Дуран Мадонна

Мадонна Дуран (также известная как Мадонна в красном или Мадонна с младенцем в нише). [ 1 ] или Мадонна на троне ) — картина маслом на дубовом панно, завершенная где-то между 1435 и 1438 годами нидерландским художником Рогиром ван дер Вейденом . Картина происходит от Яна ван Эйка « Мадонны Инс-Холл» , и впоследствии ей много подражали. [ 2 ] Сейчас в музее Прадо в Мадриде он изображает сидящую и безмятежную Деву Марию, одетую в длинное струящееся красное одеяние, подбитое золотой нитью. Она качает ребенка Иисуса , который сидит у нее на коленях, игриво перелистывая священную книгу или рукопись, на которой останавливаются взгляды обеих фигур. Но в отличие от более ранней трактовки ван Эйка, ван дер Вейден не только помещает свою Мадонну с Младенцем в готической апсиде или нише , как он разместил две свои более ранние мадонны (« Стоящая Мадонна» и « Мадонна с Младенцем на троне» ), но и помещает их на выступающий постамент. , тем самым еще больше подчеркивая их скульптурное впечатление. [ 2 ]
Христос выглядит намного старше, чем на большинстве современных картин такого рода. Он далеко не младенец и очень реалистично и физически передан. Он показан маленьким ребенком, без какой-либо мягкости, свойственной обычным изображениям Богородицы с Младенцем XV века. [ 3 ] Картина характеризуется скульптурным видом, который часто предпочитал Ван дер Вейден, а также сходством по колоризации с его картиной ок. 1435 г. Снятие с креста (Мадрид) и ок. 1442–1445 Алтарь Мирафлорес (Берлин).
Картина была приобретена Педро Фернандес-Дюраном в 1899 году во Дворце Боадилья в Мадриде. Он подарил работу музею Прадо в 1930 году. [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]Мария изображена в длинной красной мантии с капюшоном и белом головном уборе, с Младенцем Иисусом в белой рубашке, сидящим у нее на коленях. Он с любопытством перелистывает и комкает страницы книги, сидящей на коленях у матери. Книга помещена в самый центр панели, что символизирует центральное место Божественного Слова в христианской вере. [ 3 ] По мнению Прадо, сама книга представляет собой намек на «Священное Писание, возвещающее об искупительной миссии Христа». [ 5 ] Над головой Марии парит ангел в темно-сером платье, держа инкрустированную жемчугом корону, предназначенную ей в случае ее вознесения на престол Царицы Небесной . [ 3 ] Длинное одеяние Марии кружится по пространству, закрывая ее трон и в конечном итоге падая на опору у ее ног. [ 3 ] Они обрамлены скульптурной нишей или апсидой с готическим узором, ван дер Вейдена похожим на тот, который можно найти в «Спуске с креста» . [ 6 ] Изогнутые арки ниши повторяют линии ее фигуры, когда она покровительственно склоняется над ребенком. Эти изогнутые линии и теплые цвета придают работе ощущение внутренней гармонии. [ 6 ]

Историко-художественный анализ начала и середины 20 века не уделял особого внимания старшему возрасту Христа в произведении этого периода «Мадонна с младенцем». Он также не подчеркивал значимость рукописи или грубую манеру, с которой Христос, кажется, энергично ее перелистывал. Совсем недавно историки искусства, такие как Альфред Эйкрес, поставили под сомнение значимость свободы передвижения ребенка и натуралистического изображения в такой нарочито элегантной и уравновешенной работе, особенно в работах такого самосознательного и композиционно вовлеченного художника, как ван дер Вейден. Акрес считает, что книга занимает центральное место в понимании картины, и отмечает ее идеальное центральное место на панели; это центр взглядов и рук обеих фигур, и Христос, очевидно, перелистывает назад , к началу. страницы [ 7 ] В то время как правая рука Христа держит несколько скрученных вместе пергаментов, и он не обращает на них внимания, его более осторожная левая рука вот-вот откроет нижний левый угол открытой страницы. Если разумно предположить, что открытая книга, лежащая на коленях Мэри, обращена к ней, создается впечатление, что ребенок перелистывает страницы задом наперед. Хотя священные книги часто включались в северные изображения Богородицы в XV веке, они обычно ассоциировались с идеей Богородицы как олицетворения учености или мудрости; ни в одной другой современной живописи они не проделываются с такой беспокойной энергией, не говоря уже о том, чтобы прокручиваться от конца к началу. [ 8 ] Акрес предполагает, что младенец Христос отсылает к Бытию: 3 , описывая грехопадение человека , цитируя три другие работы, где ван дер Вейден аналогичным образом формулирует тему искупления , в том числе панель «Стоящая Мадонна» в Музее истории искусств , где Мадонна окружена фигурами Адам и Ева. [ 9 ] [ 10 ]

Историк искусства Лорн Кэмпбелл считает, что на картину повлияла « » Роберта Кампена Франкфуртская Мадонна с Младенцем как в идеале женской красоты, который она представляет, так и в элегантном использовании длинных сложенных драпировок. Кэмпбелл отмечает, что обе работы состоят из резких диагональных линий, при этом главные фигуры выдвинуты в центр переднего плана, почти в манере обманки . [ 11 ] Мадонну Дурана ван дер Вейдена часто сравнивают с Алтарем Мирафлорес как по цвету платья Марии, так и по скульптурному виду, похожему на рельефы, показанные в более раннем триптихе. Кроме того, рисунок головы Марии поразительно похож на рисунок доброй, идеализированной Мадонны в его Диптихе Фруамона (после 1460 года), ныне находящемся в Музее изящных искусств в Кане . [ 12 ] Из-за такого сильного сходства авторство ван дер Вейдена не подлежит сомнению, хотя известно, что произведение часто копировали в Испании после того, как оно было перенесено туда. [ 4 ] [ 5 ] где-то в 16 веке.
Черная краска позади Богородицы, вероятно, была добавлена по просьбе продавца, жившего позднее в XVIII веке, скорее всего, в попытке представить произведение как жанровое произведение и преуменьшить его религиозную тематику. Исследования с помощью рентгеновских лучей оказались безрезультатными и не обнаружили никаких потерянных деталей или рисунков под толстыми слоями краски. [ 4 ]
Иллюзорные устройства
[ редактировать ]Ван дер Вейден часто изображал реалистичные и объемные фигуры, расположенные в неглубоких скульптурных пространствах, в которых они казались тесными и превышающими масштаб. Пространство, заполненное фигурами, неопределенно и неоднозначно расположено. Мэри и ребенок поддерживаются выступающим кронштейном , трехмерность которого создает дезориентирующее впечатление, будто фигуры являются частью рельефа гораздо большего произведения искусства. Это придает работе головокружительную и вывихнутую перспективу; свое уникальное ощущение пространства и размещения. [ 13 ]
Картина является ранним примером привычки ван дер Вейдена изображать свои фигуры в виде полихромных скульптур, причем здесь эффект подчеркивается нейтральным фоном. [ 5 ] Тенденция Ван дер Вейдена стирать грань между скульптурой и живописью в иллюзионистской манере наиболее ярко видна в его « Спуске с креста» . Историк искусства Роберт Носов отмечает архитектурный аспект готической рамы и то, как линии Богородицы и младенца заставляют их казаться ожившими статуями. [ 6 ] Историк искусства Ширли Нильсен Блюм пишет, что искусственные скульптурные элементы «заставляют зрителя постоянно сталкиваться с, казалось бы, реальным присутствием двух медиа, скульптуры и живописи… Рожье бросает вызов логике и, следовательно, усиливает магическое качество изображения. Божественность». подчеркивается, потому что оно выходит за рамки определений средств массовой информации». [ 14 ]
Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Носов, с. ix
- ^ Jump up to: а б Панофский п. 259
- ^ Jump up to: а б с д Носов, с. 146
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, с. 50
- ^ Jump up to: а б с « Богоматерь с Младенцем ». Луговой музей . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Носов, с. 145
- ^ Акры, с. 77
- ^ Акры, с. 79
- ^ Акры, с. 90
- ^ см . Панофски с. 261
- ^ Кэмпбелл, с. 19
- ^ Хэнд и др., стр. 259
- ^ Носов, с. 144
- ^ Блум, с. 103
Библиография
[ редактировать ]- Эйкс, Альфред «Нарисованные тексты Рогира ван дер Вейдена». Искусство и история , Том 21, No. 41, 2000. 75–109.
- Блюм, Ширли Нильсен. «Символическое изобретение в искусстве Рогира ван дер Вейдена». Журнал истории искусств , том 46, выпуск 1–4, 1977 г.
- Кэмпбелл, Лорн и Ван дер Сток, январь. (ред.) Рогир ван дер Вейден: 1400–1464. Мастер страстей . Левен: Давидсфондс, 2009. ISBN 978-90-8526-105-6
- Кэмпбелл, Лорн . Ван дер Вейден . Лондон: Чосер Пресс, 2004. ISBN 1-904449-24-7
- Хэнд, Джон Оливер; Мецгер, Кэтрин; Спронк, Рон. Молитвы и портреты: раскрытие нидерландского диптиха . Издательство Йельского университета, 2006. ISBN 0-300-12155-5
- Кох, Роберт А. «Копии «Мадонны в красном» Рогира ван дер Вейдена». Отчет Художественного музея Принстонского университета, том 26, выпуск 2, 1967. 46–58.
- Носов, Роберт. Ритуальные смыслы в мотете пятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета, 2012. ISBN 0-521-19347-8
- Панофски, Ирвин. Ранняя нидерландская живопись: т. 1 . Westview Press, 1971 (новое издание). ISBN 978-0-06-430002-5