фигура в общих чертах напоминает тип Христа, изображенный в «Ecce Homo» Корреджо . [ 4 ] Он показан без каких-либо ран от распятия. Рядом с ним на земле лежат мотыга, лопата и соломенная шляпа. Эти садовые инструменты отсылают к первоначальному смутному предположению Марии о том, что Иисус был садовником. [ 5 ]
Поза и жест Христа невербально передают Его слова из Евангелия. Тело слегка покачивается в сторону, словно сжимаясь от прикосновения Мэри, и он держит вытянутую правую руку, удерживая ее на расстоянии. Этот жест выражает главный лозунг «Не прикасайся ко мне». Его левая рука направлена к небу, указывая на то, что его вознесение еще впереди. Его поведение нежное и отеческое, он смотрит в лицо Мэри с мягкой улыбкой. [ 4 ]
Мария богато одета в парчовое платье, скроенное так, чтобы обнажать шею и руки. Ее тело и взгляд полностью обращены ко Христу. Копна волнистых золотистых волос ниспадает ей на плечи и грудь. Выражение ее лица — восторженная преданность и полное самозабвение. [ 4 ] Фон просторный и живописный, имеющий значительный композиционный вес. Большое дерево позади Христа придает его фигуре резкий рельеф. [ 6 ]
Анализ
[ редактировать ]Эстель Мэй Херл пишет: «Старые мастера, рисуя фигуру воскресшего Кристи, имели обыкновение выделять отпечатки ногтей на руках и ногах, а также рану на боку. Корреджо этого не делал. Такие признаки страдания были непоследовательны. с радостным характером его искусства. Сюжет картины совершенно счастливый, и он исключил из нее все свидетельства распятия, подчеркивая скорее идею вознесения». [ 6 ]
В некоторых художественных моментах картина напоминает Мадонну делла Скоделла . Поза Христа аналогична позе Иосифа: одна рука поднята вверх, а другая опущена. Таким образом формируется диагональная линия, лежащая в основе композиции. Правая рука Марии ведет линию в нижний угол картины. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Луговой музей» . Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ «Дом искусств Корреджо» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 г. Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ Херлл 1901, с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Херлл 1901, с. 75.
- ^ Херлл 1901, стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б с Херлл 1901, с. 76.
Источники
[ редактировать ]- Херл, Эстель Мэй (1901). Корреджо: Коллекция из пятнадцати картин и предполагаемого портрета художника с введением и интерпретацией . Бостон и Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin, The Riverside Press Cambridge. стр. 73–78.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .