Дум живопись
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
« Роковая картина » или «Гибель» — традиционный английский термин, обозначающий настенную живопись Страшного суда в средневековой церкви. Это тот момент в христианской эсхатологии , когда Христос судит души, чтобы отправить их либо в Рай , либо в Ад . [1]
«Роковая картина» обычно относится к крупномасштабным изображениям Страшного суда на западной стене церквей, видимым прихожанам, когда они уходят, а не к изображениям в других местах или средствах массовой информации. Многие примеры сохранились в виде настенных росписей в средневековых церквях, большинство из которых датируются примерно XII-XIII веками, хотя этот предмет был распространен с I тысячелетия до (в странах, оставшихся католическими) Контрреформации . Большинство дум в английских церквях было разрушено правительственной властью во время английской Реформации .
Самая известная из всех картин Судьбы, «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле , написанная в 1537–1541 годах, завершает традицию и необычно расположена на восточной стене за алтарем.
Термин «Гибель»
[ редактировать ]Дум или «Гибель» был особым термином для Страшного суда и впервые упоминался в ок. 1200 г. по OED («дум», 6), смысл сохранившийся в этом художественном значении и в таких фразах, как «трещина судьбы» и слово «конец света», последнее восходит к древнеанглийскому языку . В оригинальном OED конца XIX века это чувство «обреченности» уже описывалось как «архаичное», но оно по-прежнему используется в описаниях (в основном) британских средневековых церквей. [2]
Цель и иконография
[ редактировать ]Раннесредневековая церковь поощряла думы как инструмент, подчеркивающий контрасты между наградой Небес и агонией ада, чтобы увести христиан от плохого поведения и греха. Дум обычно располагался либо на задней (литургической западной) стене, если такое пространство было доступно, либо в передней части ( конце алтаря ) церкви, часто на самой арке алтаря, чтобы он был постоянно виден верующим, когда они стоял перед алтарем во время службы.
Хотя существует много разных версий, состав в целом остается прежним. С левой стороны картины Судьбы (то есть по правую руку Христа) находится Рай, а справа (слева от Христа) — Ад. Вверху изображения восседает во славе Иисус Христос, правой рукой поощряя спасаемых вверх, а левой рукой указывая вниз, в ад для проклятых. Обычно по бокам от него находится Дева Мария справа от него и апостол Иоанн слева, иногда с двадцатью четырьмя старцами, упомянутыми в Книге Откровения, окружающими троих из них. Ангелы трубят в трубы, чтобы воскресить мертвых для суда. Обычно Архангел Михаил в центре находится с весами , которые он будет использовать для взвешивания душ человечества, чтобы увидеть, подходят ли они по отдельности для Небес: один человек находится на одной стороне весов, в то время как демонические существа, которые представляют грехи, совершенные человек находится на другой чаше весов. Существа пытаются склонить чашу весов в свою пользу, а в некоторых вариантах картины Дева Мария кладет четки рядом с человеком, которого хочет защитить, или кладет руку на весы, чтобы уравновесить демонов. В некоторых других версиях, когда один из спасенных попадает на Небеса, демон пытается затянуть его вместе с проклятыми, а ангел борется с демоном за душу.
Достойных приводят к вратам Рая, которые часто представляют собой замок с большими стенами, построенными для защиты от греховной нечистоты. Чаще всего это изображается на левой стороне картин Doom. Группы ангелов украшают стены Небес, прославляя спасенных , приближающихся к Небесным вратам, где Святой Петр ждет со своими ключами.
Тех, кто находится на другой стороне, считают недостойными Рая, обычно их захватывают демоны и приводят в Адскую пасть , за которой, по большей части вне поля зрения, лежат недра ада.
Решающим фактором в Суде или Страшном суде будет вопрос, ли телесные дела милосердия практиковались при жизни или нет. Они расцениваются как важные акты благотворительности. Поэтому, согласно библейским источникам (Мф 5:31-46), соединение Страшного суда и дел милосердия очень часто встречается в изобразительной традиции христианского искусства. [3]
В Чалдоне в Суррее на западной стене церкви изображена Лестница спасения (предмет, распространенный в Восточной церкви, но это единственный пример в Англии). Эта картина датируется примерно 1200 годом, ее длина составляет 17,5 футов, а высота - 11,21 фута. [4] Он находится в церкви Святых Петра и Павла в Чалдоне (построенной до 1086 года нашей эры) и изображает образы путей спасения и проклятия и их результата. [5]
Примеры в английских церквях
[ редактировать ]Примеры дум и связанных с ним картин есть в церквях следующих английских городов и деревень: [6]
- Эшампстед , Беркшир
- Эттлборо , Норфолк (Христос в величии)
- Бактон, Саффолк
- Бартлоу , Кембриджшир (Взвешивание душ)
- Бекли, Оксфордшир
- Бишопсборн , Кент (Взвешивание душ)
- Блит, Ноттингемшир
- Брэдфилд, Норфолк
- Бротон, Бакингемшир
- Бротон, Кембриджшир
- Катерингтон , Хэмпшир (Взвешивание душ)
- Челсворт , Саффолк
- Честертон, Кембриджшир
- Ковентри (церковь Святой Троицы), Уорикшир
- Кротон, Нортгемптоншир (Взвешивание душ)
- Даунси , Уилтшир
- Грейт-Харроуден , Нортгемптоншир
- Грейт-Шелфорд , Кембриджшир
- Хоутон-Конквест , Бедфордшир (Христос в величии)
- Иклтон , Кембриджшир
- Ленхэм , Кент (Взвешивание душ)
- Marston Moreteyne , Bedfordshire
- Мартон, Чешир
- Мирс Эшби , Нортгемптоншир
- Ньюингтон-некст-Ситтингборн , Кент
- Норт-Коув , Саффолк
- Оддингтон, Глостершир
- Пикворт, Линкольншир
- Ротерфилд , Восточный Суссекс (Взвешивание душ)
- Сент-Томас, Солсбери , Уилтшир (один из крупнейших и лучше всего сохранившихся в стране) [7] [8]
- Слэптон, Нортгемптоншир (Взвешивание душ)
- Саут-Ли , Оксфордшир (Святой Михаил, взвешивающий души)
- Стэннингфилд , Саффолк
- Сток-бай-Клэр , Саффолк
- Стратфорд-на-Эйвоне , часовня Гильдии, Уорикшир
- Суонборн , Бакингемшир (аллегория кающейся и нераскаявшейся души)
- Уэнхастон , Саффолк
- Вест-Сомертон , Норфолк
- Уидфорд, Хартфордшир (Христос на суде)
- Виссингтон, Саффолк (Взвешивание душ)
- Яксли, Саффолк
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Гибель: картина Страшного суда на алтарной арке средневековой приходской церкви». — Э. Люси-Смит, Словарь художественных терминов Темзы и Гудзона (1984); п. 68. Этот термин чаще всего пишется с заглавной буквы как собственное название конкретного инцидента.
- ^ ОЭД "Гибель", 6; "конец света"
- ^ Ральф ван Бюрен , «Семь произведений милосердия» Караваджо в Неаполе. Актуальность истории искусства для культурной журналистики , в «Церковь, коммуникация и культура 2» (2017), стр. 63-87.
- ^ Джонс, Л.Е. (1960) Что посмотреть в деревенской церкви . Лондон: Дом Феникса; стр. 58-59
- ^ Выполнено в соответствии со схемой, зародившейся в Восточной Православной Церкви и сохранившейся до нас в «Руководстве по живописи Греческой Церкви», используемом монахами-живописцами монастырей Афона, чье название - «Лестница Спасение человеческой души и дорога в рай».
- ^ «Средневековые картины гибели» .
- ^ Орбах, Джулиан; Певснер, Николаус ; Черри, Бриджит (2021). Уилтшир . Здания Англии. Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета . п. 594. ИСБН 978-0-300-25120-3 . OCLC 1201298091 .
- ^ Доусон, Томас (24 февраля 2022 г.). «Роковая картина церкви Святого Фомы, Солсбери» . Archaeology-travel.com . Проверено 10 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тристрам, EW Английская средневековая настенная живопись; 12-14 вв. . 3 тома. 1944-55
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Гибель, или Страшный суд и взвешивание душ» на средневековой настенной росписи в английской приходской церкви
- Картины Судьбы и их значение , у Аллана Бартона, историка искусства, канал Youtube