Христос, омывающий ноги ученикам (Тинторетто)
Христос омывает ноги ученикам | |
---|---|
![]() | |
Художник | Тинторетто |
Год | 1548–1549 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 228 см × 533 см (90 × 210 дюймов) |
Расположение | Музей Прадо , Мадрид |
Христос, омывающий ноги ученикам, был любимой темой Тинторетто , и на эту тему известно как минимум шесть его работ. Сцена взята из отрывка из 13-й главы Евангелия от Иоанна, где перед Тайной Вечерей Христос омывает ноги Своим ученикам . Этот отрывок требовал сложного изображения со множеством персонажей в разных позах и движениях, а разнообразие и сложность привлекли Тинторетто. Картины были заказаны для различных церквей Венеции, однако с тех пор четыре из шести покинули Италию.
Версия Прадо и версии Шипли
[ редактировать ]

Картина была создана в 1548/1549 году для церкви в Венеции. [ 1 ] Церковь Сан-Маркуола заказала картину «Христос, омывающий ноги ученикам» в качестве дополнения к «Тайной вечере » Тинторетто , которая до сих пор висит в Сан-Маркуоле. Христос и Святой Петр находятся в крайнем правом углу изображения, что является необычным положением, поскольку Христа обычно помещали в центр любых картин. Это объясняется его первоначальным расположением в церкви справа от алтаря. [ 1 ] Просмотр картины под боковым углом позволяет перспективе кафельного пола и взгляду учеников на Иисуса подчеркнуть его статус как главного героя картины. В крайнем левом углу картины изображен Иуда Искариот , одетый в ярко-красное платье и заметно изолированный от других фигур картины. В середине работы остальные ученики собрались вокруг стола, за которым был ужин. Они изображены несколько юмористически, стремящимися стянуть чулки. На заднем плане над Иисусом находится портал, ведущий в комнату, где происходит Тайная вечеря. В проеме слева показаны здания с изысканной и фантастической архитектурой. Архитектура основана на проектах Себастьяно Серлио . [ 2 ]
Картина была вывезена из Сан-Маркуолы в середине семнадцатого века, о чем свидетельствует Карло Ридольфи . Вместо нее Ридольфи сам нарисовал копию картины, и эта копия остается в Сан-Маркуоле. возможно, это та, которая зарегистрирована как часть коллекции короля Англии Карла I. Последующая история оригинальной картины неясна, но , [ 1 ] Во время гражданской войны в Англии большая часть коллекции Чарльза была распалась. Картина Тинторетто, которая сейчас находится в Прадо, была куплена в 1654 году Луисом Мендесом де Аро , который подарил ее Филиппу IV Испанскому. [ 1 ] и вместе с другими картинами из королевской коллекции она в конечном итоге попала в Музей Прадо . [ 3 ]
также есть версия В Художественной галерее Шипли , которая в целом имеет тот же дизайн, что и картина Прадо, но отличается во многих мелких деталях. Среди ученых ведутся споры о том, какая часть из этих двух работ на самом деле была написана Тинторетто, а какая - его помощниками по мастерской. Есть также основания полагать, что оригинал может принадлежать Художественной галерее Шипли:

Сейчас считается, что версия в Шипли представляет собой оригинальную картину из Сан-Маркуолы. Он был перенесен из церкви в 1648 году, и в следующий раз о нем услышали, когда 2 июня 1814 года он был выставлен на аукцион в Филлипсе в Лондоне Алексисом Делахантом , французским дилером и предпринимателем, который возвращался жить в Париж. Как лот 43, он был продан Х. Бэрингу, эсквайру, из Девоншир-Плейс, Лондон, за 32,12 фунта стерлингов, а на следующий день он был продан им сэру Мэтью Уайту Ридли из Благдона, Нортумберленд, за 43,1 фунта стерлингов. Впоследствии картина была передана в церковь, ныне собор Святого Николая, Ньюкасл-апон-Тайн , где она была повешена в июле 1818 года. После ее аутентификации в 1976 году Родольфо Паллучини, экспертом по творчеству Тинторетто, она была отправлена в Лондон для чистки. и реставрация, и был предложен в аренду музеям Тайн и Уир в 1980 году, когда он был выставлен в Художественной галерее Шипли. В 1982 году он был показан на крупной выставке «Гений Венеции» в Королевской академии в Лондоне.
Картина была приобретена у капитула соборной церкви Св. Николая в Ньюкасле для музеев Тайн и Уир в 1986 году. Финансовая помощь была любезно предоставлена Национальным фондом художественных коллекций, Мемориальным фондом национального наследия , Грантом на закупку V&A/MGC. Фонд, « Пилигрим Траст» и «Траст сэра Джеймса Нотта». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Историк искусства Кристофер Ллойд , чьи основные области знаний включают итальянский Ренессанс, французский импрессионизм и британское искусство, описывает версию Шипли в своей книге « В поисках шедевра: Путеводитель по Великобритании и Ирландии для любителей искусства» : «Этот огромный холст когда-то украшал правую сторону алтаря церкви Сан-Маркуола в Венеции, где слева его уравновешивала «Тайная вечеря». Хотя последний остается в церкви, его, похоже, по какой-то причине убрали, возможно, еще в 17 веке. Возможно, он принадлежал сэру Джошуа Рейнольдсу в 18 веке; в 1814 году он был продан в Лондоне сэру Мэтью Уайту Ридли, который четыре года спустя подарил его церкви Святого Николая в Ньюкасл-апон-Тайн. Художественная галерея Шипли приобрела его в 1987 году, добавив в свою коллекцию одну из лучших венецианских картин страны». [ 11 ]
Версия Торонто
[ редактировать ]
Поскольку частные коллекционеры обычно запрашивали копии известных общественных работ, в Торонто также есть версия этой картины. Эта версия в течение многих лет была частью коллекции ирландской дворянской семьи баронов Фарнема . В 1959 году он был передан в аренду Художественной галерее Онтарио по сделке, организованной сэром Энтони Блантом . Цена за постоянное владение работой галереи была установлена в размере 100 000 долларов, и был запущен крупный проект по сбору средств. Эта цена составила примерно 10 долларов за дюйм, а в зале галереи была выставлена копия картины, покрытая однодюймовыми белыми квадратами. За каждые пожертвования в десять долларов один из квадратов удалялся. При участии школ, церковных групп и других менее чем за год были собраны деньги и картина приобретена для постоянной коллекции. [ 12 ]
Национальная галерея
[ редактировать ]
Более позднее и совсем другое изображение этой сцены является частью коллекции Национальной галереи в Лондоне. Это датируется ок. 1575–1580 гг. [ 13 ] и был заказан для церкви Сан-Тровазо . Он также сочетался с картиной «Тайная вечеря». Это гораздо более интимное изображение, чем версия Сан-Маркуолы, действие которой происходит в гораздо меньшей комнате. Христос находится в центре картины, снова омывая ноги Св. Петра, в то время как другие ученики собираются вокруг.

Лакокрасочные материалы
[ редактировать ]Незадолго до 1979 года картина прошла тщательную чистку и реставрацию в Национальной галерее. Ученые галереи также исследовали технические аспекты картины и живописные материалы, использованные Тинторетто. [ 14 ] Основными пигментами в этой живописи являются ультрамарин , красные озёра ( кермес , марена и лак ), малахит и лазурит . Тинторетто также использовал редкие сульфидные мышьяковые пигменты реальгар и аурипигмент . Иллюстрированный анализ пигментов можно найти на сайте ColourLex. [ 15 ]
Он оставался в Сан-Тровасо, пока его не купил британский коллекционер примерно в 1797 году. В конечном итоге он перешел во владение герцогов Гамильтонских , где был выставлен во дворце Гамильтон . В 1882 году они продали большую часть своей коллекции, а картину Тинторетто приобрела Национальная галерея.
Санто-Стефано и Сан-Мойзе
[ редактировать ]Два изображения этой сцены работы Тинторетто остались в Венеции в первоначальных церквях, для которых они были заказаны. Оба относятся к более позднему периоду карьеры Тинторетто. Один находится в церкви Санто-Стефано, другой — в Сан-Мойзе . [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Museo del Prado Интернет-галерея Тинторетто Омовение ног
- ^ Николс, Том 2004. Тинторетто: традиции и идентичность . Книги реакции. ISBN 1-86189-043-5 .
- ^ Музей Прадо, онлайн-энциклопедия
- ^ Титце, Ганс (1948). Тинторетто . Федон.
- ^ Ньютон, Эрик (1952). Тинторетто . Гринвуд Пресс.
- ^ Певснер, Николаус (1957). Здания Англии, Нортумберленд . Пингвин.
- ^ Фридберг, С.Дж. (1971). Живопись в Италии 1500–1600 гг . Пеликан История искусства.
- ^ Гулд, Сесил (1962). Себастьяно Серлио и венецианская живопись . Журнал институтов Варбурга и Курто.
- ^ Гулд, Сесил (1975). Венецианская школа шестнадцатого века . Каталог Национальной галереи.
- ^ Паллучини, Родольфо (1976). Тинторетто из Ньюкасла-апон-Тайна . Венецианское искусство.
- ^ Ллойд, Кристофер (2011). В поисках шедевра: Путеводитель по Великобритании и Ирландии для любителей искусства . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-23884-4 .
- ^ «Два Тинторетто прилетают по воздуху». Торонто Стар. Вторник, 3 февраля 1959 г., стр. 9
- ^ Национальная галерея Тинторетто Христос, омывающий ноги ученикам.
- ^ Плестерс, Дж. «Картины Тинторетто в Национальной галерее: Часть II». Технический бюллетень Национальной галереи, том 4, 1980, стр. 32–48.
- ^ Тинторетто, Христос, омывающий ноги ученикам , ColourLex
- ^ Танкред Борениус «Великий Тинторетто». Журнал Burlington для ценителей , Vol. 61, № 354 (сентябрь 1932 г.), стр. 99–104.