Каноны построения страниц
Каноны построения страниц представляют собой исторические реконструкции, основанные на тщательном измерении сохранившихся книг и известных математических и инженерных методах того времени, а также на методах создания рукописных рамок, которые, возможно, использовались в книжном дизайне эпохи Средневековья или Возрождения для разделите страницу на приятные пропорции. С момента своей популяризации в 20 веке эти каноны повлияли на современный книжный дизайн в том, как пропорции страниц, поля и области шрифта ( печатные пространства строятся ) книг.
Понятие канонов, или законов формы построения книжных страниц, было популяризировано Яном Чихольдом в середине-конце двадцатого века на основе работ Х. А. ван де Граафа , Рауля Розариву , Ганса Кайзера и других. [1] Чихольд писал: «Хотя сегодня в значительной степени забыты методы и правила, которые невозможно улучшить, они разрабатывались веками. Чтобы создавать идеальные книги, эти правила необходимо воплотить в жизнь и применять». как цитируется в Hendel 1998 , с. Эйн Кайзера Teilungskanon 1946 года. 7. Гармоника [2] [3] ранее использовал термин канон в этом контексте.
Типографы и книжные дизайнеры по сей день находятся под влиянием этих принципов при макетировании страниц , с вариациями, связанными с наличием стандартизированных размеров бумаги и различными типами коммерческих печатных книг. [4]
Канон Ван де Граафа [ править ]

Канон Ван де Граафа представляет собой историческую реконструкцию метода, который, возможно, использовался в книжном дизайне для разделения страницы в приятных пропорциях. [5] Этот канон также известен как «тайный канон», используемый во многих средневековых рукописях и инкунабулах .
Геометрическое решение конструкции канона Ван де Граафа, которое работает для любого соотношения ширины и высоты страницы, позволяет дизайнеру книги расположить текстовую область в определенной области страницы. При использовании канона пропорции сохраняются при создании приятных и функциональных полей размером 1/9 и 2/9 размера страницы. [6] Получающееся внутреннее поле составляет половину внешнего поля и имеет пропорции 2:3:4:6 (внутреннее:верхнее:внешнее:нижнее), когда пропорция страницы составляет 2:3 (в более общем случае 1:R:2:2R). для пропорции страницы 1:R [7] ). Этот метод был открыт Ван де Граафом и использован Чихольдом и другими современными дизайнерами; они предполагают, что он может быть старше. [8] Пропорции страниц различаются, но чаще всего используется пропорция 2:3. Чихольд пишет: «В целях лучшего сравнения я взял за основу пропорцию страницы 2:3, которую Ван де Грааф не использует». [9] В этом каноне шрифтовая область и размер страницы имеют одинаковые пропорции, а высота шрифтовой области равна ширине страницы. Этот канон популяризировал Ян Чихольд в своей книге «Форма книги» . [10]
Роберт Брингхерст в своей книге «Элементы типографского стиля » утверждает, что пропорции, полезные для форм страниц, в равной степени полезны для формирования и позиционирования текстового блока. Это часто имело место в средневековых книгах, хотя позже, в эпоху Возрождения, типографы предпочитали применять более полифоническую страницу, в которой пропорции страницы и текстового блока различались. [11]
Золотой канон [ править ]


«Золотой канон построения страниц» Чихольда. [10] основан на простых целочисленных соотношениях, эквивалентных «типографской божественной пропорции» Розариву. [12]
Интерпретация Росариву [ править ]
Рауль Росариву проанализировал книги эпохи Возрождения с помощью циркуля и линейки и в своей книге Divina proporción typográfica («Типографическая божественная пропорция», впервые опубликованной в 1947 году) пришел к выводу, что Гутенберг , Петер Шёффер , Николаус Дженсон и другие применили золотой канон построения страниц в своих произведениях. [13] По словам Розариво, его работа и утверждение о том, что Гутенберг использовал «золотое число» 2:3 или «секретное число», как он его называл, для установления гармонических отношений между различными частями произведения, [14] был проанализирован экспертами Музея Гутенберга и переиздан в официальном журнале Gutenberg-Jahrbuch . [15] Рос Висенте указывает, что Розариво «демонстрирует, что у Гутенберга был модуль, отличный от известного модуля Луки Пачоли » ( золотое сечение ). [15]
Чихольд также интерпретирует золотое число Розариву как 2:3, говоря:
На рисунке 5 высота шрифтовой области равна ширине страницы: используя соотношение страницы 2:3 (условие этого канона), мы получаем одну девятую ширины бумаги для внутреннего поля, две девятые для внешнее поле или передний край, одну девятую высоты бумаги для верхнего поля и две девятые для нижнего поля. Площадь шрифта и размер бумаги находятся в равных пропорциях. ... То, что я обнаружил как канон авторов рукописей, Рауль Розариву также оказался каноном Гутенберга. Он находит размер и положение шрифтовой области, разделив диагональ страницы на девятые части. [9]
Цифры, на которые он ссылается, воспроизводятся здесь в совокупности.
Мэном Интерпретация Гутенберга Джоном
Историк Джон Мэн предполагает, что как страницы, так и печатная площадь Библии Гутенберга были основаны на золотом сечении (обычно приближенном к десятичному 0,618 или соотношению 5:8). [16] Он называет размеры половины страницы Библии Гутенберга 30,7 x 44,5 см, соотношение 0,690, близкое к золотому сечению Розариву 2:3 (0,667), но не к золотому сечению (0,618).
Чихольд и золотое сечение [ править ]
Основываясь на работе Розариву, современные эксперты по книжному дизайну, такие как Ян Чихольд и Рихард Хендель, также утверждают, что пропорции страниц золотого сечения использовались в дизайне книг , в рукописях и инкунабулах , в основном в тех, которые были созданы между 1550 и 1770 годами. Хендель пишет, что со времен Гутенберга книги чаще всего печатались в вертикальном положении, что в некоторой степени, если не точно, соответствует золотому сечению. [17]

Эти пропорции страниц, основанные на золотом сечении, обычно описываются через его конвергенты , такие как 2:3, 3:5, 5:8, 8:13, 13:21, 21:34 и т. д.
Чихольд говорит, что общие соотношения пропорций страниц, используемые в дизайне книг, включают 2:3, 1: √ 3 и золотое сечение. Изображение с круговыми дугами отображает пропорции средневековой рукописи, которые, по словам Чихольда, характеризуются «Пропорцией страницы 2:3. Пропорции полей 1:1:2:3. Область шрифта соответствует золотому сечению. Нижний внешний угол текстовая область также фиксируется диагональю». [18] Под золотым сечением он не подразумевает точно равное, что противоречило бы заявленным пропорциям.
Чихольд называет конструкцию, эквивалентную конструкции ван де Граафа или Розариву, с соотношением страниц 2:3, «Золотым каноном построения книжных страниц, который использовался во времена поздней готики лучшими писцами». Что касается канона с дугообразной конструкцией, который дает соотношение площадей шрифта, близкое к золотому сечению, он говорит: «Я абстрагировался от рукописей, которые еще старше. Несмотря на то, что они красивы, сегодня они вряд ли будут полезны». [19]
О различных пропорциях страниц, к которым может применяться такой канон, он говорит: «Страницы книг имеют множество пропорций, т. е. соотношений между шириной и высотой. Каждый знает, по крайней мере понаслышке, пропорцию Золотого Сечения, ровно 1: 1,618. Соотношение 5:8 — не более чем приближение к золотому сечению. Было бы трудно придерживаться того же мнения о соотношении 2:3». [20]
Чихольд также выражает предпочтение одним соотношениям перед другими: «Геометрически определяемые иррациональные пропорции страницы, такие как 1:1,618 ( Золотое сечение »), 1: √2 « , 1: , 1,538 1 : √3, 1:√5 , и простые рациональные Пропорции 1:2, 2:3, 5:8 и 5:9 я называю ясными, намеренными и определенными. Все остальные соотношения являются неясными и случайными. Разница между ясным и неясным соотношением, хотя и незначительная, но заметна. Во многих книгах показаны не четкие пропорции, а случайные». [21]
цитируемые Джоном Мэном, не очень близки к золотому сечению. Гутенберга, Размеры страниц [22] но конструкция Розариву или ван де Граафа применяется Чихольдом для создания приятного шрифта на страницах произвольных пропорций, даже таких случайных.
Текущие приложения [ править ]
Ричард Хендел, заместитель директора Университета Северной Каролины , описывает книжный дизайн как ремесло со своими традициями и относительно небольшим набором общепринятых правил. [23] Обложка его книги « О книжном дизайне» . [24] содержит канон Ван де Граафа.
Кристофер Берк в своей книге о немецком типографе Пауле Реннере , создателе шрифта Futura , описал свои взгляды на пропорции страницы:
Реннер по-прежнему отстаивал традиционные пропорции полей, самые большие из которых располагались внизу страницы, «потому что мы держим книгу за нижнее поле, когда берем ее в руку и читаем». Это указывает на то, что в качестве воображаемой модели он представлял себе небольшую книгу, возможно, роман. Тем не менее, он сделал прагматичную ноту, добавив, что традиционному правилу пропорций маржи нельзя следовать как доктрине: например, широкие поля для карманных книг были бы контрпродуктивными. Точно так же он опроверг представление о том, что шрифтовая область должна иметь те же пропорции, что и страница: он предпочитал доверять визуальному суждению при оценке размещения шрифтовой области на странице, а не следовать заранее определенной доктрине. [25]
Брингхерст описывает страницу книги как осязаемую пропорцию, которая вместе с текстовым блоком создает антифонную геометрию, способную привязать читателя к книге или, наоборот, напрячь его нервы или оттолкнуть читателя. [26]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Чихольд 1991 , с. 46.
- ^ Кайзер 1946 .
- ^ Анон. нд .
- ^ Эггер 2004 , с. 52.
- ^ Грааф ван де 1946 : по цитате Чихольда и других; оригинал не проверен
- ^ Чихольд 1991 , стр. 28, 37, 48, 51, 58, 61, 138, 167, 174.
- ^ Макс 2010 , стр. 137–141.
- ^ Херлберт 1982 , с. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чихольд 1991 , с. 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чихольд 1991 .
- ^ Брингхерст 1999 , с. 163.
- ^ Розариво 1953 , с. 1.
- ^ Гонки .
- ^ Розариво 1953 «… золотое число или ключевое число, на которое Гутенберг полагался для установления гармоничных отношений между различными частями произведения»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винсент 2004 , с. 41-61.
- ^ Man 2002 , стр. 166–67: «Страница в половину фолио (30,7 x 44,5 см) состояла из двух прямоугольников — всей страницы и ее текстовой области — на основе так называемого «золотого сечения», которое определяет решающее соотношение между короткой и длинной сторонами и дает иррациональное число, как и число Пи, но имеет соотношение примерно 5:8 (сноска: соотношение равно 0,618.... ad inf обычно округляется до 0,625)»
- ^ Хендель 1998 , с. 34.
- ^ Чихольд 1991 , с. 43, рис. 4: «Рамка идеальных пропорций в средневековой рукописи без нескольких колонок. Определена Яном Чихольдом в 1953 году. Пропорции страницы 2:3, пропорции полей 1:1:2:3, шрифтовая область пропорциональна золотому сечению. Нижняя часть внешний угол текстовой области также фиксируется диагональю». (в голландской версии «letterveld volgens de Gulden Snede» — типовая территория в соответствии с «Золотым сечением»).
- ^ Чихольд 1991 , с. 44.
- ^ Чихольд 1991 , с. 37.
- ^ Чихольд 1991 , стр. 37–38.
- ^ Человек 2002 .
- ^ Хендель 1998 , стр. 1–5.
- ^ Хендель 1998 .
- ^ Берк 1998 .
- ^ Брингхерст 1999 , с. 145.
Источники [ править ]
- Анон. (без даты). «Записки о Вилларе де Оннекуре, 1900–1949» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 г.
Попытка длиной в статью (стр. 32) продемонстрировать использование пифагорейской музыкальной пропорции в качестве основы геометрии в трех фигурах Виллара: л. 18р, две фигуры внизу; и след. 19р, крайняя правая цифра во втором ряду сверху. Хотя сам геометрический рисунок, несомненно, создан на основе пифагоровского монохорда, Кайзер не убеждает читателя в том, что Виллар понял его музыкальную основу. Кайзер, по-видимому, работал с фотографиями оригинальных фолиантов, и значение утверждения Кайзера можно резюмировать в его собственном признании (стр. 30), что геометрия Виллара не соответствует геометрии пифагорейского рисунка, если он правильно нарисован.
- Брингхерст, Роберт (1999). Элементы типографского стиля . Пойнт Робертс, Вашингтон: Хартли и Маркс. ISBN 978-0-88179-132-7 .
- Берк, Кристофер (1998). Пол Реннер: Искусство типографики . Нью-Йорк: Princeton Architectural Press. ISBN 978-1-56898-158-1 .
- Каррерас, Фабиан, Росариву, 1903–2003 гг ., архивировано из оригинала 21 октября 2007 г. , получено 16 марта 2008 г.
- Эггер, Вилли (2004). «Помогите! Область набора текста» (PDF) . Карты . 30 . De Nederlandstalige TeX Gebruikersgroep. показан канон Ван де Граафа и вариант, делящий страницу на двенадцатые части)
- Граф, JA (ноябрь 1946 г.). «Новый расчет для придания формы». Тете: Технический журнал полиграфической индустрии (на голландском языке). Амстердам: 95–100.
- Хендель, Ричард (1998). О книжном дизайне . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07570-0 .
- Херлберт, Аллен (1982). Grid: модульная система для дизайна и производства газет, журналов и книг . Нью-Йорк: Уайли. ISBN 978-0-471-28923-4 .
- Кайзер, Ганс (1946). Канон гармоничного разделения страниц: анализ геометрической фигуры в книге Баухауза Виллара де Оннекура [ Канон гармоничного разделения страниц: анализ геометрической фигуры в книге Баухауза Виллара де Оннекура ] (на немецком языке). Цюрих: Издательство Occident.
- Мужчина, Джон (2002). Гутенберг: Как один человек изменил мир с помощью слов . Уайли. ISBN 978-0-471-21823-4 .
- Макс, Стэнли М. (2010). «Золотой канон» построения книжных страниц: геометрическое доказательство пропорций». Журнал математики и искусств . 4 (3): 137–141. дои : 10.1080/17513470903458205 . ISSN 1751-3472 . S2CID 123606086 .
- Росариву, Рауль М. (1953). Divina типографские пропорции [ Божественные типографские пропорции ] (на испанском языке). Ла-Плата, Аргентина: Министерство образования провинции Буэнос-Айрес.
- Чихольд, Ян (1991). Форма книги: Очерки морали хорошего дизайна . Хартли и Маркс. ISBN 978-0-88179-116-7 .
- Висенте, Рос (2004). «Рауль Марио Розариву, или любовь к книге» (PDF) . Инфоразнообразие (на испанском языке). 7 . Аргентина: Общество библиотечных исследований. ISSN 1514-514X . Архивировано (PDF) из оригинала 7 марта 2008 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Элам, Кимберли (2001). Геометрия дизайна: исследования пропорций и композиции . Принстонская архитектурная пресса. ISBN 978-1-56898-249-6 .
- Лука Пачоли , О божественной пропорции (1509)
- Леманн-Хаупт, Хельмут (1931). Пять веков книжного дизайна: обзор стилей в библиотеке Колумбии . Колумбийский университет.
- Прието, Ана Белен Санчес (26 декабря 2012 г.). «Геометрия кодекса и ее семиотика» . Эйкон/Имаго . 1 (2): 131–152. дои : 10.5209/eiko.73354 .
- Рауль Росариву . Божественная типографская пропорция
- «Божественная пропорция типографики» . Rosarivo.com.ar (на испанском языке). Архивировано из оригинала 18 марта 2010 г.
- «Божественная пропорция типографики» . FabianCarreras.com.ar (на испанском языке). Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. (Краткое обсуждение его работы)
Внешние ссылки [ править ]
- «Дань Ричарду Экерсли: книжному дизайнеру британского происхождения» . Архивировано из оригинала 11 января 2010 г. Проверено 30 января 2008 г.
- Чарчар, Алекс (12 июля 2010 г.). «Тайный закон страничной гармонии» . Ретинарт . Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 17 апреля 2023 г.