Belles Heures Жана де Франса, герцога Беррийского.
Belles Heures Жана де Франса, герцога Беррийского или Belles Heures Жана де Берри («Прекрасные часы») — это иллюминированный рукописный часослов начала XV века (содержащий молитвы, которые верующие должны произносить в каждый канонический час день) заказан французским принцем Жаном, герцогом Беррийским ( фр . Jean, duc de Berry ) около 1409 года и сделан для его использования в частной молитве и особенно в поклонении Деве Марии . [1] Миниатюры Belles Heures в основном написаны братьями Лимбург ; очень немногие часословы украшены так богато, как этот.
Каждый раздел Belles Heures адаптирован к личным пожеланиям своего посетителя. «Belles Heures» состоит из серии циклов, похожих на рассказы, которые читаются как книжки с картинками. Наряду с Très Riches Heures , также созданными для Жана, Belles Heures входят в число величайших шедевров Средневековья. Рукопись сейчас находится в The Cloisters в Нью-Йорке.
История [ править ]
Во времена жизни герцога Беррийского Франция была неспокойной страной, разоренной Столетней войной и Черной смертью , а также возмущенной восстаниями и восстаниями. Франция была разделена в результате соперничества между бургундцами и арманьяками , а также у нее был сумасшедший король Карл VI , что привело к раздору в короне и нестабильности Франции. [2]
Несмотря на нестабильную ситуацию во Франции, герцог Беррийский, дядя Карла VI, заказал множество произведений искусства. Герцог был известен приобретением и заказом рукописей и владел одной из самых больших и разнообразных коллекций своего времени. Он был щедрым покровителем и коллекционером книг. Берри нанял молодых братьев Германа, Поля и Жана Лимбурга в качестве иллюминаторов в 1404 году после смерти их бывшего покровителя, его брата Филиппа Смелого , герцога Бургундского. [2]
Герцог заказал несколько роскошных Часословов, в том числе самые известные, Très Riches Heures , части Туринско-Миланских часов , Petites Heures Жана де Франса, герцога Беррийского и Belles Heures . Belles Heures больше, чем Très Riches Heures. Известно, что он был создан для Жана де Берри, поскольку на нем есть надпись Жана Фламеля , писца герцога, в которой комиссар назван «принцем Джоном..., герцогом Беррийским...». [2] Кроме того, неоднократно в «Belles Heures» , эмблема и девиз герцога Беррийского . геральдика на некоторых страницах и иллюстрациях появляются [2] Кроме того, из-за частного характера книги художники включили в саму рукопись множество изображений герцога Беррийского.
Подтверждения авторов, создавших рукопись, в существующих документах найти невозможно. Однако эта работа приписывается Полю, Герману и Жану де Лимбургу, а также, вероятно, ряду их помощников. [2] Ученые полагают, что тесная связь стиля и иллюстраций между Belles Heures и Très Riches Heures является показателем того, кто создал произведение. [2] Дальнейшая поддержка предоставляется в виде документации о платеже, полученном Полом от герцога. Это совпадает с пониманием того, что Поль де Лимбург был нанят герцогом Беррийским примерно в 1409 году. [2]
Рукопись оставалась во владении Берри до его смерти в 1416 году. Впоследствии ее приобрела Иоланда Арагонская , герцогиня Анжуйская. В 1954 году он был куплен Дж. Д. Рокфеллером-младшим у барона Мориса де Ротшильда с намерением передать его Метрополитен-музею в Нью-Йорке. [2] «Belles Heures» остается единственной полной книгой, написанной рукой Лимбургов, поскольку «Très Riches Heures» не закончена.
миниатюр в Heures группы Основные Belles
- Календарь
- История Святой Екатерины
- Евангельские чтения (евангелисты)
- Молитвы Богородице (Аракоэли)
- Покаянные псалмы
- Великая ектения (Шествие св. Григория)
- Крестные часы (Положение)
- Часы Святого Духа (Пятидесятница)
- Пятнадцать радостей Богородицы
- Портрет Жана де Берри
- Семь молитв, призывающих к Воплощению и Страстям
- Портрет Жана де Булони
- Молитва Кресту
- История Бруно
- Офис мертвых
- Офис страстей
- Избирательное право святых
- История Ираклия
- История святого Иеронима
- История святого Антония игумена и святого Павла Пустынника
- Массы
- История святого Иоанна Крестителя
- История святых Петра и Павла [1]
Технический анализ [ править ]
Оригинальные красные бархатные обложки с золотыми застежками давно исчезли, однако книга сохранилась в замечательном состоянии. [2] Он содержит 224 листа, 94 полностраничные и 54 колоночные иллюстрации, а также календарные виньетки и иллюминации на полях. Иллюстрации кажутся такими же свежими, как будто художники «оставили их, когда закончили свою работу и очистили кисти пятьсот сорок с лишним лет назад». [2] Берри хотел только самого лучшего, поэтому использовался только лучший пергамент. Из-за частного характера Belles Heures реставрация практически невозможна. Книга находится в отличном состоянии, поскольку хранилась как ценное сокровище в библиотеках последующих владельцев.
В 2008 году книга была развязана для фотографирования для факсимильного издания, а также для исследования и консервации, что позволило в течение некоторого периода после этого выставлять вместе несколько страниц. Подборка из 80 страниц была выставлена в Музее Гетти в Калифорнии в 2008–2009 годах. [3]
Освещение [ править ]
Миниатюры , написанные в Belles Heures, обычно имеют прямоугольную форму и выше, чем в ширину. В некоторых случаях осветители экспериментировали с выходом за границы, чтобы разместить проекции, выходящие за пределы кадра. Необычность этого часослова состоит в том, что, в отличие от других, каждый из циклов состоит из серии миниатюр, не прерываемых текстом. «Самая короткая («Сказание о кресте») содержит три миниатюры, самая длинная («Житие святого Иеронима») — двенадцать». [1] Искусство в этом часослове, хотя и соответствует периоду времени, также содержит много экспериментов.
Другими похожими работами являются « Très Riches Heures» и «Grandes Heures du Duc de Berry», обе из которых были иллюминированы братьями Лимбург. Они схожи по стилю и с интернациональным готическим стилем, пионерами которого братья были во Франции. [2] Яркие цвета, стилистические интерпретации формы и глубины в этих работах очень похожи. Однако Belles Heures была признана лучшей работой из трех.
Использование глубины и движения в искусстве — определяющее качество, демонстрируемое Belle Heures . Попытки создать формы в движении и в разных положениях часто не отражают реальность, и хотя одежда иногда напоминает форму тел под ней, они часто движутся нереалистично. [1] Несмотря на это, иллюстрации передают идею движения и человеческой формы.
Значительные усилия были приложены к созданию реалистичного фона для иллюстраций. Попытки создать ощущение глубины атмосферы очевидны во многих миниатюрах. Части зданий рисуются там, где остальная часть конструкции выходит за рамки. [1] Таким образом, картина была лишь снимком происходящего, а фон продолжался за пределами кадра. С другой стороны, есть много случаев, когда фоны остаются нереалистичными - например, с золотыми геральдическими лилиями и узором, напоминающим небесное изображение. Различия в выборе фона играют роль в обстановке изображаемых событий, но также демонстрируют попытку перейти в более реалистичную сферу в картинах. Кроме того, немало усилий было приложено к ракурсированию элементов картины. [1] Это показывает, что художники больше заинтересованы в создании перспективы. Значение этого для того времени монументально, поскольку многие попытки создать глубину фона и пейзажа были новыми открытиями. Художники Belle Heures, кажется, борются между существующими художественными нормами и переходом к созданию большего реализма в форме, форме и перспективе.
Помимо экспериментов с глубиной, яркими красками и драматическими движениями, осветители Belle Heures были превосходными рассказчиками. Изображения христианских сцен впечатляющи и эмоциональны. Лица и расположение персонажей демонстрируют значимость событий для наблюдателя. Об эмоциях и чувствах, изображенных на иллюстрациях, мало споров. Исследователи произведений искусства не просто смотрят на них, они вовлекаются в работу. [2]
В отличие от ярких и детальных иллюстраций, художники не уделяли столько внимания окантовке, как большинство других иллюстраторов рукописей. Границы рукописи служат лишь «широкими сверкающими рамками», сопровождающими причудливые и мощные миниатюры. [1] Тонкая филигрань, использованная в бордюре, потрясающе проста и в то же время впечатляет. Плющ на верхней границе просто нарисован и украшен узором. Иногда плющ на верхней границе становится более сложным, красочным и активным за счет присутствия драконоподобных существ, сидящих на вершине. Рамки, часто лишенные таких активных элементов, не отвлекают взгляд от подсветки. [1] Хотя это эффективный способ сосредоточить взгляд зрителя на иллюминации, простота границ, возможно, может быть объяснена отсутствием формального обучения. [1] Братья Лимбург не имели специального образования в области освещения рукописей; двое из них были учениками ювелиров, а другой был художником по панно. [1] Таким образом, самым важным в их рукописях стали миниатюры. Однако существуют определенные исключения из окаймления. Первые листы большинства основных разделов и трех избирательных прав имеют гораздо более сложные границы, чем те, что встречаются на других листах.
Иконографический анализ [ править ]
Фигуры в Belles Heures включают Святую Екатерину , Четырех Евангелистов , Святого Иеронима , Иоанна Крестителя , Святого Павла Отшельника и многих других, в том числе Жана де Франса, самого герцога Беррийского. Эти фигуры появляются часто и заметно, поскольку они являются центральными фигурами средневекового христианства. Миниатюры, совпадающие с молитвами, дают достаточное представление о том, кто или что происходит в рамках иллюстрации. Некоторые из наиболее важных работ были Жаном де Берри, Давидом и работами из цикла Святой Екатерины.
Поскольку это была работа Жана де Берри, в них часто появлялись представители таких частных предприятий . [1] Жан де Берри изображен молящимся, стоящим на коленях в частной молельне. Его синие одежды и яркое платье придают ему вид королевской семьи. Кроме того, освещению придается политический аспект и подтверждает статус Жана, включая булаву, корону, а также руку служителя, отдергивающую шторы. [1]
Одно изображение особенно важно; что Давид в покаянных псалмах. Почти все часословы содержали этот раздел, но они редко освещались. [1] Так что в данном случае иллюстраторам было очень мало над чем работать. Изображение Давида на фоне неба из геральдической лилии символизирует царский и небесный статус. Эта миниатюра является представителем стиля Германа благодаря беспокойным узорам и сочетанию цветов. [1]
Цикл Святой Екатерины в « Прекрасных часах» — первый и один из самых длинных наборов изображенных сцен. [1] Ее аристократическую красоту передают современные длинные волосы, тонкая шея, покатые плечи и бледный цвет лица. На этом изображении Екатерина изображена как ученый и образованный человек. Она сидит и читает, а рядом на подставке лежит множество книг. Стенд примечателен тем, что на вершине восседает Моисей. Моисей, олицетворение письменного слова, хорошо вписывается в сцену обучения святой Екатерины, поскольку он получил десять заповедей на горе Синай, где в конечном итоге должна была быть похоронена святая Екатерина. [1] Кроме того, в церкви Св. Екатерины, построенной на склоне горы Синай, Моисею была посвящена часовня. [1]
Текст и изображения богаты иконографическим содержанием. «Прекрасные часы» содержат множество иконографических событий и сюжетов наряду с литургическими текстами, которые связаны с событиями, происходящими в миниатюре, и почти описывают их. Так обстоит дело с освещением. Миниатюры используются для дополнения текстовых упоминаний о христианской вере. Чтобы постичь необъятность и количество сюжетов, изображенных и освещенных в « Прекрасных часах », необходимо взглянуть на саму рукопись (или ее факсимиле).
Миллард Мейсс описывает « Belles Heures» , а последовавшие за ним «Très Riches Heures» — наиболее впечатляющую группу картин, созданных в Европе в начале 15 века. [1] Яркие цвета появились раньше, чем аналогичный стиль, появившийся в Италии ближе к середине 15 века. Светящиеся цвета, использованные в «Belles Heures», вошли в мейнстрим картин XV века. Вскоре после его создания значение цвета начало терять свое значение, а в конце 15 века начали появляться темные оттенки и тени. Таким образом, Belles Heures была одной из последних рукописей, раскрашенных таким образом.
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Мейс, Миллард (1974). Belles Heures Жана, герцога Беррийского . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, Inc.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Фриман, Маргарет Б. (декабрь 1956 г.). «Часослов герцога Беррийского». Бюллетень Метрополитен-музея . 15 (1): 93–101. дои : 10.2307/3257709 . JSTOR 3257709 .
- ↑ Очерк книги, выставленной в музее Гетти.
Ссылки [ править ]
- Выставка «Искусство освещения» в Метрополитене по рукописи 2010 г.
- Муж, Тимоти Б. Искусство освещения: братья Лимбург и Belles Heures Жана де Франса, герцога де Берри. Нью-Йорк и Нью-Хейвен, Метрополитен-музей / Издательство Йельского университета, 2008 г., ISBN 978-0-300-13671-5