Богородица с Младенцем (ван дер Вейден)
Богородица и Младенец | |
---|---|
Художник | Рогир ван дер Вейден |
Год | после 1454 г. |
Тип | Дубовое панно, масло. |
Размеры | 31,9 см × 22,9 см (12,6 × 9,0 дюйма) |
Расположение | Музей изящных искусств, Хьюстон |
Присоединение | 44.535 |
Веб-сайт | Страница музея |
«Мадонна с Младенцем» — картина фламандского художника Рогира ван дер Вейдена, датируемая после 1454 года и находящаяся в коллекции Музея изящных искусств в Хьюстоне .
Не всегда считалось, что это оригинальный автограф Ван дер Вейдена. Известный историк искусства и специалист того периода Эрвин Панофски считал, что это просто «превосходная копия» рисунка ван дер Вейдена, и эта точка зрения, казалось, подтверждалась имеющимися в то время техническими данными. Однако более поздние исследования подтверждают это как автограф. [ 1 ] [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Картина, вероятно, последняя из поясных Мадонн Ван дер Вейдена, хотя и несколько меньше остальных. Поясные мадонны вышли из моды в Нидерландах в первой половине пятнадцатого века, и именно ван дер Вейден вернул их в моду. [ 3 ]
В остальном это совершенно нетипично для того периода. Нежность объятий, младенца, прижавшегося к плечу и извивающегося (пример контрапоста ), и задумчивый взгляд Младенца отличают его от всех его предшественников. [ 3 ] Кажется очевидным, что Мадонна ван дер Вейдена основана на итало-византийской Мадонне Камбре , которая была привезена из Рима монахом Камбре в 1440 году и с большой церемонией установлена в 1451 году в соборе Нотр-Дам де Грас де Камбре (название само происходит из изображения) в Камбре, примерно в 30 милях к югу от Турне , где ван дер Вейден вырос. Эта икона принадлежит к числу икон, известных как икона Елеуса (то есть икона нежности ), символом которой является Младенец, прижимающийся к щеке Богородицы. Вокруг картины, написанной самим святым Лукой, вырос культ, и копии были заказаны у Хейна из Брюсселя, а также у Петруса Кристуса . Но если Хейн, по крайней мере, просто скопировал его, то ван дер Вейден изобретательно преобразовал его. Панофски считал, что может датировать картину ван дер Вейдена после 1455 года, потому что это была дата, когда алтарь Святого Иоанна был заказан аббатством Сен-Обер в Камбре и доставлен им лично в 1459 году. [ 3 ] Однако в противном случае ван дер Вейден наверняка знал бы об этом, и ему действительно было поручено в качестве гражданского художника в Брюсселе написать картину « Святой Лука, рисующий Богородицу» . Декейзер датирует ее примерно 1460 годом и отмечает, что ее можно отнести к последним годам карьеры ван дер Вейдена, судя по стилю: широкому лбу и узким глазам с тяжелыми веками Богородицы, имеющим заметное сходство с тем, что изображено на Диптих Филиппа де Кро с Богоматерью с младенцем , который по историческим причинам можно датировать 1460 годом. [ 4 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Мадонна Камбре (анонимно), ок. 1340. Темпера , панель кедра. 35,7 см х 25,7 см. Собор Камбре , Франция.
-
Хейн Брюссельский, Богородица с Младенцем , около 1454–1455, Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити .
-
Рогир ван дер Вейден, Голова Богородицы , серебряная точка на белой подготовленной бумаге, около 1455–1464 годов, Лувр, Париж . Фридрих Винклер и другие полагают, что это авторство самого ван дер Вейдена, и это утверждение широко распространено сегодня. [ 5 ] Внизу имеется надпись, ошибочно приписывающая его Альбрехту Дюреру .
-
Богородица с Младенцем (левая створка Диптиха Филиппа де Кро с Богоматерью и Младенцем ), масло, панель, около 1460 года, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино .
-
Диерик Баутс , Мадонна с Младенцем , масло, панель, около 1455-1460 гг. Метрополитен-музей .
-
Квентин Матсис , Мадонна с Младенцем в пейзаже , масло, панель, около 1520 г. Музей Боймана Ван Бёнингена
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Декейзер, Бриджит, Богородица с Младенцем в творчестве Рогира ван дер Вейдена в Кэмпбелле, Лорне и Ван дер Стоке, январь. (ред.) Рогир ван дер Вейден: 1400–1464. Мастер страстей . Левен: Давидсфондс, 2009. ISBN 978-90-8526-105-6 , стр. 370–418
- Панофски, Ирвин. Ранняя нидерландская живопись: т. 1 . Westview Press, 1971 (новое издание). ISBN 978-0064300025