Андре Боневе

Андре Боневе (родился около 1335 года в Валансьене , умер около 1400 года в Бурже ) был ранним нидерландским скульптором и художником, родившимся в графстве Эно (Валансьен сегодня находится во Франции), который наиболее известен своими работами на службе французский король Карл V и герцог Валуа Жан де Берри . Его работы во всех средствах массовой информации демонстрируют в целом натуралистический и «скульптурный» стиль, характерный для «пуселлианского возрождения» конца 14 века. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Как и в случае со всеми североевропейскими художниками того периода, достоверные биографические сведения о Боневе крайне скудны и в основном ограничиваются несколькими упоминаниями в финансовых отчетах его покровителей. Самое раннее документальное упоминание о «Мастере Андрее Художнике» (предположительно Боневе) появляется в отчетах герцогини Иоланды де Бар в 1359 году, где записано, что он работал над украшением часовни в ее замке в Ньеппе (разрушенной). К 1364 году он находился в Париже в составе обширной художественной мастерской, нанятой королем Карлом V , который называл его уважаемым Андреу Боневе, нашим скульптором (подробности о работе, которую он выполнял для короля, см. ниже).
было высказано предположение Никаких документальных свидетельств о местонахождении Боневе между 1367 и 1372 годами не сохранилось. На основании комментариев его современника и товарища Валансьена Жана Фруассара , что часть или весь этот период, возможно, был проведен в Англии, возможно, работая с Жаном де Льежем в на службе Филиппы Эно . Однако независимых доказательств такого визита нет, и имя Боневе не фигурирует нигде в обычно полных отчетах Вестминстера за этот период. К 1372 году Боневе вернулся в Нидерланды, где работал на ряд гражданских и аристократических покровителей.
В 1386 году он переехал в Бурж, чтобы поступить на службу к одному из величайших покровителей искусств средневековой Европы, Валуа герцогу Жану де Берри . Боневё работал у Берри суперинтендантом всей живописи и скульптуры и, похоже, был особенно связан с новым «сказочным» замком герцога в Меэн-сюр-Йевр, а также с витражами и скульптурными украшениями для часовни его дворца в Бурже. .
Датированных упоминаний о жизни Боневе после 1388 года нет, но обычно предполагается, что он умер где-то около 1400 года. [ 2 ]
Подсветка рукописи
[ редактировать ]
Одним из немногих произведений, написанных рукой Боневе, которому можно твердо приписать авторство, является « Псалтирь Жана де Берри» (Париж, Национальная библиотека, MS. fr. 13091), которая упоминается как работа художника в описи герцогской сокровищницы 1402 года. . Вкладом Боневе в эту иллюстрированную рукопись стала серия из 24 полностраничных миниатюр пророков и апостолов , восседающих на тронах . Пророки и апостолы смотрят друг на друга через 12 отверстий, создавая впечатление последовательности диптихов . Сами фигуры написаны гризайлем , и как они, так и искусно выполненные троны, на которых они сидят, свидетельствуют о живом интересе к реалистичному трехмерному моделированию и ракурсу . В стиле миниатюр явно видно влияние Жана Пюселя , самая известная работа которого, « Часы Жанны д'Эвре» , к этому времени находилась во владении герцога Беррийского.
Скульптура
[ редактировать ]В 1364 году король Карл V поручил Боневе вылепить четыре мраморных изображения для новых гробниц его бабушки и дедушки по отцовской линии, короля Филиппа VI и королевы Жанны Бургундской , его отца, короля Франции Иоанна II , и его самого. Эти гробницы предназначались для аббатства Сен-Дени , где традиционно хоронили французских королей. Создавая впечатляющие гробницы для своих непосредственных предков, а также для себя самого, и размещая их в самом сердце королевского некрополя Капетингов , Карл стремился утвердить авторитет новой династии Валуа как законных наследников французской короны - его бургундские кузены начали новый династический некрополь в Шампмоле десять лет спустя. Выбор Шарлем Боневе для этого важнейшего заказа (за который художнику заплатили 4700 золотых франков) ясно указывает на статус нидерландского художника во Франции в то время.
Гробницы были спроектированы в новейшем стиле: блестящие белые мраморные гизанты (лежачие изображения умерших) покоятся на полированных черных мраморных плитах (хотя сами гробницы были разрушены в 1793 году, их форма известна по рисункам конца 17 века, заказанным Роже де Геньеры . Сохранившиеся гизанты все еще находятся в Сен-Дени, но установлены на простых подставках). [ 3 ] Изображение короля изображено как будто еще живое ( representacion au vif ), и с его высоко персонализированными чертами оно явно находится в другой лиге от других сохранившихся изображений этой группы, которые, по-видимому, были созданы другими членами мастерской Боневе. . Записи о выплатах Боневе из королевской казны прекращаются в 1366 году, и затем проект был завершен другими руками, в том числе его современником Жаном де Льежем .
В 2017 году два мраморных льва из разрушенной гробницы французского короля Карла V заработали на аукционе Christie's 9,3 миллиона фунтов стерлингов . [ 4 ]

Одним из проектов, над которыми Боневе работал между 1374 и 1377 годами, был надгробный памятник графу Фландрии Людовику Мале . Проект так и не был завершен, но статуя Святой Екатерины , которая должна была стать частью несущей конструкции, сохранилась в Onze Lieve Vrouwkerk в Кортрейке . Эта реалистичная фигура с ее слегка изогнутой позой, натуралистическими чертами лица и прямым взглядом дает ясное представление об элегантности, которой так восхищались Фруассар и его современники в творчестве Боневе.
Известно, что во время работы у Жана де Берри (после 1386 г.) Боневе создал несколько скульптур для замка Мехун и часовни герцогского дворца в Бурже. Единственный сохранившийся фрагмент Мехуна — большая бородатая голова, которая сейчас находится в Лувре. [ 5 ] Вероятно, это принадлежало одной из двенадцати статуй апостолов, которые стояли у колонн внутри дворцовой часовни в Мехуне (похожей на те, что в Сент-Шапель в Париже). Некоторые утверждают, что голова является работой преемника Боневе, Жана де Камбре, хотя большинство мнений в целом склоняется к Боневе или его мастерской. [ 6 ]
Работа, которую Боневё выполнил над скульптурными и живописными украшениями в Меэне, была настолько высоко оценена его современниками, что брат Жана де Берри, Филипп Бургундский , в 1393 году послал своих придворных художников Клауса Слютера и Жана де Бомеца посетить строительную площадку.
Несколько небольших фигурок пророков из Буржа также сохранились и разбросаны по государственным и частным коллекциям. [ 1 ] Стилистические различия между этими фигурами служат полезным напоминанием о том, что североевропейская скульптура того периода обычно создавалась командой. Мастера мастерских, такие как Боневе, устанавливают стандарты и диктуют общий стиль, но в любом крупном проекте обычно можно различить присутствие нескольких разных мастеров. [ 2 ]
Роспись и витражи
[ редактировать ]Архивы показывают, что в 1370-х годах, работая над погребальными скульптурами графа Фландрского , Боневе также поставлял картины для зала олдермена в своем родном городе Валансьен, а также выполнял различные заказы для городских советов Ипра и Мехелена . ни одна из этих работ, как и другие панно художника, не сохранились.
В начале 20-го века вновь обретенный интерес к готическому искусству и одержимость приписыванием анонимных произведений названным художникам побудили некоторых авторов цитировать Боневе как создателя многочисленных произведений искусства конца 14-го века, включая Алтарь Хакендовера и Паремент де Нарбонн . Английский библиофил С. К. Кокерелл даже утверждал, что Боневе написал знаменитый «Вестминстерский» портрет Ричарда II , основываясь на предполагаемом сходстве между этим произведением и Берри Псалтирью. [ 7 ] Какое-то время предполагаемое творчество Боневе было пешкой в джентльменских спорах (разыгрывавшихся на страницах журнала Burlington Magazine) между Кокереллом, Мартином Конвеем и Роджером Фраем о происхождении французской, нидерландской и английской «школ» позднесредневекового искусства. . Однако эти атрибуции были основаны не более чем на поверхностном стилистическом сходстве, которое в равной степени могло быть применимо практически к любому произведению периода интернациональной готики . Тот факт, что все эти спекулятивные приписывания с тех пор были отвергнуты в свете более тщательных исследований [ нужна ссылка ] показывает опасность попыток применить традиционные методы знания к искусству этого периода.
Одними из немногих примеров крупномасштабной живописи Боневе, которые можно смело отнести на основании документальных свидетельств, а также стилистических соображений, являются витражи, которые он разработал для «Сент-Шапель» Жана де Берри (дворцовой капеллы, построенной в Буржа в подражании IX Людовика капелле парижской ). Хотя часовня герцога была разрушена во время Французской революции, ее внешний вид известен по картине маслом XVIII века, которая сейчас находится в Музее Берри в Бурже вместе с различными скульптурными фрагментами из часовни. Некоторые окна уцелели после разрушения и впоследствии были установлены в склепе Буржского собора . Эти впечатляющие гризайльные панели изображают серию натуралистичных стоящих пророков, установленных в микроархитектурных нишах, которые повторяли бы настоящие скульптурные пророки, установленные в нишах снаружи здания. [ 1 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Безусловно, самым актуальным и исчерпывающим описанием жизни и творчества Боневе является великолепный каталог с недавней выставки в Groeningemuseum; Сьюзи Нэш , Тилль-Хольгер Борхерт и Джим Харрис, «Нет равных ни в одной стране: Андре Боневе, художник при дворах Франции и Фландрии» , издательство Paul Holberton Publishing, 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен К. Шер, Андре Боневе и Клаус Слютер в Gesta , том 7 (1968), стр.12, №2
- ↑ Портреты французского короля Карла V, 1338–1380 , Клэр Рихтер Шерман, Penn State, стр.66 и далее, 1985 г.
- ↑ Резная мраморная группа из двух добавленных львов работы Андре Боневе (около 1335–1402), 1364–66 , лот 10, «Исключительная распродажа 2017», 6 июля 2017 г., Лондон, Кинг-стрит.
- ^ «Тет д'апотр» . Архивировано из оригинала 23 июля 2008 г. Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Гарри Бобер, Андре Боневе и Меэн-сюр-Евр в Speculum , Vol. 28, № 4 (октябрь 1953 г.), стр. 741-753.
- ^ WRLethaby Вестминстерский портрет Ричарда II в журнале Burlington Magazine, том 65, № 380 (1934), стр.220
