Алтарь Святого Иоанна (ван дер Вейден)

Алтарь Святого Иоанна ( немецкий : Йоханнесалтар , Йоханнестафель или Йоханнесретабель ) представляет собой триптих ок . 1455 год, масло на дубовой панели , работа раннего нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена , сейчас находится в Gemäldegalerie в Берлине. [ 1 ] художника Триптих связан с более ранним Алтарем Мирафлорес своими символическими мотивами, форматом и замыслом. [ 2 ]
На панелях слева направо изображено рождение святого Иоанна Крестителя , его крещение Христа в реке Иордан и его обезглавливание , при этом Саломея получает бестелесную голову на блюде. Каждая панель помещена в расписные архивольты , внутри которых находятся расписные рельефы, изображающие статуэтки апостолов. [ 3 ] и сцены из жизни Христа и Святого Иоанна на общую тему спасения. Вымышленные скульптурные рельефы написаны гризайлем и создают впечатление, что сцены происходят в церкви. [ 4 ]
Существуют две дошедшие до нас версии алтаря, почти равные по размеру, что затрудняет установление атрибуции и подлинности. Версия в Берлине считается оригиналом, версия во Франкфурте — почти современной копией.
Описание
[ редактировать ]На трех панелях описаны основные события из жизни святого Иоанна: его рождение, крещение Христа и обезглавливание от рук Саломеи. Рельефы архивольтов подробно описывают второстепенные события из его жизни. Общая тема – таинства ; каждая панель может быть связана с определенной литургической церемонией. [ 5 ] Из шести архивольтных сцен четыре показывают сцены Жития Богородицы , включая ее бракосочетание с Иосифом , Благовещение и Рождество Христово . [ 6 ]
Рождение Джона
[ редактировать ]Архивольты этого панно изображают ангела, являющегося отцу Иоанна Захарии в храме. Согласно Луки 1:12–17, ранее Захарии явился ангел Господень и объявил, что его жена родит сына, которого он должен был назвать Иоанном, и что этот сын будет предшественником Господа. Ссылаясь на их преклонный возраст, Захария с недоверием попросил знамения, чтобы узнать истинность этого пророчества. В ответ ангел назвал себя Гавриилом, посланным Богом, и заявил, что из-за сомнений Захарии он онемеет и «не сможет говорить до того дня, когда все это совершится». Это наказание немотой упоминается в архивольтных рельефах. [ 7 ]

Захария появляется на главной панели, сидя на переднем плане с ручкой и свитком. Справа от него Мария представляет ему сына. Включая Богородицу, Рожье отклоняется от евангельского описания этой сцены, ссылаясь вместо этого на апокрифическую версию, популяризированную « Золотой легендой» и « Размышлениями о жизни Христа» , в обоих из которых Мария представляет младенца Иоанна Крестителя. Эрвин Панофски предполагает, что на Рожье мог повлиять Андреа Пизано рельеф «Именование Крестителя во флорентийском баптистерии» , на котором изображена аналогичная сцена, где Мария представляет Захарии, который сидит с пером и свитком в руках. [ 7 ]
Крещение Христа
[ редактировать ]На центральной панели Джона можно узнать по его красной мантии. [ 8 ] На этой панели изображено явление Бога в небе, окрашенное в красные тона, от которого исходит изогнутая латинская надпись над голубем. Панели типичны для гармонии и единства, характерных для Рожье; особенно в том, как фигуры перекликаются друг с другом. Это наиболее очевидно в фигуре женщины на панели рождения, которая занимает то же место и напоминает Саломею в крайнем правом углу.

Христос стоит полностью фронтально к зрителю, в ручье, вода которого поднимается чуть ниже его колен. Справа от него Иоанн благословляет его, подняв руку над головой Христа. Бог Отец изображен восходящим с облаков. Он посылает голубя, чтобы благословить это событие. Голубя сопровождает, по словам историка искусства Барбары Лейн, «изящно изогнутая надпись», взятая из Матфея 17:5, которая гласит: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; слушайте Его». [ 9 ] Традиционно во время крещения Иисус впервые представляется как сын Божий, его божественность впервые раскрывается миру, что здесь символизируется восхождением голубя и Божьими словами. [ 10 ]
Смерть Джона
[ редактировать ]
Правая панель необычайно драматична и также отличается от евангельского повествования. Вместо тюремной обстановки сцена показана в домашнем интерьере. [ 11 ] На большинстве изображений Саломея держит пустое зарядное устройство; здесь голова была помещена в зарядное устройство. [ 12 ] Обмякшее тело Джона лежит у подножия лестницы, из шеи льется кровь, а палач, все еще держа меч, передает голову Саломее на золотом зарядном устройстве . Саломея, по словам Лейна, «скромно отводит взгляд», как и палач, который поворачивается направо, чтобы выглянуть в большое окно. На заднем плане она изображена преподносящей голову своей матери, иудейской царевне Иродиаде , на празднике Ирода . [ 11 ]

Саломея написана в соответствии с идеалом поздней готики: узкие плечи, худощавое телосложение и типичное идеализированное лицо. Она носит головной убор и синее платье с белой подкладкой и зелеными рукавами.
На панели Рожье ссылается на Причастие , поскольку голова Иоанна «означает тело Христово, которое питает нас святой алтарь». Лейн пишет, что «зарядное устройство Саломеи... очевидно соответствует золотому диску, на котором Воинство помещается во время жертвоприношения Мессы». [ 12 ] Историк искусства Виктория Рид согласна с этим анализом, отмечая, что голова Иоанна стала евхаристическим символом и что «приняв ее, Саломея принимает на себя роль христианского причастника». Она отмечает, что зарядное устройство напоминает диск , а рукава платья Саломеи «напоминают литургическую ткань, на которой нужно нести причастие». [ 13 ]
Провенанс
[ редактировать ]Работа была заказана Баттистой Аньелли, купцом из Пизы , для церкви Святого Иакова в Брюгге . Он меньше, чем другие алтари Ван дер Вейдена, и, вероятно, предназначался для использования в качестве бокового алтаря или частного религиозного объекта. Рамы скреплены вместе и не могут складываться внутрь. Следовательно, это не триптих, а специально созданный алтарный образ . Считается, что он был построен по заказу испанского донора; имеются убедительные доказательства того, что это та же самая работа, описанная в картезианском монастыре Санта-Мария-де-лас-Куэвас в Севилье . Хосе Мартин Ринкон в 1744 году написал о «переносной оратории», изображающей Крещение Христа, окруженной сценами рождения и обезглавливания Иоанна, хотя он приписывал эту работу Альбрехту Дюреру . В 1778 году испанский историк Антонио Понц упомянул тот же алтарь, отметив, что «каждая из сцен заключена в две пилястры и арку». [ 14 ]
Атрибуция
[ редактировать ]Панофский датирует алтарь периодом после 1450 года, основываясь на сходстве левой панели с рельефом Андреа Пизано; Рожье, возможно, видел это во время своего визита в Италию в том году. [ 7 ] Дендрохронологическое исследование показывает, что древесина была готова к использованию в качестве панно примерно в 1454 году. [ 14 ] Большинство историков искусства считают алтарь неразрывно связанным с алтарем Мирафлорес , таким образом связывая его с ван дер Вейденом. Панофски охарактеризовал их как «почти неотличимые» по стилю и качеству. [ 15 ] Позже Ширли Блюм писала, что «два алтаря так же похожи формально, как и по религиозному характеру... следует более внимательно изучить возможность того, что они изначально произошли из одного и того же места». Виктория Рид считает сходство настолько явным, что весьма вероятно, что эти двое собирались жить вместе в монастыре Мирафлорес. [ 16 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Медсестра, осматривающая мать Джона Элизабет , на левой панели.
-
Деталь пейзажа за Христом
-
Деталь фигур позади Саломеи
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Алтарь Святого Иоанна» . Государственные музеи Берлина (на немецком языке) . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Акры, 422–51
- ^ Рид, 1
- ^ Джейкобс, 92 года.
- ^ Лейн, 655
- ^ Рид, 4
- ^ Перейти обратно: а б с Переулок, 659
- ^ Судавар, 66 лет.
- ^ Лейн, 656
- ^ Блюм, 36 лет.
- ^ Перейти обратно: а б переулок, 662
- ^ Перейти обратно: а б переулок, 663
- ^ Рид, 7
- ^ Перейти обратно: а б Рид, 2
- ^ Панофски, 259
- ^ Рид, 9
Источники
[ редактировать ]- Акрес, Альфред. «Алтарь Колумбы и мировое время». Художественный бюллетень, том 80, № 3, 1998. 422–51.
- Блюм, Ширли. Ранние нидерландские триптихи: исследование патронажа . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1969.
- Кэмпбелл, Лорн . Ван дер Вейден . Лондон: Чосер Пресс, 2004. ISBN 1-904449-24-7
- Джейкобс, Линн. Открывая двери: новая интерпретация раннего нидерландского триптиха . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2011. ISBN 0-271-04840-9
- Лейн, Барбара. «Переосмысление алтарей Святого Иоанна и Мирафлореса Рожье». Художественный бюллетень , том 60, № 4, декабрь, стр. 655–672, 1978.
- Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись, ее происхождение и характер . Кембридж, Массачусетс, 1953 г.
- Рид, Виктория. «Триптих Святого Иоанна Рогира ван дер Вейдена для Мирафлорес и новый взгляд на Саломею». Старая Голландия , Том 115, No. 1, 2001/2002
- Судавар, Аболала. Расшифровка старых мастеров: покровители, принцы и загадочные картины XV века . ИБ Таврида, 2008. ISBN 1-84511-658-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сент-Джонсом Рередосом (ван дер Вейденом), на Викискладе?