Полифония (литература)
литературе полифония особенность повествования В — , включающая разнообразие одновременных точек зрения и голосов. Кэрил Эмерсон описывает это как «децентрированную авторскую позицию, которая придает обоснованность всем голосам». [1] Понятие было введено Михаилом Бахтиным , используя метафору, основанную на музыкальном термине полифония .
Основным образцом полифонии Бахтина была Федора Достоевского проза . По Бахтину, главная особенность романов Достоевского — « множественность самостоятельных и неслитных голосов и сознаний, настоящая полифония вполне действительных голосов ». Его главные персонажи являются «по самому характеру своего творческого замысла не только объектами авторского дискурса, но и субъектами собственного, непосредственно означающего дискурса ». [2]
Полифония в литературе есть следствие диалогического ощущения истины в сочетании с особой авторской позицией, делающей возможной реализацию этого смысла на странице. [3] Диалогическое чувство истины, как оно проявляется у Достоевского, есть радикально иной способ понимания мира, чем монологический . Романы Достоевского, по мнению Бахтина, не могут быть поняты изнутри монологической традиции западной мысли, образа мышления об «истине», господствовавшего на протяжении многих столетий в религии, науке, философии и литературе.
Монологическое и диалогическое
[ редактировать ]В монологической концепции истины «истина» или «ложность» мысли/утверждения/предложения существует независимо от того, кто ее высказывает. Монологическая истина — это истина бестелесная, или то, что Бахтин называет «ничейными мыслями». [4] Истинность предложения определяется исключительно ссылкой на его точность или неточность по отношению к его объекту. По существу, не имеет значения, кто это произносит: это абстракция, имеющая одинаковое отношение к истине, независимо от того, кто ее произносит. В философии и науке подобные «отдельные мысли» обычно формируются с целью монологической систематизации истины, которая также будет «ничейной». Даже если такая система создается коллективно, она выражается и постигается в форме единого сознания, потенциально высказанного кем угодно, но всегда одного и того же. Сторонник такой системы «имеет только один принцип когнитивной индивидуализации: ошибка . Истинные суждения не привязаны к личности, а соответствуют некоторому единому, систематически монологическому контексту. Только ошибка индивидуализирует». [5]
В противовес этой модели истины Бахтин постулирует истину, требующую множественности сознаний, нечто такое, что не может вместиться в одно сознание; скорее, он возникает в точке контакта между различными сознаниями и по своей сути «полон событийного потенциала». [5] Критика Бахтиным монологической концепции истины состоит в том, что она абстрагирует и стирает «событие» события – все в нем, что делает его уникальным, незавершенным и полным нереализованного потенциала. В его концепции неизведанные и непредвиденные возможности возникают из взаимодействия автономных, незавершенных сознаний, и в этом состоит истинная, живая природа человеческого существования. [6] «Открытый диалог» — словесное проявление этой истины, а полифония — ее художественное воплощение в литературной форме.
Голос-идея
[ редактировать ]В полифоническом романе голоса «неслиты»: они «не могут содержаться в одном сознании, как в монологизме. Скорее, их раздельность необходима для диалога: даже когда они соглашаются, они делают это с разных точек зрения и разных смыслов». мира». [7] Достоевский мыслил не мыслями как предложениями, имеющими измеримую истинностную ценность, а «точками зрения, сознаниями, голосами». [8] Носителем истины «является не утверждение, а целостная точка зрения, целостная позиция личности». [8] Идея . не имеет реального существования отдельно от личности персонажа: существует «художественное слияние» личности и идеи, которое создает непреодолимую духовную ориентацию, уникальную для этого персонажа, позволяющую им «означать непосредственно» Идея, таким образом, «живет» в мире: у Достоевского нет бесплотной («ничейной») мысли и идеи. Для обозначения этого единства идеи и личности Бахтин использует термин «голос-идея». В творческом процессе Достоевского композиционная структура романа стихийно формируется вокруг взаимодействия этой множественности голосов-идей. Из этого не может возникнуть никакой абстрактной, монологической системы , а только «конкретное событие, состоящее из организованных человеческих ориентаций и голосов». [8]
Позиция автора
[ редактировать ]Монологическое авторство
[ редактировать ]В монологическом романе доминирует авторская идеология, обеспечивающая объединяющую силу произведения. Автор всегда сохраняет «высший смысловой авторитет». Истины, явно внешние для автора, например, принадлежащие персонажу, являются «представленными» истинами: они репрезентированы изнутри идеологической структуры автора, призваны к их целесообразности по отношению к общей цели и плану автора. [9] Идеи либо подтверждаются , либо отвергаются . Утвержденная идея, соответствующая единому мировоззрению, выраженному через произведение, «находит объективное выражение в своем особом акценте, в своем особом положении внутри произведения в целом, в самой речевой и стилистической форме ее высказывания и в целом ряде других, бесконечно разнообразных средств продвижения мысли как означающей, утверждаемой мысли». [4] Если идея выходит за рамки мировоззрения автора, она может быть полемически отвергнута или сведена к отрицательному «атрибуту» характера, выражению завершенного психологического или морального «качества». Его статус — «социально типичных или индивидуально характерных проявлений мысли». [10] Оно объективируется автором и всегда лишено способности «непосредственно обозначать» само по себе. Способность идеи напрямую означать невозможна в монологическом мире, где есть только утверждение или отрицание. Бахтин утверждает, что это факт не только художественно созданного мира, но и «всей идеологической культуры новейшего времени». [4]
Полифоническое авторство
[ редактировать ]В полифоническом письме автор должен отказаться от монологического контроля над произведением. В противном случае невозможна реализация диалогического мироощущения, где автономные и незавершенные личности взаимодействуют на своих условиях. Это возможно только в том случае, если персонаж действительно является другим сознанием, имеющим равные права на значение, а не просто «созданным» персонажем в навязанной автором реальности. Автор полифонического романа противостоит своим героям на равных. Он не отказывается от собственной идеологической позиции ради иллюзорной объективности, а помещает ее непосредственно среди равнозначных голосов-идей, которые с ней расходятся, и провоцирует их конфронтацию с ней и с другими голосами-идеями. Поскольку его собственный голос имеет не большее и не меньшее экзистенциальное значение, чем любой другой голос, автор сам заранее не знает, каков будет исход этих противостояний. Спровоцированные таким образом взаимодействия наполнены «потенциалом события»: выводы не предопределены, ничто по-настоящему не заканчивается, и ни один персонаж не может быть окончательно завершен извне. Таким образом, роль автора в полифоническом романе двояка: «он создает мир, где в диалог вступают множество несопоставимых точек зрения, и в совершенно отчетливой роли он сам участвует в этом диалоге. Он — один из собеседников в этом диалоге». великий диалог», который он сам создал». [11]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Бахтин М.М. (1984), Проблемы поэтики Достоевского . Эд. и транс. Кэрил Эмерсон. Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
- Бахтин М.М. (1981) Диалогическое воображение: четыре очерка . Эд. Майкл Холквист. Пер. Кэрил Эмерсон и Майкл Холквист. Остин и Лондон: Техасский университет Press.
- Гэри Сол Морсон и Кэрил Эмерсон (1990). Михаил Бахтин: Создание прозаики . Издательство Стэнфордского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эмерсон, Кэрил (март 2019 г.). «Михаил Бахтин» . Философия: Энциклопедия русской мысли . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Бахтин, Михаил (1984). Проблемы поэтики Достоевского . Университет Миннесоты Пресс. стр. 6–7 .
- ^ Морсон, Гэри Сол; Эмерсон, Кэрил (1990). Михаил Бахтин: Создание прозаики . Издательство Стэнфордского университета. п. 234.
- ^ Jump up to: а б с Бахтин (1984). п. 80
- ^ Jump up to: а б Бахтин (1984). п. 81
- ^ Морсон и Эмерсон (1990). п. 236
- ^ Морсон и Эмерсон (1990). п. 237
- ^ Jump up to: а б с Бахтин (1984). п. 93
- ^ Морсон и Эмерсон (1990). п. 238
- ^ Бахтин (1984). п. 82
- ^ Морсон и Эмерсон (1990). п. 239