Jump to content

Экслибрис (экслибрис)

(Перенаправлено с Экслибриса )
Джорджа Бэнкрофта Экслибрис и подпись . «εἰς φάος» по-гречески означает «к свету». Табличка представляет собой древнеримскую tabula ansata .

Экслибрис из экслибриса « ( лат. из книг (или библиотеки)») [1] [2] также известный как экслибрис (или экслибрис , как его обычно называли до начала 20 века), [3] — это печатная или декоративная этикетка, наклеенная на книгу, часто на переднем форзаце , для обозначения владельца. [4] Простые типографские экслибрисы называются «книжными этикетками». [5]

Экслибрисы часто имеют мотив, относящийся к владельцу книги, например , герб , герб , значок , девиз или дизайн, заказанный художником или дизайнером. [6] [7] [8] Имя владельца обычно следует за надписью, например, «из книг...» или «из библиотеки...», или на латыни « ex libris ». Экслибрисы являются важным доказательством происхождения книг .

Самая традиционная техника изготовления экслибриса — резцовая гравировка . Выгравированная медная матрица затем печатается на бумаге с помощью глубокой печати , а полученный отпечаток можно вставить в книгу, чтобы указать право собственности.

В Соединенных Штатах экслибрисы заменили книжные стишки (которые заменили книжные проклятия ). после 19 века [9]

Ранние примеры

[ редактировать ]
Экслибрис Хильдебранда Бранденбурга из Бибераха, гравюра на дереве, бумага, черная типографская краска, ручная раскраска (Германия, 1480 г.). Якоба де Ворагина Экслибрис находится в « Четырехдесятных проповедях» (Бопфинген, Вюртемберг, 1408 г.).
Сэр Патрик (Питер) Бадж Мюррей Трейпланд, 4-й батальон. ( замка Фингаск 1762–1837). Из копии Книги общих молитв 1761 года.
Экслибрис с изображением древнего города Эмпорион или Эмпуриес в Каталонии , Испания.
Экслибрис шведского и норвежского короля Оскара II .

Самые ранние известные следы владения книгами и документами датируются периодом правления Аменофиса III в Египте (1391–1353 гг. до н. э.). [10] [11]

Однако в своей современной форме они произошли от простых надписей в книгах, которые были распространены в Европе в средние века, когда получили широкое распространение различные другие формы «библиотечного дела» (такие как использование классов, позывных или полок ). . Самые ранние известные образцы печатных экслибрисов являются немецкими и датируются 15 веком. Одной из наиболее известных является небольшая раскрашенная вручную гравюра на дереве, изображающая щит с оружием, поддерживаемый ангелом, которая была вклеена в книги, подаренные картезианскому монастырю Буксхайм братом Хильдебрандом Бранденбургом из Бибераха примерно в 1480 году (дата уточняется). согласно записанному дару. Гравюра на дереве, имитирующая аналогичные устройства в старых рукописях, расписана вручную. Пример этого экслибриса можно найти в архивах Фарбера Университета Брандейса . [12] Во Франции самым древним экслибрисом, который когда-либо был обнаружен, является экслибрис некоего Жана Берто де ла Тур-Бланша, датированный 1529 годом. Следующей идет Голландия с пластиной Анны ван дер Аа, 1597 года; затем Италия с одним, отнесенным к 1622 году. [13] Самый ранний известный американский пример — это простая печатная этикетка Стивена Дея, издателя « Книги псалмов залива» из Массачусетса , 1642 года. [14]

История экслибриса как символического и декоративного отпечатка, используемого для обозначения владения книгами, начинается в Германии. Экслибрисы часто представляют исторический интерес. Известно, что Альбрехт Дюрер выгравировал по крайней мере шесть медных пластин (некоторые из них довольно большие) между 1503 и 1516 годами, а также разработал эскизы для нескольких других. Известные пластинки приписываются Лукасу Кранаху и Гансу Гольбейну , а также так называемым Маленьким мастерам (Мастера малого формата — Бехамы, Виргилий Солис , Матиас Зундт , Йост Амман , Зальдорфер , Георг Хупшманн и другие). Влияние этого рисовальщика на декоративные стили Германии ощущается на протяжении последующих столетий вплоть до наших дней, несмотря на вторжение сменяющих друг друга итальянских и французских мод в 17 и 18 веках, а также заметное стремление к оригинальности композиции, наблюдаемое среди современных художников. дизайнеры. Богато украшенный и изысканный немецкий стиль, похоже, не затронул соседние страны; но поскольку именно из Германии распространилась мода на орнаментальные экслибрисы, история немецких экслибрисов остается актуальной для всех, кто интересуется их развитием. [15]

Печатные экслибрисы получили распространение во Франции в начале 17 века. До этого был более распространен более роскошный обычай слепого или золотого тиснения переплета книги с помощью личного устройства: супралиброс . Однако с середины века собственно экслибрис стал весьма популярен; примеры того периода многочисленны и демонстрируют сложную дизайнерскую чувствительность. Термин «экслибрис», используемый как существительное ( Exlibris (пишется одним словом) на немецком языке), возник во Франции. [15]

Различные стили английских экслибрисов от периода Тюдоров до позднего викторианского периода отражают преобладающие вкусы в декоративном искусстве в разные эпохи, как и экслибрисы во всех странах. В 2010 году Джон Блатчли раскрашенный вручную гербовый знак, прикрепленный к фолианту первого тома Quatuor concilium Generalium, принадлежащего кардиналу Уолси, первым английским экслибрисом. спросил , следует ли считать [16] Он сделан из бумаги и наклеен на лицевую сторону книги. Однако оно не было напечатано. В этом отношении это единственный известный пример. Библиотекарь Дэвид Пирсон утверждал, что есть веские основания считать это своего рода экслибрисом. [17]

Самым ранним английским экслибрисом, по-видимому, является подарочная тарелка сэра Николаса Бэкона ; он украшает книгу, которая когда-то принадлежала Генриху VIII, а сейчас находится в королевской библиотеке Британского музея . Следующий пример — работа сэра Томаса Трешема , датированная 1585 годом. До последней четверти 17 века количество подлинных английских пластин очень ограничено. Их состав относительно прост по сравнению с современными немецкими образцами. Как правило, они имеют очень простой гербовый характер, а украшение обычно ограничивается симметричным расположением мантии с редким изображением пальм или венков. Однако вскоре после Реставрации экслибрис, похоже, внезапно стал привычным аксессуаром большинства упорядоченных библиотек. [15]

Первое зарегистрированное использование пластинки разговорника было в 1791 году Джоном Айрлендом в Hogarth Illustrated . [18] Экслибрисы того периода весьма самобытны. По простоте своего геральдического оформления они напоминают геральдические знаки прежних времен; но их внешний вид совершенно другой. Во-первых, они неизменно отображают линии и точки настойки по методу, первоначально разработанному в середине века Петрой Санктой, автором Tesserae Gentilitiae , который к этому времени стал принят во всей Европе. Во-вторых, накидка, окружающая лицевую сторону щита, приобретает гораздо более сложный вид, напоминающий современный парик . Этот стиль, несомненно, был импортирован из Франции, но в Англии он приобрел свой собственный характер. [15]

С тех пор и до начала Французской революции английские способы оформления экслибрисов в целом следовали французским тенденциям. Основными характеристиками стиля, преобладавшего в период правления королевы Анны и раннего георгианского периода, являются: декоративные рамы, напоминающие резной дуб; частое использование рыбьей чешуи; шпалеры или пеленочные узоры, для оформления однотонных поверхностей; а в гербовой экспозиции - заметное снижение важности мантии. Введение раковины-гребешка в качестве почти постоянного элемента орнамента дает предвкушение рокайля-кокиля, так называемой моды Чиппендейла следующего царствования. В средней трети века этот стиль рококо влияет на экслибрис так же повсеместно, как и на все другие предметы декора. Его главным элементом является причудливое расположение завитков и ракушек с изогнутыми, похожими на акант струями, - расположение, которое в образцах лучшего периода обычно делается асимметричным, чтобы дать больше свободы для разнообразных встречных изгибов. Избегайте прямых или концентрических линий и любых проявлений плоской поверхности; шлем и его симметричная накидка имеют тенденцию исчезать и заменяются простым гребнем на пояске. Предыдущие примеры этого способа, как правило, просты. Однако позже композиция становится чрезвычайно легкой и сложной; представлены все мыслимые и часто несочетаемые элементы декора: от амуров до драконов, от цветочков до китайских пагод. В начале правления Георга III происходит возвращение к большей сдержанности орнаментов и появляется более истинно национальный стиль, который можно назвать стилем урн. Экслибрисы этого периода имеют внешний вид, который сразу напоминает декоративную манеру, популярную такими архитекторами и дизайнерами, как Чемберс, Адамс, Джозайя Веджвуд, Хепплуайт и Шератон. Щит имеет простой лопатообразный контур, явно основанный на очертании псевдоклассического щита. ур тогда очень живой. Орнаментальными аксессуарами являются симметричные пальмы и кисти, венки и ленты . Руководитель архитектурного бюро также является важным фактором. Действительно, на многих пластинах герб занимает весьма второстепенное положение рядом с преимущественно архитектурной урной. [19]

Экслибрис, врученный в качестве приза воскресной школы за 1898 год.

Некоторые экслибрисы были выпущены учреждениями, часто религиозными, которые вручали книги отдельным лицам в знак признания таких достижений, как успеваемость и хорошее поведение. На них от руки будет написано имя человека. Такие таблички могли быть очень сложными или очень простыми по дизайну, отражая характер награждающего учреждения. [20]

С начала XIX века, похоже, не утвердился какой-либо особый стиль оформления. В подавляющем большинстве примеров изображен простой герб с девизом на свитке и гербом на повязке. Однако на рубеже 20-го века дизайн экслибриса разнообразился и процветал за пределами традиционных гербов. [21]

Основные стили оформления уже были отмечены. Но в определенные периоды преобладали и определенные стили композиции. [21] Хотя большинство старых пластин были гербовыми, всегда существовали и графические образцы, и это почти вся совокупность современных пластин.

наиболее ярко выраженный английский жанр В этом роде можно вспомнить : интерьер библиотеки (термин, который объясняет сам себя) и стопки книг , примером которых является экслибрис У. Хьюера, Сэмюэля Пеписа секретаря . У нас также есть много портретных досок , из которых, пожалуй, наиболее примечательны портреты самого Сэмюэля Пеписа и архитектора Джона Гиббса; аллегории , такие как гравюры Хогарта, Бартолоцци, Джона Пайна и Джорджа Вертю; пейзажные пластины резчиков по дереву школы Бьюика и др. В большинстве из них гербовый элемент играет лишь второстепенную роль. [21]

Искусство

[ редактировать ]
Экслибрис экслибриса Венгрии

До XIX века изготовление экслибрисов обычно оставалось рутинным делом продавца геральдических канцелярских товаров. На рубеже 20-го века композиция личных книжных жетонов стала признана второстепенной отраслью высшего искусства, и в моду вошел совершенно новый класс рисунков, которые, несмотря на все свое чудесное разнообразие, носят столь же безошибочный характер. как и в самых определенных стилях прошлых дней. В общих чертах можно сказать, что чисто геральдический элемент имеет тенденцию становиться второстепенным, а аллегорический или символический — утверждаться сильнее. [22]

Среди английских художников начала 20-го века, которые более специально уделяли внимание созданию экслибрисов, можно упомянуть К.В. Шерборна , Г.В. Ив , Роберта Эннинга Белла , Дж.Д. Баттена , Эрата Харрисона, Дж. Форбса Никсона, Чарльза Рикеттса , Джона Виникомба, Джона Лейтон и Уоррингтон Хогг и Фрэнк К. Папе . Развитие в различных направлениях процессуальной работы [ объяснить ] , облегчая и удешевляя воспроизведение красивых и сложных рисунков, несомненно, во многом способствовал популяризации экслибриса — вещи, которая в прежние времена почти всегда была доступна только библиотекам предков или коллекциям, которые в других отношениях были важны. Таким образом, подавляющее большинство пластин периода 1880–1920 годов было воспроизведено методом обработки. [ объяснить ] . Некоторые художники продолжали работать с гравером. Некоторые из их работ бросают вызов сравнению с лучшими произведениями граверов прошлого. Из них наиболее известными являются Ч. В. Шерборн (см. Таблицу) и Г. В. Ева в Англии, а также в Америке Дж. В. Спенсли из Бостона, штат Массачусетс, К. У. Ф. Хопсон из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, и Э. Д. Френч из Нью-Йорка. [22]

Исследование и сбор

[ редактировать ]

Экслибрисы представляют интерес для коллекционеров либо как образцы ушедшей декоративной моды, либо как личные реликвии известных людей и могут стоить дорого. Однако ценность, придаваемая экслибрисам, за исключением предметов чисто личного интереса, сравнительно современна. [21]

Изучение и сбор экслибрисов датируется примерно 1860 годом. Первый настоящий толчок был дан появлением «Руководства по изучению экслибрисов» (Ex-Libris) лорда де Табли (тогда достопочтенного Дж. Лестера Уоррена, магистра наук). ) в 1880 году. Эта работа установила то, что сейчас принято в качестве общей классификации стилей британских экслибрисов: ранний гербовый (т. е. до Реставрации, примером которого является пластина Николаса Бэкона); Якобинский стиль — несколько вводящий в заблуждение термин, но он явно подразумевает включающий в себя тяжелую декоративную манеру эпохи Реставрации, королевы Анны и ранних георгианских времен (лансанорская пластина — якобинская); Чиппендейл (стиль, описанный выше как рококо , довольно хорошо представленный французской тарелкой Конверса); венок и лента, относящиеся к периоду, описанному как период урны, и т. д. С тех пор литература по этой теме значительно выросла. [21]

Общества коллекционеров были основаны сначала в Англии в 1891 году, затем в Германии и Франции, а затем и в США, большинство из них издавали журналы или архивы: «Журнал Общества экслибрисов» (Лондон), « Архивы де ла Société française de Collectionneurs d'ex-libris (Париж), оба ежемесячных издания; Ex -libris Zeitschrift (Берлин), ежеквартально. [21]

В 1901–1903 годах Британский музей опубликовал каталог из 35 000 экслибрисов, собранных сэром Огастесом Волластоном Фрэнксом (1826–97).

Одним из первых известных английских коллекционеров была Мария Дженкинс из Клифтона, Бристоль, которая работала в этой области во второй четверти XIX века. Ее экслибрисы позже были включены в коллекцию Джозефа Джексона Ховарда .

Некоторые коллекционеры пытаются приобрести пластинки всех видов (например, коллекция Ирен Двен Эндрюс Пейс, находящаяся сейчас в Йельском университете и насчитывающая 250 000 экземпляров). Другие коллекционеры предпочитают концентрироваться на экслибрисах в особых областях, например, гербах, изображениях кораблей, эротических табличках, шахматных фигурах, юридических символах, научных инструментах, табличках с автографами, пробных табличках, датированных табличках, табличках со знаменитостями или рисунках. определенных художников.

Современные экслибрисы и их коллекция

[ редактировать ]

С 1950-х годов возобновился интерес к коллекции экслибрисов и во многом произошла переориентация этого интереса. По-прежнему существует значительное число коллекционеров, для которых изучение экслибрисов возрастом 500 лет представляет собой увлекательный источник исторического, художественного и социокультурного интереса. Однако к ним присоединилась ныне доминирующая группа новых коллекционеров, которых больше всего интересует создание — по вполне разумной цене — миниатюрной, персонализированной коллекции художественных репродукций. В этом музее миниатюрного искусства они собирают работы своих любимых художников. Они заказывают на свое имя пронумерованные и подписанные издания экслибрисов, которые никогда не вклеиваются в книги, а служат только для целей обмена.

Существует более 50 «национальных» обществ коллекционеров экслибриса, сгруппированных в Международную федерацию обществ экслибриса (FISAE), которая каждые два года организует всемирные конгрессы.

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и источники

[ редактировать ]
  1. ^ «ex libris | Происхождение и значение фразы ex libris из онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com . Проверено 6 августа 2018 г.
  2. ^ «Разница между эксбиблиотечными книгами и экслибрисами | Копия для чтения AbeBooks» . www.abebooks.com . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 г. Проверено 6 августа 2018 г.
  3. ^ «Google Ngrams Viewer: экслибрис, экслибрис» . Проверено 24 октября 2017 г.
  4. ^ Гринфилд, Джейн (2002). Азбука переплетного дела: уникальный глоссарий с более чем 700 иллюстрациями для коллекционеров и библиотекарей . Нью-Касл (Дел.) Ноттингем (Великобритания): Пресс Oak Knoll Пресс Plough. п. 11. ISBN  978-1-884718-41-0 .
  5. ^ «Этикетки, штампы и типографские экслибрисы» . Специальные коллекции библиотеки Оклендского университета . Проверено 6 августа 2018 г.
  6. ^ Джонстон, Аластер. «Экслибрисы в библиотеке типографии, часть I» . Буктрист . Проверено 3 ноября 2017 г.
  7. ^ Джонстон, Аластер. «Экслибрисы в библиотеке типографии, часть II» . Буктрист . Проверено 3 ноября 2017 г.
  8. ^ Энциклопедия «Современный мир»: с иллюстрациями . Домашняя развлекательная библиотека. 1935. OCLC   1091880941 .
  9. ^ Мейер, Эллисон (18 ноября 2014 г.). «Экслибрисы XIX и XX веков как глубоко личные бренды домашней библиотеки» . Гипераллергический . Проверено 05 августа 2020 г.
  10. ^ Холл, HR (1 апреля 1926 г.). «Египетский королевский экслибрис: экслибрис Аменофиса III и Тейе». Журнал египетской археологии . 12 (1): 30–33. дои : 10.1177/030751332601200108 . S2CID   194003523 .
  11. ^ Флетчер, Джоан. Король-Солнце Египта – Аменхотеп III. Лондон: Издательство Дункана Бэрда. ISBN   1-900131-09-9 (2000), стр.131.
  12. ^ «Книжная тарелка» . Университет Брандейса . Август 2009 года . Проверено 6 августа 2009 г.
  13. ^ Замок 1911 , с. 230.
  14. ^ Рего, Ребекка (30 июля 2013 г.). «Ребекка Рего Барри, первый американский экслибрис...?» . Finebooksmagazine.com . Проверено 22 апреля 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Замок 1911 , с. 231.
  16. ^ Блатчли, Джон (2010). «Самый ранний экслибрис». Журнал экслибриса (8): 133–5.
  17. ^ Пирсон, Дэвид (2019). «Что такое первый английский экслибрис?» . Библиотека: Труды Библиографического общества . 20 (4, 13 декабря 2019 г.): 527–532. дои : 10.1093/библиотека/20.4.527 . ISSN   1744-8581 .
  18. ^ «Электронная книга книжных пластин «Проект Гутенберг», автор У. Дж. Харди, FSA» www.gutenberg.org . Проверено 14 июля 2020 г.
  19. ^ Замок 1911 , стр. 231–232.
  20. ^ Замок, Эгертон (1893 г.). Английские экслибрисы, древние и современные . Дж. Белл и сыновья.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Замок 1911 , с. 232.
  22. ^ Jump up to: а б Замок 1911 , с. 233.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллен, Чарльз Д., Американские книжные пластины (Арно, 1968).
  • Ареллан, Одри С., изд., Экслибрисы (Gale Res., 1971).
  • Ареллан, Одри С., Экслибрисы в новостях (Gale Res., 1986).
  • Фабер, Экслибрисы в Великобритании (1984).
  • Джонсон, Фридольф, Сокровищница экслибрисов от эпохи Возрождения до наших дней (Дувр, 1978).
  • Джонс, Луиза С., Человеческая сторона экслибриса (Ward Ritchie Press, 1959).
  • Лабушер, Норна; Уортон, Эдит (сентябрь 2009 г.). Женские книжные тарелки: иллюстрированный справочник для коллекционеров и любителей книг] (первоначально опубликовано в 1895 году) . Фредериксен Пресс. ISBN  9781444653137 .
  • Ли, Брайан Норт (1979). Британские экслибрисы: иллюстрированная история . Дэвид и Чарльз.
  • Ли, Брайан Норт (лето 1982 г.). «Изобразительные экслибрисы в Великобритании». Частная библиотека . 3. 5 (2). Ассоциация частных библиотек : 58–116.
  • Ромер, Сарджент (июнь 1916 г.). Морис, Артур Бартлетт (ред.). «Руковинки коллекции книжных тарелок» . Книжник . Том. 43, нет. 4. Нью-Йорк: Додд, Мид и Ко, стр. 398–403.
  • О'Хаген, Лорен (2020). «Социальное позирование на эдвардианском книжном листе, 1901–1915», «Коллекционер книг», 60, № 4 (зима): 662–672.
  • Северин, Марк и Рид, Энтони. Гравированные экслибрисы: европейские экслибрисы 1950–70 гг . Пиннер, Миддлсекс: Ассоциация частных библиотек, 1972 SBN 900002-91-3.
  • Шикелл, Эдвард Х., Экслибрисы для библиотек: современный дизайн для школьных, общественных, колледжей и университетских библиотек (Бичам, 1968).
  • Сиббетт, Эд, Детские экслибрисы и этикетки (Дувр, 1977).
  • Туэйтс, Ян Джеффри (2002). В другом измерении: Экслибрисы Окленда 1920–1960 гг . Окленд: Пурири Пресс. ISBN  9780908943234 .
  • Туэйтс, Ян Джеффри; Флетчер, Ри М.; Оклендское общество экслибрисов (2005). 75 лет экслибриса: Оклендское общество экслибрисов, 1930–2005 гг . Окленд: Пурири Пресс. ISBN  9780908943319 .
[ редактировать ]

Граверы экслибриса

[ редактировать ]

Общества

[ редактировать ]

Институциональные коллекции

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9a7b36853ab24d6f9ff1d2f5d08dd0c__1716421200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/0c/e9a7b36853ab24d6f9ff1d2f5d08dd0c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ex Libris (bookplate) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)