Jump to content

Полифония (литература)

литературе полифония особенность повествования В , включающая разнообразие одновременных точек зрения и голосов. Кэрил Эмерсон описывает это как «децентрированную авторскую позицию, которая придает обоснованность всем голосам». [1] Понятие было введено Михаилом Бахтиным , используя метафору, основанную на музыкальном термине полифония .

Основным образцом полифонии Бахтина была Федора Достоевского проза . По Бахтину, главная особенность романов Достоевского — « множественность самостоятельных и неслитных голосов и сознаний, настоящая полифония вполне действительных голосов ». Его главные персонажи являются «по самому характеру своего творческого замысла не только объектами авторского дискурса, но и субъектами собственного, непосредственно означающего дискурса ». [2]

Полифония в литературе есть следствие диалогического ощущения истины в сочетании с особой авторской позицией, делающей возможной реализацию этого смысла на странице. [3] Диалогическое чувство истины, как оно проявляется у Достоевского, есть радикально иной способ понимания мира, чем монологический . Романы Достоевского, по мнению Бахтина, не могут быть поняты изнутри монологической традиции западной мысли, образа мышления об «истине», господствовавшего на протяжении многих столетий в религии, науке, философии и литературе.

Монологическое и диалогическое

[ редактировать ]

В монологической концепции истины «истина» или «ложность» мысли/утверждения/предложения существует независимо от того, кто ее высказывает. Монологическая истина — это истина бестелесная, или то, что Бахтин называет «ничейными мыслями». [4] Истинность предложения определяется исключительно ссылкой на его точность или неточность по отношению к его объекту. По существу, не имеет значения, кто это произносит: это абстракция, имеющая одинаковое отношение к истине, независимо от того, кто ее произносит. В философии и науке подобные «отдельные мысли» обычно формируются с целью монологической систематизации истины, которая также будет «ничейной». Даже если такая система создается коллективно, она выражается и постигается в форме единого сознания, потенциально высказанного кем угодно, но всегда одного и того же. Сторонник такой системы «имеет только один принцип когнитивной индивидуализации: ошибка . Истинные суждения не привязаны к личности, а соответствуют некоторому единому, систематически монологическому контексту. Только ошибка индивидуализирует». [5]

В противовес этой модели истины Бахтин постулирует истину, требующую множественности сознаний, нечто такое, что не может вместиться в одно сознание; скорее, он возникает в точке контакта между различными сознаниями и по своей сути «полон событийного потенциала». [5] Критика Бахтиным монологической концепции истины состоит в том, что она абстрагирует и стирает «событие» события – все в нем, что делает его уникальным, незавершенным и полным нереализованного потенциала. В его концепции неизведанные и непредвиденные возможности возникают из взаимодействия автономных, незавершенных сознаний, и в этом состоит истинная, живая природа человеческого существования. [6] «Открытый диалог» — словесное проявление этой истины, а полифония — ее художественное воплощение в литературной форме.

Голос-идея

[ редактировать ]

В полифоническом романе голоса «неслиты»: они «не могут содержаться в одном сознании, как в монологизме. Скорее, их раздельность необходима для диалога: даже когда они соглашаются, они делают это с разных точек зрения и разных смыслов». мира». [7] Достоевский мыслил не мыслями как предложениями, имеющими измеримую истинностную ценность, а «точками зрения, сознаниями, голосами». [8] Носителем истины «является не утверждение, а целостная точка зрения, целостная позиция личности». [8] Идея . не имеет реального существования отдельно от личности персонажа: существует «художественное слияние» личности и идеи, которое создает непреодолимую духовную ориентацию, уникальную для этого персонажа, позволяющую им «означать непосредственно» Идея, таким образом, «живет» в мире: у Достоевского нет бесплотной («ничейной») мысли и идеи. Для обозначения этого единства идеи и личности Бахтин использует термин «голос-идея». В творческом процессе Достоевского композиционная структура романа стихийно формируется вокруг взаимодействия этой множественности голосов-идей. Из этого не может возникнуть никакой абстрактной, монологической системы , а только «конкретное событие, состоящее из организованных человеческих ориентаций и голосов». [8]

Позиция автора

[ редактировать ]

Монологическое авторство

[ редактировать ]

В монологическом романе доминирует авторская идеология, обеспечивающая объединяющую силу произведения. Автор всегда сохраняет «высший смысловой авторитет». Истины, явно внешние для автора, например, принадлежащие персонажу, являются «представленными» истинами: они репрезентированы изнутри идеологической структуры автора, призваны к их целесообразности по отношению к общей цели и плану автора. [9] Идеи либо подтверждаются , либо отвергаются . Утвержденная идея, соответствующая единому мировоззрению, выраженному через произведение, «находит объективное выражение в своем особом акценте, в своем особом положении внутри произведения в целом, в самой речевой и стилистической форме ее высказывания и в целом ряде других, бесконечно разнообразных средств продвижения мысли как означающей, утверждаемой мысли». [4] Если идея выходит за рамки мировоззрения автора, она может быть полемически отвергнута или сведена к отрицательному «атрибуту» характера, выражению завершенного психологического или морального «качества». Его статус — «социально типичных или индивидуально характерных проявлений мысли». [10] Оно объективируется автором и всегда лишено способности «непосредственно обозначать» само по себе. Способность идеи напрямую означать невозможна в монологическом мире, где есть только утверждение или отрицание. Бахтин утверждает, что это факт не только художественно созданного мира, но и «всей идеологической культуры новейшего времени». [4]

Полифоническое авторство

[ редактировать ]

В полифоническом письме автор должен отказаться от монологического контроля над произведением. В противном случае невозможна реализация диалогического мироощущения, где автономные и незавершенные личности взаимодействуют на своих условиях. Это возможно только в том случае, если персонаж действительно является другим сознанием, имеющим равные права на значение, а не просто «созданным» персонажем в навязанной автором реальности. Автор полифонического романа противостоит своим героям на равных. Он не отказывается от собственной идеологической позиции ради иллюзорной объективности, а помещает ее непосредственно среди равнозначных голосов-идей, которые с ней расходятся, и провоцирует их конфронтацию с ней и с другими голосами-идеями. Поскольку его собственный голос имеет не большее и не меньшее экзистенциальное значение, чем любой другой голос, автор сам заранее не знает, каков будет исход этих противостояний. Спровоцированные таким образом взаимодействия наполнены «потенциалом события»: выводы не предопределены, ничто по-настоящему не заканчивается, и ни один персонаж не может быть окончательно завершен извне. Таким образом, роль автора в полифоническом романе двояка: «он создает мир, где в диалог вступают множество несопоставимых точек зрения, и в совершенно отчетливой роли он сам участвует в этом диалоге. Он — один из собеседников в этом диалоге». великий диалог», который он сам создал». [11]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бахтин М.М. (1984), Проблемы поэтики Достоевского . Эд. и транс. Кэрил Эмерсон. Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
  • Бахтин М.М. (1981) Диалогическое воображение: четыре очерка . Эд. Майкл Холквист. Пер. Кэрил Эмерсон и Майкл Холквист. Остин и Лондон: Техасский университет Press.
  • Гэри Сол Морсон и Кэрил Эмерсон (1990). Михаил Бахтин: Создание прозаики . Издательство Стэнфордского университета.
  1. ^ Эмерсон, Кэрил (март 2019 г.). «Михаил Бахтин» . Философия: Энциклопедия русской мысли . Проверено 30 апреля 2020 г.
  2. ^ Бахтин, Михаил (1984). Проблемы поэтики Достоевского . Университет Миннесоты Пресс. стр. 6–7 .
  3. ^ Морсон, Гэри Сол; Эмерсон, Кэрил (1990). Михаил Бахтин: Создание прозаики . Издательство Стэнфордского университета. п. 234.
  4. ^ Jump up to: а б с Бахтин (1984). п. 80
  5. ^ Jump up to: а б Бахтин (1984). п. 81
  6. ^ Морсон и Эмерсон (1990). п. 236
  7. ^ Морсон и Эмерсон (1990). п. 237
  8. ^ Jump up to: а б с Бахтин (1984). п. 93
  9. ^ Морсон и Эмерсон (1990). п. 238
  10. ^ Бахтин (1984). п. 82
  11. ^ Морсон и Эмерсон (1990). п. 239
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 709954e02a35109d8db407172cec34ee__1718647620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/ee/709954e02a35109d8db407172cec34ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polyphony (literature) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)