Алтарь Бона


Алтарь Бона (или «Страшный суд ») представляет собой большой полиптих ок. Алтарный образ 1443–1451 годов раннего нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена , написанный маслом на дубовых панелях с частями, позже перенесенными на холст . Он состоит из пятнадцати картин на девяти панелях, шесть из которых написаны с обеих сторон. Что необычно для того периода, он сохранил некоторые оригинальные рамы. [ 1 ]
Шесть внешних панелей (или ставен) имеют петли для складывания; в закрытом виде виден внешний вид святых и благотворителей. Внутренние панели содержат сцены Страшного суда, расположенные в двух регистрах. Большая центральная панель охватывает оба регистра и изображает Христа, восседающего на радуге и совершающего суд, а под ним Архангел Михаил держит весы для взвешивания душ. Панели нижнего регистра образуют непрерывный пейзаж: панель в крайнем правом углу показывает врата Рая , а вход в ад находится в крайнем правом левом углу. Между ними мертвецы поднимаются из могил и изображены движущимися от центральной панели к месту назначения после вынесения приговора.
Алтарь был заказан в 1443 году для Хосписа Бона на востоке Франции Николя Роленом , канцлером герцогства Бургундского , и его женой Гигоной де Сален , которая похоронена перед первоначальным местом расположения алтаря. [ 2 ] Он находится в плохом состоянии; его перенесли в 20 веке, чтобы защитить его от солнечного света и защитить от почти 300 000 посетителей, которые хоспис принимает ежегодно. [ 2 ] Он пострадал от обширной потери краски, износа и потемнения цветов, а также скопления грязи. Кроме того, во время реставрации был нанесен толстый слой краски. Две окрашенные стороны внешних панелей были разделены для демонстрации; традиционно ставни открывались только в определенные воскресенья или церковные праздники.
Комиссия и хоспис
[ редактировать ]Николя Ролен был назначен канцлером Бургундии Филиппом Добрым в 1422 году и занимал эту должность в течение следующих 33 лет. [ 3 ] Пребывание у герцога сделало его богатым человеком, и он пожертвовал большую часть своего состояния на основание отеля Hôtel-Dieu в Боне . [ 4 ] Неизвестно, почему он решил построить дом в Боне, а не в своем родном Отене . Возможно, он выбрал Бон, потому что в нем не было больницы, а вспышка чумы уничтожила население между 1438 и 1440 годами. [ 5 ] Более того, в 1435 году, когда Аррасский договор не смог положить конец давней вражде и вражде между Бургундией и Францией, Бон первым пострадал от разрушительных действий мародерствующих банд écorcheurs , которые бродили по сельской местности в поисках мусора в конце 1430-х - начале 1440-х годов. затем последовал голод. [ 6 ] Хоспис был построен после того, как Ролен получил разрешение от Папы Евгения IV в 1441 году. [ 7 ] и был освящен 31 декабря 1452 года. В то же время Ролен учредил религиозный орден sœurs Hospitalières . [ 5 ] Он посвятил хоспис Антонию Великому , которого в средние века обычно ассоциировали с болезнями и исцелением. [ 8 ]

хосписа Ролен заявил в учредительном уставе , подписанном в августе 1443 года, что «в интересах моего спасения... в благодарность за блага, которые Господь, источник всякого богатства, возложил на меня отныне и навсегда, Я нашел больницу». [ 9 ] [ 10 ] В конце 1450-х годов, всего за несколько лет до своей смерти, он добавил в устав больницы положение, предусматривающее, что месса по умершим будет совершаться дважды в день. [ 11 ] Жена Ролена, Гигона де Сален . [ А ] сыграл главную роль в фонде, как, вероятно, и его племянник Ян Ролен. Де Сален жила и служила в хосписе до своей смерти в 1470 году. [ 3 ]
Документы, относящиеся к заказу алтаря, сохранились: известны имя художника, покровитель, дата завершения и место установки, что необычно для нидерландского алтаря. [ 7 ] Он был задуман как центральное украшение часовни. [ 1 ] и Ролин обратился к Рогиру ван дер Вейдену примерно в 1443 году, когда была основана больница. Алтарь был готов к 1451 году, году освящения часовни. [ 7 ] мастерской ван дер Вейдена Написанные в брюссельской – скорее всего, с помощью учеников – панели после завершения были перевезены в хоспис. [ 12 ] Алтарный образ впервые упоминается в описи 1501 года, когда он находился на главном алтаре . [ 1 ]

Полиптих был призван утешать и предостерегать умирающих; [ 14 ] действуя как напоминание об их вере и направляя их последние мысли к божественному. Это видно по его расположению в пределах видимости кроватей пациентов. [ 13 ] В 15 веке медицинское обслуживание было дорогим и примитивным; духовная забота о больных была так же важна, как и лечение телесных недугов. [ 14 ] Для тех, кто слишком болен, чтобы ходить, Ролен распорядился поставить 30 кроватей в пределах видимости от алтаря. [ 15 ] что было видно через пробитый экран. [ 16 ] Обычно на одной койке было только два пациента, что было роскошью в то время, когда на большой койке было от шести до пятнадцати пациентов. [ 13 ]
Святой Себастьян и Святой Антоний символизируют исцеление. Оба были связаны с бубонной чумой , и их включение призвано убедить умирающих в том, что они будут ходатаями перед божественным. [ 13 ] Во Франции 15-го века у Святого Михаила возник культ, и его считали хранителем мертвых, что сыграло решающую роль, учитывая распространенность чумы в регионе. Еще одна серьезная вспышка произошла в 1441–1442 годах, незадолго до того, как Ролен основал больницу. По словам историка искусства Барбары Лейн , пациенты вряд ли выживут во время пребывания в Боне, однако изображение Святого Михаила приносило утешение, поскольку они могли «взглянуть на его фигуру непосредственно над алтарем часовни каждый раз, когда алтарь открывался. Антонию и Себастьяну на внешней стороне полиптиха архангел предложил... надежду, что они преодолеют свои телесные недуги». [ 17 ]
Описание
[ редактировать ]
Размеры алтаря 220 × 548 см (87 × 216 дюймов). [ 18 ] и состоит из пятнадцати отдельных картин на девяти панелях, шесть из которых написаны с обеих сторон. [ 1 ] Когда ставни открываются, перед зрителем открываются обширные внутренние панели « Страшного суда ». [ 19 ] Они документируют возможные духовные судьбы зрителей: могут ли они достичь рая или ада, спасения или проклятия; серьезные альтернативы, подходящие для хосписа. [ 20 ] Когда внешние крылья (или ставни) сложены, видны внешние картины (на двух верхних и четырех нижних панелях). [ 19 ] Внешние панели служат погребальным памятником дарителям. Историк искусства Линн Джейкобс считает, что «двойная функция произведения обусловливает выбор темы Страшного суда в его интерьере». [ 20 ]
Когда ставни закрыты, полиптих напоминает верхнюю часть креста. [ 21 ] Приподнятая центральная панель давала дополнительное пространство для повествовательной сцены, изображающей небесный пейзаж, одну большую фигуру или распятие с местом для креста, выступающего над другими панелями. Ван дер Вейден передает небесную сферу на высоком вертикальном панно, тогда как земное отведено панелям нижнего регистра и внешнему виду. Более того, Т-образная форма перекликается с типичными конфигурациями готических церквей, где нефы часто выходили за приделы в апсиду или хор . [ 22 ] Образы внешних панелей помещены в земное царство: дарители и святые нарисованы гризайлем, имитируя скульптуру. [ 22 ] Отсюда в произведении четко разграничиваются образы божественного, земного и адского царств. [ 23 ]
Внутренние панели
[ редактировать ]ван дер Вейдена Как и в «Триптихе Брака» , фоновый пейзаж и расположение фигур простираются на отдельные панели нижнего регистра. [ 23 ] до такой степени, что различия между панелями игнорируются. [ 24 ] Есть примеры фигур, нарисованных на двух соседних панелях. [ 25 ] тогда как Христос и Святой Михаил заключены в единую центральную панель, что подчеркивает иконографию . [ 26 ] Небесная сфера, к которой движутся спасенные , драматически представлена «сияющим золотым фоном , охватывающим почти всю ширину алтаря». [ 27 ]
Нижний регистр представляет Землю и содержит врата в Рай и Ад. Внушительная фигура Христа указывает на то, что «начинается царствование небесное». [ 28 ] Различие между земным и небесным царствами создает ощущение порядка, а Христос «источает спокойствие и контроль», а также ощущение баланса и движения на всех панелях. [ 29 ]

Изображение воскресших мертвецов на пяти нижних панелях напоминает готический тимпан , особенно в Отенском соборе . Ролен должен был быть знаком с входами в Отенский собор, что, возможно, повлияло на его заказ на Страшный суд для хосписа. [ 29 ] Кроме того, Ролен знал о литургии, связанной с Мессой за умерших, и знал сцены Страшного суда, связанные с Мессой, из иллюминированных рукописей 15-го века , таких как полностраничный Страшный суд в часах Екатерины Клевской , на котором изображен Христос в аналогичном положении, сидящий над мертвыми, поднимающимися из могил. [ 30 ]
Верхний регистр
[ редактировать ]
Христос сидит на суде на верхней центральной панели. Он держит лилию в правой руке и меч в левой и сидит на радуге, простирающейся через две панели, его ноги опираются на сферу. Его правая рука поднята в акте благословения, а левая опущена. Эти позиции указывают на акт суждения; он решает, отправлять ли души в рай или в ад, [ 31 ] его жесты повторяют направление и положение весов, которые держит под собой Архангел Михаил. Его ладони раскрыты, обнажая раны, полученные при прибивании к кресту, а его мантия местами зияет, обнажая раны, нанесенные копьем , из которого льется темно-красная кровь. [ 32 ]
Лицо Христа идентично изображению в Триптихе Брака , завершенном всего несколько лет спустя, в 1452 году. [ 33 ] Христос, расположенный так высоко в живописном пространстве и охватывающий оба регистра, дирижирует всеми внутренними панелями. Если раньше «Страшный суд» мог показаться хаотичным, то здесь он привносит ощущение порядка. [ 29 ]
Архангел Михаил, как воплощение и проводник божественной справедливости, расположен непосредственно под Христом, единственной фигурой, достигшей и Неба, и Земли. У него бесстрастное выражение лица, и он держит весы для взвешивания душ . Что необычно для христианского искусства, проклятые перевешивают блаженных; На весах Майкла в каждой чаше только по одной душе, но левая чашка наклоняется ниже правой. Михаилу уделяется необычное для того периода место в «Страшном суде», и его мощное присутствие подчеркивает функцию произведения в хосписе и его озабоченность литургией смерти . Его ноги расположены так, как будто он делает шаг вперед, собираясь выйти за пределы холста, и смотрит прямо на наблюдателя, создавая иллюзию, что он судит не только души на картине, но и зрителя. [ 27 ]
-
Ангелы с символами Страстей
-
Деисус слева от Христа
-
Два ангела несут столп, на котором бичевали Христа
Михаил, как Себастьян и Энтони, был святым чумы, и его образ мог быть виден пациентам через отверстия пробитой ширмы, когда они лежали в своих кроватях. [ 34 ] Он изображен с иконографическими элементами, связанными со Страшным судом. [ 20 ] и, одетая в красную мантию с ткаными золотыми тканями поверх блестящего белого альба, это, безусловно, самая яркая фигура на нижних панелях, «гипнотически притягивающая взгляд зрителя», по словам Лейна. Его окружают четыре херувима , играющие на трубах, призывающие мертвых к месту их назначения. [ 35 ] Роль Михаила в «Страшном суде» подчеркивается использованием цвета Ван дер Вейденом: сверкающий белый альб Михаила контрастирует с красными облачениями херувимов, расположенными на фоне голубого неба прямо под золотыми облаками небес. [ 36 ]
В обоих крыльях верхнего регистра изображена пара ангелов, держащих инструменты Страстей. [ 2 ] К ним относятся копье, терновый венец и палка с губкой, смоченной уксусом. Ангелы облачены в белые богослужебные облачения , включающие алба и нарамника . [ 32 ]
Под Михаилом души снуют влево и вправо. Спасенные идут к вратам Небес, где их приветствует святой; проклятые прибывают в устье ада и массово впадают в проклятие. [ 29 ] Души, балансирующие на весах, обнажены. Блаженный взгляд на Христа, изгнанный взгляд вниз. Подкрепляет это слово над фигурой на более светлой сковороде, слева от зрителя, ВИРТУТЫ (Добродетели) и ПЕККАТА (грехи) над нижней фигурой на более тяжелой сковороде. [ 37 ] Весы склонены в ту же сторону, что и меч Христа. [ Б ]
Нижний регистр
[ редактировать ]Дева Мария , Иоанн Креститель , двенадцать апостолов и ряд сановников расположены в Деисусе по обе стороны от Михаила. Апостолы сидят полукругом; Святой Петр одет в красное в крайнем левом углу, а Святой Павел в зеленом — в крайнем правом. Семь высокопоставленных лиц с ореолом , одетых в современную одежду, неизвестны, но в их число входят король, папа, епископ, монах и три женщины. По словам Ширли Блюм, это не общие репрезентативные типы, а портреты конкретных неопознанных личностей. [ 38 ]
Мертвые восстают из могил у ног Михаила; одни выходят, чтобы идти в рай, другие — в ад. Они находятся в значительно уменьшенном масштабе по сравнению со святыми. Лорн Кэмпбелл отмечает, что панели отражают глубоко пессимистический взгляд на человечество, при этом число проклятых намного превышает число спасенных. [ 37 ] особенно по сравнению с кёльнским панно Стефана Лохнера , где спасённые толпятся у ворот в рай. [ 35 ]
Души претерпевают постепенную трансформацию, переходя от панели к панели. Те, кто поднимается из могил у ног Михаила, не проявляют никакого выражения лица, но становятся более оживленными, когда двигаются в обе стороны; ужас и отчаяние становятся особенно заметными на лицах проклятых по мере их продвижения в Ад. [ 39 ]
Слева у спасенных, по словам Джейкобса, «те же блаженные выражения лиц», но их позы постепенно меняются: от лица Христа и Михаила к обращению к Небесным вратам, особенно это касается пары под Марией, где мужчина отводит взгляд женщины. от Михаила и к Небесам. [ 39 ] Это контрастирует с другой парой на противоположной панели, которая сталкивается с адом; женщина сгорбилась, а мужчина тщетно поднимает руку, умоляя Бога о милости. [ 40 ]

Небеса представлены входом в Небесный город, выполненным в современном готическом стиле и освещенным длинными тонкими лучами света. Спасенные подходят, молитвенно сложив руки, и у входа их встречает ангел. [ 37 ] Через райские врата одновременно проходят лишь несколько душ. [ 35 ] Образ церкви как земного представления Небес был популяризирован в 13 веке такими богословами, как Дюрандус ; [ 41 ] ворота в рай в этой работе напоминают вход в хоспис Бона. [ 42 ] Путь на небеса ясно показан в виде позолоченной церкви – спасенные поднимаются по ступенькам, поворачивают направо и исчезают из поля зрения. [ 43 ] Он полностью заключен в одну панель, тогда как Ад простирается на соседнюю панель, возможно, намекая на то, что грех загрязняет все вокруг. [ 44 ]
Ван дер Вейден изображает Ад как мрачное, многолюдное место как близких, так и далеких огней и крутых скал. Проклятые беспомощно падают в него, крича и плача. Грешники входят в ад, по большей части склонив головы, волоча за собой друг друга. [ 36 ] Традиционно на картине «Страшный суд» изображались проклятые, мучимые злыми духами; однако здесь души остаются одни, единственное свидетельство их мучений в их выражениях. [ 37 ]
нарисован Адский пейзаж так, чтобы вселять ужас, но без чертей. [ 45 ] Эрвин Панофски был первым, кто упомянул об этом отсутствии и предположил, что ван дер Вейден решил передать мучения внутренним образом, а не через подробные описания дьяволов и демонов. Он писал: «Судьба каждого человека... неизбежно вытекает из его собственного прошлого, и отсутствие какого-либо внешнего зачинщика зла заставляет нас осознать, что главная пытка Проклятых — это не столько физическая боль, сколько постоянное и невыносимое обостренное сознание своего состояния». [ 46 ] По словам Бернхарда Риддербоса, ван дер Вейден акцентировал эту тему, «ограничивая количество мертвых и обращаясь с ними почти как с личностями. По мере того, как проклятые приближаются к бездне ада, они становятся все более и более сжатыми». [ 36 ]
Внешние панели
[ редактировать ]
Шесть внешних панелей состоят из двух донорских крыльев , двух содержащих святых и двух панелей, на которых Гавриил представляет себя Марии. Жертвователи находятся на внешних крыльях, преклоняя колени перед своими молитвенниками. Четыре имитационные статуи в гризайле составляют внутренние панели. На двух нижних изображены святые Себастьян и святой Антоний. [ 47 ] Себастьян был святым от язв и заступником против эпидемий, Антоний - покровителем кожных заболеваний и эрготизма , тогда известный как Огонь Святого Антония. [ 48 ] Оба святых имели тесные связи с бургундским двором: Филипп Добрый родился в день святого Антония, у него был внебрачный сын по имени Антоний , а двоих сыновей Ролена звали Антонием. Святой Себастьян был покровителем рыцарского ордена Золотого руна Филиппа Доброго . [ 49 ]
На двух небольших панелях верхнего регистра изображена обычная сцена Благовещения с обычным голубем, олицетворяющим Святого Духа . [ 1 ] Два набора панелей, в отличие от внутренних, по своей композиции сильно различаются. Фигуры занимают четко отдельные ниши, а цветовая гамма святых и доноров в гризайле резко контрастирует. [ 20 ]
Как и во многих полиптихах середины 15 века, внешние панели во многом заимствованы из Гентского алтаря , завершенного в 1432 году. Из этой работы заимствовано использование гризайли, как и обработка Благовещения. [ 47 ] Ван дер Вейден использует иконографию во внешнем виде Бона, которой нет в других его работах, что позволяет предположить, что Ролен, возможно, попросил, чтобы алтарный образ следовал примеру ван Эйка. [ 19 ] Однако Ван дер Вейден не был склонен просто подражать и расположил панели и фигуры в концентрированном и компактном формате. [ 47 ] Джейкобс пишет, что «внешний вид представляет собой наиболее последовательное на сегодняшний день графическое изображение скульптуры-обманки». Свиток Гавриила и лилия Марии кажутся сделанными из камня; фигуры отбрасывают тени на заднюю часть своих ниш, создавая ощущение глубины, которое усиливает иллюзию. [ 20 ]

По словам Блюма, внешние панели тусклые, он пишет, что на панно Ролена самая красочная фигура - красный ангел, который в своем золотом шлеме и ключах «появляется как привидение». [ 19 ] Ролена и де Салена можно узнать по гербам, которые держат ангелы; [ 1 ] муж и жена преклоняют колени у покрытых тканью при-дье (переносных алтарей), демонстрируя свои эмблемы. Хотя Де Сален считалась набожной и благотворительной личностью и, возможно, даже послужила толчком к строительству хосписа, она помещена снаружи справа. [ 19 ] традиционно считается низшим положением, соответствующим аду, связывающим ее с Евой , первородным грехом и грехопадением человека . [ 44 ]

Ван Эйк ранее изобразил Ролина в ок. 1435 г. Мадонна канцлера Ролена , покровитель которого можно узнать по этой работе; на обоих портретах изображены одинаковые губы, большой подбородок и несколько заостренные уши. На портрете ван Эйка Ролен представлен, пожалуй, напыщенным и высокомерным; здесь, десять лет спустя, он кажется более задумчивым и смиренным. [ 50 ] [ 51 ] Кэмпбелл иронически отмечает, что Ван дер Вейдену, возможно, удавалось замаскировать уродство и возраст натурщика, а необычную форму его рта, возможно, преуменьшали. Он пишет, что, хотя «ван Эйк бесстрастно записывал, ван дер Вейден навязывал стилизованное и очень личное видение предмета». Изображение Ван Эйка, скорее всего, было более точным; Ван дер Вейден приукрашивал, главным образом, удлиняя нос, увеличивая глаза и поднимая брови. [ 50 ]
Надписи
[ редактировать ]Панели содержат цитаты на латыни из нескольких библейских текстов. Они появляются либо в виде букв, как бы вшитых в края одежды фигурок (в основном скрытых в складках), либо непосредственно на поверхности центральной внутренней панели. [ 52 ] Последние происходят в четырех случаях; две пары текста плавают по обе стороны от Христа, две — вокруг Михаила. Под лилией, белой краской [ 36 ] – это слова Христа: ПРИХОДИТЕ, БЛАГОСЛОВЕННЫЕ ОТ МОЕГО ОТЦА, ПРИГОТОВЬТЕ ВАМ ЦАРСТВО ОТ КОНСТИТУЦИИ МИРА («Придите, благословенные от Моего Отца, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»). Текст под мечом гласит: «Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его ». [ С ]
Надписи следуют традиции XIV века: фигуры, образы и мотивы, связанные со спасенными, изображены справа от Христа, а проклятые - слева. Слова под лилией ( бенедикты ) читаются вверх, к Небесам, их изгибы склоняются к Христу. Текст слева ( maledicti ) течет в противоположном направлении; от высшей точки вниз. Надписи справа от Христа выполнены в светлых тонах, так что их обычно трудно различить при воспроизведении. Надпись напротив обращена вниз и нанесена черной краской. [ 53 ]
Состояние
[ редактировать ]Некоторые панели находятся в плохом состоянии из-за потемнения цвета, скопившейся грязи и неправильных решений во время ранних реставраций. [ 54 ] Алтарь оставался в часовне с момента его установки до Французской революции , после которой он десятилетиями был спрятан на чердаке. Когда его вынесли, обнаженные души, которые считались оскорбительными, были закрашены одеждой и пламенем; его перенесли в другую комнату, повесили на высоте трех метров (10 футов) от земли, а некоторые части побелили. В 1836 году Комиссия по древностям нашла его и начала планировать его восстановление. [ 55 ] Четыре десятилетия спустя он подвергся капитальной реставрации – между 1875 и 1878 годами – когда многие из этих дополнений были удалены, но не без значительного повреждения оригинальной окраски. [ 54 ] например, потеря пигмента гобеленов на донорских панелях, которые изначально были красными и золотыми. [ 56 ] В целом центральные внутренние панели сохранились лучше, чем внутренние и внешние крылья. [ 54 ] Панель Де Саленса повреждена; его цвета с возрастом потемнели; первоначально ниша была светло-голубого цвета (сегодня она светло-зеленая), а щит, который держал ангел, был окрашен в синий цвет. [ 54 ]
Панели были разделены по бокам, чтобы обе стороны могли отображаться одновременно. [ 1 ] и некоторые из них были перенесены на холст . [ 55 ]
Источники и влияния
[ редактировать ]
Еще до 1000 года сложные изображения Страшного суда развивались как предмет искусства, а с 11 века стали обычным явлением в качестве настенной росписи в церквях, обычно размещаемой над главной дверью в западной стене, где ее могли видеть верующие покидали здание. [ 57 ] Постепенно создавались иконографические элементы: Святой Михаил взвешивал души, впервые увиденные в Италии XII века. Поскольку эта сцена не имеет библейской основы, часто считается, что она основана на дохристианских параллелях, таких как изображения Анубиса , исполняющего аналогичную роль в древнеегипетском искусстве . [ 58 ] В средневековом английском языке настенная живопись Страшного суда называлась думом . [ 59 ]
Стефана Лохнера Ван дер Вейден, возможно, черпал влияние из ок. . 1435 г. Страшный суд и подобные ему ок. Картина 1420 года сейчас находится в Отель де Виль, Дист , Бельгия. Ориентирами являются Христос, поднятый над Великим Деисусом святых, апостолов и духовенства над изображениями входа в рай и врат ада. В обеих ранних работах Христос восседает на радуге; на панели «Деисус» он также находится над земным шаром. В то время как две ранние работы наполнены страхом и хаосом, панели ван дер Вейдена демонстрируют печальное, сдержанное достоинство, типичное для его лучших работ. Это наиболее очевидно в том, как огромный и бесстрастный Христос организует сцену с Небес. [ 60 ]
Морализирующий тон произведения очевиден из некоторых его более откровенно мрачных иконографий, выбора святых и того, как весы склоняются гораздо ниже под тяжестью проклятых, чем спасенных. Окаянные слева от Христа более многочисленны и менее детализированы, чем спасенные справа. В этом смысле его можно сравнить с Матиаса Грюневальда Изенгеймским алтарем , который служил почти той же цели, поскольку был заказан для монастыря Святого Антония в Изенхайме , который заботился об умирающих. [ 13 ]

Сходство между алтарем и ок. конца 1460-х годов «Страшный суд» , написанный учеником ван дер Вейдена Гансом Мемлингом, побудил историков искусства предположить общую связь с флорентийским банкиром Анджело Тани, который давал заказы ван дер Вейдену перед его смертью в 1464 году. Запрестольный образ историки искусства предполагают, что Тани или Мемлинг могли видеть его на месте или что Мемлингу досталась копия, сделанная в мастерской. [ 61 ]
В работе Мемлинга размещение Деисуса и Христа над Святым Михаилом с его весами почти идентично алтарю Бона . [ 35 ] Мемлинга Несмотря на заметное сходство, многолюдные сцены в «Страшном суде» резко контрастируют с «приглушенным спокойствием композиции Роже», по словам Лейна: [ 35 ] и в зеркальном отражении алтаря Ван дер Вейдена Мемлинг показывает, что спасенные перевешивают проклятых на весах Святого Михаила. [ 61 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ученые не уверены, была ли она второй или третьей женой Ролина. См. Лейн (1989), 169.
- ^ Технический анализ показывает, что чаша весов сначала была склонена в противоположную сторону.
- ↑ Обе надписи цитируют беседу Христа об овцах и козлах ( Матфея 25 ), см. Ridderbos et al. (2005), 35
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кэмпбелл (2004), 74 года
- ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл (2004), 78 лет
- ^ Перейти обратно: а б Смит (1981), 276
- ^ Воган (2012), 169
- ^ Перейти обратно: а б Блюм (1969), 37 лет
- ^ Воган (2012), 94
- ^ Перейти обратно: а б с Лейн (1989), 167
- ^ Хаюм (1977), 508
- ^ Смит (2004), 91
- ^ Лейн (1989), 168
- ^ Лейн (1989), 169
- ^ Джейкобс (1991), 60; Лейн (1989), 167
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лейн (1989), 170
- ^ Перейти обратно: а б Лейн (1989), 171–72.
- ^ Хаюм (1977), 505
- ^ Лейн (1989), 177–8
- ^ Лейн (1989), 180
- ^ Кэмпбелл (1980), 64
- ^ Перейти обратно: а б с д и Блюм (1969), 39 лет
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джейкобс (2011), 112
- ^ Джейкобс (1991), 33–35
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс (1991), 36–37
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс (1991), 60–61
- ^ Джейкобс (2011), 97
- ^ Джейкобс (2011), 98
- ^ Блюм (1969), 43
- ^ Перейти обратно: а б Лейн (1989), 177
- ^ Джейкобс (2011), 60
- ^ Перейти обратно: а б с д Лейн (1989), 172
- ^ Лейн (1989), 176–77
- ^ Аптон (1989), 39
- ^ Перейти обратно: а б МакНэми (1998), 181
- ^ Блюм (1969), 30
- ^ Лейн (1989), 178
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лейн (1991), 627
- ^ Перейти обратно: а б с д Риддербос и др. (2005), 35
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл (2004), 81 год
- ^ Блюм (1969), 42
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс (1991), 98–9
- ^ Джейкобс (2011), 114
- ^ Джейкобс (1991), 47
- ^ Блюм (1969), 46
- ^ Джейкобс (2011), 115
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс (1991), 100
- ^ Дрис (2000), 501
- ^ Панофски (1953), 270
- ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл (2004), 21 год
- ^ Лейн (1989), 170–71
- ^ Блюм (1969), 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл (2004), 22 года
- ^ Смит (1981), 273
- ^ Акры (2000), 86–7
- ^ Акры (2000), 87
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл (2004), 77 лет
- ^ Перейти обратно: а б Риддербос и др., (2005), 31.
- ^ Кэмпбелл (1972), 291
- ^ Холл (1983), 138–143.
- ^ Холл (1983), 6–9
- ^ ОЭД "Гибель", 6
- ^ Лейн (1989), 171
- ^ Перейти обратно: а б Лейн (1991), 629
Источники
[ редактировать ]- Эйкс, Альфред «Нарисованные тексты Рогира ван дер Вейдена». Искусство и история , Том 21, No. 41, 2000 г.
- Блюм, Ширли Нильсен. Ранние нидерландские триптихи: исследование патронажа . Беркли: Калифорнийские исследования истории искусства, 1969. ISBN 0-520-01444-8
- Кэмпбелл, Лорн . Ван дер Вейден . Лондон: Чосер Пресс, 2004. ISBN 1-904449-24-7
- Кэмпбелл, Лорн . Ван дер Вейден . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1980. ISBN 0-06-430-650-X
- Кэмпбелл, Лорн. «Ранние нидерландские триптихи: исследование покровительства Ширли Нильсен Блюм» (рецензия). Зеркало , Том 47, № 2, 1972 год.
- Дрис, Клейтон. Позднесредневековая эпоха кризиса и обновления, 1300–1500 гг . Вестпорт: Гринвуд, 2000. ISBN 0-313-30588-9
- Холл, Джеймс. История идей и образов в итальянском искусстве . Лондон: Джон Мюррей, 1983. ISBN 0-7195-3971-4
- Хаюм, Андре. «Значение и функция Изенгеймского алтаря: новый взгляд на больничный контекст». Художественный бюллетень , Том 59, № 4, 1977.
- Джейкобс, Линн. Открывая двери: новая интерпретация раннего нидерландского триптиха . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2011. ISBN 0-271-04840-9
- Джейкобс, Линн. «Перевернутая Т-образная форма в ранних нидерландских алтарях: исследования связи между живописью и скульптурой». Журнал истории искусств , Том 54, №. 1, 1991.
- Лейн, Барбара . Бона «Requiem aeternam dona eis: Страшный суд и месса мертвецов». Симиолус: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов , том 19, № 3, 1989.
- Лейн, Барбара. «Покровитель и пират: Тайна гданьского Страшного суда Мемлинга». Художественный бюллетень , том 73, № 4, 1991.
- МакНэми, Морис. Облаченные ангелы: евхаристические аллюзии в ранних нидерландских картинах . Левен: издательство Peeters, 1998. ISBN 90-429-0007-5
- Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись: ее истоки и характер . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1953.
- Риддербос, Бернхард; Ван Бюрен, Энн; Ван Вин, Хенк. Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2005. ISBN 0-89236-816-0
- Смит, Джеффри Чиппс . Северное Возрождение . Лондон: Phaidon Press, 2004. ISBN 0-7148-3867-5
- Смит, Молли Тисдейл. «О дарителе «Мадонны Ролин» Яна ван Эйка». Геста , Том 20, №1, 1981.
- Аптон, Джоэл Морган. Петрус Кристус: его место во фламандской живописи пятнадцатого века . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 1989. ISBN 0-271-00672-2
- Воган, Ричард. Филипп Добрый . Мартлшем: Бойделл и Брюэр, 2012. ISBN 978-0-85115-917-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с алтарем Бона , на Викискладе?
- 1445 картин
- 1446 картин
- 1447 картин
- 1448 картин
- 1449 картин
- 1450 картин
- Картины по мотивам Книги Откровения
- Ангелы в искусстве
- Полиптихи
- Картины Рогира ван дер Вейдена
- Суд в христианстве
- Картины Иисуса
- Картины Девы Марии
- Картины Иоанна Крестителя
- Картины Михаила (архангела)
- Картины апостолов
- Страшный суд в искусстве